–PAGE_BREAK–
«Река Салгир – аорта водоснабжения Симферополя»
Нехватка пресной воды в Крыму
А сейчас прошу обратить ваше внимание на городской парк на берегах реки Салгир, который жители города называют «Салгирка».
Трудно поверить, что раньше река, которую Вы видите сейчас, была очень полноводной, на ней проходили соревнования и ходили судна. Но, со временем Салгир обмелел, потерял былую красоту. Дело в том, что Крым всегда страдал от нехватки чистой питьевой воды. Люди испокон веков стремились селиться поближе к живительной влаге: и столица скифского государства Неаполь Скифский, и резиденция калги-султана Крымского ханства Ак-Мечеть, и первые строения российского Симферополя — все тяготело к источникам пресной воды, выходящим по левому борту р. Салгир из-под Петровских скал. Длина его — 204 км. Берёт начало на склонах Чатырдага, впадает в залив Сиваш. Главный приток – река Ангара.
Салгир как источник питьевой воды
Для решения проблемы питьевой воды, в Крыму построили несколько водохранилищ и провели Северо – Крымский канал. Для водоснабжения г. Симферополя было сооружено в Аянское водохранилище. Однако воды этого водохранилища оказалось недостаточно, и в 1955 году было построено Симферопольское водохранилище емкостью 36 млн. м3. Первоначально оно предназначалось и для орошения, но затем большая часть воды стала подаваться на водоснабжение города. Однако население Симферополя быстро росло и воды стало не хватать, поэтому в 1966 г. на р. Альма было построено Партизанское водохранилище объемом 34,4 млн. м3.
«Салгирка» — зелёный уголок в центре города»
История становления парка
А на берегах реки раскинулся великолепный парк — Салгирка.
Это старейший парк города Симферополя. Раньше это был лес, но в процессе эволюции он превратился в парк, нуждающийся в постоянном уходе. От былого его величия осталось несколько дубов-великанов, а когда-то здесь располагался сумрачный, тенистый лес, перевитый лимоносон и крымским вечнозелёным плющом. К сожалению, при реконструкции парка эти лианы были почти полностью истреблены. Подлесок же был богат кизилом, лещиной, фундуком, боярышником, на опушках рос барбарис, шиповник, тёрн. Их остатки до сих пор живут в среди искусственных лесопосадок Симферопольского водохранилища, вдоль Малого Салгира, есть они и в парке Салгирка.
Он входит в число девяти образцово-показательных парков Украины, создание которых предусмотрено перспективной программой развития зеленых зон городов и преобразования окружающей среды республики.
Интересна история этого места. Раньше оно находилось за чертой города. И не случайно здесь расположились усадьбы тех, чьи имена прочно связаны с Крымом. В XVIII в. здесь некоторое время жил Пётр Симон Паллас — естествоиспытатель, географ и путешественник, член Петербургской Академии наук. Ему принадлежит замечательный труд «Флора России». В 1820-1863 гг. здесь жил и работал выдающийся русский ботаник, основатель Никитского ботанического сада — X. X. Стевен. В начале XIX в. эта территория была выбрана для загородного дома губернатора Тавриды Д.В. Нарышкина, который купил хозяйство после смерти П. С. Палласа.
Уникальный растительный мир парка
К этому времени относится закладка здесь на площади 2 га дендрария. В нем хорошо сохранились деревья прежней посадки, достигшие теперь громадных размеров, прекрасные аллеи из тополя пирамидального и каштана конского. В 1954-1955 гг. насаждения дендрария пополнились новыми видами и формами растений и составляют более 70 названий.
На территории находится могила лесовода и географа Г. Ф. Морозова, который провел последние годы жизни в Симферополе, будучи профессором Таврического университета. Он создал современное учение о лесе как биогеоценотическом, географическом и историческом явлении. Не знаменательно ли, что территория парка связана с именами ученых — лесоводов и ботаников, которые много сделали для изучения и обогащения растительного мира Крымского полуострова.
