4. Налоговые правонарушения

4. Налоговые правонарушенияапрель, 2007 г. Налог крепчает В Федеральной налоговой службе прошла реорганизация Татьяна Летняя Дата публикации 5 апреля 2007 г. Не исключено, что контроль за уплатой налогов рядовыми гражданами в России кардинально изменится. В зоне внимания налоговиков теперь будет не конкретный налог, а сам налогоплательщик. Об этом “РГ” сообщили в пресс-службе ФНС. Вчера в центральном аппарате Федеральной налоговой службы закончилась реорганизация, в результате которой контроль за уплатой всех налогов физическими лицами перешел в ведение нового управления. Как передал “Интерфакс-АФИ”, на базе управления администрирования налогов с доходов физических лиц создано управление администрирования налогов физических лиц, которое будет контролировать не только налог на доходы, но и земельный, имущественный, транспортный налоги. По мнению экспертов, опрошенных РИА “Новости”, новации могут привести к усилению контроля за уплатой гражданами налогов. А некоторые из радикальных экспертов предположили, что, скорее всего, налоговики “постараются создать досье на каждого налогоплательщика – где живет, какие доходы получает и какое у него имущество”. Далее же предпримут попытку введения контроля за доходами и расходами граждан. А потом будут сопоставлять эти показатели. По версии экспертов, скорее всего обновленное управление заработает в полную силу после проведения финансовой амнистии, то есть после 1 января 2008 года, когда граждане в упрощенном порядке смогут легализовать свои доходы, с которых ранее не платили налоги. Налоговый адвокат, председатель Экспертного совета по налоговому законодательству Госдумы Михаил Орлов в свою очередь в беседе с информагентством отметил, что реорганизация управлений в центральном аппарате ФНС вызвана попыткой более эффективно организовать работу в условиях недостатка кадров.Опубликовано в “Российской газете” (Центральный выпуск) N4333 от 5 апреля 2007 г. ^ Суд не признал претензии налоговиков к “Ростелекому” Арбитражный суд Москвы признал недействительными 99,98 процента претензий Федеральной налоговой службы (ФНС) к оператору фиксированной связи “Ростелеком”. Об этом компания сообщила в своем официальном пресс-релизе. Таким образом, суд удовлетворил иск “Ростелекома” к ФНС, в котором компания оспаривала претензии в размере 3,47 миллиарда рублей. Согласно решению суда, “Ростелеком” доначислит 1,27 миллиона рублей из общей суммы претензий. Летом 2006 года ФНС обвинила “Ростелеком” в неуплате налогов за 2003 год. Из общей суммы претензии – 2,18 миллиарда рублей составляли претензии налоговиков по уплате дополнительных налогов, 1,29 – миллиарда рублей составляли штрафы и пени. В компании тогда заявили, что не согласны с претензиями ФНС и будет отстаивать свои права во судебном порядке. В 2006 году ФНС обвинила целый ряд компаний, предоставляющих услуги фиксированной связи. Помимо “Ростелекома”, налоговики потребовала доплаты налогов от других компаний “Дальсвязь”, “Центртелеком”, “Северо-Западный Телеком”. Все они не согласились с решением ФНС. “Ростелеком” оказывает услуги на всей территории России. Крупнейшим акционером компании является ОАО “Связьинвест”, владеющее 50,67 процентов голосующих акций. URL: http://lenta.ru/news/2007/04/05/suit/^ Налоговики повысили зарплату россиян с помощью неформальных бесед Около 80 процентов руководителей компаний повысили зарплату подчиненным после того, как были вызваны в Федеральную налоговую службу (ФНС). Об этом сообщает РИА Новости. Комиссии ФНС по легализации зарплат при налоговых органах и региональных администрациях провели более 520 тысяч встреч с руководителями компаний, которые платили своим подчиненным зарплату ниже установленного в регионе прожиточного минимума. По итогам “бесед” зарплату повысили 425 тысяч налогоплательщиков. В ФНС отмечают, что в 2006 году количество налогоплательщиков, у которых средняя зарплата меньше прожиточного минимума, сократилось более чем в 5 раз, а 25 тысяч работодателей повысили зарплату в два раза. В последнее время ФНС активно применяет практику неформальных бесед с компаниями. За десять месяцев 2006 года 334 тысячи налогоплательщиков повысили заработную плату своим сотрудникам