Оглавление: 1. Введение. 2. Развитие добычи нефти. 2. Причины упадка нефтедобывающей промышленности.
3. Нефтяные базы России. Нефтедобывающие предприятия России.
а). Западно- Сибирская база. б). Волго-Уральская база. в). Тимано- Печерская база. 5. Характеристики и преимущества. 6. Развитие и размещение основных нефтепроводов .
7. Экспорт нефти . 8. Заключение. 9. Список литературы .
Введение.
Нефтяная промышленность – отрасль тяжелой индустрии, включающая в себя разведку нефтяных и нефтегазовых месторождений, бурение скважин, добычу нефти и попутного газа, трубопроводный транспорт нефти. По разведанным запасам нефти в 1992 году Россия занимала второе место в мире после Саудовской Аравии, на территории которой сосредоточена треть мировых запасов. Из них запасы России – 20,2 млрд. т. Запасы бывшего СССР на 1991 год составляли 23,5 млрд. тонн. Если учесть низкую степень подтверждаемости прогнозных запасов и еще большую долю месторождений с высокими издержками освоения (из всех запасов нефти только 55% имеют высокую продуктивность), то общую обеспеченность России нефтяными ресурсами нельзя назвать безоблачной. Даже в Западной Сибири, где предполагается основной прирост запасов, около 40% этого прироста будет приходиться на долю низкопродуктивных месторождений с дебитом новых скважин менее 10 т в сутки, что в настоящее время является пределом рентабильности для данного региона. Глубокий экономический кризис, охвативший Россию, не обошел и отрасли топливно- энергетического комплекса, особенно нефтяную промышленность. Это выразилось прежде всего в ускоряющемся сокращении объемов добычи нефти начиная с 1989 года. При этом только на месторождениях Тюменской области – основного нефтедобывающего региона – добыча нефти снизилась с 394 млн. тонн в 1988 году до 307 млн. тонн в 1991 году. Нынешнее состояние нефтяной промышленности России характеризуется сокращением объемов прироста промышленных запасов нефти, снижением качества и темпов их ввода; сокращение объемов разведочного и эксплуатационного бурения и увеличением количества бездействующих скважин; повсеместном переходе на механизированный способ добычи при резком сокращении фонтанирующих скважин; отсутствием сколь -либо значительного резерва крупных месторождений; необходимостью вовлечения в промышленную эксплуатацию месторождений; расположенных в не обустроенных и труднодоступных районах; прогрессирующим техническим и технологическим отставанием отрасли; недостаточным вниманием к вопросам социального развития и экологии.
Развитие добычи нефти.
В России первые скважины были пробурены на Кубани в 1864 г. и в 1866 г. одна из них дала нефтяной фонтан с дебитом более 190 т в сутки. Тогда добыча нефти велась в основном монополиями, зависевшими от иностранного капитала. В начале 20 века Россия занимала первое место по добычи нефти. В 1901 – 1913 г.г. страна добывала приблизительно 11 млн. тонн нефти. Сильный спад произошел во время Гражданской войны. К 1928 году добыча нефти была снова доведена до 11,6 млн. тонн. В первые годы советской власти основными районами нефтедобычи были Бакинский и Северный Кавказ (Грозный, Майкоп). Также велась добыча на Западной Украине в Голиции. Закавказье и Северный Кавказ давали в 1940 г. около 87% нефти в Советском Союзе. Однако вскоре истощающиеся запасы старейших районов перестали удовлетворять запросы развивающейся промышленности. Назрела необходимость в поисках нефти на других территориях страны. Были открыты и введены в строй месторождения Пермской и Куйбышевской областей, Башкирии, что обусловило создание крупнейшей Волго-Уральской базы. Обнаружены новые месторождения в Средней Азии. В Казахстане, добыча нефти достигла 31,1 млн. тонн. Война 1941 – 1945 г.г. нанесла сильный ущерб районам Северного Кавказа, что существенно сократило объем добываемой нефти. Однако в послевоенный период с параллельным восстановлением нефтедобывающих комплексов Грозного и Майкопа были введены в разработку крупнейшие месторождения Волго-Уральской нефтяной базы. И в 1960 году она уже давала около 71% нефти страны. Применялись и технические новшества (поддержание пластового давления), что позволило значительно увеличить добычу. В 50 годах добывали 38 млн. тонн, в 60-ых же цифра возросла на порядок – 148 млн. тонн. Конец 60-ых годов ознаменовался оснащением отрасли новейшими техническими изобретениями и усовершенствованием технологий. За период с 1961 по 1972 годы было добыто свыше
