Семиотика поведения человека в экстремальных ситуациях на материале рассказов ВТ Шаламова

Дворец творчествадетей и юношестваим. А. А.Алексеевой

“Семиотикаповедениячеловека вэкстремальных
ситуацияхна материалерассказовВ.Т.Шаламова”

Секция“Литературоведение”

ЛатышеваИрина
10 «В» класс, школа № 21

НаучныйруководительЧусова В.Д., педагогДТДиЮ

Начну своюработу с объяснения названия. Раскроемзначение понятиясемиотика. Впереводе сгреческого- это наука, исследующаясвойства знакови знаковыхсистем (Академическийсловарь русскогоязыка, том 4, М., “Русский язык»,1998, с. 76). К знакамсемиотикиотносятсяслова, жесты, звуки, цветаи другие. Знакиобразуют определённыесистемы — языки.Например, естественные(русский, английский), искусственные(команды, дорожныесигналы), языкилитературыи искусства(живописи, музыки).Но нас интересуетязык человеческогоповедения. Цельмоей работы- выяснить нетолько индивидуальныечерты поведенияшаламовскихгероев в экстремальныхситуациях, нои общие признаки.Экстремизмс латинского- крайность.Шаламов экстремальнойситуациейсчитал пребываниев сталинскомлагере, на Колыме.Её он называллабораториейдля исследованияличности, вкоторой былисмещены всемасштабы разумного.В лагере всёбыло направленона уничтожениечеловека, егоживой души, чтобы подчинитьего определённомупорядку. НаКолыме правилине законы жизни, а законы смерти.
В ряду писателей-философов20 века Шаламовзанял своёдостойноеместо.
“После прочтения“Колымскихрассказов»Шаламова естествененвопрос — к нему, к автору, вынесшемув себе этотэкстремальныйопыт, а, следовательно, постигшемупоследнююистину о миреи человеке внём, как жить? Однако именноот этого открещивалсяШаламов — отучительства (1).
Так какуюже задачу ставилперед собойписательВот, что онутверждаетв своих заметках“О прозе»
“К. Р.” — попыткапоставить ирешить какие-товажные нравственныевопросы времени, вопросы, которыепросто не могутбыть разрешенына другом материале.Вопрос встречичеловека имира, борьбачеловека сгосударственноймашиной, правдаэтой борьбы, борьбы за себя, внутри себя- и вне себя.Возможно лиактивное влияниена свою судьбу, перемалываемуюзубьями государственноймашины, зубьямизла. Иллюзорностьи тяжесть надежды.Возможностьопереться надругие силы, чем надежда».(2)
В одной изтетрадей — дневников1966 года Шаламовпишет“Я пишу не длятого, чтобыописанное неповторилось.Так не бывает… Я пишу для того, чтобы людизнали, что пишутсятакие рассказы, и сами решилисьна какой-нибудь достойныйпоступок …”(3)
В 1968 году онпишет “ Мои рассказы- это, в сущности, советы человеку, как держатьсебя в толпе”. (4)
В центрешаламовскогоповествования- художественнаякартина мучительнойсудьбы человека20 века, захваченногов сети враждебныхему катаклизмовэпохи, попранногои растоптанного.А также то, что “человек оказалсягораздо хуже, чем о нём думалирусские гуманисты19 и 20 веков. Да ине толькорусские…». (5)
В. Шаламовизобразил нетолько “за-человечность», но и “сохранениечеловеческого”.Хотя “распад»по замыслупреобладает.
Шаламовапривлекалилюди, совершившиедуховный илинравственныйподвиг. Еслиговорить одуховном, тоэто люди, которыхлагерь не сумелсломить, растоптать, которые сумелипротивостоять обстоятельствам, смогли сохранитьвсё человеческоев себе. К ним, прежде всего, Шаламов относил“религиозников».Прежде, чемговорить о“религиозниках», необходимоузнать отношениеавтора к религии.
