68.Анализ поведения затрат и взаимосвязи затрат, объема продукции и прибыли Необходимым условием получения прибыли является определенная степень развития производства, которая обеспечивает превышение выручки от реализации продукции над затратами (издержками) по ее производству и сбыту. Главная факторная цепочка, формирующая прибыль, может быть представлена схемой Затраты —> Объем производства —> Прибыль. Уже из этой схемы видна взаимосвязь данных элементов, и составляющие этой схемы должны находиться под постоянным вниманием и контролем. Но сначала необходимо рассмотреть классификацию затрат, которая поможет выявить данную взаимосвязь.^ По участию в производстве – производственные и непроизводственные.По назначению затраты делятся на основные и накладные. Основные затраты связаны с технологическим процессом производства (сырье, материалы, энергия). Накладные обусловлены организацией процесса производства, обслуживанием предприятия в целом. ^ По способу включения в себестоимость – прямые и косвенные. Прямые затраты можно прямо, непосредственно в момент их совершения и экономично отнести на конкретный объект затрат. Косвенные – соответственно, нельзя (требуют каких-либо способов распределения). Существует такая взаимосвязь – чем больше объект калькулирования, тем больше затрат становятся прямыми. ^ По отношению к изменению объемов деятельности – переменные (в сумме изменяются прямо пропорционально изменению объемов деятельности, а в расчете на единицу остаются постоянными) и постоянные (условно не меняются с изменением объемов, но в расчете на единицу меняются). Переменные расходы в себестоимости всего выпуска растут пропорционально изменению объёма производства, а в себестоимости единицы продукции они составляют постоянную величину. Величина постоянных расходов, наоборот, не изменяется с увеличением объёма производства в общей сумме затрат, а в расчёте на единицу продукции затраты уменьшаются пропорционально его росту. Такое разделение является сущностью системы директ-костинг. Этот метод прямого вычисления себестоимости основан на вычитании из выручки прямых (переменных) расходов и определении предельной прибыли, которая отличается от реальной на сумму косвенных расходов. Следует отметить, что разделение затрат на постоянные и переменные несколько условно, поскольку многие виды затрат носят полупеременный (полупостоянный) характер. Однако недостатки условности разделения затрат многократно перекрываются аналитическими преимуществами системы директ-костинг.^ Вообще же производственную себестоимость и оценку конечных запасов формируют три элемента затрат: прямые материальные, прямые трудовые (которые можно прямо и экономично отнести на продукт, к примеру, з/пл рабочих), общие производственные расходы (все остальные расходы, непосредственно связанные с производством, помимо расходов на материалы и оплату труда). Все остальные затраты – затраты периода, которые не материализуются и не накапливаются, а списываются в российской практике на реализацию продукции (в зап. – на уменьшение финансового результата). Расходы периода – коммерческие расходы (на продажу, отчасти, реклама, содержание складов…) и общехозяйственные расходы (связаны с функционированием бизнеса в целом, напр., содержание офиса). Поведение затрат – зависимость изменения величины различных затрат от изменения уровня деловой активности. Уровень деловой активности определяется объемом продаж или производства. Вводится понятие релевантного уровня. Релевантный уровень – диапазон деловой активности, в рамках которого фактические операции совершаются с достаточной степенью определенности. Только в данном релевантном уровне можно говорить о настоящем поведении затрат. Переменные затраты являются линейными, а постоянные – постоянными. Степень реагирования затрат производства на изменения объема продукции может быть оценена с помощью коэффициента реагирования затрат: K = , где ΔZ – изменения затрат за период, %; ΔN – изменения объема производства, %. Анализируя поведение затрат, мы рассматриваем переменные и постоянные затраты. Для постоянных расходов K=0. Выделяют также дегрессивные затраты (01). Общие затраты складываются как сумма постоянных затрат (K=0) и переменных (K>0). Если по оси абсцисс отложить объем выпуска N (в шт.), а по оси ординат – затраты на производство, то с ростом объема выпуска наиболее быстро растут дегрессивные расходы, затем пропорциональные , а потом прогрессивные. Соответственно, чтобы обеспечить снижение с/с и повышение прибыльности работы организации, необходимо, чтобы темпы снижения дегрессивных расходов превышали темпы роста прогрессивных и пропорциональных расходов. Среди постоянных затрат выделяют полезные и бесполезные («холостые»). Это деление связано с скачкообразным изменением большинства производственных ресурсов, напр., компания не может приобрести полстанка. Поэтому затраты растут не непрерывно, а скачкообразно.При анализе взаимосвязи затрат, объема продукции и прибыли вычисляют точку преломления убытков и прибыли, или порог рентабельности. Эта точка характеризует ситуацию, когда уже нет убытков, но еще нет прибыли (равна 0). Это то же самое, что точка безубыточности или критическая точка.
