–PAGE_BREAK–Глава 2. Анализ основных технико-экономических показателей операционной деятельности ОАО «Сургутнефтегаз» за 2007-2009 гг.
Прежде чем составлять проект плана прибыли и рентабельности производства для ОАО «Сургутнефтегаз», необходимо проанализировать основные ТЭП операционной деятельности предприятия в динамике. Они представлены в таблице 1[5].
Таблица 1
Основные ТЭП ОАО «Сургутнефтегаз» за 2007-2009 гг.
Показатели
Ед. изм.
2007 г
2008 г.
2009 г.
Добыча нефти
Млн.т
65,6
64,5
61,7
Производство газа
Млрд. м3
14,6
14,1
14,1
Первичная переработка углеводородного сырья
Млн.т
20,2
19,9
20,6
Производство основных видов нефтепродуктов:
Млн.т
19,2
18,9
19,6
– автобензины
2,3
2,2
2,3
– дизтопливо
4,7
4,8
5,0
– авиакеросины
1,1
0,7
0,8
– мазут
10,1
10,0
10,4
– прочие
1,0
1,2
1,1
Выработка электроэнергии
млн.кВтч
1 878,3
2 467
2 779
Переработка газа
Млрд. м3
5,3
6,9
7,2
Объем капитальных вложений
Млн.руб.
67 145
95 026
104 286
– нефтедобыча
59 146
86398
93 645
– нефтепереработка
7 512
8 075
9 799
– сбыт
487
553
842
Ввод новых нефтяных скважин
Скв.
935
982
972
Ввод и реконструкция АЗС
Шт.
7
15
11
Среднедействующий фонд добывающих скважин
Скв.
15 813
16 308
16 727
Количество АЗС
Шт.
300
305
306
Среднесписочная численность персонала
Чел.
96 558
101835
104 043
– нефтедобыча
85 930
90 996
92 935
– нефтепереработка
6 597
6 723
6 973
– сбыт
4 031
4 116
4 135
Выручка от продажи продукции, работ, услуг.
млн.руб
500 510
595 882
546 695
Затраты на производство реализованной
продукции, работ и услуг
млн.руб
342 316
420 315
397 299
Нераспределенная прибыль (чистая прибыль)
млн.руб.
77 105
88 627
143 917
Среднегодовая стоимость активов
млн.руб.
857564
950 320
1 063 109
Рентабельность продаж
%
26,2
24,3
20,7
Дивиденд на одну акцию
– обыкновенную
коп.
53
60
60
– привилегированную
коп.
71
82
132,6
Изменение основных ТЭП, как в абсолютном, так и в относительном выражении, представлено в таблице 2.
Таблица 2
Изменение основных ТЭП в 2007-2009 гг.
Показатели
Ед. изм.
Абс.изм. 2008-2007
Абс.изм. 2009-2008
Абс.изм. 2009-2007
Темп прироста 2008-2007
Темп прироста 2009-2008
Темп прироста 2009-2007
Добыча нефти
Млн.т
-1,1
-2,8
-3,9
-1,68
-4,34
-5,95
Производство газа
Млрд. м3
-0,5
0,0
-0,5
-3,42
0,00
-3,42
Первичная переработка углеводородного сырья
Млн.т
-0,3
0,7
0,4
-1,49
3,52
1,98
Производство основных видов нефтепродуктов:
Млн.т
-0,3
0,7
0,4
-1,56
3,70
2,08
– автобензины
-0,1
0,1
0,0
-4,35
4,55
0,00
– дизтопливо
0,1
0,2
0,3
2,13
4,17
6,38
– авиакеросины
-0,4
0,1
-0,3
-36,36
14,29
-27,27
– мазут
-0,1
0,4
0,3
-0,99
4,00
2,97
– прочие
0,2
-0,1
0,1
20,00
-8,33
10,00
Выработка электроэнергии
млн.кВтч
588,7
312,0
900,7
31,34
12,65
47,95
Переработка газа
Млрд. м3
1,6
0,3
1,9
30,19
4,35
35,85
Объем капитальных вложений
Млн.руб.
