МИНИСТЕРСТВОСЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
КЕМЕРОВСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙИНСТИТУТ
Кафедраэкономической теории
иэкономики предприятия
КУРСОВАЯРАБОТА
по дисциплине«Экономическая теория»
на тему «Инфраструктурарыночной экономики: сущность, роль и элементы»
План:
Введение
1. Сущность инфраструктуры рыночнойэкономики.
2. Роль инфраструктуры рыночнойэкономики.
3. Элементы инфраструктуры рыночнойэкономики
Заключение
Используемая литература
Расчетная часть
Введение
В процессе становления иразвития товарно-денежных отношений формируется такой важнейший их элемент, какрынок. Поэтому причины возникновения товарно-денежных отношений в известноймере объясняют возникновение товарного обращения и рынка. В то же время рыноккак самостоятельный элемент представляет собой сложное образование, имеющеесвою собственную структуру, специфические условия функционирования и развития.Со времени возникновения рынка различные направления и школы экономическоймысли неоднозначно трактовали его сущность.
Сущность современногорынка можно определить как совокупность экономических отношений между домашнимихозяйствами, различными типами фирм и организаций, прежде всего крупнымикомпаниями, и государством, включая наднациональные органы, по поводукупли-продажи товаров и услуг в сфере обращения, а также механизм реализациитаких отношений в соответствии с законами товарного производства и денежногообращения.
Структура рынка — этосовокупность отдельных рынков в пределах национальной экономики, иливнутреннего рынка, а также в пределах мирового хозяйства и его отдельныхрегионов, их взаимосвязь и взаимодействие между ними.
Различают рынки орудийтруда, природных ресурсов, предметов труда, земли, рабочей силы, труда,технологии, информации, товаров, недвижимости, услуг, интеллектуальной собственности,финансовый и др. Большинство из них может быть разделено на локальные рынки.Так, рынок товаров подразделяется на оптовый и потребительный рынки; рынокинтеллектуальной собственности — на рынок патентов, лицензий, «ноу-хау»,программ математического обеспечения и др.; финансовый — на рынок инвестиций(долгосрочных кредитов), рынок денег (краткосрочных кредитов), рынок валюты,рынок ценных бумаг, рынок золота (в современных условиях он одновременноявляется и рынком товаров).
Термин«инфраструктура» произошел от лат. — «infra» — ниже, под;«structura» — строение, расположение. Несмотря на широкоеиспользование термина «инфраструктура» существуют различные трактовкипонятия.
Впервые термин«инфраструктура» был использован в экономическом анализе для обозначенияобъектов и сооружений, обеспечивающих нормальную деятельность вооруженных сил(начало XX в.).
В 40-е гг. на Западе подинфраструктурой стали понимать совокупность отраслей, обслуживающих нормальноефункционирование материального производства.
Одна группа авторовопределяет инфраструктуру как всю систему обслуживания, видя функциюинфраструктуры в “предоставлении услуг производству и населению”, в“обслуживании производства и населения”. Другие понимают под инфраструктуройтолько систему производственного обслуживания, видя ее назначение в “созданииобщих условий производства”, в “обеспечении деятельности основногопроизводства”. Известна и такая точка зрения, согласно которой инфраструктурасоставляет накопленное материальное богатство, как совокупность объектов исооружений, “обеспечивающих необходимые материально-технические условия дляуспешного функционирования предприятий промышленности, как часть национальногобогатства, которая… призвана обеспечить… беспрепятственное поледеятельности”.
В экономическойлитературе бывшего СССР изучение проблем инфраструктуры началось лишь в 70-егоды. Применительно к рынку (рыночной экономике) инфраструктура представляетсобой совокупность организационно-правовых и экономических отношений,связывающую эти отношения при всем их многообразии в одно целое.
1. Сущностьинфраструктуры рыночной экономики
Инфраструктура — этообязательный компонент любой целостной экономической системы и подсистемы.
Одной из особенностейсовременного этапа развития страны является повышение роли и совершенствованиеинфраструктуры. В период плановой экономики сложилась диспропорция междуразвитием базисных отраслей и инфраструктурой из-за занижения ролиинфраструктуры, недостаточных капиталовложений вследствие понимания ее как вторичногоэлемента по отношению к основному производству. При становлении любого типаэкономики главенствующую роль выделяют производству, которые является основойдля развития общества, поэтому первоначальным определяется рассмотрение именнопроизводственной инфраструктуры. В начале своего развития до наступлениямашинного способа производства, инфраструктура не выделялась в особеннуюфункцию. В общей неразвитости производства удельный вес инфраструктуры былнезначителен. В основе развития инфраструктуры лежит введение машинного способапроизводства, который вызывает разделение деятельности по производствупродуктов на отдельные обособленные виды труда, т.е. происходит общественноеразделение труда, в связи с чем, происходит развитие инфраструктуры из-за увеличенияпотребностей отдельных видов труда. Таким образом, производственнаяинфраструктура приобретает новое качество, заключающееся в том, что онапревратилась в развивающиеся отрасли и виды деятельности. Такими отраслямиявляются отрасли транспорта и связи. Функцией транспортной отрасли являетсяосуществление процесса перевозки товаров, готовых к потреблению и необходимыхдля процесса производства. В самостоятельную отрасль выделилась также и отрасльпо передаче сообщений, т.е. связь. Процесс формирования инфраструктуры вкачестве относительно самостоятельной сферы общественного производства прошелряд этапов, определяемых крупными вехами в общественном разделении труда. Так,отдельные ремесла от земледелия, или второе крупное общественное разделение труда,вызвав появление городов, объективно способствовало усилению продуктообменамежду городом и деревней, что вело к развитию объектов инфраструктуры. Третьекрупное разделение труда в обществе — отделение торговли от земледелия ипромышленности — привело к дальнейшему росту продуктообмена за счет вовлеченияв хозяйственный оборот новых территорий, что в свою очередь, с необходимостьюпотребовало расширения инфраструктурной сферы.
При рассмотрении вопросао производственной инфраструктуре важно выделить то, что она не производиткакой-либо продукт, лишь создает необходимые условия для его производства.Инфраструктурные элементы экономики являются лишь следствием своеобразнойфункций, возложенных экономикой на инфраструктуру. Эти функции с течениемвремени изменяются и все более обособляются от функций основного производства.Поэтому в определении производственной инфраструктуры первичным признакомдолжны выступать ее функции, состоящие в обеспечении производства.Функциональной спецификой производственной инфраструктуры является:Затрачиваемый труд в отраслях производственной инфраструктуры являетсяпроизводительным, он увеличивает стоимость национального дохода.
В отраслях инфраструктурысоздается продукт в новой материально-вещественной форме.
Невозможно резервироватьили складировать продукцию отраслей инфраструктуры, т.к. она проявляется вформе процесса перемещения, хранения, передачи информации. Нельзяхарактеризовать производственную инфраструктуру как вспомогательную и тем болеевторостепенную сферу.
Функционированиеинфраструктуры носит двойной характер: с одной стороны — обслуживаниематериального производства, с другой — воспроизводство трудовых ресурсов,самого человека, т.е. фактора который также непосредственно участвует впроизводстве.
Так же уместно упомянутьо социальной инфраструктуре (т.к. при становлении рыночной экономики нельзязабывать о человеческих факторах).
Социальная инфраструктураэто — совокупность объектов отраслей сферы обслуживания (транспорта и связи пообслуживанию населения; образование, здравоохранения) деятельность которыхнаправлена на удовлетворение личных потребностей, обеспечение жизнедеятельностии интеллектуального развития населения.
Социальная инфраструктуране является механизмом, обслуживающим вспомогательным и придаточным для некойосновной структуры. Ведь объект социального обслуживания — население — состоитс непроизводственной сферой в отношениях, не имеющих ничего общего сотношениями производства, экономики и инфраструктуры, обслуживающейпроизводство.
Однако необходимоотметить сходство производственной и социальной инфраструктуры, которое состоитв том, что изменение стоимости товара происходит как оказание услуг впроизводственной сфере транспортирование узлов из одного предприятия надругое), так и в социальной сфере (ремонт обуви, одежды)
Функции социальнойинфраструктуры
1. Воспитаниеподрастающего поколения, получение квалификации, переквалификации (просвещение,образование)
2. Увеличениепродолжительности периода работоспособности (здравоохранение)
3. Предотвращениеснижения производительности труда в течении рабочего дня. (общественноепитание, пассажирский транспорт).
