Я – это все мои "Я" (о формировании и влиянии самооценки)

Я — это все мои «Я» (о формировании ивлиянии самооценки)
Елена Баланда
Известно,что личностью человек не рождается, а становится ею в процессе совместной сдругими людьми деятельности и общении с ними. Совершая те или иные поступки,человек постоянно (но не всегда осознанно) сверяется с тем, что ожидают от негоокружающие. Иными словами он как бы «примеряет» на себя их требования, мнения,чувства. Отталкиваясь от мнения окружающих, человек вырабатывает механизм, спомощью которого происходит регуляция его поведения – самооценку.
Подсамооценкой принято понимать оценку личностью себя, своих качеств и места средидругих людей.
Психологическиеисследования убедительно доказывают, что особенности самооценки влияют и наэмоциональное состояние, и на степень удовлетворенности своей работой, учебой,жизнью, и на отношения с окружающими. Считается, что тот, кто не любит и неуважает себя, редко способен любить и уважать другого, но и чрезмерная любовь ксебе тоже может создавать определенные проблемы.
Рассматриваяразвитие самооценки в онтогенезе, можно заметить, что новорожденные и младенцыне имеют четких «границ» своего существа, не понимая, что они – особая,отдельная от остального мира его часть. Младенец не знает, где кончается он сами начинается другой человек. Он считает именно себя причиной всех изменений ивсякой активности вокруг. Малыш верит, что он, его мысли и поступки управляютмиром.
Годовалыйребенок начинает осознавать свою обособленность от других людей и предметов, онначинает понимать, что поведение других людей не зависит от его воли. Тем неменее, малыш уверен, что восприятие других людей такое же, как и у него.
В2-3 года дети начинают сравнивать себя с другими, вследствие чего у нихпостепенно складывается определенная самооценка. При сравнении ребенок, какправило, ориентируется на социальные нормы, приемлемые в его окружении. Частоможно слышать, как родители или другие взрослые говорят: «Какой хороший мальчик,он моет руки». Сравнивая себя с этим ребенком, малыш делает вывод о том, ккакой категории себя отнести. Положительное самоощущение развивается у ребенкатогда, когда взрослые, устанавливая четкие «границы», поощряют егосамостоятельность. В противном случае у ребенка может возникнуть чувство стыдаи сомнения в собственных способностях. Так, у маленького ребенка формируетсячувство гордости, чувство стыда, уровень притязания.
К4-5 годам многие дети могут правильно оценивать себя, свои личностные качества,достижения и неудачи. Причем, если ранее это, в основном, касалось игры, тотеперь переносится и на общение, и на труд, и на учение. В этом возрасте ужеможно прогнозировать ближайшие перспективы освоения различных видовдеятельности. Учеными было установлено, что если самооценка ребенка вкаком-либо виде деятельности является неадекватной, то, обычно, задерживается исамосовершенствование в данном виде деятельности.
Следуетотметить, что ведущую роль в формировании самооценки дошкольника играют окружающиеребенка взрослые (в первую очередь родители), т.к. ребенок «впитывает» оценкисвоих качеств взрослыми.
Особенностьюдетей младшего школьного возраста является полное признание ими авторитетавзрослого (в отличие от дошкольного периода на первый план выходит авторитетучителя), они безоговорочно принимают его оценки. Таким образом, в этомвозрасте самооценка ребенка напрямую зависит от характера оценок, которыевзрослый дает личностным качествам ребенка и его успехам в различных видахдеятельности. Младшие школьники стоят на позиции: «Я то, что обо мне говорятвзрослые и другие окружающие». В этом возрасте уже встречаются различные типысамооценок: завышенная, адекватная и заниженная.
Подрастая,ребенок начинает более критично относится к оценкам взрослых, для негостановятся важными и оценки его сверстников, и собственные представления обидеале. Установлено, у детей, негативно воспринимаемых сверстниками,складывается более низкая самооценка, и наоборот. Самооценка подростка зачастуюнестабильна и не дифференцирована. В различные возрастные периоды подросткиоценивают себя по-разному. Так, для младшего подросткого возраста (особенноярко это проявляется у 12-летних) характерны негативные оценки себя (по научнымданным так оценивает себя приблизительно третья часть детей этого возраста). Ноуже к 13 годам наблюдается положительная динамика в самовосприятии. Кюношескому возрасту человек имеет более дифференцированную оценку собственногоповедения в различных ситуациях, появляется развернутая система самооценок и восновном складывается «Я-образ» — относительно устойчивая система представленийо себе.
Вдействительности у человека существует несколько сменяющих друг друга образов«Я». Представление индивида о себе в текущий момент, в момент самого переживанияобозначается как «Я-реальное». Помимо этого у человека существует представлениео том, каким он должен быть, чтобы соответствовать собственным представлениямоб идеале, так называемое «Я-идеальное».
Соотношениемежду «Я — реальным» и «Я — идеальным» и характеризует адекватностьпредставлений человека о себе, находящую свое выражение в самооценке.
Психологирассматривают самооценку с различных точек зрения. Так, оценку себя в целом какхорошего или плохого принято считать общей самооценкой, а оценку достижений вотдельных видах деятельности – парциальной. Помимо этого выделяют актуальную(то, что уже достигнуто) и потенциальную (то, на что способен) самооценку.Потенциальную самооценку часто называют уровнем притязаний. Рассматриваютсамооценку как адекватную/неадекватную, т. е. соответствующую/несоответствующуюреальным достижениям и потенциальным возможностям индивида. Так же различаетсясамооценка по уровню – высокому, среднему, низкому.
Слишкомвысокая и слишком низкая самооценка могут стать источником конфликтов личности,которые могут проявляться по – разному.
Чащевсего к психологам обращаются люди с заниженной самооценкой (или ихродственники, или если речь идет о детях). При этом важно учитывать уровеньпритязаний индивида. В практике встречаются два типа низких самооценок: низкаясамооценка в сочетании с низким уровнем притязания (тотально низкая самооценка)и сочетание низкой самооценки с высоким уровнем притязания.
Впервом случае человек склонен преувеличивать свои недостатки, а соответственнодостижения расценивать как заслугу других людей или относить за счет простоговезения.
Второйслучай таит в себе гораздо большую внутреннюю конфликтность. Такая самооценкаможет свидетельствовать о развитии комплекса неполноценности, о внутреннейтревожности личности. Столкновение очень высоких притязаний с низкойсамооценкой может давать очень острые эмоциональные реакции. В психологии этопонятие получило название «аффект неадекватности». Люди с аффектомнеадекватности стремятся во всем быть первыми (даже когда это первенство неимеет абсолютно никакого значения), поэтому любая ситуация проверки ихкомпетентности оценивается ими как угрожающая и часто оказывается очень сложнойв эмоциональном плане. Человек, имеющий второй тип низкой самооценки, какправило, характеризуется низкой оценкой окружающих.
Слишкомвысокая самооценка приводит к тому, что человек переоценивает себя и своивозможности. В результате этого у него возникают необоснованные претензии,зачастую не поддерживаемые окружающими. Имея опыт подобного «отвержения»,индивид может замкнуться в себе, озлобиться, часто это проявляется в ещебольшем высокомерии по отношению к окружающим. Таким образом, происходитразрушение межличностных отношений, и возникают внешние конфликты. От людей с оченьвысокой самооценкой можно услышать высказывания о том, что их никто непонимает, не может по достоинству оценить их качества и достижения, при этомможет проявляться мнительность и подозрительность.
Взаключение хочется отметить, что самооценка – динамичная часть самосознанияличности и при профессиональном подходе поддается коррекции.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта psy.piter.com/