В повести“ЧетвёртаяВологда» 14-тилетний Шаламовведёт незримыйспор с отцом.Обращаясь кнему, он говорит“Да, я буду жить, но только нетак, как жилты, а прямопротивоположнотвоему совету.Ты верил в Бога- я в него веритьне буду, давноне верю и никогдане научусь». (6)
Далее, гораздопозднее, Шаламовзаявил“Бог умер …»И ещё: “Веру вБога я потерялдавно, лет вшесть… И я горжусь, что с шести лети до шестидесятия не прибегалк его помощини в Вологде, ни в Москве, ни на Колыме».(7)
И. П. Сиротинскаяв статье “Шаламови Солженицын”отмечает“Эксплуатациясвященногоучения отталкивалаВарлама Тихоновича, он, не раз афишировавшийсвою нерелигиозность, был оскорблёнименно за религию, к которой относилсяс огромнымуважением.Использоватьеё для достижениясвоих личныхпрактическихцелей считалнедопустимым:«Я не религиозен.Не дано. Этокак музыкальныйслух — либо есть, либо нет». (8)
Из второгономера Шаламовскогосборника мыузнаём о разговореВ. Т. с Солженицыным, предлагавшемШаламову помощьв опубликовании“К. Р.». Солженицынпосоветовалписателю неотправлятьсвои рассказыв Америку, таккак у них возниклиразногласияпо поводурелигиозностишаламовскихперсонажей.(9) В записях 1962 — 64 гг. находимтакой факт“Да дело дажене в Боге. Писательдолжен говоритьязыком большойхристианскойкультуры, всёравно — эллинон или иудей.Только тогдаон может добитьсяуспеха на Западе».
Шаламовпостоянноподчёркивает, что он не верующий.Однако связаноэто скореевсего с тем, что в нём живутвместе вераи сомнение всправедливостиБога, допустившеготакое. По словамисследователяВ. Лакшина“Шаламов высокоценил Новыйзавет, но ипсихологияВетхого заветабыла не чуждаему. Он многоепрощает, отказываетсяосуждать, онсчитает, чтоБог — это духовноеначало в человеке».
Елена Михайликв статье “Вконтекстелитературыи истории», ссылаясь наЛеону Токер, говорит о почтипостоянномприсутствиив “К. Р.» библейскихассоциаций.Токер говорито медиевальныхчертах, присущихшаламовскомувосприятиюмира, и видитв них объяснениемногим особенностямего творчества.Так, например, она считаетпроявлениеммедиевальногомировосприятияпочти постоянноеприсутствиев “К. Р.» библейскихассоциаций(один из персонажей-двойниковавтора носитфамилию Крист, евангельскиетемы частоприсутствуютв названияхрассказов:“Апостол Павел»,«Житие инженераКипреева»,“ПрокураторИудеи», “Необращённый»), ибо постоянныйдиалог со СвятымПисанием являетсяодним из характерныхсвойств средневековойментальности.(10)
Несмотряна заявленияВ. Т. Шаламовао его нерелигиозности, тема эта своимипротиворечиямипостояннотревожит автораи привлекаетк себе внимание.Пример томурассказ “Необращённый»-один из ключевыхрассказов. Внём повествуетсяо первых шагахфельдшера.Интересендиалог авторас врачом
Уменя нет религиозногочувства…
КакВы, прожившийтысячу жизнейВы — воскресшийУ вас нет религиозногочувстваРазве вы маловидели здесьтрагедий
Развеиз человеческихтрагедий выходтолько религиозный
Шаламовуверен, чтовыход можнонайти где угодно, но не в религии, так как такойвыход слишкомнеземной ислучайный дляписателя.
Тема религиипостояннотревожит автора, вновь и вновьпривлекаетк себе внимание.Бога нет, ноесть верующиев Бога, и оказывается, что это самыедостойные людииз тех, с кемприходилосьвстречатьсяна Колыме“Та безрелигиозность, в которой япрожил сознательнуюжизнь, не сделаламеня христианином.Но более достойныхлюдей, чем“религиозники», в лагерях я невидел.Растлениеохватывалодуши всех, итолько “религиозники”держались. Такбыло и пятнадцать, и пять лет назад»(“ Курсы»).
