–PAGE_BREAK–Таким образом, в Концепции сформулированы основные направления деятельности организаций потребительской кооперации для обеспечения стабильного поступательного развития потребкооперации, расширения и интенсификации деятельности, приобретения влияния на социально ориентированном рынке продовольственных и непродовольственных товаров, повышения авторитета и участия в решении социально-экономических проблем и обеспечения безопасности страны в сфере продовольственного обеспечения.
2. Организационное построение потребительской кооперации
Современная потребительская кооперация выступает как многоотраслевая социально-экономическая система, уставной целью функционирования которой, является удовлетворение личных, экономических, социальных и других потребностей своих членов-пайщиков в товарах, услугах, а также обслуживание экономических интересов объединившихся в ней товаропроизводителей и достижение определенных выгод для ее участников[3].
Характерной особенностью деятельности потребительской кооперации является сочетание хозяйственных и социальных функций.
Именно из социально-экономической природы кооперации вытекают особенности создания и развития организационных форм потребительской кооперации. Организационная форма — есть такая управленческая конструкция, которая несет в себе как бы два начала — одно — организационно-правовая форма — узаконенная форма предприятия как хозяйственного субъекта с правами юридического лица, который, используя закрепленное за ним имущество, производит и реализует товары и услуги.
Второе — управленческая структура, то есть система последовательно соподчиненных, но параллельно работающих органов управления. Выделяются управленческие структуры:
а) внутри потребительского общества;
б) в системе «потребительское общество — союз»;
в) в системе «союз — союз».
Организационная форма является тем конструктивным элементом кооперативного производства, который придает ему следующие характерные моменты:
— обеспечивает правовую регламентацию хозяйственной деятельности кооперативного предприятия;
— включает данное производство в систему единого экономического пространства;
— организационно закрепляет управление технологическими процессами и людьми;
— определяет систему внутренних и внешних финансовых взаимоотношений участников производственного процесса;
— регламентирует механизм взаимодействия профессионального менеджмента и общественного управления.
В этой связи организационные формы потребительской кооперации отличает кооперативная самобытность, то есть статус некоммерческой организации, выполняющей социальную миссию и организующей свою экономическую деятельность на основе кооперативной идеологии, принципах и ценностях, что и определяет их потенциал и преимущества по сравнению с другими рыночными субъектами.
Потребительская кооперация как некоммерческая организация, с одной стороны фиксирует и закрепляет сложившуюся в ней систему экономических отношений между пайщиками и администрацией по поводу реализации объектов кооперативной собственности и распределению продуктов этой реализации между членами кооператива, а, с другой, определяет экономический порядок отношений с внешней средой: с государством и муниципальными органами власти через налоговую систему, финансовые и страховые организации и т. д. Поэтому потребительская кооперация, пожалуй, единственная организационная форма, которая тесно интегрирует интерес государства с его социальными группами.
Современное российское законодательство характеризует потребительскую кооперацию как систему потребительских обществ и их союзов, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов.
Следовательно, она включает в себя следующие организационные формы:
— сельскохозяйственные производственные кооперативы, занимающиеся закупкой, переработкой и сбытом сельхозпродукции;
— специализированные потребительские кооперативы, которые для своих участников строят дома, гаражи, подсобные хозяйства, капитальное строительство, предоставляют кредиты, оказывают бытовые, консультационные, сельскохозяйственные и прочие услуги;
— потребительские общества, осуществляющие торговую, заготовительную, производственную и другую деятельность, в том числе и общественное питание;
— потребительские союзы (районный потребительский союз, областной, республиканский, краевой союзы, Центросоюз);
— хозяйственные общества, товарищества на вере, медицинские, образовательные и иные учреждения, а также потребительские общества, которые сами могут быть участниками хозяйственных обществ, кооперативов, вкладчиками товарищества на вере.
