4 бюджетная система государства

ТЕМА 4 БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА Образовательные задачи темы Изучив данную тему, студент должен:уяснить экономическое содержание государственного бюджета как экономического явления и понять его роль в выполнении государством своих функций;знать устройство бюджетной системы Российской Федерации и представлять взаимосвязи в бюджетной системе;понять сущность бюджетного федерализма и особенность его реализации в Российской Федерации; понять механизм формирования доходов и расходов бюджетов бюджетной системы и особенности их структуры в федеральном, региональном и местном бюджетах; знать организацию бюджетного процесса в России и содержание его этапов; уяснить принципы и подходы к бюджетной планированию в России в современных условиях. Ключевые понятия Бюджет, роспись бюджета, бюджетный механизм, бюджетные отношения, бюджетное устройство, бюджетная система, вид бюджета, федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, бюджет муниципального образования, консолидированный бюджет, бюджетный федерализм, бюджетные полномочия, делегирование государственных полномочий, налоговый потенциал, межбюджетные отношения, бюджетное выравнивание, бюджетное регулирование, вертикальное выравнивание бюджетов, горизонтальное выравнивание бюджетов, норматив минимальной бюджетной обеспеченности, государственные минимальные социальные стандарты, социальные нормы, межбюджетные трансферты, дотация, субсидия, субвенция, временный кассовый разрыв, средства по взаимным расчетам, отрицательные трансферты, сбалансированность бюджета, профицит бюджета, дефицит бюджета, ненефтегазовый дефицит бюджета, нефтегазовые трансферты, доходы бюджета, нефтегазовые доходы бюджета, собственные доходы бюджета, расходы бюджета, публичные правовые обязательства, публичные обязательства, расходные обязательства, реестр расходных обязательств, бюджетные обязательства, денежные обязательства публично-правовых образований, бюджетные ассигнования, государственные (муниципальные) услуги физическим и юридическим лицам, государственные (муниципальные) заказы, государственные закупки, государственное (муниципальное) задание, бюджетные инвестиции, бюджетные резервы, бюджетные ограничения, бюджетный процесс, бюджетный год, текущий финансовый год, плановый период, бюджетный цикл, главные распорядители бюджетных средств, распорядители бюджетных средств, бюджетополучатель, бюджетное учреждение, администраторы ходов бюджета, главный администратор доходов бюджета, главный администратор источников финансирования дефицита бюджета, администратор источников финансирования дефицита бюджета, бюджетная классификация, бюджетная роспись, сводная бюджетная роспись, лимит бюджетных обязательств, кассовое обслуживание исполнения бюджета, объемы бюджетного финансирования. ^ 4. ДОХОДЫ БЮДЖЕТА И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ Функционирование государственного бюджета происходит посредством существования особых экономических форм – доходов и расходов. Каждая из них имеет специфическое общественное назначение: доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы – удовлетворению государственных потребностейСхема 4.16^ 4.1. Сущность и классификация доходов бюджета Экономические отношения, возникающие в процессе формирования централизованного общегосударственного фонда денежных средств.Сущность Совокупность денежных средств, поступающих в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов федерации и ОМСУ за исключением средств, являющихся в соответствии с БК РФ источниками финансирования дефицита бюджета. .По материально-вещественному воплощению создание устойчивой финансовой базы у органа власти и ОМСУ для выполнения своих функций; инструмент государственного регулирования социально-экономических процессов через выбор форм и методов их аккумуляцииНазначение Доходы бюджета: налоговые поступления неналоговые поступления безвозмездные поступления Источники покрытия дефицита: внутренние заимствования внешние заимствования Поступления бюджета все денежные средства, поступающие в государственный денежный фонд ^ Государственные доходы система денежных отношений, связанная с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и государственных предприятий^ Доходы бюджетаРесурсы государственных внебюджетных фондовДоходы государственных предприятий и организаций Доходы бюджета – более узкая группа денежных отношений в сравнении с государственными доходами Доходы, полученные по операциям на финансовом рынкеПродолжение схемы 4.16 Внутренние: НД, т.