Федеральное агентство повысшему образованию РФ
УГЛТУ
КАФЕДРА ИСТОРИИИ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Контрольная работа попредмету: «Социология культуры».
Тема: «Особенноститрансформации российской культуры»
Екатеринбург 2008.
План
1. Этническиеистоки культурного разнообразия.
2. Православиев структуре духовной жизни.
3. Противоречиярусской культуры.
4. Поликонфессиональностьроссийской империи.
5. Противоречиямодернизации.
6. Государствов социокультурной структуре России.
7. Русскаяинтеллигенция.
8. Социокультурноеразмежевание и революция.
9. Социоультурноеформирование советского общества.
10. Советскаясистема как цивилизация.
11. Социокультурныепроблемы модернизации России.
12. Социокультурныеперспективы.
Этническиеистоки культурного разнообразия
Поэтническому генотипу русская культура принадлежит к общеславянскому типу, чтона протяжении всей истории создавало предпосылки общности славянских культур ипорождало сильную тягу к панславизму. Однако в этническом плане русской культуреприсуща, с одной стороны, значительная степень сходства в языковом и этническомпланах, а с другой — заметная степень внутренней разделенности на субэтносы(население Поморья, русского Севера, Поволжья, Сибири, Приморья, казаки ит.д.).
Этаразделенность формировалась как адаптацией населения к местным природным икультурным ареалам, так и историческим опытом. Жизнь в районах русского Северас его лесами, торговыми городами, традиционными промыслами, монастырями весьмаотлична от степных районов с огромными пространствами пахотных земель,интенсивным животноводством и длинными торговыми трактами. Другим факторомразнообразия было взаимодействие с народами Евразии в тех ареалах, где обосновывалосьрусское население и где происходило смешение и взаимная культурная адаптация.Это и определило одну из важнейших характеристик этнокультурного облика России- значительный диапазон вариативности диалектов, фольклора, обрядов, формбытовой культуры и верований.
Ещеболее значимым источником этнического разнообразия было взаимодействиеразличных этнических групп: славянских, финно-угорских и тюркских. На обширныхпространствах Евразии на протяжении многих веков происходило смешение разныхнародов, и с середины XVI в.(время Ивана Грозного) Русь становитсямногоэтничным государством. К концу XIX в. в Россиинасчитывалось свыше 150 больших и малых этносов, между которыми налаживались все болееинтенсивные отношения, что приводило к растущей дисперсности этническогорасселения.
Формированиероссийского общества в политическом и культурном планах проходило напротяжении веков через преодоление этнической рыхлости и разобщенности, но вусловиях интенсивного воздействия извне, как со стороны Запада, так и Востока.Это воздействие носило не только собственно культурный характер, но принималонередко экстремальные формы, подвергая русский народ угрозе вытеснения ирассеяния. Как мы знаем, общим механизмом консолидации и защиты обществаявляются государство и религия, которые и в России приобрели столь большоезначение.
Православиев структуре духовной жизни
Важнейшаясоциологическая характеристика того религиозного порядка, который утвердился вРоссии с принятием и распространением православия, относится не к содержаниюрелигиозного учения, а к месту религиозного института, т.е. церкви, в общей социокультурной системе. На западе результатом развитияцивилизации, который не был «запланирован» в первоначальном христианстве,стало отделение единой церквиот множества центровгосударственной власти. Это означало, что политический и общекультурныйпорядок были отделены друг от друга, хотя в перипетиях взаимной борьбы этотпринцип мог нарушаться обеими сторонами. Напротив, восточное христианствосложилось как система независимых друг от друга (автокефальных) патриаршеств,которые находились между собой в отношениях ревнивого соперничества за власть над душами и умами «своих» верующих.Такое рассогласование резко снижало способность церковных властей противостоятьвласти политической. Автокефальный статус различных церквей восточногохристианства означал не тольконезависимость друг от друга, но и их зависимость от государства, выступавшего как гарант веры. Всущности, такова была ужевизантийская традиция, в соответствии с которой церковь утверждала божественную санкцию монаршей власти. С утверждением самостоятельностимосковского патриаршества в XV и. церковь на Руси становится существенным орудием централизации,утверждения государственного единства и борьбы против «неверных», т. е.государств, защищающих иные конфессии.
Московские государи проявили большое «своеволие» в организационных церковных делах, назначаяна высшие церковные должности или прогоняя неугодных иерархов. Однако чем сильнеебыла организационная зависимость, тем крепче религиозное сознание держалось занезависимость «священного предания». Поэтому пересмотр богослужебных книг всередине XVII в., принятый по инициативепатриарха Никона, был воспринят значительной частью народа как отступление отканона и привел к длительному расколу с его постоянной тенденцией перехода внародные бунты, непризнание официальных властей и т.д.
Национально-государственнаяпривязанность православия утвердилась и в других восточных церквах. Важнейшимкультурным результатом такого положения явилась культурная замкнутость,локальная изолированность этих церквей и застойность их вероучения. Тотбогословский итог, который был достигнут в Византии и зафиксирован впостановлении семи Вселенских соборов, был воспринят восточным православиемкак окончательная «истина», и уже не было такого авторитета, который мог быреализовать ее изменение. Сопротивление «еретическому» инакомыслию, неприятиелюбого изменения «стародавних» обрядов сковало силы православия и превратилоего в покорного слугу авторитарного государства.
Застойныйхарактер религиозной жизни привел к тому, что уже с середины XVII в., т. е. до Петровских реформ,присущее русскому обществу противоречиемежду принципами стабильности и развития приняло характер противостояниясамобытности «святой Руси» и западничества («латинствующие»). Православие сопротивлялосьевропейским влияниям в духовной жизни, представляя их как «отступление отчистой веры Христовой». Церковные порядки, установленные Петром I и его преемниками (введение Синода,секуляризация церковных земель и другие меры), усилили организационнуюзависимость церкви от государства. Однако содержание вероисповедания, «святыняверы», осталось незатронутым, превращаясь все более в косное, архаичное начало.Православию были чужды сколько-нибудь серьезные попытки реформации.Незыблемость церковной жизни, устарелость ее языка и обрядов, застой ортодоксииусиливали изоляцию церкви от образованной части общества. Прочная связь церквии престола приводила к тому, что растущая оппозиция против власти переносиласьи на церковь. Официальная церковь не могла стать накопителем народного протестапротив социальной несправедливости. Она не породила мучеников борьбы ссамодержавием и крепостным правом, постоянно призывая к смирению перед властямии заглушая народное негодование. Вместе с тем духовная косность православиялишь способствовала усилению секуляризма и неверия среди образованных слоевобщества. Развитие культуры проходило мимо религиозной жизни и вело не креформации, а к секуляризации, выражавшейся в форме равнодушия, прямогоневерия и принципиального атеизма.
Застойныйхарактер православия не устранял сам по себе сдвигов в культурной жизни,которая отнюдь не сводилась к религиозно регулируемому «благочинию». Одним изисточников этого разнообразия была народная, во многом еще языческая, почвенническая и «мужицкая» культура, представленнаяфольклорной, обрядовой,праздничной, смеховой традициями. Вторым источником было влияние извне, состороны многих культур Запада и Востока, интенсивное общение с которыми Россияподдерживала на протяжении многих веков. Третьим источникомразнообразия стало государство как одна из важнейших сил, которая не толькообъединяла население, распространенное наогромных пространствах Евразии, но и так или иначе способствовалоразвитию и дифференциации как хозяйственной, так и культурной деятельности.
Противоречия русской культуры
Хорошоизвестно то, что исходная историческая и социологическая характеристикарусской культуры состоит в том, что в ней отражается пограничное положениеРоссии между двумя континентами и цивилизационными типами — Европой и Азией,Западом и Востоком. Длительные споры, протекавшие в России на протяжении почтивсего XIX в. и продолжающиеся до сих пор,породили разные ответы. Мыслители западнической ориентации предпочитали видетьв России неуклонную тенденцию приобщения к Западу и преодоления «восточнойотсталости», мыслители славянофильского типа, напротив, отстаивали самобытностьРоссии, принципиальное отличие от Запада, как, впрочем, и от Востока, видя вней общинно-православное начало. Позднее выявилась и евразийская линия впонимании русской культуры, в которой утверждалось ее пространственное, историческоеи духовное слияние с азиатским ареалом.
Однакоэти идейные споры отражали несводимость русской культуры к одному из вариантовили к сочетанию и синтезу того и другого. Такие попытки неизменно оказывалисьнеудачными. Часто встречающиеся в научных работах формулировки о парадоксальностирусской культуры свидетельствуют, что ее понимание требует преодоленияоднозначных, линейных схем и обращения к многомерной концепции. Такой подходвозможен именно на основе применения цивилизационного анализа, так как русскаякультура несводима к этическому или национальному субстрату, хотя, несомненно,несет в себе характеристики обоих этих уровней.
Бердяев о противоречиях русской культуры.Именно это промежуточное положение между Западом иВостоком, взаимодействие с обоими этими началами и противодействие им привелок глубокой противоречивости русской культуры, ее раздвоенности и внутреннимрасколам. Неся в себе черты сходства с культурой Запада и культурами Востока, русская культура вместе с тем отличаетсяот них. По выражению Н. Бердяева, Россия соединяет в себе Запад и Восток какдва потока мировой истории и это соединение превращает ее отнюдь не в некийинтегральный вариант, а в арену «столкновения и противоборства восточных и западныхэлементов». Эта хорошо знакомая исходная антиномия развертывалась в«поляризованности русской души», в культурном расколе между правящим классом инародными массами, в переменах внутренней политики от попыток реформ к консерватизму,а во внешней политике от тесного союза со странами Запада до противостояния имвсем.