Системный характер потребительской кооперации дает основание выделить ее основные свойства, которые и составляют содержание хозяйственной и социальной функций организационных форм потребительской кооперации. На сегодняшний день таковыми являются самоорганизация, системность, адаптация, цикличность и локализованность.
Свойство самоорганизации — это главный способ образования кооперативных формирований любого вида. В основе самоорганизации лежит собственная инициатива и собственные средства людей, которые они добровольно объединяют между собой, чтобы решать свои насущные проблемы. Именно самоорганизация позволяет мобилизовать и включить в хозяйственный оборот неиспользуемые ресурсы на территориальном, региональном и национальном уровне для скорейшего решения экономических и социальных задач пайщиков и некооперативного населения.
Свойство системности потребительской кооперации предусматривает, что ее организационные формы (потребительские общества, их союзы) связаны друг с другом определенным образом, в первую очередь, за счет сохранения вертикальных уровней власти и управления, каналов коммуникаций и механизма принятия решений, что дает возможность проанализировать работу различных элементов структуры потребительской кооперации, к примеру, в отношении производства товаров и оказания услуг, совокупной рабочей силы, реализации единой стратегии развития и т.д.
Потребительское общество — добровольное объединение граждан и юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов[4].
В этом определении отражены следующие черты потребительского общества:
— потребительское общество — коллективная организация, которая объединяет физических и юридических лиц на основе добровольного членства,
— начальный капитал потребительского общества создается путем объединения его членами имущественных паевых взносов, поэтому члены потребительского общества называются пайщиками;
— потребительское общество осуществляет совместную торговую, заготовительную, производственную и иную деятельность;
— цель потребительского общества — его социальная миссия — удовлетворение материальных и иных потребностей своих членов.
Потребительские общества классифицируются на виды:
а) по территориальному признаку:
— сельское потребительское общество — сельпо,
— городское потребительское общество — горпо,
— районное потребительское общество — райпо
б) по социальному или профессиональному составу членов:
— рабочее потребительское общество (рабочий кооператив) — рабкооп,
— рыболовецкое потребительское общество (рыболовецкий кооператив) — рыбкооп,
— студенческое потребительское общество — студпо,
— ученическое потребительское общество — учпо.
Потребительские общества — первичные основные организации системы потребительской кооперации. Они объединяют пайщиков и создают союзы. Если не будут созданы потребительские общества, то не будет и потребительских союзов, значит, не будет системы потребительской кооперации.
Союз потребительских обществ — это добровольное объединение потребительских обществ разного уровня: районного, областного, краевого, республиканского, центрального.
Объединение потребительских обществ в союзы обеспечивает им более прочное правовое положениев регионе и в стране, а их социально-экономическая деятельность становится более организованной и защищенной в условиях рыночных отношений.
Система потребительской кооперации России представляет собой многоуровневую организационную структуру. Рассмотрим организационную структуру системы потребительской кооперации[5].
В основу организационного построения системы потребительской кооперации положен принцип административно-территориального деления страны. Каждая организация и группа организаций находится на определенном вертикальном уровне системы потребительской кооперации.
Первый уровень системы образуют потребительские общества как добровольные объединения граждан (реже юридических лиц) на территории одного или нескольких населенных пунктов (сельпо, горпо).
Второй уровень системы занимают районные союзы потребительских обществ (райпо) — добровольные объединения потребительских обществ на территории районов.
Третий уровень системы составляют областные, краевые, республиканские союзы потребительских обществ — добровольные объединения потребительских обществ областей, краев, республик.
Четвертый уровень системы представлен Центральным союзом потребительских обществ Российской Федерации (Центросоюзом РФ), который является добровольным объединением потребительских обществ страны.
Переход с четырехуровневой на трехуровневую организационную структуру способствует сокращению числа потребительских обществ и их укрупнению, улучшает управляемость системы.
Большинство районных союзов и их потребительские общества преобразованы в районные потребительские общества — райпо.
Основное преимущество создания райпо в условиях рыночных отношений — это юнцентрация капитала, а значит, упрочение положения потребительских обществ. Районные потребительские общества — это крупные конкурентоспособные организации рыночной экономики.