е. доходы бюджета выражают отношения распределения и перераспределения НД иногда часть национального богатства страны Внешние: НД другой страны в форме внешних займов, доходов от ВЭД национальное богатство другой страны (в исключительных случаях)Источники формирования доходов бюджетаС ^ ВИДЫ ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ (ст. 41, 51, 57 62 БК РФ) хема 4.17 1. НАЛОГОВЫЕ – доходы от предусмотренных НК РФ налогов и сборов, в т.ч. от специальных налоговых режимов, а также пеней и штрафов по ним. ^ 2. НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ: таможенные пошлины и сборы (только для федерального бюджета);доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов (кроме доходов от использования имущества, находящегося в оперативном управлении автономных учреждений), в т.ч. арендная плата, часть прибыли унитарных предприятий;доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной (муниципальной) собственности, за исключением имущества автономных учреждений, ГУПов, МУПов, после уплаты налогов;доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов и возмещения затрат государства (консульские сборы, доходы от проведения товарных интервенций из запасов федерального интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; от оказания информационно-консультационных, визовых и иных видов услуг; пошлины за патентование изобретений; плата пользователей радиочастотным спектром, и др.)средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в т.ч. штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, МО (в БК РФ четко установлено, за правонарушение в какой сфере и по какому нормативу поступают доходы в тот или иной бюджет); средства самообложения граждан; прочие неналоговые доходы (лицензионные сборы; плата за негативное воздействие на окружающую среду; плата за использование лесов; плата за пользование водными объектами; разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии (бонусы), по участкам недр, содержащих месторождения природных алмазов и др.) ^ 3. БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ: дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ; субсидии из других бюджетов бюджетной системы (межбюджетные субсидии); субвенции из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ; иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы; безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств.Продолжение схемы 4.17 ^ ОТЛИЧИЕ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА ОТ НЕНАЛОГОВЫХОбщееОсобенности неналоговых доходов бюджета Большинство неналоговых платежей имеют двусторонний характер, т.е. субъекты правоотношений, возникающих по поводу их уплаты, имеют взаимные права и обязанности, что придает им характер возмездности (государство обязано предоставить право на занятие какой-либо деятельностью, оказать определенную платную услугу и т.п.) Налоги – безвозмездны. Уплачиваются юридическими и физическими лицамиУстанавливаются органами власти РФ и ее субъектов Налоги – всегда обязательные платежи, неналоговые доходы могут иметь форму обязательных – принудительное взыскание (большинство) или иметь характер добровольных платежей. Для неналоговых платежей часто характерен признак целевой направленности, которая устанавливается при их введении и закрепляется в правовых актах (например, плата за использование лесов, пользование водными объектами, средства самообложения граждан и др.)Схема 4.18^ КЛАССИФИКАЦИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТАДоходы федерального бюджета По институциональному признаку доходы городских округов, доходы муниципальных районов, доходы поселенийДоходы бюджетов субъектов РФ Доходы местных бюджетов, в т.ч.: Структура доходов зависит от государственного устройства страны. Классификация важна для оценки степени централизации средств, реализации принципов бюджетного федерализма (достаточности доходов каждого бюджета для покрытия отнесенных к его компетенции затрат)^ По критерию взимания Налоговые Неналоговые Налоговые платежи в большей степени отвечают рыночной экономике, поэтому и формирование доходной части бюджетов ориентировано на налоговые доходы. Позволяет оценить степень налогового бремени ^ По юридическому основанию взимания Обязательные (сборы, налоги, пошлины, платежи) – подавляющая часть доходов Добровольные (отчисления, выпуск ценных бумаг, займы, пожертвования, доходы от выпуска лотерей)Продолжение схемы 4.18 ресурсные