Конкретизируяисходное противоречие русской истории, Н. Бердяев выделяет в ней пять периодов,которые вместе с тем образуют разныесущности, «пять разных Россий»:киевская, татарскогопериода, московская, петровская, императорская. Особым образованием становитсяи советская Россия. Эти России, сменяя друг друга, вместе с тем накладывалисьдруг на друга, не образуя органического единства и преемственности. Напротив,общество проходило через радикальные, во многих отношениях катастрофические,изменения социокультурной ориентации.
Хотяприводимое Бердяевым перечисление номинально связано с меняющимися центрами итипами государственности, конечно не в этом был его критерий, определяющийхарактер общества. С типом государственности был тесно связан общий характеркультуры, тенденции, определяющие ее динамику в каждом периоде.
Каждыйпереход от одного периода к другому сопровождался не только далеко идущейперестройкой предшествующих политических и социальных структур, но и ихломкой, энергичными мерами по отрицанию и разрушению отвергаемого прошлого. Таковбыл вынужденный результат татаро-монгольского господства, политики ИванаГрозного и потрясений Смутного времени. Таковы были следствия целеустремленнойполитики Петра I и его преемников.В дворянско-бюрократической империи были отменены или ограничены прежниефеодальные привилегии и порядки, создана новая социальная иерархия на основетабели о рангах и выслуги на государственной службе. Европеизация осуществляласьчерез крайнее социальное и культурное расслоение «по вертикали»:европеизированные и просвещенные верхи и закрепощенные, бесправные и темныенизы. В свою очередь, дворянская культура решительно отвергалась разночиннойинтеллигенцией, а нарастающая буржуазия беспощадно рубила «вишневые сады» иобрекала на разорение «дворянские гнезда». Нарастание социальных противоречийи движений социального протеста зачастую отражалось в отрицании господствующейкультуры и культурном нигилизме.
Но делоне только в диахронических разрывах русской истории. Слабость интегрирующегодуховного начала приводила к постоянной внутренней раздробленности этогообщества. Бердяев имеет в виду не только хорошо знакомые нам посоциально-политическому анализу противоречия между трудящимися и имущимислоями, народом и интеллигенцией, обществом и государством. Этим противоречиямон придает несомненное значение как ситуативных причин, во многом обусловившихпротекание революции 1917 г. Однако глубокие разлады были присущи самой русскойкультуре на разных этапах ее истории.
В этойкультуре можно найти немало антиномий, свойственных всякой культуре исоздающих разнообразие национально-духовной жизни: индивидуализм — коллективизм, смирение — бунт, природная стихийность — монашеский аскетизм,мягкость — жестокость, самоотверженность — эгоизм, элитарное — народное,высокое — обыденное и т.д.
Нонаряду с этими антиномиями постоянно присутствуют устойчивые чертыпринципиального разрыва:
— междуприродно – языческим началом и высокой религиозностью;
— междукультом материализма и приверженностью к возвышенным духовным идеалам:
— междувсеохватной государственностью и анархической вольницей;
-между национальным самомнением, смыкавшимся с великодержавностью,и мессианским универсализмом;
-между поисками социальной свободы и подчинением деспотическомугосударству;
— между «русификацией» православия как оплота христианскойРоссии и стремлением к превращению православия во вселенскую религию;
— между поисками социальной свободы и подчинением государственномудеспотизму и сословной иерархии;
— между принятием косного земного бытия, «крепкого быта итяжелой плоти», стяжательством и безграничной свободой, исканием Божьейправды;
— между «западничеством» как увлечением образцами прогресса,свободы личности, рациональной организации жизни и «восточничеством» какинтересом к упорядоченной и стабильной, но сложной и разнообразной жизни,отличной от русской действительности, или же как к региону высокой духовности имистических озарений.
Сложилосьли в русской культуре ценностно-смысловое ядро? Отмеченные противоречия русскойкультуры постоянно проявляют себя в различных сферах, отражаясь вхудожественном плане в поисках высокого ценностно-смыслового содержания в жизни,что и придало ей несомненное мировое значение. Это относится прежде всего крусской художественной литературе. Сама постановка «неразрешимых» проблем ивыяснение их высшего гуманистического смысла придавали литературе общечеловеческуюзначимость. В своих классических достижениях русская литература выступала какносительница современного просвещения, разума и гуманизма, как средствовыяснения соотношения личности и общества, личности и государства, социальногоустроения жизни, отношений между представителями разных социальных слоев икультур. Социальный критицизм делал ее выразительницей подлинно народныхинтересов, все больше расходившихся (начиная с Чаадаева, Грибоедова и Пушкина)с самодержавием и связанной с ним официальной культурой. ОтмеченнаяДостоевским «всемирная отзывчивость» придавало этой культуре широкоеобщесоциальное значение, делила ее духовной заступницей всех людей безсоциальных, национальных или религиозных различий.
Несмотряна то что в этой культуре несомненно существовали тенденции к складыванию некоторого«ядра» и формирования «медиативных», т. е. посреднических ориентаций иструктур, которые примиряли бы крайности, эти тенденции не получили полноценногоразвития, что обрекало духовную жизнь общества на ожесточенное противостояниеразличных течений, приводило к резким срывам и переходам от одного состояния кпрямо противоположному.
Это былипротиворечия собственно «русской идеи», выражавшие внутреннюю несистемность иразорванность как русской культуры, так и всего общества. Важным фактором, способствовавшимтакой разорванности, было распространение этой культуры вширь, на огромныхпространствах Евразии, от Санкт-Петербурга до Калифорнии. Как считали многиемыслители, роль пространства,распространение «погоризонтали» приводили к ослаблению системообразующих начал русской культуры инесформированности ее «вертикали», т. е. устойчивой иерархии ценностей иориентации. К тому же на этом пространстве русская культура находилась в тесномвзаимодействии в рамках единого государства с другими культурами ицивилизациями.
Поликонфессиональностьроссийской империи
Православиебыло распространено в ограниченном регионе. Западное христианство — католицизм— твердо удерживалось в западных частях империи, в том числе среди«латинизированных» украинцев, и никакое идеологическое поношение со стороныславянофилов не могло уменьшить его влияния. Другая мировая религия — ислам —создавала отчетливую общность народов Центральной Азии, части Кавказа инекоторых внутренних областей России (Татария). Бухара и Самарканд быливлиятельными центрами для исламских регионов империи, а также и для зарубежныхмусульман. В Южной Сибири в пределах Российской империи был распространенбуддизм, составляющий значительный религиозный регион, граничащий с Монголиейи Китаем, а косвенно связанный с Тибетом как духовным центром.
Каждый религиозный регион имел специфическую структуру духовной жизни,влиявшую не только на организацию культа, но и на все сферы жизни идеятельности населения. Религии определили пределы соответствующихцивилизаций, отнюдь не совпадающие с имперскими границами. Неправославныечасти империи, хотя и в разной степени, обнаруживали несомненное тяготение к своим«метрополиям» за российскими рубежами.
Противоречиямодернизации
Но было еще одно крупномасштабное противоречие, которое снарастающей силой проявилось в последние два века существованияРоссийской империи: между государственным единством этого огромного разнородногоконгломерата и потребностью общества вразвитии, которое не могло осуществиться без активизации деятельностивсех сословий и групп и без преобразования присущих им ценностей и ориентаций.Потребности промышленного и научного прогресса интенсивно требовали трансформациироссийского общества и освоения достижений Запада, который уже в сильнойстепени переманил на свою сторону господствующий класс, хотя и ценой сильногоотрыва от народной культуры. Против такого отрыва Россия пыталась выставитьсвою самобытность, которая, как мы видели, была глубоко подорвана вековымипротиворечиями. И уже оказалось невозможным продолжить это противостояниечерез мобилизацию православия — наподобие того, как десятилетия спустя в ответна экспансию Запада проводили «ревайвал» своего религиозного достояния исламскиефундаменталисты или индусские коммуналисты. Происходивший почти повсеместно в XX в. разрыв, обусловленныймодернизацией, принял особенно катастрофические формы в России в силуотмеченной выше разорванности цивилизации.
Конечно,культура всякого развитого общества имеет полиморфный характер, она богата иразнообразна, выполняет одновременно или по временным циклам существенноразличные функции. Для «топора и иконы» русской культуры могут быть приведеныаналоги из других культур: священная и смеховая культура, монах и рыцарь,рыцарь и буржуа, дворец и церковь (и костер), хризантема и меч и т.д. Тем неменее рассмотрение всякой «нормальной», т. е. зрелой и устойчивой цивилизацииубеждает нас в том, что при всей дифференцированности и внутреннейпротиворечивости их духовным системам был присущ либо некоторый духовныйстержень и нормативный принцип — как в исламе, либо устойчивое структурноераспределение ценностей по сферам бытия (и разным религиям) – как в Китае, илипо иерархии социокультурных компонентов – каст – как в Индии. Цивилизацияутверждает некоторую соразмерность, формирует нормативную сердцевину, а темсамым выполняет и влиятельную интегрирующую функцию, соединяя воедино различныеэтнические, социальные и политические единицы.