4. Обеспечение условийдля отдыха работников, повышение их культурного уровня (жилищное хозяйство,культура, искусство).
Функции 2 и 3 можно рассматриватьприменительно к производству.
Новым видоминфраструктуры является рыночная инфраструктура. С развитием рыночногомеханизма в экономике страны появляется необходимость созданияспециализированного вида деятельности по удовлетворению потребностей отдельныхрынков, организованной системы, отражающей спрос и предложение. Появление рынкаобусловило возникновение новых организация, учреждений, обеспечивающих егоцивилизованное функционирование.
Дословно инфраструктура —это основание, фундамент, внутреннее строение экономической системы.Применительно к рынку, как самостоятельной подсистемы, инфраструктура — этосовокупность организационно-правовых форм, опосредствующих движение товаров иуслуг, актов купли-продажи, или совокупность отраслей, систем, служб,предприятий, обслуживающих рынок.
Инфраструктура — неотъемлемая часть рынка, следовательно ее изучение необходимо для становленияи стабильного развития и функционирования рыночных механизмов, для оптимизациидействия различных законов рынка, обеспечивающих процесс товародвижения,удовлетворяющих потребности населения, регулирующих социальную сферу общества.При административно-плановой системе хозяйствования подход к инфраструктуресильно отличался от ее понимания в условиях рыночной экономики. В централизованнойсистеме продукт распределялся в независимости от существования институтов,способствующих его продвижению от производителя к конечному потребителю. Припереходе к рынку предприятиям приходится самостоятельно налаживатьхозяйственный связи, обеспечивающие сбыт их продукции на рынке. Кроме того,изменилась и система расчетов между хозяйствующими субъектами рынка, чтообусловило появление финансовых учреждений, являющихся элементамиинфраструктуры. Изучение инфраструктуры важно не только в сфере производства,но касается социальной и культурной жизни общества. С предоставлением большейсвободы действий гражданам появляются организации, обеспечивающие ихсамостоятельную деятельность, исходя из их собственных интересов.
В российскойэкономической литературе к инфраструктуре относят основную торговую сеть,постоянно действующие ярмарки, аукционы для оптовой реализации товара,коммерческие банки для обслуживания коммерческих кредиторов, складскоехозяйство (элеваторы, холодильники), тарное и транспортное хозяйство, всякогорода биржи и информационные службы. В этом случае мы имеем дело с расширеннымтолкованием понятия «инфраструктура» рынка.
Говоря об организацииторговой сети в развитых странах, в числе получивших наибольшее распространениеи более перспективных следует выделить следующие:
♦ супермаркеты — магазинысамообслуживания с преимущественно продовольственным ассортиментом;
♦ суперонтер — перспективный магазин поторговле скоропортящимися товарами, расположен чаще всего вне города;
♦ конвинненсонтор — небольшой магазин сограниченным ассортиментом продуктов высокой степени готовности (как дополнениек крупному магазину);
♦ супертриада — новая модель крупногомагазина, имеющего современный торговый центр с реализацией высококачественныхдорогостоящих товаров, зону супермаркета — склада, зону продажи товаровулучшенного качества;
♦ драгонтер — розничное предприятие свысокой степенью автоматизации операций, где принимаются кредитные идебиторские6 карточки;
♦ магазин-дискаунт — магазин сниженныхцен, реализует товары среднего качества по сравнительно невысоким ценам и др.
Широкое распространениеполучают розничные конгломераты — корпорации свободной формы, объединяющиенесколько предприятий разнородных направлений и форм розничной торговли подединым владением с частичной интеграцией функций распределения и управления.Своеобразный интерес представляют оптово-розничные клубы, члены которых —мелкорозничные фирмы (60%) — вносят 20—30 долларов в год, а индивидуальныепотребители (40%) 5% к цене товара. Примером такого клуба может служить фирма«Прейс клаб» (Калифорния).
Классическая жеинфраструктура рынка включает только товарные и фондовые биржи, биржи труда.
2. Роль инфраструктурырыночной экономики
С развитием рыночного механизмав экономике страны появляется необходимость создания специализированного видадеятельности по удовлетворению потребностей отдельных рынков, организованнойсистемы, отражающей спрос и предложение. Появление рынка обусловиловозникновение новых организация, учреждений, обеспечивающих его цивилизованноефункционирование.
Приадминистративно-командной системе хозяйствования товарные рынки обслуживающиепредприятия розничной и оптовой торговли и немногочисленными товарными биржами,где государственный контроль сводился до государственного управления, чтоподразумевает регламентацию специальными органами куплю-продажу товаров, запретна эмиссию ценных бумаг частных компаний, продажу государственных ценных бумаги т.д., но с развитием экономики рыночного типа, а следовательно и увеличениеммногообразия связей, не только внутри страны, но и деловых отношений сзарубежными партнерами, приводит к возрождению биржевой торговли. Следующимпоказателем развития экономики рыночного типа является кредитная система. Впериод экономики планового типа кредитная система была развита в соответствии сусловиями того времени, т.е. кредиты выдавались не в соответствии с нуждамисамого предприятия, а по решению органами государственного планирования. Поэтомув наше время кредитные учреждения развиваются в большем количестве и сразнообразием услуг, необходимых для удовлетворения потребностей предприятий вденежных средствах в период становления рыночной экономики. Структурнымичастями кредитной системы являются: банковская система. В период плановойсистемы хозяйства эта система была представлена Гос Банком СССР. На начало 1992года действовало 1414 коммерческих банков, а в конце 1994 года — 2400; в составбанковской системы также включены сберегательные банки, ипотечные банки и др.Другим элементом кредитной системы являются специализированные небанковскиекредитно-финансовые институты. К их числу относятся страховые компании,пенсионные фонды, инвестиционные компании и финансовые компании. Эти учрежденияпредлагают услуги и производят операции, которые не оказываются коммерческимибанками. В России к концу 1994 года действовало около 2000 страховых компаний,большое количество инвестиционных компаний и негосударственных пенсионныхфондов. Такая структура кредитной системы отражает потребности рыночногохозяйства приближаясь к модели кредитной системы промышленно развитых стран.
Инфраструктура призванаобеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, элементыинфраструктуры пришли, не извне, а порождены самими рыночными отношениями.
Инфраструктура рынкавыполняет следующие функции:
♦ облегчение участникам рыночныхотношений реализации их интересов;
♦ повышение оперативности иэффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельныхсубъектов экономики и видов деятельности;
♦ организационное оформление рыночныхотношений;
♦ облегчение форм юридического иобщественного регулирования деловой практики.
Охарактеризуем кратконекоторые элементы инфраструктуры рынка.
Консалтинговыекомпании. Здесь работают крупные специалисты вобласти теории и практики рынка и бизнеса. По контракту, за счет заказовпредпринимателей, они оказывают консультации по экономическим и юридическимвопросам. Для предпринимателей оплата этих консультаций обходится дешевле, чемсодержание таких специалистов на фирме. Для России это новое и перспективноедело, так как у наших предпринимателей мало опыта и знаний в области рыночнойхозяйственной деятельности. Сейчас создано совместное предприятие«Внеш-консульт», которое специализируется в областивнешнеэкономической деятельности.
Аудиторскиекомпании. Аудит — это комплексная ревизияфинансово-хозяйственной деятельности фирмы, которая позволяет оценить еевозможности на рынке и в сфере бизнеса. Такая проверка носит характернезависимой экспертизы (по инициативе властей, учредителей, управленцев,руководителей фирмы). В настоящее время в России созданы «Мосаудит» и«Инаудит», их экспертиза — обязательное условие для полученияразрешения на внешнеэкономическую деятельность, лицензий, а также для организациисовместных предприятий (СП). Объективность оценок западных аудиторских компанийслужит визитной карточкой на внешнем рынке.