27881,0
9260,0
37141,0
41,52
9,74
55,31
– нефтедобыча
27252,0
7247,0
34499,0
46,08
8,39
58,33
– нефтепереработка
563,0
1724,0
2287,0
7,49
21,35
30,44
– сбыт
66,0
289,0
355,0
13,55
52,26
72,90
Ввод новых нефтяных скважин
Скв.
47,0
-10,0
37,0
5,03
-1,02
3,96
Ввод и реконструкция АЗС
Шт.
8,0
-4,0
4,0
114,29
-26,67
57,14
Среднедействующий фонд добывающих скважин
Скв.
495,0
419,0
914,0
3,13
2,57
5,78
Количество АЗС
Шт.
5,0
1,0
6,0
1,67
0,33
2,00
Среднесписочная численность персонала
Чел.
5277,0
2208,0
7485,0
5,47
2,17
7,75
– нефтедобыча
5066,0
1939,0
7005,0
5,90
2,13
8,15
– нефтепереработка
126,0
250,0
376,0
1,91
3,72
5,70
– сбыт
85,0
19,0
104,0
2,11
0,46
2,58
Выручка от продажи продукции, работ, услуг
млн.руб
95372,0
-49187,0
46185,0
19,05
-8,25
9,23
Затраты на производство реализованной
продукции, работ и услуг
млн.руб
77999,0
-23016,0
54983,0
22,78
-5,48
16,06
Нераспределенная прибыль (чистая прибыль)
млн.руб.
11522,0
55290,0
66812,0
22,79
62,39
86,65
Среднегодовая стоимость активов
млн.руб.
92756,0
112789,0
205545,0
14,94
11,87
23,97
Рентабельность продаж
%
-1,90
-3,60
-5,50
-7,25
-14,81
-20,99
Дивиденд на одну акцию
– обыкновенную
коп.
7,00
0,00
7,00
13,21
0,00
13,21
– привилегированную
коп.
11,00
50,60
61,60
15,49
61,71
86,76
Проанализируем полученные результаты.
Добыча нефти и производство газа в 2007-2009 гг. снижались, их темпы прироста составили соответственно -5,95% и -3,42%, что в абсолютном выражении равно -3,9 млн. т и -0,5 млрд. м3, то же происходило и с рентабельностью продаж. Она снизилась почти на 21%, что составило -5,5%.
Выручка от продажи продукции, работ, услуг повысилась в 2008 году относительно 2007 г почти на 20%, в абсолютном выражении на 95372,0 млн.руб. А в 2009 г снизилась относительно 2008 г на 8,25%, то есть почти на 50 млрд. руб. Изменение затрат на производство реализованной продукции, работ и услуг имело ту же тенденцию, что и изменение выручки от продажи продукции, работ, услуг, то есть увеличение в 2008 г относительно 2007 г. и уменьшение в 2009 г. Если сравнить темпы роста, то можно увидеть, что затраты росли быстрее (более 16%), чем выручка (меньше 10%), значит, прибыль от операционной деятельности должна была снизиться при прочих равных условиях, так как затраты стали занимать большую долю. Однако за счет благоприятной конъюнктуры цен на нефть на мировых рынках и за счет успешной финансовой и инвестиционной деятельности нераспределенная прибыль выросла почти на 87% с 2007 по 2009 гг., что в абсолютном выражении составило почти 67 млрд. руб. Этому способствовало и то, что производство основных нефтепродуктов, несмотря на спад в 2008 г, возросло в 2009 г. на 3,7 %, то есть на 0,7 млн.т.
Значительный рост дивидендов на 1 акцию свидетельствует о том, что деятельность ОАО «Сургутнефтегаз» высоко оценивается фондовым рынком, предприятие привлекательно для инвестирования, у него высокая рыночная активность. Так, дивиденд на 1 обыкновенную акцию вырос на 13,21 %, а на привилегированную – почти на 87 %.
продолжение
–PAGE_BREAK–Глава 3. Методика планирования прибыли и рентабельности
Прибыль и рентабельность относятся к важнейшим обобщающим показателям эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Повышение их уровня свидетельствует как об улучшении использования производственных и финансовых ресурсов, так и о получении дополнительных источников инвестиций для дальнейшего развития.
