Дворец творчествадетей и юношестваим. А. А.Алексеевой
“Семиотикаповедениячеловека вэкстремальных
ситуацияхна материалерассказовВ.Т.Шаламова”
Секция“Литературоведение”
ЛатышеваИрина
10 «В» класс, школа № 21
НаучныйруководительЧусова В.Д., педагогДТДиЮ
Начну своюработу с объяснения названия. Раскроемзначение понятиясемиотика. Впереводе сгреческого- это наука, исследующаясвойства знакови знаковыхсистем (Академическийсловарь русскогоязыка, том 4, М., “Русский язык»,1998, с. 76). К знакамсемиотикиотносятсяслова, жесты, звуки, цветаи другие. Знакиобразуют определённыесистемы — языки.Например, естественные(русский, английский), искусственные(команды, дорожныесигналы), языкилитературыи искусства(живописи, музыки).Но нас интересуетязык человеческогоповедения. Цельмоей работы- выяснить нетолько индивидуальныечерты поведенияшаламовскихгероев в экстремальныхситуациях, нои общие признаки.Экстремизмс латинского- крайность.Шаламов экстремальнойситуациейсчитал пребываниев сталинскомлагере, на Колыме.Её он называллабораториейдля исследованияличности, вкоторой былисмещены всемасштабы разумного.В лагере всёбыло направленона уничтожениечеловека, егоживой души, чтобы подчинитьего определённомупорядку. НаКолыме правилине законы жизни, а законы смерти.
В ряду писателей-философов20 века Шаламовзанял своёдостойноеместо.
“После прочтения“Колымскихрассказов»Шаламова естествененвопрос — к нему, к автору, вынесшемув себе этотэкстремальныйопыт, а, следовательно, постигшемупоследнююистину о миреи человеке внём, как жить? Однако именноот этого открещивалсяШаламов — отучительства (1).
Так какуюже задачу ставилперед собойписательВот, что онутверждаетв своих заметках“О прозе»
“К. Р.” — попыткапоставить ирешить какие-товажные нравственныевопросы времени, вопросы, которыепросто не могутбыть разрешенына другом материале.Вопрос встречичеловека имира, борьбачеловека сгосударственноймашиной, правдаэтой борьбы, борьбы за себя, внутри себя- и вне себя.Возможно лиактивное влияниена свою судьбу, перемалываемуюзубьями государственноймашины, зубьямизла. Иллюзорностьи тяжесть надежды.Возможностьопереться надругие силы, чем надежда».(2)
В одной изтетрадей — дневников1966 года Шаламовпишет“Я пишу не длятого, чтобыописанное неповторилось.Так не бывает… Я пишу для того, чтобы людизнали, что пишутсятакие рассказы, и сами решилисьна какой-нибудь достойныйпоступок …”(3)
В 1968 году онпишет “ Мои рассказы- это, в сущности, советы человеку, как держатьсебя в толпе”. (4)
В центрешаламовскогоповествования- художественнаякартина мучительнойсудьбы человека20 века, захваченногов сети враждебныхему катаклизмовэпохи, попранногои растоптанного.А также то, что “человек оказалсягораздо хуже, чем о нём думалирусские гуманисты19 и 20 веков. Да ине толькорусские…». (5)
В. Шаламовизобразил нетолько “за-человечность», но и “сохранениечеловеческого”.Хотя “распад»по замыслупреобладает.
Шаламовапривлекалилюди, совершившиедуховный илинравственныйподвиг. Еслиговорить одуховном, тоэто люди, которыхлагерь не сумелсломить, растоптать, которые сумелипротивостоять обстоятельствам, смогли сохранитьвсё человеческоев себе. К ним, прежде всего, Шаламов относил“религиозников».Прежде, чемговорить о“религиозниках», необходимоузнать отношениеавтора к религии.
