–PAGE_BREAK–Большинство основных законов запрещают находиться на посту президента одному и тому же лицу более двух сроков, хотя, например, Конституция Франции 1958 года не устанавливает такого ограничения, Основной Закон Италии также умалчивает об этом, большинство латиноамериканских «суперпрезидентских» республик не ограничивают количество пребывания на президентском посту.
Общеизвестно, что в зависимости от формы избрания главы государства зависят его претензии на широту полномочий. Шарль де Голль, добившись от парламента проведения прямых выборов президента, позже потребовал от национального собрания больших полномочий, президенты России и Беларуси, указывая на всенародное происхождения своего поста, с помощью конституционных реформ соответственно расширили свою компетенцию.
Вопрос о системе выдвижения и выборов главы государства, а также вопрос об их юридическом статусе, целесообразно рассматривать исходя из разделения республик по форме правления.
1.3 Президентские и смешанные республики.
В президентских и смешанных республиках президент избирается в большинстве случаев путем прямых выборов, т.е. непосредственно народом.
Примером такой формы избрания может служить Франция. Заявка на выдвижение кандидата должна быть подписана не менее чем 500 гражданами, являющимися членами парламента, экономического и социального советов; среди подписавшихся должны быть, по крайней мере, представители 30 департаментов или заморских территорий, а от одного департамента должно быть не более 10 процентов всех подписей. Кроме того, кандидат должен внести избирательный залог в размере 10 тысяч франков, который не возвращается в том случае, если кандидат наберет менее 5 процентов голосов.
Президент страны избирается абсолютным большинством голосов на прямых выборах. Если в первом туре не один из претендентов не набрал требуемого количества голосов, то проводится второй тур, в котором участвуют только два кандидата получившие в первом туре наибольшее количество голосов. Победителем выборов признается кандидат, набравший во втором туре относительное большинство голосов.
В президентских республиках существует и иная система выдвижения и избрания главы государства. Так, в США президент выбирается путем косвенных выборов. Избирательная компания начинается задолго до прихода избирателей на избирательные участки для голосования за выборщиков. В марте- июне каждого високосного года в большинстве штатов проводятся первичные выборы (праймериз) на которых избиратели голосуют за кандидатов в кандидаты на пост президента страны. В июле- августе проводятся национальные партийные съезды (конвенты), где окончательно избираются кандидаты на пост главы государства от политических партий. В сентябре-ноябре партии проводят шумные агитационные избирательные компании за своих кандидатов, которые в последнее время больше напоминают голливудские шоу.[5]
В первый вторник после первого понедельника ноября (как записано в конституции), избиратели голосуют за выборщиков по штатам. В каждом штате избирается столько выборщиков, сколько избирается от штата представителей и сенаторов в конгресс. Всего по стране избираются 538 выборщиков. При избрании выборщиков устанавливаются многомандатные избирательные округа и применяется система мажоритарного большинства. При этой системе список выборщиков от одной партии, получившей большинство голосов в конкретном штате, получает все мандаты выборщиков, принадлежащие этому штату. После избрания коллегии выборщиков уже практически становится известно имя будущего президента, т.к. согласно американской практике член коллегии не является агентом своих избирателей, а действует как представитель партии, от которой он избран. На последних президентских выборах США данная система полностью себя скомпромитировала, т.к главой государства стал претендент, набравший меньше голосов избирателей, чем А. Гор- другой кандидат на пост; однако получивший большее количество мест в коллегии выборщиков.
В середине декабря выборщики собираются в столицах штатов и голосуют бюллетенями за президента и вице-президента. Результаты голосования по штатам направляются председателю сената. В присутствии членов Конгресса эти результаты суммируются и официально оглашаются. Избранным президентом признается кандидат, получивший более половины голосов коллегии выборщиков (от 270 голосов). В случае если ни один из кандидатов не наберет требуемого количества голосов, то палата представителей избирает из числа тех самых удачливых кандидатов президента страны, а сенат избирает вице-президента. Таким образом, конгресс дважды избирал президента в 1820 и 1824 годах. [6]
В Республике Беларусь процедуру избрания Главы государства регулирует Глава 15 Избирательного Кодекса.
В частности, статья 60 Избирательного Кодекса устанавливает порядок выдвижения кандидата в президенты: «Кандидаты в Президенты Республики Беларусь выдвигаются гражданами Республики Беларусь при наличии не менее 100 тысяч подписей избирателей.
Выдвижение кандидатов в Президенты Республики Беларусь начинается за 80 дней и заканчивается за 50 дней до выборов.
Право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит политическим партиям, зарегистрированным Министерством юстиции Республики Беларусь не позднее чем за шесть месяцев до назначения выборов, трудовым коллективам, а также гражданам путем сбора подписей.”