до прожиточного минимума. Так, за первые полгода применения практики “неформальных бесед” с работодателями в Москве и Подмосковье уровень легальных зарплат в среднем возрос в десять раз. В ФНС отмечают, что налоговики активно используют жалобы граждан на “серые” зарплаты, которые поступают к ним по телефонам доверия. Эти зарплаты не позволяют россиянам взять в банках кредит, а также получить налоговые вычеты при покупке жилья. Сведения, полученные по телефонам доверия, используются для проверок. Комиссии по легализации зарплат, анализирующие финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщиков, ФНС создала в 2006 году. По оценке Пенсионного фонда России, около 27 процентов работающих россиян получают зарплату в конвертах. URL: http://lenta.ru/news/2007/04/05/fns/^ Введена новая схема контроля за уплатой налогов физическими лицами Глава Федеральной налоговой службы Михаил Мокрецов провел реорганизацию структуры центрального аппарата службы, в результате которой разрозненный до сих пор между разными подразделениями ФНС контроль за уплатой налогов физическими лицами перешел в ведение одного управления. Об этом пишет в пятницу “Независимая газета”. Теперь одни и те же чиновники смогут анализировать показатели уплаты гражданами сразу нескольких налогов, выявляя возможные противоречия и несоответствия. Как пояснили в пресс-службе ФНС, “отрабатывается модель контроля, в которой объектом контроля является не налог, а налогоплательщик – физическое лицо”. Как полагает эксперт по налогам юридической компании “Пепеляев, Гольцблат и партнеры” Вадим Зарипов, в результате внедрения новой модели может быть реализована идея создания досье на каждого налогоплательщика, в котором будет указано, где он живет, какие у него доходы и имущество, а также будут перечислены суммы уплаченных налогов. Между тем пока переход к новой модели контроля за налогами граждан начат лишь на уровне центрального аппарата ФНС, который конкретными гражданами не занимается. Внедрение этой модели в местных управлениях ФНС еще не начиналось. По мнению Вадима Зарипова, на распространение этой реформы на места потребуется примерно год. Как пишут “Новые Известия”, пока в ходе реорганизации в центральном аппарате ФНС управление администрирования налогов с доходов физлиц переименовано в управление администрирования налогов с физлиц.06.04.2007 09:29Дословно : Вадим Зарипов, эксперт по налогам юридической компании “Пепеляев, Гольцблат и партнеры”Скорее всего, это будет связано с созданием досье на каждого налогоплательщика – где живет, какие доходы получает и какое у него имущество. Этот документ с течением времени может превратиться в своего рода налоговую историю физического лица. За этим может стоять попытка введения контроля за доходами и расходами налогоплательщика и их сопоставлением. ^ “Новые Известия”, 06.04.2007 Налоговики создадут управление по контролю за расходами россиян Налоговики намерены ужесточить контроль за налогоплательщиками. Реорганизация центрального аппарата Федеральной налоговой службы (ФНС) подразумевает, что объектом контроля становится не налог, а физическое лицо. Об этом пишет газета “Время новостей”. При реорганизации структуры ФНС, контроль за уплатой налогов физическими лицами был передан в ведение специального управления администрирования налогов физических лиц. Оно будет контролировать не только подоходный, но и земельный, а также имущественный налог, уплачиваемый россиянами, а в перспективе – налог на недвижимость. C созданием нового управления появится структура по ведению досье на конкретного налогоплательщика, где будет содержаться сведения не только об уплате им подоходного налога, но и данные о приобретении недвижимости, автомобилей, открытии банковских счетов. При необходимости налоговики смогут сопоставить эти сведения, сравнив стоимость приобретенной квартиры с поступающими от работодателя данными о зарплате этого человека. После этого, они смогут доначислить налог на укрываемые, по мнению ФНС, доходы, либо предъявить претензии работодателю за выплату зарплат в “конвертах”. В марте Центральный аппарат ФНС разослал в региональные управления письмо, в котором обязал их до 20 марта передать в центр обработки данных