Формирование взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх

Введение
В последнее время педагоги иродители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытываютсерьезные трудности в общении со сверстниками, это, как правило, выражается внеумении находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развиватьустановленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любойдеятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретномуребенку, отмечаются сложности в умении сопереживать в печали и радоватьсяуспеху другого человека – всё это приводит к различного рода конфликтам инепониманию собеседников друг друга.
Умение общаться, строить иподдерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать исосуществовать с людьми, в целом, это необходимые составляющие полноценноразвитой и самореализованной личности, это залог успешного психическогоздоровья человека.
Потребность в общении другдругом у ребенка возникает уже на 3 году его жизни.
В период активных преобразований в дошкольной педагогике,поиска путей гуманизации воспитательно-образовательной работы с детьми и построенияновых моделей взаимодействия взрослого и ребенка, внимание ученых и практиковобращено к игровой деятельности. Исследования отечественных психологов(Леонтьева АН, Эльконина Д.Б. и т.д.) показали, что развитие ребенкапроисходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре.
Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определеннымведущим видом деятельности. В отечественной психологии под ведущейдеятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественныеизменения в психике детей, формируются и развиваются основные психическиепроцессы и свойства личности, появляются психические новообразования, характерныеименно для данного конкретного возраста. Так, для детей дошкольного возраста ведущимвидом деятельности является игра.
Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается втом, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенностивзаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности.Игра – есть, своего рода, средством познания ребенком действительности.
Эльконин Д.Б. подчеркивал, что игра – это сложное психологическое явление,которое дает эффект общего психического развития. По утверждению Ушинского К.Д.,в игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следыдействительной жизни. В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правиламигры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности ипознавательные интересы, которые особенно важны для успешного обучения в школе.Игра для ребенка – это серьезное занятие.
Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников изанимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностьюсюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игроваядеятельность носит ясно выраженный самодеятельный и творческий характер.
Психолог Запорожец З.А.замечает: «Сюжетно-ролевая игра, как и сказка, учит ребенка проникаться мыслямии чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в болееширокий мир человеческих стремлений и героических поступков».
В творческой сюжетно-ролевой игре ребенок активно воссоздает, моделируетявления реальной жизни, переживает их, и это наполняет его жизнь богатымсодержанием, оставляет след на долгие годы.
В данном исследовании рассмотрены подходы и принципы руководствасюжетно-ролевыми играми старших дошкольников по формированию дружеских,социально приемлемых способов, форм и средств построения взаимоотношений сокружающей ребенка действительностью, и возможное их использование в качествеэффективного средства социально-нравственного воспитания, что на практикеработы с детьми старшего дошкольного возраста доказано – это подтвердилавыдвинутая мною гипотеза исследования.
Думаю, что данное исследование актуально и значимо,особенно в настоящее время, когда в дошкольном образовании намечается отход оттрадиционной формы организации жизни детей в детском саду по «учебному» типу, ивсе большее внимание уделяется свободным творческим формам детской активности,в том числе, сюжетной игре, как важному фактору развития ребёнка.
 

1.  Теоретическая часть
 
1.1 Игракак основной вид деятельности дошкольника
Игра занимает весьмаважное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясьпреобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественнойпсихологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая оченьбольшое значение для развития ребенка дошкольного возраста; в ней развиваютсядействия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальныенавыки кооперации (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин,Л.А. Венгер, А.П. Усова и др.).
Философы, историки,этнографы, психологи, педагоги древности и современности изучали происхождениеигры, ее место в жизни ребенка, возможности эффективного использования игр длярешения воспитательных задач.
Н.К. Крупская,подчеркивая социальный характер детских игр, отражение в них явлений жизни,прежде всего, видела в игре средство расширения впечатлений и представлений обокружающей действительности, связи с нею. «Для ребят дошкольного возраста, –писала она, – игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, иградля них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания…Игра для дошкольников– способ познания окружающего».
Социальный характерсодержания игр и игровой деятельности обусловлен тем, что ребенок живет вобществе. Уже с первых месяцев жизни он стремится к общению с окружающими,постепенно овладевает языком – могучим средством общения и усвоенияобщественного опыта. Ребенок хочет быть активным участником жизни взрослых, ноэта потребность еще не соответствует его возможностям. В игре, подражаядействиям старших, сопереживая доступные ему радости и огорчения, он такимсвоеобразным путем приобщается к окружающей жизни.
Высоко оцениваявоспитательную роль игр детей, А.С. Макаренко писал «Игра имеет важноезначение в жизни ребенка, имеет то значение, какое у взрослого имеетдеятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет вработе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, преждевсего, в игре».
Длительное наблюдение заиграми, изучение их содержания у детей разных народов и на различных этапахобщественного развития позволяют сделать вывод о том, что основным источникомявляется социальная жизнь людей, условия, в которых живет ребенок, его семья.
1.2 Своеобразие детской самостоятельной игры
Детская самостоятельная играимеет ряд особенностей:
q  Играпредставляет собой отражение детьми окружающей жизни действий, деятельностилюдей, их взаимоотношений в обстановке, создаваемой детским воображением. В игре комната можетбыть и морем, и лесом, и станцией метро, и вагоном железной дороги. Дети придаютобстановке то значение, какое обусловлено замыслом и содержанием игры. Какговорил выдающийся режиссер и актер К.С. Станиславский: «Игра ребенкаотличается верой в подлинность и правду вымысла, стоит лишь ребенку сказать «какбудто бы» и вымысел уже живет в нем».
q  Играимеет самодеятельный характер. Дети являются творцами игры, ее создателями. Они,как уже отмечалось, отражают в ней свои знания об известных им жизненныхявлениях и событиях, выражают свое отношение к ним.
q В игре ребенок сочетает ивзаимосвязывает образ, игровые действия и слова. Это не внешние признакиигры, а самая сущность. В игре ребенок живет действиями и чувствамиизображаемого героя. Дети не играют молча. Даже, когда ребенок играет один, онразговаривает с игрушкой, ведет диалог с воображаемым участником игры, говоритза себя и за маму, за врача и больного и т.д. слово является как быаккомпанементом к игровому действию и полнее раскрывает образ, отношение к немусамого ребенка. Посредством речевого общения в игре дети обмениваются мыслями,переживаниями, уточняют смысл и содержание игры. Словесный сговор в игревыполняет организующую функцию, содействует возникновению и укреплениювзаимопонимания и дружбы между детьми, одинакового отношения к тем или инымфактам и явлениям окружающей жизни. Взаимосвязь образа, игрового действия ислова составляет стержень игровой деятельности, служит средством отображения действительности.
q  Играимеет основные структурные элементы: игровой замысел; сюжет или содержание;игровые действия; роли; правила, которые диктуются самой игрой и создаются детьмиили предлагаются взрослым. Эти элементы тесно взаимосвязаны. Игровой замысел – этообщее определение того, во что и как будут играть дети.
Сюжет илисодержание – это то, что составляет ее живую ткань, определяет развитие,многообразие и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношений детей; то, чтоделает игру привлекательной и побуждает интерес и желание играть.
Роль-это центр игры, которуювыполняет ребенок. По тому значению, которое принадлежит роли в процессеигры, многие из игр получили название ролевых или сюжетно-ролевых. Рольвсегда соотнесена с человеком или животным, его воображаемыми поступками,действиями, отношениями. Ребенок, входя в образ, становится тем, комуподражает, т.е. играет определенную роль. Но дошкольник не просто разыгрывает этуроль, он живет в образе и верит в его правдивость.
Правила в процессе игры детиустанавливают сами (в некоторых играх – взрослый) тем самым определяют ирегулируют поведение и взаимоотношениях играющих. Они придают играморганизованность, устойчивость, закрепляют их содержание и определяютдальнейшее развитие, усложнение отношений и взаимоотношений. Вместе с темправила помогают робким, застенчивым ребятам быть активными участниками игры.
Все этиструктурные элементы игры являются более или менее типичными, но они имеютразное значение и по-разному соотносятся в разных видах игр.
Будучи увлекательным занятием для дошкольников, игра вместе стем является важнейшим средством их воспитания и развития. Но это происходиттогда, когда она включается в организованный и целенаправленный педагогическийпроцесс. Развитие и становление игры в значительной степени происходит именнопри использовании ее как средства воспитания.
Включая игру в педагогический процесс, воспитатель учитиграть, создавать по словам А.С. Макаренко, «хорошую игру». Для такой игрыхарактерны следующие качества:
o    воспитательно-познавательная ценность содержания, полнота иправильность отображаемых представлений;
o    целесообразность, активность, организованность и творческийхарактер игровых действий
o    подчинение правилам и способность руководствоваться ими в игре сучетом интересов отдельных детей и всех играющих;
o    целенаправленное использование игрушек и игровых материалов;
o    доброжелательность отношений и радостный настрой детей.
 