3,3 млн. тонн нефти. Такой быстрый рост изменения соотношения между потенциальными запасами (размер перспективных нефтегазоносных площадей превышает 11 млн. км и разведанными, которые особенно сократились в старых районах. В тоже время рост обеспечивали новые освоенные месторождения в Западной Сибири (Средне – Обский район и Шатиский районы), Белоруссии, Западном Казахстане, Оренбургской области и Удмуртии, на континентальном шельфе Каспийского моря. Еще в 1970 году Волго-Уральский район давал около 61% нефти, однако уже в 1974 году вышел на лидирующие позиции. Новые перспективные месторождения были открыты в начале 70-ых годов в Коми и Архангельской области (Тимано- Печорская нефтегазоносная провинция).Восточные регионы превратились в главные по добыче нефти. Это Западная Сибирь, Казахстан, полуостров Мангышлак, Средняя Азия и Дальний Восток (Сахалин).
Причины упадка нефтедобывающей промышленности. За время развития совершенствовались технические способы добычи. Однако этот процесс был значительно замедлен из-за экстенсивного пути, по которому пошла советская нефтяная промышленность, когда увеличение объемов добычи достигалась в основном не автоматизацией производства и внедрения современных эффективных методов, а разработкой новых месторождений. Такое развитие обусловило старение технологий, что стало одной из причин настоящего спада. С конца 80-ых годов мы наблюдаем спад (за 1988 – 1991 годы объем добычи сократился более чем на 20%), главные причины которого заключаются в следующем: 1. крупные и высокодебитные месторождения эксплуатируемого фонда, составляющие основу ресурсной базы, в значительной степени выработаны; 2. резко ухудшились по своим кондициям и вновь приращиваемые запасы. За последнее время практически не открыто ни одного крупного высокопродуктивного месторождения; 3. сократилось финансирование геологоразведочных работ. Так в Западной Сибири, где степень освоения прогнозных ресурсов составляет около 35%, финансирование геологических работ начиная с 1989 года сократилось на 30 %. На столько же уменьшились объемы разведочного бурения; 4. остро не хватает высокопроизводительной техники и оборудования для добычи и бурения. Основная часть технических средств имеет износ более 50%, только 14 % машин и оборудования соответствует мировым стандартам, 70 % парка буровых установок морально устарело и требует замены. С распадом СССР усугубилось положение с поставками нефтепромыслового оборудования из стран СНГ. 5. низкие внутренние цены на нефть не обеспечивают самофинансирования нефтедобывающих предприятий (эта ситуация сохраняется и сегодня после серии повышений цен на нефть). В итоге произошло серьезное ухудшение материально – технического и финансового обеспечения отрасли; 6. нехватка эффективного и экологичного оборудования с особой остротой создает в отрасли проблему загрязнения окружающей среды (авария в Коми). На решение этой проблемы отвлекаются значительные материальные и финансовые ресурсы, которые не участвуют непосредственно в увеличении добычи нефти; 7. не определен единообразный собственник месторождений нефти и газа, с которым следует иметь дело отечественным и зарубежным организациям, а также частным лицам; 8. задолженность республик за поставленную нефть и нарастающий кризис неплатежей Итак упадок нефтедобывающей промышленности обусловлен наличием комплекса взаимосвязанных причин. Выход из настоящего положения затруднен глобальным характером стоящих проблем, поэтому если продолжится экономический кризис в стране , то добыча нефти, по всей вероятности, будет и впредь сокращаться.
Нефтяные базы России.
Нефтедобывающие предприятия России. На территории Российской Федерации находятся три крупных нефтяные бызы: Западно- Сибирская, Волго-Уральская и Тимано- Печерская.