Потребительские общества и потребительские союзы как юридические лица имеют специфические органы управления и контроля.
В зависимости от количества пайщиков и территориального размещения различают: потребительские общества без кооперативных участков (небольшие) и потребительские общества с кооперативными участками (крупные). Их органы управления отличаются.
Потребительское общество без кооперативных участков создается в тех случаях, когда количество пайщиков невелико и можно всех пайщиков привлечь для участия в общем собрании.
Потребительское общество с кооперативными участками создается тогда, когда пайщиками потребительского общества являются жители нескольких населенных пунктов и количество пайщиков велико.
Причем максимальное количество пайщиков в потребительском обществе неограниченно: на одно потребительское общество может приходиться и несколько сотен, и несколько тысяч пайщиков. В потребительской кооперации преобладают крупные потребительские общества. В таких потребительских обществах созыв общего собрания пайщиков невозможен. Поэтому в крупных потребительских обществах для обеспечения участия всех пайщиков в принятии решений создаются кооперативные участки, высшим органом управления которых являются собрания пайщиков кооперативных участков.
Кооперативным участком может быть одно село, один или два населенных пункта, одна улица города или другая территориальная структура, объединяющая определенную группу пайщиков (не более 300 человек).
Структура органов управления и контроля потребительского общества
Органы управления потребительского общества без кооперативных участков (небольшого потребительского общества) следующие:
— высший орган управления — общее собрание пайщиков потребительского общества, которое созывается не реже 1 раза в год;
— представительный орган управления — совет потребительского общества; совет избирается общим собранием пайщиков и осуществляет управление в период между общими собраниями пайщиков;
— исполнительный орган управления — правление потребительского общества назначается советом как орган профессионального менеджмента для осуществления руководства финансово-хозяйственной деятельностью;
— контрольный орган управления — ревизионная комиссия потребительского общества, которая избирается общим собранием пайщиков и контролирует соблюдение устава потребительского общества, его финансовую и хозяйственную деятельность.
В потребительском обществе с кооперативными участками (т. е. в крупном потребительском обществе) органы управления следующие:
— высший орган управления — общее собрание уполномоченных потребительского общества, которое созывается не реже 1 раза в год;
— высший орган управления кооперативного участка — собрание пайщиков кооперативного участка, созывается не реже 1 раза в год;
— представительный орган управления — совет потребительского общества;
— исполнительный орган управления — правление потребительского общества;
— контрольный орган управления — ревизионная комиссия потребительского общества.
Структура органов управления и контроля потребительского союза
В каждом потребительском союзе (районном, национального округа, областном, краевом, республиканском, Центральном) создаются следующие органы управления:
— высший орган управления — общее собрание представителей потребительских обществ союза;
— представительный орган управления — совет союза и президиум совета союза;
— исполнительный орган управления — правление союза;
— контрольный орган управления — ревизионная комиссия союза.
Управление в организациях потребительской кооперации осуществляют органы самоуправления (собрания, советы, ревизионные комиссии) и профессионального управления (правления)
Таким образом, структура органов управления позволяет качественно, профессионально управлять организациями потребительской кооперации и реализовывать право пайщиков на управление и контроль.
Структура органов управления потребительских обществ и их союзов представлена в прил. 1
Таким образом, можно назвать следующие характерные черты организационных форм потребительской кооперации как социально-ориентированных хозяйствующих субъектов:
— свобода экономического выбора потребителя (открытое, доступное членство для всех);
— справедливое распределение дохода, это означает, что полученные кооперативом доходы распределяются пропорционально уровню пользования членами-пайщиками услугами кооператива; особая и своеобразная экономическая роль факторов производства.
Капиталы, которыми обладают кооперативы, выступают для них как вспомогательное средство, так как на первом плане здесь находится человек труда и основное значение придается удовлетворению насущных потребностей людей.