1.3 Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка-дошкольника
В психолого-педагогических работах детские игры объективноразличают по двум параметрам:
1.        поцентральному элементу их структуры – сюжетно-ролевые и игры с правилами (Л.С.Выготский, Жан Пиаже, Д.Б. Эльконин, и др.);
2.        по форме организации – регламентируемыевоспитателем и самостоятельные игры детей (Л.А. Венгер, А.П. Усова и др.).
Более подробно хотелось бы остановиться на сюжетно-ролевыхиграх, т. к. считаю, что именно эта разновидность детскихсамостоятельных игр является наиболее характерной для дошкольников и занимаетзначительное место в их жизни.
Сюжетно-ролевые игры создают сами дети при некоторомруководстве взрослого. Основой их является детская самодеятельность. Иногдатакие игры называют творческими сюжетно-ролевыми, подчеркивая, что дети непросто копируют те или иные явления, а творчески их осмысливают и воспроизводятв создаваемых образах, игровых действиях. Разновидностью сюжетно-ролевых игрявляются игры-драматизации и строительные. (Данное исследование предполагаетакцент именно на развитие сюжета в ролевых играх, не снижая при этом роли,места и значения игр-драматизаций и строительных игр в дошкольном детстве).
Высоко оценивая самодеятельные сюжетно-ролевые игры детей, Н.К. Крупскаяписала: «Самые любимые, самые нужные детям игры – это те, где дети сами ставятцель игры…Процесс игры заключается в осуществлении этой цели: ребенок строитпланы, выбирает средства осуществления…Тут важен сам процесс построения плана».
Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то,что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельныйхарактер.
Психолог Д.Б. Эльконин дает такое определениетворческой сюжетно-ролевой игры: «Ролевая, или так называемая творческая, иградетей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которойдети берут на себя роли (функции) взрослых и в обобщенной форме в специальносоздаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношениймежду ними. Для этих условий характерно использование разнообразных игровыхпредметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых».
Самодеятельный характер игровой деятельности детейзаключается в том, что они воспроизводят те или иные явления, действия,отношения активно и своеобразно. Своеобразие обусловлено особенностямивосприятия детей, понимания и осмысления ими тех или иных фактов, явлений,связей, наличием или отсутствием опыта и непосредственностью чувств.
Творческий характер игровой деятельности проявляется в том,что ребенок как бы перевоплощается в того, кого он изображает, и в том, что,веря в правду игры, создает особую игровую жизнь и искренне радуется или огорчаетсяпо ходу игры. Активный интерес к явлениям жизни, людям, животным, потребность вобщественно значимой деятельности ребенка удовлетворяет через игровые действия.
В развитии и обогащении самодеятельности детей, творческоговоспроизведения и отражения фактов и явлений окружающей жизни огромная роль принадлежитвоображению. Именно силою воображения создаются ситуация игры, образы,воспроизводимые в ней, возможность сочетать реальное, обычное с вымышленным,что и придает детской игре привлекательность, которая присуща только ей.
В процессе игры уточняются и углубляются знания ипредставления детей не только о вещах, предметах и явлениях, но и правилах инормах поведения и общения, учатся строить свои взаимоотношения, познают азыобщения с окружающей действительностью. Чтобы выполнить в игре ту или инуюроль, ребенок должен свое представление перевести в игровые действия. Иногда знанияи представления о труде людей, о конкретных действиях, взаимоотношенияхоказываются недостаточными, и возникает необходимость их пополнения.Потребность в новых знаниях выражается в вопросах детей. Воспитатель отвечаетна них, прислушивается к разговорам во время игры, помогает играющимустанавливать взаимопонимание, договоренность.
Следовательно, игра не только закрепляет уже имеющиеся удетей знания и представления, но и является своеобразной формой активнойпознавательной деятельности, в процессе которой они под руководствомвоспитателя овладевают новыми знаниями, учатся различать добро и зло, учатсяследовать нормам морали, соотносить свои мысли, взгляды, побуждения сокружающей жизнью, приобретают и формируют у себя навыки адекватного исоциально приемлемого поведения, развивают и укрепляют человечески важныекачества своей личности.
Роль воспитателя в игре бывает разной: он может быть прямымучастником игры, советчиком, помощником и т.д. но во всех случаях воспитатель внимательноотносясь к замыслам и стремлениям детей, не подавляя их инициативы исамостоятельности, влияет на содержание игр, создает условия для их развертывания,для развития детской изобретательности, творчества. Он помогает детямустанавливать взаимоотношения дружбы и взаимопомощи. В играх педагог изучаеткаждого ребенка, его интересы, желания, индивидуальные особенности, следит заего переживаниями, с тем, чтобы найти правильные пути и средства воспитания.
В такой игре и через такую игру у детей-дошкольниковразвиваются и формируются такие качества, как честность, искренность,инициатива, эмпатия, выдержка, сочувствие, сострадание и т.д.
Ролевая игра – это своего рода школа, в которой ребенокактивно и творчески осваивает правила и нормы поведения людей, их отношения ктруду, к окружающему миру, людям и к самому себе.
Итак, на основании сказанного выше можно заключить, чтосюжетно-ролевая игра – ведущее средство воспитания дружного коллектива детей вдошкольном возрасте, важнейшая форма организации их жизни. Ролевая игра –активная деятельность детей, в которой наиболее ярко проявляется их общительность,стремление вместе с другими товарищами осуществлять свои замыслы, сообща жить иработать.
Содержание сюжетной игры и выполнение роли в ней, подчинениеправилам поведения и развитие игровых и действительных взаимоотношений, необходимостьсделать для своей игры игрушку, соорудить постройку, согласуя действия сдругими играющими и, оказывая, друг другу помощь в овладении трудовыминавыками, – все это способствует формированию у детей нравственных чувств,дружеских взаимоотношений, организует их поведение.
Думаю, чтонеобходимость повышения культуры игры как формы организации интересной детскойдеятельности ставит передо мной, как воспитателя, сложные задачи, решатькоторые можно только при условии умения вести наблюдения за детскими играми ификсировать их при учете воспитательной работы. Прежде всего, я уяснила длясебя следующие вопросы, касающиеся непосредственно ролевых игр:
1.   В какие игры дети любятиграть и какова продолжительность этих игр?
2.   Каков уровеньвзаимоотношений детей в игре? (Как они распределяют и выполняют роли, какпомогают друг другу во время игры, умеют ли уступать, сдерживать себя, делитьсяс товарищами, проявляют ли сочувствие, отзывчивость, заботу?)
3.   Наблюдается ли творческийэлемент в ролевых играх, существует ли «борьба мнений» в них, как обычноразрешаются возникающие споры, ссоры, умеют ли дети считаться с мнениемтоварищей, с их интересами?
4.   Как развивается сюжетигры, есть ли в его развитии инициатива детей и в чем она проявляется?
5.   Намечают ли дети планигры? (Сговариваются ли о теме игры, определяют ли сюжет и его развитие,планируют ли необходимое изготовление игрушек, вырабатывают ли правила игры?)
6.   Какие дети в играх активные,а какие малоактивные?
Делая анализ игровой деятельности детей своей группы,намечаю задачи по развитию игры и вместе с этим по формированию личностиребенка.
На протяжении 2-х лет, я работаю по образовательной программе«Развитие» (автор Л.А. Венгер), наряду с этим используются и парциальныедополнительные образовательные технологии и программы.
Одной из задач воспитания и обучения детей являетсясоциально-нравственное развитие дошкольника, которое предполагает, в целом, какконечный желаемый результат: формирование знаний о социальной действительности,окружающей ребенка, во всём её многообразии проявлений (от пониманияпроисходящего вокруг него до умения строить отношения с самой действительностью,что, по сути, является личностной социализацией), формирование умений строить,поддерживать, укреплять, развивать коммуникативные связи, уметь строить своивзаимоотношения, взаимодействовать и жить в гармонии с окружающими людьми (взрослыми,сверстниками).
При разработке программы «Развитие» авторы учитывалиположения Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского, К.Д. Ушинского и т.д.о том, что по уровню развития игровой деятельности ребенка можно судить оразвитии ребенка, в целом, и о степени соответствия его развития возрастнымнормам.
Хотелось бы заметить, что уровень развития взаимоотношенийв игре детей 6–7 лет зависит от многих факторов, и, прежде всего от техусловий, в которых ребенок находится не только в детском саду, но и дома, атакже на улице. Все эти факторы в совокупности оказывают большое влияние наформирование личности ребенка, определяя степень развития его чувств, эмоций,представлений и знаний, а также его умений применять их в своей деятельности,его навыков коллективной жизни.
Терминологический словарь дает следующее определениепонятия «формирование взаимоотношений» – это
A.       формирование навыков взаимодействия
В период дошкольного детства взаимодействие и общение совзрослыми сохраняют ведущую роль в развитии ребенка. Однако для полноценногосоциального и познавательного развития детям старшего дошкольного возраста ужене достаточно общаться только со взрослыми. В ситуации общения со сверстникамиребенок более самостоятелен и независим. Именно в процессе взаимодействия сравными партнерами ребенок приобретает такие качества, как взаимное доверие,доброта, готовность к сотрудничеству, умение ладить с другими, отстаивать своиправа, рационально решать возникающие конфликты. Ребенок, имеющий разнообразныйположительный опыт взаимодействия со сверстниками, начинает точнее оцениватьсебя и других, свои возможности и возможности других, следовательно, растет еготворческая самостоятельность, социальная компетентность.
