4. УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛОГО ЕВРЕЙСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В данной части мы рассмотрим уже достигнутый уровень образования еврейского населения в сравнении со всем и городским населением (по данным переписей населения). Что же касается еврейских студентов и учащихся в бывшем СССР, то эту тему мы затронем в следующей части. 4.1. Общие проблемы анализа уровня образования Первая общероссийская перепись 1897 года учитывала только два показателя уровня образования: грамотность и долю лиц с образованием 5 классов и выше. В 1926 году учитывалась только грамотность населения. При переписи 1939 года, кроме этого, учитывались высшее и среднее образование (под последним тогда понималось образование от 7 классов до незаконченного высшего). Начиная с 1959 года, выделялись следующие уровни образования: а) не имеющие начального образования – окончившие менее 4 классов (при этом в итогах переписи 1959 года в их числе выделялись неграмотные); б) начальное образование – от 4 до 7 классов (до 1959 года – до 6 классов); в) неполное среднее образование – 8-9 классов (до 1959 года – 7-9 классов); г) среднее общее образование – 10-11 классов 1; д) среднее специальное образование (техникум или среднее специальное училище: медицинское, педагогическое и т.п.); е) незаконченное высшее образование (3 курса вуза и более без диплома); ж) высшее образование (университет или институт, включая аспирантуру). Следует отметить, что в советских переписях не учитывалось профессиональное обучение по рабочим специальностям (речь идет о ремесленных, фабрично-заводских, позднее – профессионально-технических училищах). Образование лиц, окончивших эти заведения, определялось числом классов общеобразовательной школы, которое они окончили до этого. Правда, в 1970-х годах появились средние ПТУ, дававшие наряду с профессиональным, и среднее общее образование. Важной проблемой является возраст населения (еврейского и всего), в отношении которого определяется уровень образования. Так, при переписи 1939 года учитывалось всё население, независимо от возраста, при переписях 1959, 1970 и 1979 годов – население 10 лет и старше, и, наконец, при переписи 1989 года – 15 лет и старше. Однако лица моложе 19 лет, как правило, не могут иметь законченное высшее образование. С учетом этого, а также в целях сопоставимости, мы рассчитывали все показатели уровня образования еврейского и всего населения для лиц 20 лет и старше, а также по 10-летним возрастным группам (20-29, 30-39, 40-49, 50-59, 60 лет и старше). Кроме того, мы рассмотрим уровень образования занятого еврейского населения (по данным переписей 1970-1989 годов). ^ 4.2. Начальное и ниже образование При переписи 1926 года, как уже сказано, учитывался только уровень грамотности. Хотя в 1929 году был принят закон о всеобщем начальном образовании, в материалах переписи 1939 года термин “начальное образование” также не фигурировал. Вместе с тем, материалы переписи позволяют определить численность и долю населения, не достигшего “среднего” образования (которое тогда определялось как 7 классов и выше). Таким образом, на практике речь идет об обладателях начального и ниже образования. В 1939 году эта группа составила более половины (60%) взрослого еврейского населения (20 лет и старше), тогда как среди всех горожан – 82%. Доля евреев – мужчин и женщин с начальным образованием и ниже почти не отличалась (59% и 61% соответственно). При этом наибольшая доля евреев с начальным образованием и ниже была в Белоруссии (75%), а наименьшая – в РСФСР (45%), поскольку там большая часть евреев к этому времени уже имела среднее (включая неполное) и высшее образование. Первая послевоенная перепись населения, как известно, была проведена только в 1959 году. Согласно ее данным, с 1939 по 1959 год доля евреев в возрасте 20 лет и старше с образованием до 6 классов (включительно) снизилась с 60% до 27% 2. Следует отметить, что это было связано не только с повышением уровня образования