платежи акцизы доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности доходы от хозяйственной деятельности организаций негосударственной формы собственности доходы от продажи государственного и муниципального имущества пошлинные доходыдоходы от личных доходов граждандоходы от совместных и иностранных предприятий доходы от платных услугдоходы в виде межбюджетных трансфертов По социально-экономическому признаку Необходимость такого деления – существенные различия самих источников этих доходов и их получения, их социально-экономической значимости ^ Доходы, полученные на основе разграничения доходов между бюджетами бюджетной системы на постоянной основе (в виде федеральных, региональных или местных налогов и неналоговых доходов) Значение Обеспечивает оценку: потенциальных возможностей органов власти и ОМСУ влиять на величину получаемых доходов; степени обеспеченности собственных расходных полномочий собственными доходами ^ Доходы, полученные в результате отчислений от федеральных, региональных налогов, налогов по специальным налоговым режимам по нормативам отчислений (единым и/или дифференцированным), установленным на постоянной основе БК РФ или на определенный период федеральными, региональными законами или нормативно-правовыми актами ОМСУ) ^ Доходы, полученные в результате межбюджетного регулирования в форме дотаций и субсидий в целях обеспечения сбалансированности бюджета, софинансирования отдельных видов расходов в соответствии с полномочиями субъекта РФ и ОМСУ ^ По отношению к выполняемым расходным обязательствам соответствующего бюджета ^ Доходы, полученные в целях финансового обеспечения делегированных полномочий – субвенции По порядку учета в целях бюджетного планирования Нефтегазовые – включают НДПИ (нефти и газа), экспортные таможенные пошлины на нефть, газовый конденсат и продукты переработки нефти Значение. Обеспечение макроэкономической стабильности федерального бюджета независимо от изменения конъюнктуры мирового рынка энергоносителей^ Ненефтегазовые доходыПродолжение схемы 4.18 Относительно операций сектора государственного управления Текущие доходы ^ Доходы, связанные с инвестиционными операциями (операциями с нефинансовыми активами) Значение Позволяет оценить финансовый результат деятельности сектора государственного управления ^ Доходы, связанные с финансовыми операциями (операциями с финансовыми активами и обязательствами) Поступления от физических лиц коммерческие организации бюджетные учреждения другие НКО иностранные организации Поступления от юридических лицПоплательщикам Имеет социально-экономическое значение и используется при выработке направлений социально-экономической политики В странах с развитой рыночной экономикой доходы бюджетов формируются в большей степени за счет прямых налогов, уплачиваемых населением, а в развивающихся странах население участвует в формировании доходов государства опосредованно через косвенные налоги С 1930 по 1990 г. доходы государственного бюджета СССР примерно на 90% формировались из денежных накоплений государственных предприятий. Они состояли в основном из 2 платежей: налог с оборота и платежи из прибыли.^ В 80-х годах были введены нормативные платежи из прибыли в виде платы за производственные фонды, трудовые ресурсы и др. Но это также была система платежей, которая ориентирована на индивидуальные результаты деятельности отдельных предприятий.^ В рыночных условиях действует иной подход – подавляющая часть всех доходов бюджета образуется за счет налогов и сборов.В западных странах они обеспечивают около 90% поступлений на центральном уровне и 70% – на местном уровне. В России – 90% поступлений консолидированного бюджета (2007г.), в т.ч.: в федеральном бюджете – 61% на региональном уровне – до 60% на муниципальном уровне – около 30%, в т.ч. в городских округах 65,3%, муниципальных районах 29,4%, в городских и сельских поселениях 5,3%.