Характер взаимодействия и общения ребенка, конечно жезависит от личностных особенностей: кто-то охотно играет с большинством детейгруппы, кто-то только с 1–2, одни активны, агрессивны в контактах, а другиепассивны, подчиняются сверстникам и т.д.
По степени развития детских знаний и игровых умений,влияющих на формирование и поддержание положительных взаимоотношений в ролевыхиграх, можно выделить четыре подгруппы детей.Первая подгруппа Дети активные, общительные, дисциплинированные, с достаточным запасом знаний и умений, инициаторы игр. (Однако, и среди таких детей встречаются такие, которые не хотят выполнять второстепенные роли, не всегда бывают справедливыми по отношению к своим товарищам. Они охотно прислушиваются к замечаниям взрослого, а с мнением сверстников не считаются, неохотно выполняют просьбы товарищей по группе. Активные на занятиях и в игре, некоторые из них в обычное время мало влияют на других детей.) Вторая подгруппа Дети молчаливые, замкнутые, почти не играющие с другими, дети с малым запасом знаний, изобразительных умений. Третья подгруппа Дети неуравновешенные, легко возбудимые. Они постоянно конфликтуют с товарищами, не считаются с их мнением, не обладают умениями и навыками, необходимыми для совместной игры. Четвертая подгруппа Дети несколько пассивные, у них не развиты навыки самоорганизации, нет необходимых для игры конструктивных и строительных умений и навыков, и они не умеют использовать в игре имеющийся у них запас знаний; эти дети не нарушают дисциплину и, следовательно, не мешают педагогу проводить работу.
Однако какими бы ни былиличностные особенности ребенка, основные тенденции развития взаимодействия иобщения остаются общими для всех.
Так, во взаимодействии друг с другомдетиподготовительной группы могут не только успешно согласовывать свои желания,но и оказывать взаимную поддержку и помощь, более чутко относиться кэмоциональному состоянию другого ребенка, проявлять по отношению к немусочувствие и сопереживание. Перед игрой совместно планируют ее ход исодержания, распределяют роли. В игровом взаимодействии происходит дальнейшеесвертывание ролевых действий. К этому возрасту способы разрешения конфликтоввсе больше приобретают социально одобряемые формы.
B.       таких навыков построения и поддержанияобщения с окружающим миром, как того требуют социальные нормы и правила жизни вобществе.
Успешность практической деятельности, взаимодействия людейдруг с другом невозможна без усвоения ими общественно выработанных норм и правил.
Центральное место в дошкольном детстве в процессе усвоениянорм и правил занимает игровая деятельность детей, в которой сюжет и ролиявляются их моделями. Именно в ролях, принятых на себя детьми, ролевыхдействиях воплощаются и формируются их знания о нормах и правилах.Взаимодействие детей в игре способствует усвоению ими норм и правил.
У детей подготовительной группы повышаются возможности саморегуляции поведения. Безнапоминания взрослых, самостоятельно выполняют усвоенные нормы и правила, в томчисле и этические, и отстаивают их перед ровесниками и взрослыми.
Так, программа «Развитие» определяет возрастные особенностиигрового взаимодействия и общения детей друг с другом, в основе которых лежатобозначенные уровни усвоения социальных норм и правил взаимодействия ребенка сосверстниками в процессе игровой деятельности, что позволило мне, каквоспитателю, более детально определить, обозначить задачисоциально-нравственного развития детей моей группы и конечную, желаемую цель вданном направлении их воспитания, посредством игровой деятельности (в частности,использование сюжетно-ролевых игр)
Поведение и общение ребенка должно быть положительнонаправлено:
q  он должен уметь хорошо ориентироватьсяв правилах культуры поведения,
q  владеть навыками всевозможных способов построения,поддержания и развития взаимоотношений, основанных на принятии активной позициипартнера, чуткости к эмоциональному состоянию партнера по общению (умениесопереживать в неудачи, радоваться за успех другого), умении согласовывать своижелания с мнением других участников взаимодействия, умении аргументировано испокойно доказать свою точку зрения, умении справедливо и адекватно оцениватьсебя и других партнеров по деятельности, умении регулировать своё поведение всоответствии с нормами поведения.
В своей работе с детьми я использую всё разнообразие средств по формированиюсоциально-нравственного поведения и воспитания, в целом, (игры-драматизации,режиссерские, подвижные, строительные, дидактические и т.п. игры; провожу сдетьми наблюдения, этические беседы; занимательные и творческие задания ивопросы и т.д. – все это стимулирует познавательную и коммуникативнуюактивность детей, создает положительный эмоциональный настрой и дает хорошиерезультаты в усвоении программных и жизненных задач), но наиболее интересным,увлекательным и эффективным средством формирования взаимоотношений детейстаршего дошкольного возраста, считаю, сюжетно-ролевые игры.
Их специфика, принципы (см. в формирующей эксперименте, стр.), на которыхстроятся данный тип игр, характер психологических (психофизиологических)особенностей детей, с которыми я работаю, непринужденность и атмосферасвободного и радостного общения всех участников игры в процессе этой игры, и,естественно, воспитывающая направленность, всё это привлекло мое внимание,интерес к этим играм.
Мною разработана:
o    система перспективного планирования по использованиюсюжетно-ролевых игр (как одного из средств социально-нравственного воспитания)для развития дружеских взаимоотношений, формирования собственно игровогоповедения в коллективе, формирования навыков общения и взаимодействия сокружающей действительностью, творческих способностей детей старшегодошкольного возраста
o    система работы с детьми вне занятий по теме «Общениедетей со сверстниками»1.3 Гипотеза исследования
«Ядром» социально-нравственного развития, его основнымсодержанием является:
–          умение хорошо ориентироваться вправилах культуры поведения,
–          в овладении навыками всевозможныхспособов построения, поддержания и развития взаимоотношений, основанных на принятииактивной позиции партнера, чуткости к эмоциональному состоянию партнера по общению(умение сопереживать в неудачи, радоваться за успех другого),
–          умение согласовывать свои желания смнением других участников взаимодействия,
–          умение аргументировано и спокойнодоказать свою точку зрения,
–          умение справедливо и адекватнооценивать себя и других партнеров по деятельности,
–          умениерегулировать своё поведение в соответствии с нормами поведения.
Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определеннымведущим видом деятельности. В психологии под ведущей деятельностью понимаетсята, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей, формируютсяи развиваются основные психические процессы и свойства личности, появляютсяпсихические новообразования, характерные именно для данного конкретноговозраста.
Так, в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является (от 3–6,7 лет)игровая.
Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается втом, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенностивзаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности.Игра – есть, своего рода, средством познания ребенком действительности. Всюжетно-ролевой игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры,познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательныеинтересы, которые особенно важны для успешного обучения в школе. Игра дляребенка – это серьезное занятие.
Специфика сюжетно-ролевой игры такова, что позволяет использовать её какодно из эффективных средств социально-нравственного развития детей старшегодошкольного возраста.
Таким образом,
Цель исследования: установить на практике работы с детьмистепень влияния сюжетно-ролевых игр на развитие их коммуникативных способностейдетей, которые предполагают навыки построение адекватных взаимоотношений,умение взаимодействовать с окружающей действительностью, следовать социальным нормами правилам поведения.
Задачи исследования:
1.        Определение качественных и количественных показателейсформированности игрового взаимодействия дошкольников (старшей, подготовительнойгруппы)
2.        Осуществление работы по развитию формированиювзаимоотношений детей старшего дошкольного возраста посредством использования сюжетно-ролевыхигр.
3.        Выявления степениэффективности применения ролевых игр как средства социально-нравственногоразвития
Предмет исследования: влияниесюжетно-ролевых игр на социально-нравственное развитие дошкольников.
Субъект исследования: дети старшего дошкольного возраста:
2002–03 уч. год – старшая группа – 18 человек
2003–04 уч. год – подготовительная группа – 1 человек
Гипотеза: предполагаю, что в ходе систематической,целенаправленной и планомерной работы произойдут качественные и количественныеизменения показателей уровня игровой деятельности (сформированность навыковигрового взаимодействия и усвоения социальных норм и правил) у выделеннойгруппы дошкольников посредством использования системы работы, качественнойреализации принципов развития сюжетных игр у старших дошкольников как одного изсредств социально-нравственного воспитания детей.
Методы:
q  диагностикаигровой деятельности (уровневая дифференциация): констатация факта, контрольныйсрез.
q  анализполученных результатов
q  осуществление работы по развитию формированиювзаимоотношений детей старшего дошкольного возраста посредством использования сюжетно-ролевыхигр
q  выводыпо цели исследования