еврейского населения, но и с тем, что доля погибших в Катастрофе среди евреев с низким уровнем образования была значительно выше, чем среди обладателей среднего и высшего образования. Так, когортный анализ показывает, что численность евреев, которым в 1939 году было от 30 до 49 лет (а в 1959 году – соответственно от 50 до 69), сократилась за 20 лет на 43% 3, при этом число евреев с высшим образованием уменьшилось на 13%, со средним (включая неполное) – на 18%, а с начальным и ниже – в 2,5 раза. Это объясняется тем, что, во-первых, еврейское население на территориях, оккупированных нацистами, было в среднем менее образованным, чем на не оккупированных (в частности, в Москве и Ленинграде). Во-вторых, при прочих равных, у руководителей и специалистов (особенно на крупных предприятиях) было больше шансов эвакуироваться по сравнению с остальным еврейским населением (особенно жителей небольших городов и местечек). После 1959 года доля евреев с начальным образованием и ниже продолжала неуклонно снижаться и к 1989 году составила только 7% по сравнению с 15% среди всех горожан (таб. 4.1). Как и следовало ожидать, этот процент был выше среди евреев в возрасте 60 лет и старше – 14%, тогда как в молодых возрастах он составил менее 1%. Среди евреев-мужчин этот показатель был несколько ниже, чем среди женщин (таб. 4.2). Следует также отметить, что наибольшая доля лиц с начальным образованием и ниже в 1989 году была среди горских евреев – 23,5% (данные по территории Азербайджана), относительно высока она была также среди евреев Молдавии (12,5%) и бухарских евреев Узбекистана (10%). В то же время среди евреев Российской Федерации в 1989 году она составляла только 5%, а к 2002 году уменьшилась до 2%. Среди евреев Украины в 2001 году этот показатель составил 3%, среди евреев Белоруссии в 1999 году – 6% (см. таб. 4.3).^ 4.3. Среднее (полное и неполное) образование Перепись 1939 года была первой, в итогах которой приводились данные об обладателях высшего и среднего образования. В последнюю категорию включались все окончившие 7 классов и более, но не вуз. Таким образом, “среднее” образование, согласно критериям переписи 1939 года, включало в себя неполное среднее, среднее общее, среднее специальное и незаконченное высшее образование (которые в последующих переписях рассматривались как отдельные категории). В 1939 году доля евреев в возрасте 20 лет и старше со “средним” образованием (по тогдашним критериям) составила 31%, т.е. вдвое выше, чем среди всего городского населения (таб. 4.1). При этом доля евреев со “средним” образованием неуклонно увеличивалась при переходе к более молодым возрастам. Особенно высока она была среди лиц 20-29 лет – 57%. Интересно, что доля евреек со “средним” образованием в 1939 году была выше, чем среди евреев-мужчин (таб. 4.2), особенно в молодых возрастах, тогда как среди всего, и даже среди городского населения сохранялась обратная тенденция. При этом доля лиц со средним (полным и неполным) образованием среди евреев обоего пола была выше, чем среди других народов СССР (Всесоюзная перепись населения 1939 года: СССР, Москва, 1992, таб. 21). Наибольшей доля евреев со “средним” образованием в 1939 году (согласно тогдашним критериям) была в РСФСР – 40%, а наименьшей – в Белоруссии – 21% (см. таб. 4.3). С 1939 по 1959 год доля лиц со “средним” образованием (согласно критериям 1939 года) среди евреев в возрасте 20 лет и старше возросла с 31% до 51%, тогда как среди всех горожан она возросла с 16% до 42%. Начиная с переписи 1959 года, можно уже выделить отдельно неполное среднее, среднее общее (полное), среднее специальное и незаконченное высшее образование. Доля лиц с неполным средним образованием (7-9 классов, а после 1959 года – 8-9 классов) среди евреев неуклонно снижалась: с 17,3% в 1959 году до 8,7% в 1989 году, тогда как среди всего и городского населения до конца 1960-х годов она росла (вследствие введения закона о всеобщем 8-летнем образовании) и лишь в 1970-х также стала снижаться. В итоге к 1989 году среди евреев