После процедуры выдвижения кандидат на пост президента должен пройти процедуру регистрации: «Решение о регистрации кандидата в Президенты Республики Беларусь принимается при наличии следующих документов, поступивших в Центральную комиссию до начала регистрации: протоколов областных, Минской городской комиссий по выборам Президента Республики Беларусь, подтверждающих наличие не менее 100 тысяч подписей граждан Республики Беларусь по выдвижению кандидата в Президенты, заявления кандидата о согласии баллотироваться, а также биографических данных лица, выдвинутого кандидатом в Президенты Республики Беларусь, с указанием сведений, предусмотренных Центральной комиссией, и декларации о доходах и имуществе по форме, утвержденной Советом Министров Республики Беларусь.”[7]
Если ни один из кандидатов в Президенты Республики Беларусь не набрал необходимого количества голосов, то не позднее чем в двухнедельный срок по решению Центральной комиссии проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее количество голосов избирателей. Сообщение о проведении второго тура голосования публикуется в печати и обнародуется в других средствах массовой информации на следующий день после назначения второго тура голосования. Второй тур голосования проводится с соблюдением требований настоящего Кодекса.
Выборы во втором туре голосования считаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более половины избирателей, включенных в список граждан, имеющих право участвовать в выборах. Избранным считается кандидат в Президенты Республики Беларусь, получивший во втором туре голосования более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
В случае, если один из кандидатов в Президенты Республики Беларусь, включенный в бюллетень для баллотирования во втором туре голосования, снял свою кандидатуру, второй тур голосования проводится по одной кандидатуре. При этом кандидат в Президенты Республики Беларусь также считается избранным, если он получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Если на выборах Президента Республики Беларусь баллотировалось не более двух кандидатов и ни один из них не был избран, а также в случае выбытия всех кандидатов в Президенты Республики Беларусь или признания выборов Президента Республики Беларусь несостоявшимися или недействительными либо второй тур голосования не позволил определить избранного Президента Республики Беларусь, Центральная комиссия решает вопрос о назначении повторных выборов с повторным выдвижением кандидатов в Президенты Республики Беларусь. При этом она может принять решение о проведении выборов территориальными и участковыми комиссиями в новом составе.
Повторные выборы проводятся в течение трех месяцев после основных выборов. Голосование проводится на тех же участках для голосования по спискам, составленным для проведения основных выборов и уточненным накануне повторных выборов.
Считается, что выборы Президента Республики Беларусь состоялись, если в голосовании приняло участие более половины граждан Республики Беларусь, включенных в список избирателей.
Президент Республики Беларусь считается избранным, если за него проголосовало более половины граждан Республики Беларусь, принявших участие в голосовании. [8]
Что касается статуса главы государства при президентской и смешанной форме правления, то следует отметить, что президент в большинстве случаев является главой исполнительной власти, гарантом стабильности власти.
Так, Конституция Беларуси определяет статус Президента следующим образом: “Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина.
Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти.
Президент обладает неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняются законом.» [9]
Схожие толкование можно встретить и в других конституциях президентских и смешанных республик.
1.4 Парламентская республика.
В парламентских республиках в абсолютном большинстве случаев президент избирается путем двухстепенных выборов. Воля избирателей опосредуется общенациональным представительным органом- парламентом, реже правительством.
В этой системе избрания президента можно выделить три разновидности:
– Президент избирается парламентом, в голосовании принимают участие только депутаты. Такой порядок избрания существует в Израиле, Турции, Греции. (2)
Согласно конституции Греции, президента республики выбирает Палата депутатов поименным голосованием во время специального заседания двумя третями голосов от полного состава. Если на первом заседании требуемого количества голосов не собирает ни один из кандидатов, то проводится второй, а при необходимости и третий тур выборов, где претендент на пост главы государства должен набрать не менее шестидесяти процентов голосов. В случае, когда никто из кандидатов не получает и шестидесяти процентов голосов, палата представителей подлежит роспуску, а вновь избранный парламент сначала тремя пятыми, а при необходимости пятидесятью процентами голосов плюс один выбирают главу государства. Если все эти меры не принесли желаемого результата, тогда назначается третий тур, где соперничают два кандидата, набравшие в прошлом туре наибольшее количество голосов.
– Для избрания президента создается избирательная коллегия, состоящая из депутатов парламента и представителей органов местного самоуправления административно- территориальных единиц
В частности, в Италии президент избирается собранием, состоящим из депутатов обеих палат парламента и трех членов делегаций от каждой области, а также одного представителя области Валле-д’Аоста. Делегаты областей избираются областными советами. Голосование проводится тайно. Для победы кандидат в президенты должен собрать две трети голосов выборщиков в первом туре, а в случае необходимости, и во втором туре голосования. После двух туров голосования достаточно абсолютного большинства голосов собрания.