Прибыль– это доход предприятий, получаемый от производства и реализации продукции, оказания различных услуг, выполнения работ промышленного характера, операций с ценными бумагами и др. В этом показателе находят отражение все стороны производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия. Поэтому прибыль выступает как конечный, оценочный показатель. Чем лучше работает предприятие, выше качество продукции, ниже затраты, тем больше прибыль. Для предприятия значение прибыли велико, так как она является 1 из основных собственных финансовых ресурсов предприятия.
Различают несколько видов прибыли.
Реализационная прибыль(Преал) – это прибыль, получаемая в результате производства и реализации продукции, работ промышленного характера. Она представляет собой разницу между реализованной продукцией (РП) и ее себестоимостью.
Преал = РП-S= ∑(Ц-С)*Q,
где S– себестоимость всей реализуемой продукции, работ и услуг;
Ц – цена единицы продукции (услуги, работы);
С – себестоимость единицы продукции;
Q– количество продукции
∑ — сумма по видам продукции.
Прибыль от прочей реализации(Ппр) образуется в результате продажи предприятием ненужных основных фондов, сверхнормативных материальных ценностей, а также прочих операций. Она также определяется по разности выручки и затрат, связанных с этими операциями.
Внереализационная прибыль (Пв) – это прибыль, образуемая в результате операций с ценными бумагами, валютой и другими видами деятельности, не связанными непосредственно с производством и реализацией продукции и услуг, а именно прибыль (убытки) от эксплуатации жилых зданий; полученные (уплаченные) штрафы, пени; прибыль по операциям прошлых лет; поступления от ранее списанных безнадежных долгов и др.
В сумме эти 3 вида прибыли образуют балансовую прибыль (П).
П = Преал + Ппр + Пв
Балансовая прибыль– это общая сумма дохода, образуемого на предприятии. Из него производятся обязательные выплаты в виде налогов и отчислений (Н). Оставшаяся в распоряжении предприятия прибыль составляет чистую прибыль (Пч).
Пч = П — Н
Таким образом, прибыль – это обобщающий показатель деятельности предприятия, в котором отражаются и рост объема производства, и повышение качества продукции, и сокращение затрат [3].
В составе балансовой прибыли, как правило, основную долю составляет реализационная прибыль. Любое изменение выручки от реализации продукции порождает еще более сильное изменение прибыли. Этот эффект называется эффектом операционного рычага. Изменяя объем реализации, переменные или постоянные затраты, всегда можно предсказать, каким образом поведет себя прибыль. Чем больше сумма постоянных расходов, тем выше сила воздействия производственного рычага. Знание этого имеет большое значение в нефте- и газодобывающей промышленности, где велика доля постоянных расходов (Sпост) и сокращение объема производства может привести к банкротству предприятий. Поэтому необходимо знание порога рентабельности (РПпорог) – того минимального количества, которое необходимо производить.
РПпорог = Sпост : (РП — Sпер)/РП
Нефтеперерабатывающие предприятия, с их высокой долей переменных затрат (Sпер), менее чувствительны к изменению объема производства [1].
Планирование прибыли, с переходом к рыночной экономике занимает центральное место в стратегическом управлении коммерческим предприятием.
Разработка плана по прибыли — сложный процесс, основанный на глубоком знании конъюнктуры рынка, возможностей предприятия, условий и факторов, определяющих конкурентоспособность предприятия, умении предвидеть реальные пути получения высоких доходов.
Процесс планирования прибыли состоит из нескольких этапов анализа прибыли и рентабельности за прошедший исследуемый период, расчета ее прогнозной величины; оценки достоверности произведенных расчетов; разработки плана мероприятий по обеспечению получения запланированного размера прибыли и рентабельности.
В ходе анализа прибыли и рентабельности хозяйствующего субъекта изучают динамику изменения объема балансовой, чистой прибыли, уровня рентабельности, факторы, их определяющие (величину валового дохода, уровень издержек обращения, доходы от других видов деятельности, включая сальдо внереализацнонных доходов, размер налогов и др.). На размер прибыли и рентабельности влияют две группы факторов: внешние и внутренние.