она была примерно вдвое ниже (см. таб. 4.1). Как и в отношении начального образования, наибольшая доля евреев с неполным средним образованием в 1989 году имела место среди горских евреев Азербайджана – около четверти, а также бухарских евреев Узбекистана – около 15%. Наименьшей она была среди евреев Грузии и Российской Федерации – 7%, причем в последней она снизилась к 2002 году до 5% (таб. 4.3). В отношении среднего общего (или полного) образования, мы будем рассматривать два показателя: во-первых, долю обладателей собственно среднего образования (10-11 классов), и, во-вторых, долю лиц со средним образованием и выше (т.е. всех обладателей аттестата зрелости, даже если впоследствии они получили более высокое образование). Последний показатель важен потому, что он свидетельствует об общей доле лиц, имеющих право на получение высшего образования (из которых лишь часть смогли его реализовать). Что касается доли евреев с собственно средним общим образованием, тенденция изменилась: в 1960-х годах она росла, но затем стала снижаться вследствие перехода к более высоким уровням образования (в то же время, как среди всего, так и среди городского населения она постоянно росла – см. таб. 4.1). В результате, если в 1959 году доля лиц со средним общим образованием среди евреев была вдвое больше, чем среди всех горожан, то в 1989 году – вдвое меньше (таб. 4.1). Следует отметить, что доля лиц со средним общим образованием (так же, как и с начальным и неполным средним) была несколько выше среди еврейских женщин, чем среди мужчин (таб. 4.2). Максимальная доля обладателей среднего общего образования (около трети) была в 1989 году среди неашкеназских общин (грузинской, горской, бухарской), тогда как среди евреев РСФСР только 12% обладали таким образованием. К 2002 году доля евреев Российской Федерации с полным средним образованием снизилась до 9%. В то же время, среди евреев Украины этот показатель практически не изменился с 1989 года и составил в 2001 г. примерно 19%, а в Белоруссии – даже возрос с 19% в 1989 г. до 22% в 1999 г. (таб. 4.3). Что касается обладателей полного среднего образования и выше, то уже в 1959 году они составляли свыше половины взрослого еврейского населения (56%) по сравнению с 16% всего и 24% городского населения (таб. 4.1). В 1989 году этот показатель среди евреев превысил 84%. Вместе с тем, после введения в начале 1970-х годов закона о всеобщем среднем образовании, среди всего населения доля лиц со средним образованием и выше также стала быстро расти и достигла к 1989 году 63% (среди горожан 70%). Более того, если среди родившихся в 1940-х годах доля обладателей полного среднего образования и выше была среди евреев втрое больше, чем среди всего населения (73% и 23% соответственно), то среди родившихся в 1960-х годах показатели почти сравнялись (96% и 92%), что привело к резкому усилению конкуренции между евреями и другими национальностями за поступление в вузы. Наибольшая доля евреев с полным средним образованием и выше в 1989 году была в РСФСР – 88%, но и в большинстве других республик она превысила 80%, за исключением Молдавии (77%), а также бухарских евреев в Узбекистане (76%) и горских в Азербайджане (53%). В начале наступившего столетия доля евреев Российской Федерации со средним образованием и выше достигла 93%, Украины – 91%, Белоруссии – 87% (см. таб. 4.3). Следует также отметить, что доля евреев СССР со средним образованием и выше уступала аналогичному показателю среди евреев США, но была выше, чем у евреев Канады, Франции и Израиля (см. таб. 4.4).