В Западной Европе, кик мы видели, в средние века такойединый универсализирующий порядок обеспечивала католическая церковь. Переход к Новому временисопровождался острыми противоречиями, конфликтами и длительной враждой междуразными социальными сторонами, имевшими принципиально различные духовные установки.Лишь постепенное утверждение буржуазного строя с устойчивыми рыночными иправовыми механизмами регуляции отношений ослабило степень конфликта, хотя таки не устранило соперничества между нациями.
Не тобыло в России. Смешение, переплетение и наложение не только противоречивых, нои взаимоисключающих ориентации пронизывало всю культурную жизнь России,раздирая ее не только по сословиям и классам, но и субкультурам и по крайним ориентациям — между нигилизмом и апокалипсисом,«двумя культурами», «белыми» и «красными» и т.д.
Государствов социокультурной структуре России
Приисторически сложившемся положении именно самодержавие выступало как носительнаиболее универсального принципа, объединяющего столь разноликий конгломератсоциальных и культурных структур, к тому же большей частью ограниченный в своихсмысловых ориентациях. Только оно могло выходить за локальные пределы, соединяяв себе Запад и Восток, Север и Юг на огромном пространстве от Варшавы доКалифорнии и затем Чукотки и Кушки, обеспечивая несомненное единство этого пространстваи населения в политическом, административном, а в определенном смысле и вхозяйственном планах. Империя была более универсальной, чем официальная религияи культура ее титульного народа.
Именностепенью универсальности Российская империя отличалась от других подобных ейимперских образований того времени, что делало ее в самом деле продолжением иподобием первого и второго Римов, придавало ей такой огромный масштаб идлительную устойчивость, несмотря на то, что XIX в. все более обнаруживал ее хозяйственную и военнуюслабость. Государство показало себя достойным воплощением этой угодной ему, нороковой идеи «третьего Рима». Воспользовавшись потенциями православия, онопревзошло его территориальные и духовные рамки. Более того, оно превзошло топространство, на которое могла претендовать «русская идея», конечно, в еесамобытно- русском виде, а не мессианскивселенском размахе. Уже в XVIII в. русская общественная мысль в основном преодолевает присущее православию прямое и упрощенное противостояние«неверным», «нехристям»,«басурманам». Хотя замирение степныхкочевников и кавказскихгорцев, передел территорий с восточными империями завершились лишь к концу XIX в., около трех веков шла работа попостепенной нормализации административного управления империей. Длительныйопыт продвижения на Восток и на Запад научил русское правительство, начиная сИвана Грозного, не опираться лишь на силу, а достигать компромисса с местнымиполитическими структурами. Авторитарное правление допускало гибкий режимполитической регуляции и ограниченную культурную и религиозную автономиювключенных территорий. Триединая идеологическая формула «православие,самодержавие, народность» не только сковывала правоверие и не толькопривязывала патриотизм к самодержавию. Она нередко оказывалась обременительнойдля имперского правительства, сталкивавшегося с многотрудной задачейстабилизации государства, населенного многочисленными иноверцами. Реальнаяполитика была направлена нередко на преодоление антагонизма между православиеми другими конфессиями, и продвижение православия в другие районы империи былодостаточно скромным, затрагивая в основном лишь пришлое русское население.
Имперскоеправительство довольно рано стало руководствоватьсяпринципами конфессиональной терпимостидля налаживанияэффективной системы управления. В западных землях сохраняют своюсамостоятельность протестантские и католические церкви, а на Востоке —мусульманские и буддийские. При Петре 1 православие было поставлено подконтроль правительственного Святейшего Синода, а при Екатерине II эдикт «О терпимости всехвероисповеданий» (1773) отделил «иноверные исповедания» от вмешательстваправославия и перепоручил все религиозные дела светским властям. Российскиегенерал-губернаторы не отягощали себя распространением православия и нередкостарались поддерживать в своих владениях сносные отношения с местнойполитической и духовной элитой.
Включение в Российскую империю все новых и новых территорий несопровождалось установкой на ассимиляцию, изменение жизни, религии и языкаподчиненных народов, Напротив, предметом показной идейной гордыни было«многообразие племен, вер и языков». Бывшие соперники и противникипостепенно замиряются, их населению предоставляется значительная культурная и религиознаяавтономия, а элита привлекается на государственную службу.
Распространение русской культуры с одной стороны,несомненно было средством приобщения образованных инонациональных слоев к достижениямпередовой культуры Запада, оживления духовной жизни, внедрения новыхпредставлений о роли личности, характере социальных отношений и путях преобразованияобщества. С другой стороны, это было чревато русификацией и отрывомпросвещенной верхушки от своего народа, погруженного в прежние формы труда ибыта.
Реальнаяпрактика государственной власти далеко расходилась с ожиданиями различныхслоев и отражала интересы дворянско-бюрократического сословия. Утверждаемыесамодержавной монархией принципы правления, регуляции социальных отношений, контроля за деятельностью государственныхи общественных структур иорганизаций были привязаны к корыстным и партикулярным запросам класса,имевшего монопольную собственность на землю (дворянство) и административныедолжности (бюрократия). Власть изымала изподданных и подчиненных слоев налоги — в денежной форме, трудовых ивоинских повинностях.
Глухой идикий протест народа подавлялся силой и загонялся вглубь. Однако уже к концу XVIII в. общественное сознание выразилоэто расхождение между интересами государства и общества критикой социальныхпорядков (Радищев, Новиков), а в начале XIX в. были выдвинуты оппозиционные проекты социальногопереустройства (декабристы). Ведущей темой русской культуры становится критикавласти и социальных порядков. Со своей стороны, государство выступило сжестокими репрессиями по отношению не только к политическим контрдвижениям, нои к проявлениям всякой оппозиционной мысли как в светской культуре, так и врелигии.
Авторитарныйполитический строй царской России не допускал оформления отдельного,автономного от него или хотя бы дополняющего нормативного порядка. Жесткаяподчиненность православной церкви правящему режиму дополнялась и жестокимконтролем над светской культурой.
Поэтомухарактерной чертой духовной жизни России в XIX в. стало усиление оппозиционных течений. Созданиетайных политических обществ сопровождалось ростом духовного инакомыслия,принимавшего форму подполья как скрытого распространения запретных мыслей,иносказании как метафорического изложении таких мыслей или же эмиграции иоткрытого обращении к обществу с «вольным» словом.
Именнолитература (и особенно литературная критика) взяла на себя функции осмыслениижизни, нравственной или эстетической оценки, духовной критики и исканий.Литература в большой степени выполняла роли, которые обычно выполняет религия:мировоззренческую, критическую, воспитательную и пропагандистскую. Повышенная социальная значимость придавала литературечерты идеологичности и философичности.
Русскаяинтеллигенция и культура
Именнодуховная структура российского общества во многом определила характердеятельности русской интеллигенции. В тех длительных и многочисленных спорах ороли и судьбах русской интеллигенции, которые велись на протяжении десятилетий,мы найдем начальную общую социологическую схему, если выделим узкое и широкоепонимание этого термина.
Измногих разнообразных определений русской интеллигенции в узком смысле мывыбираем, как наиболее точное, то, которое дал в 1926 г. известный русскиймыслитель Г.П.Федотов: «Говоря простым русским языком, русская интеллигенция«идейна» и «беспочвенна». Это ее исчерпывающее определение». Идейностьраскрывается как приверженность идеалу, практически заменяющему религию, новозникшему не как «божественное откровение», а построенному в теоретическоммировоззрении. Идейность основана на этически окрашенном рационализме, изгоняющемиррациональные или мистические начала, и поэтому по большей частипротивопоставлена религии. Беспочвенность предстает как отрыв от национальнойкультуры, государства, религии и даже быта, от всех органически выросшихсоциальных и духовных образований. Амплитуда идейных поисков и утверждений,присущих интеллигенции, может быть весьма широка: от всесторонне развитогомировоззрения, включающего обоснование справедливого порядка, до нигилизма ибезверия.
Очевидно,что такое определение интеллигенции не охватываетвсех лиц умственного труда или тех мыслителей и деятелей культуры,которые так или иначе примыкали к существующим структурам или были «укоренены»в социальной жизни и народном быте.
Однако вшироком смысле мы определим интеллигентно как годуховное сословие русского общества, в которое входят люди, занятыеумственной, духовной деятельностью, как в светской, так и в религиозной сфере,как работающие на ниве просвещения, здравоохранения (огромная масса учителей иврачей), в судебных органах (адвокаты), технических профессий (связисты,агрономы, инженеры и т.д.). Хотя большая часть этой интеллигенции состояла нагосударственной службе (в том числе учителя), но ее деятельность так или иначеотвечала интересам всего общества, содействовала просвещению народа, подъемууровня образования, развитию новых видов производства. Это положениеспособствовало принятию ее принципов умеренности, постепенности и компромисса,т. е. либерального направления в общественной жизни. Таким образом,интеллигенция в широком смысле, ориентированная на просветительские,либеральные и прогрессистские ценности, играла важную конструктивную роль впреобразовании русской культуры. Ее деятельность способствовала постепенномусглаживанию социально-культурных и национальных антагонизмов, утверждениюидеалов справедливости, прогресса и терпимости, принятию и адаптациидостижений западной цивилизации к национально-историческим условиям, расширениюнародного просвещения и правового порядка в стране, межнациональномувзаимопониманию и т.д. Во второй половине XIX и начале XX в. эта интеллигенция стала движущей силой в процессах модернизации ииндустриализации страны на основе использования ее эндогенного потенциала — через собственное развитие техники и науки.