2. Практическая часть
Пояснительная записка
В экспериментальном исследовании принимали участие детистаршего дошкольного возраста.
Данное исследования я начала проводить в 2002–03 уч. году,когда начала работала с детьми старшей группы. В течение первого года работы сэто группой детей я осуществляла подборку сюжетно-ролевых игр, которые, на мойвзгляд, подходили к работе с этим контингентом детей (исходя из ихиндивидуально-психологических особенностей) и реализовывали в полной мере требованияпрограммы «Развитие».
На протяжении ряда лет я осуществляла систематизацию,разрабатывала перспективное планирование по использованию ролевых игр дляразвития коммуникативных способностей, дружеских взаимоотношений детей.
Но прежде, чем работать над развитием и формированиемвзаимоотношений детей в игре, необходимо выявить было уровень игровойдеятельности, (который является синтезом двух составляющих: 1) уровень игровоговзаимодействия и 2) показатель усвоения социальных норм и правил) каждогоребенка, чтобы увидеть их «слабые» места, которые необходимо развивать и«сильные», на которые можно опереться в работе, и тоже их развивать.
Использование диагностики, считаю, важным делом, т. к.для того, чтобы использовать игру как средство воспитания и формированияличности ребенка необходимо знать каждого ребенка: определить степень развитияего чувств, эмоций, представлений и знаний, умений и навыков игровоговзаимодействия, следование его социальным правилам и нормам в повседневнойжизни, а также его умений применять их в своей деятельности. Всё это необходимодля более эффективной и направленной работы
Диагностическая и формирующая работа проводилась со всейгруппой
q  2002–03 учебный год – старшая группа – 18человек
q  2003–04 учебный год – подготовительнаягруппа – те же 1 человек
 