68. Анализ поведения затрат и взаимосвязи затрат, объема продукции и прибыли
68.Анализ поведения затрат и взаимосвязи затрат, объема продукции и прибыли Необходимым условием получения прибыли является определенная степень развития производства, которая обеспечивает превышение выручки от реализации продукции над затратами (издержками) по ее производству и сбыту. Главная факторная цепочка, формирующая прибыль, может быть представлена схемой Затраты —> Объем производства —> Прибыль. Уже из этой схемы видна взаимосвязь данных элементов, и составляющие этой схемы должны находиться под постоянным вниманием и контролем. Но сначала необходимо рассмотреть классификацию затрат, которая поможет выявить данную взаимосвязь.^ По участию в производстве – производственные и непроизводственные.По назначению затраты делятся на основные и накладные. Основные затраты связаны с технологическим процессом производства (сырье, материалы, энергия). Накладные обусловлены организацией процесса производства, обслуживанием предприятия в целом. ^ По способу включения в себестоимость – прямые и косвенные. Прямые затраты можно прямо, непосредственно в момент их совершения и экономично отнести на конкретный объект затрат. Косвенные – соответственно, нельзя (требуют каких-либо способов распределения). Существует такая взаимосвязь – чем больше объект калькулирования, тем больше затрат становятся прямыми. ^ По отношению к изменению объемов деятельности – переменные (в сумме изменяются прямо пропорционально изменению объемов деятельности, а в расчете на единицу остаются постоянными) и постоянные (условно не меняются с изменением объемов, но в расчете на единицу меняются). Переменные расходы в себестоимости всего выпуска растут пропорционально изменению объёма производства, а в себестоимости единицы продукции они составляют постоянную величину. Величина постоянных расходов, наоборот, не изменяется с увеличением объёма производства в общей сумме затрат, а в расчёте на единицу продукции затраты уменьшаются пропорционально его росту. Такое разделение является сущностью системы директ-костинг. Этот метод прямого вычисления себестоимости основан на вычитании из выручки прямых (переменных) расходов и определении предельной прибыли, которая отличается от реальной на сумму косвенных расходов. Следует отметить, что разделение затрат на постоянные и переменные несколько условно, поскольку многие виды затрат носят полупеременный (полупостоянный) характер. Однако недостатки условности разделения затрат многократно перекрываются аналитическими преимуществами системы директ-костинг.^ Вообще же производственную себестоимость и оценку конечных запасов формируют три элемента затрат: прямые материальные, прямые трудовые (которые можно прямо и экономично отнести на продукт, к примеру, з/пл рабочих), общие производственные расходы (все остальные расходы, непосредственно связанные с производством, помимо расходов на материалы и оплату труда). Все остальные затраты – затраты периода, которые не материализуются и не накапливаются, а списываются в российской практике на реализацию продукции (в зап. – на уменьшение финансового результата). Расходы периода – коммерческие расходы (на продажу, отчасти, реклама, содержание складов…) и общехозяйственные расходы (связаны с функционированием бизнеса в целом, напр., содержание офиса). Поведение затрат – зависимость изменения величины различных затрат от изменения уровня деловой активности. Уровень деловой активности определяется объемом продаж или производства. Вводится понятие релевантного уровня. Релевантный уровень – диапазон деловой активности, в рамках которого фактические операции совершаются с достаточной степенью определенности. Только в данном релевантном уровне можно говорить о настоящем поведении затрат. Переменные затраты являются линейными, а постоянные – постоянными. Степень реагирования затрат производства на изменения объема продукции может быть оценена с помощью коэффициента реагирования затрат: K = , где ΔZ – изменения затрат за период, %; ΔN – изменения объема производства, %. Анализируя поведение затрат, мы рассматриваем переменные и постоянные затраты. Для постоянных расходов K=0. Выделяют также дегрессивные затраты (01). Общие затраты складываются как сумма постоянных затрат (K=0) и переменных (K>0). Если по оси абсцисс отложить объем выпуска N (в шт.), а по оси ординат – затраты на производство, то с ростом объема выпуска наиболее быстро растут дегрессивные расходы, затем пропорциональные , а потом прогрессивные. Соответственно, чтобы обеспечить снижение с/с и повышение прибыльности работы организации, необходимо, чтобы темпы снижения дегрессивных расходов превышали темпы роста прогрессивных и пропорциональных расходов. Среди постоянных затрат выделяют полезные и бесполезные («холостые»). Это деление связано с скачкообразным изменением большинства производственных ресурсов, напр., компания не может приобрести полстанка. Поэтому затраты растут не непрерывно, а скачкообразно.При анализе взаимосвязи затрат, объема продукции и прибыли вычисляют точку преломления убытков и прибыли, или порог рентабельности. Эта точка характеризует ситуацию, когда уже нет убытков, но еще нет прибыли (равна 0). Это то же самое, что точка безубыточности или критическая точка.