К группе внешних факторов относятся:
-уровень развития экономики страны в целом;
-меры регулирования деятельности предприятий со cтopoны государства;
-природные (климатические) факторы, транспортные и другие условия, вызывающие дополнительные затраты у одних предприятий и обусловливающие дополнительную прибыль у других;
-изменение не предусмотренных планом предприятия цен на сырье, продукцию, материалы, топливо, энергоносители, покупные полуфабрикаты; тарифов на услуги и перевозки; торговых скидок; надбавок; норм амортизационных отчислений; ставок арендной платы; минимальной заработной платы; начислений на нее; ставок налогов и других сборов, выплачиваемых предприятиями;
-нарушения поставщиками, снабженческо-сбытовыми, вышестоящими хозяйственными, финансовыми, банковскими и другими органами государственной дисциплины по хозяйственным вопросам, затрагивающим интересы предприятия.
Вторая группа объединяет факторы, непосредственно связанные с результатами деятельности предприятия, с предпринимательской активностью субъекта, а также обусловленные нарушением предприятием государственной дисциплины. К основным факторам этой группы относятся результаты коммерческой деятельности, эффективность заключенных сделок на поставку товаров, объем и структура товарооборота, формы и системы оплаты труда, производительность труда, эффективность основных и оборотных средств, уровень валовых доходов и издержек обращения, размер прочей прибыли и др.
Факторами, связанными с нарушениями хозяйственной дисциплины, являются:
-нарушение налогового законодательства и действующего порядка установления и применения цен и торговых надбавок;
-экономия, полученная в результате недовыполнения необходимых мероприятий по охране труда, улучшению условий труда и техники безопасности, плана текущего ремонта основных фондов, недоиспользование средств по подготовке и повышению квалификации кадров и др.;
-экономия, полученная в результате ухудшения культуры обслуживания, сокращения услуг, оказываемых покупателю, и др.;
-несоблюдение методов списания безнадежных долгов, принятой методики оценки товарно-материальных ценностей, начисления износа основных фондов и нематериальных активов.
В ходе анализа выясняется, сумело ли коммерческое предприятие получить запланированную прибыль, по каким причинам, если такое зафиксировано, не обеспечено выполнение планов по прибыли; кто виноват — плохое планирование или плохая работа.
Рентабельностьв большей степени, чем прибыль характеризует результат деятельности предприятия, так как учитывает величину затрачиваемых ресурсов. Существует несколько видов рентабельности.
Рентабельность производства(R) – это отношение балансовой прибыли к сумме среднегодовой стоимости основных производственных фондов (ОФ) и оборотных средств (ОбФ):
R= П/ (ОФ + ОбФ)*100 = П/ПФ*100,
Где ПФ – производственные фонды.
Рентабельность производства показывает, какую величину прибыли получает предприятие с материальных активов.
Рентабельность продукции (Rпр) определяется как отношение балансовой прибыли к затратам на производство продукции (З):
Rпр= П/З*100
Рентабельность продукции может быть определена как в целом по предприятию, так и по отдельным продуктам. Она показывает, какую прибыль получает предприятие с каждого рубля затрат.
Рентабельность продаж(Rпрод) показывает, какая доля прибыли содержится в каждой единице продукции и в общей выработке:
Rпрод= {∑(Р-С)*Q/∑Q*Р} *100,
Где Р – цена единицы продукции, С – себестоимость единицы продукции, Q— количество продукции.
Рентабельность активов(Rак) определяется отношением балансовой прибыли ко всем видам активов: внеоборотным (основные средства), оборотным и нематериальным:
Rак= Пбал*100/А
При этом рентабельность может определяться и по чистой прибыли, тогда это будет чистая рентабельность.
Чистыми активами в рыночной экономике считается сумма внеоборотных и оборотных активов за минусом текущей задолженности. Отношение балансовой прибыли к чистым активам составит рентабельность чистых активов.
Рентабельность собственных средств (Rсс) характеризует, насколько эффективно используются собственные средства (СС). Она определяется по чистой прибыли (ЧП):
Rсс= ЧП*100/СС, %
Анализ прибыли производится в несколько этапов.
На первом этапе производится анализ динамики прибыли и рентабельности в целом по предприятию и его подразделениям путем выявления тенденции изменения массы прибыли и рентабельности за исследуемый период. В этих целях исчисляются темпы (базисные и цепные) роста (снижения) анализируемых показателей и сравниваются с динамикой аналогичных показателей конкурентов и со среднегодовой нормой прибыли на вложенный капитал.