Учебные заведения. Раньше в России ни одно учебное заведение не готовилобизнесменов и менеджеров. Понятно почему. Сегодня таких учебных заведений сталомного, но у них есть один главный недостаток — крайне малый срок обучения:всего 2—3 недели или месяц. Часто в таких учреждениях преподают случайные люди.И все-таки этот элемент инфраструктуры рынка развивается и набирает силу,растет его авторитет. Наиболее известны сегодня «Мирбис», Центрподготовки менеджеров при РЭА им. Г.В.Плеханова, школа информационного бизнесапри МЭСИ и школа международного бизнеса при МГИМО.
Существенное значение дляразвития рынка и формирования рыночной экономики имеют свободные экономическиезоны (СЭЗ).
Первая свободнаяэкономическая зона появилась в 1959 г. в Ирландии. В 70-е гг. наблюдалсянаибольший расцвет СЭЗ. Темпы занятости в этих зонах за последние 20 летпревышали ежегодно 20%. В русском языке имеют место несколько терминов,определяющих понятие «свободные экономические зоны»:
♦ зона свободного предпринимательства(ЗСП);
♦ зона свободной торговли;
♦ экспертно-производственные зоны(ЭПЗ);
♦ производственные зоны в регионах;
♦ свободные порты;
♦ свободные банковские зоны.
Все эти зонырассматриваются как фактор экономического развития с привлечением иностранногокапитала, предоставлением различных льгот (освобождение от налогов сроком на 10лет; прямые государственные субсидии; беспошлинный ввоз и вывоз товаров; сдачаземель в аренду за низкую плату; наличие дешевой рабочей силы и др.).
В настоящее время в миренасчитывается более 400 свободных экономических зон (преимущественно в развитыхстранах). Господствующее положение в СЭЗ занимают Япония, США и ЗападнаяЕвропа.
Для привлеченияиностранного капитала в СЭЗ очень важны: политическая стабильность; отсутствиехаоса, дезорганизации хозяйственных связей; законопорядок, а не война законов;дешевая рабочая сила. Всегоэтого нет у нас в настоящее время. Плюс отсутствует опыт создания ифункционирования СЭЗ. Несомненно, это сдерживает развитие свободныхэкономических зон в России.
3. Элементыинфраструктуры рыночной экономики
Основными элементамиинфраструктуры современного рынка являются:
♦ биржи (товарные, сырьевые, фондовые,валютные), организационно оформленное посредничество;
♦ аукционы, ярмарки и другие формыорганизационного не биржевого посредничества;
♦ кредитная система и коммерческиебанки;
♦ эмиссионная система и эмиссионные банки;
♦ система регулирования занятости населенияи центры государственного и негосударственного содействия занятости (биржитруда);
♦ информационные технологии и средстваделовой коммуникации;
♦ налоговая система и налоговаяинспекция;
♦ система страхования коммерческогохозяйственного риска и страховые компании;
♦ специальные рекламные агентства,информационные центры и агентства массовой информации;
♦ торговые палаты, другие общественные,добровольные и государственные объединения (ассоциации) деловых кругов;
♦ таможенная система;
♦ профсоюзы работающих по найму;
♦ коммерческо-выставочные комплексы;
♦ система высшего и среднегоэкономического образования;
♦ аудиторские компании;
♦ консультативные (консалтинговые)компании;
♦ общественные и государственные фонды,предназначенные для стимулирования деловой активности;
♦ специальные зонысвободного предпринимательства.
Рыночной экономикенеобходима инфраструктура — система взаимосвязанных специализированныхорганизаций, обслуживающих потоки товаров, услуг, денег, ценных бумаг и рабочейсилы. Например, на товарном рынке действуют товарные биржи, предприятия оптовойи розничной торговли, фирмы, занимающиеся посреднической деятельностью, и т.п.
В рыночной экономикевозможна ситуация, когда одни участники конкуренции, например предприниматели,не располагают необходимым количеством капитала для расширения производства,развертывания предложения товаров до уровня их спроса. В то же время другиесталкиваются с проблемой прибыльного размещения сбережений, например в видеизлишков денежных средств. Для разрешения указанного противоречия, превращениясбережений в инвестиции рыночной системе необходима соответствующаяинфраструктура — кредитная система, которую образуют банки, страховыекомпании, фонды профсоюзов и иных организаций, обладающих правами коммерческойдеятельности. Существует множество вариантов прибыльного использования этихсредств, когда, допустим, профсоюзные фонды инвестируются в акции, передаютсявзаймы коммерческим банкам и т.п. В современной экономике ни один рубль илидоллар не должен простаивать, надолго выпадать из обращения.
Центральный банк, занимая главенствующее положение, выполняетряд функций. Во-первых, он несет всю полноту ответственности за организациюи состояние денежного обращения в стране. Во-вторых, его стратегическаязадача состоит в создании условий для неинфляционного развития экономики. Решениютакой задачи подчинено управление прочими банками, осуществляемое посредством банковскихрезервов. Поэтому двухъярусную систему управления называют также резервной,например Федеральная резервная система (ФРС) в США.
Необходимость резервовпервоначально возникла в связи с проблемой ликвидности и доходов. С однойстороны, банк обязан выдать вкладчику наличные и иные платежные средства попервому требованию или в указанный срок. С другой — желание получать доходынацеливает банк на выгодное размещение имеющихся средств. В действительностималовероятно, чтобы все вкладчики коммерческого банка одновременно решили снятьденьги с текущих счетов. Следовательно, для выполнения обязательств по вкладамнеобходима сравнительно небольшая часть вложенных средств (резервы), которуюбанки обязаны держать в центральном банке.
Первоначальная страховаяфункция резервов сейчас отошла на второй план, уступив первенство их регулирующейфункции. Центральный банк посредством кредитно-денежных инструментов (операциина открытом рынке, ставка центрального кредита, норма резервов) воздействует нарезервы и тем самым регулирует предложение денег. Норма резервов зависит отуровня инфляции в стране; вида вклада (для срочных вкладов норма выше, чем дляобычных); от местоположения банка (для городских банков норма выше, чем дляпровинциальных) и др.
Коммерческие банки первоначально возникли длякредитования торговых и промышленных компаний. В настоящее время ониаккумулируют временно свободные денежные средства частных лиц, компаний,банков, правительства, иностранных вкладчиков. Помимо приема вкладов ипревращения их в кредиты они выполняют также более ста других банковскихопераций. Совместно с центральным банком коммерческие банки регулируют массуденег в обращении, участвуют в создании банковских денег.
Для понимания работыбанка выясним ряд понятий. По пассивным операциям банк аккумулирует временносвободные денежные средства. Пассив включает текущие счета (депозиты), срочныевклады, собственный капитал банка и пр. Пассив определяет обязательства банка,поскольку требования на такую сумму могут предъявить его вкладчики, выступающиев качестве кредиторов. Активные операции банка связаны с размещением кредитов.В актив входят минимум наличных денег, резервы, ссуды и учтенные векселя,ценные бумаги правительства и прочие ценные бумаги. Актив характеризуетфинансовые возможности банка. Баланс означает равенство пассивов и активовбанка.
В работе по привлечениюденежных средств банки ориентируются на потенциальных клиентов, используяразличные способы притягивания денег. В этой деятельности произошлизначительные изменения. Если раньше банки выбирали вкладчиков, допуская кделовому сотрудничеству ограниченный круг состоятельных клиентов — частных лици предпринимателей, то конкуренция заставила банки бороться за любого, ктоимеет временно свободные денежные средства, — мелких предпринимателей,отдельных граждан.
В зависимости от условийпривлечения средств различают вклады до востребования, которые выдаются попервому требованию, и срочные вклады, которые вкладчик обязуется не брать втечение определенного времени. Структура вкладов определяет направленияразмещения аккумулированных средств. Если в общем объеме привлеченных средствдоминируют вклады до востребования, то банк может выдавать лишь краткосрочныессуды, поддерживая развитие мелкого и среднего предпринимательства. Еслипреобладают срочные вклады, то банк в состоянии предоставлять долгосрочныекредиты, содействуя развитию капиталоемких производств.
Все чаще банкивыступают в роли инвесторов, вкладывая деньги в ценные бумаги, как правило,в облигации и только в виде исключения в акции. Обычно они приобретают государственныедолговые обязательства, выпускаемые правительством и местными органами власти.Облигации частных компаний занимают незначительную долю в общем объемеинвестиций. Несмотря на внешнее сходство, кредит и инвестиции имеют отличия.Ссуда должна вернуться в оговоренный срок независимо от того, принесет ееиспользование доход или нет. Инвестиционные средства вкладываются на длительныйсрок и возвращаются после получения доходов. В роли инвестора банк выступаетвнешне как кредитор, но теперь он в союзе с другими кредиторами заинтересован вуспехе проекта. Развиваясь как форма активных операций, инвестиции пока немогут соперничать со ссудами по причине меньшей доходности.