Западно- Сибирская база.
Основная из них – Западно- Сибирская. Это крупнейший нефтегазоносный бассейн мира , расположенный в пределах Западно- Сибирской равнины на территории Тюменской, Омской, Курганской, Томской и частично Свердловской, Челябинской, Новосибирской областей, Красноярского и Алтайского краев, площадью около 3,5 млн. км. Нефтегазоносность бассейна связана с отложениями юрского и мелового возраста. Большая часть нефтяных залежей находиться на глубине 2000-3000 метров. Нефть Западно- Сибирского нефтегазоносного бассейна характеризуется низким содержанием серы (до1,1%), и парафина (менее 0,5%), содержание бензиновых фракций высокое (40-60%), повышенное количество летучих веществ.
Сейчас на территории Западной Сибири добывается 70% российской нефти. Так, в 1993 году добыча нефти без газового конденсата составила 231.397.192 тонны, из которых фонтанным способом – 26.512.060 тонн, а насосным 193.130.104 тонны. Из данных следует, что добыча насосным способом превышает фонтанную на порядок. Это заставляет задуматься над важной проблемой топливной промышленности – старением месторождений. Вывод подтверждается и данными по стране в целом. В 1993 году в Российской Федерации из старых скважин добывалось 318.272.101 тонна нефти (без газового конденсата), в том числе из скважин, перешедших с прошлого года -303.872.124 тонны, в то время как из новых скважин нефтедобыча составила лишь 12.511.827 тонн . В Западной Сибири находятся несколько десятков крупных месторождений. Среди них такие известные, как Самотлор, Мегион, Усть-Балык, Шаим, Стрежевой . Большая часть из них расположена в Тюменской области – своеобразном ядре района. В республиканском разделении труда она выделяется как главная база России по снабжению ее народнохозяйственного комплекса нефтью и природным газом. Область обеспечивает 70,8 % российской добычи нефти, а общие запасы нефти и газа составляют (вместе – около 70% объемов добычи области) площади геологических запасов СНГ. В Тюмени добывается 219.818.161 тонна нефти без годового конденсата (фонтанным способом – 24.281.270 тонн, насосным – 1.837.818.63 тонны), что составляет более 90% всей добычи Западной Сибири. Анализируя данную информацию, нельзя не сделать следующий вывод: нефтедобывающей промышленности Российской Федерации свойственна чрезвычайно высокая концентрация в ведущем районе. Теперь коснемся структур, занимающихся нефтедобычей в Тюмени. На сегодняшний день почти 80 % добычи в области обеспечивается пятью управлениями (в порядке убывания веса – Юганскнефтегаз, Сургутнефтегаз, Нижневартовскнефтегаз, Ноябрьскнефтегаз, Когалымнефтегаз). Однако в недалеком времени абсолютные объемы добычи сократятся в Нижневартовске на 60%, в Юганске на 44%, что выведет первое за пределы ведущей пятерки управлений. Тогда (по объемам добычи) первая пятерка будет включать (в порядке убывания) Сургут, Когалым, Юганск, Ноябрьск и Лангепас. Статус также определяется объемами ресурсов, используемых для обеспечения добычи. Частично показателем общей динамики может служить доля различных управлений в общем объеме ввода новых скважин. По этому показателю к октябрю 1992 года на первом месте находится СургутНГ, затем идут НоябрьскНГ, КогалымНГ, ЮганскНГ и КрасноленинскНГ. Однако в ближайшие 2-3 года из первой пятерки исчезает ЮганскНГ (появляется НижневартовскНГ). Показатель ввода новых скважин на освоенных полях необходимо рассматривать в сочетании с показателем ввода в разработку новых месторождений. По этому критерию пятерка лидирующих управлений (около 65 вводимых до 2000 года месторождений, включает НоябрьскНГ, ПурНГ, СургутНГ, ТюменьНГ и ЮганскНГ. Причем именно эти управления лидируют как по доле месторождений, предполагаемых к вводу, так и по доле включаемых в разработку извлекаемых запасов нефти (в порядке убывания доли – ТюменьНГ, НоябрьскНГ, ПурНГ и СургутНГ) . Новым фактором упорядочивания является доля иностранного капитала, привлекаемого в первую очередь для разработки новых месторождений. В зоне действия НоябрьскНГ таких месторождений находится около 70, ПурНГ и ЮганскНГ около 20. Таким образом, сегодня в добывающей промышленности основного нефтяного района России мы наблюдаем сложную систему взаимодействия практически независимых