налоговой службы сведения о доходах граждан за 2005 год. На основании этих данных будет сформирован единый ресурс сведений о доходах физлиц. Если государство введет контроль над крупными расходами, получив при этом базу по доходам, то налоговикам легко будет привлечь к ответственности тех, у кого расходы значительно превышают доходы. С 1 марта в России вступил в силу закон о налоговой амнистии. Россияне получили возможность легализовать незадекларированные доходы, полученные до 1 января 2006 года. Согласно закону, размер декларируемых сумм не ограничен, указывать виды и источники дохода также не требуется. Оплатить 13-процентный подоходный налог можно будет в любом банке до 1 января 2008 года. URL: http://lenta.ru/news/2007/04/09/fns/^ Предприниматели объединились для борьбы за снижение налогов Три организации, защищающие интересы бизнесменов, – Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), “Деловая Россия” и “Опора России” – подписали совместное заявление о своей позиции по вопросам налоговой политики. Они считают, что налоговую нагрузку на бизнес необходимо снижать. Но жестких требований в документе, который будет направлен в правительство, нет, отмечает “Коммерсант”. Ранее у профсоюзов предпринимателей не было единого мнения о том, как необходимо снижать налоги. В РСПП считали, что в первую очередь необходимо снизить НДС, в “Деловой России” выступали за его замену налогом с продаж и уменьшением ставки ЕСН. В свою очередь, “Опора России” предлагала расширить доступ к льготной системе налогообложения мелких предпринимателей и освободить часть из них от применения контрольно-кассовой техники. В едином документе, названном “Совместная платформа деловых кругов России по вопросам совершенствования налогообложения”, конкретных предложений по снижению налогов нет. Тем не менее, в заявлении сказано, что необходимо провести анализ всех имеющихся точек зрения, в результате чего может быть снижен как ЕСН, так и НДС. Предприниматели предложили правительству усовершенствовать амортизационную политику для модернизирующихся компаний. Бизнесмены также выступили и за освобождение от налога на прибыль в течение первых трех-пяти лет организаций, занимающихся добычей или переработкой сырья. “Опора России” добилась, чтобы в документ было включено и требование повысить предел годового дохода для компаний, претендующих на упрощенные схемы налогообложения, до 100 миллионов рублей. “Нынешняя налоговая система России не может считаться реформированной в достаточной степени. Она сохраняет ряд неоправданных барьеров для наращивания предпринимательской активности и экономического роста”, – цитирует подписанный профсоюзами предпринимателей документ издание “Газета”. Первый вариант соглашения был гораздо жестче и предполагал превращение НДС в налог с продаж со ставкой в 12 процентов, а регрессивную шкалу ставок ЕСН предлагалось заменить плоской, также с 12 процентной ставкой. Но этот документ, разработанный “Деловой Россией”, отказались подписывать представители РСПП. URL: http://lenta.ru/news/2007/04/10/lobby^ Стихийный либерализм и демократия налогоплательщика Резюме обсуждения Открытый семинар “Полит.ру”Мы публикуем резюме регулярного вторничного “Открытого семинара” “Полит.ру” и Института национальной модели экономики, созданного для обсуждения позиции и содержания нашего экспертного круга и сообщества. Темой семинара стала налоговая система Российской Федерации, ее историко-культурные корни и институциональные последствия. В центре обсуждения оказалось сообщение ректора Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, доктора экономических наук Владимира Мау, вслед его статье “Налоговая система: Верность ордынской традиции”. Участники обсуждения (кроме собственно “Полит.ру”): Виталий Найшуль, Алексей Песков, Михаил Арсенин, Татьяна Малкина, Григорий Глазков, Олег Мудрак.Сейчас идут бурные дискуссии о разных финансовых проблемах, и налоговый вопрос находится в центре обсуждения. Но если мы оценим основные вызовы, которые стоят в области экономической политики перед страной, то увидим, что они находятся, большей частью, не в экономической сфере, а в сфере политико-правовых институтов и в плоскости развития человека: здравоохранение, образование и т. д.