Этот вид избрания главы государства по сути мало чем отличается от первого вида, т.к. представительство делегатов от областей носит чисто символических характер: на долю избирателей от областей приходится лишь 58 голосов из общей 1008 голосов делегатов собрания.[10]
– Третий вид избрания: в федеративных государствах, например, в Индии и ФРГ, для избрания президента формируется особая коллегия, состоящая из депутатов союзного парламента и представителей субъектов федерации.
Так, в Германии президент избирается федеральным собранием, формируемым на смешанной основе: пятьдесят процентов составляет полный состав нижней палаты парламента- Бундестага и такое же количество пропорционально представляемому населению делегатов от земель. Глава государства избирается абсолютным большинством голосов в первом туре и относительным большинством, в случае необходимости, во втором.
Весьма редким и нехарактерным для парламентских республик являются выборы главы государства непосредственно народом на прямых выборах. Таким образом, президент избирается в Австрии, Ирландии и Исландии.
В республиках с парламентской формой правления глава государства рассматривается как носитель исполнительной власти в стране, как высший представитель власти в сфере международных отношений. Так Конституция Греции определяет президента республики как арбитра всех государственных институтов государства. Кроме того, исходя из положений основного закона страны, он наделен рядом полномочий в сфере исполнительной и законодательной власти.
ГЛАВА II Сравнительный анализ полномочий главы государства при различных формах правления. Как высший представитель государства внутри страны глава государства, помимо личного статуса, имеет определенные полномочия, которые, на мой взгляд, условно можно разделить на следующие группы:
– представительские полномочия
– полномочия в сфере исполнительной власти
– полномочия в сфере законодательной власти
– полномочия в сфере судебной власти
– полномочия в сфере избирательных правоотношений и референдума
– полномочия в сфере обороны и безопасности.
Рассмотрим вышеприведенные группы полномочий на конкретных примерах.
2.1 Полномочия главы государства при президентской форме правления.
Что касается полномочий главы государства при президентской форме правления, то для них характерно, что глава государства помимо осуществления своих непосредственных функций также возглавляет и исполнительную власть. Так, согласно Конституции Республики Филиппины, Президенту Филиппин вверена исполнительная власть.
Президент назначает глав исполнительных департаментов, послов, других публичных министров и консулов, военных чинов, иных должностных лиц, в том числе и всех других должностных лиц Правительства.
Кроме того, Президент Филиппин осуществляет контроль в отношении всех исполнительных департаментов, бюро и учреждений, является верховным главнокомандующим. В случае вторжения либо мятеже он вправе ввести военное положение, но не более чем на 60 дней. К иным полномочиям Главы государства можно отнести право гарантировать и получать иностранные займы, заключать международные договоры (согласия не менее 70% членов Сената), открывать сессии Парламента, право обращение к Парламенту в любое время.[11]
В Бразилии Президент — центральная фигура исполнительной власти и государственного механизма в целом.
В соответствии с латиноамериканской концепцией права Президент Бразилии наделен огромными полномочиями. В его собственные полномочия входит назначение и увольнение всех федеральных министров, осуществление руководства государственной администрацией, санкционирование и промульгация законов, право вето на законопроекты Конгресса, Президент руководит внешними сношениями государства, аккредитует международных послов и т.д.
продолжение
–PAGE_BREAK–Кроме того, весьма важным правом в условиях латиноамериканской действительности является возможность ввода осадного положения и состояния федерального вмешательства, при введении которых могут быть некоторые существенные демократические права личности. Президент также является Верховным Главнокомандующим. (15)
2.2 Полномочия главы государства при смешанной форме правления.
Президент Франции, как глава смешанной республики наделен весьма обширными полномочиями.
Согласно статье 18конституции Франции «Президент сносится с обеими палатами парламента посредством посланий, которые зачитываются в палатах, и которые не дают повода для каких- либо дебатов».(13) По моемому мнению, послание президента обязательно должно обсуждаться в парламенте, причем в присутствии самого главы государства, т.к. это бы способствовало более достоверному выяснению отношений между законодателями и главой государства.
Согласно статье 12 Конституции «Президент Республики может после консультаций с Премьер-министром и председателями палат объявить о роспуске Национального собрания» (12), т.е. можно сказать, что Президент имеет право роспуска Парламента единолично, без указания причин, т.к. консультации с высшими должностными лицами страны не к чему юридически не обязывают.
В целом, отношения главы государства Пятой республики и главного законодательного органа страны носят односторонний характер, где глава государства практически независим от воли законодателей.
Президент назначает трех членов Конституционного совета, в том числе и его Председателя. Наряду с Премьер — Министром, председателями обеих палат, не менее чем 60 депутатами или сенаторами по поводу допустимости закона, принятого Парламентом, либо международного договора ратифицированного государством, которые вызывают сомнения по поводу соответствия их норм Конституции. Согласно статье 56 Конституции, все бывшие президенты страны получают пожизненное членство в Конституционном совете.