2.1 Констатирующий эксперимент
 
Программа «Развитие» /автор Л.А. Венгер/ направлена на развитиеумственных и творческих способностей ребенка-дошкольника.
Исходя из положения, что детская игра носит творческий и самодеятельныйхарактер, авторы программы делают акцент при определении уровня развитияигровой деятельности на изучение сюжетной игры и игры с правилами, так как ониявляются основными видами игровой деятельности дошкольников.
Для определения уровня игровой деятельности невозможно задать жесткиекритерии, но есть ряд признаков, в совокупности позволяющих примерно отнестиигру ребенка к одному из трех уровней – высокому, среднему, низкому, – всоответствии с возможностями данной возрастной категории; эти признаки –показатели уровня игры – представлены в таблице. Низкий уровень
q  Сюжеты игры однообразны по содержанию и стереотипны, создают впечатление бесконечного движения по кругу в рамках привычных ролевых действий и взаимодействий.
q  Не только не продуцируют новые сюжетные идеи, но и не подхватывают идеи других; очень затруднено соединение разных смысловых полей (комбинирование в сюжете событий из разных смысловых сфер).
q  В игре-придумывании со взрослыми и сверстниками малоактивен, в основном, повторяет фрагменты повествования, предложенные партнерами. Средний уровень
q  Развертывает, в основном, привычные сюжеты (небольшой круг тематики), часто весьма изощренно, с детализацией ролевых действий и отношений, активно использует ролевую речь – с партнерами и куклами. Откликается на инновации других, может встроиться в игру сверстников, найти место в общем смысловом поле, двигаться вслед за более активным партнером, но сам инициативно не стремится прорвать привычный «круговой» сюжет
q  В игре-придумывании со взрослым, вслед за ним может вносить инновации и развертывать новую последовательность событий, но часто приходит в тупик при необходимости согласовывать свои предложения с предложениями участников-сверстников
q  Склонен к отторжению замысла другого, нежели к его ассимиляции из-за трудностей комбинирования разных событий в единую новую сюжетную линию Высокий уровень
q   Развертывает разнообразные сюжеты (индивидуально и со сверстниками), свободно комбинируя события и персонажей из разных смысловых сфер;
q   С одинаковой легкостью развертывает сюжет через роли (ролевые взаимодействия)
q   Может быть инициатором игры-фантазирования со сверстниками. Легко находит смысловое место в игре сверстников, подхватывает и развивает их замыслы, подключается к их форме игры.
q   Часто бывает инициатором игры с 3–4 сверстниками, умеет внятно изложить им замысел, предложить всем подходящие роли.
q   С легкостью участвует в игре-придумывании со взрослыми и сверстниками, внимателен к идеям партнеров, умеет их учесть и предложить свои, чувствителен в рассогласованиям в общем сюжете, преодолевает их посредством предвосхищающего планирования событий.
Примерные показатели для оценки уровня игры подобраны авторами программы«Развитие» в соответствии с пониманием закономерностей развития игровойдеятельности и стратегии ее формирования, заложенными в программе «Развитие» иметодических рекомендациях к ней.
Оценка уровня игры выносилась на основе обобщения результатов постоянныхнаблюдений за свободной самостоятельной игрой детей. Существенным подкреплениемоценки уровня сюжетной игры ребенка служило его поведение в совместной совзрослым игре-придумывании.
Оценку уровня игры осуществляла 3 раза в год:
q  в ОКТЯБРЕ, где оценивался уровень игры, руководствуясьвыделенными показателями, и, в зависимости от оценки, для каждой группы детей (снизким, средним, высоким уровнем) подбирала соответствующие приемы,способствующие дальнейшему продвижению и активизации самостоятельной игры детей(т.е. осуществление дифференцированного подхода к детям);
q  в ФЕВРАЛЕ, когда очередная оценка позволила определитьуспешность продвижения детей, скорректировать свою тактику, определить, кто издетей в большей мере нуждается во внимании;
q  в МАЕ осуществлялась итоговая оценка, которая являетсякак характеристикой общего продвижения детей, так и свидетельствомэффективности работы.
Прежде, чем проводить диагностику уровня игровой деятельности, былонеобходимо на основе наблюдений за самостоятельной деятельностью детейустановить степень развития детских знаний и игровых умений, влияющих насоздание определенного климата коллективных взаимоотношений в игре, чтобы четкознать ЧТО и КАК формировать у конкретного ребенка, т.е. наметить задачи поформированию личности ребенка и задачи по развитию его игровых навыков, вчастности.
Так, по степени развития детских знаний и игровых умений, необходимых дляподдержания дружеских взаимоотношений в игре, я условно выделила четыреподгруппы детей.
/>
  Количество детей
%
Первая подгруппа 6 33%
Вторая подгруппа 5 28%
Третья подгруппа 3 17%
Четвертая подгруппа 4 22%
Из графика видно, что возрастная группа, состоит на 33% (6 чел.) издетей активных, общительных, дисциплинированных, с достаточным запасом знаний иумений, из этих детей есть ребята, которые не всегда изъявляли желаниевыполнять второстепенные роли и по этому поводу спорили, но к замечаниямивзрослого прислушивались; 28% (5 чел.) – дети молчаливые, немногозамкнутые, почти не играющие с другими детьми и имеющими недостаточныеизобразительные умения; 17% (3 чел.) – дети неуравновешенные, легковозбудимые, они постоянно конфликтовали с товарищами, не считались с ихмнением; 22% (4 чел.) – это несколько пассивные ребята, имеющиенедостаточно развитые навыки самоорганизации, частично умеют использовать вигре имеющийся у них запас знаний: эти дети не нарушали дисциплину.
Итак, далее результаты констатирующей диагностики по определению уровняигровой деятельности.
Дата диагностики:
ОКТЯБРЬ, ФЕВРАЛЬ, МАЙ – старшая группа – 18 человек (2002–03 уч. год)
/>

/>
Анализ полученных результатов диагностики в ОКТЯБРЕ 2002–03уч. года позволяет говорить, что все дети, в основном, испытывали сложностиразличной степени при построении взаимоотношений, возникающие конфликты частопроисходили из-за непонимания и нежелания слушать партнера по игре, прираспределении ролей с трудом могли договориться друг с другом, пыталисьперекричать своего собеседника, доказывая своё мнение; эмоциональное состояниепартнеров не брали во внимание, нередки случаи некорректного и неадекватногоотношения друг к другу (отсутствие чувства сопереживания другому и умениярадоваться за успех играющих).
/>/>Так,сравнительные (количественные и качественные показатели) диаграммы представляютвозможным сказать, что наметилась положительная динамика с ОКТЯБРЯ по МАЙ 2002–03уч. года (увеличивается количество детей с высоким уровнем, идет снижение снизким уровнем, хотя показатели среднего уровня остаются неизменными 67% (12человек), происходят изменения в высоком и низком уровнях за счет того, что«плавает» количество из низкого средний высокий) в плане развитиясюжетно-ролевой игры, игровых взаимоотношений и показателей усвоениясоциально-приемлемых форм поведения.
Если сравнить количественные и качественные результаты заМАЙ 2002–03 и ОКТЯБРЬ 2003–04 уч. годов, то можно увидеть, что динамики неотмечается.

МАЙ, 2002–03 уч. год
Старшая группа
ОКТЯБРЬ, 2003–04 уч. год
Подготовительная группа Высокий уровень 22% 22% Средний уровень 67% 67% Низкий уровень 11% 11%
Данный факт можно обосновать тем, что срез проводился в МАЕмесяце почти перед самым отпуском детей и еще фактор, повлиявший на это – влетние месяцы акцент определяется на оздоровление дошкольников. Целенаправленнаяи планомерная работа продолжилась с СЕНТЯБРЯ, а уже в начале ОКТЯБРЯпроводилась диагностика, именно по этому, думаю, динамики за выделенный периодне наметилось.
 