В повести“ЧетвёртаяВологда» 14-тилетний Шаламовведёт незримыйспор с отцом.Обращаясь кнему, он говорит“Да, я буду жить, но только нетак, как жилты, а прямопротивоположнотвоему совету.Ты верил в Бога- я в него веритьне буду, давноне верю и никогдане научусь». (6)
Далее, гораздопозднее, Шаламовзаявил“Бог умер …»И ещё: “Веру вБога я потерялдавно, лет вшесть… И я горжусь, что с шести лети до шестидесятия не прибегалк его помощини в Вологде, ни в Москве, ни на Колыме».(7)
И. П. Сиротинскаяв статье “Шаламови Солженицын”отмечает“Эксплуатациясвященногоучения отталкивалаВарлама Тихоновича, он, не раз афишировавшийсвою нерелигиозность, был оскорблёнименно за религию, к которой относилсяс огромнымуважением.Использоватьеё для достижениясвоих личныхпрактическихцелей считалнедопустимым:«Я не религиозен.Не дано. Этокак музыкальныйслух — либо есть, либо нет». (8)
Из второгономера Шаламовскогосборника мыузнаём о разговореВ. Т. с Солженицыным, предлагавшемШаламову помощьв опубликовании“К. Р.». Солженицынпосоветовалписателю неотправлятьсвои рассказыв Америку, таккак у них возниклиразногласияпо поводурелигиозностишаламовскихперсонажей.(9) В записях 1962 — 64 гг. находимтакой факт“Да дело дажене в Боге. Писательдолжен говоритьязыком большойхристианскойкультуры, всёравно — эллинон или иудей.Только тогдаон может добитьсяуспеха на Западе».
Шаламовпостоянноподчёркивает, что он не верующий.Однако связаноэто скореевсего с тем, что в нём живутвместе вераи сомнение всправедливостиБога, допустившеготакое. По словамисследователяВ. Лакшина“Шаламов высокоценил Новыйзавет, но ипсихологияВетхого заветабыла не чуждаему. Он многоепрощает, отказываетсяосуждать, онсчитает, чтоБог — это духовноеначало в человеке».
Елена Михайликв статье “Вконтекстелитературыи истории», ссылаясь наЛеону Токер, говорит о почтипостоянномприсутствиив “К. Р.» библейскихассоциаций.Токер говорито медиевальныхчертах, присущихшаламовскомувосприятиюмира, и видитв них объяснениемногим особенностямего творчества.Так, например, она считаетпроявлениеммедиевальногомировосприятияпочти постоянноеприсутствиев “К. Р.» библейскихассоциаций(один из персонажей-двойниковавтора носитфамилию Крист, евангельскиетемы частоприсутствуютв названияхрассказов:“Апостол Павел»,«Житие инженераКипреева»,“ПрокураторИудеи», “Необращённый»), ибо постоянныйдиалог со СвятымПисанием являетсяодним из характерныхсвойств средневековойментальности.(10)
Несмотряна заявленияВ. Т. Шаламовао его нерелигиозности, тема эта своимипротиворечиямипостояннотревожит автораи привлекаетк себе внимание.Пример томурассказ “Необращённый»-один из ключевыхрассказов. Внём повествуетсяо первых шагахфельдшера.Интересендиалог авторас врачом
Уменя нет религиозногочувства…
КакВы, прожившийтысячу жизнейВы — воскресшийУ вас нет религиозногочувстваРазве вы маловидели здесьтрагедий
Развеиз человеческихтрагедий выходтолько религиозный
Шаламовуверен, чтовыход можнонайти где угодно, но не в религии, так как такойвыход слишкомнеземной ислучайный дляписателя.
Тема религиипостояннотревожит автора, вновь и вновьпривлекаетк себе внимание.Бога нет, ноесть верующиев Бога, и оказывается, что это самыедостойные людииз тех, с кемприходилосьвстречатьсяна Колыме“Та безрелигиозность, в которой япрожил сознательнуюжизнь, не сделаламеня христианином.Но более достойныхлюдей, чем“религиозники», в лагерях я невидел.Растлениеохватывалодуши всех, итолько “религиозники”держались. Такбыло и пятнадцать, и пять лет назад»(“ Курсы»).