В основу организационного построения системы потребительской кооперации положен принцип административно-территориального деления страны. Каждая организация и группа организаций находится на определенном вертикальном уровне системы потребительской кооперации.
Основное преимущество создания райпо в условиях рыночных отношений – это концентрация капитала, а значит, упрочение положения потребительских обществ.
3. Экономические основы деятельности потребительской кооперации
Историческая ретроспектива и современные тенденции свидетельствуют, что в мировой практике взаимодействие экономических агентов происходит на основе сочетания рыночных и координационных механизмов. Причем, второе направление постоянно совершенствуется и углубляется под воздействием конъюнктуры рынка.
Кооперативные принципы экономической деятельности сглаживают противоречия между общественным характером труда и частным присвоением его результатов, интегрируя воедино механизмы собственности, управления и распределения доходов в кооперативах.
Эффективность кооперативной формы хозяйствования обеспечивается открытостью членства, добровольностью объединения, демократичностью при принятии решений, обязательным участием в хозяйственной деятельности, достижением совместных выгод для всех членов через приоритетность удовлетворения потребностей, пропорциональностью в распределении доходов, самостоятельностью в процессе деятельности, взаимовыгодностью при обмене результатами деятельности, содействием в повышении профессиональных знаний и активным участием в решении социально-экономических задач.
Экономическую основу социально-экономической деятельности граждан и юридических лиц, в том числе потребительских обществ и потребительских союзов, составляет имущество, которое принадлежит им на праве собственности. Собственность — это отношения по присвоению материальных благ (имущества).
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст.ст.8-9 п.п.2) признаются и защищаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Прямое упоминание кооперативной собственности отсутствует. Конституция обладает верховенством над законами и иными правовыми актами независимо от их отраслевой принадлежности. Это означает, что законодательство должно исходить из конституционных положений и ей не противоречить. Поэтому выделение кооперации в обособленный сектор экономики предполагает и законное разрешение кооперативной формы собственности.
продолжение
–PAGE_BREAK–Кооперативная собственность — это система экономических отношений, возникающих между пайщиками, а также между пайщиками и потребительским обществом по поводу добровольного обобществления ими денежных взносов (паев), владения, пользования и распоряжения имущественным потенциалом потребительского общества в целях удовлетворения материальных и иных потребностей пайщиков, которые в основном являются сельскими жителями.
В системе потребительской кооперации объединяющей основой является собственность, функционирующая как особого рода консолидированная собственность, изначально образованная из паевых взносов. Первоначальный капитал потребительского общества — это сумма небольших частных капиталов пайщиков (членов потребительского общества), соответственно, и собственность носит частный характер.
Первоначально при образовании первых потребительских обществ имущество создавали пайщики (частные лица) путем внесения паевых взносов. В дальнейшем имущество приумножалось на основе экономического участия пайщиков. Потребительские общества за счет своих взносов создали потребительские союзы. Потребительские общества — члены союзов. Поэтому собственность потребительских обществ и их союзов, а значит, собственность всей системы потребительской кооперации, по своей социально-экономической природе является частной коллективной собственностью.
Необходимо отметить, что имущество потребительских обществ и потребительских союзов накоплено многими поколениями пайщиков потребительской кооперации. Таким образом, собственность потребительской кооперации — это частная коллективная многосубъектная собственность.
После первого кругооборота капитала потребительского общества при распределении совокупного продукта и вновь созданной стоимости объект собственности делится на два уровня: производственное потребление и частное потребление, обеспечивающие кругооборот авансированного капитала и дохода.
Чистый доход, предназначенный на расщиренное воспроизводство (производственное потребление), аккумулируется в основном фонде, увеличивая неделимую часть капитала. Часть чистого дохода, предназначенная на личное потребление, выплачивается пайщикам в виде дивидендов (доходов) на капитал и не увеличивает паевой фонд (делимую часть собственности), уходит из сферы воспроизводственного процесса.