2.2 Формирующий эксперимент
 
Исходя изрезультатов констатирующей части исследования, когда были выделены и условно определенычетыре подгруппы детей, основание для объединения в которые послужили степеньразвития детских знаний и игровых умений, влияющих на создание определенногоклимата коллективных взаимоотношений в игре, были обозначены и подобранынаиболее эффективные педагогические приемы (при руководстве ролевыми играмиэтих групп детей), способствующие воспитанию у всех ребят устойчивых моральныхчувств, формированию представлений о коллективе, умений и навыков коллективнойжизни, которые постепенно превратятся в последствии в привычные и осознанныеотношения доброжелательности, взаимопомощи.
Подробно изучив результаты констатирующегоисследования об уровневых показателях сформированности игрового взаимодействияи усвоения социальных норм и правил, мною были продуманы этапы работы посоциально-нравственному развитию старших дошкольников посредством игровойдеятельности (в частности, посредством сюжетно-ролевых игр). (см. Приложение.Схема 2).
Работа предполагала 4 этапа:
1 этап. Детальное изученияиндивидуально-типологических (темперамент), психологических и социальных особенностейкаждого ребенка своей группы.
Совместно с педагогом-психологом разработали системумероприятий, определились с методами исследования особенностей взаимоотношенийдетей:
q  наблюдения за детьми в процессе игровойдеятельности
q  особенности познавательного развитиядетей, т. к. успех или неуспех ребенка в познавательном плане оказываетнемаловажное значение на характер и содержание взаимоотношений и общениеребенка
q  социометрические исследования,необходимые для определения социального статуса каждого ребенка в группе
q  беседы с родителями (особенностивоспитания в конкретной семьей)
q  изучение социально-бытовых условийкаждого ребенка (состав семьи, образование родителей, материальнаяобеспеченность – благоустроенная квартира или нет, наличие отдельной комнаты,места для игр, игрушек и т.д.).
q  также учитывали медицинские диагнозыкаждого ребенка
Хотелось бы отметить важность полученных результатов о семьяхдетей. Сложившаяся политическая, экономическая, культурная и социальная ситуациив нашей стране, городе во многом определяют содержание и характер семейноговоспитания, т. к. год от года меняется и характер иерархии ценностей,нередки случаи, когда для семейного окружения ребенка на первый план выходят неинтеллектуальные и духовные ценности, а материальное благополучие (хотя онииграют, несомненно, важную и значительную роль в воспитании детей). Ребенка окружаютне только дети детского сада, но и конечно, семья. Атмосфера семейной жизнинакладывает значительный отпечаток на мировоззрение, поведение ребенка, насодержание и характер его взаимодействия с окружающими людьми и способыпостроения им коммуникативных отношений. В связи с этим следовал
1         этап– разработкаплана мероприятий с родителями, который позволил найти точки соприкосновения ввоспитании и обучении детей, т.е. определить преемственность в семейном испециально организованном обучении (в детском саду).
2         этап– формирование у детей умений и навыков игровоговзаимодействия посредством целенаправленного и планомерного руководстваразвитием сюжетных линий в ролевых играх.
3         этап– отслеживание промежуточного результата с цельюкорректировки тактики проводимой работы.
Более детально хотелось остановиться на 3 этапе проводимой работы, таккак именно этому посвящено это исследование.
В своей работе я постоянно помню, что игра для ребенка –желанное, интересное, увлекательное занятие. Моя задача, как воспитателя, сделатьэту игру полезной, обучающей способам взаимодействия и сотрудничества, дающейвозможность формировать определенные навыки общения детей друг с другом.
Игра – средство «проработки» знаний и должна носитьколлективный характер, т.е. необходимо каждого ребенка включить в общую игру. Ноздесь надо помнить, что коллективная игра – это не когда каждый из детей долженподчиняться коллективу, а коллектив – плану воспитателя, – это творческийпроцесс, в котором каждый играющий воссоздает интересующие его сферы жизни спомощью условных действий: принимая на себя в игре различные роли, воссоздаваяпоступки людей, ребенок проникается их чувствами и целями, сопереживает им,начинает ориентироваться в отношениях между людьми.
«Хорошая» игра развивает у ребенка способностивзаимодействовать с другими людьми:
q  во-первых, воссоздавая в игревзаимодействие взрослых, ребенок осваивает правила этого взаимодействия
q  во-вторых, в совместной игре сосверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действияи намерения, согласовывать их с другими детьми.
Считаю, что целью педагогических воздействий по отношению кигре должно быть формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельнуютворческую игру детей, в которой реализуют разнообразные содержания, свободновступая во взаимодействие со сверстниками в небольших игровых объединениях (3–5человек).
В своей работе стараюсь четко следовать принципаморганизации сюжетной игры:
1.        первый принцип – воспитатель должениграть вместе с детьми, должен занятьпозицию «играющего партнера, который умеет интересно играть».
2.        второй принцип – воспитатель должениграть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапеследует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивалиновый, более сложный способ ее построения.
3.        третий принцип – при формированииигровых умений одновременно ориентировать ребёнка, как на осуществлениеигрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому илисверстнику.
Одним из важных условий активизации самостоятельной игрыдетей, на мой взгляд, является обеспечение соответствующих условий: игровойполифункциональный материал, игрушки, организация подготовительного периодаигры в непринужденной форме совместного с детьми придумывания разнообразныхсобытий, связанных с привлекательной темой, что позволяет детям в последующейсамостоятельной игре творчески развертывать новые содержания и т.д.
Уверена в том, что для возникновения сюжетно-ролевой игры,предполагающей устойчивую увлеченность детей ее темой, игра, в процессе которойусложняются действия и взаимоотношения между участниками, необходимовоспитывать интерес к ней, помочь детям получить радость и удовольствие отигры, пробудить стремление играть большим коллективом, сочетая свои интересы синтересами товарищей
Важнейшим направлением в развитии игровых взаимоотношений иовладении социальных норм и правил считаю, прежде всего, воспитание у детейглубоких познавательных интересов путем всемерного расширения круга детскихвпечатлений и знаний об окружающей жизни и создания у ребенка таких яркихобразов, которые он стремился бы воплотить в игровом действии. Лишь раскрывая впроцессе детской деятельности сущность социальных взаимоотношений людей исоздавая положительное эмоциональное отношение к знаниям о современности,решала задачу формирования у старших дошкольников более устойчивых и осознанныхчувств, более четких представлений о доброте, долге, ответственности,взаимопомощи, взаимоподдержке, взаимопонимании.
Очень интересными, с точки зрения детей, и воспитательно-значимыми,с моей точки зрения, стали для детей старшего дошкольного возраста игры-фантазирования,которые являются разновидностью сюжетных игр и являются эволюционным этапом вразвитии линии сюжетных игр. Такие игры заключаются в построении новых цепей событий,воображаемого и реального мира.
Совместная игра-фантазирование полезна для развитиявоображения, творчества, способствует формированию способностей детей пониматьдруг друга, согласовывать творческие индивидуальные игровые замыслы спартнерами, несомненно, обогащает их эмоциональную и нравственно-приемлемуюжизнь. В основе этих игр лежит совместное сюжетосложение. Оно включает умениеребенка выстраивать новые последовательности событий, охватывающиеразнообразные тематические содержания, и при этом быть ориентированным напартнера – сверстников – пояснять какое событие он хотел бы развернуть вследующий момент игры, прислушиваться к мнению партнеров (ведь они могутпредложить совсем другие события); умение комбинировать предложенные им самим идругими участниками события в общем сюжете в процессе игры.
Этот вид игры преимущественно протекает в речевом плане, скрайне свернутыми предметными и ролевыми действиями. (см. Приложение. Схема 4)
Любую игру-фантазирование начинаем с пересказа, беседы посодержанию сказки, отмечаем характерные особенности героев, дети высказываютсвои мнения о героях и их поступках (такимобразом, дети учатся оценивать поведение героев со стороны, тем самым, оцениваяи себя с позиции норм морали. Подобные обсуждения полезны и эффективны, т. к.выслушивая мнения друг друга, дети, учатся слушать и слышать собеседника, осваиваютумение отстаивать свое мнение и при необходимости признавать свою неправоту), азатем, детям предлагается придумать новую сказку немного не похожую на известную.Так мы совместно с детьми приходим к мнению, какую же сказку мы будетпридумывать. (учатся согласовывать свои мысли и поступки с другими партнерамипо игре, так отрабатывается умение договариваться, умение уступать и решатьконфликтные ситуации адекватными социально приемлемыми способами)
Придумывание начинаем не совершенно новых сюжетов, а счастичного изменения уже известных сказок.
Обычно для этого использую волшебные сказки, так как, намой взгляд, сказка по своей природе родственна игре: она погружает в атмосферуусловности, вымысла. И важно, что все сказки имеют общую сюжетную схему: 1) обнаруживаетсяжелание иметь какой-то объект (или его пропажа), вследствие чего герой сказкиотсылается (или уходит сам) за ним; 2) герой встречается с «дарителем-обладателем»волшебного средства и для получения его герой проходит испытания (на доброту,смелость, смекалку т.д.); 3) герой с помощью подаренного волшебного средствадостигает искомый объект; 4) герой обнаруживает противника, в руках которогонаходится искомый объект, и проходит основное испытание (сражается спротивником или решает задачи) 5) герой побеждает; 6) герой возвращается домой получаетсвою награду.
При сложении новых сказок сохраняем общую смысловую канву, изаменяем конкретных персонажей и их действия, в зависимости от смысла – иполучается новая сказка Пример. Мне бы хотелось остановиться на развертываниидетьми известной и любимой сказки Шарля Перро «Красная шапочка».
1) Красной Шапочки сначала не было, была просто девочка,которой исполнилось 6 лет и пришли гости на ее День рождения, 2) волк – тожеприглашенный добрый, веселый гость, 3) бабушка не заболела, просто пригласилаКрасную шапочку в гости на следующий день и т.д. На протяжении всей придуманнойсказки действия героев соответствовали придуманному детьми сюжету (такформируется умение подчинять свои мысли коллективному мнению, умениедоговариваться о содержании и не вступать при этом в конфликт, умениеэмпанировать героям, сочувствовать и сопереживать им. Оценивать своих героев и ихпоступки с позиции морали).
При преобразованиях сказки используем весь арсенализвестных детям персонажей и коллизий – сначала из других сказок, а затем и изреальных историй, кинофильмов и т.д.
В такой игре, кроме активизации воображения ребенка, на мойвзгляд, еще есть очень важный момент: он начинает понимать, что замыслыпартнеров могут сильно отличаться от его собственного, ребенок оказываетсяперед необходимостью объяснить свой замысел, изменить его в соответствии спредложениями других участников, т.е. учится понимать других детей.
Игра-придумывание занимает не более 10–15 минут и проходитв спокойной, доверительной атмосфере.
Когда дети овладели умением совместно комбинироватьразнообразные события, предлагаются роли, принадлежащие разным смысловымсферам-разноконтекстные роли (Пример: Нептун и летчик, которые совместно,каждый в своей стихии – летчик с высоты птичьего полета, а Нептун в глубинахокеана – отыскивают затонувшую лодку и т.д. Так, дети объединяютразноконтекстных героев: из воображаемого мифического мира и реальной жизни, издесь же – героев разных стихий – земли и воды.
Очень эффективны в нравственном плане придуманные«настоящие истории». Выбираем вместе с детьми содержание для таких историй (оком, о чем она будет), опираясь на детские интересы (на основе интересных дляних телепередач, ситуаций из их жизни, яркое эмоциональное происшествие), чтостимулирует всех участников игры к использованию тех знаний, которые ониполучают на занятиях, экскурсиях, из книг и кинофильмов.
Пример: рядом сдетским садом в дом приехала бригада Службы спасения. Детей этот фактзаинтересовал, а потом по приходу с прогулки дети долго обсуждали и прикидываливозможные варианты приезда Службы спасения (пожар?, потоп?, несчастный случай?…масса других предположений). Таким образом, возникла ситуация-история, которуюможно домыслить, дофантазировать в целую историю, которую можно разыграть, формируяпри этом положительные взаимоотношения, эмпатические чувства, чувства поддержкии взаимопомощи, способы коммуникативного взаимодействия. Совместное обсуждениеначального эпизода этой истории (герой, ситуация и т.д.), далее я, каквоспитатель, занимала позицию скорее наблюдателя, нежели активного участникаигры.
«Проигранная» сказка или рассказ из реальной жизни сначалав речевом плане, нередко переходил в ролевое проигрывание спредметами-заместителями и всеми вытекающими атрибутами. В самостоятельнойигровой деятельности дети обыграли увиденную и развернутую ими в речевом планеисторию: самостоятельно выбрали и распределили роли, определились с атрибутамии начали жить в образах.
Таким образом, игра-фантазирование развивает творчестводетей и способствует формированию навыков взаимодействия и общения в процесседетской сюжетно-ролевой игры.
Вследствие того, что предложенное (детально и поэтапно описанное авторами программы«Развитие») средство еще недостаточно широко используется в практике работывоспитателей в социально-нравственном аспекте воспитания дошкольников, в силуэтого, осуществлять руководство грамотно, целенаправленно и планомерноподобными играми-фантазиями достаточно сложная работа, именно поэтому, увоспитателей возникает масса ошибок и неточностей при осуществлении этойразновидности работы. Поэтому, в данном исследовании руководствоигрой-фантазированием, более или менее, подробно рассмотрено, ведь, оноявляется лишь малым, но весьма воспитательно-значимым и практико-эффективным, смоей точки зрения, средством социально-нравственного воспитания дошкольников.
В работе по формированию навыковпостроения и поддержания дружеских взаимоотношений, умение детей согласовыватьсвои интересы с интересами других детей, умение помочь товарищу в осуществлениизамысла, умение прислушиваться к мнению партнера, умение эмпанировать и т.д. прируководстве сюжетно-ролевыми играми детей использую разнообразныепедагогические методы и приемы (познавательные и этические беседы, созданиепроблемных ситуаций, установление игровых традиций, проведение разнообразныхэкскурсий, организация встреч с людьми разных профессий – по возможности,чтение художественной литературы и т.д.), которые наиболее эффективны в даннойработе. (см. Приложение. Таблица 1)
Важно помнить, что все применяемые методы и приемыформирования взаимоотношений в процессе ролевых игр должны быть взаимосвязаны ивзаимообусловлены. Только при наличии этих двух условий (взаимосвязь ивзаимообусловленность в их использовании) они оказывают эффективное воздействиеи становятся средствами развития сюжетной игры как формы организациисодержательной жизни детей в детском саду при условии умелого их использованиявоспитателем, его искреннего интереса к играм детей, его желания внимательно илюбовно руководить умственным, нравственным, эстетическим и трудовымвоспитанием каждого ребенка.
В работе надпроблемой нравственного воспитания средствами творческих сюжетно-ролевых игртакже целенаправленно и планомерно использую разработанную мною систему перспективного планированиясюжетно-ролевых игр (как одного из средств социально-нравственного воспитания).Для развития дружеских взаимоотношений, формирования собственно игровогоповедения в коллективе, формирования навыков общения и взаимодействия сокружающей действительностью, творческих способностей детей старшегодошкольного возраста разработала также систему работы с детьми вне занятий потеме «Общение детей со сверстниками».
Для успешного построения взаимоотношений при общении сокружающей действительностью необходимо уметь контролировать свое поведения,уметь понимать то, что чувствует твой партнер по деятельности, уметь доверять,уметь сотрудничать, уметь сочувствовать и сопереживать собеседнику, иметьличностную активность и стремление к достижению успеха – всему этому можнонаучить, или, по крайней мере, способствовать формированию вышеперечисленныхкачеств полноценной личности, именно посредством хорошо «продуманной», состороны воспитателя, сюжетно-ролевой игрой, используя при этом, всёразнообразие средств социально-нравственного воспитания.