Подтверждениемуважительногоотношения к“религиозникам”может служитьрассказ “АпостолПавел». Интонацияначала рассказоввводит читателяв обстоятельствабыта, либо онапоказываетэтнографическиедетали узнаваемоколымскогоместа. И всегда- всегда безисключения- пространствов рассказахШаламова глухозамкнутое.Можно дажесказать, чтомогильнаязамкнутостьпространства- постоянныйи настойчивыймотив творчестваписателя. (11)
Названияшаламовскихрассказов несутв себе глубокийсмысл. ИнтереснуюособенностьотмечаетисследовательЕ. В. Волкова“Несомненноодно — название- ключ к текстуи одновременноего составнаячасть» (12). Павелне принадлежалк числу двенадцатиапостолов, ондаже являлсягрозным агентомсинедриона.Но перешёл насторону назореевпосле явленияему ИисусаХриста.
Рассказ“Апостол Павел”открываетсясловами“Когда я вывихнулступню, сорвавшисьв шурфе со скользкойлестницы изжердей, начальствустало ясно, чтоя прохромаюдолго, и… меняперевели помощникомк нашему столяруАдаму Фризоргеру…» Мы без трудаможем понять, что место действия- Колыма.
Фризоргер- немецкий пастор, запамятовалодного из апостолов.Он переживалсвой поступок, казнил себя.Фризоргер — глубоко набожныйчеловек — сумелзавоеватьуважение писателя.Бог жил в егодуше. На егоместе любойдавно утратилбы свою веру, но Фризоргерпродолжалмолиться, взыватьк Богу, хотявидел, что Богне смог ничегосделать длянего за всё этовремя. Верасдерживалапастора отдурных поступков, слов в адресокружавшихего людей. Вератакже помогалаему оставатьсясамим собой, сохранять то, что составлялооснову егопрежней жизни, верить в людей любить. В статье“Сильней надеждмои воспоминанья»Н. Л. Крупинойи Н. А. Соснинойвидим«В обществе, где правитСистема, моральныепонятия перевёрнутыс ног на голову.Что хорошоЧто плохоМожно ли отказыватьсядочери от отцаОтец объявленврагом народа, и дочь отрекаетсяот него. А отецне может проститьсебе, что забылодного апостола, сам налагаетна себя наказание, нежно, любовноотносится ковсем людям, любит дочь.Определение“враг народа”кажется нелепымпо отношениюк нему. А ведьтаких “врагов”у Системы много».(13)
Мотив страданийглубоко религиозногочеловека оттеняетсядругим, жизненноважнымрассказчики его друзьяуничтожили, не показалипастору письмодочери, в которомбыло присланозаявление, чтоона отказываетсяот своего отца,“врага народа».
Шаламов недаёт прямыхоценок поведениюсвоих героев, авторскоеотношение мыугадываем понекоторымдеталям. Шаламовговорил“Я придаючрезвычайноезначение первойи последнейфразам». (14)
В. ШаламоввспоминаетвысказыванияА. Ахматовой“Современныепьесы ничемне кончаются», разделяя этосуждение, ибоон сам противпривычного“закругления”сюжетов, темболее если речьидёт о бессмысленномужасе, которымтак богат 20 век.(15)
“АпостолПавел” заканчиваетсятак“Вскоре менякуда-то увезли, а Фризоргеростался, и какон жил дальше- я не знаю. Я частовспоминал его, пока были силывспоминать.Слышал егодрожащийвзволнованныйшёпот“Питер, Пауль, Маркус…”.
Описываясталинскийлагерь, Шаламовне столькососредотачиваетвнимание наописании голода, холода, бесправия, в большей степениего интересует, как это оказываетвлияние наличностьчеловека.