^ Эвристическая ситуация Наша ситуация радикально отличается и от 90-х годов, и от начала XXI века. Задачи 1990-х годов – либерализация цен, приватизация – достаточно технические. У многих стран опыт решения подобных вопросов. Задача начала этого века – создание современного экономического законодательства – более сложна, но, в общем, достаточно понятна. Существует определенный набор моделей. Мы можем из них выбирать, адаптировать к себе. Но сейчас, когда у нас уже сложилась достаточно современная система экономического законодательства, мы упираемся в эффект падающей производительности: каждый новый закон дает все меньше отдачи. Его просто не исполняют.И тут мы приходим к проблеме армии, судов и полиции. Сохранение всеобщей воинской повинности негативно влияет на высшее образование и сильно дезориентирует рынок труда. Армия хороша там, где служба – это выход из сельской жизни. В урбанистической стране всеобщая служба – это абсурд.Необязательно отменять эту повинность целиком. Достаточно просто либерализовать альтернативную службу.Это один набор вопросов, которые не имеют универсального решения. Здесь требуется длительная специальная работа. Можно сказать тоже самое и про инвестиции в человеческий капитал.Преимуществом наших исходных замыслов является то, что мы перестали выбирать, в чем национальные приоритеты: в производстве танков или сельскохозяйственных продуктов. Мы заявили, что приоритетом является развитие человека – это адекватная задача. Даже в сельском хозяйстве начали с социальной инфраструктуры села. Другой вопрос, что потом, на этапе реализации эта цель стала порой подменяться отраслевыми и корпоративными лоббистами.Кроме того, у нас нет способов решения проблемы инвестиций в человека. Дело в том, что вся современная западная социальная система была разработана в XIX веке, ориентируясь на страны с растущим населением. Демографическая модель населения у нас – и на Западе, и в России – другая. В такой ситуации кризис социального государства наступает в большинстве развитых стран.Столь же невозможно, например, взять какую-то систему здравоохранения и просто адаптировать ее к современным российским условиям.То есть мы оказались в гораздо более сложной, “эвристичной” ситуации, где необходим поиск новых решений.^ Налоговый тупик Одной из сфер, где очевидных решений не предвидится, является налоговая сфера.Здесь можно выделить три основные точки зрения.Первая: с налоговой реформой пора кончать. Существенных улучшений налоговой системы ожидать не стоит. Теперь нужна стабильность.Вторая: налоговая реформа близка к завершению, но надо провести еще две крупных реформы: радикальное снижение ЕСН и либо снижение НДС, либо замену его на налог с продаж.Третья: налоговая система несправедлива – надо переходить к внедрению прогрессивности в налогообложение.Однако мы сейчас находимся в такой ситуации, что налоговая инспекция может фактически произвольно списывать деньги. И тогда налоговая ставка перестает играть какую-либо роль. Если даже она будет нулевой, возвращать свои деньги придется долго и хлопотно. Причем с неочевидным эффектом. Известна нелюбовь налоговиков к тем, кто с ними судится, к тем, кто помогает с ними судиться – адвокатам, к тем, кто судит не в их пользу – судьям и т.д.Есть один исторический анекдот. В 1922-м году советское правительство приняло декрет “О защите вкладов граждан в банках”. Один юрист спросил у нэпмана: “Понесете ли вы теперь деньги в банк?” Тот ответил, что не понесет, поскольку вклады-то защищены, но никто не гарантирует сохранность жизни вкладчика.То есть прежде чем урегулировать налоги, надо гарантировать защиту жизни и собственности владельца. ^ Сон после полюдьяУ культурно-исторических обоснований утверждений о том, что нам что-то не подходит, есть больший минус – очень плохая “кредитная история” этих аргументов. Слишком часто люди говорили о национальных особенностях и о невозможности сделать что-нибудь рациональное, когда хотели украсть что-то из бюджета. Например, налоговые неплатежи или немотивированно длительное прохождение денег объяснялось обилием часовых поясов, как будто деньги или платежки везут на перекладных.