^ 4.4. Среднее специальное образование Престиж среднего специального образования (цель которого состояла в подготовке техников, медсестер, воспитателей детсадов, бухгалтеров и других специалистов средней квалификации) был не очень высок среди еврейского населения (особенно молодежи) по сравнению с высшим образованием. Вместе с тем, во многих случаях оно рассматривалось как альтернатива последнему, и если по каким-либо причинам препятствия к получению высшего образования были особенно велики, это приводило к росту доли обладателей среднего специального образования среди евреев. Доля лиц со средним специальным образованием среди еврейского населения 20 лет и старше возросла в течение 30 лет (1959-1989) в 1,7 раза и достигла в 1989 году 21,5% (таб. 4.1). Следует отметить, однако, что среди евреев этот показатель рос медленнее, чем среди всего и среди городского населения, и в результате в 1989 году он был у евреев ниже, чем у всех горожан (см. таб. 4.1). С конца 1970-х годов доля евреек со средним специальным образованием превышала аналогичный показатель среди евреев-мужчин (в 1989 году – 22,5% и 20,3% соответственно), особенно эта разница была заметна в молодых возрастах (таб. 4.5). Обращает на себя внимание и тот факт, что в группе 20-29 лет в 1960-х годах доля евреев со средним специальным образованием не изменилась (а среди мужчин даже снизилась), однако в 1970-х и особенно в 1980-х годах вновь стала расти. Очевидно, что растущая конкуренция при приеме в вузы заставила часть еврейской молодежи идти в техникумы и средние специальные училища. Что касается отдельных республик, то наибольшая доля евреев со средним специальным образованием в 1989 году была в Молдавии, а также среди бухарских евреев Узбекистана (26%). В то же время в РСФСР она составила только 18% (и к 2002 году не изменилась). Среди евреев Украины доля лиц со средним специальным образованием 4 (которая прежде постоянно росла) снизилась с 1989 по 2001 год с 25% до 22%, очевидно, за счет роста доли лиц с высшим образованием, а в Белоруссии – осталась на уровне 24% в 1999 г. (таб. 4.3). Довольно низкой она была среди горских евреев Азербайджана (в 1989 году – 14%). Однако в последнем случае это было связано не с ориентацией на высшее образование, а напротив, с относительно низким образовательным уровнем горских евреев (среди которых и техникум, не говоря о вузе, был уделом сравнительно немногих). Как и среди всего еврейского населения СССР, среди евреев отдельных республик – выпускников техникумов преобладали женщины (см. таб. 4.5 и 4.6). До 1979 года исключение составляли евреи Украины и Азербайджана (что видимо, было связано с наличием в этих республиках, соответственно, угольной, металлургической и нефтяной промышленности, требовавших большого числа техников-мужчин). Однако к 1989 году среди евреев Украины и ашкеназов Азербайджана ситуация изменилась. В то же время, среди горских евреев Азербайджана со средним специальным образованием по-прежнему преобладали мужчины (таб. 4.6). До 1989 года практически во всех республиках имела место тенденция роста доли евреев со средним специальным образованием в более молодых когортах (таб. 4.6). Однако в Российской Федерации с 1989 по 2002 год доля выпускников техникумов среди евреев 20-29 лет снизилась с 19% до 14%. Нельзя объяснить эту тенденцию ростом доли лиц с высшим образованием, поскольку она в это время тоже снизилась (см. ниже). Скорее всего, это объясняется некоторым снижением мотивации еврейской молодежи к получению образования (как высшего, так и среднего специального) в постперестроечный период. Доля лиц со средним специальным образованием среди советских евреев в конце 1980-х годов была чуть выше, чем среди американских и канадских, и более чем вдвое превышала аналогичный показатель среди евреев Израиля (см. таб. 4.4). Следует отметить, что среди евреев Запада – выпускников средних специальных учебных заведений (неакадемических колледжей) также преобладают женщины. ^ 4.5. Высшее образование Уже с конца 1920-х годов еврейская молодежь устремилась в высшие учебные заведения. Однако первые данные о доле лиц с высшим образованием среди евреев (как и среди всего населения) относятся к переписи 1939 года. В этот период доля евреев в возрасте 20 лет и старше с высшим образованием составила 8,5%, что было в 3,7 раза больше по сравнению со всем городским населением (2,3%), тогда как доля лиц со “средним” образованием (согласно тогдашним критериям) среди евреев была