Территория ограничена параллельными улицами и имеет форму вытянутого прямоугольника. Она очень живописна. Ее главные ландшафтные компоненты — извилистое галечное русло реки с куртинами белой акации, старый пруд с естественным источником, остатки усадебных насаждений с отдельными крупными экземплярами, старый фруктовый сад — всего до 70 видов и форм растений. Парк трактуется как живописно-прогулочный, где зеленые насаждения занимают 60 % территории. Для изоляции от транспортной магистрали ул. Ялтинской — формируется плотная защитная зона из дуба, клена, липы серебристой и мелколистной. Со стороны паркового пространства на фоне этих плотных посадок размещаются группы хвойных для повышения их декоративности. В парке растут тополь пирамидальный, ива серебристая, можжевельник колонновидный, кедр.
Композиция центральной части формируется двумя полянами — Малой и Большой. Вся планировка строится на живописно протрассированных дорожках, изгибы которых обусловлены размещением древесных насаждений. Это придает естественность пейзажной планировке. Плавно огибая массивы и куртины, дорожки ведут от одной композиции к другой, создавая постоянную смену ближних и дальних перспектив. Посетитель то подходит к реке, то удаляется вглубь к системе каскадных прудов. Обходя поляны, он видит декоративные куртины на фоне газона, хвойные чередуются с лиственными, просматриваются архитектурные сооружения. Формирование парка Салгирка послужило началом для строительства набережной протяженностью 10 км. Благодаря маленьким плотинам река наполнилась водой, образовались живописные островки с уложенными на них камнями и посаженными деревьями, через реку переброшены легкие железобетонные пешеходные мостики с ажурными металлическими ограждениями, сооружены мосты для пропуска автотранспорта.
Одетая в камень и оформленная зеленой полосой деревьев и кустарников, набережная стала наиболее привлекательным и эстетически выразительным маршрутом прогулок и местом отдыха. Все это надо видеть в натуре, чтобы по достоинству оценить великолепие, созданное трудом и талантом симферопольцев. Территорию парка Салгирка в полной мере можно отнести к историческим ландшафтам, преобразованным с учетом требований современного города. Фоном для каскада малых прудов служит молодая кедровая роща. Пруды не только декоративны, вода их используется для полива. Основной зеленый фонд составляли всегда типично степные Породы — акация белая, софора японская, вяз перистоветвистый, ива серебристая. Наряду с ними растут теперь прекрасные субтропические виды деревьев и кустар-ников: самшит, тисе ягодный, ива вавилонская, айлант, могучие платаны, великолепные кедры -атласский и гималайский, красиво цветущие магнолии и другие вечно-зеленые деревья и кустарники. Введение их в садово-парковые композиции и, в частности, в ландшафтное оформление русла р. Салгира значительно обогащает всю эту природную систему. Территория парка площадью 45 га с незначительным уклоном с юго-востока на северо-запад начинает систему ландшафтного благоустройства р. Салгир при ее выходе из Симферопольского водохранилища.
«Салгирка» — как одно из лучших мест отдыха в Симферополе
Высокий уровень благоустройства и правильно использованная первооснова этой территории способствуют повышению ее комфортности и эстетической ценности, улучшают условия отдыха и создают заметный контраст с урбанизированной средой, обеспечивая притягательность рекреационно-оздоровительных и культурно-просветительных парковых объектов, максимально приближенных к местам проживания городского населения.
Сейчас Салгирка остаётся излюбленным местом отдыха жителей Симферополя.
Гостям города она тоже по душе и остановиться они могут рядом с ней, в гостинице, к которой мы сейчас подойдём.
Остановка – у входа в гостиницу «Украина» со стороны Салгирки
«Гостиница «Украина» — одно из лучших мест для остановки в Симферополе»
Перед Вами «Украина».Она расположена в историческом, деловом и культурном центре Симферополя. Гостиница была построена в конце 50-х годов прошлого столетия и на сегодняшний день, после реконструкции, отвечает европейским стандартам категории «три звезды»
Удобное местоположение
Уникальное местонахождение отеля позволит Вам не только быстро попасть в любую точку Симферополя, но и получить максимум необходимых услуг в самой гостинице!
Номерной фонди оказываемые услуги
Гостиница «Украина» располагает 128 комфортабельными номерами европейского класса, кафе, барами, конференц-залом на 50 мест, оздоровительным центром: (сауна, хаммам, массаж, стоматологический кабинет, салон красоты), казино и бизнес-центром.