Свое место на рынкахпотребительского и ипотечного кредита коммерческие банки отвоевали вконкурентной борьбе с ссудо-сберегательными и страховыми компаниями,специализирующимися на кредитовании под залог недвижимости. Коммерческие банкипредоставляют ссуды гражданам, нуждающимся в заемных средствах для покупкидорогостоящих товаров длительного пользования (потребительский кредит) и длястроительства дома (ипотечный кредит). Последний вид ссуды можетпредоставляться также предпринимателям и фермерам под залог земель и нежилыхстроений — коммерческих промышленных и иных объектов. Конкурируя с кредитнымиучреждениями, коммерческие банки предлагают фирмам бухгалтерское обслуживание,финансирование аренды промышленного оборудования, страхование, взысканиезадолженности и т.п.
Диверсифицируя своюдеятельность, коммерческие банки развивают трастовые (trust — доверие), или доверительные, операции. Так, частныеи юридические лица доверяют банкам распоряжаться имуществом и деньгами,выступать агентом по операциям с облигациями и акциями, выполнять роль опекуна.Предпочтение, оказываемое банкам по сравнению с другими специализированнымиучреждениями, обусловлено их авторитетом и наличием квалифицированныхспециалистов. Оказание доверительных услуг не приносит высоких доходов, нотребует больших расходов, что под силу только крупным банкам. Кроме того, потребностьв доверительных услугах переменчива, что делает рискованной специализацию наних финансового учреждения. Поэтому они развиваются как одно из направленийбанковской деятельности. И, тем не менее, крупные банки, выполняя доверительныеоперации, преследуют не столько коммерческий интерес в настоящем, сколькоориентируются на развитие таких услуг в будущем.
Появлениеэлектронно-вычислительных машин и персональных компьютеров, обеспечившихбыструю и надежную связь клиентов с банком, сделало возможным переход к новойтехнологии банковских операций. В конце 60-х годов в США начались разработкипринципов организации автоматизированных расчетных палат (АРП), а в 70-е годыбыла создана общенациональная АРП, которая осуществляла электронный переводденежных средств, связав тысячи банков и кредитных учреждений. Впоследствиибыли автоматизированы кассовые расчеты, позволившие пользоваться услугамибанка, не посещая его. Клиент вставлял дебет-карточку в машину-кассира,вмонтированную в стены зданий, компьютер отыскивал номер текущего счета пономеру карточки и выдавал ее владельцу указанную сумму наличных денег.
Следующий шаг в развитиибанковской технологии освободил клиентов от необходимости получать наличныеденьги. Оплата покупок стала осуществляться с помощью электронной чековойкнижки: достаточно было вставить ее в терминал, расположенный в магазине, исумма покупок списывалась с текущего счета клиента. В отличие от дебет-карточкиэлектронная чековая книжка снабжена микрокомпьютером, в памяти которого хранятсясведения о финансовых возможностях ее владельца, наименовании, сумме, времени иместе покупки.
Банковские услуги сталиоказываться и на дому с помощью телефонного клавишного аппарата, подобнотерминалу, установленному в торговых залах магазинов. Голос банковскогокомпьютера зачитывает счета на товары и услуги, а клиент указывает номер счетаи уплачиваемую сумму. Усовершенствование системы позволило предоставлятьвидеоинформацию (система видеотекса). Клиент заказывает по телефону необходимуюинформацию, которая вскоре поступает на экран его телевизора или дисплеяперсонального компьютера в форме текста, графика, диаграммы, справки, биржевойсводки, хроники текущих событий и т.п. В случае отсутствия запрашиваемойинформации клиента непосредственно соединяют с агентством новостей, биржей.
В настоящее время банкможет предложить более широкий набор услуг: оплату счетов, комплексноефинансовое обслуживание коммерческих сделок, видеоинформацию о балансесобственного текущего счета, других проведенных финансовых операциях. Вусловиях лавинообразного потока различных счетов, обрушивающихся на клиента,такие банковские услуги представляются весьма полезными. Новая технологиябанковских операций активно расширяет сферу своих действий, но пока она нестала общедоступной из-за высокой стоимости услуг.
Фондовая и товарнаябиржи. Валютная биржа и биржа рабочей силы.
Фондовая биржа — это учреждение, организованныйрынок, на котором собственники осуществляют процесс купли-продажи ценных бумаг.Членами биржиявляются, как правило, ее основатели — отдельные физические лица икредитно-финансовые институты. В случае необходимости основатели биржи могутрасширить круг ее членов путем продажи биржевых мест. При благоприятнойконъюнктуре цена места на Нью-Йоркской бирже достигает 1,5 млн. долл. Членыбиржи, или государственные органы, которые контролируют ее деятельность, ставятусловия, при которых та или иная компания может быть допущена к биржевойторговле. Так, чтобы котироваться на Нью-Йоркской бирже, корпорация должнаиметь не менее 22 млн. активов, общая численность выпущенных акций — не менее 1млн. шт., а численность акционеров, которые владеют не менее чем 100 акциями, —200 чел. Поэтому в середине 90-х годов на этой бирже почти из 3 млн. всехкорпораций США котировались акции только около 1900 наиболее могущественныхкорпораций. На Токийской бирже котировалось около 1600 компаний, на Лондонской— около 2800 компаний. Для того чтобы зарегистрироваться на Токийской бирже,прибыль компании за последние три года должна составлять не менее 300 млн. иен,уставный капитал — не менее 1 млрд. иен, а дивиденды на одну акцию — не менее 5иен. Таким образом, членами фондовой биржи могут стать тольковысокорентабельные фирмы. На таких биржах продаются также облигациигосударственных займов.
В конце 90-х годов в миренасчитывалось около 200 фондовых бирж, а суммарная рыночная капитализациякомпаний, чьи акции зарегистрированы на этих биржах, составила в конце 1998 г.почти 27 трлн. долл. США. Около 40% таких акций котируется на Нью-Йоркской фондовойбирже, а средняя цена акции достигла 42 долл. В США и Японии сложиласьмоноцентричная биржевая система. Это означает, что несмотря на существование вСША 11 фондовых бирж, а в Японии — 9, в каждой стране доминирует одна биржа,размещенная в ее финансовом центре. В Германии, Канаде и других странахфункционирует полицентричная система бирж, где наряду с главной биржейсуществует одна или несколько ведущих бирж.
Регистрация на биржеподнимает престиж компании, облегчает доступ к рынку капитала, способствуетповышению курса ее акций, а следовательно, расширяет круг акционеров. Внекоторых наиболее могущественных американских корпорациях число акционеровдостигает 3 млн. чел. и более. Поэтому они централизуют значительные денежныесуммы, что способствует ускорению инвестиционных процессов, ростумогущественности крупных корпораций. Членство на бирже не является раз инавсегда данным. Его необходимо постоянно подтверждать высоким и стабильнымкурсом акций. Показатели курса акций свидетельствуют о деловой активности истабильности экономики. В США, например, используется такой агрегатныйстатистический показатель деловой активности, оценки экономической конъюнктуры,как индекс Доу-Джонса. Он основывается на динамике средних курсов акций 65наиболее могущественных корпораций, в том числе 30 промышленных, 20транспортных и 15 из сферы коммунально-бытового обслуживания, а также на данныхо цене акций на Нью-Йоркской фондовой бирже.
Купля-продажа акций нафондовой бирже осуществляется с помощью посредников. Если посредник покупаетценные бумаги за собственные деньги или за счет полученных кредитов, а затемпродает их по более высокой цене, то на американском внебиржевом рынке егоназывают дилером, главного посредника на центральной фондовой биржеНью-Йорка — специалистом, а других посредников, которые связываютспециалиста с покупателями или продавцами, — брокерами. За своипосреднические операции брокеры получают вознаграждение по соглашению междузаинтересованными сторонами-клиентами или соответственно таксе, установленнойбиржевым комитетом. При успешном ведении посреднических операций брокер можетнакопить средства и стать дилером. У брокеров имеется свой устав, в которомопределены порядок управления, приема в состав членов биржевых органов, ихфункции и т. п.