Подтверждениемуважительногоотношения к“религиозникам”может служитьрассказ “АпостолПавел». Интонацияначала рассказоввводит читателяв обстоятельствабыта, либо онапоказываетэтнографическиедетали узнаваемоколымскогоместа. И всегда- всегда безисключения- пространствов рассказахШаламова глухозамкнутое.Можно дажесказать, чтомогильнаязамкнутостьпространства- постоянныйи настойчивыймотив творчестваписателя. (11)
Названияшаламовскихрассказов несутв себе глубокийсмысл. ИнтереснуюособенностьотмечаетисследовательЕ. В. Волкова“Несомненноодно — название- ключ к текстуи одновременноего составнаячасть» (12). Павелне принадлежалк числу двенадцатиапостолов, ондаже являлсягрозным агентомсинедриона.Но перешёл насторону назореевпосле явленияему ИисусаХриста.
Рассказ“Апостол Павел”открываетсясловами“Когда я вывихнулступню, сорвавшисьв шурфе со скользкойлестницы изжердей, начальствустало ясно, чтоя прохромаюдолго, и… меняперевели помощникомк нашему столяруАдаму Фризоргеру…» Мы без трудаможем понять, что место действия- Колыма.
Фризоргер- немецкий пастор, запамятовалодного из апостолов.Он переживалсвой поступок, казнил себя.Фризоргер — глубоко набожныйчеловек — сумелзавоеватьуважение писателя.Бог жил в егодуше. На егоместе любойдавно утратилбы свою веру, но Фризоргерпродолжалмолиться, взыватьк Богу, хотявидел, что Богне смог ничегосделать длянего за всё этовремя. Верасдерживалапастора отдурных поступков, слов в адресокружавшихего людей. Вератакже помогалаему оставатьсясамим собой, сохранять то, что составлялооснову егопрежней жизни, верить в людей любить. В статье“Сильней надеждмои воспоминанья»Н. Л. Крупинойи Н. А. Соснинойвидим«В обществе, где правитСистема, моральныепонятия перевёрнутыс ног на голову.Что хорошоЧто плохоМожно ли отказыватьсядочери от отцаОтец объявленврагом народа, и дочь отрекаетсяот него. А отецне может проститьсебе, что забылодного апостола, сам налагаетна себя наказание, нежно, любовноотносится ковсем людям, любит дочь.Определение“враг народа”кажется нелепымпо отношениюк нему. А ведьтаких “врагов”у Системы много».(13)
Мотив страданийглубоко религиозногочеловека оттеняетсядругим, жизненноважнымрассказчики его друзьяуничтожили, не показалипастору письмодочери, в которомбыло присланозаявление, чтоона отказываетсяот своего отца,“врага народа».
Шаламов недаёт прямыхоценок поведениюсвоих героев, авторскоеотношение мыугадываем понекоторымдеталям. Шаламовговорил“Я придаючрезвычайноезначение первойи последнейфразам». (14)
В. ШаламоввспоминаетвысказыванияА. Ахматовой“Современныепьесы ничемне кончаются», разделяя этосуждение, ибоон сам противпривычного“закругления”сюжетов, темболее если речьидёт о бессмысленномужасе, которымтак богат 20 век.(15)
“АпостолПавел” заканчиваетсятак“Вскоре менякуда-то увезли, а Фризоргеростался, и какон жил дальше- я не знаю. Я частовспоминал его, пока были силывспоминать.Слышал егодрожащийвзволнованныйшёпот“Питер, Пауль, Маркус…”.
Описываясталинскийлагерь, Шаламовне столькососредотачиваетвнимание наописании голода, холода, бесправия, в большей степениего интересует, как это оказываетвлияние наличностьчеловека.