Таким образом, в воспроизводственном процессе кооперативная собственность делится на две составляющие: консолидированную совместную (неделимую) собственность и частную (делимую) собственность членов-пайщиков. Каждая из этих частей функционирует в процессах кругооборота капитала самостоятельно, имеет свои обособленные цели и средства реализации. В процессе кругооборота капитала происходит приращение только консолидированной собственности. В этом и заключается принципиатьное отличие кооперативной собственности от всех других форм собственности[6].
Основной (неделимый) фонд, функционирующий как часть кооперативной собственности, принадлежит кооперативу в целом, является объектом коллективного пользования, причем это реализуется не за пределами, а внутри воспроизводственного процесса.
Потребительское общество создает новый субъект собственности — коллектив кооператива (но не коллектив работников, принятых на условиях найма) как юридическое лицо, организующее распределение доходов, полученных от использования коллективной собственности, и их потребление.
Согласно ст. 21.3 Закона РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» источникамиформирования кооперативного имущества являются паевые взносы пайщиков, доходы от предпринимательской деятельности потребительских обществ и созданных ими организаций и др.
Правомочие владения означает, что потребительское общество, накопив определенную массу имущественных ценностей, становится единственным обладателем этого имущества, оно по своему усмотрению направляет его на реализацию уставных целей.
Правомочие пользования – это возможность извлечения из имущества наибольшей пользы, получения максимального эффекта от финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивающей доходы, подлежащие распределению.
Правомочие распоряжения есть право потребительского общества определять конечную судьбу своего имущества. В соответствии со ст. 30.5 Закона о потребительской кооперации таким правом обладают пайщики, за исключением распоряжения неделимым фондом.
Особенности распределения прав собственности между субъектом собственности — потребительским обществом и членами кооператива можно представить в виде.
В отношениях собственности различают объект и субъект права собственности. Объект права собственности — это то имущество, которым владеет субъект. Объектами собственности являются здания, сооружения, деньги, ценные бумаги, товары, сырьё и другое имущество.
Субъект права собственности — это лицо, которое владеет имуществом. Имуществом может владеть индивидуальное лицо (гражданин) или юридическое лицо (коллектив). В потребительской кооперации субъектами права собственности являются два вида организаций:
— потребительские общества;
— потребительские союзы.
Потребительские общества и потребительские союзы как полноправные собственники наделены законом и уставами всеми необходимыми полномочиями для осуществления социально-экономической деятельности. Поэтому каждое потребительское общество, и каждый союз потребительских обществ выступают как самостоятельный субъект права собственности и как самостоятельный субъект рыночной экономики (рис.1).
Потребительским обществам и их союзам как субъектам собственности принадлежат объекты собственности: здания, сооружения, оборудование, товары, деньги, ценные бумаги, другое имущество производственного и социального назначения, продукты интеллектуального и творческого труда.
Рис.1. Состав кооперативного имущества по субъектам права распоряжения
Потребительские общества и их союзы занимаются разными видами хозяйственной деятельности: торговлей, общественным питанием, заготовками, промышленностью, оказанием услуг. Поэтому магазины, столовые, производственные и другие хозяйственные предприятия с их оборудованием, товарами и прочими имуществом являются объектами собственности потребительских обществ и потребительских союзов.
Как было отмечено выше, организационная структура кооперативной организации определяется ее двойной природой как социальной и экономической единицы: объединение группы людей и предприятий. Кроме того, она определяется и специфической кооперативной целью — осуществление экономических интересов членов кооператива. Основная цель создания кооперативного общества — это оказание содействия членам кооператива в экономических взаимоотношениях и деятельности. К таким услугам могут быть отнесены содействие в сбыте производимой членами кооператива продукции, обеспечение помещений для хранения, предоставление транспорта, представление интересов членов на уровне оптового сбыта или розничной продажи товаров, и т. д.