только вдвое больше, чем среди всех горожан (см. таб. 4.1). Таким образом, окончив семилетнюю школу, евреи почти вдвое чаще продолжали обучение в старших классах, а затем в вузах по сравнению со всеми горожанами. Это было связано, во-первых, с ускоренным развитием науки и техники (включая новые отрасли, особенно привлекавшие еврейскую молодежь), а во-вторых, со снятием в 1930-х годах классовых ограничений, которые прежде затрудняли многим молодым евреям “непролетарского” происхождения доступ в вузы. Наибольшая доля евреев с высшим образованием в 1939 году была в РСФСР (14,5%), прежде всего за счет таких научно-культурных центров, как Москва и Ленинград (см. таб. 4.3). Интересно, что на втором месте по этому показателю находились тогда евреи Азербайджана (9%), что объясняется притоком высокообразованных евреев из других республик (прежде всего, инженеров и техников) вследствие развития нефтяной промышленности. Наименьшая доля евреев с высшим образованием была тогда в Белоруссии (3,3%), что объяснялось отъездом наиболее образованных евреев из республики (главным образом, в Москву и Ленинград). С 1939 по 1959 год доля лиц с высшим образованием среди еврейского населения в возрасте 20 лет и старше возросла с 8,5% до 21,8% или в 2 с половиной раза. Более того, если в 1939 году евреи опережали по этому показателю всех горожан в 3,7 раза, то в 1959 году – уже в 4,5 раза (см. таб. 4.1). Причины этого заключались не только в “естественном” росте уровня образования еврейского населения, но и в том, что, как отмечалось выше, потери во время войны среди евреев с высшим образованием были в среднем меньше, чем среди всего еврейского населения. Не во всех республиках указанные изменения были одинаковы. Так, в Белоруссии с 1939 по 1959 год доля евреев с высшим образованием возросла в 4 раза, на Украине – в 3 раза, тогда как в РСФСР (лишь часть которой подверглась нацистской оккупации) – только в два раза (см таб. 4.3). Тем не менее, и в 1959 году (как и в 1939) на первом месте по доле лиц с высшим образованием находились ашкеназские евреи РСФСР (30%), а на втором – Азербайджана (23,5%) 5. Самым низким этот показатель был у евреев Молдавии (около 10%) – единственной республики, где примерно половина довоенного еврейского населения уцелела во время войны и сохранились “местечковые” традиции (включая ориентацию на приобретение рабочих профессий). В 1960-х – 1980-х годах доля евреев с высшим образованием постоянно росла и к 1989 году достигла 43%. Вместе с тем, в отличие от предыдущего периода, среди еврейского населения этот показатель рос медленнее, чем среди всего и городского населения. Поэтому, если в 1959 году он был среди евреев в 4,5 раза выше, чем среди всех горожан, то в 1989 году – только в 2,8 раза (см. таб. 4.1). В 1989 году наибольшая доля лиц с высшим образованием была, как и прежде, среди евреев Российской Федерации – около 55%, однако на втором месте уже находились евреи Прибалтики (в Латвии и Литве, соответственно, 43% и 39%), что частично объясняется притоком евреев-специалистов из других республик. В то же время, среди горских евреев в Азербайджане лишь 7% имели высшее образование, среди бухарских в Узбекистане – 20%, среди грузинских евреев – 31%. Из ашкеназских общин наименьшая доля лиц с высшим образованием была в Молдавии (30%), хотя она возросла втрое по сравнению с 1959 годом (см. таб. 4.3). Доля евреев с высшим образованием продолжала расти и после 1989 года (правда, одной из причин этого была эмиграция евреев с более низким образовательным уровнем). Так, в Российской Федерации (с 1989 по 2002 год) она возросла с 55% до 62%, на Украине (с 1989 по 2001) – с 37% до 48%, в Белоруссии (с 1989 по 1999) – с 35% до 42% (см. таб. 4.3). Иначе обстояло дело с обладателями незаконченного высшего образования (главным образом, это студенты старших курсов). Если на протяжении 1960-х годов их доля среди евреев 20 лет и старше оставалась стабильной, то с 1970 по 1989 год она сократилась с 5% до 3%. При этом, если доля лиц с