Однако анализ налоговой проблемы даже такого “либерального марксиста” как В.А. Мау приводит к мысли о том, что здесь действительно есть историко-культурная проблема: на Западе сложилась модель демократии налогоплательщика, суть которой в том, что граждане платят государству за определенные услуги. Американская война за независимость во многом началась из-за этого. В России налоговый вопрос никогда не стоял в основе серьезных конфликтов. Можно было бы предположить, что корни российской налоговой модели идут с татаро-монгольского периода или даже со времен Киевской Руси. Что тогда было во время “ига” сбором налога? Приход баскака, чтобы собрать дань до следующего года. И единственный налоговый диспут был в том, хватит ли данных хану денег, чтобы не прийти до следующего года. Никакой дискуссии о том, больше или меньше платить, в такой ситуации быть не может. Надо как можно меньше, но чтобы было достаточно для неприхода. В чем-то родственной системой в Киевской Руси было полюдье. Широко известен сюжет с восстанием древлян против князя Игоря в связи с тем, что он, вопреки обычаю, пришел второй раз. Впрочем, для древлян эта история тоже ничем хорошим не закончилась.То есть, иначе говоря, вместо платы за определенные формы и объемы покровительства со стороны государства имеется желание заплатить что-то не за услуги, а за то, чтобы отвязались. Таким образом, вопреки всем представлениям о “патриархальности, скорее можно говорить об “исконном экономическом либерализме” российского народа.Эта тенденция была неотрефлексированно подхвачена государственными мужами, породившими фразы “Делиться надо” и “Заплатил налоги – спи спокойно”. Именно “спи”, а не бодрствуй, контролируя, на что же именно пойдут твои налоги.И сейчас главная жалоба бизнеса – не на то, что налоги идут куда-то не туда, а на отсутствие гарантий, что после того, как ты что-то отдал, аппетит ук налоговика не разыграется вновь, как у князя Игоря. ^ Наследники традицийИз понимания историко-культурной неукорененности налогов в «западном понимании» следует необходимость максимального упрощения налоговой системы. Отсюда вытекают плоские налоги, максимально простые налоги и вообще вся налоговая модель, к которой российские структуры, занимающиеся управлением финансами, стремятся последние пять лет.Причем проектирование существующих налогов вовсе не было абстрактным. Так, ставка подоходного налога в 13% была взята после того, как подсчитали, что именно такова реальная эффективная ставка – при номинальной с максимумом в 30%.Тогда даже и не рассчитывали, что удастся увеличить реальную собираемость – удалось. И это ответ сторонникам третьей позиции – о необходимости введения прогрессивной школы. Сторонники первой и второй позиций едины в понимании ужасающего уровня нашего налогового администрирования, а также того, что никаких способов его изменить быстро не существует (при необходимости, конечно, принимать все очевидные меры).Улучшение налогового администрирования – это очень тонкий и сложный, постепенный процесс. Когда бизнесмен сможет повторить фразу из погодинской пьесы: “Не надо бояться человека с ружьем”, когда он в инспекторе увидит партнера, а не коррумпированного полицейского, тогда все сможет измениться. Но это вряд ли вопрос ближайших двух десятилетий.Разница между сторонниками стабилизации налоговой системы и продолжения налоговой реформы заключается в том, что последние надеются как-то адаптировать налоговый дизайн к текущей ситуации с администрированием, минимизировав, где возможно, его воздействие на бизнес. Они считают, что есть более адекватные налоги, которые позволяют снизить пороки налогового администрирования. Первые же не верят в то, что какое бы то ни было преобразование налоговой системы сможет при таком администрировании изменить ситуацию к лучшему, полагая, что с учетом быстрой нереформируемости налогового администрирования форма налогов становится неважна. Поэтому предпочитают хотя бы поддержание стабильности налоговой системы. Фактор высоких цен на нефть здесь оказывает двоякое воздействие. С одной стороны, он тормозит разнообразный “реформаторский зуд”, поскольку “и так неплохо”, с другой стороны, наоборот, подталкивает к реформам, поскольку создает для них “подушку безопасности” (при снижении налогов покрытие дефицита бюджета за счет Стабфонда).