89. Внешняя задолженность и способы ее регулирования

89. Внешняя задолженность и способы ее регулирования.В начале 80х годов стало ясно, что дальнейшее развитие долгового кризиса могло привести к крупным потерям не только развивающихся стран, но и других, сдерживать развитие экономики ведущих капиталистических стран. Подходы кредиторов: В 1983-1985гг ТНБ стремились вынудить должников по одиночке решать свои долговые проблемы. Это осуществлялось в форме отсрочки долгов или предоставления новых займов для обслуживания старых. В основу пересмотра задолженности был положен принцип регулярной выплаты процентов. Пересмотр банковской задолженности сопровождался ужесточением условий для должников. В 1986-1987гг произошло смягчение условий пересмотра долгов. Было заключено 31 соглашение. Общая сумма пересмотренных долгов увеличилась в 3 раза. Но объем новых кредитов сократился. С 1988гг предоставление новых кредитов увеличилось, но они концентрировались в основном на Мексике и Аргентине. И, хотя произошло улучшение пересмотра долгов, общее количество соглашений значительно уменьшилось. Кризисные развивающиеся страны пытались найти решение проблем международной задолженности. Был выдвинут тезис об ответственности за сложившуюся ситуацию, как должников, так и кредиторов. Во второй половине 80х годов развивающиеся страны в составе группы 77 выдвинули совместную программу урегулирования проблем внешней задолженности. В ней предлагалось: увязать размер платежей по долгам с фактическими возможностями заемщиков,ограничить эти платежи определенной долей доходов от экспорта и долей ВВП. Развивающиеся страны выступали за значительное снижение уровней процентов по государственным и гарантированным государством займам, за списание задолженности по государственным кредитам, полученным наименее развитыми странами. В 1988 году были объявлены предложения , получившие название плана Брейди. Уменьшение долга, снижение % ставок стало частью международной стратегии в отношении задолженности коммерческим банкам. Это предполагало: перевод необслуживаемой задолженности в меньшие обязательства, которые можно было полностью обслуживать, поощрение банков обменивать их требования к стране должнику на новые обязательства с различной степенью гарантий. Страна должник должна была принимать жесткую программу структурной перестройки в соответствии рекомендациями МВФ, включая ликвидацию бюджетного дефицита, изменения ценообразования либерализацию внешнеторгового валютного режима, установление реального валютного курса.План Брейди рекомендовал:продление сроков долговых платежей, перевод краткосрочной задолженности в долгосрочную, снижение общей суммы задолженности, увеличение притока внешних ресурсов в кризисные страны. Для этого предусматривалось увеличить средства в существующих международных фондах и создать новые. В конце 80-х – начале 90-ч годов число коммерческих банков, снизивших долг увеличилось, банки проводили различные операции по разрешению кризисной ситуации, включая обратную покупку долга, обмен долга на национальную валюту и обмен дога на акции.Обмен дога на акции заключается в том, что инвестор покупает со скидкой на вторичном рынке ценных бумаг, долг у коммерческого банка. Представляет его центральному банку страны должника для получения средств в национальной валюте, которые затем инвестируются. Такая операция по пересмотру долга получила значительное распространение.^ Обмен долговых бумаг – операция, когда кредиторы продают задолженность разв. стране со скидкой в номинальной стоимости в национальной валюте.Обмен в национальной валюте одного долга на другой. В этом случае правительство – должник покупает со скидкой на вторичном рынке долговые обязательства какой–либо страны, чтобы потом обменять их по полной стоимости на свой долг этой стране. При обмене долга на акции правительство может платить наличными за долговые бумаги или выпустить инвестиционные сертификаты или другие ценные бумаги, чтобы финансировать приобретение акций. Урегулирование внешнего долга заменяет его на внутренний государственный долг, что также требует его обслуживания. Чистый бюджетный выигрыш зависит от скидки, с какой правительство передало долг. Обязательства перед международными институтами (МВФ, МБРР) должны выполняться в полном объеме и не подлежат пересмотру , хотя целый ряд стран имеет просроченные платежи. Пересмотр государственных долгов обсуждается в Париже. Среднеразвитым странам, имеющим высокий уровень задолженности удлиняются сроки выплат, предоставляется возможность правительствам – кредиторам продавать или обменивать займы по официальной помощи и неконцессионные кредиты.