Руководящим органом нафондовой бирже является биржевой комитет (в США — Совет руководителей), прикотором функционирует биржевая комиссия, дающая разрешение или устанавливающаязапрет на допуск новых ценных бумаг на котировку. При биржевых комитетах такжефункционируют котировочные комиссии, которые ведают вопросами ежедневнойпубликации данных о количестве поданных ценных бумаг, их курсе в курсовыхбюллетенях. Такие бюллетени выпускают в США все виды бирж. На Нью-Йоркскойбирже насчитывается около 50 тыс. сотрудников, более 30 тыс. зарегистрированныхпредставителей членов бирж, около 1500 членов биржи и почти 6000 партнеров этихчленов.
Современный рынок ценныхбумаг характеризируется значительным объемом внебиржевого обращения, которыйосуществляется с помощью телефона и телефакса. Его масштабы обусловленывысокими финансовыми комиссиями и стоимостью услуг центральной биржи. Так, вСША автоматическая система котировки национальной ассоциации дилеров в конце80-х годов имела оборот в сумме около 250 млрд. долл. и более 5 тыс. видовкотировочных акций. В середине 90-х годов по стоимостному объему операций ееоборот почти сравнялся с оборотом на ведущей Нью-Йоркской фондовой бирже, гдекотируются акции примерно 1900 крупнейших корпораций страны. На внебиржевомрынке ценные бумаги продаются с надбавкой в цене (или покупаются со скидкой),которая взимается с клиента вместо комиссионной платы и составляет прибыльпосреднической фирмы. Объектом продажи на внебиржевом рынке выступают ценныебумаги средних и части мелких корпораций, которые не включены в биржевыесписки, а также государственные облигации.
Современными видамиценных бумаг, которыенаходятся в обращении на фондовых биржах, являются конвертируемые акции,фьючерсы (срочные соглашения по поводу купли-продажи ценных бумаг, сырья,валюты и т. п.) и опционы (соглашения, которые предоставляют одному изконтрагентов процесса купли-продажи право выбора альтернативных условийдоговора, в частности покупать или продавать ценные бумаги в заранееустановленное время по твердой цене).
Курсы акций и облигацийпромышленных компаний, а также государственных займов постоянно колеблются.Наиболее резко они падают во время экономического кризиса, а повышаются впериод благоприятной экономической конъюнктуры. Так, во время кризиса 1929—1933гг. курсовая стоимость акций, которые котировались на Нью-Йоркской бирже, упалаприблизительно в 4,5 раза. Нередко курсы акций снижаются в условиях ростапромышленного производства. Так было в США в 1962, 1966, 1998 гг. Этообусловлено прежде всего валютным, финансовым кризисом.
Определенное влияние накурс акций имеет срочный тип операций на бирже, который составляет основнуюмассу биржевых операций в большинстве развитых стран и при котором оплатапроданных акций осуществляется на протяжении одного месяца. При этом продавцыакций через средства массовой связи (радио, телевидение, прессу) пытаютсяискусственно занизить их курс. Это обусловлено тем, что они продаютобесцененную акцию по высшей, заранее согласованной цене (например, купленнуюза 80 долл. продают за 100 долл.). Кроме срочных операций существуют такжекассовые, когда оплата ценных бумаг проводится сразу либо в ближайшие два дня.
На фондовой биржепроисходит распределение и перераспределение финансового капитала (как на «первичном»рынке — когда акции выпускаются и продаются населению, различным компаниями финансово-кредитным институтам, так и на «вторичном» рынке — когдаэмитированные акции пребывают в обращении и переходят из одних рук в другие),что вместе с движением денег, других ценных бумаг и соответствующимиинститутами формирует кровеносную систему экономики. Другими функциями биржиявляются регистрация курсов ценных бумаг, выполнение роли барометра страны (втом числе в отдельных отраслях) и др. Биржа также служит местом реализацииценных бумаг. В Украине объем торговли на организационно оформленных рынкахценных бумаг составил в 1998 г. около 515 млн. грн.
Выполнение фондовойбиржей своих функций невозможно без регулирующей роли государства. Вусловиях активного формирования всемирного рынка ценных бумаг (к этим процессамс 1997 г. частично привлекалась и Украина) государство, во-первых, взаконодательном порядке регулирует процесс создания акционерных обществ,организацию выпуска ценных бумаг, регистрирует их перед выходом на рынок иосуществляет контроль за этим процессом, а также за финансовым положениеминвестиционных институтов; во-вторых, устанавливает ставки налога на прибыльпри операциях с ценными бумагами; в-третьих, создает систему информационногообеспечения рынка ценных бумаг; в-четвертых, выступает субъектом экономическихотношений на этом рынке (выпускает в оборот государственные ценные бумаги идр.); в-пятых, влияет на функционирование данного рынка через денежно-кредитнуюполитику центрального банка; в-шестых, создает систему защиты инвесторов отпотерь путем страхования инвестиций и др.
Положительными чертамифондовой биржи являются аккумулирование свободных средств за счет выпуска ипродажи ценных бумаг и их направление на развитие отдельных предприятий, отраслей,межотраслевой переток капитала, благодаря которому ослабляются диспропорции вэкономике, создание соответствующих предпосылок для предпринимательскойдеятельности, стабилизация сбережений отдельных слоев населения и ихсоответствующий рост и др.
Товарная биржа— это постоянно действующие рынки, гдекупля-продажа товаров осуществляется на основе установленных стандартов и образцов, соответствующих формдокументов, которыми регламентируются номенклатура, объем, цены, сроки, видыдоставки и другие условия. Если финансовые биржи и коммерческие банки вместе с движением ценныхбумаг и денег образуют кровеносную систему экономики, то ее клетками следуетсчитать гигантскую массу товаров, значительная часть которых продается ипокупается на товарной бирже.
Товарные биржи делятся намеждународные и национальные, универсальные и специализированные. Международныебиржи находятся в США, Англии и Японии: на них приходится более 90%международного биржевого оборота. Национальными биржами могут быть какуниверсальные, так и специализированные. На универсальных биржахпродаются промышленные и сельскохозяйственные товары. Так, на товарной бирже вЧикаго продаются пшеница, кукуруза, бобы сои, бройлеры, золото, серебро, нефть,фанера и др. На специализированных товарных биржах продаются отдельныетовары и родственные группы товаров. Например, на Нью-Йоркской бирже продаютсякофе, какао и сахар. Существуют лондонские биржи шерсти, нефти и т. п. Наспециализированной товарной бирже Великобритании, где продаются кофе, какао,сахар, за один торговый день заключается около 2,5 тыс. контрактов на какаообъемом 10 т каждый. На Лондонской бирже металлов ежегодно заключается около 14млн контрактов. Всего в середине 90-х годов в развитых странах миранасчитывалось более 50 товарных бирж с объемом оборота около 11 трлн. долл.США.
На бирже осуществляютсядва вида товарооборота: реальный и фьючерсный. Реальный предусматриваетпереход товара от продавца к покупателю. На такие поставки приходится около 10%мировой торговли соответствующими товарами. При фьючерсных видахтоварооборота продается право на товар (например, на будущий урожай),фьючерсные контракты, поэтому движение товара здесь не обязательно. Разницумежду ценой контракта в день его заключения и ценой в день его выполнения выплачиваетили продавец (если цена поднялась), или покупатель (если цена снизилась).Нередко реальная и фьючерсная продажи взаимосвязаны. Так, фирма, котораяпродает реальный товар на бирже с поставкой в будущем, может одновременнокупить право на другой товар (фьючерсные контракты), на такое же количествотоваров и соответствующий срок поставок.
В случае возможныхубытков, обусловленных изменением цены на рынке в будущем, фьючерсные контрактыстрахуются (так называемое хеджирование). Операции хеджирования —основная сфера деятельности товарных бирж. Так, на лондонских биржах металлов исахара эти операции составляют около 60% их деятельности. На фьючерсных биржахтолько около 2% операций приходится на реальные товары. Второе место вдеятельности товарных бирж занимают спекулятивные операции. Так, на Лондонскойбирже металлов они составляют в среднем 30—35% оборота, на Нью-Йоркской биржекофе, какао, сахара — около 40% совокупной деятельности. Участники этихопераций получают прибыль вследствие разницы цен на товары на различных биржахи в разное время. Такое несовпадение цен происходит несмотря на наличиекоммуникационно-информационных систем между товарными биржами внутри страны имежду биржами разных стран.