законченным высшим образованием среди евреев в 1989 году была почти втрое больше, чем среди всех горожан, то с незаконченным высшим – лишь на треть (таб. 4.1). Снижение доли евреев с незаконченным высшим образованием в 1970-х и 1980-х годах было связано с общим сокращением численности еврейских студентов (см. часть 5). Указанный процесс имел место почти во всех республиках, кроме Грузии. Правда, с 1989 по 2002 год в Российской Федерации доля евреев с незаконченным высшим образованием вновь возросла (таб. 4.3). Следует отметить, что если в конце 1950-х годов советские евреи по доле лиц с высшим образованием (включая незаконченное) 6 опережали американских, то к началу 1970-х годов их показатели сравнялись, а в конце 1980-х – начале 1990-х годов доля обладателей высшего образования среди советских евреев была ниже по сравнению с евреями США и Канады. Вместе с тем, она почти втрое превышала аналогичный показатель среди евреев Израиля (см. таб. 4.4). Среди еврейского населения СССР и отдельных республик доля лиц с высшим образованием (законченным и незаконченным) среди мужчин была выше, чем среди женщин (таб. 4.7 и 4.8), однако аналогичная тенденция имела место и в еврейских общинах других стран (кроме Израиля). Вместе с тем, в молодых возрастах (до 29 лет) – по данным всех переписей – доля евреек с высшим образованием была выше, чем среди евреев-мужчин (см. таб. 4.7). Это было, очевидно, связано с тем что часть еврейских молодых людей служили в армии и не успели окончить вуз. Однако уже в возрасте 30-39 лет (опять-таки по данным почти всех переписей) доля лиц с высшим образованием среди евреев – мужчин была выше, чем среди женщин. В 1980-х годах произошла стабилизация доли молодых евреев с высшим образованием (как законченным, так и незаконченным) в группах 20-29 и 30-39 лет (см. таб. 4.7). Однако не во всех республиках тенденции были одинаковы. В большинстве республик в 1980-х годах имел место рост доли еврейской молодежи с высшим образованием (хотя не так быстро, как в 1970-х годах). В то же время, в Азербайджане и Узбекистане произошло снижение доли евреев с высшим образованием в группах 20-29 и 30-39 лет (таб. 4.8). Видимо, причиной этого явилось возрастание пропорции, соответственно, горских и бухарских евреев (у которых уровень образования ниже, а естественный прирост выше, чем у ашкеназов). Не исключено, что стабилизация доли лиц с высшим образованием среди еврейской молодежи СССР в целом в 1980-х годах также связана с сокращением доли наиболее образованных общин (как например, ашкеназов РСФСР) во всем молодом поколении советских евреев. Следует отметить также, что при общем росте доли российских евреев с законченным высшим образованием с 1989 по 2002 год (таб. 4.3), в молодых возрастах (до 39 лет) этот показатель несколько снизился: в группе 20-29 лет – с 46% до 45%, 30-39 лет – с 66% до 61% (таб. 4.8), что связано, очевидно, с временной утратой интереса молодых евреев к высшему образованию и ориентацией на коммерческую деятельность (попутно отметим, что среди евреев Белоруссии в 1989-1999 годах тенденции были несколько иные). Правда, в последние годы этот интерес снова возрос, о чем свидетельствует рост доли лиц с незаконченным высшим образованием среди евреев Российской Федерации в возрасте 20-29 лет с 14% в 1989 году до 19% в 2002 году. Стоит отметить, что Всероссийская перепись 2002 года впервые выделила в общем числе лиц с высшим образованием обладателей послевузовского образования (т.е. закончивших аспирантуру, ординатуру и т.п.). Среди евреев 20 лет и старше их доля составила 2,8% (3,7% – среди мужчин и 1,9% среди женщин). При этом перепись показала явную тенденцию к снижению этого показателя при переходе к более молодым возрастам.