Однаковозможности этой части интеллигенции были ограничены теми социальными икультурными противоречиями, которые накапливались в России и раскалывалиобщество на верхи и низы, имущих и неимущих. Посредническая прослойка русскойкультуры, воплощавшая ее либерально-прогрессистскую ориентацию, оказаласьслишком слабой, чтобы создать общественную систему взаимодействия ивзаимопонимания. Радикальная критика клеймила эту часть интеллигенции как«соглашателей», «приспособленцев» и «героев оговорочки», резко осуждалапозицию умеренности и постепенности в пользу радикальных преобразований.
Оппозиционность радикальной интеллигенции по отношению к самодержавиюрезко усиливали ее социальный критицизм, пренебрежение к самоценным,автономным формам духовности и отрицательное (или атеистическое) отношение крелигии, то и другоеказалось ей ложными и излишними формами деятельности, не приносящими пользы «народному делу». Усиление такого критицизмаи прагматизма, отказ от устойчивых нравственных ориентаций способствовалидопущению, а затем и утверждению желательности насилия и террора как наиболееэффективного средства радикального переустройства общества. В поисках тойсоциальной опоры, которая поддержит политику социальных преобразований,радикальная интеллигенция обращалась первоначально к крестьянству(народничество), затем к люмпен-пролетариату, накапливавшемуся в России впроцессах модернизации, и наконец — к зарождающемуся рабочему классу.
Именномарксизм стал для лево — радикальной интеллигенции тем идейным учением, котороесложилось во всеобъемлющее мировоззрение, обосновывающее программу радикальногопереустройства общества.
Социокультурное размежевание и революция
Нарубеже веков в России происходит нарастание тех противоречий, которыенакапливались на протяжении всей ее истории. Подобно тому как в социальномплане усиливалось социальное расслоение, в культуре оформляется идейноеразмежевание, подрывается прежняя классическая парадигма культуры какносительницы просвещения, прогресса, гуманизма и народности. В общественноймысли формируется проблема противостояния этического и эстетического, науки ирелигии, веры и разума, личности и общества, социального и культурногопрогресса, Запада и Востока, государства и свободы, элиты и массы, консерватизмаи прогрессизма. Падает престиж классической парадигмы как некоего общегодостояния, равно приемлемого для верхов и низов, господствующих слоев и трудящихся,консерваторов и радикалов, «западников» и «восточников». Эти тенденции протекаютна фоне растущей плюрализации духовной жизни, сопровождавшей развитиекапитализма и ослабление авторитарного контроля со стороны самодержавия. Самапо себе такая плюрализация содействовала обогащению духовной жизни, чтопривело к тому, что получило название «русский культурный ренессанс». Однакоорганической слабостью этого ренессанса стала утрата той социальной значимости,к которой тяготела радикальная часть российского общества, отход от проблемсоциальной справедливости и правды, ослабление элементов этического. Дляпредставителей «русского культурного ренессанса» были характерна слабостьобщественной активности, переход на позиции элитарности и любования искусством.Оторванность художественных, религиозных и философских исканий от политики исоциологии, от массовой психологии, уход в сферу «чистого искусства» обреклидуховную жизнь на поляризацию противостоящих и враждебных сил.Взаимоисключающий, антагонистический характер двух основных направлений вистории русской культуры предопределил глубокий и непримиримый раскол,которому не могла противостоять какая-либо устойчивая, умеренная иликомпромиссная концепция. В этих условиях марксизм выступил как естественное илогическое завершение той лево-радикальной тенденции в истории русскойобщественной мысли, которая постоянно воплощала в себе критическое неприятиесуществующего строя, поиск социальной справедливости и решения социальных проблем.Но это решение обреталось отнюдь не в культуре, а в политической революции,которая должна вырвать власть у самодержавия и передать ее в руки«трудящихся», а вернее, их «передового отряда» — коммунистической партии.Допускаемая культура должна стать «частью партийного дела», подчиненного партийномуруководству.
Итак,Россия представляла собой огромное образование из частей различныхкультурно-исторических регионов, примыкающих к русско-православному регионукак номинально основному. Но основа русского региона предстает глубокопротиворечивой, разрываемой на противоположные начала сразу в несколькихнаправлениях. Все это было присуще российскому обществу еще в прологе к великимпеременам. И они застали его в состоянии напряженного внутреннего разлада.Социальные катаклизмы, сопровождающие переход к новому обществу, происходиликак до большевистского переворота в России (в Англии, Франции, Германии,Японии), так и после него (в Турции, Испании, Египте, Иране). Но именно вРоссии этот катаклизм принял наиболее радикальный и длительный характер, дажепо сравнению с крайностями азиатских — китайской и вьетнамской или кампучийской- революций. Одна из основных причин такой специфики состоит в том, что наэтом огромном геокультурном пространстве отсутствовали устойчивые механизмысоциальной регуляции, которые могли быобеспечитьхотя бы относительную стабилизацию, единство и преемственность в развитии общества.
Конечно, в Российской империи, как и в других странах,были важнывнешние причины, поставившие под сомнение сохранение внешнегопорядка. Военные поражения, понесенные Россией на Востоке и на Западе, былинесомненными признаками эфемерности огромной империи. Как и повсюду, насущнаяпотребность в модернизации вызвала острые социальные противоречия. Сочетание этих факторов ужебыло достаточно для революции. Но если в нормальных вариантах революции вскорезавершались поражением и «реакцией», то Россия стала не только первой и ведущей страной торжествующей революции.В ней она продержалась дольше, чем где бы то ни было.
Социокультурное формирование советского общества
Как вполитико-экономическом, так и в социокультурном отношении коммунистическийрежим уже после победы в гражданской войне в полной мере столкнулся с жесткимвыбором: либо допустить в той или иной степени частную собственность,хозяйственную многоукладность и капиталистическое производство, а значит иэлементы плюрализма в политической и духовной жизни, либо создать новуютотальную систему регуляции. Краткий период НЭПа был отмечен продолжающейсяконфронтацией двух общественных сил и «двух культур». Однако допущениекультурного (в том числе научного и художественного) плюрализма, даже в рамкахполитической диктатуры коммунистической партии и идеологической монополиироссийского марксизма (Плеханов, Ленин и некоторые из его сподвижников) ипостоянного директивного и организационного вмешательства коммунистическойпартии в культурную деятельность, породило в 20-х гг. разнообразную иинтенсивную духовную жизнь. Ленинский вариант культурной революции как этапа,следующего за победой в политической борьбе, был направлен на длительную, рассчитаннуюна десятилетия, работу по внедрению «культурности» в широкие массы. Этопредполагало широкую просветительскую работу, ликвидацию неграмотности, развитиеначального обучения, распространение научных и технических знаний, создание«новой» интеллигенции.
Важнейшаязадача состояла во внедрении в массы простейших навыков культуры труда и«социалистического» образа жизни, но общая цель ленинской программыпредставала как соединение «победоноснойпролетарской революции с буржуазной культурой». Характерно, что именнозападная буржуазная культура в ранний период признавалась официальноболее приемлемой как носительница научно-технического прогресса, адо определенныхпределов и воплощением демократических тенденций, очигом передовой общественноймысли, вершиной и завершением которой был марксизм. Поэтому в 20 — х гг.существовало терпимое отношение к авангардному искусству Запада, зачастуювыступавшему как отрицание «буржуазности». Особенно активная борьба веласьпротив религии, превратившаяся в интенсивную официальную кампанию по насаждениюатеизма. Однако, по существу, атеизм стал превращаться в новую квазирелигию,основанную на идее «исторической необходимости» как Сверхзакона, управляющегодвижением природы, общества и человека. Задача индивида, согласно «научномукоммунизму», заключается в том, чтобы понять эту необходимость и через своюдеятельность подключиться к ее реализации, конечной целью которой было создание«гармоничного общества», в котором индивид сливался с обществом.
С 30-хгг. происходит решительный официальный поворот культурной политики в сторонуконфронтации с «капиталистическим окружением» и «построения социализма вотдельно взятой стране» на основе внутренних сил. Формируется «железныйзанавес», отделяющий общество не только в территориально-политическом, но и вдуховном отношении от остального мира. Стержнемвсей государственной политики в области культуры становится формирование«социалистической культуры», предпосылкой чего стали беспощадные репрессии поотношению к различным слоям населения, особенно интеллигенции, и установлениежесткого тоталитарного режима. Во всех сферах жизни общества были проведеныкампании «чисток», в результате которых на производстве, в органах управления,системе образования, в научно-исследовательскихучреждениях были изгнаны и подверглись репрессиям множество людей,заподозренные в «отходе от правильной линии». В культурной жизни проводился жесткий«классовый», а по существу «партийно-директивный» отбор допустимых ирекомендуемых произведений. Был взят курс на подрыв и уничтожение русскойкрестьянской и национально-патриотической культуры. Такая же политикаосуществлялась и в национальных республиках.