2.3 Контрольный эксперимент
Работа по формированию взаимоотношений у детей старшего дошкольноговозраста посредством использования сюжетно-ролевых игр, включалав себя формирование навыков игрового взаимодействия и усвоение (овладение) имив процессе игр социальных норм и правил жизни в обществе. Ввиду того, чтовыделенное направление воспитания – социально-нравственное – представлено впедагогике и психологии не только использованием одних сюжетно-ролевых игр, нои всего разнообразия средств социально-нравственного развития, то полученныерезультаты – это синтез всех средств нравственного воспитания, но моязадача – определить степень эффективности использования сюжетно-ролевых игр какодного из средств социально-нравственного развития детей.
В течение почти двух лет осуществлялась данная работа (состаршей группы в 2002–03 уч. году и до сегодняшнего момента – подготовительнойгруппы – ФЕВРАЛЯ, 2003–04 уч. года), конечно, почти 2 года – это срок не малый,но и незначительный, по сравнению с предстоящей будущей взрослой жизни, еслиисходить из положения, что дошкольный возраст – фундамент всей взрослой жизни, тодля того, чтобы убедиться в правильности и эффективности своей работы иподтверждения выдвинутой в начале гипотезы исследования, была проведенаповторная диагностика показателей сформированности навыков игровоговзаимодействия и усвоения социальных норм и правил или, другими словами,диагностика уровня развития игровой деятельности детей.
Критерии, показатели и уровневая дифференциация остались прежними. Хочусразу оговориться, сравнение количественное и качественное будет представлено в2-х аспектах:
1.        Сравнение показателей ОКТЯБРЬ – ФЕВРАЛЬ, 2003–04 уч. год. сцелью определения динамики за выделенный временной промежуток и определения икорректировки задач воспитания до конца учебного года, т.е. до выпуска в школу.Думаю, что положительная динамика в плане развития будет отмечена, но в отличиеот яркой положительной динамики с ОКТЯБРЕМ, 2002–03 уч. годом не будет, т. к.фактор времени играет определенную и очень весомую роль.
2.        Сравнение показателей ОКТЯБРЬ, 2002–03 уч.год и ФЕВРАЛЬ2003–04 уч. год, т.е. старшей и подготовительной групп с цельюопределения эффективности проводимой работы в целом.
1.
Дата диагностики:
ОКТЯБРЬ, ФЕВРАЛЬ – подготовительная группа -18 человек (2003–04 уч. год)
/>
/>