Согласно статье 64 Основного закона V Республики, «Президент Республики является гарантом независимости судебной власти»[12]. Он назначает некоторых членов Высшего совета магистратуры, а также сам возглавляет данный орган.
Также Президенту вверено право помилование, которое он осуществляет после консультаций с Высшим советом магистратуры.
Согласно статье 8 Конституции «Президент Республики назначает Премьер-министра». (13) Также Глава государства прекращает исполнение функций Премьер-министра по предъявлении им заявления об отставке Правительства. Кроме того, Президент назначает членов Правительства, государственных советников, старших советников счетной палаты, префектов Правительства в заморских территориях, других высших государственных чинов.
Президент промульгирует все парламентские законы и имеет право отлагательного вето.
Президент по требованию Премьер-министра или большинства членов Национального собрания созывает очередные сессии Парламента.
В Совете министров принимаются декреты — совместные акты Президента и Премьер — Министра. Президент вправе заблокировать любое решение, принимаемое органом исполнительной власти. По просьбе Правительства и разрешению Парламента Совет министров может издавать ордонансы – «декреты- законы». Право подписания ордонансов имеет только Президент.
«Когда институты Республики, независимость нации, целостность ее территории или выполнение ее международных обязательств оказываются под серьезной и непосредственной угрозой, а нормальное функционирование конституционных государственных властей прекращено, Президент Республики принимает меры, которые диктуются этими обстоятельствами, после официальной консультации с Премьер-министром, председателями палат, а также Конституционным Советом. Он информирует об этом нацию посланием. Эти меры должны быть продиктованы стремлением обеспечить в кратчайшие сроки конституционным государственным властям средства для выполнения их задач. Конституционный совет консультируется по поводу этих средств…»[13]
Реализация этих полномочий влечет за собой установление временной диктатуры Президента, который в этот период времени обладает большими полномочиями, чем абсолютный монарх. Французские юристы считают, что под компетенцию данной статьи подпадает лишь конституционный кризис, однако отмечают крайнюю неопределенность формулировки данной статьи, в частности, понятия исключительных обстоятельств.
Президент Республики Беларусь, смешанной по определению республики, также обладает весьма широкими полномочиями, схожими внешне с полномочиями Президента Франции. Имеет смысл повести сравнительный анализ этих полномочий.
Вид полномочий
Президент Франции
Президент Беларуси
Назначение Премьер-Министра
Статья 8, назначает единолично
Статья 84-6, с согласия Палаты Представителей
Право отлагательного вето
Статья 10, условное вето
Статья 100, условное вето
Инициатива референдума
Статья 11
Статья 74
Роспуск Парламента
Статья 12
Статьи 84-3, 94
Законодательные права
Статья 13- декреты (указы), орданансы (декреты- законы, принимаются Советом Министров, подписывает Президент, могут быть отменены Парламентом)
Статья 85, 101, декреты имеют силу законов, принимаются Президентом единолично; указы издаются в рамках законов.
Аккредитация послов
Статья 14
Статья 84-20
Руководство Вооружеными Силами
Статья 15
Статья 84-27
Установление временной диктатуры
Статья 16
Отсутствует
Право послания Парламенту
Статья 18
Статья 84-14
Ратификация международных договоров
Статья 52
Отсутствует
Право помилования
Статья 17
Статья 84-19
В сфере судебной власти
Статья 56 назначение 1/3 судей Конституционного суда. Статья 64, 65 Возглавляет Высший Совет Магистратуры, назначат судей, судьи несменяемы.
Статья 84-10, назначает Ѕ судей Конституционного суда, остальных назначает Совет Республики. Статья 84-8, 84-9 с согласия Совета Республики назначает председателей и судей верховного, Высшего Хозяйственного судов, назначает Генерального прокурора.
Инициативы по пересмотру Конституции
Статья 89
Статья 138. Право принадлежит Президенту и 150 тысячам избирателей.
Назначение членов национального банка, национальной избирательной комиссии.
отсутствует
Статья 84-9 Статья 84-4 назначает шесть членов и Председателя.
Назначение представителей Президента в Парламенте
отсутствует
Статья 84-16, 91 назначает 8 членов (1/8) Совета Республики.
Право на отложение забостовки
отсутствует
Статья 84-23
Влияние на органы местного самоуправления
отсутствует
Статья 84-26, 119 Назначает руководителей местной исполнительной власти
Законодательная инициатива
отстутствует
Статья 99
Право на учереждение подотчетных органов
отсутствует
Статья 84-26
Как видно из данной таблицы, многие нормы, касающиеся полномочий французского и белорусского президентов схожи и не имеют видимых расхождений, однако тут имеются весьма существенные различия.
