«Орфоэпические нормы русского литературного языка»

10 класс.Русский язык.«Орфоэпические нормы русского литературного языка»Цель урока: обобщить знания учащихся о звуковом составе языка,совершенствовать умение фонетически характеризовать звуки;совершенствовать правописные навыки.Словарный диктантАккуратный, дискуссия, ровесник, режиссёр, продюсер, сверстник, коттедж, перрон, интриганка, комментарий, декадентство, аннотация, импресарио, грампластинка, явственный, трасса, ресурсы, мундштук, аттракцион, бескомпромиссный.Декадентство — это 1) военная организация; 2) кризисные, упа­дочные явления в искусстве; 3) политическое направление.Аннотация — это 1) критический отзыв на статью, книгу; 2) краткое изложение биографических сведений; 3) краткая характеристика книги, статьи.Импресарио — это 1) агент артиста, действующий от его имени; 2) бизнесмен; 3) доверенное лицо кинокомпании, отвечающий за по­становку фильма.Мундштук — это 1) вид оружия; 2) сооружение; 3) часть куритель­ной трубки. Проверка домашнего задания — Зачитайте слова, получившиеся при выполнении упр. 8 Перечислите твердые согласные в скороговорке 2. Укажите мягкие согласные в пословице 3. Какое количество звуков [ш] в пословице 4? Почему? Сколько звуков [ф] в четверостишье 5? Почему? Фронтальная беседа В речи звуки языка подвергаются изменениям. Гласные звуки под ударением произносятся отчетливо и, соответст­венно, не изменяются, реализуя свою сущность. В безударном положе­нии звучание гласных изменяется либо только количественно (произно­сятся короче) — это звуки [и], [ы], [у], либо количественно и качест­венно — это звуки [а], [о], [э]. Оформим нормы качественных изменений гласных звуков в виде обобщающей таблицы.^ Орфоэпические нормы произнесения гласных звуков Звуки Под ударением ^ В начале слова Предударный слог Заударный слог ^ После мягкого После твердого После мягкого После твердого [а] [а] [а] [иэ] [ыэ] [ь] Ъ [о] [о] [а] [и3] [а] [ь] Ъ [э] [э] [и3] [и3] [ы3] [ь] Ъ — Согласные звуки отчетливо произносятся перед гласными и пе­ред сонорными. В остальных случаях согласные звуки могут подвергать­ся изменениям. Вспомним орфоэпические нормы произнесения соглас­ных звуков и зафиксируем их . 1.На конце слова звонкий согласный оглушается в парный глухой: багаж [ш]. Исключение составляют слова Бог [х]. 2.При стечении двух шумных согласных, различных по звонкости и глухости происходит уподобление первого согласного второму: круж­ка [шк].3.В сочетаниях гк, гч -> [х]: мягкий [хк], мягче [хч’].4.В прилагательных, местоимениях на -ого/его -> [в]: красиво­го [-въвъ], моего [-йиэво].5.Сочетания -тс-, -тьс-, -дс-, дают звук [ц]: улыбается, купаться, городской.6.В сочетаниях -чн-, -чт- –> [ш]: конечно [шн], что [шт]. 7.Звуки [з] и [с] перед шипящими [ж], [ш], [ч’] произносятся как долгий шипящий: разжечь [ж], переписчик [ш], без шарфа [ш]. В словах иноязычного происхождения часто пишется буква -Е-, но предыдущий согласный произносится твердо: компьютер [т]. ^ Практическая работа — Запишите предложение. Объясните орфограммы и пунктограммы.Сумрачные, измученные тяжелой работой люди явственно чувст­вовали в сопротивлении одного человека укор своей пассивности. — Сделайте фонетический анализ слову «явственно». – В каких словах букв больше, чем звуков? (Явственно, чувствова­ла, в сопротивлении, пассивности) В каких словах звуков больше, чем букв? (Сумрачные, своей). Укажите слова, в которых действует орфоэпическая норма про­изношения согласного звука? Самостоятельная работа II. — Выполните упр. 9. Затранскрибируйте выделенные слова, раз­делите их на слоги и охарактеризуйте их. Дайте фонетический анализ согласным звукам. Как называется прием, когда автор преднамеренно использует сочетание согласных звуков? (Аллитерация) Какие звуки повторяет Ф. Тютчев в своем произведении, чтобы создать образ майской грозы? (грозу — [гр], первый – [р], гром — [гр], резвяся — [р’], играя — [гр], грохочет — [гр’], гремят — [гр’], раскаты — [р] и т.д.). Использование этих звуков позволяют читателю «услы­шать» раскаты майской грозы. ! Прием преднамеренного использования автором сочетаний глас­ных звуков называется ассонансом. «Быстро лечу я по рельсам чугун­ным, Думаю думу свою.» (Н.А. Некрасов) Проверочная работа — Выполните упр. 18. Слова-синонимы затранскрибируйте,разделите на слоги. Охарактеризуйте слоги и звуки устно.(Подведение итогов урока Что такое орфоэпия? В каких случаях гласные звуки произносятся отчетливо? Какие гласные звуки не изменяются качественно в безударном положении? Как изменяется звук [а]? Как изменяется звук [о]? -Как изменяется звук [э]? При каких условиях согласный звук произносится отчетливо? Назовите случаи, при которых согласные звуки качественно из­меняются.IX. Домашнее задание Выполните упр. 7, сделайте речеведческий анализ текста. Выполните упр. 10 и упр. 17, обращаясь к орфоэпиче­скому словарю. Запомните произнесение этих слов. Выясните отличи­тельные особенности русского ударения, ознакомившись с материалом учебника на стр. 13-14. — Повторите правописание суффиксов существительных и выпол­ните упр. 24. ^ X. Подготовка к ЕГЭ 1. В каком слове есть звук [т]? 1) грусть; 2) молотьба; 3) лодка; 4) счастливый 2. В каком слове есть звук [з’]? 1) сбавить; 2) взгляд; 3) заяц; 4) косьба 3. В каком слове есть звук [ж]? 1) мужчина; 2) фуражка; 3) дождь; 4)художник 4. В каком слове есть звук [с]? айсберг; 3) вылезший; сжал; 4) подписчик. 5. В каком слове нет звука [т’]? претензия; 3)темперамент; тембр; 4) лебедь. 6. Какое слово состоит из глухих согласных? съешьте; 3) поставь; шоколад; 4)подстричь. 7. Какие средства выразительности используются в двустишье?Полночной порою в болотной глушиЧуть слышно, бесшумно шуршат камыши. (К. Бальмонт) метафора; 4)градация; анафора; 5) парцелляция; 3)ассонанс; 6) аллитерация.