Данные сравнительные диаграммы свидетельствуют, чтоположительная динамика отмечается. Произошло снижение показателей (качественныхи количественных): к ФЕВРАЛЮ исчез низкий уровень с 11% (2 чел.) до 0, авырос высокий уровень с 22%(4 чел.) до 61% (11 чел.); среднийуровень, также отмечен некоторой динамикой с 67%(12 чел.) до 39% (7 чел.).
Хотелось отметить, что динамика незначительная, но имеетместо, это в основном, связано с фактором времени, т. к. он играет определенную и очень весомую роль.
2
Дата диагностики:
ОКТЯБРЬ, 2002–03 уч. год, ФЕВРАЛЬ, 2003–04 уч. год
/>
/>

Полученные сравнительные диаграммы отмечают яркуюположительную динамику в плане развития игровой деятельности.
Так, к ФЕВРАЛЮ, 2003–04 уч. года исчез совсем низкийуровень (с 22%(4 чел.) до 0; значительно изменился высокий уровень с 11%(2 чел.)до 39% (7 чел.).); средний уровень, также отмечен некоторой динамикой с 67%(12 чел.)до 61% (1 чел.).
Видно, что проводимаяработа с детьми, во многом помогла нам формировать умения общаться ивзаимодействовать детей друг с другом в процессе игровой деятельности – этоумение находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развиватьустановленный контакт, согласовывать свои действия в процессе деятельности,адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку, чуткостик эмоциональному состоянию партнера по общению (умение сопереживать в неудачи,радоваться за успех другого), умение согласовывать свои желания с мнениемдругих участников взаимодействия, умение аргументировано и спокойно доказатьсвою точку зрения, умение справедливо и адекватно оценивать себя и другихпартнеров по деятельности, умение регулировать своё поведение в соответствии снормами морали.
Таким образом, подтвердилась выдвинутая гипотеза, что входе систематической, целенаправленной и планомерной работы произойдуткачественные и количественные изменения показателей уровня игровой деятельности(сформированность навыков игрового взаимодействия и усвоения социальных норм иправил) у выделенной группы дошкольников посредством использования системыработы, качественной реализации принципов и четкого следования методическимрекомендациям авторов программы «Развитие», собственного активного изаинтересованного подхода к работе по развитию сюжетно-ролевых игр у старшихдошкольников как одного из средств социально-нравственного воспитания детей.

Заключение
 
Анализ теоретических разработок, трудов известныхакадемических психологов и педагогов-практиков, собственного экспериментальногоисследования и каждодневной практической работы с детьми позволили сделатьвыводы:
1.        Сущность игры как ведущего вида деятельности заключаетсяв том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенностивзаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности.Игра – есть, своего рода, средством познания ребенком действительности – этосерьезное занятие.
Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников изанимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностьюсюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игроваядеятельность носит ясно выраженный самодеятельный и творческий характер.
Задача сюжетно-ролевой игры всегда направлена на триаспекта: развивающий, познавательный и воспитательный.
2. «Ядром» социально-нравственного развития, его основнымсодержанием является умение хорошо ориентироваться в правилах культуры поведения;в овладении навыками всевозможных способов построения, поддержания и развития взаимоотношений,основанных на принятии активной позиции партнера, чуткости к эмоциональномусостоянию партнера по общению (умение сопереживать в неудачи, радоваться зауспех другого); умение согласовывать свои желания с мнением других участниковвзаимодействия; умение аргументировано и спокойно доказать свою точку зрения; умениесправедливо и адекватно оценивать себя и других партнеров по деятельности; умениерегулировать своё поведение в соответствии с нормами поведения.
Специфика сюжетно-ролевой игры такова, чтопозволяет использовать её как одно из эффективных средствсоциально-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста.
3. Проведенная мной работа в практической частиисследования доказала и подтвердила необходимость, важность и эффективностьприменения на практике работы системы сюжетно-ролевых игр длясоциально-нравственного развития детей как одного из средств нравственноговоспитания дошкольника. Однако, намеченная работа будет продолжаться, т. к.,считаю, что максимальный результат в социально-нравственном развитии детей моейгруппы еще не достигнут.

Библиография
 
1.   Аникеева Н.П… Воспитаниеигрой., М., 1987
2.   Афонькина Ю.А., УрунтаеваГ.А. Практикум по детской психологии. М., 1995
3.   Божович Л.И. Личность иее формирование в детском возрасте., М., 1998
4.   Волков Б.С, Волкова НВ.Детская психология. М., 1994
5.   Воронова В.Я. Творческиеигры старших дошкольников, М., 1997
6.   Дневник воспитателя:развитие детей дошкольного возраста./ Дьяченко ОМ, Лаврентьева Т.В., М., 2000
7.   Дошкольная педагогика./Ядэшко В.И., Сохина Ф.А., М., 1996
8.   Знакомимся с программой«Развитие». Пособие для воспитателей и родителей. Под ред. Дьяченко ОМ,Денисенко Н.С., М, 2002
9.   Запорожец А.В. Некоторыепсихологические проблемы детской игры. М., 1997
10.Михайленко Н.Я.,Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. Психологическийинститут РАО МоиПН, 1997
11.Михайленко Н.Я.,Короткова Н.А. Как играть с ребенком. М., 1990
12.Михайленко Н.Я.,Короткова Н.А. Педагогические принципы организации сюжетной игры./ Дошкольноевоспитание. 1989, №4 стр. 23
13.Мухина В.С. К проблемесоциального развития ребенка в дошкольном детстве // Психологическийжурнал. – 1980 – №5
14.Новлянская З.Н. Почемудети фантазируют. М., 1990
15.Педагогическаядиагностика по программе «Развитие», М., 2000
16.Планы занятий попрограмме «Развитие» для подготовительной к школе группе детского сада. Научныйруководитель Венгер Л.А., М., 2000
17.Психология. Словарь.Политиздат, 1990
18.Проблемы дошкольной игры:психолого-педагогический аспект/ под ред. Михайленко Н.Я., Подьяккова Н.Н., М.,1987
19.Развитие: Программанового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Подготовительная кшколе группа / Под ред. О.М. Дьяченко. Центр им. Венгера, М., 2002
20.Руководство играми детейв дошкольных учреждениях./ Под ред. М.А. Васильевой, М., 1990
21.Спиваковская АС. Игра –это серьезно. М., 1981
22.Усова А.П. Роль игры ворганизации жизни и деятельности детей. Дошкольное воспитание, 1999, №7
23.Эльконин Д.Б. Психологияигры. М., 1999
24.Эльконин Д.Б. Детскаяпсихология. М., 1990