Например, что касается законотворческих возможностей президентов: несмотря на внешнее сходство, можно сказать, что речь идет о разных, по сути, полномочиях. Если французские декреты и ордонансы принимаются в Совете Министров и ордонансы могут быть отменены Парламентом, то белорусские указы и декреты принимаются Главой государства единолично, декрет может быть издан по любому неурегулированному законом вопросу непротиворечащему Конституции, и может быть отменен только Конституционным судом либо принятием закона по соответствующей теме. Роли французских ордонансов в большей степени соответствуют временные декреты белорусского Президента, которые могут быть отменены 2/3 от полного состава Парламента Беларуси. Если французские ордонансы лишь попытка усовершенствовать пробелы в законодательстве, то белорусские декреты создают опасность нарушения принципа разделения властей, т.к. декрет, акт исполнительной власти, имеет равное с законом значение (что закреплено конституционно, хотя на практике декреты имеют даже большую силу, чем законы Парламента)- т.е. исполнительная власть вправе заниматься законотворчеством!!!
В белорусском законодательстве отсутствует норма, подобная той, которая содержится в статье 16 французской Конституции — введение временной диктатуры Президента. Белорусский Президент имеет право вводить лишь чрезвычайное положение, да и то только с разрешения Совета Республики и по четко определенным основаниям. Существование нормы о введении временной диктатуры одного человека на неопределенный срок при определенных обстоятельствах может привести к непредсказуемым последствиям.
Во Франции доминирующую роль в судебной власти играет принцип несменяемости судей, вне зависимости от того, какой государственный орган назначил того либо иного судью. В Беларуси же,
2.3 Полномочия главы государства при парламентской форме правления
В области государственного управления полномочия главы государства при парламентской форме правления невелики даже формально, а на практике выглядят еще скромней. Следует оговориться, что данное положение характерно для большинства стран с парламентской формой правления, но не для всех.
Так, согласно Конституции Японии, Император осуществляет действия, относящиеся к государственным делам, но не связанные с осуществлением государственной власти. Все его акты подлежат контрассигнации Кабинетом, и Кабинет несет за них ответственность.
Император Японии имеет следующие полномочия:
– промульгация поправок к Конституции, законов, правовых указов и договоров
– созыв Парламента
– роспуск Палаты представителей
– объявление всеобщих парламентских выборов
– подтверждение назначений и отставок государственных министров и других должностных лиц
– вручение верительных грамот послам и посланникам
– подтверждение всеобщих и частных амнистий, смягчение и отсрочка наказаний и восстановление в правах
– пожалование наград
– подтверждение ратификационных грамот и других дипломатических документов
– осуществление церемониала.
Все эти полномочия применяются Императором по просьбе Правительства.[14]
В Великобритании Монарх формально имеет гораздо более сильное политическое влияние, однако, большинство прерогатив в сфере политики являются «спящими», т.е. реально не используются уже долгое время. С 1707 года Монарх ни разу не воспользовался правом отклонения законопроекта, исключительно редко Глава государства распускает Палату Общин. Единственно, необходимо отметить, что за последние семьдесят лет Монарх четырежды единолично назначал Премьер-министра страны (это случается тогда, когда ни одна политическая партия в Парламенте не имеет абсолютного большинства мест и Палата Общин не может «договорится» о назначении главы правительства). Обычно же, Королева выполняет лишь церемониальные функции: открывает парламентские собрания речью, подготовленной для нее Премьер- министром, Правительство действует от имени Её Величества, от имени Монарха осуществляется амнистия и помилование, Глава государства присваивает воинские звания и знаки отличия, Елизавета II является главой англиканской церкви, Верховной главнокомандующей и т.д. Во внешнеполитических отношениях Монарх является Главой Британского Содружества, в которое входит 49 государств, 17 из которых признают Королеву главой своих стран. Среди Британских доминионов такие державы как Австралия, Канада, Новая Зеландия.
Согласно Конституции Бельгии 1831 года, Король совместно с Палатой Представителей и Сенатом осуществляет законодательную власть и ему принадлежит исполнительная власть, как это урегулировано Конституцией.
В Бельгии Король назначает и увольняет своих министров, назначает на должности в системе администрации внешних сношений, издает положения и приказы, необходимые для исполнения законов, является главнокомандующим, санкционирует и промульгирует законы, созывает и закрывает очередные и внеочередные сессии Парламента, имеет право роспуска Парламента в целом и попалатно, а также Король Бельгии выполняет ряд церемониальных полномочий.
По сути, Король Бельгии является Главой государства и исполнительной власти. Практически все акты Монарха подлежат контрассигнации соответствующих министров, которые и несут ответственность за подписанный документ.