Гостиница «Украина» — лучшее место в Симферополе для бизнесмена и туриста, которым необходимо провести деловую встречу или посмотреть достопримечательности Крымского полуострова.
А сейчас, снова возвращаясь к военной теме, прошу пройти к следующему памятнику.
Остановка – в сквере Победы, напротив памятника Долгорукову В.М.
«Памятник Долгорукову В.М. – историческое наследие г. Симферополя»Роль В.М. Долгорукова в Крымской войне
Итак, перед Вами памятник Долгорукову В.М. или Долгоруковский обелиск.
Князь Василий Михайлович Долгоруков-Крымский (1722-1782), российский военный и государственный деятель, племянник фельдмаршала
В.В. Долгорукова.
При объявлении первой войны Турции, на князя Долгорукова возложено было охранение наших крымских границ, а в следующем году велено вторгнуться с тридцативосьмитысячным корпусом в Крым. Эта задача была им выполнена блистательно. 4 июля он разбил семидесятитысячную армию хана Селим-Гирея и овладел Перекопом; 29 июля, при Кафе, вторично поразил собранное ханом девяностопятитысячное войско. Императрица 18 июля 1771 наградила князя Долгорукова орденом Св.Георгия I класса
Вслед за тем были заняты Арабат, Керчь, Еникале, Балаклава и Тамань, князь принудил Селима бежать в Константинополь и возвёл на его место доброжелателя России, хана Саиб-Гирея. По окончании войны Долгорукий нолучилъ шпагу с алмазами, бриллиантовые знаки к Ордену Андрея Первозванного и почётную фамилию «Крымский».
История создания памятника
Памятник в честь князя В.М. Долгорукова заложили на том месте, где, по преданию, в 1771 г., во время русско – турецкой войны, была ставка командующего 2-й Русской армией генерал-аншефа князя В.М.Долгорукова. Монумент был сооружен Василием Васильевичем Долгоруковым, внуком полководца, кстати, это первый памятник в городе Симферополе.
Памятник был сооружен в 1842 году на Соборной площади Симферополя. Автором проекта был прусский профессор изящных искусств Штрейхенберг, а выполнил работу русский мастер Федор Вахрушов.
Описание и разъяснение барельефов и надписей на обелиске
Тело пьедестала с 4-х сторон украшено четырьмя скульптурными медальонами из белого каррарского мрамора, вмонтированными в ниши. Общая высота памятника от основания до вершины составляет 20,6 м.
Штрейхенберг, разработавший проект, использовал для обелиска два вида мрамора, различных по цвету и структуре. Именно это придало памятнику определенную монументальность. Южный медальон изображает герб князей Долгоруковых, на котором размещены одноглавый орел и архангел Михаил; рука со стрелой и крепостные башни. По углам — скрещен шлем с пером в виде гребня,
На барельефе с восточной стороны князь Долгоруков вручает законы покоренным народам, которые изображены в лице 3-х избранных представителей, сопровождаемых толпою мужчин и женщин, несущих в дар князю драгоценные сосуды, курильницы и т.д. В нижней части изображен православный священник, вокруг него — множество людей: жен, детей, стариков и юношей, внимающих поучению. Вдали расположены проводники с верблюдами, на которых везут раненых в сражении, группы русских и татар, перевязывающих раны; пленники, освобожденные от оков. В центре сияет крест, как символ распространения христианства среди мусульман.
На барельефе с западной стороны изображена битва. На переднем плане полководец князь Долгоруков-Крымский — близ него адъютант и русские воины; далее изображены русские в момент жаркой рукопашной схватки. В центре круга, образуемого барельефами, изваян двуглавый орел — эмблема присоединения Крыма к Российской империи.
Торжество открытия обелиска началось с божественной литургии в Александро-Невском соборе.