^ 4.6. Средний уровень образования Отметим, что официальная советская статистика не учитывала количества лет обучения, а только тип последнего учебного заведения. Поэтому, для получения общей картины динамики уровня образования еврейского, всего и городского населения, мы рассчитали (подобно ряду других исследователей) условный средний уровень образования (в годах обучения), исходя из типичных сроков обучения в различных типах учебных заведений 7. Так, для высшего образования было принято 15 лет обучения, для незаконченного высшего – 13, для среднего специального –12, для среднего общего – 10, для неполного среднего – 7, для начального – 4, для не имеющих начального – 2, для неграмотных – 0. Полученные данные показывают, что с 1939 по 1959 год средний уровень образования еврейского населения в возрасте 20 лет и более возрос с 6,5 до 9,1 года или на 40%, тогда как среди всего городского населения – с 4,6 до 6,1 года или на 33% (таб. 4.1). В последующие 30 лет (1959-1989) средний уровень образования еврейского населения возрос с 9,1 до 12 лет, т.е. на 33% (в то же время среди всего городского населения он повысился с 6,1 до 9,9 года или в 1,6 раза). Следует отметить, что среди еврейского населения в целом средний уровень образования у мужчин был выше, чем у женщин (таб. 4.2), прежде всего, за счет доли лиц с высшим образованием. Но в молодых возрастах ситуация была обратной: так, в 1989 году среди евреев-мужчин 20-29 этот показатель составил 12,3 года, а среди евреек – 12,6 года (та же ситуация имела место и в предыдущие годы). Это связано с тем, что еврейские девушки в среднем раньше начинали учиться в вузах и техникумах, тогда как юноши (которые не успевали поступить в вуз или техникум в первый год после окончания школы) вынуждены были идти в армию. Однако уже в возрасте 30-39 лет средний уровень образования был одинаков у евреев обеих полов, а с 40 лет он был выше у мужчин. На протяжении всего советского периода наиболее высокий средний уровень образования был у евреев Российской Федерации, который в 1989 году составил 12,6 года (а к 2002 году возрос до 13,3 года). В то же время среди горских евреев Азербайджана он составил в 1989 году только 8,3 года, бухарских евреев Узбекистана – 10,5 года (см. таб. 4.3). ^ 4.7. Уровень образования занятого еврейского населения Наряду с уровнем образования всего взрослого еврейского населения (которое в значительной степени состояло из пенсионеров), важно рассмотреть уровень образование активной его части, т.е. занятых в народном хозяйстве. В советской статистике данные об образовании занятого населения имеются только начиная с переписи 1970 года. Уровень образования занятого населения (еврейского, всего и городского) был в среднем выше, чем населения в возрасте 20 лет и старше (ср. таб. 4.1 и 4.9). Это связано не только с тем, что занятое население в среднем моложе, так как не включает пенсионеров, но и с тем, что лица с более высоким образованием зачастую продолжали работать и после достижения пенсионного возраста, тогда как значительная часть лиц с низким уровнем образования, напротив, вышли на пенсию досрочно в связи с тяжелыми или вредными условиями труда. Доля лиц с высшим законченным образованием среди занятого еврейского населения с 1970 по 1989 год возросла с 35% до 51% (среди занятого городского населения – с 9% до 18%). Что касается лиц с незаконченным высшим образованием, то их доля сократилась среди работающих евреев с 4% до 2%, тогда как среди всех занятых горожан осталась без изменений (1,6%) 8. Доля лиц со средним специальным образованием возросла среди занятых евреев за тот же период с 19% до 24%, но при этом в 1989 году она была примерно такой же, как у всего занятого населения, и ниже, чем у горожан (таб. 4.9). Что касается уровня образования занятого еврейского населения по полу (таб. 4.10), то, как и среди всех взрослых евреев, доля лиц с высшим образованием была выше у мужчин, а со средним специальным – у женщин. Что касается среднего уровня образования в годах обучения, то в отличие от всего еврейского населения в возрасте 20 лет и старше, среди занятых евреев и евреек он был примерно одинаков. Тенденции уровня образования занятого еврейского населения по республикам (таб. 4.11) были примерно такими же, как и среди всего взрослого еврейского