Бельгия, как и Великобритания, Нидерланды, Норвегия, принадлежат к числу так называемых старых монархий, где конституционный статус главы государства давно не обновлялся. Монархи этих стран традиционно следуют указаниям своих правительств, но при определенном положение дел, например, в период политического кризиса, главы государств могут осуществлять свои полномочия единолично, т.к. в конституциях этих стран, за исключением, пожалуй, Бельгии, не содержится норм об обязательной контрассигнации актов Монарха.
В новых монархических державах (Япония, Швеция) глава государства не имеет права осуществлять свои полномочия в дискреционном порядке и выполняет в основном представительские и церемониальные функции, имея место символа преемственности власти и стабильности общественного уклада.
Президент классической парламентской республики имеет полномочия весьма сходные с прерогативами, которыми обладает монарх.
Так, согласно Конституции Италии, Президент имеет следующие полномочия:
– назначение выборов палат парламента
– санкционирование и представление палатам правительственных законопроектов
– промульгация законов, издание декретов (совместно с Правительством)
– назначение референдумов
– аккредитация и прием дипломатических представителей
– ратификация международных договоров
– главнокомандование
– председательство в Высшем Совете магистратуры
– назначение Премьер- министра и по его представлению всех министров
– назначение трети судей Конституционного суда
продолжение
–PAGE_BREAK— право роспуска палат Парламента
– дарование помилования и амнистия по представлению палат
– жалование знаков отличий и некоторых привилегий.[15]
Полномочия Президента Италии мало чем отличаются от полномочий Короля Испании, главы парламентской монархии.
Такое же положение наблюдается в большинстве парламентских республик. Однако существуют парламентские республики, где власть президента более значительна.
Рассматривая Конституцию Греции 1975 года, можно увидеть, что греческий Президент обладает весьма значительными полномочиями, сравнимыми даже с полномочиями президентов смешанных и президентских республик.
При роспуске как Парламента, так и Правительства, при отклонении законопроекта или законодательного предложения, акты Президента не подлежат контрассигнации. Кроме того, Глава государства имеет право издавать декреты по всем вопросам, кроме реализации и защиты личных прав, деятельности политических партий, ответственности министров, официального толкования законов, о бюджете. По предложению Совета министров при чрезвычайных обстоятельствах или при срочной непредусмотренной необходимости Президент республики имеет законодательные полномочия по изданию, так называемых, «временных декретов». Эти акты посылаются на утверждение палате депутатов в сорокадневный срок. Парламент при несогласии вправе отменить эти акты.
Помимо этого, Президент Греции имеет полный перечень полномочий, присущий главе государства при парламентской форме правления.
Как уже отмечалось выше, большинство политических прерогатив главы государства при парламентской форме правления являются таковыми чисто номинально. Однако, такие полномочия, как роспуск парламента и правительства, назначение премьер- министра, право вето на законопроекты высшего законодательного органа и на акты кабинета министров, даже в «спящем» положении имеют огромное значение, т.к. в руках главы государства они являются важнейшими сдерживающими факторами потенциальной возможности соблюдения принципа разделения властей и нормального функционирования государственных органов страны.
Еще одним значимым полномочием является право вето, которое, в отличие от перечисленных абзацем выше полномочий, не имеет единого толкования. Право вето может быть выражено в трех видах: абсолютное или резолютивное вето (окончательный запрет, который преодолеть нельзя, имеется в арсенале полномочий монархов Бельгии и Великобритании). Второй вид вето- это отлагательное или относительное вето ( запрет, который можно преодолеть, как правило, квалифицированным большинством парламента). И третий вид — выборочное вето, когда глава государства может опротестовать только часть какого- либо законопроекта.
В зависимости от политической системы можно выделить из парламентской формы правления собственно парламентаризм и министериализм.
Парламентаризм характеризуется широко развитой политической системой, при этой форме правления ни одна из партий не имеет абсолютного большинства мест в парламенте, вследствие чего формируется коалиционное правительство, которое часто является неустойчивым. Так, Италия ежегодно переживает конституционные кризисы. Тут очень важна роль главы государства, который во время политической нестабильности вынужден занимать активную политическую позицию.
Министериализм присущ странам, где в парламентах традиционно существует абсолютный перевес какой- либо одной партии, которая в итоге и формирует правительство. При министериализме, характеризующимся своей стабильной политической системой, глава государства чаще играет пассивную властную роль.
Таким образом, можно сделать заключение, что реальная широта полномочий главы государства при парламентской форме правления зависит от непосредственно полномочий, прописанных в конституции, от государственных традиций государства, стабильности и устойчивости политической системы страны.
ГЛАВА III ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА. ДОСРОЧНОЕ СМЕЩЕНИЕ С ДОЛЖНОСТИ. Вопрос об ответственности главы государства является одним из центральных вопросов института президентитуры. Случаи досрочного освобождения с должности и импичмента крайне редко встречаются в мировой истории, но в условиях демократического общества, при наличии реально действующего механизма разделения властей, тем не менее, наличие данного института неоценимо. Институт импичмента и досрочного смещения с должности является одним из наиболее влиятельных элементов системы «сдержек и противовесов». В демократических государствах импичмент является гарантией стабильности общественного уклада и недопущения авторитарного режима правления.