На втором этапе оценивается влияние факторов на прибыль и рентабельность:
а) расчет влияния на прибыль изменения отпускных цен на продукцию (∆Пц):
∆Пц = ∑Q1i(Ц1i– Ц0i) = В1 — В01,,
Где Q1i– объем реализации i-того продукта в натуральном измерении в отчетном периоде; Ц1iи Ц0i– цена реализации i-того продукта соответственно в базисном и отчетном периодах, В1 — объем продаж в отчетном периоде, В01 — объем продаж отчетного периода, рассчитанный в базисных ценах. Таким образом, изменение прибыли в результате изменения цен равно разнице в выручке от реализации фактического объема продукции, рассчитанной в отчетных и базисных ценах.
б) расчет влияния на прибыль изменения себестоимости продукции (∆Пz):
∆Пz = — ∑Q1i (Z1i – Z0i) = — (З1— З1),
Где Z1iи Zi– себестоимость единицы i-того продукта соответственно в базисном и отчетном периодах; З1 — затраты на производство в отчетном периоде, З01 — затраты на производство отчетного объема продукции, рассчитанные по базисной себестоимости. Значит, изменение прибыли в результате изменения себестоимости равно разности в затратах на фактический объем производства, рассчитанных по фактической и базисной себестоимости единицы продукции.
в) расчет влияния на прибыль изменения в объеме реализации продукции (∆ПQ):
∆ПQ = ∑ (Q1i – Q0i) * Цi* R0 = (В1– В) * R0,
Где Qi– базисный объем реализации продукции; R0 — рентабельность продаж в целом по предприятию в базисном периоде. Следовательно, изменение прибыли в результате изменения объема реализации измеряется произведением рентабельности продаж базисного периода на прирост величины выручки, рассчитанной в неизменных (базисных) ценах.
г) расчет влияния на прибыль изменений в структуре (ассортименте) производимой продукции (∆ПАС):
∆ПАС= ∑ (Q1i – Q0i) * Цi* (R0i -R0),
Где Ri— рентабельность продаж по i-му продукту в базисном периоде. Таким образом, влияние на прибыль изменения ассортимента продукции равно приросту выручки, рассчитанному в базисных ценах, умноженному на разницу рентабельности i-го продукта и рентабельности всего выпуска продукции.
На третьем этапе выявляются резервы увеличения прибыли и возможности их использования в перспективе.
Влияние факторов на размер отклонения фактической прибыли от плановой определяется по аналогии с вышеизложенной методикой.
На прибыль и рентабельность большое влияние оказывают ценовые факторы. С ростом цен на товары увеличивается сумма валового дохода и, наоборот, снижение цен приводит к ее уменьшению (прямая зависимость). Изменение тарифов на услуги других отраслей изменяет сумму издержек обращения. С их увеличением растут издержки, а тем самым уменьшается прибыль (обратная зависимость).
Анализ прибыли и рентабельности завершается обобщением неиспользованных резервов для их роста. Таковыми являются ускорение оборачиваемости оборотных средств, повышение эффективности затрат живого труда, сокращение издержек обращения, рост производительности труда, коэффициентов эффективности использования торговых площадей, рост продажи товаров в натуральных единицах измерения [2].
Глубокий анализ прибыли и рентабельности представляет собой важный информационный источник разработки обоснованного прогноза и на его основе плана прибыли на перспективу.
Хотя в условиях нестабильной экономической ситуации и постоянного роста цен многие отказываются от планирования по причине сложности прогнозирования даже однозначных количественных показателей, тем не менее без таких расчетов управляемость предприятия значительно снижается. Как показывает зарубежный опыт, именно детальное планирование позволило фирмам выжить, развиваться и побеждать в конкурентной борьбе.
При отсутствии прогнозных расчетов по важнейшим показателям предприятие не в состоянии оперативно контролировать свои доходы и расходы к принимать соответствующие управленческие решения.
Разработка прогнозных расчетов прибыли обусловлена необходимостью ежеквартального представления справки о взаимоотношениях с бюджетом по налогам на прибыль (доходы) налоговой инспекции своего района. В этой справке показывается прибыль, принятая в плане предприятия, в том числе доходы от других мероприятий и видов деятельности, налог на недвижимость, льготируемая и налогооблагаемая прибыль, ставка налога и сумма прибыли, которая должна быть перечислена в бюджет. Чтобы составить такую справку, кроме прибыли необходимо рассчитать и все другие промежуточные показатели: валовой доход, издержки обращения, товарооборот.