Главные бюджетообразующие налоги консолидированного бюджета РФ (96,7% налоговых поступлений 2006г.): налог на прибыль – 30,8% (лидер поступлений); НДПИ – 21,4%; НДФЛ – 17,1% (главный бюджетообразующий налог региональных и местных бюджетов); НДС – 17,0% (главный бюджетообразующий налог федерального бюджета); имущественные налоги – 5,7%; акцизы – 4,7%Продолжение схемы 7Схема 4.19 ^ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ 1. Принцип достаточностиОзначает, что доходы бюджета должны обеспечивать необходимые общественные потребности, возложенные на соответствующий бюджет. В этих целях за каждым органом власти и органами самоуправления законодательно закреплены соответствующие виды доходов. Выполнение этого принципа проявляется в величине дефицита бюджетаДостигается двумя методами: сокращением расходных обязательств того или иного органа власти или самоуправления, либо увеличением их доходов ^ 2. Принцип стабильности доходов бюджетаДостигается: установлением на длительный срок нормативно-правовых актов, определяющих формирование доходов бюджета (налоговое, бюджетное, таможенное законодательство, акты, регулирующие поступления от использования государственного и муниципального имущества и т.д.) преобладанием в структуре доходов, закрепленных на постоянной или долговременной основе полностью или частично ^ 3. Принцип относительной автономности доходов бюджетов бюджетной системыОснован на четком, долговременном разграничении полномочий в области доходов бюджетов между федеральной, региональной властью и ОМСУ ^ 4. Принцип оптимального сочетания налоговых и неналоговых доходов на разных фазах экономического циклаОзначает, что в периоды спада экономической активности в экономике налоговые доходы, взимаемые с юридических лиц, снижаются, главным становится подоходный налог с населения по прогрессирующим ставкам; государственные расходы в целях стимулирования потребления увеличиваются за счет внешних займов. В целях ограничения деловой активности налоговые доходы бюджетов увеличиваются.Реализация принципа обеспечивает макроэкономическую стабильность экономики ^ 5. Принцип раздельного учета нефтегазовых и нефтегазовых доходов (для федерального бюджета РФ) Нефтегазовые доходы федерального бюджета выделяются в целях определения ненефтегазового дефицита бюджета и учитываются на отдельных счетах Правительством РФ определен особый порядок их использования: на формирование нефтегазового трансферта и на формирование стратегических резервов, обеспечивающих макроэкономическую стабильность в условиях неблагоприятного изменения конъюнктуры мирового рынка энергоносителей (Резервного фонда и Фонда национального благосостояния)4.2. Характеристика доходов бюджетов бюджетной системы РФС Динамика: 2001 г. –93,5%; 2002 г. – 81,2%; 2003 г. – 78,5%; 2004 г.– 66,92% 2005 г. – 67,13% 2006 г. – 62,8% 2008 г. – 63,6%хема 4.20 НДС(29,7% всех доходов)Главные бюджетообразующие налоги федерального бюджета НДПИ, регулярные платежи и сборы за пользование природными ресурсами, зачисляемые по нормативу 100% и менее в федеральный бюджет (15,3% всех доходов) Налог на прибыль организаций по ставке, зачисляемой в федеральный бюджет (^ 8,3% всех доходов) Акцизы, по нормативу зачисления в федеральный бюджет (1,8% всех доходов) ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет (5,3% всех доходов) Государственная пошлина, сборы, по нормативу зачисления в федеральный бюджет (0,4% всех доходов) Налоговые доходы60,9%(13,6% ВВП)Неналоговые доходы 39,1% (8,7% ВВП) ^ Главная бюджетообразующая статья доходов федерального бюджета в последние годы, обусловленная сырьевой направленностью российской экономики и благоприятной конъюнктурой мирового рынка энергоносителей. Начиная с 2008 г. ее доля снижается: с 31,3% в 2008 г. до 26,6% в 2010 г. Ввозные и вывозные таможенные пошлины и сборы (35,2% всех доходов) Доходы от продажи материальных и нематериальных активов (0,03 % доходов ) Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства (1,7% всех доходов) Доходы от использования имущества, находящегося в федеральной собственности (^ 1,4% всех доходов) Платежи за пользование природными ресурсами (0,5 % всех доходов) Административные платежи и сборы, зачисляемые в федеральный бюджет (0,05% доходов) Штрафы, санкции, возмещение ущерба (),03% доходов) Платежи, взимаемые за выполнение определенных функций (0,00003%) Прочие неналоговые доходы, включая: прибыль ЦБ РФ (0,04%) В абсолютной сумме доходы бюджета растут, но доля изъятия ВВП в пользу федерального бюджета снижается:2004г. – 20,4%; 2005г. – 23,7%, 2006г. – 23,6%; 2007г. – 22,3%; 2008г. – 21,23%, 2009г. – 18,8%;2010г. – 18,1% ^ Доля нефтегазовых (сырьевых) доходов бюджета в динамике снижается (% ВВП): 2006г. – 11,8%, 2007г. – 8,2%, 2008г.- 10,06%, 2009г.- 5,9%, 2010г.