Можно было бы помыслить радикальную налоговую реформу – своего рода приватизацию налоговой службы с введением конкуренции, чтобы граждане сами выбирали, с какой службой им работать. В начале 90-х гг. была конкуренция “налоговых” политик разнообразных “крыш”. Хотя это не совсем то. Но представить себе такую реформу сейчас довольно трудно. Возможен и другой подход. Если мы так привычны к дани, то нет ли смысла медленно убрать из нашей системы все остаточные элементы “демократии налогоплательщика”? Хотя за счет администрирования это во многом делается, но не стоит ли привести форму в соответствие с содержанием?Во всяком случае, подобное доведение до логического конца позволяет задуматься над тем, следует ли из выявления культурно-исторических корней налоговой ситуации необходимость возвращения к ним или необходимость их учета для формирования более удобных моделей.^ Судебный конец налоговой веревкиНынешняя ситуация с налоговым администрированием обеспечивается состоянием судебной системы. Возможно, именно она тот кончик веревочки, держась за который, можно распутать множество узлов.Есть ли реальные идеи, как добиться хотя бы относительной независимости судебной системы? Да. Например, можно ввести для судей (хотя бы для специальной их категории) возрастной и имущественный ценз. То есть люди не моложе 50-ти лет, люди обеспеченные, заплатившие за прошлые несколько лет налоги не менее определенной суммы. Они не думают о том, как им прокормить семью – они уже могут подумать о некрологе. При этом необходимо отказаться от континентального подхода к праву и дать отобранным указанным способом судьям право принимать прецедентные решения. Другой вопрос, что описанную систему сейчас практически невозможно инициировать: существует, по имеющимся данным, жесткая политическая установка, что адвокатов нельзя делать судьями, потому что “они богаты и не патриоты” – надо брать прокуроров и милицейских. Но без создания этой “касты” судей, отобранных не верховной властью, а своим материальным успехом, решение проблемы независимости и некоррумпированности суда придумать сложно. А без решения этих проблем судебной системы не может появится рычаг для борьбы с “налоговым беспределом”.^ ВВП и революцияСтихийно-либеральная система “дани” вместо демократии налогоплательщика оборачивается еще одной своей стороной – отсутствием институциональной подпорки политической демократии, создавая условия для нестабильности.Есть некоторая надежда на то, что вместе с повышением уровня ВВП на душу населения мы будем потихоньку перенимать институты западных стран. Основание для этих надежд – отсутствие стран с действительно высоким его уровнем и институтами, сильно отличающимися от западных (во всяком случае, такие случаи нам не известны).Но здесь возможна и обратная логика: значит, мы просто не достигнем искомого экономического уровня. В конце концов, увеличение количества автомобилей на 1000 жителей со100 до нынешнего московского уровня – 300-400 отнюдь не привело к увеличению организованности дорожного движения, уменьшению смертности на дорогах и т.п.И это притом, что коррупция в дорожной полиции менее опасна, чем коррупция в судах. Обычно нельзя выбирать суд, но можно выбрать дорогу, по которой ехать. Кроме того, гаишник, как правило, не берет с тех, кто не нарушает, а судья может взять. Отчасти утешать может то, что поведение редко меняется в рамках одного поколения. Если за десять лет вдвое увеличилось число машин, значит вдвое должна увеличиться культура на дорогах? Так же не бывает. Вместо эволюционной трансформации наша страна прошла обвальную. Было бы логично предположить, что для “укоренения” изменений должно пройти какое-то время.Но здесь есть относительный контрпример Южной Кореи, где с 1975-го по 2005-й год количество машин увеличилось в 110 раз. И при этом от африканской аварийности они перешли к уровню Японии. Значит, в каких-то условиях изменения могут происходить и относительно быстро.