Отец ВарламаШаламова былсвященником.Всю свою жизньон посвятилслужению Богу.12 лет служилна Аляске. Заэто получилнескольконаград, однаиз них — золотойкрест. Именнопо духовенствупришёлся ударпрорвавшихсязверских народныхстрастей. Этоттяжёлый ударперенёс и отец.Вдобавок у негоубили любимогосына, и он самослеп. Свойрассказ “Крест”Шаламов посвятилотцу.
В рассказеповествуетсяо старом слепомсвященнике.Он живёт не наКолыме и дажене в лагере, нов тех же советскихусловиях постоянныхлишений, униженийи издевательств.Рассказ начинаетсятак“Слепой священникшёл через двор, нащупываяногами узкуюдоску, вродепароходноготрапа, настланнуюпо земле. Оншёл медленно, почти не спотыкаясь, не оступаясь, задевая четырёхугольнуюсвою дорожку».
В своей жизнисвященник виделмного горя, смерть унеслаего любимогосына, сам онослеп, жизньу детей не сложилась, в доме нечегостало есть, ноон продолжалверить в Бога, молиться, онещё надеетсяна лучшее. Новсе надеждырухнули, выходане было, и священникдостал золотойкрест — единственнуюего ценность, и разрубил его, чтобы купитьпродуктов. Натакой неадекватныйпоступок егопобудило состраданиеближним. Длясвященниканедопустимотак поступатьс крестом, норади своейсемьи он пошёлна это, чтобыхоть чем-топомочь своимблизким. Священникне утратил веры, не пересталверить в Бога.Он просто решил, что не в этомБог.
Этот рассказещё раз подтверждаетто, что Шаламовотносился к“религиозникам»с огромнымуважением.Подобное отношениемы можем видетьи у других авторов, писавших осталинскихлагерях. Однимиз таких писателейявляется ОлегВасильевичВолков. Егороман “Погружениево тьму” полностьюпосвящён лагернойжизни, скитаниямавтора по зонам.В 3-ей главе переднами предстаютсектанты, которыене принималилагерных порядков, не называлисвоих имён, отказывалисьработать наАнтихриста.Никакие побоиили запугиванияне смогли заставитьсектантовговорить, навсе вопросыбыл ответ“Бог знает».Тогда начальствоприняло крайниемеры. Несчастныхпоставили вугол зоны, навалун, руки имсвязали. Казньбыла предоставленаприроде. Тучикомаров облепиликучку людей“серым шевелящимсясаваном». Нони один из сектантовне простонал, а когда начальникпообещал всехперестрелять, они попадалина колени изапели “Христосвоскресе измёртвых…”. Авторне скрываетсвоего восхищения, и в тоже времяжалости к этимлюдям. Он называетих “христосиками”.
Нравственнымподвигом В. Т.Шаламов считалпроявлениечеловеческогоучастия, внимания, нежности вусловиях колымскоголагеря. В рассказахШаламовапрослеживаетсяблагодарностьлюдям“Я помню всекуски хлеба, которые я съелиз чужих, неказённых рук…”.(16)
На протяжениивсех рассказовписатель неустаёт скрупулезноисследовать, что же всё-такине даёт человекуутратить Божественнойискры, уподобитьсябесам. Скупо, но с пробойноймощью он показывает, как быстроутрачиваетзэк дружбу, способностьдоверять, помогатьдругим — всёотнимает лагерь.“Дружба незарождаетсяни в нужде, нив беде, те трудныеусловия жизни, которые, какговорят намсказки художественнойлитературы, являются обязательнымусловиемвозникновениядружбы, простонедостаточнотрудны. Еслибеда и нуждасплотили, родилидружбу людей, значит этонужда — не крайняя, и беда небольшая»(«Сухим пайком»).Целью сатанинскогоэкспериментабыло отнятьу человека всёто, что помогаетему оставатьсячеловеком.