Определенную,относительно самостоятельную роль в процессе оптовой торговли товарами играютброкеры, заключенные ими брокерские соглашения. В США на такие соглашенияприходится не меньше 5% оптового товарообращения. Брокеры заключают товарныесоглашения от имени конкретных покупателей или продавцов.
Без них не обойтись,особенно в случае перебоев в поставке товаров, оперативном заполнении ниш нарынке. За свою деятельность брокеры получают определенный процент от стоимостисоглашения или фиксированную ставку за каждое соглашение. Важная роль вдеятельности биржи принадлежит процессу котировки цен. Для этогосоздаются котировочные комиссии. Котировочные цены, как правило,устанавливаются на уровне средних из заявленных продавцом, Котировочнаякомиссия фиксирует их на момент открытия биржи, в середине и в конце дня ипубликует. Кроме того, на бирже устанавливаются стандарты на биржевые товары,разрабатываются биржевые контракты, выполняются арбитражные функции, обобщаетсяи распространяется информация о финансовом положении членов биржи,осуществляются расчеты между ними и др.
В условиях регулируемогорынка деятельность товарных бирж, как и финансовых, контролирует государство.Такой контроль осуществляется через принятие соответствующего законодательства,в котором определяются правила их деятельности (в том числе клиентов ипосредников), права и обязанности, а также меры надзора за соблюдением норм иправил. Кроме того, государство регламентирует деятельность бирж черезфинансово-кредитный механизм, налоговую политику. Оно опосредованно влияет и наценовой механизм биржи, повышая цены по государственным контрактам,предоставляя субсидии и льготные кредиты производителям. В определенное времягосударство может даже ограничивать количество спекулянтов.
Товарные биржисуществовали на Украине в XVIII—XIX вв. и в начале XX в. В 1917 г. их деятельность былаприостановлена. Частично биржи возродились в 1920—1930 гг. В период нэпа, вчастности, существовало около 100 товарных бирж. С 1990 г. началось возрождениебирж, и в 1994 г. их было около 90, а в 1998 г. — почти 150. Несмотря назначительную численность, объем продажи на товарных биржах Украины в 1997 г.составил лишь около 1 млрд. грн. Это свидетельствует об их низкой деловойактивности, в связи с чем остается нереализованным значительное количествопредложений. Слабо налажена котировочная работа, недостаточный опыт имеютброкеры, медленно происходит оптимальная товарная специализация бирж. Дляэффективной работы бирж в Украине следует прежде всего создать надежнуюправовую базу, в частности биржевое законодательство, подготовитьвысококвалифицированные кадры, наладить эффективное государственноерегулирование их деятельности (в первую очередь с помощью экономическихрычагов), создать систему достоверной информации и др.
Валютная биржа и биржарабочей силы. Валютная биржа — это учреждение, в котором наосновании действующего законодательства осуществляется регулярная иупорядоченная торговля иностранной валютой в соответствии со спросом ипредложением. Вкачестве самостоятельного элемента инфраструктуры этот вид биржи сохранилсялишь в некоторых странах (например, в ФРГ, Франции), а в большинстве странтакую роль выполняют крупнейшие банки. В Украине статус валютной биржи имеетУкраинская фондовая биржа в г. Киеве.
Членами валютной бирживыступают коммерческие банки, получившие лицензии от центрального банка напроведение валютных операций, а также другие финансовые институты, имеющиетакое право.
Основными видамиопераций, осуществляемых на валютной бирже, являются:
во-первых, составлениедоговоров с членами биржи на покупку или продажу иностранной валюты всоответствии с рыночным курсом, который устанавливается на основаниипокупательной силы валют и колебаний спроса и предложения;
во-вторых, определениерыночного курса иностранных валют по отношению к национальной валюте;
в-третьих, проведениерасчетов, как в национальной, так и в иностранной валюте в соответствии сподписанными на бирже соглашениями;
в-четвертых,осуществление операций центрального банка, направленных на поддержку рыночногокурса национальной валюты, в том числе путем валютной интервенции —значительного целенаправленного разового воздействия центрального банка навалютный рынок и валютный курс.
Куплю-продажу валюты набирже могут осуществлять только члены биржи за собственный счет или за счетсвоих клиентов (предприятий своей страны) и уполномоченные банки — не членыбиржи, после чего купленная валюта засчитывается на специальный счет и можетбыть использована на определенные цели.
Рыночный курснациональной денежной единицы Украины был введен в 1994 г. в процессевозобновления работы Украинской межбанковской валютной биржи. Однако вследствиеискусственного поддержания завышенного курса карбованца в предшествующий периоди административного распределения валютных ресурсов произошла значительнаядевальвация карбованца. В 1995—1997 гг. среднегодовой совокупный спрос наиностранную валюту превышал 2 млрд. долл. США, что было обусловлено объемамиотрицательного сальдо платежного баланса и выплатами внешнего государственногодолга. В 1998 г. увеличились отрицательное сальдо торгового баланса, объемывыплат по внешнему долгу, что привело к увеличению потребности в иностраннойвалюте и значительной девальвации гривны (ее обменный курс с 1 января по 1октября снизился на 71,5%).
Биржа рабочей силы(на поверхности явлений — биржа труда), или службазанятости, — это учреждения, которые осуществляют посреднические функциимежду работниками и предпринимателями, собирают и предоставляют информацию оналичии вакансий, содействуют подготовке и переподготовке кадров, созданиюрабочих мест, быстрому перемещению рабочей силы, обеспечению эффективностизанятости трудоспособного населения, частично регулируют процесс занятости. Биржиимеют свои отделения в городах и районах. Их задание состоит в том, чтобыанализировать, разрабатывать программы занятости, предоставлятьпрофконсультации, осуществлять подготовку, переподготовку кадров итрудоустраивать их.
Биржи рабочей силывозникли в первой половине XIXв., в России — в начале XX в.В современных условиях посреднические функции между работниками ипредпринимателями выполняют государственные биржи. В США в середине 90-х годових насчитывалось около 2 тыс. В некоторых странах (Великобритания, Франция идр.) биржи не только ведут учет безработных, но и выплачивают им помощь. Если безработныеотказываются от работы, предложенной биржей, их лишают выплат из фондовбезработицы. Кроме государственных бирж труда в странах Запада существуютчастные агентства для трудового посредничества и посреднические бюро. Частныеагентства содействуют трудоустройству отдельных категорий трудящихся(сельскохозяйственных работников, учителей и др.). Так, в США насчитываетсяоколо 15 тыс. таких агентств (фирм). Посреднические бюро выполняют свою функциюпри профсоюзах, молодежных организациях и т. д.
Направления на работу,которые выдают биржи труда, не являются обязательными для предпринимателей.Квалифицированные работники, как правило, не пользуются услугами таких бирж.Поэтому в США через эти учреждения трудоустраиваются менее 20% повторнопринятых на работу. Наиболее могущественная посредническая компания «Менпауер»имеет более 1300 отделений в разных странах, обслуживает около 300 тыс. фирм исодействует ежегодному трудоустройству приблизительно 700 тыс. наемныхработников. Крупные компании имеют специализированные центры по отборуработников, их аттестации и возможному продвижению на более высокую должность.
В начале 1991 г. вУкраине был принят Закон «О занятости населения», согласно которому на всейтерритории Украины были созданы службы занятости, призванные предоставлятьуслуги по обеспечению занятости населения. Основными функциями службы занятостиявляются анализ и прогноз спроса и предложения рабочей силы, информированиенаселения и государственных органов управления о состоянии рынка труда, консультированиеграждан и работодателей, которые обращаются к этой службе, о возможностяхполучения работы, требованиях к профессии, организация профессиональнойподготовки и переподготовки, регистрация безработных; подготовка программзанятости и др.