Одна из ситуаций вынужденно радикальных перемен понятна: таблицы Мэдисона говорят о том, что все крупные революции происходили в странах примерно одного среднедушевого ВВП. Это, конечно, не значит, что при этом уровне в стране обязательно должна произойти революция. Но социальный механизм достаточно прозрачен: институты еще старые, а социальный процесс уже новый. И если режим не настолько гибок, чтобы адаптироваться – он взрывается.Так, в каком-то смысле геологическая разведка середины XX века разрушила СССР. Союзу очень повезло в краткосрочной перспективе, когда выросли цены на нефть, и одновременно пустили ряд месторождений. При этом беда даже не в том, что некоторые другие отрасли развивались очень слабо – мы допустили структурную подстройку под ситуацию с энергоносителями. Мы просто меняли нефть на продовольствие и технику для переработки нефти. И сейчас Стабфонд – это не только и не столько резерв, сколько попытка не допустить подобной подстройки с аналогичными по катастрофичности последствиями. Нельзя же быстро менять спрос вслед меняющейся конъюнктуре рынка. Если вы 15 лет кормите население импортными товарами, вы не сможете сказать, что цены на нефть внезапно упали и больше ничего этого не будет.Триггером взрыва может быть что угодно – как в России февраля 1917 или во Франции в 1830 году. Поэтому, если мы не хотим политических катаклизмов, пока ситуация позволяет, надо думать о том, что будет дальше. Важно продумать решения вопросов до того, как настала пора экстренных мер. 10 апреля 2007, 15:56 полит.ру^ Дума оставила шкалу подоходного налога плоской Госдума отклонила в среду в первом чтении два законопроекта, предлагавших вернуться к прогрессивной шкале налогообложения доходов физических лиц, сообщает “Росбалт”. Поправки, внесенные в начале февраля фракцией “Родина” (теперь она называется “Справедливая Россия”), касались статьи 224 второй части Налогового кодекса РФ. “Родинцы” предложили доходы до 60 тысяч рублей в год освободить от налога на доходы физических лиц, доход от 60 до 120 тысяч рублей в год облагать налогом по ставке 10 процентов. С дохода от 120 тысяч рублей до 1,2 миллиона рублей в год депутаты планировали взимать налог по ставке 13 процентов, с дохода от 1,2 до 3,6 миллиона рублей в год – по ставке 20 процентов, а все, что свыше – облагать налогом по ставке 30 процентов. Авторы законопроекта полагали, что такой подход к налогообложению доходов физических лиц позволит облегчить налоговое бремя беднейших слоев населения и увеличить налоговые поступления в бюджет от повышенного налогообложения сверхдоходов. Этот законопроект ранее уже получил отрицательное заключение правительства, подписанное вице-премьером Александром Жуковым. В правительстве посчитали, что введение “ступенчатой шкалы” налогообложения доходов физических лиц вызовет уход зарплат “в тень”. Против этой идеи выступил также спикер Госдумы Борис Грызлов. Вторым отклоненным Думой законопроектом стали поправки, касающиеся главы 23 части 2 Налогового кодекса РФ. Авторы предлагали для малообеспеченных слоев населения с доходами до 60 тысяч рублей в год установить нулевую ставку налога с одновременной отменой стандартного налогового вычета в размере 400 рублей за каждый месяц с дохода до 20 тысяч рублей в год. При этом предлагалось сохранить действующую ставку налога в 13 процентов в год для физических лиц с доходами от 60001 рубля до 280000 рублей в год. Для дохода от 280001 рубля до 600000 рублей планировалось установить ставку налога в 20 процентов, а доход свыше 600 тысяч рублей предлагалось облагать по ставке в 30 процентов. Напомним, что в настоящее время действует так называемая плоская шкала налогообложения – согласно статье 224 второй части Налогового кодекса общая ставка налога на доходы физических лиц составляет 13 процентов. Объектом налогообложения для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ, является доход, полученный от источников в РФ и за ее пределами. URL: http://lenta.ru/news/2007/04/11/nalog/^ Ведущего производителя тушенки и сгущенки обвинили в неуплате налогов В отношении руководства холдинга “Главпродукт” – ведущего производителя сгущенного молока и тушенки в России – возбуждено уголовное дело по обвинению в неуплате налогов, пишет в среду газета “Коммерсант”. Как стало известно изданию, в рамках расследования уже были проведены обыски и выемки документов в центральном офисе холдинга, его