управлений, несогласованно определяющих свою политику. Среди них нет признанного лидера, хотя можно предполагать сохранение ведущих позиций за СургутНГ, НоябрьскНГ и ЮганскНГ , не существует и настоящей конкурентной борьбы. Такая разобщенность создает немало проблем, но интеграция откладывается на неопределенную перспективу из-за большой динамичности отрасли: снижение статуса ПурНГ, КогалымНГ и ТюменьНГ вкупе с одновременным уменьшением влияния НижневартовскНГ способно уже сейчас дизбалансировать сложившуюся структуру отношений. Без сомнения, эти выводы, сделанные на основе взаимоотношений в ведущем районе, можно распространить и на всю систему нефтедобычи в целом, что даст определенное объяснение сложной ситуации в данной отрасли. Для нефтяной промышленности Тюмени характерно снижение объемов добычи. Достигнув максимума в 1988 году 415.1 млн. тонн, к 1990 году нефтедобыча снизилась до 358,4 млн. тонн, то есть на 13.7 % , причем тенденция падения добычи сохранилась и в 1994 году. Переработка попутного нефтяного газа Тюмени осуществляется на Сургутских, Нижневартовских, Белозерном, Локосовском и Южно-Балыкском газоперерабатывающих заводах. На них, однако, используется лишь около 60% добываемого с нефтью ценнейшего нефтехимического сырья, остальное количество сжигается в факелах, что объясняется отставнием ввода мощностей газоперерабатывающих заводов, недостаточными темпами строительства газокомпрессорных станций и газосборных сетей на нефтепромыслах. Следовательно, выделяется еще одна проблема – разбалансированность внутреотраслевой структуры нефтяной промышленности.
Волго-Уральская база . Вторая по значению нефтяная база – Волго-Уральская. Она расположена в восточной части Европейской территории Российской Федерации, в пределах республик Татарстан, Башкортостан, Удмуртия, а также Пермской, Оренбургской, Куйбышевской, Саратовской, Волгоградской, Кировской и Ульяновской областей. Нефтяные залежи находятся на глубине от 1600 до 3000 м, т.е. ближе к поверхности по сравнению с Западной Сибирью, что несколько снижает затраты на бурение. Волго-Уральский район дает 24% нефтедобычи страны.
Подавляющую часть нефти и попутного газа (более 4/5) области дают Татария, Башкирия Куйбышевская область. Значительная часть нефти, добываемая на промыслах Волго-Уральской нефтегазоносной области , поступает по нефтепроводам на местные нефтеперерабатывающие заводы, расположенные главным образом в Башкирии и Куйбышевской области, а также в других областях (Пермской, Саратовской, Волгоградской, Оренбургской). Нефть Восточной Сибири отличается большим разнообразием свойств и состав вследствие многопластовой структуры месторождений. Но в целом она хуже нефти Западной Сибири, т.к. характеризуется большим содержанием парафина и серы, которая приводит к повышенной амортизации оборудования. Если коснуться особенностей в качестве, то следует выделить республику Коми, где ведется добыча тяжелой нефти шахтным способом, а также нефть Дагестана, Чечни и Ингушетии с крупным содержанием смол, но незначительным серы. В ставропольской нефти много легких фракций, чем она ценна, хорошая нефть и на Дальнем Востоке. Итак, почти каждое месторождение, а тем более каждый из нефтегазоносных районов отличаются своими особенностями в составе нефти, поэтому вести переработку, используя какую-либо “стандартную” технологию нецелесообразно. Нужно учитывать уникальную структуру для достижения максимальной эффективности переработки, по этой причине приходиться сооружать заводы под конкретные нефтегазоносные области. Существует тесная взаимосвязь между нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленностью. Однако развал Советского Союза обусловил появление новой проблемы – разрыв внешних хозяйственных связей нефтяной промышленности. Россия оказалась в крайне невыгодном положении, т.к. вынуждена экспортировать сырую нефть ввиду дисбаланса нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности (максимальный объем переработки – 240 млн. тонн в год), в то время как цены на сырую нефть гораздо ниже, чем на нефтепродукты. Кроме того, низкая приспособляемость российских заводов, при переходе на нефть, ранее транспортировавшуюся на заводы республик, вызывает некачественную переработку и большие потери продукта.