Важнейшимидейным и организационным инструментом устранения социальных противоречий изсоциальной и культурной жизни стал принцип классовой борьбы. Этот принципутверждался всей системой идеологии ипартийнойпропаганды как «объективно-исторический» и всоответствии с нимпереосмыслялась вся мировая история и жизньсоветского общества. Классовый подходозначал изъятие из духовного обращения (нередко с репрессивными «оргвыводами») идей, представлений,ценностей, расходящихся с официальнопризнанными и утвержденными в масштабах всего общества. Это означало зачастую нагнетание атмосферы«политической бдительности», подозрительности, поиск «внутренних врагов», «беспощадную критику буржуазной идеологии».
В конце30-х гг. эти установки привели к включению механизма «большого террора», входе которого официальные институты культуры приобрели репрессивные икарательные функции и превращены в средство насаждения единомыслия и беспрекословногоповиновения воле высшего руководства.
Но послеосуществления этих негативных предпосылок «культурной революции» — и наряду сними — выдвигались и задачи «культурного строительства» для созиданияпринципиально иного строя, меняющего все измерения народного бытия.
Советская система как цивилизация
Цивилизационныйанализ советского общества во многом затемнен обстоятельствами генезиса егодуховной основы — марксизма. Народившись в типично европейских условиях,марксистское учение неизменно рассматривалось его приверженцами как конечноедуховное достижение наивысшей всеобщности, но уже отжившей западной цивилизации— капитализма, которая должна быть превзойдена обществом нового типа. Отсчетвсей истории марксизма шел, начиная с его европейского зарождения. Однако впереходе с Запада на Восток марксизм перестал быть идейно-критическимкоррелятом западной цивилизации, отражением ее способности к устойчивой — иплюралистической — саморегуляции.Проведенный через ленинскую интерпретацию, марксизм стал духовнымстержнем антизападной цивилизационной системы. Конечно, коммунизм был не только русским явлением. В 40—60-х гг. XX столетия он распространился наразличные страны всех континентов земного шара. Тем не менее Россия сталастержнем и ядром той мировой системы, которая стремилась к утверждениюкоммунизма. По словам Н.Бердяева, «коммунизм оказался неотвратимой судьбойРоссии». Опираясь на Н. Бердяева, можно выделить следующие общие принципы иценности,создающие облик коммунизма как цивилизации:
– ограничение экономических отношений, основанных на рынке и частнойсобственности (капитализм), и замещение их коммунистическими отношениями(социализм);
– ограничениеправа как сферы, не зависимой от политики и идеологии, в пользу совокупной властисоветов и партии;
– ограничение содержательногоприсутствия западной культуры с ее принципами личностного развития, свободнойинициативы, личной ответственности, плюрализма и дифференциации различных сфержизни в пользу коллективизма и целостной организации жизни;
– вытеснение христианства и другихрелигий, основанных на теистических принципах и отношении человека к Богу, впользу деперсонализованной атеистической веры во всеобщий исторический процесс(или историческую необходимость), обеспечивающий неизбежность коллективногоспасения для избранного народа — рабочего класса, организуемого инаправляемого коммунистической партией.
Устранениетеистических религий в пользу научного атеизма вело фактически к отказу от идеии символики личного Бога. Взамен утверждалась вера в трансцендентныйдеперсонифицированный Сверхзакон, управляющий судьбами человека, общества иприроды. Европейская и прежняя русская культуры продолжали присутствовать, ноподвергались жесткой идеологической реинтерпретации, локализовавшей ее вовремени и пространстве через принцип историзма. Заимствовались идеи и образыантичной, ренессансной или классическойкультуры Европы какидеального воплощения красоты, любви,мужества, гармонии — при затушевывании трагических мотивов этой культурыили ихсписании за счет социальных конфликтов. Трагические иликритическиесюжеты отводились на долю «предысторического» прошлого или «неразвитостиобщества», еще не включенного в прогрессивное движение.
Внациональной сфере перспектива состояла в унификации всех больших и малыхнародностей в «единый советский народ». Этнические различия допускались лишь вовторостепенных сферах: народное искусство, фольклор, промыслы, одежда, еда,форма быта. Тот же курс проводился и в отношении социальных и территориальныхсубкультур, подчиненных унифицирующему воздействию идеологии, школы,художественной культуры соцреализма, масс-медиа и т.д. Особенное значениепридавалось унификации языкового общения наоснове «генерализованного» русского языка.
В результате советская система в своих смыслах иценностях воспроизводилась как прежде всего универсализованное (а не локальное),незападное и даже антизападное образование.«Идейная непримиримость»и противостояние утверждались даже тогда, когда уже были признаны, казалось бы,принципы мирного сосуществованияи даже сотрудничества.
Конечно,отличительной чертой советской системы была ориентация на всемерное развитие материального производства, чтобы «догнатьи перегнать» наиболее передовые страны. Для всей официальной культурысоветского общества была характерна установка на то, что «главное — этоматериальное производство», дополнявшаяся лозунгами «Техника решает все»,«Кадры решают все». Это находило воплощение в «пятилетних планах», в которыхподавляющее место отводилось отчетам и планам о росте тяжелой промышленности.Однако хорошо известно, что это производство было направлено не наудовлетворение человеческих потребностей, а во многом на утверждение того антизападного(антибуржуазного) типа социальности, в котором исключались рыночные отношения,опосредованные капиталом, и утверждался «социалистический коллективизм». Другойзадачей этого производства было «отстаивание завоеваний социализма», что ипривело к наращиванию гигантского военного комплекса и огромным «престижным»тратам, самосохранению властной системы и т.д.
Такимобразом, коммунизм в советской России предстает как грандиозная попыткапреодоления тех цивилизационных разрывов, которые донимали эту огромную странуна протяжении веков:
– природно-языческоеначало провозглашалось первичным в «материалистической философии» для того,чтобы устранить как «иллюзии» и «предрассудки» все прежние формы религиозностии создать культ производства, подчинив его сверхсоциальному и сверхличностномупринципу «общей справедливости». Материализм тем самым избавлялся от «буржуазности»,от привязанности к благосостоянию, вещизму и приобретал безличное содержание;
– обретение свободысостоит в «признании необходимости» и самоотверженном подчинении деятельностичеловека сверхпрограмме, воплощающей такую необходимость;
– государствовоплощает в себе осознанную общественную необходимость и укрепляется в ожиданиипериода, когда оно «постепенно отомрет»;
– конечное спасениедолжно наступить в скором будущем, когда «наступит коммунизм», и ради этогоможно принять все текущие ограничения;
– отменяются,изживаются, или ослабляются все ограниченные, локальные формы бытия — семейные, клановые, территориальные, национальные, религиозные — в пользу«интернационализма», объединяющего всех «трудящихся» на классовой основе.
Интенсивнаяидеологическая обработка широких слоев населения в сочетании с массированнымсоцреализмом в художественной культуре должна была быстрыми темпами стеретьсущественные различия между национальными группами, сведя эти различия к формес единым содержанием.
Структурасоветской социокультурной жизни складывалась по принципам, присущим незападнымцивилизациям. Как и водится, в ее основе было три компонента:
а)сакрализованные фигуры Учителя и Основателя (Основоположника);
б)сакрализованное учение, сопровождаемое огромными комментариями, интерпретацией,догматикой, чтобы связать с ним мировоззрение общества и основные сферыдуховной регуляции;
в)партия как институт, выступающий организатором и вдохновителем всей идеологическойжизни, а через нее подчиняющий себе в той или иной степени функционированиедругих сфер.
Этаоснова держала на себе всеобъемлющую систему духовного производства,утверждающую единообразную культуру — и не только в мировоззрении, но и вобразе жизни, языке, нормах поведения, желательных ценностях и перспективныхидеалах. Все это воплощалось в крупномасштабной системе идеологическоговоспитания, образования, культуры соцреализма, насаждалось через массовуюкультуру.
Науровне теоретического сознания потребности формируемой цивилизации связывалисьс «борьбой за новое, передовое», отвечающее непреложной историческойнеобходимости. На массовом уровне эти надличные принципы приобретали неизбежноперсонифицированный вид, связывались с вождем, как подлинным выразителем этогоначала. В этом и состоит «тайна» столь губительного культа, в котором земной,злобный и жестокий — или же никчемный и неспособный — вождь возводился почти доуровня космического всезнания и всемогущества. От него шел прямой канал веры в«правое дело» партии, а от нее к онтологическому сверхпринципу, принадлежностьк которому вызволяла обездоленных из тьмы небытия. Все духовное пространство обществабыло обставлено предметными воплощениями этого спасения как надличностнойреальности, придающей смысл каждой индивидуальной жизни: музеи, лозунги,символы, ритуалы, издания классиков марксизма-ленинизма, обязательнаяпартийная литература, специальная агитационная массовая культура и т.д.
Всякий культурная жизнь приводились и соответствие с догматамимарксизма-ленинизма и культом вождя. Изымались все направления ипроизведения, которые могли восприниматься как идущие вразрез с официальнойидеологией и культом. Первое, иаиболее почетное место в издании книг,кинематографии, драматургии, живописи не только в пропагандистской, но и вхудожественнойкультуре отводилось идеям и символике официального культа. Как современнаяобстановка, так и история подлежали соответствующей интерпретации,фальсификации и переписыванию для приведения их в соответствие с принципамиидеологии.Важной частью тоталитарной культуры была политическая мифология,ведущими темами которой были «строительство социализма», «единство партии инарода», «капитализм — отживший и обреченный строй», «слава КПСС» и т.д.