Специфической чертой ответственности главы государства является то, что она может наступать как при совершении правонарушения, так и при его отсутствии. В отношении государственно-правовой ответственности, то есть по сути, ответственности за ненадлежащее осуществление властных полномочий, требование наличия вины в конкретном правонарушении непомерно бы сузило диапазон ее применения и исказило бы социальное значение данного вида ответственности. Задержка, несвоевременное принятие решений, принятие решений неправомерных или просто ошибочных, способны принести огромный урон государственным интересам и обществу в целом.
В данном разделе разговор будет вестись преимущественно о конституционной ответственности президента, т.к. монарх не несет ответственности за действия, предпринимаемые им во время пребывания на троне и конституции монархий не предусматривают оснований для смещения монарха с престола.
3.1 Институт досрочного смещения с поста президента в зарубежных странах.
Рассматривая институт ответственности главы государства, в первую очередь стоит определить основания (условия) наступления санкций для субъекта данных правоотношений.
Согласно статье 68 Конституции Франции, «Президент не несет ответственности за действия, совершенные им при исполнении им своих функций, кроме случаев государственной измены»[16]
Президент Италии несет ответственность лишь при совершении им государственной измены либо при посягательстве на Конституцию. Законодательство США расширяет перечень оснований для импичмента главы государства — он может быть отстранен от должности в случае признания его виновным в совершении измены, взятничестве либо в ином тяжком преступлении. Кроме того, ряд конституционных актов различных государств мира предусматривают возможность отстранения (освобождения) президента от занимаемой должности по состоянию здоровья. Хотя смещение с должности главы государства по этому основанию по своим правовым последствиям практически не отличается от последствий процедуры импичмента, нельзя считать данный институт составной частью конституционной ответственности, так как для начала рассмотрения дела по первому основанию фундаментом является явление не зависящее от воли главы государства, а для возбуждения процедуры импичмента необходимо подозрения высшего должностного лица в совершении правонарушения.
Основаниями для досрочного смещения с поста главы государства может также послужить его аморальное поведение, хотя это и не закреплено в конституционных актах большинства государств, однако, является конституционным обычаем. В Конституции Словакии предусмотрена возможность отзыва Президента при ведении им деятельности направленной против суверенитета и территориальной целостности республики, ее демократического конституционного строя.
Таким образом, можно сделать вывод, что досрочное смещение с должности главы государства может иметь место при наличии следующих оснований:
1) при совершении им тяжкого правонарушения. Практически все современные конституции предусматривают импичмент президента при совершении им государственной измены. Под иными тяжкими преступлениями понимается весьма широкий перечень правонарушений, среди которых присутствуют такие составы преступлений как пропаганда войны, превышение полномочий при отягчающих обстоятельствах, взяточниство, привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности, хищении в особо крупных размерах и т.д.
2) по состоянию здоровья. Как уже отмечалось выше, отстранение от должности по состоянию здоровья не является мерой конституционной ответственности, хотя, здесь, безусловно, прослеживается институт принуждения. Другое дело, когда глава государства сам подает в отставку по данному основанию — тогда это, безусловно, волеизъявление президента. Однако когда решение принимает уполномоченный на то орган (в большинстве случаев — парламент), то воля президента и его мнение не учитываются. Возникают сложности при трактовке оснований для смещения с должности по состоянию здоровья. Конституция США говорит о «неспособности осуществлять связанные с должностью права и обязанности», Основной Закон Беларуси предусматривает возможность досрочного смещения с поста при «стойкой невозможности осуществлять обязанности Президента». Сразу возникает ряд вопросов: что следует понимать под данными формулировками? Какие органы вправе давать заключения о состоянии здоровья президента? Также следует отметить, что данная формулировка закреплена не во всех основных законах зарубежных стран, но практически все конституции содержат положения о временном замещении должности президента при невозможности им осуществлять свои функции по состоянию здоровья. Здесь можно предположить, что в данных странах, исходя из соображений соблюдения интересов государства, при ситуации, когда явно имеющий проблемы со здоровьем глава государства не подает в отставку самостоятельно, парламенты вправе единолично решить данный вопрос и объявить о назначении выборов нового президенте. Более точная трактовка досрочного смещения с поста главы государства по состоянию здоровья находится в Конституции Венгрии, согласно которой, президент считается смещенным со своего пост, если он в течение 90 дней не мог осуществлять свои полномочия. В Венгрии не требуется специальной парламентской процедуры, и процесс смещения происходит автоматически. Но и здесь может возникнуть проблема теоретического характера: будет ли иметь место досрочное прекращение полномочий, если глава государства в течение 90- дневного срока изредка будет демонстрировать признаки былой политической активности? При буквальной трактовке — нет. Кроме того, трехмесячный срок слишком велик, основанием для такого продолжительного больничного должен служить явный недуг, который в большинстве случаев окажет значительное влияние на трудоспособность человека.