региональных компаниях, а также в домах руководителей “Главпродукта”. Двум руководителям одного из входящих в холдинг предприятий предъявлены обвинения, еще несколько человек объявлены в розыск. Поводом для возбуждения дела по 2-й части 199-й статье УК (“уклонение от уплаты налогов в крупном размере”), пишет “Коммерсант”, стала проверка двух предприятий холдинга, расположенных в Орловской области – производителя мясных консервов и завода по выпуску – безалкогольных и слабоалкогольных напитков. Одно из этих предприятий, по данным следствия, в период 2003-2006 годов уклонилось от уплаты налогов на 72 миллиона рублей. В центральном офисе “Главпродукта” комментировать предъявленные ГУ МВД по ЦФО обвинения во вторник отказались. С главой холдинга “Главпродукт” гражданином США Леонидом Смирновым изданию пока связаться также не удалось. URL: http://lenta.ru/news/2007/04/18/case/^ Налоговая служба налаживает взаимодействие с миграционной, чтобы отлавливать нелегальных мигрантов К борьбе с нелегальными трудовыми мигрантами подключились налоговики: в апреле будет подписано соглашение о взаимодействии и обмене информацией между Федеральной миграционной службой (ФМС) и Федеральной налоговой службой (ФНС). Перекрестный контроль призван эффективнее выявлять как компании, не желающие законно оформлять работников-иностранцев, так и самих сотрудников-нелегалов, сообщает РБК daily. Трудовые мигранты не только являются конкурентами российским работникам. Значительная их часть не платит налоги. Сейчас иностранный работник, трудящийся в России, первые полгода платит подоходный налог по ставке 30%, потом размер налога снижается до 13% и ему возвращается уплаченная за первые шесть месяцев разница. По данным ФМС, убытки России из-за неуплаты трудовыми мигрантами налогов составляют 200 млрд рублей в год. При этом сумма финансовых переводов из России граждан Грузии составляет 20% ВВП этой страны, граждан Молдавии – 30%. В 2005 году в отношении работодателей по фактам незаконного привлечения рабочей силы было возбуждено 370 уголовных дел. Как сообщил замруководителя ФНС Игорь Голиков, соглашение предусматривает передачу из ФМС в ФНС сведений о выданных разрешениях на работу и на использование иностранной рабсилы и об организациях, получивших лицензии, связанные с трудоустройством граждан. В свою очередь, ФМС будет получать информацию о нарушениях миграционного законодательства в ходе налоговых проверок и об уведомлениях о привлечении иностранных работников, представленных работодателями в налоговый орган по месту учета. Сейчас работодатель или сам работник, оформляя разрешение на работу, должен уведомить ФНС, ФМС, службу занятости о приеме иностранного гражданина. “Правда, пока разработан только один бланк – для отправки сведений в ФМС, – говорит генеральный директор Межгосударственного миграционного центра при РСПП Сергей Ткачук. – Но на практике большинство работодателей не оформляют людей по трудовым договорам, чтобы сэкономить на налогах”. “Обмен информации позволит выявлять работодателей, не оформляющих по закону иностранных работников, и через суды наказывать их за незаконное привлечение иностранной рабочей силы, что влечет за собой штрафы до 800 тысяч рублей за каждого работника”, – рассказал Ткачук. Штраф для самого работника достигает 25 тысяч рублей и сопровождается депортацией из страны. Россия занимает второе место по миграции после США, опережая Германию, говорится в недавнем докладе ООН. Трудовые мигранты приезжают в Россию в основном из стран СНГ, а также Китая, Турции и Вьетнама. Количество легальных трудовых мигрантов ФМС оценивает примерно в 700 тыс. человек. При этом законная трудовая миграция не превышает 15% от реального числа работающих иностранцев. Более 5,5 млн граждан России являются безработными, и отчасти это следствие притока нелегальных мигрантов, которые согласны работать на худших условиях, чем россияне. Досье NEWSru.com:Вернуть налоги можно будет анонимно 20:32 / 18.4 Платежные поручения для уплаты 13% подоходного налога в рамках “налоговой амнистии” станут полностью анонимными. Сейчас в извещении необходимо заполнять графу с фамилией, именем и отчеством плательщика. После оплаты одна часть бланка остается в банке,