За время своего существования памятник дважды подвергался ремонту, в результате его первоначальный облик несколько исказился. 21 декабря 1912 года на средства городского общественного управления был произведён ремонт памятника. В течение 1912 — 1952 гг. памятник не реставрировался и пришел в ветхое состояние. Все мраморные медальоны 1 мая 1919 года в день пролетарского праздника были выломаны и разбиты «революционными массами». Два медальона с утраченными художественными элементами в расколотом состоянии хранятся в лапидарии Крымского краеведческого музея. Судьба двух других была не известна. Из 16 первоначальных мраморных резных деталей, помещенных в углах ниш, обрамлявших медальоны, сохранились только 3. От фонарей остались 3 чугунные цепи; одна пушка утрачена. В таком состоянии находился памятник до 1952 года.
В 1952 году был произведен частичный ремонт Долгоруковского обелиска, в результате которого заменили мраморные медальоны на бетонные. Два из них являются частичными копиями первоначальных, другие заменены полностью — изменены были и содержание, и материал. Столбы освещения также подверглись замене с изменением пропорций и форм фонарей. Взамен канонических диоритовых столбиков ограждения были установлены квадратные железобетонные. Площадка между бордюром и стереобатом была заасфальтирована, в результате чего основания (базы) фонарных столбов были утоплены.
В 80-е годы XXвека, к 200-летию города Симферополя, проведены реставрационные работы Долгоруковского обелиска. Вынашивалась идея к юбилею города восстановить первоначальный облик медальонов, имевших прямое отношение к празднику города. Но их нужно было найти. Они были обнаружены в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Но восстановлены медальоны не были — городские власти не смогли найти мраморные блоки нужных размеров. Обелиск был приведен в порядок частично — отреставрированы база пьедестала, шпиль, стереобат.
Продолжая тему героического прошлого Симферополя, пройдем к следующему памятнику.
Остановка – в сквере Победы, у мемориального комплекса
«Мемориальный комплекс в честь освободителей г.Симферополя – дань защитникам города»
Вторая мировая война в Крыму
Вторая мировая война не обошла Крым стороной. Планируемая Гитлером немецкая колонизация Причерноморья «восстанавливала» государство готов в Крыму, для чего предполагалось переименовать Симферополь в Готенбург («Город готов»), а Севастополь — в Теодериксхафен («Порт Теодориха»). Теодорих был королем готов, но других — на Балканах и в Италии. В Крыму он никогда не был. Но нацистское руководство это не смущало, так как имя Готенхафен («Порт готов») было уже занято польской Гдыней. Симферополь не относится к городам – героям, таким, как Севастополь. Но защищали его героически.
Перед Вами мемориальный комплекс в честь освободителей г.Симферополя. В апреле 1944 года по приказу командующего 4 –м украинским фронтом генерала армии Ф.И Толбухина была создана фронтовая подвижная группа в составе 19-го танкового корпуса, двух полков 279-й стрелковой дивизии генерал-майора В.С. Потапенко и 21-й истребительно-противотанковой артиллерийской бригады полковника Н.Д. Павлова. Перед ними стояла задача освободить Симферополь. Ударную группу возглавил заместитель командующего 51-й армией генерал-майор В.Н.Разуваев. 12 апреля, преследуя фашистов тремя колоннами, советские войска встретили сопротивление противника в районе Сарабуза (ныне пгт. Гвардейское), где находились крупный фашистский аэродром и важная железнодорожная станция. Перегруппировавшиеся ночью танковые части утром, 13 апреля нанесли по врагу внезапный удар. В освобождении Симферополя принимали участие воины 279-й стрелковой дивизии и другие войсковые части, а также партизаны 17-го и 19-го отрядов 1-й бригады Северного соединения под командованием Ф.И. Федоренко, городские подпольные группы под руководством А.Н.Косухина и В.И.Бабия.
Сооружение постамента
Здесь, в сквере Победы, в 1944 году были похоронены в братской могиле солдаты, освобождавшие Симферополь от немецко-фашистских захватчиков. А 3 июля 1944 года над их могилой был установлен на постаменте танк Т-34 – лучший средний танк второй мировой войны. Позже они были перезахоронены на воинское кладбище.
Автор памятника – начальник штаба 216-го сапёрного батальона 19-го танкового корпуса капитан С.Ф. Коробкин. Эта машина – Т-34 № 201 – одной из первых вошла в город 13 апреля. На лицевой стороне постамента перечислены части и соединения, освобождавшие Симферополь.