По этим причинам потребительские кооперативы не являются коммерческими организациями. Однако эффективно удовлетворять экономические интересы своих членов может только экономически мощная организация, являющаяся полноценным субъектом рыночных отношений. Поэтому правление кооператива должно обеспечить соответствующий баланс между экономической эффективностью самого кооператива, с одной стороны, и эффективностью осуществления экономических интересов членов, с другой.
Управление кооперативом должно осуществляться таким образом, чтобы его члены могли максимально удовлетворять свои экономические интересы без ущерба для финансовой стабильности кооператива. Хотя извлечение прибыли не стоит на первом месте в деятельности потребительской кооперации, реализовать свои цели потребительское общество способно лишь при условии доходности своей деятельности. В условиях товарно-денежных отношений цель извлечения прибыли кооперативом будет выступать средством достижения задач, определенных уставом кооператива. Отмеченный принцип эффективности и его отличие от доходности должен находить отражение в построении таких форм организации, которые позволяли бы эффективно осуществлять экономические интересы членов.
Всесторонне экономическую эффективность кооперации можно оценить лишь с помощью показателей, определяющих масштабы и темпы прироста производства в хозяйствах-участниках кооперации, а также эффективность использования земли, фондов и средств.
Одним из показателей эффективности деятельности потребительского кооператива должна выступать прибыль или превышение доходной части кооператива над расходной. С понятием «прибыль» сочетается представление о прибыли, получаемой за счет третьего лица – в производстве за счет рабочего, в торговле за счет продавцов и покупателей. Применение этого показателя в таком его значении возможно лишь для характеристики результатов производства в сельскохозяйственных производственных кооперативах, являющихся коммерческими организациями.
Для характеристики же деятельности потребительских кооперативов, которые являются некоммерческими организациями, и прибыли не создают, применять этот показатель в таком его значении нецелесообразно. В составе прибыли различают процент на капитал, вознаграждение за риск, предпринимательскую прибыль. Кооперация не в состоянии освободить своих членов от необходимости отчисления процента на капитал, но зато она в состоянии снизить риск в деятельности предприятия, путём объединения усилий через ответственность её членов.
Если риск в кооперативных предприятиях сокращается, и в соответствии с этим члены кооператива избавляются от значительной части платежа из него в пользу предпринимателя, то от платежа предпринимательской прибыли члены кооператива избавляются полностью, что вытекает из самой сущности потребительского кооператива. Поэтому, если говорят, что кооператив даёт прибыль, то это выражение употребляется по аналогии с коммерческим предприятием, но имеет совершенно другой смысл.
Кооперация, таким образом, устраняет экономические и коммерческие конфликты. Продукция потребительских кооперативов продается по той же цене, что и у коммерческого субъекта рынка, но разница между продажной ценой и ценой покупки у члена сбытового кооператива возвращается ему в виде дивиденда. В кооперативном предприятии, продающем товар только своим членам, прибыль приобретает совсем иное, нежели в коммерческом предприятии значение.
Вышесказанное касалось предоставления услуг потребительскими кооперативами своим членам. Согласно закону, не менее 50 % своих услуг кооператив обязан производить для своих членов. Следовательно, если 50 и менее процентов услуг кооператив оказывает сторонним заказчикам, то в данном случае кооператив имеет прибыль, которую он опять же должен распределить между пайщиками. То есть на определенных промежутках времени эта сумма все-таки может быть названа прибылью кооператива.
Таким образом, экономической основой социально-экономической деятельности потребительского общества как субъекта права собственности является его имущество (объект права собственности). В примерных уставах потребительского общества с кооперативными участками и без кооперативных участков записано: Основой экономической деятельности потребительского общества является его имущество, которое принадлежит ему на праве собственности как юридическому лицу.
Потребительское общество правомочно владеть, пользоваться и распоряжаться объектами своей собственности, т.е. воздействовать на имущество желаемым образом, управлять им. Источниками формирования имущества потребительского общества являются паевые взносы пайщиков, доходы от предпринимательской деятельности потребительского общества и созданных им организаций, а также доходы от размещения его собственных средств в банках, ценных бумаг и иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.