Один из рассказовВ. Шаламованазывается“Житие интеллигентаКипреева». нёмречь идёт онравственномподвиге, совершённоминженером.Каждое словов названииимеет глубокийсмысл. Так житие- это жанр, в которомобычно рассказываетсяо человеке, прожившеммученическуюжизнь, проявившемвысокое достоинство, совершившемнравственныйподвиг, мужественном, стойком, такихлюдей иногдапричисляютк лику святых.Кипреев — фамилияговорящая. Она, вероятно, образованаот слова “кипрей”.А это растение, которое отличаетсяживучестью.Такой фамилиейавтор передаётодну из основныхчерт героя.Таким образом, название связанои с темой, и собразом главногогероя. Ключевымиявляютсясловосочетания“инженер” и“интеллигент”. Рассмотримсодержаниеэтих слов. Шаламовуважно былоподчеркнутьэтими словосочетаниями, что инженернаямысль Кипрееванапряжённоработает и влагере, благодаряему возникаетзавод по ремонтуэлектрическихлампочек, онвосстановилрентгеновскийаппарат и накаталзеркало. Второесловосочетание“интеллигент”.ИнтеллигентКипреев проросиз того стыда, который ониспытал, подписавна себя ложныйдонос, потомучто ему грозилиарестом женыи дочери, и воттогда он далобет никогдаи ни в чём неуступать.
Кипреев жилпо законамсовести, и именносовесть непозволила емупоступитьиначе.
В рассказеприсутствуютдве линии. Первая- документальная, в ней прослеживаетсяхроника событий, указываетсягод — 1938, местопроисходящего, упоминаютсяизвестныефамилии 30-х годов.Вторая линияромана идётв противовеспервой. В нейнарушаетсяхронология, нет точныхсведений, повествованиепрерываетсялирическимиотступлениямиавтора. Здесьже описанычувства, внутреннеесостояниегероя.
Вторая особенностьпроизведенияв том, что онокак бы не соответствуетжанру, обозначенномув заглавии — “житие”. Ведьжитие — этожизнеописание, а, следовательно, оно должноначинатьсяс указания датыи места рождениягероя. Этогоу Шаламова нет, но зато естьдата арестаКипреева.
РассказШаламова начинаетсяс размышленийо жизни и смерти, причём каквсегда авторсдержан ипредоставляетчитателю правосамому оценитьповедениегероя. Особенностьюэкспозицииможно отметитьто, что синтаксиссложный, чтосоответствуетпредмету описания- вопросу о жизнии смерти. В тексте“Жития” оченьмало диалогов, но зато встречаютсяфилософскиевыводы, которыемогут появитьсятолько в тюрьме“Надежда дляарестанта — всегда кандалы.Надежда всегданесвобода».Не случайнов рассказ включёни маленькийтолковый словарьзаключённого, где предметырассматриваютсясовершенноиначе, чем насвободе. Основнойприём, которымпользуетсяавтор — противопоставление“Кипреев зналсебе цену. Ноего начальникицену Кипреевуне знали».Кульминацийв рассказе две.Первая — этоотказ Кипрееваот “американскихобносков», авторая — этомомент, когдаинженер замахнулсятабуреткойна секретаряпарторганизацииКругляка. Развязкаже рассказанеожиданна, он как будтобы обрываетсяна полуслове, заканчиваясьсловами“И Кипрееваувезли». Спустямного лет мыснова встречаемсяс инженером.Но опять о судьбегероя нам остаётсятолько догадываться.
Финалы Шаламовапоражаютпарадоксальностью.Трагическийпарадокс –художественныйспособ прозренияглубинной сутипроисходящегос рассказчикоми персонажамив прозе Шаламова.В неожиданностии странностипарадокса-прорыв сквозьоболочку, видимость, часто маскуили “маскарадзла” — к истине.(17)
В результатеисследованияя установиласледующие общиепризнаки вповедениигероев
Несмотря на то, что Шаламов считал, что в его рассказах героев нет, писатель считал подвигом проявление внимания к окружающим.
Чувство человеческого достоинства.