Тимано-Печерская база.
Третья нефтяная база – Тимано – Печерская. Она расположена в пределах Коми, Ненецкого автономного округа Архангельской области и частично на прилегающих территориях, граничит с северной частью Волго-Уральского нефтегазоносного района. Вместе с остальными Тимано- Печерская нефтяная область дает лишь 6% нефти в Российской Федерации (Западная Сибирь и Уралоповолжье – 94%). Добыча нефти ведется на месторождениях Усинское, Верхнегруьеторское, Памгня, Ярега, Нижняя Омра, Водейское и другие. Тимано – Печорский район, как Волгоградская и Саратовская области, считается достаточно перспективным. Добыча нефти в Западной Сибири сокращается, а в Ненецком автономном округе уже разведаны запасы углеводородного сырья, соизмеримые с западносибирскими. По оценке американских специалистов, недра арктической тундры хранят 2,5 миллиарда тонн нефти. Сегодня различные компании уже инвестировали в его нефтяную промышленность 80 млрд. долларов с целью извлечь 730 млн. тонн нефти, что составляет два годовых объема добычи Российской Федерации. Ведутся совместные разработки месторождений. Например, СП “Полярное сияние” с участием американской компании “Конако”, которое разрабатывает Ардалинское месторождение с запасами нефти более 16 миллионов тонн. В проект инвестировано 375 млн. долларов, из которых 80 млн. получили 160 российских компаний – поставщиков и подрядчиков. 71% всех доходов “Полярного сияния” остается в России, что делает контракт выгодным не только для иностранцев, но и для жителей Ненецкого АО, получивших дополнительные рабочие места, и в целом всей Российской Федерации. Теперь, обобщив сказанное в данной главе, выделим главную особенность, проблему размещения нефтедобывающей промышленности России. Частично она уже была рассмотрена – это сверхвысокая концентрация нефтедобычи в ведущей нефтяной базе. Она имеет как раз преимущество для организации самой структуры промышленности, так создает целый комплекс проблем, среди которых, например, сложная экологическая обстановка в регионе. Особенно выделяется из них проблема дальней и сверхдальней транспортировки нефти и попутного газа, обусловленная объективной необходимостью в перевозке сырья от главного поставщика, восточных районов Российской Федерации, к главному потребителю – западной ее части.
Характеристики и преимущества.
Нефть не используется в первоначальном виде, поэтому нефтеперерабатывающие заводы – основной ее потребитель. Они располагаются во всех районах страны, т.к. выгоднее транспортировать сырую нефть, чем продукты ее переработки, которые необходимы во всех отраслях народного хозяйства. В прошлом она из мест добычи в места потребления перевозилась по железным дорогам в цистернах. В настоящее время большая часть нефти перекачивается по нефтепроводам и их доля в транспортировке продолжает расти. В состав нефтепроводов входят трубопроводы, насосные станции и нефтехранилища. Производительность в год – 90 млн. тонн нефти. По эффективности с нефтепроводами могут соперничать только морские перевозки танкерами. Кроме того, они менее опасны в пожарном отношении и резко снижают потери при транспортировке (доставке). Стоимость строительства магистрального нефтепровода обычно окупается за 2-3 года.
Развитие и размещение основных нефтепроводов.