-5,2% ВВП (основной фактор снижения – сокращение темпов добычи нефти и газа и прогнозируемое снижение цен)Таблица 4.1 ^ ДОХОДЫ БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РФ (на примере исполнения бюджета Астраханской области за 2007 год) ^ Группы доходов Подгруппы доходов Виды доходов Доля от доходов, % Собственные доходы бюджета – за исключением субвенций (ст. 47 БЬК РФ) ^ НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ 75,8% от всех доходов Поступления от региональных налогов (зачисляются 100%)20,4% налоговых доходов Налог на имущество организаций 12,1 Транспортный налог 1,7 Налог на игорный бизнес 1,6 ^ Поступления от федеральных налогов и налогов по специальным налоговым режимам(зачисляются по установленной ставке или по нормативам зачисления – п.2 ст. 56 БК РФ)^ Главный бюджетообразующий налог – НДФЛ НДФЛ по нормативу 70% 27,9 Налог на прибыль организаций (по ставке 17,5%) 19,2 Акцизы 11,4 Поступления от налогов по специальным налоговым режимам (90% при УСНО, 30% ЕСХН) 1,5 Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 0,3 Государственная пошлина 0,001 Задолженность и пересчеты по отмененным налогам, сборам и иным платежам 0,2 ^ НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ6,8% всех доходов Доход от использования имущества, находящегося в региональной собственности, в т.ч. 96% – доходы от сдачи имущества в аренду 1,7 Доходы от предпринимательской деятельности 4,4 Иные неналоговые доходы (платежи государственных предприятий; платежи за пользование природными ресурсами; доходы от оказание платных услуг и компенсации затрат государства; доходы от продажи материальных и нематериальных активов, административные платежи и сборы и другие 0,7 ^ БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ 17,4% всех доходов От других бюджетов бюджетной системы, в т.ч. дотации – 61% (10,3% всех доходов бюджета), субвенции 10%, субсидии 6,4%, средства федерального бюджета на реализацию федеральной адресной инвестиционной программы 16,7 Иные безвозмездные поступления 0,5 Схема 4.21 Структура доходов бюджета существенно варьируется в разных субъектах РФ. ^ В среднем по РФ (2006г.): Бюджетообразующие налоги консолидированного бюджета регионов (87,5% налоговых доходов): Налог на прибыль – 42,3%, НДФЛ – 33,9%, Имущественные налоги – 11,3% Налоговые доходы – 72% Неналоговые доходы – 12% Безвозмездные поступления – 16%, в т. ч. дотации – 8%, субвенции – 3%, прочие – 5% ^ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВв переходный период 2006-2008гг. ^ Крайне незначительная доля в РФ местных налогов в общей величине доходов (около 5%). Среди налоговых доходов – 90% отчисления от федеральных и региональных налогов, а также от налогов по специальным налоговым режимам (или 66% собственных доходов), которые поступают на следующих условиях: единые нормы отчислений (кроме НДФЛ) для муниципального образования одного типа (отчисления в бюджет городского округа = отчисления в бюджет муниципального района + отчисления в бюджет поселения); устанавливаются законом субъекта РФ на неограниченный срок (кроме НДФЛ); по НДФЛ – дополнительно не менее 10% доходов консолидированного бюджета региона в среднем по муниципальным образованиям, в т.ч.: по единым нормативам; замещение подушевых дотаций из региональных фондов финансовой поддержки поселений (муниципальных районов, городских округов) для выравнивания бюджетной обеспеченности местных бюджетов взамен расчетных дотаций В 2006. около 66% поступлений- закрепленные в БК РФ; около 34% – переданы по дополнительным нормативам . Основным собственным источником доходов консолидированных местных бюджетов является НДФЛ – поступления от федерального налога, поступающего в региональный бюджет и передаваемые местным бюджетам, доля которого в динамике растет За счет собственных доходов местные бюджеты обеспечивают финансирование только части собственных расходных полномочий (71% в 2006г., 74% – в 2005г.) Больше ½ доходов местных бюджетов (в 2008 – 2010гг. – около 60%) составляют межбюджетные трансферты, передаваемые как с целью выравнивания бюджетной обеспеченности МО (дотации), так и для финансового обеспечения передаваемых государственных полномочий (субвенции) и софинансирования отдельных расходов (субсидии). Зависимость местных бюджетов от финансовой помощи и поступления налогов из других бюджетов^ Продолжение схемы 4.21 Доходы бюджетов МО существенно различаются в зависимости от видов местных бюджетов (типа МО) ^ МУНИЦИПАЛЬНЫЕ РАЙОНЫ: доля собственных доходов – 30% основные поступления по собственным доходам – отчисления от НДФЛ – 47%, основной объем доходов – субвенции (38%) в результате передачи на уровень муниципальных районов государственных полномочий и полномочий поселений. доля дотаций – 22%. За счет собственных доходов обеспечивается