Идеология, оторванная от действительности, превращаласьв средствоофициальной идеализации жизни. Реальность подлежала необъективному осмыслению, а «правильной трактовке». Замалчиваниеиискажениедействительности привели к широкому распространениюдвойного мышления, лицемерия и цинизма.
Унификация культурной жизни достигалась изъятием и замалчиваниемнежелательных элементов культурного наследия или новых направлений,провозглашением некоторых классических или же новых официально признанныхнаправлений «академическими», их всемерной государственной поддержкой черезсистему официальных творческих союзов, почетных званий, премий, привилегий и т.д.Организационным воплощением такой политики стало установление жесткогобюрократического контроля над всей творческой и научной деятельностью. Была проведенацентрализация и объединение творческих союзов и научных организаций как средство подчиненияих работы партийному руководству.
Темпы решали не только — и не столько — задачу экономическогосоревнования. Как известно, последнее отнюдь не стало достижением«зрелого социализма». Главный критерий заключался в утверждениимноголикого политического единства и социальной однородности советскогообщества (впрочем, жестко разделенного на «народ» и «номенклатуру»).Тому же способствовали итщательно регулируемые духовные средства.
Несомненная устойчивость и стабильность советской системы была обязанаво многом радикальному устранению противоречий, которые раздирали имперскуюРоссию. Снятие принципиальных различий между гетерогенными социальными и этническимиобразованиями и их объединение — и не только принудительное, но и во многомидеологически мотивированное — несомненно создавали большую степеньстабильности. Прочность режима в противостоянии внешним антагонистам такжеспособствовала его принятию — ценой превращения всего земного шара в арену противостояния двух мировыхдержав.
Однако, создав жесткую тотальную систему регуляцииобщества, устранив или же загнав вглубь прежние противоречии, раздиравшие Россию(или другие страны социализма), государственно-партийная система столкнулась снеразрешимыми противоречиями. Главным из них была неспособность кустойчивому развитию, что вытекало из той насильственной «консолидации», котораясковывала внутренние ресурсы общества и требовала постоянного напряжениясил и огромных ресурсов на противостояние «внутренним проискам» и «враждебномуокружению». Необходимость повышения мобильности общества требовала усиленияего дифференциации, развязывания инициативы, а значит, допущенияплюрализма — и не только в формах собственности, но и в принципах отношения кмиру, смыслах и нормах деятельности. Огромные силы государственно-партийнойсистемы расходовались на то, чтобы ограничить все пути независимой модернизации иподчинить все общество единым принципам, согласованным с верховным центром.
Социокультурные проблемы модернизации России
Приведенный выше социологический анализ исторической динамикирусской культуры дает возможность выявить и некоторые общие социокультурныетенденции, сложившиеся в нашей стране в период перестройки. Как мы видим, вэтих тенденциях следует выявлять не только собственно политические и хозяйственныестороны, на которые обращается преимущественное внимание. Без учета духовныхзакономерностей общественной жизнедеятельности всякий анализ не пойдетдалее публицистики одного года или даже недели. Недооценка этих закономерностей,отсутствиедолжного понимания социокультурных принципов функционированияобщества приводит ко многим издержкам и кризисным тенденциям в российском обществе.
За последние годы в российском обществе были проведены радикальныепреобразования, которые привели к основательным изменениям в экономическом,политическом, социальном и культурном планах. Все более значительноеместо в обществе занимают рыночные отношения. В нарастающей степени идет приватизациягосударственной и коллективной собственности и ее переход в частнуюсобственность. Преобразуются институты исполнительной, законодательной исудебной власти. Меняется система государственного управления, в которойпроисходит все большая децентрализация. Идет процесс формированиямногопартийности. В обществе складывается обстановка политического, идеологического, национального ирелигиозного плюрализма, выражающегося как в разнообразии частичных позиций иориентации, так и в их напряженной полемике и соперничестве.
Видейно-политическом плане соперничество привело к оформлению несколькихосновных направлений, которые резко расходятся между собой как в оценкесложившейся ситуации, так и перспектив изменения социально-экономического,политического и социокультурного устроения России. Многообразие точек зрениязачастую заменяется противостоянием противоположных подходов, складывающихся внекоторые «лагеря». Согласно принципам западнического радикального крыламодернизаторов Россия должна максимально быстро преодолеть «груз прошлого»,все «соблазны» и «пагубные утопии»,встречавшиеся на ее пути. Иногда как констатация неизбежности, но иногдаи с явным удовлетворением отмечается, что произошло «крушение» и «распад» Россиии в ее истории наступил «переломный период». Россия должна изменить свойгеополитический и цивилизационный облик, а во многом сменить и сам народ,представленный «многочисленными, но отсталыми группами и слоями». По такимпредставлениям максимально быстрое и форсированное усвоение западных, преждевсего американских, образцов обеспечит необходимое осовременивание российскогообщества, без чего оно может скатиться до уровня второстепенной слаборазвитойстраны.
Призывык «коренному повороту истории», к «преодолению позорного прошлого», к «сменецивилизации» из публицистического контекста переходят в научный оборот. Тезисо тотальной «ненормальности» России в прошлом и настоящем стал чуть ли ни общимместом в выступлениях как представителей либеральной интеллигенции, так иофициальных реформаторов. Лишь с большим трудом и замедленными темпамипроникает в научный оборот идея специфичности и многообразия процессов модернизации,их зависимости от принимающей среды, идея цивилизационного своеобразия,присущего всей мировой истории и сохраняющего свое значение и в современности.
Политико-идеологическиекрайности прозападной демократии порождают столь же упорное — и растущее — противостояние право-националистических сил. Как тотальное «преобразование» сложившихся типов жизнедеятельности,подрывающее жизненное обеспечение — хозяйственное, социальное,духовное, моральное — значительных масс населения, так и приводимые для нихидейные обоснования вызывают антиномическое (тотальное) неприятие. Национально- патриотические программы направлены на приоритетное решение принципиальноиной задачи: поиск формулы «национального самосохранения», «спасения России»,восстановления ее духовно-нравственных ценностей, дававших основу для единстванародов громадного евразийского пространства или даже для «всечеловеческогоединения».
Каждаяиз сторон обращается к тем или иным фактам социальной реальности или тем илииным компонентам совокупного общественного опыта, чтобы отстоять свою правоту.Однако сложность и многообразие происходящих процессов имеют неоднозначный ипротиворечивый характер. Поэтому нельзя ограничиться описанием «пагубного»наследства прошлого или «катастрофических» последствий реформ для полноценногоанализа перспектив трансформации российского общества.
Процессмодернизации не может рассматриваться как осуществление некоторой «образцовой»модели, сформированной на опыте некоторых западных стран, которые реализовалипозднеиндустриальный тип общественного производства или переходят кпостиндустриальному. Этот процесс во всякой стране неизбежно развертываетсячерез некоторые противоречия, накладывающиеся на реальнуюсоциально-экономическую, политическую и социокультурную специфику данногообщества. Через выделение такого рода противоречий в социокультурном плане мыможем более системно представить себе общий характер происходящих процессов.
Развитиеили преемственность? Первым,наиболее очевидным и легко воспринимаемым противоречием процесса модернизациив сфере собственно культурной является противоречие между необходимостьюдостаточно быстрого обновления сложившегося культурного достояния и системыдуховной регуляции, уже не отвечающей новым потребностям общества, и сохранениемтого ценного, что поддерживает жизненно важные функции общества в егомногообразной и многоуровневой системе производства и деятельности. Этопротиворечие выливается как в российском обществе, так и в других странах впротивостояние, а подчас и ожесточенную борьбу между модернизаторами и консерваторами,между западниками и сторонниками российской самобытности, авангардистами иклассикалистами, между сторонниками новой индустрии культуры и ее перевода нарыночные отношения и теми, кто отстаивает гуманистическое достояние культурыпрошлых эпох.
Обе сферы культуры имеют соответствующее функциональноезначение для полноценного существования общества, поэтому их противостояниевызывает социальные, культурные и психологические разлады. Если критика негативных и пагубных явлений в прошлой истории обществапереходит в тотальное отрицание и изничтожение позитивных достижений впрошлом, в попытку создавать «с чистоголиста» новую историю и культуру, в общественном сознании широкораспространяется ощущение утраты жизненных ориентиров и ценностей, аномичности(ненормативности) жизни. Новые прагматические ориентации не могут возместитьвесь комплекс утрачиваемых ценностей, так как важные сферы человеческогосуществования и социальной регуляции нуждаются в поддержании и постоянномвоспроизводстве функциональных норм, ценностей и смыслов, вошедших вцивилизационное достояние данного общества.
Утверждениеутилитарных ориентаций, романтизация «здорового бизнеса» и поэтизациябогатства и потребления могут заполнить лишь ограниченное место в культурномкомплексе общества, за рамками которого по-прежнему необходимы идейновозвышенные, высокодуховные ориентации, устойчивые идеалы и представления одолжном и достойном.