4. Пайщик – социальная основа потребительской кооперации Пайщик — гражданин и (или) юридическое лицо, внесшие вступительный и паевой взносы, принятые в потребительское общество в предусмотренном уставом потребительского общества порядке и являющиеся его членами.
Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» определил пайщика центральной фигурой в потребительской кооперации, закрепил его основные права и обязанности. Это положение зафиксировано также в Концепции развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 года.
Закон уделяет особое внимание правам пайщиков, стимулированию их роли в деятельности потребительской кооперации. Права и обязанности пайщиков фиксируются в уставах потребительских обществ[7].
Членство пайщиков в обществе является добровольным. Пайщиками быть граждане, достигшие шестнадцати лет, и (или) юридические лица.
Пайщики имеют право:
— участвовать в деятельности общества и управлении им.
— избирать и быть избранными в органы управления и контроля, вносить предложения об улучшении деятельности общества, устранении недостатков в работе его органов;
— приобретать (получать) преимущественно перед другими и товары (услуги) в организациях торговли и бытового обслуживания общества, осуществлять на основе договоров гарантированный сбыт изделий и продукции личного подсобного хозяйства
— получать кооперативные выплаты по итогам работы за год пропорционально участию в хозяйственной деятельности общества или паевому взносу в соответствии с решением общего собрания
— завещать, но наследству паевой взнос и кооперативные выплаты без передачи правомочий пайщика;
— пользоваться услугами общества, льготами, предусмотренными для пайщиков законом и уставом. Эти льготы предоставляются за счет доходов, получаемых от предпринимательской деятельности общества;
— пользоваться объектами социального назначения на условиях определяемых органами управления общества;
— быть принятым в первоочередном порядке на работу в общество, при прочих равных условиях, в соответствии с образованием, профессиональной подготовкой и с учетом потребности в кадрах;
— получать направления на учебу в образовательные учреждения потребительской кооперации;
— получать информацию от органов управления общества об их деятельности. Полученная информация не должна быть использован во вред обществу;
— обращаться к общему собранию общества с жалобами на не правомерные действия органов управления и контроля общества;
— обжаловать в судебном порядке решения органов управления общества, затрагивающие их интересы;
— добровольно выйти из общества на основании письменном заявления, которое должно быть рассмотрено советом потребительского общества.
Общее собрание общества может устанавливать и иные права пайщиков, не противоречащие законодательству Российской Феде рации.
Таким образом, пайщики, вступив в потребительское общество, приобретают и экономические, и социальные права, и права участия в деятельности потребительского общества.
Наряду с правами пайщики имеют ряд обязанностей:
— соблюдать устав общества, решения общего собрания общества, других органов управления и органов контроля, а также уставы союзов, членом которых является данное общество, решения органе управления и органов контроля этих союзов;
— выполнять обязательства перед обществом по участию в его хозяйственной деятельности, беречь собственность общества;
— оплатить в течение установленного собранием периода паевой взнос, в ином случае членство в обществе считается несостоявшимся.
Пайщик может быть исключен из потребительского общества решением общего собрания потребительского общества в случаях невыполнения им без уважительных причин своих обязанностей, установленных Законом Российской Федерации «О потребительской кооперации» (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» и уставом общества, совершения действий, наносящих ущерб обществу.
Пайщик – основа кооперативной организации и хозяин в потребительском обществе, поэтому реализация социальной миссии направлена, в первую очередь, на пайщиков. А поскольку пайщики и их семьи – это почти все сельское население, то можно сделать вывод, что потребкооперация практически защищает интересы всего сельского населения.
Государство непосредственно организует деятельность целого комплекса институтов публичной власти через формирование правовых механизмов ее осуществления. Система потребительской кооперации выполняет серьезный социальный заказ, обеспечивая удовлетворение потребностей миллиона пайщиков в товарах и услугах.
продолжение
–PAGE_BREAK–