В Симферопольском сквере Победы 19 января 2003года приучастии ветеранов и общественности Крыма памятник-танк «Т-34» — символ освобождения Симферополя от немецко-фашистских захватчиков- установили на новый постамент. Его перенесли всего на несколько десятков метров, однако это событие положило начало созданию в центре Симферополя Духовно-партиотического комплекса во славу защитников Отечества в годы Русско-турецкой войны, Крымской войны и Великой отечественной войны.
«Александро – Невский кафедральный собор – религиозный памятник Симферополя»
История возникновения собора
А теперь, уважаемые экскурсанты, прошу обратить ваше внимание на Александро – Невский собор, который сейчас восстанавливают.
Он был заложен в 1823 году, а в 1829 его освятил архиепископ Херсонский Гавриил. Назывался он Александро – Невским в честь князя Новгородского Александра Ярославовича Невского, получившего свой исторический титул – Невский – за победу над шведами в битве 1240г. на реке Нева. Позже был возведён в святые.
Ещё Екатерина Великая хотела видеть в столице вновь обретённого края соборный храм. Но из-за смерти Г.А.Потёмкина (1791), а затем и самой императрицы (1796) постройка была отложена на неопределённоё время.
В 1813 году храм почти восстановили, но буря сорвала кровлю собора и разметала часть заготовленного материала. Другая его часть была расхищена и недостроенный храм начал разрушаться. Время шло, и только в 1822 году последовало Высочайшее повеление о сооружении нового храма на другом месте и по новому плану архитектора Шарлемана… Проект его, в стиле классицизма, отличался торжественностью, изысканностью пропорций. Наблюдение за строительством поручили архитектору Якову Ивановичу Колодину. В 1829 г. в праздник сошествия Святотго Духа архиепископ Херсонский Гавриил освятил Александро-Невский собор.
В соборе хранились предметы, подаренные Екатериной Великой: потир, дароносица в кресте, два копия, лжица, Евангелие, дарохранильница, сосуд для воды, ковш, кадило, два блюдца, звездица. В особой изящной витрине долгие годы хранилась Высочайшая грамота императора Александра II, подписанная в день коронации 26 августа 1856 года, в которой он выразил свою благодарность жителям Таврической губернии «за жертвы святому делу отечества». Сам император посетил Симферополь и был в соборе 27 октября 1855 года, направляясь в Севастополь.
Собору принадлежала часовня на военном кладбище над могилами умерших в Симферополе участников героической обороны Севастополя. Часовня была устроена в 1866 году и освящена во имя св. Марии Магдалины по воле государыни Марии Александровны, супруги Александра II. В храмах Таврической губернии ежегодно накануне Троицына дня в субботу служили панихиду в память погибших в боях и умерших от ран защитников Севастополя.
В 1860 году собор стал кафедральным. Потребовалась частичная перестройка, чтобы вместить всех прихожан. За время своего существования собор неоднократно расширялся и перестраивался. С приходом советской власти Александро – Невский собор сначала закрыли в 1922 году, а затем, в 1930, снесли. Сейчас собор восстанавливают.
Современное состояние и план реконструкции
К 2009 году, согласно проекту, в пределах сквера Победы, помилмо двух существующих памятников (героям Русско – турецкой войны и освободителям Крыма от немецко-фашистских захватчиков) – будет достроен Александро – Невский кафедральный собор и все эти сооружения в комплексе образуют единый архитектурный ансамбль.
А сейчас, уважаемые экскурсанты, прошу пройти к следующему экскурсионному объекту.
Остановка – у Верховной Рады АРК
«Верховная Рада – законодательный орган АРК»
Архитектурное решение здания
Итак, перед вами Верховная Рада АРК. Это шестиугольное сооружение, которое не вписывается в архитектуру данного района. Над входом изображены флаг и герб АРК.
Символика Украины: малый герб
Мы видим над входом государственную символику Украины и АРК.
Малый герб Украины представляет собой синий щит с золотым трезубцем. С самых давних времен трезубец почитается как магический знак, своего рода оберег. Это изображение археологи встречали во многих памятках культуры, датированных первыми столетиями нашей эры.