Самоуважение.
Эти люди жили по законам совести.
Уважение к окружающим людям.
В русскойлитературе, безусловно, существовалитрадиции дляШаламова, обэтом мы узнаёмиз его статьи“О моей прозе».
Шаламовублизки традицииДостоевского, о котором онписал“Может бытьДостоевскийсдержал Мировуюреволюциюсвоими “Преступлениеми наказанием»,«Бесами», “БратьямиКарамазовыми», “Запискамииз подполья», своей писательскойстрастью”. Также как у Достоевского, у Шаламовачётко обозначенопространствоКолыма — больница- зона. Оба писателяпознали безднучеловеческогодуха, взлётыи падения, обоихих можно отнестик пророкам20-ого века. Подобнотому, как Достоевскийугадал смыслкатастроф20-ого века, такШаламов предугадалпотрясения, связанные соткрытиематома. Шаламовподчёркивалтакже своисвязи с модернизмом20-ого века, называясреди своихучителей А.Белого и А. Ремезова.
Шаламов называл Пушкина в числе любимых поэтов. Как высшую оценку давал некоторым своим стихам (о стихотворении “В воле твоей остановить» он писал “Восхищался многими произведениями”. В тетради 1968 г. запись “П. Полтава — великолепно”.) Итак, у Пушкина и Шаламова много общего 1) Шаламов, также как Пушкин, далёк от психологизма. 2) Сдержанный лаконизм. 3) Авторский голос почти не слышен. 4) И Пушкина и Шаламова волновали проблемы человек и власть, власть и народ.
Различиятам, где у Пушкинаоткрытоепространство, у Шаламова онозамкнутое, время как быостанавливаетсяи уже не законыжизни, а смертьопределяетповедениегероев, авторпредлагаетнам посмотретьмир зеркальнопротивоположныйпушкинскому.
В рассказахШаламова значительноеместо занимаеттема судьбы.В её истолкованииавтор ставиттакой вопроскак преодолетьжизненныеобстоятельстваДоверитьсясудьбеВ чём искатьспасенияИ приходит квыводу, чточасто спасаеттолько случай…
Религия также, как и Шаламова, волновалаПушкина. В раннийпериод он отрицалБога, подвергалсомнению многиеположенияБиблии, однаково второй периодон проявляетбольшую заинтересованностьБиблией, доскональноизучает её, создаёт произведенияна основе библейскихсюжетов ( “ Орион»,«Пророк»). Библиявызывает интересу Пушкина нетолько какяркое проявлениедуха древнегоеврейства, нои как замечательныйпамятник религиозной, философскойи художественноймысли.
Библиография

Шкловский “ Правда В. Шаламова» \\“Дружба народов», № 9, 1991.
В. Шаламов “О моей прозе».
Тетрадь В. Шаламова 1966 года, с. 27.
Тетрадь В. Шаламова 1968 года, с. 31.
В. Шаламов — А. Кременскому \\ Из переписки, с. 154.
В. Шаламов “Четвёртая Вологда», “Грифон», 1994 год, с. 167.
В. Шаламов “Четвёртая Вологда», Наше наследие, 1988 год, № 4, с. 102.
И. П. Сиротинская “Шаламов и Солженицын» с. 73.
“Шаламовский сборник», № 2, с. 24.
Toker “Stories from Kolyma», с. 205.
Л. Тимофеев “Поэтика лагерной прозы» \\ “Октябрь», № 3, 1991 год, с.186.
-Е. В. Волкова “Парадоксы катарсиса Варлама Шаламова» \\ “Вопросы философии», № 11, 1996 г., с. 48.
Н. Л. Крупина, Н. А. Соснина “Сильней надежд мои воспоминания» \\ “Сопричастность времени», “Просвещение», Москва, 1992 г., с. 93.
“О моей прозе», В. Шаламов.
№ 12, с. 46.
В. Шаламов “К. Р», 2 книга, М., 1992 г., с.172.
№ 12, с. 43.