финансирование 57% собственных расходных полномочий. Проблема: Формируется модель «зависимого» муниципального района: при исполнении собственных полномочий – от дотаций и от дополнительных (дифференцированных) нормативов отчислений по налогам; при исполнении делегированных полномочий – от субвенций ПОСЕЛЕНИЯ: доля собственных доходов – 35% основные поступления – отчисления от НДФЛ – 42%, неналоговые доходы – 32% (3/4 из которых – доходы от аренды земли) земельный налог 20% поступления по региональным налогам – менее 1% собственных доходов доля дотаций – 40%. Существенно различается по типам МО распределение налоговых доходов (2007г.) в бюджетах городских округов аккумулируется 65,3% налоговых доходов в бюджетах муниципальных районов – 29,4% в бюджетах городских и сельских поселений – 5,3% Динамика – увеличение их доли в бюджетах городских округов (где находятся основные ресурсы для экономического роста) ^ ГОРОДСКИЕ ОКРУГА: собственные доходы – 54% всех доходов, в т.ч. доля налоговых доходов 75%, неналоговых – 25%; основой объем собственных доходов – НДФЛ (47%). доля дотаций – 11%; За счет собственных доходов обеспечивается финансирование 83% собственных расходных полномочий. Проблемы: За счет собственных доходов обеспечивается финансирование менее 50% собственных расходных полномочий. Но для большинства поселений этот показатель значительно ниже. Для поселений межбюджетное регулирование осложнено отсутствием достоверной статистической и налоговой информации. Наиболее устойчивый уровень местных бюджетов – бюджеты городских округов благодаря высокому уровню налогового потенциала.В целом МО не располагают реальными возможностями формирования за счет собственных средств финансовой базы, способной обеспечить выполнение возложенных на них полномочий в полном объеме. Финансовому оздоровлению МО могут способствовать кластерные подходы и научные разработки (вместо субсидий) к разным формам хозяйствования и предложениям бизнеса по территориальному размещению производительных силТаблица 4.2 ^ ДОХОДЫ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ (на примере исполнения местных бюджетов Астраханской области за 2007 год) ^ Группы доходов Подгруппы доходов Виды доходов Доля от доходов, % Собственные доходы бюджета –за исключением субвенций ^ НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ 47,4% от всех доходов Поступления от местных налогов (зачисляются 100% в бюджет поселений) 30,5% налоговых доходов Налог на землю 7,1 Налог на имущество физических лиц 0,1 ^ Отчисления от федеральных, региональных налогов и специальных налоговых режимов (по нормативам зачисления – ст. 61 БК РФ, по закону субъекта РФ)^ Главный бюджетообразующий налог – НДФЛ НДФЛ (по минимальному нормативу: поселения – 10%; муниципальные районы – 20%; + по дополнительному дифференцированному нормативу не менее 10%) 22,4 Налог на прибыль организаций 10,2 Поступления от специальных режимов налогообложения (ЕСХН: 30% – поселения, 30% – муниципальные районы; ЕНВД –90% – муниципальные районы) 2,0 Акцизы, НДПИ 0,4 Государственная пошлина 0,7 Задолженность и пересчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам 1,3 ^ НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ13,8% всех доходов Доход от использования муниципального имущества, в т.ч. 57% – от сдачи имущества в аренду 7,3 Доходы от предпринимательской деятельности 4,8 Иные неналоговые доходы 1,7 ^ БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ 38,8% всех доходов От других бюджетов бюджетной системы, в т.ч. дотации – 24,5%; субвенции – 73,6%; субсидии – 1,2%; прочие межбюджетные трансферты – 0,4% 38,6 Иные безвозмездные поступления 0,2 Таблица 4.3 ^ СТРУКТУРА ДОХОДОВ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ РАЗВИТЫХЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН, % ^ ВИД ДОХОДА США АНГЛИЯ ФРАНЦИЯ ГЕРМАНИЯ ЯПОНИЯ Местные налоги 65 36 60 45 33 ^ Субсидии правительства 23 30 25 24 40 Неналоговые доходы 12 34 15 31 27 из них: Местных предприятий 6 7 8 6 6 ^ От муниципальной собственности 2 14 2 4 4 ^ Штрафы и сборы 13 5 21 17 Структура доходов местных бюджетов зарубежных стран складывалась эволюционно и сохраняется уже на протяжении десятилетий, что исключительно важно для разработки и реализации эффективной стратегии развития муниципальных образований. В настоящее время большинство дефицитных местных и региональных бюджетов развитых европейских стран и США дотируются из федеральных бюджетов не более чем на 30%, а в Японии этот показатель не превышает 40%.