населения. Наиболее высок он был в РСФСР, где в 1989 году две трети (64%) работающих евреев имели высшее образование, и в Латвии, где этот показатель превысил 50%. В то же время, среди занятых горских евреев Азербайджана только 11% окончили вуз, среди бухарских евреев Узбекистана – 22%, среди евреев Молдавии – 38%. После 1989 года данные об уровне образования занятого еврейского населения имеются только по Белоруссии, где за первое постсоветское десятилетие доля лиц с высшим образованием среди работающих евреев возросла с 42% до 53%, тогда как доля лиц со средним специальным образованием впервые снизилась с 27% до 25% (однако следует помнить, что в 1990-х годах большая часть еврейского населения покинула республику). 1 В 1959 году (одновременно с продлением неполной средней школы до 8 классов) в средней школе был введен дополнительный, 11-й класс, который был отменен в 1966 году. 2 В том числе доля неграмотных среди евреев 20 лет и старше снизилась с 7% до 2%. 3 Здесь речь идет только о еврейском населении в границах 1939 года (не считая евреев присоединенных территорий, подавляющее большинство из которых погибло). 4 В 2001 году на Украине вместо термина “среднее специальное образование” стал употребляться термин “неполное высшее”, в то же время “незаконченное высшее” образование стало называться “базовым высшим”. В целях сопоставимости мы будем использовать старые (советские) категории. 5 Данные переписи 1959 года об уровне образования имеются только по ашкеназским евреям (при этом отсутствуют данные по евреям Грузии и среднеазиатских республик). 6 Поскольку данные о евреях стран Запада включают обладателей первой степени, то в целях сопоставимости по советским евреям учтены и лица с незаконченным высшим образованием. 7 Расчетное (условное) число лет обучения может не совпадать с фактическим. Однако порой оно может более точно отражать уровень образования, нежели фактическое. Так, окончившие вечерние и заочные отделения вузов, как правило, учились дольше, но это отнюдь не значит, что качество их образования выше по сравнению с выпускниками дневных отделений (чаще дело обстоит как раз наоборот). 8 Следует отметить, что доля лиц с незаконченным высшим образованием среди занятых, как правило, ниже, чем среди всего взрослого населения, поскольку включает только тех студентов старших курсов, которые работают (в основном, вечерников и заочников), а также тех, которые оставили учебу.
Похожие работы
Альфред адлер: индивидуальная теория личности биографический очерк
АЛЬФРЕД АДЛЕР: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРКАльфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он…
«Макроэкономические проблемы рф»
Секция 10. «Макроэкономические проблемы РФ»Руководитель – Еремина Марина Юрьевна, доцент кафедры «Экономика и управление»Место проведения: Аудитория 518 учебного корпуса 7 Голев Степан Вячеславович, «Камчатский государственный…
«Страна Буквляндия»
Всем учителям, которые убеждены в том, что при обучении иностранному языку удовольствие и успех идут вместе.УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ИГРАЯПисецкая Алина, НОУ “Аврора”БлагодарностьМне бы хотелось поблагодарить тех,…
Xvi международная конференция
XVI Международная конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» и выставка отраслевых достижений «ИНФОТРАНС-2011»11-12 октября, г. Санкт-Петербург, «Парк Инн Прибалтийская» IT-инновации для железнодорожного транспортаОрганизатор: ООО «Бизнес…
«фізика навколо нас»
Фізичний вечір на тему: «ФІЗИКА НАВКОЛО НАС»І. Вступ(Лунає музика.Виходять учні)Учень.УВАГА! УВАГА!На вечорі цьомуНемає артистів, еквілібристів,Дуетів,квартетів,славетних солістів.Ровесники, друзі,Тут ваші знайомі,Що разом із вами за партами сидять.Ми…
«экспресс каникулы в скандинавии» финляндия швеция обозначение тура: фш3
«ЭКСПРЕСС КАНИКУЛЫ В СКАНДИНАВИИ»ФИНЛЯНДИЯ – ШВЕЦИЯ Обозначение тура: ФШ3 Круиз по Балтийскому морю – ХЕЛЬСИНКИ – ТУРКУ – СТОКГОЛЬМ ОТЪЕЗД ИЗ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА: на…