С целью повышения достоверности прогнозных расчетов прибыли рекомендуется разрабатывать прогноз не на год, а на квартал (а для внутренних целей — на месяц), т. е. идти от частного к общему.
Таким образом, при планировании прибыли необходимо учитывать характер планового периода: краткосрочный или долгосрочный. В краткосрочном периоде может быть осуществлена максимизация прибыли за счет изменения объема и ассортимента продукции. В долгосрочном периоде воздействие осуществляется как на переменные, так и на постоянные расходы (изменение состава основных средств, количества работающих и др.).
Глава 4. Формирование и использование прибыли ОАО «Сургутнефтегаз» за 2007-2009 гг.
Изменение уровня прибыли по факторам.
В таблице 3 отражены данные о формировании прибыли в 2007-2009 гг.
Таблица 3
Формирование прибыли в 2007-2009 гг.
млн.руб.
Показатели
2006 г
2007 г.
2008 г.
2009 г.
Выручка (нетто) от продажи товаров,
продукции, работ, услуг (за минусом
НДС, акцизов и аналогичных
обязательных платежей)
428 741,4
500 510,2
595 881,6
546 695,2
Себестоимость проданных товаров,
продукции, работ, услуг
(264 557,0)
(342 315,9)
(420 315,1)
(397 298,9)
Валовая прибыль
164 184,4
158194,3
175 566,5
149 396,3
Коммерческие расходы
(22 823,6)
(26 982,5)
(30 658,4)
(36 281,4)
Прибыль (убыток) от продаж
141 360,8
131 211,8
144908,1
113 114,9
Проценты к получению
4 577,1
9 875,3
14 953,3
31 685,4
Проценты к уплате
(30,2)
(334,1)
(1,3)
(0,1)
Доходы от участия в других организациях
115,4
419,9
274,4
720,9
Прочие доходы
255 621,0
413 417,7
519 270,9
961 010,2
Прочие расходы
(251 417,4)
(448 364,6)
(556 127,8)
(914 935,3)
Прибыль (убыток) до налогообложения
150 226,7
106 226,0
123 277,6
191 596,0
Отложенные налоговые активы
747,5
271,2
(111,1)
(711,1)
Отложенные налоговые обязательства
(2 290,0)
(5 889,8)
(3 324,2)
(652,0)
Текущий налог на прибыль
и обязательные платежи за счет прибыли
(34 204,9)
(23 502,8)
(31 215,6)
(46 315,7)
Чистая прибыль
114 479,3
77 104,6
88 626,7
143 917,2
В таблице 4 представлены данные о распределении прибыли в 2007-2009 гг.
Таблица 4
Распределение прибыли в 2007-2009 гг.
млн.руб.
Показатели
2007 г.
2008 г.
2009 г.
Прибыль отчетного года до налогообложения
106 226,0
123 277,6
191 596,0
Отложенные налоговые активы
271,2
(111,1)
(711,1)
Отложенные налоговые обязательства
(5 889,8)
(3 324,2)
(652,0)
Текущий налог на прибыль и обязательные
платежи за счет прибыли
(23 502,8)
(31 215,6)
(46 315,7)
Нераспределенная прибыль (чистая прибыль)
77 104,6
88 626,7
143 917,2
в том числе прибыль, направляемая:
на выплату дивидендов
24 403,2
27 751,2
31 648,5
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг в 2007 году составила 500 510,2 млн.руб., что на 16,7 % выше результата 2006 года. Увеличение выручки произошло в связи с ростом объемов реализации продукции и благоприятной ценовой конъюнктурой мировых цен на нефть и нефтепродукты.
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг в 2007 году выросла по сравнению с 2006 годом на 29,4 % и составила 342 315,9 млн.руб. Основными факторами роста себестоимости являлись увеличение объемов производства и реализации продукции, отчислений по налогу на добычу полезных ископаемых, затрат на оплату труда и отчислений на социальные нужды, амортизационных отчислений за счет реализации инвестиционной программы Компании, а также рост тарифов естественных монополий и цен на материальные ресурсы.