^ 5. РАСХОДЫ БЮДЖЕТА И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ5.1. Расходы бюджета и их классификация Схема 4.22 Денежные отношения, возникающие у субъектов публичной власти с юридическими и физическими лицами, между субъектами власти в связи с использованием бюджетных фондов по функциональному, ведомственному и целевому назначению. Эти отношения проявляются через конкретные виды расходовСущность^ По материально-вещественному воплощению Денежные средства, выплачиваемые из бюджета (за исключением средств, являющихся в соответствии с БК РФ источниками финансирования дефицита бюджета) ^ Расходы бюджета – составная часть государственных расходов, которые помимо расходов бюджета включают также расходы государственных внебюджетных фондов и расходы государственных предприятий Финансирование затрат, необходимых для осуществление государством своих конституционных функций в форме перераспределения мобилизованных финансовых ресурсов для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на всей ее территорииНазначениеФакторы, влияющие на виды и структуру расходов бюджета Функции государства Уровень социально-экономического развития страны Внешняя и внутренняя политика государства Задачи, решаемые государством в конкретный исторический период времени Благосостояние населения и др. Осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, определенными на основе разграничения полномочий федеральных, региональных органов власти и ОМСУ. ^ Расходы планируются раздельно: а) по расходным обязательствам действующим (принятым в предыдущие периоды) и по вновь принимаемым обязательствам на планируемый период б) по расходным обязательствам в соответствии с предметом ведения соответствующего бюджета и по расходным обязательствам, осуществляемым за счет субвенций по переданным полномочиям Разделяются на:бюджетные ассигнования бюджетные кредитырезервные фондыФормирование Схема 4.23 Собственные расходные обязательства (финансируются за счет собственных доходов) Делегированные расходные обязательства (финансируются за счет субвенций)Публично-нормативные обязательства Публичные обязательства^ РАСХОДНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА БЮДЖЕТА Органы государственной власти и ОМСУ обязаны вести реестр расходных обязательств в разрезе этих категорийДенежные обязательства^ РЕАЛИЗУЮТСЯ В ФОРМЕ БЮДЖЕТНЫХ АССИГНОВАНИЙ (ст. 69 БК РФ) 1). АССИГНОВАНИЯ НА ОКАЗАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ^ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УСЛУГ:ассигнования на содержание бюджетных учреждений и выполнение ими функций по оказанию государственных (муниципальных) услуг; ассигнования на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд, в т.ч. в целях закупки товаров в государственный материальный резерв.^ Способы размещения государственных и муниципальных заказов: путем проведения торгов в форме конкурса (открытого, закрытого), аукциона (закрытого, открытого, в т.ч. аукциона в электронной форме, без проведения торгов: через запрос котировок (в целях оказания гуманитарной помощи), у единственного поставщика, на товарных биржах (товары по списку Правительства)^ В соответствии с Распоряжением Правительства, положения ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» не распространяется на ряд МФО: МБРР, ЕБРР, Международная ассоциация развития, Международная финансовая корпорация, Межгосударственный банк, Международный инвестиционный банк, Международный банк экономического сотрудничества и некоторые другие. 2). ^ АССИГНОВАНИЯ НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ: на предоставление социальных выплат гражданам на приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан для обеспечения их нужд в целях реализации мер социальной поддержки населения.Эти ассигнования могут осуществляться в рамках принятых публичных нормативных обязательствПродолжение схемы 4.23 3) ^ ИНВЕСТИЦИИ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ, НЕ ЯВЛЯЮЩИМСЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ИЛИ УНИТАРНЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ Осуществляются на основании договора и влекут за собой возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов этих юридических лиц 4) ^ ИНВЕСТИЦИИ В ОБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИОсуществляются в основные средства государственных (муниципальных) учреждений и унитарных предприятий. Они предусматриваются в соответствии с ДЦП, нормативными актами высшего исполните