Развитиеили социальная стабильность?Второесущностное противоречие процессов модернизации в российском обществе — этостолкновение между потребностью в радикальном обновлении и преодолениисложившихся в обществе застойных порядков, приведших к нарастающему отставаниюобщества от современного мирового уровня, с одной стороны, и необходимостьюподдержания социальной стабильности и единства общества — с другой. Как вхозяйственном, так и в социокультурном плане обновление означает прежде всегоширокое внедрение рыночных отношений и частной собственности, что в принциперезко ограничивалось системой государственногосоциализма как в идеологических принципах, так и на практике. Этоозначает, что подвергается радикальному изменению система социализации обществав целом: резко сокращается сфера коммунитарных (межличностных) отношений,определявшихся как «социалистические», и расширяется сфера товарно-денежныхсвязей. В ценностном плане это сопровождается расширением предпринимательских,достижительных, прагматических ориентаций, получающих соответствующуюподдержку со стороны реформаторских кругов.
Такого родаперемены неизбежно влекут за собой подрыв сложившихся моральных норм иценностей, что выражается как в «падениинравов», так и в росте корыстных, коррумпированных, криминальныхотношений.
Наложениеи столкновение разных типов социальности усиливается и растущим классовымразделением. Такое разделение, с одной стороны, — необходимое условиестановлении рыночных отношений. С другой стороны, стихийный процесс разделенияприводит не только к резкому расслоению на богатых и бедных (в гораздо большейстепени, чем в советский период или по сравнению с буржуазными странами), но ик резкому возрастанию количественных диспропорций — между небольшим числомсверхбогатых и растущим числом беднеющихслоев — при малочисленном среднем классе.
Это нетолько экономическая и не только нравственная проблема, но и социокультурная,так как последствием такого расслоения становится не только количественнаядиспропорция, но и наследственный характер массовой бедности — на фоне растущегоблагополучия немногочисленных слоев, которые унаследовали свои привилегии икоторым реформы обеспечивают благоприятные условия для дальнейшегопродвижения. Резкое различие доходов сопровождается ломкой системы социальногообеспечения, что выражается в развитии платного образования и здравоохранения.Недовольство беднейших слоев, которым «нечего терять» и которые ощущают себяограбленными и жертвами обмана, неизбежно подрывает стабильность в обществе.Привилегии элиты, стремящейся к быстрому обогащению любой ценой, ощущаются какнелегитимные, полученные за счет присвоения общенародного достояния, а ненакопленные через самоограничение и инициативное расширение общественногопроизводства.
Негативнымпоследствием становится подрыв стимулирования тех слоев, которые не видят длясебя шанса выбраться из бедности. Ставка на немногочисленную группуэкономически активных собственников как социальную опору реформ и предоставлениеим хороших стартовых возможностей неизбежно дестабилизирует весь процессмодернизации. У значительной части населения возникает состояние аномии ичувство отчуждения от общества, что сужает размах инициативы в обществе иподрывает его человеческий потенциал
Заимствованиеили самобытность?Третьепротиворечие — между необходимостью широкого заимствования современногомирового опыта и сохранением самобытности общества, без которой оно перестаетбыть самостоятельным субъектом мировых отношений. Широкая открытость обществаоблегчает усвоение новейших достижений внешнего мира, прежде всего высокоразвитыхстран. Однако оборотной стороной такой открытости становится чрезмерноеимитаторство, перенос излишних элементов чужеродныхкультур, что приводит к подрывусобственного культурного достояния. Слепое копирование образцовиноземной культуры, без должной адаптации к своему достоянию, оборачивается нетолько духовным, но и социальным разладом, порождающим реакцию отторжения.Происходит растущее расхождение между классовыми и социальными группами,центром и провинцией, поколениями.
Форсированнаявестернизация происходит через внедрение прежде всего гедонистическихориентаций, способствующих потребительскому «включению» в мировой рынок, и тоймассовой культуры, которая утверждает потребительские ценности, обеспечиваетманипулятивное отвлечение от содержательного участия в общественной жизни,культ развлечений.
Биосоциальныекомпоненты западного общества, встроенные в упорядоченную систему регуляции,обеспечиваемую институтами частной собственности, права, политическойсистемой, глубоко внедренными моральными и ценностными механизмами, получаютвозможность облегченного проникновения в дезорганизованную структуруроссийского общества и стимулируют в нем встречную биосоциальную реакцию.Утверждается конфликтный вариант модернизации, означающий растущие социальныеантагонизмы, демонстрационное потребление, массовую деморализацию населения,коррупцию, этнические конфликты, произрастание мафиозных структур, девиантноеповедение и т. д.
Этопротиворечие реализуется через поляризацию установок политически активногонаселения России в форме двух противостоящих стратегий:
а)присоединение к западной модели — решительная вестернизация страны;
б)формирование специфической цивилизационной модели, учитывающей достижения Запада,но при этом основывающейся на собственной исторической и культурной традиции,собственном типе мотивации. Естественно, что во втором случае предполагаетсяэнергичное социокультурное дистанцирование от Запада, защита от его «соблазнов»то ли с помощью мощных контридей, то ли новых охранительных — в широком смыслеслова — барьеров.
Частовстречающийся в публицистике призыв «войти в мировую цивилизацию»подразумевает наличие лишь одной цивилизации — европейско-американской. Междутем, как мы видели, несмотря на преобладание западной культуры в мировыхкультурных процессах сохраняются и устойчивые структуры других мировыхцивилизаций. Россия имеет спои цивилизационные характеристики, и хотя этихарактеристики отличаются противоречивостыо,общество не может допустить отрыва от своего культурного достояния.
Инверсионные повороты или устойчивое накопление. Мы уже увиделинасколькохарактерными для истории российского общества оказались инверсионные повороты,в которых происходила резкая смена господствующих социальных укладов, преобладающихнорм ценностей, системы культурных смыслов. В конце века, как и в его начале,Россия проходит через радикальные революционные перемены, сопровождаемыетенденциями к разрушению или отказу от многих позитивных достижений предшествующегопериода. Происходящие при этом утраты не возмещаются частичными илиповерхностными обретениями, что приводит к усилению в обществе негативныхреакций. Избавление от политических или культурных крайностей достигается черезсоздание устойчивой системы общественного самоуправления и формирования срединнойкультуры,обеспечивающей участие различных социальных,этнических и конфессиональных общностей. Наряду с тенденциями противостояния вроссийском обществе идут интенсивные поиски центристских принципов, которыеспособны нейтрализовать конфронтацию и обеспечить согласие всех созидательныхсил.
При этомследует иметь в виду, что принято различать по крайней мере «два Запада»:католический и протестантский или, как предпочитают говорить политологи,континентально-европейский и атлантический. И различие сказывается не только вполитических системах или конфессиональных привязанностях, но и степениприверженности культурному достоянию Европы или своей национальной культуре.
Распадцентрализованного государства, связанного прежде с Российской империей, а затемс СССР, не означает устранения исторически складывавшихся связей и отношений сВостоком. Взаимодействие России с восточнымирегионами — постоянный фактор ее истории и «евразийское» начало вцивилизационном облике России — важнейший компонент ее социокультурного игеополитического устройства. Вместе с тем Россия издавна втянута в орбитузападной цивилизации и соединяет в себе оба начала, что создает постоянноеполе острых противоречий. В этом соединении противоречивых начал — та важнейшаясоставляющая, которая постоянно формировала облик России.
Этническое — общенациональное — мировое. Четвертое противоречие — междупроцессами национальной консолидации, которые сопутствуют процессам модернизации, и поддержаниеммежнационального взаимодействия. Распад единой централизованной политической икультурно-идеологической системы регуляции бывшего СССР выявляетотсутствие устойчивых общих механизмов интеграции и стабилизации общественныхотношений. В этих условиях естественно происходит реставрация прежних формсоциокультурной саморегуляции более низкого уровня, отличающихся локальностьюв пространственных и временных измерениях. Этническое и национальноевозрождение, увязываемое с политическим самоопределением, предстает как реставрация сепаратистских модусов бытия, значениекоторых к концу XX в.во многом исчерпалось. Функционирование такого рода социокультурных общностейтребует введения сложного корректирующего механизма, отнюдь не сводимого ни кмежгосударственной политике, ни к «миротворческим силам». Политика и властьимеют свои пределы, они функционируют в пространстве между волей к власти иполитической культурой общества в целом или совокупной культурой его различныхчастей. Нужна достаточно хорошо налаженная система взаимодействия разных компонентовобщественной системы, чтобы политический механизм был в состоянии решать задачиустановления согласия.
Впереходных условиях происходит интенсивное возрождение и утверждение техсоциокультурных типов интеграции, которые служат исходной основой складываниячеловеческих общностей. Характерной особенностью современных процессов, которыепротекают в постсоветском обществе, является сильное проявление именноэтнического фактора наряду с национальным или цивилизационным, а подчас и егопреобладание. Этнические общности, основанные на единстве «крови и почвы», т.е.генетического родства и сходства природно-хозяйственной среды, становятсяважной «витальной» формой первичной самоидентификации локальных общностей всилу ослабления всех связей более высокого уровня.
Средиразличного рода причин, вызвавших такие процессы, следует выделить прежде всегопротиворечивость процесса складывания наций в рамках СССР. С одной стороны,происходило формирование политических, институциональных и культурных факторовнационального уровня, носителем которого выступала прежде всего городскаяинтеллигенция и административная элита. А с другой — эти процессыперекрывались мерами по формированию наднациональной советскойгосударственности, социалистической системы хозяйства и цивилизации,перекрывающей значение всех форм национальной идентичности. Поэтомунациональным образованиям в рамках советской социокультурной сиетемы присущаслабость общекоммуникативных ресурсов — в хозяйственной, политической икультурной сферах.