В составе государственнойслужбы занятости создана инспекция, которая контролирует ход выполнениязаконодательства о занятости государственными и общественными организациями,предприятиями, учреждениями и другими работодателями. Для содействиятрудоустройству населения могут также создаваться коммерческие бюро, агентстваи другие организации.
Государственная службазанятости имеет право получать информацию о наличии вакансий, условиях труда,вносить предложения об установлении квот принятия на работу тех лиц, которыенуждаются в социальной защите, направлять на общественные работы и др. С этойцелью она заключает договора с гражданами об их трудоустройстве, оплачиваетстоимость профессиональной подготовки и переподготовки, стоимость проезда исуточные, устанавливает на время учебы стипендии и пр. Для финансирования этихрасходов создается государственный фонд занятости. Из средств фонда разрешаетсяпредоставлять беспроцентный кредит безработным для организациипредпринимательской деятельности. Фонд содействия занятости создается нареспубликанском и городском уровнях. Его фонд составляет не менее 3% объемовреспубликанского и городского бюджетов. Источниками поступления средств в этотфонд являются обязательные отчисления предприятий, средства службы занятости,полученные за предоставление платных услуг предприятиям и организациям,добровольные взносы общественных организаций, зарубежных фирм и др. В Украинепри содействии служб занятости в первом квартале 1999 г. было трудоустроено89,6 тыс. чел., что на 11,5% больше, чем в первом квартале 1998 г.
Однако средства фондазанятости все больше используются не по назначению. В 1994—1995 гг. по указаниюКабинета Министров Украины около 30% средств этого фонда было израсходовано надругие цели, в 1996 г. — более 50%, что свидетельствует о постепенномотстранении государства от решения проблем занятости и противоречит Закону «Озанятости населения» и Конституции Украины.
Рекламные агентства
Когда у производителяесть продукт на продажу, он должен иметь возможность проинформировать публику оналичии этого продукта, о том, как его продукт противостоит альтернативнымпродуктам и чем особенно отличается от них, а также о том, как он будетобслуживать покупателя и по какой цене. Система информации, которой пользуетсяпроизводитель, называется рекламой.
Рекламу можно дать черезрадиостанции, телевидение, журналы, газеты или прямо по почте. Есть и другиеформы рекламирования товаров и услуг. Миллиарды долларов тратятся в СоединенныхШтатах на рекламу продаваемых продуктов. Рекламируется не только новый товар.Часто бывает так, что фирма должна рекламировать свои традиционные продуктыпросто для того, чтобы оставаться на обычном для нее уровне. Если она ослабитрекламу, прибыль получат соперники, которые потратили на нее больше средств.
Для производителя нетболее точной информации, чем ответ потребителя на предлагаемые на рынке товарыи услуги. Потребитель, когда идет на рынок, покупает на свои деньги именно тотпродукт, который, по его мнению, наилучшим образом отвечает его представлениямо полезности. Поэтому производителю, пока он не предложит свой товар на рынок ине увидит реакцию потребителя, очень трудно получить точное представление отом, что думает покупатель о его продукте.
К услугам рекламныхагентств прибегают даже фирмы, имеющие сильные собственные рекламные отделы. Вагентствах работают творческие и технические специалисты, которые зачастую всостоянии выполнять рекламные функции лучше и эффективней, чем штатныесотрудники фирмы. Кроме того, агентства привносят взгляд со стороны на стоящиеперед фирмой проблемы, а также богатый разнообразный опыт работы с разнымиклиентами и в разных ситуациях. Оплата услуг агентств происходит за счеткомиссионных скидок, получаемых ими от средств рекламы, и поэтому они обходятсяфирмам недорого. А поскольку фирма может в любой момент разорвать контракт, уагентства есть мощный стимул работать эффективно.
Обычно основу рекламногоагентства составляют четыре отдела: творческий отдел, занимающийсяразработкой и производством объявлений; отдел средств рекламы,ответственный за выбор средств рекламы и размещения объявлений; исследовательскийотдел, изучающий характеристики и потребности аудитории, и коммерческийотдел, занимающийся коммерческой стороной деятельности агентства. Работойнад заказами каждого отдельного клиента руководит ответственный исполнитель, асотрудникам специализированных отделов поручается обслуживание заказов одногоили нескольких клиентов.
Нередко агентствапривлекают к себе новых клиентов благодаря своей репутации или своей величине.Однако, как правило, клиент предлагает нескольким агентствам провестиконкурентные презентации, по результатам которых и делает свой выбор.
Рекламные агентстваполучают компенсацию в виде комиссионного вознаграждения и иногда гонорар.Обычно агентство получает 15%-ную скидку со стоимости закупаемых им средстврекламы. Предположим, оно закупает для клиента место в журнале стоимостью 60тыс. долл. Журнал выставляет агентству счет на 51 тыс. долл. (60 тыс. минус15%), а агентство получает с клиента полную сумму – 60 тыс. долл., – удерживаякомиссию в 9 тыс. долл. в свою пользу. Если бы клиент закупил это же местонепосредственно у журнала, он также заплатил бы журналу 60 тыс. долл.,поскольку комиссионные скидки представляют только аккредитованным рекламнымагентствам.
И рекламодатели иагентства испытывают все большее недовольство системой комиссионных скидок.Крупные рекламодатели жалуются, что платят за те же самые услуги больше, чеммелкие рекламодатели, просто потому, что размещают большие рекламы.Рекламодатели также считают, что комиссионная система отвлекает вниманиеагентств от недорогих средств рекламы и кратковременных рекламных кампаний.Агентства сетуют на то, что оказывают клиенту дополнительные услуги, не получаяза это никакого дополнительного вознаграждения. Сегодня все больше склоняются ксистеме компенсирования либо на основе прямых гонораров, либо на основесочетания комиссии и гонораров.
На устоях деятельностиагентств отрицательно сказываются и некоторые тенденции наших дней. Агентства сполным циклом обслуживания сталкиваются с растущей конкуренцией со стороныагентств с ограниченным циклом услуг, которые специализируются либо на закупкахсредств рекламы, либо на создании рекламных текстов, либо на производстверекламных материалов. Коммерческие управляющие завоевывают в рекламныхагентствах все больше власти и все настойчивее требуют от творческого персоналабольшей нацеленности на извлечение прибыли. Некоторые рекламодатели открылисобственные внутрифирменные рекламные агентства, прекратив, таким образом,долговременную связь со своими прежними рекламными агентствами. И наконец,Федеральная торговая комиссия хочет, чтобы рекламные агентства неслиответственность за лживую рекламу наравне с клиентами. Все эти тенденции,несомненно, вызовут ряд перемен в данной сфере деятельности, однако агентства,добротно делающие свое дело, выживут.
Заключение
Рассмотренные вышеинфраструктурные элементы являются неотъемлемой частью рыночных отношений.Эффективное функционирование рынка невозможно без существования этихинститутов. Каждый из них отвечает за оптимальное взаимодействие отдельных сферрынка. Они отражают реальные экономические тенденции, существующие на рынке,обеспечивают процесс производства, распределения и потребления продукции. Предприятияторговли — являясь не только элементами инфраструктуры рынка, но и егохозяйствующими субъектами, обеспечивают процесс товародвижения отпроизводителей к промежуточным и конечным потребителям. Тем самым предприятияторговли являются основой рынка, отражают его тенденции и являются источникоминформации для производителей о состоянии товарного рынка, о спросе ипредложении на товары, о ценах на них и других факторах, определяющих объемпроизводства. Тем самым выражается связь производства и торговли. Одним извидов оптовой торговли служат биржи. Это специальная организация торговлиопределенными товарами, представляющая собой налаженный механизм распределениятоваров, денежных средств. Товарные биржи обеспечивают организацию биржевыхторгов, на которых производители имеют возможность сбыть свою продукцию иполучить информацию о состоянии рынка. Фондовые биржи являются сосредоточениемфинансовых ресурсов, обеспечивающих инвестиционный процесс производства,торговли. Они также являются источником прибыли по акциям и иным ценным бумагампредприятий-эмитентов, размещающих их на фондовом рынке. При расчетах синостранными партнерами, связи с которыми значительно возросли в последнеевремя, необходимы средства в иностранной валюте. Валютные биржи обеспечиваютобращение и устанавливают соотношение курса валют к рублю на российском рынке.По новому законодательству все расчеты между юридическими лицами именно ониявляются основными хозяйствующими субъектами рынка, должны производится побезналичному расчету, что обеспечивается банковской системой. Кроме того онаосуществляет кредитование их деятельности, а также является источником прибылипо депозитным счетам вкладчиков. Помимо того банковская система является однимиз основных рыночных рычагов регулирования экономики. С помощью процентнойставки можно установить оптимальный объем денежной массы, снизить инфляционныепроцессы, сократить безработицу, отрегулировать объем производства. Небанковскиеучреждения аккумулируют свободные денежные средства населения, а затемнаправляют их на инвестирование производства. Связующим звеном всех субъектоврынка является транспорт. Он обеспечивает процесс товародвижения. Необходимоподчеркнуть полную взаимосвязь и взаимозависимость всех элементовинфраструктуры.