Отец ВарламаШаламова былсвященником.Всю свою жизньон посвятилслужению Богу.12 лет служилна Аляске. Заэто получилнескольконаград, однаиз них — золотойкрест. Именнопо духовенствупришёлся ударпрорвавшихсязверских народныхстрастей. Этоттяжёлый ударперенёс и отец.Вдобавок у негоубили любимогосына, и он самослеп. Свойрассказ “Крест”Шаламов посвятилотцу.
В рассказеповествуетсяо старом слепомсвященнике.Он живёт не наКолыме и дажене в лагере, нов тех же советскихусловиях постоянныхлишений, униженийи издевательств.Рассказ начинаетсятак“Слепой священникшёл через двор, нащупываяногами узкуюдоску, вродепароходноготрапа, настланнуюпо земле. Оншёл медленно, почти не спотыкаясь, не оступаясь, задевая четырёхугольнуюсвою дорожку».
В своей жизнисвященник виделмного горя, смерть унеслаего любимогосына, сам онослеп, жизньу детей не сложилась, в доме нечегостало есть, ноон продолжалверить в Бога, молиться, онещё надеетсяна лучшее. Новсе надеждырухнули, выходане было, и священникдостал золотойкрест — единственнуюего ценность, и разрубил его, чтобы купитьпродуктов. Натакой неадекватныйпоступок егопобудило состраданиеближним. Длясвященниканедопустимотак поступатьс крестом, норади своейсемьи он пошёлна это, чтобыхоть чем-топомочь своимблизким. Священникне утратил веры, не пересталверить в Бога.Он просто решил, что не в этомБог.
Этот рассказещё раз подтверждаетто, что Шаламовотносился к“религиозникам»с огромнымуважением.Подобное отношениемы можем видетьи у других авторов, писавших осталинскихлагерях. Однимиз таких писателейявляется ОлегВасильевичВолков. Егороман “Погружениево тьму” полностьюпосвящён лагернойжизни, скитаниямавтора по зонам.В 3-ей главе переднами предстаютсектанты, которыене принималилагерных порядков, не называлисвоих имён, отказывалисьработать наАнтихриста.Никакие побоиили запугиванияне смогли заставитьсектантовговорить, навсе вопросыбыл ответ“Бог знает».Тогда начальствоприняло крайниемеры. Несчастныхпоставили вугол зоны, навалун, руки имсвязали. Казньбыла предоставленаприроде. Тучикомаров облепиликучку людей“серым шевелящимсясаваном». Нони один из сектантовне простонал, а когда начальникпообещал всехперестрелять, они попадалина колени изапели “Христосвоскресе измёртвых…”. Авторне скрываетсвоего восхищения, и в тоже времяжалости к этимлюдям. Он называетих “христосиками”.
Нравственнымподвигом В. Т.Шаламов считалпроявлениечеловеческогоучастия, внимания, нежности вусловиях колымскоголагеря. В рассказахШаламовапрослеживаетсяблагодарностьлюдям“Я помню всекуски хлеба, которые я съелиз чужих, неказённых рук…”.(16)
На протяжениивсех рассказовписатель неустаёт скрупулезноисследовать, что же всё-такине даёт человекуутратить Божественнойискры, уподобитьсябесам. Скупо, но с пробойноймощью он показывает, как быстроутрачиваетзэк дружбу, способностьдоверять, помогатьдругим — всёотнимает лагерь.“Дружба незарождаетсяни в нужде, нив беде, те трудныеусловия жизни, которые, какговорят намсказки художественнойлитературы, являются обязательнымусловиемвозникновениядружбы, простонедостаточнотрудны. Еслибеда и нуждасплотили, родилидружбу людей, значит этонужда — не крайняя, и беда небольшая»(«Сухим пайком»).Целью сатанинскогоэкспериментабыло отнятьу человека всёто, что помогаетему оставатьсячеловеком.