Первый нефтепровод в России проложен в 1878 году в Баку от промыслов до нефтеперерабатывающего завода, а в 1897 – 1907 году был построен самый большой в то время в мире по протяженности магистральный трубопровод Баку – Батуми диаметром 200 мм и длиной 835 км, который продолжает эксплуатироваться и по сей день. К 1941 году в эксплуатации находилось 4100 км магистральных трубопроводов для перекачки нефти и нефтепродуктов с сумарной годовой. Общая протяженность магистральных нефтепроводов к 1956 году возросла до 11,5 тыс. км, а через 10 лет достигла уже 29 тыс. км. А в 1992 году в СНГ – 275 тысяч км. Сеть магистральных нефтепроводов развивалась в трех основных направлениях: урало-сибирское (Альметьевск -Уфа – Омск – Новосибирск – Иркутск) длиной 8527 км; северо- западное(Альметьевск – Горький – Ярославль – Кириши с ответвлениями на Рязань и Москву) длиной более 17700 км; юго-западное от Альметьевска до Куйбышева и далее нефтепроводом “Дружба” с ответвлением на Полоцк и Вентспилс) протяженностью более 3500 км. Таким образом, наибольшей длиной обладали нефтепроводы урало-сибирского направления, т.к. связывали основного добытчика (Сибирь) с главным потребителем (западными районами Российской Федерации. Важность этого направления сохраняется и в настоящее время. С открытием новых нефтяных месторождений на Южном Мангышлаке и в Тюменской области сооружены слудующие нефтепроводы: Узень – Гурьев – Куйбышев диаметром 1020 мм, длиной около 1000 км; Шаим – Тюмень, Александровское -Анжеро – Суджинск диаметром 1220 мм и протяженностью 840 км; Усть – Балык -Курган – Уфа – Альметьевск диаметром 1220 мм и протяженностью 1844 км, второй нефтепровод “Дружба”. Общая протяженность нефтепроводов в СССР в 1973 году составила 42,9 тысяч км, а к 1987 году уже превысила 82 тыс. км. производительностью 7,9 млн. тонн. Развитие нефтепроводного транспорта определяется общим состоянием дел в нефтяной промышленности, т.к. между ними существует неразрывная связь. В прошлом формирование нефтяной базы между Волгой и Уралом, намного улучшив снабжение нефтью центральных и восточных районов страны, обусловило появление целой системы магистральных нефтепроводов: 1) на запад – нефтепровод “Дружба” от Альметьевска через Куйбышев – Брянск до Мозыря (Белоруссия), откуда в Польшу, Венгрию и Чехословакию с ответвлением в Белоруссию, Латвию и Литву; Куйбышев – Пенза – Брянск (нефтепродукты); Альметьевск – Горький – Рязань – Москва с ответвлением Горький – Ярославль – Кириши; 2) на юг – Пермь – Альметьевск; Альметьевск – Саратов; Ишимбай – Орск. 3) на восток – Туймазы – Омск – Новосибирск – Красноярск – Ангарск; Туймазы – Омск; Уфа – Омск – Новосибирск (нефтепродукты). Формирование Западно- Сибирской нефтяной базы изменило ориентацию основных потоков нефти: Волго-Уральский район целиком переориентировался на западное направление. Важнейшие функции дальнейшего развития сети магистральных нефтепроводов перешли к Западной Сибири, откуда трубопроводы идут: 1) на запад – Усть – Балык – Курган – Альметьевск; Нижневартовск -Куйбышев; Куйбышев – Лисичанск – Кременчуг – Херсон – Одесса; Сургут -Новополоцк; 2) на юг – Шаим – Тюмень; Усть – Балык – Омск; Омск – Павлодар -Чимкент; 3) на восток – Александровское – Анжеро – Судженск.
Экспорт нефти .