Рыночной экономикенеобходима инфраструктура – система взаимосвязанных специализированныхорганизаций, тема взаимосвязных потоки товаров, услуг, денег, ценных бумаг ирабочей силы. Например, на товарном рынке действуют товарные биржи, предприятияоптовой и розничной торговли, фирмы, занимающиеся посреднической деятельности,и т.п. Ранее отмечалось, что рыночная система нуждается в развитой системеаккумуляции сбережений, ядром которой являются фондовые биржи и банки.
1. Коммерческие банки и фондовые биржиимеют общее функциональное значение – аккумулировать сбережения дляпоследующего их инвестирования. Вместе с тем они различаются по целидеятельности, характеру операций и риску.
2. Биржа представляет собойорганизованный оптовый рынок. По типу биржевого товара различают товарные,фондовые и валютные биржи. В современной экономике существуют публично-правовыеи государственные биржи. Деятельность биржи регламентируются ее уставом. Набирже действуют посредники – брокеры, выполняющие поручения клиентов, и дилеры,покупающие и продающие товары. Специалисты (джобберы) курируют определеннуюгруппу товаров и ценных бумаг корпорации или отрасли.
3. Биржа, как барометр, характеризуетсостояние всего народного хозяйства, индикаторами которого являются биржевыекурсы (рыночные цены). Они формируются под влиянием спроса и предложения.Структура спроса на ценные бумаги во многом определяется общеэкономическимифакторами, динамику которых предугадать довольно сложно. Структура предложенияценных бумаг зависит от микроэкономических факторов.
4. Наряду с рынком реального товарасуществует рынок, на котором торгуют правами на покупку («call») и правами на продажу («put») товара. При этом покупательконтракта обладает правом выбора и платит за это премию. Такая сделка являетсяопционом. Покупатель опциона страхуется в размере премии от понижения («call») или повышения («put») цены. А страхование продавцаотсутствует. Прибыль продавца опциона ограниченна премией, прибыль покупателяможет быть сколь угодно большой, начиная с некоторой цены.
5. На рынке фьючерсов покупаются ипродаются типовые контракты на биржевые товары. Единственным переменнымпараметром является цена, которая определяется покупкой противоположногофьючерсного контракта (метод хеджирования). Различают совершенный хедж, когдаубыток по контракту на реальный товар полностью компенсируется прибылью пофьючерсны контрактам, и несовершенный хедж, когда происходит частичнаякомпенсация. Продавцы и покупатели контрактов равноправны и одинаковострахуются.
Списокиспользуемой литературы:
1. К. Ховард, Г. Журавлева, Н.Эриашвили – «Экономическая теория» уч-к М. 1997 г.
2. А. Я. Лившиц, Никулина – «Введениев рыночную экономику» М. 1994г.
3. «Основы экономической теории» уч-к
Расчетнаячасть:
Необходимо произвестирасчеты макроэкономических показателей системы национальных счетов всоответствии с данной методикой и исходными данными.
Исходные данные:
(1)Личныепотребительские расходы 245млр.р.
(2)Трансфертныеплатежи 12млр.р.
(3)Арендная плата 14млр.р.
(4)Амортизация 27млр.р.
(5)Единыйсоциальный налог 20млр.р.
(6)Ссудныепроценты 13млр.р.
(7)Доход отсобственности 31млр.р.
(8)Экспорт 10млр.р.
(9)Импорт 7млр.р.
(10)Дивиденды 16млр.р.
(11)Заработнаяплата наемных работников 221млр.р.
(12)Косвенныеналоги на бизнес 18млр.р.
(13)Нераспределенныеприбыли корпораций 21млр.р.
(14)Индивидуальныеналоги 26млр.р.
(15)Подоходныеналоги с корпораций 19млр.р.
(16)Прибыликорпораций 56млр.р.
(17)Государственныезакупки товаров и услуг 72млр.р.
(18)Чистые частныевнутренние инвестиции 33млр.р.
(19)Личныесбережения населения 16млр.р.
(20)Совокупнаястоимость произведенных товаров и услуг всеми отраслями экономики 450млр.р.
(21)Совокупнаястоимость промежуточных продуктов 70млр.р.
(22)Доходырезидентов страны за границей 18,4млр.р.
(23)Доходы нерезидентоввнутри страны 16,3млр.р.
(24)Дефлятор ВВП 2,2млр.р.
Расчет ВВП пометоду добавленной стоимости
(20) – (21) = ВВП.
450 – 70 = 380(млр.р.)
Расчет ВВП пометоду учета по расходам
ВВП = (1) + ((18) + (4))+ (17) + ((8) – (9))
245 + (33 + 27) + 72 +(10 — 7) = 380(млр.р.)
Расчет ВВП пометоду учета по доходам или распределительному методу
ВВП = (11) + (6) + (16) +(3) + (4) + (7) + (12)
221 + 13 + 56 + 14 + 27 +31 + 18 = 380(млр.р.)
Расчет валовогонационального продукта
ВНП = ВВП + ((22) — (23))
380 + (18.4 — 16.3) =382.1(млр.р.)
ВНП – ВВП = (в пределах+1% от ВВП)
382.1 – 380 = 2.1; 1% от380 = 3.8.
Определениереального ВВП
р.ВВП = н.ВВП: (24)
380: 2.2 =172.72(млр.р.) – дефлирование ВВП
Определениемакроэкономических показателей системы национальных счетов
Расчет чистоговнутреннего продукта (ЧВП)
ЧВП = ВВП – (4)
380 – 27 = 353(млр.р.)
Расчетнационального дохода (НД)
НД = ЧВП – (12)
353 – 18 = 335(млр.р.)
Расчетрасполагаемого дохода (РД)
РД = РД – (5) — (15) — (13) — (14) + (2)
335 – 20 – 19 – 21 – 26 +12 = 261(млр.р.)
Макроэкономические показатели СНС
№
Показатель СНС Значение млрд руб. 1 Валовой внутренний продукт (ВВП) по методу добавленной стоимости 380 2 Валовой внутренний продукт (ВВП) по расходам 380 3 Валовой внутренний продукт (ВВП) по доходам 380
4 Валовой национальный продукт(ВНП) 382.1 5 Реальный валовой внутренний продукт 172.72 6 Чистый внутренний продукт (ЧВП) 353 7 Национальный доход (НД) 335 8 Располагаемый доход (РД) 261
В экономической теории истатистике широко используются взаимосвязанные показатели национальных счетов,которые рассчитываются на основе ВВП Система национальных счетов (СНС)связывает воедино важнейшие макроэкономические показатели — объем выпускатоваров и услуг, совокупные доходы и совокупные расходы общества. СНСпредставляет собой современную систему сбора и обработки информации иприменяется практически во всех странах для макроэкономического анализарыночной экономики. Она позволяет в наглядной форме представить ВВП (ВНП) навсех стадиях его движения, т. е. производства, распределения, перераспределенияи конечного использования. Ее показатели отражают структуру рыночной экономики,институты и механизмы функционирования.
Использование системынациональных счетов необходимо для проведения эффективной макроэкономическойполитики государства, экономического прогнозирования, а также для международныхсопоставлений национального дохода. В целом рекомендованные Статистическойслужбой ООН в качестве международного стандарта национального счетоводства СНСпредставляет собой два уровня: сводные счета (отражают движение ВВП,национального дохода (НД), финансирования капиталовложений, операции с другимистранами) и детализированные счета (показывают межотраслевые связи,движение доходов, их распределение и конечное потребление).