Один из рассказовВ. Шаламованазывается“Житие интеллигентаКипреева». нёмречь идёт онравственномподвиге, совершённоминженером.Каждое словов названииимеет глубокийсмысл. Так житие- это жанр, в которомобычно рассказываетсяо человеке, прожившеммученическуюжизнь, проявившемвысокое достоинство, совершившемнравственныйподвиг, мужественном, стойком, такихлюдей иногдапричисляютк лику святых.Кипреев — фамилияговорящая. Она, вероятно, образованаот слова “кипрей”.А это растение, которое отличаетсяживучестью.Такой фамилиейавтор передаётодну из основныхчерт героя.Таким образом, название связанои с темой, и собразом главногогероя. Ключевымиявляютсясловосочетания“инженер” и“интеллигент”. Рассмотримсодержаниеэтих слов. Шаламовуважно былоподчеркнутьэтими словосочетаниями, что инженернаямысль Кипрееванапряжённоработает и влагере, благодаряему возникаетзавод по ремонтуэлектрическихлампочек, онвосстановилрентгеновскийаппарат и накаталзеркало. Второесловосочетание“интеллигент”.ИнтеллигентКипреев проросиз того стыда, который ониспытал, подписавна себя ложныйдонос, потомучто ему грозилиарестом женыи дочери, и воттогда он далобет никогдаи ни в чём неуступать.
Кипреев жилпо законамсовести, и именносовесть непозволила емупоступитьиначе.
В рассказеприсутствуютдве линии. Первая- документальная, в ней прослеживаетсяхроника событий, указываетсягод — 1938, местопроисходящего, упоминаютсяизвестныефамилии 30-х годов.Вторая линияромана идётв противовеспервой. В нейнарушаетсяхронология, нет точныхсведений, повествованиепрерываетсялирическимиотступлениямиавтора. Здесьже описанычувства, внутреннеесостояниегероя.
Вторая особенностьпроизведенияв том, что онокак бы не соответствуетжанру, обозначенномув заглавии — “житие”. Ведьжитие — этожизнеописание, а, следовательно, оно должноначинатьсяс указания датыи места рождениягероя. Этогоу Шаламова нет, но зато естьдата арестаКипреева.
РассказШаламова начинаетсяс размышленийо жизни и смерти, причём каквсегда авторсдержан ипредоставляетчитателю правосамому оценитьповедениегероя. Особенностьюэкспозицииможно отметитьто, что синтаксиссложный, чтосоответствуетпредмету описания- вопросу о жизнии смерти. В тексте“Жития” оченьмало диалогов, но зато встречаютсяфилософскиевыводы, которыемогут появитьсятолько в тюрьме“Надежда дляарестанта — всегда кандалы.Надежда всегданесвобода».Не случайнов рассказ включёни маленькийтолковый словарьзаключённого, где предметырассматриваютсясовершенноиначе, чем насвободе. Основнойприём, которымпользуетсяавтор — противопоставление“Кипреев зналсебе цену. Ноего начальникицену Кипреевуне знали».Кульминацийв рассказе две.Первая — этоотказ Кипрееваот “американскихобносков», авторая — этомомент, когдаинженер замахнулсятабуреткойна секретаряпарторганизацииКругляка. Развязкаже рассказанеожиданна, он как будтобы обрываетсяна полуслове, заканчиваясьсловами“И Кипрееваувезли». Спустямного лет мыснова встречаемсяс инженером.Но опять о судьбегероя нам остаётсятолько догадываться.
Финалы Шаламовапоражаютпарадоксальностью.Трагическийпарадокс –художественныйспособ прозренияглубинной сутипроисходящегос рассказчикоми персонажамив прозе Шаламова.В неожиданностии странностипарадокса-прорыв сквозьоболочку, видимость, часто маскуили “маскарадзла” — к истине.(17)
В результатеисследованияя установиласледующие общиепризнаки вповедениигероев
Несмотря на то, что Шаламов считал, что в его рассказах героев нет, писатель считал подвигом проявление внимания к окружающим.
Чувство человеческого достоинства.
Самоуважение.