В этихусловиях и происходит выявление социокультурных факторов более низкого уровня,так как этнические ориентации не соотносятся ни с экономическими, ни собщеполитическими принципами, разрывая все связи более высокого порядка как «имперские»и как «посягательство» на местную идентичность. Отстаивая принцип консолидациина основе этнической идентичности, этноцентризм оказался способным идтивразрез с потребностью в национальной консолидации разнородных генетических илингвистических групп и цивилизационным устроением судеб разных культурныхобщностей. Тем самым этноцентризм становится одним из факторов дестабилизацииотношений.
Складываниенации происходит как объединение далеко не идентичных этнолингвистических группна основе утверждения общих отношений и связей, в которых задействованы хозяйственные,политические и социокультурные факторы. Особенно следует подчеркнуть значениеименно культурных факторов, которые зачастую служат важной предпосылкой иосновой последующего формирования хозяйственной общности, адо некоторойстепени могут и заменять ее. К числу этих факторов следует отнести и адаптациюразличных образов жизни, выработку общего языка и символики, отвечающихсовокупным потребностям всех этнических групп.
Типологическийанализ должен выявить соотношение национально-интегративных потенций дляосновных стержневых наций региона. Конечно, для различных этнических общностейРоссии и стран СНГ национализм предстает в различном содержании. Для однихзадача состоит прежде всего в преодолении общинной, клановой и родоплеменнойраздробленности, хотя бы и через вытеснение представителей других этническихгрупп. Для других — в преодолении собственно этнических рамок национальнойконсолидации, во взаимной адаптации к приемлемым общим ценностям, нормам исмыслам. Такой национализм гораздо ближе цивилизационным методам решенияпроблем интеграции.
Важной социокультурной проблемой становится налаживание межкультурныхвзаимоотношений на территории бывшего СССР. Оживление националами усиливаеткультурную разнородность населения, не устраняемую отныне ни общей национальнойкультурой, ни общейгосударственной системой. Однако национально — территориальное размежевание вусловиях бывшего СССРоказывается крайне затруднительным, так как втечение нескольких веков в едином политическом и социокультурном пространствепроисходило перемещение и смешивание населения. Тенденции к размежеваниюприводят к ожесточенным конфликтам, перерастающим в военные столкновения.Попытки урегулирования таких столкновений на основе посредничества оказываютсянеустойчивыми, зависящими от соотношения сил. Очевидно, что долговременноеурегулирование и прочная стабилизация как межнациональных, так и социальныхотношений могут быть обеспечены только в ходе длительного формированияфундаментальных наднациональных принципов и их соответствующего институциональногообеспечения.
Формированиецентристской модели общественного устроения для России и формулы «согласия»стало одной из основных задач многих политических и интеллектуальных течений.Составными частями или вариантами такой модели стали положения о необходимостиусиления государственного централизма как нормативной гарантии общественногоединства либо положение о «согласии» и «консенсусе» основных участниковобщественного взаимодействия.
Несомненно,что и то, и другое — необходимые компоненты действенной общественнойинтеграции. Однако становящийся уже ключевым термин «центризм» еще в огромнойстепени обращен к политической стороне жизни, слишком уповает на возможностьсоединения в каком-то единстве воли многих политических сил. Между тем политикаи власть имеют свои пределы, они функционируют в пространстве между волей квласти и политической культурой общества в целом. Нужна достаточно хорошо налаженнаясистема взаимодействия разных компонентов общественной системы, чтобыполитический механизм был в состоянии решать задачи установления согласия.
Межнациональныеотношения в современном мире во все возрастающей степени смыкаются собщемировыми. Поэтому в этнических и национальных проблемах Центральной Азииили Закавказья сказывается влияние как сопредельных стран Востока, так ивысокая заинтересованность многочисленной диаспоры в разных странах мира.
Споро верах. Вдополнениек этнонациональным противоречиям в геокультурном пространстве СНГинтенсивнопроявляются и межконфессиональныерасхождения, которые сопутствуютпроцессам широкого оживления религиозных верований. Самопо себе такое оживление неизбежно, и вкультурологическом планеможно выделить несколько важнейшихпричин, способствующих такому оживлению. Прежде всего прогрессирующее падениедоверия к государству, неспособному решить многие насущные проблемыжизнеобеспечения, а нередко и защиты своих граждан от насилия, побуждает многихлюдей искать защиты и поддержки, надежду на будущее в религии.
Крометого, продолжающийся рост национального самосознания народов Россиисопровождается активным обращением многих граждан к истории, древнимтрадициям, к ценностям религии, с которыми эти народы были связаны в течениемногих веков и которые воспринимаются ими как национальные.
Кусилению влияния религии на различные слои населения ведут обострившиесямежнациональные отношения, поскольку лидеры противоборствующих сторон и силы,выступающие за скорейшее их примирение, за прекращение и предотвращениемежэтнических конфликтов, стремятся максимально использовать разноплановыйпотенциал религий и их институтов. Вместе с тем усиленная политизация,означающая включение в политическую борьбу различных общественных движений исвязанное с этим желание заполучить поддержку религиозных организаций ислужителей культа, стимулирует усиление социальной активности духовенства,повышает его авторитет вмассовом сознании, способствует роступривлекательности религиозных ценностей.
Естественно,что напряженный интерес в общественной мысли вызывают тенденции,свидетельствующие о деятельности основных претендентов на высокую духовнуювласть в постсоветском цивилизационном пространстве — коммунизма, православия иислама. О своих претензиях на власть над умами и душами заявляют и другиедуховные силы с Запада и Востока. Многое будет зависеть от степениприверженности каждой «конфессиональной общности»своей вере, устойчивости, мобильности и органичности института каждой из«конфессий». Социокультурная неполнота и историческая слабость каждого из этихпретендентов означают, что «достижение согласия» может быть длительным изависит как от внешних факторов, так и эндогенныхпотенций каждого из них. Необходимо выявление не только соотношенияцивилизационных потенций большихтрадиций, но и их взаимодействие, достигаемоечерез духовный и институциональный механизм диалога и взаимопонимания.
Конечно, и современном мире коммуникативных и социализующих потенцийлюбой религии недостаточно для решения сложных многомерных задач модернизации иинтеграции. На про протяжении XIX XX вв. все цивилизации претерпели в той или иной мере процессдезинтеграции на национальные общности, а в рамкахкаждой нации сформировались те или иные механизмы срединного и низового уровня, обеспечивающиесамоорганизацию и самоуправление в применении к локальным условиям.
Социокультурныепреспективы
Культурароссийской цивилизации представляет собой сложное, многоуровневое,противоречивое образование, формирующее обустройство большого общества наогромном геокультурном пространстве Евразии. Поэтому всякое полноценное,подлинно научное рассмотрение современных или прошлых проблем этого общества, аравным образом и выявление перспектив его изменения требует учета разныхсторон, измерений, уровней и компонентов. Соответственно, и всякая практическаяработа по налаживанию, поддержанию или модернизации социокультурныхкомпонентов общественной регуляции должна происходить на основе взаимодействияразличных институтов и с учетом тех разнообразных компонентов, которые исоставляют культурную систему. В общем плане среди таких компонентов следуетвыделить хозяйственные, социальные и управленческие структуры, в том числерыночные, государственные и кооперативные, этнонациональные и конфессиональные,комплекс отношений город — деревня, центр — периферия, классовые,стратификационные, профессиональные и т.д. На культурные аспекты регуляцииэтих отношений воздействуют не только государственные органы, как это былопрежде, и не только коммерческие структуры, на которые столько надеждвозлагается теперь. Воспроизводстводуховной деятельности обеспечивается системой образования, научнымиучреждениями, церковными институтами, структурами масс-медиа, творческимиорганизациями и т.д. Вместе с тем, как мы видели, культура в значительнойстепени создается в духовном пространстве личности и межличностных отношений.Именно взаимодействие всех этих компонентов и обеспечивает постепенное, нополноценное и устойчивое решение сложных проблем культурной трансформации.
Настойчивая,постоянная, упорная работа по самоорганизациина всех уровнях и в самых различных сферах и является процессомформирования срединной культуры, обеспечивающей поддержание всех значимыхжизненных функций, а вместе с тем сочетание факторов интеграции идифференциации, необходимое для успешной модернизации. В этой сетиотношенийсоздается то взаимодействие различного родакомпонентов и структур, которое так или иначе включает всех, хотя и разводя поразным местам, уровням и блокам общественной регуляции. В нем и достигаетсявзаимная адаптация социальных слов, этнических, национальных и конфессиональныхкомпонентов, реализуется симбиоз и синтез разнородных структур, распределяютсяфункции центра и периферии, формируется устойчивое региональное и местноесамоуправление, находящееся в органическом соотношении с целостной системойобщецивилиза-ционных связей.
Список используемойлитературы
1. ЕрасовВ. С. Социальная культурология: Пособие для студентов и высших учебныхзаведений. – М.: Аспект Пресс, 1998.
2. КаганМ. С. Философия культуры. – Санкт – Петербург, ТОО ТК «Петрополис», 1996.
3. КравченкоА. И. Социология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. –Екатеринбург: Деловая книга, 1998.
4. КравченкоА.И Введение в социологию. Учебное пособие. – М., «На Воробьевых», 1994.