Известный среди народов Востока и Средиземноморья с давних времен, на украинских землях – со второго столетия. Существует до 30 теорий происхождения и значения трезубца (сокол, якорь, символ триединства света и т.п.). Трезубец, родовой знак Рюриковичей времен Киевской Руси. Первое упоминание в летописаниях об этих знаках относится к X столетию. Послы киевского князя Игоря (912-945 гг.) при составлении договора с византийцами имели свои печати с трезубцами. Со времен Киевской Руси трезубец становится великокняжеским знаком – его изображение археологи находят на монетах, печатях, посуде, кирпиче, настенных росписях. Киевский князь Владимир Святославович (980-1015 гг.) чеканил трезубец на монетах, где на одной стороне изображался портрет князя, а с другой — трезубец и надпись: “Владимир на столе, а это его серебро”.
Трезубец символизировал разделение Вселенной на небесное, земное и потустороннее, единство Божественного, Отцовского и Материнского – священных начал, трех природных стихий – воздуха, воды и земли. В декабре 1917 года Украинская Центральная Рада приняла трезубец в качестве герба УНР. 1 марта провозглашен закон о гербе, а 22 марта 1919 года было изложено описание герба с трезубцем как главным его элементом. С 22 января 1919 года согласно с законом о Объединении ЗУНР и УНР трезубец вошел в краевой герб Западной области УНР. Оставался он и главным элементом герба гетманского государства П. Скоропадского, а также Директории. Впервые конституционно трезубец был оформлен как государственный герб в мае 1920 года Всеукраинским Национальным Советом, а во второй раз – 1 октября 1920 года специальной Правительственной Комисией по изготовлению Конституции Украинского государства.
В 1939 трезубец стал государственным гербом Карпатской Руси, которая провозгласила независимость после распада Чехословацкой республики. В советской Украине трезубец поддавался официальной дискредитации, оставаясь несмотря на это символом национально-освободительного движения.
Символика АРК: флаг, герб, гимн
Флаг АРК представляет собой полотнище, состоящее из трех горизонтальных полос (сверху вниз): синего (1/6 ширины), белого (4/6 ширины) и красного (1/6 ширины) цвета.
Нижняя, красная полоса, символизирует героическую и трагическую историю Крыма; верхняя полоса – будущее полуострова (синий цвет в геральдике – символ благополучия и света). Центральная, белая полоса, символизирует сегодняшний день республики и основной принцип, положенный в основу «философии Крыма» – принцип равенства многообразных национальных культур, составляющих основу культуры Крыма (белый цвет, как вмещающий в себя все остальные цвета, в геральдике символизирует идеи многообразия и равенства). Большая ширина центральной белой полосы подчеркивает особенную значимость того, что делается для Крыма сегодня.
На гербе же центральной фигурой является белый (серебряный) грифон, держащий в поднятой лапе раковину с голубой (лазоревой) жемчужиной. Грифон (крылатый лев с орлиной головой) — мифологическое существо — символ античных городов Херсонеса, Пантикапея и других, в более поздние времена — городов Севастополя и Керчи.
С античных времён грифону приписывали охранные свойства. На гербе Крыма он изображён как символ хранителя и защитника республики. Голубая жемчужина символизирует Крым как уникальный уголок планеты, единство всех его народов, религий и культур.
Грифон положен на варяжеский щит (малый герб) — символ пересечения важных торговых путей, а его красный цвет — символ мужества, храбрости и отваги народов Крыма всех веков.
Щит держат мраморные античные колонны. Навершием герба служит восходящее золотое солнце — символ возрождения и процветания, тепла и света.
Под щитом, обвившись кольцами вокруг колонн, расположена сине-бело-красная (цветов флага Крыма) девизная лента с надписью: «Процветание в единстве».
Конкурс на лучший текст гимна продолжался несколько месяцев, в течение которых члены специально созданной конкурсной комиссии рассмотрели 60 стихотворных вариантов. Победила поэтесса Ольга Голубева Музыка гимна была написана в 1992 году известным далеко за пределами полуострова крымским композитором Алемдаром Карамановым.
А сейчас, уважаемые экскурсанты, мы пройдем к следующему экскурсионному объекту.
Остановка – у Крымского театра кукол
продолжение
–PAGE_BREAK–