Эти люди жили по законам совести.
Уважение к окружающим людям.
В русскойлитературе, безусловно, существовалитрадиции дляШаламова, обэтом мы узнаёмиз его статьи“О моей прозе».
Шаламовублизки традицииДостоевского, о котором онписал“Может бытьДостоевскийсдержал Мировуюреволюциюсвоими “Преступлениеми наказанием»,«Бесами», “БратьямиКарамазовыми», “Запискамииз подполья», своей писательскойстрастью”. Также как у Достоевского, у Шаламовачётко обозначенопространствоКолыма — больница- зона. Оба писателяпознали безднучеловеческогодуха, взлётыи падения, обоихих можно отнестик пророкам20-ого века. Подобнотому, как Достоевскийугадал смыслкатастроф20-ого века, такШаламов предугадалпотрясения, связанные соткрытиематома. Шаламовподчёркивалтакже своисвязи с модернизмом20-ого века, называясреди своихучителей А.Белого и А. Ремезова.
Шаламов называл Пушкина в числе любимых поэтов. Как высшую оценку давал некоторым своим стихам (о стихотворении “В воле твоей остановить» он писал “Восхищался многими произведениями”. В тетради 1968 г. запись “П. Полтава — великолепно”.) Итак, у Пушкина и Шаламова много общего 1) Шаламов, также как Пушкин, далёк от психологизма. 2) Сдержанный лаконизм. 3) Авторский голос почти не слышен. 4) И Пушкина и Шаламова волновали проблемы человек и власть, власть и народ.
Различиятам, где у Пушкинаоткрытоепространство, у Шаламова онозамкнутое, время как быостанавливаетсяи уже не законыжизни, а смертьопределяетповедениегероев, авторпредлагаетнам посмотретьмир зеркальнопротивоположныйпушкинскому.
В рассказахШаламова значительноеместо занимаеттема судьбы.В её истолкованииавтор ставиттакой вопроскак преодолетьжизненныеобстоятельстваДоверитьсясудьбеВ чём искатьспасенияИ приходит квыводу, чточасто спасаеттолько случай…
Религия также, как и Шаламова, волновалаПушкина. В раннийпериод он отрицалБога, подвергалсомнению многиеположенияБиблии, однаково второй периодон проявляетбольшую заинтересованностьБиблией, доскональноизучает её, создаёт произведенияна основе библейскихсюжетов ( “ Орион»,«Пророк»). Библиявызывает интересу Пушкина нетолько какяркое проявлениедуха древнегоеврейства, нои как замечательныйпамятник религиозной, философскойи художественноймысли.
Библиография
Шкловский “ Правда В. Шаламова» \\“Дружба народов», № 9, 1991.
В. Шаламов “О моей прозе».
Тетрадь В. Шаламова 1966 года, с. 27.
Тетрадь В. Шаламова 1968 года, с. 31.
В. Шаламов — А. Кременскому \\ Из переписки, с. 154.
В. Шаламов “Четвёртая Вологда», “Грифон», 1994 год, с. 167.
В. Шаламов “Четвёртая Вологда», Наше наследие, 1988 год, № 4, с. 102.
И. П. Сиротинская “Шаламов и Солженицын» с. 73.
“Шаламовский сборник», № 2, с. 24.
Toker “Stories from Kolyma», с. 205.
Л. Тимофеев “Поэтика лагерной прозы» \\ “Октябрь», № 3, 1991 год, с.186.
-Е. В. Волкова “Парадоксы катарсиса Варлама Шаламова» \\ “Вопросы философии», № 11, 1996 г., с. 48.
Н. Л. Крупина, Н. А. Соснина “Сильней надежд мои воспоминания» \\ “Сопричастность времени», “Просвещение», Москва, 1992 г., с. 93.
“О моей прозе», В. Шаламов.
№ 12, с. 46.
В. Шаламов “К. Р», 2 книга, М., 1992 г., с.172.
№ 12, с. 43.