В 2008 году выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг составила 595 881,6 млн.руб., что на 19,1 % выше результата 2007 года. Рост показателя обусловлен благоприятной ценовой конъюнктурой рынков нефти и нефтепродуктов.
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг в 2008 году увеличилась в сравнении с предыдущим годом на 22,8 % и составила 420 315,1 млн.руб. Рост себестоимости связан с увеличением затрат на оплату труда и отчислений на социальные нужды, амортизационных отчислений за счет реализации инвестиционных проектов Компании, затрат по налогу на добычу полезных ископаемых вследствие увеличения мировой цены на нефть и материальных затрат по причине роста тарифов и цен на электроэнергию и материальные ресурсы.
В 2009 году выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг составила 546 695,2 млн.руб., что на 8,3 % ниже результата 2008 года.
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг в 2009 году уменьшилась в сравнении с предыдущим годом на 5,5 % и составила 397 298,9 млн.руб.
Коммерческие расходы в 2009 году увеличились на 18,3 % и составили 36 281,4 млн.руб.
За счет снижения показателя выручки от продажи наряду с менее значительным снижением показателя себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг и роста показателя коммерческих расходов произошло снижение прибыли от продаж ОАО «Сургутнефтегаз» на 21,9 % по сравнению с 2008 годом.
Сумма процентов к получению в 2009 году увеличилась на 111,9 % по сравнению с предыдущим годом, до уровня 31 685,4 млн.руб.
Превышение прочих доходов над прочими расходами в отчетном году составило 46 074,9 млн.руб., что обусловлено в основном положительными курсовыми разницами.
Прибыль до налогообложения в 2009 году составила 191 596,0 млн.руб., что на 55,4 % выше результата 2008 года.
Динамику изменения валовой прибыли невозможно определить однозначно: за 2006-2009 гг. увеличение сменялось снижением и наоборот. В 2007 и 2009 гг. наблюдался спад, причем более резкий – в 2009 году относительно 2008 года, он составил почти 15%. А в целом за этот период данный показатель снизился на 9%, что в абсолютном выражении составило 14 788,1 млн. руб. Связано это с изменением себестоимости, которое имеет такой же тренд. Значит, рост выручки от продаж не компенсировал изменение себестоимости.
Динамика изменения прибыли от продаж совпадает с динамикой изменения валовой прибыли. Значит, на ее изменения повлияли те же факторы, то есть недостаточный рост выручки относительно себестоимости.
Чистая прибыль за 2006-2009 гг. выросла на 25,7%, или почти на 30 млрд. руб. Однако внутри этого временного периода в 2007 г. значение данного показателя существенно упало (почти в 1,5 раза). Но уже с 2008 г наблюдался рост, причем в 2008-2009 г – более чем на 60%. Это было связано главным образом со снижением отложенных налоговых обязательств.
Рассчитаем показатели рентабельности ОАО «Сургутнефтегаз».
1. Рентабельность производства(R) – это отношение балансовой прибыли к сумме среднегодовой стоимости основных производственных фондов (ОФ) и оборотных средств (ОбФ):
R= П/ (ОФ + ОбФ)*100 = П/ПФ*100,
Где ПФ – производственные фонды.
R2007= 106 226/857 564*100 = 12,4%
R2008= 123 278/950 320*100 = 13%
R2009= 191 596/1 063 109 *100 = 18%
Рентабельность производства показывает, какую величину прибыли получает предприятие с материальных активов.
2. Рентабельность продукции (Rпр) определяется как отношение балансовой прибыли к затратам на производство продукции (З):
Rпр= П/З*100
Rпр2007 = 106 226/342 316*100 = 31%
Rпр2008 = 123 278/420 315*100 = 29%
Rпр2009 = 191 596/397 299 *100 = 48%
Рентабельность продукции показывает, какую прибыль получает предприятие с каждого рубля затрат.
3. Рентабельность активов(Rак) определяется отношением балансовой прибыли ко всем видам активов: внеоборотным (основные средства), оборотным и нематериальным:
Rак= Пбал*100/А
А = основные средства + оборотные активы + нематериальные
А2007 =347 033,0+ 415 593,4 + 204,1= 762 830,5 млн. руб.
А2008 = 393 800,4 + 357 932,9 + 195,7 = 751 929 млн. руб.