Для транспортировки нефти на запад используются, кроме того, трубопроводы Волго – Уральского района восточного направления. Из трубопроводов выделяются: Гурьев – Орск; Мангышлак – Самара; Ухта -Ярославль (Тимано – Печерская нефтегазоносная область); Огса – Комсомольск- на-Амуре (Сахалин). За границу нефть экспортируется также при помощи трубопроводов (например “Дружба”). Экспорт нефти сегодня составляет 105-110 млн. т, нефтепродуктов- 35 млн. тонн. Средняя цена российской нефти по итогам 2007 года на мировом рынке составила приблизительно 50 долл. за баррель. Треть экспорта сырой нефти приходиться на страны СНГ (на Украину, Белоруссию и Казахстан вместе более 90%). Остальная часть нефти направляется в дальнее зарубежье, т.е. в Западную Европу, где Германия, Италия, Великобритания и Ирландия вкупе потребляют 60% этого объема. Сегодня экспорт за границу в основном выгоден, однако есть уже указанные проблемы с оплатой при поставке нефти в страны ближнего зарубежья. В самой же России в будущем предусмотрено создание региональных систем магистральных нефтепродуктопроводов с разводящей сетью к нефтебазам, однако сейчас трубопроводный транспорт периживает тяжелые времена в связи с общим спадом в нефтяной промышленности.
Заключение.
Проблемы сотрудничества, добычи, транспортировки и еще ряд других проблем уже рассматривался. Но я считаю необходимым добавить к сказанному следующее. Проблема обеспечения отечественной нефтяной отрасли машиностроительной продукцией существует. И она требует к себе специального внимания. Особенно беспокоит чрезвычайная зависимость от импорта машиностроительной продукции .В итоге отвлекаются большие средства, выручаемые от продажи нефти, требуется большая работа по организации закупок и реализации оборудования . Особый аспект анализируемой проблемы – поставки из Азербайджана. Ещё в 1990 г. Начавшееся там известное вооружённое противостояние привело к прекращению завоза оборудования на российские нефтепромыслы, что стало причиной резкого сокращения добычи нефти. Если учесть , что Азербайджан стал для нас вскоре заграницей, то технологическая зависимость России ещё более возросла. Проблемой импортозамещения в своё время серьёзно занялось Минестерство топлива и энергетики. Был даже издан приказ о разработке соответствующими подразделениями спец.программы , которая бы включала в себя конкретную номенклатуру изделий , подлежащих изготовлению на заводах России. В области материально-технического обеспечения задача замещения зарубежной продукции на отечественную стала стратегической. В отсутствии каких бы то ни было указаний сверху сама жизнь заставила предпринимать энергичные усилия к тому , чтобы уйти от импортной зависимости в поставках тех изделий , без которых нефтяная промышленность не может существовать. Хотя бы для того , чтобы вновь не отдавать на Запад с таким трудом заработанную валюту. Эту валюту , следовало бы направить непосредственно на инвестирование добычи и переработку нефти , развитые системы обеспечения нефтепродуктами. Ради этого и надо было налаживать производство необходимой продукции в стране. Ещё в 1992 г. были сделаны первые шаги в избранном направлении . Так в Удмуртии , на АО “Ижнефтемаш” освоили производство цементировачных агрегатов. В короткое время организовано производство штанговых глубинных насосов – одного из основных видов видов оборудования, без которого добыча не возможна. Список предприятий , которые позволили сравнительно быстро изменить ситуацию на отечественном рынке нефтяного оборудования , можно продолжать. Может ли что-то помешать дальнейшему осуществлению импортозамещения тем, кто уже приложил немало сил к решению этой проблемы ? Да. И прежде всего то , что российская промышленность выставляет слишком высокие цены на свою продукцию . Чёткая ценовая политика тем более важна , что иных рычагов воздействия на нефтяные компании у Минтопэнерго и правительства становится всё меньше.
Литература :
1. Крюков В.А. Зачем нужна России национальная нефтяная компания // ЭКО. 1999 г. № 4
2. Салманов Ф., Золотов А. Как выйти из топливного кризиса //Известия. 1992. 23 марта. 3. Рачков Б. Эта коварная “нефтяная игла”// Экономика и жизнь. 1998 г. № 34 4. Смирнов А.С. Проблемы нефтянях компаний России // Независимая газета. 1997 г. 25 февр.
5. Иголкин А. Нефть Родины // Наш современник. 2006. №5.
6. Крюков В.А. Полные канистры и пустые карманы //ЭКО. 2007. №1.
7. Неверов В. Перспективы нефтяной промышленности Западной Сибири // Деловой мир .2007г.
8. Нефть и газ в зеркале планеты // Деловой мир. 1994. 1-7 августа.