Музыкальные формы барокко

Музыкальные формы барокко
Французская сюита

 Во временя барокко этот жанр возник как серия
чередующихся быстрых и медленных танцев для придворных балов. Совершенно не
обязательно это были французские танцы. Сарабанда, например, появилась в
Испании, и, кстати, совершенно не как придворный танец, а скорее наоборот, как
танец низшего сословия. Алеманда судя по названию навеное немецкий. Но не об
этом речь.

“Классическая”
французская сюита выглядела примрено так: аллеманда, куранта, сарабанда, жига.
В таком виде сюита свормировалась к концу 17 века и просуществовала до середины
18. Примерно в это время композиторы стали добавлять другие танцы, как,
например, гавот, бурре, менуэт и даже арии, небольшие мелодичные произведения,
не предназначенные для танцев. Позже сюиты стали начинатся всякого рода
вступительными частями, как, например, прелюдиями, увертюрами, фантазиями,
симфониями. Примеров тому много в произведениях Баха (“Английские
сюиты”, “Французские сюиты”, Партиты (немецкий эквивалент
сюиты)).
Кончерто Гроссо

Кончерто
Гроссо – форма концерта, сложившася во времена барокко. Например, “Времена
Года” Вивальди – наверное самый яркий пример, приходящий на ум. Как и в
обычном концерте здесь задействован оркестр (тутти), но вместо солиста – группа
солистов. Так же как и в возникшей позже форме сольного (классического)
концерта все построено на контрасте: контрасте звучания солистов против тутти
(о чем, возможно, говорит латинское слово concerto (соперничать), хотя нет
уверенности, что именно от этого слова произошло название “концерт”),
постоянный контраст и конфлик музыкальных идей.

Кончерто
гроссо следует принятым в то время принципам построения музыкального
произведения: в большинстве случаев части чередуются по темпу, часто использует
полифоническая структура, темы звучат как в первоначальном виде, так и в
измененном – аналогичено вариациям, которые постоянно возвращается. Можно еще
добавить, что используется бинарная форма (в отличие от, например, распространненой
позже сонатной формы), в которой первая половина начнается в тонической
тональности, заканчивается в какой-то другой, а вторая часть начинается в этой
второй тональности и заканчивается в тонической тональности.

Структура

Количество
частей варьируется от 3 до 5.

Риторнелло
форма. Риторнелло – припев, рефрен – тема, которая целиком или отрывками
появляется попеременно у оркестра и группы солистов.

Пример:

Риторнелло
целиком – тутти

Риторнелло
целиком – солисты

Риторнелло
часть – тутти

Риторнелло
часть – солисты

Риторнелло
целиком – тутти

Риторнелло
целиком – солисты

Вивальди
“Времена года”, “Осень” часть 1.

()

Риторнелло
– тути

Риторнелло
– соло

Риторнелло
часть – тутти

Риторнелло
часть – соло

Риторнелло
– тути

Риторнелло
– соло
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.cs.wisc.edu/