А2009 = 417 293,2 + 499 307,7 + 202,4 = 916 803,3 млн. руб.
Rак 2007= 106 226/762 830,5 *100 = 13,9%
Rак 2008= 123 278/751 929 *100 = 16,4%
Rак 2009= 191 596/916 803,3 *100 = 21%
4. Рентабельность собственных средств (Rсс) характеризует, насколько эффективно используются собственные средства (СС). Она определяется по чистой прибыли (ЧП):
Rсс= ЧП*100/СС, %
Rсс 2007= 77 105/810 453 *100 = 9,5%
Rсс 2008= 88 627/923 828 *100 = 9,6%
Rсс 2009= 143 917/1 059 490 *100 = 13,6%
Проанализировав полученные данные, можно сделать вывод о том, что в 2007-2009 гг. имел место рост показателей рентабельности, что свидетельствует о росте эффективности работы ОАО «Сургутнефтегаз».
Рассмотрим изменение прибыли от добычи нефти по факторам в 2007-2009 гг.
а) расчет влияния на прибыль изменения цен на нефть (∆Пц):
∆Пц = Q1(Ц1 – Ц0),
Где Q1– объем реализации нефти в натуральном измерении в отчетном периоде; Ц1 и Ц0– цена реализации нефти соответственно в базисном и отчетном периодах.
В 2007 году среднегодовая экспортная цена марки Uralsравнялась 61,1 $ за баррель, в 2008 году – 69,3$, а в 2009 году – 94,4 $ за баррель [4].
∆Пц 2007-2008 = 64,5 (69,3 – 61,1) = 528,9 млн.$
∆Пц2008-2009 = 61,7 (94,4 – 69,3) = 1 548,67 млн.$
∆Пц2007-2009 = 61,7 (94,4 – 61,1) = 2 054,61 млн.$
Таким образом, несмотря на снижение объемов добычи нефти в 2007-2009 гг., прибыль увеличивалась за счет существенного увеличения цен на нефть, которые за эти 3 года выросли на 54,5%.
б) расчет влияния на прибыль изменения себестоимости продукции (∆Пz):
∆Пz= — Q1(Z1– Z),
Где Z1и Z– себестоимость добычи 1 барреля нефти соответственно в базисном и отчетном периодах.
В 2007 году себестоимость добычи 1 барреля нефти составляла 3,88 $, в 2008 году – 4,76$, а в 2009 году – 4,50 $ за баррель [4].
∆Пz2007-2008 = — 64,5 (4,76 – 3,88) = — 56,76 млн.$
∆Пz2008-2009 = — 61,7 (4,50 – 4,76) = 16,04 млн.$
∆Пz2007-2009 = — 61,7 (4,50 – 3,88) = -38,25 млн.$
Следовательно, за счет изменения себестоимости в 2007-2009 годах прибыль от добычи нефти снижалась, но в 2008-2009 гг. она имела тенденцию к росту за счет этого фактора.
в) расчет влияния на прибыль изменения в объеме реализации продукции (∆ПQ):
∆ПQ= (Q1– Q) * Ц0* R,
где Q– базисный объем реализации продукции; R0 — рентабельность продаж в целом по предприятию в базисном периоде.
∆ПQ2007-2008 = (64,5 – 65,6)*61,1*0,262 = — 17,61млн.$
∆ПQ2008-2009 = (61,7 – 64,5)*69,29*0,243 = — 47,14 млн.$
∆ПQ2007-2009 = (61,7 – 65,6) *61,1*0,262 = — 62,43 млн.$
Значит, изменение в объеме реализации также повлияло на изменение прибыли отрицательно, она снижалась.
Расчет влияния на прибыль изменений в структуре (ассортименте) производимой продукции не может быть проведен, в этом специфика нефтедобывающего производства: целевой продукт один – нефть. Такой расчет имел бы ценность для нефтеперерабатывающего предприятия.
Таким образом, резервы увеличения прибыли заключаются в снижении затрат, а также в наращивании объемов добычи, если затраты на этот рост увеличиваются более медленными темпами, чем рост доходов от него. В 2009 году положительная динамика изменения прибыли была достигнута лишь за счет значительного роста цен на нефть.
продолжение
–PAGE_BREAK–