3) при совершении аморального поступка либо действий противоречащих интересам государства. Под совершением аморальных поступков понимается совершение действий, противоречащих высокому статусу главы государства. Это могут быть как факты личной жизни, так и непристойное поведение в деловом общении. Данное обстоятельство, как отмечалось выше, практически нигде конституционно не закреплено. Однако, на мой взгляд, вполне обоснованно будет отстранение от должности главы государства, совершившего аморальный поступок, который стал известен широкому кругу лиц, т.к. эти сведения могут причинить вред как авторитету власти внутри страны, так и сказаться на репутации государства за рубежом. К сожалению, импичмент по данному основанию в большинстве случаев будет не вполне обоснован юридически и, по моему мнению, парламент неправомочен принимать решение об отрешении главы государства от власти. Поэтому считаю, что вопрос об импичменте высшего должностного лица по данному основанию должен приниматься путем проведения всенародного референдума, так как в юридической практике существует положение, что решения принятые на референдуме обладают высшей юридической силой. Касательно оснований для импичмента при исполнении главой государства действий, противоречащих интересам государства весьма, надо отметить, что целесообразность применения данной формулировки весьма спорна. Сложно определить, какая деятельность на самом деле является таковой, так как будущее своей страны каждое политическое движение видит по-своему. Нетрудно вспомнить события начала 90-х годов на просторах постсоветского пространства. Кроме того, ведение антигосударственной деятельности уголовно наказуемо и относится к разряду тяжких преступлений.
Таким образом, можно сделать вывод, что основанием для досрочного смещения с поста главы государства может являться действие либо бездействие, которое причинило либо могло причинить существенный ущерб народу, государству, в независимости от того, была нарушена конституционная, иная правовая, либо моральная норма.
Рассмотрим особенности проведения процедуры импичмента в различных странах.
Процедура импичмента (парламентского преследования)- это процедура отрешения от должности высших должностных лиц (в том числе и президента) за совершенные во время нахождения на государственной службе правонарушения. Импичмент предусматривает лишь одну санкцию—смещение с занимаемого поста, после чего снимается иммунитет против судебного преследования, которым обладает президент.
Существуют три основных модели проведения импичмента главы государства:
Согласно первой модели, весь процесс реализации конституционной ответственности проистекает в парламенте как таковом; по его завершении могут последовать судебные процессы, которые могут рассматривать суды общей юрисдикции.
Вторая модель заключается в том, что парламент (либо одна из палат парламента) выступает как обвинение в процессе, а дело о конституционной ответственности решается в судебном органе, специально образуемом парламентом из своей среды, причем этот орган разрешает вопрос не только о конституционной ответственности, но и, при необходимости, вопросы уголовной ответственности, действую как обычный суд.
Третья модель схожа как с первой, так и со второй, здесь парламент также выступает как обвинительная сторона, однако далее дело по существу рассматривается органом конституционной юстиции, который выносит решение об импичменте, после чего дело может быть передано в суд общей компетенции.
Примером первой модели может послужить процедура импичмента в США. Возбуждает дело об импичменте Палата представителей (часть 5 раздела 2 статьи 1 Конституции). Сначала заявленная инициатива рассматривается в юридическом комитете Палаты, который вырабатывает формулу обвинения в виде статей импичмента. Затем Палата представителей обсуждает его, и если утверждает простым большинством голосов, то передает в Сенат, который правомочен разрешить дело (часть 6 раздела 3 статьи 1). Приступая к процедуре, сенаторы должны принести присягу или сделать торжественное заявление. При процедуре импичмента председательствует в Сенате главный судья Верховного Суда. Заслушав мнения сторон, Сенат тайным голосованием принимает решение по каждой статье импичмента, причем для обвинительного решения требуется большинство не менее двух третей присутствующих сенаторов. Только если по всем статьям импичмента такое большинство имеется, обвиняемое лицо смещается с должности президента. Во время рассмотрения дела Сенат имеет право вызывать и заслушивать свидетелей и совершать другие процессуальные действия по исследованию доказательств. Таким образом, вся процедура досрочного смещения с должности главы государства осуществляется в рамках Конгресса.[17]
Процедура импичмента во Франции является примером второй модели. Согласно статье 68 Конституции Франции, Президенту Республики может быть предъявлено обвинение только двумя палатами Национального собрания, выносящими идентичные решения абсолютным большинством членов Парламента. Далее дело передается в Высокую палату правосудия, которая рассматривает дело по существу предъявленных обвинений. Высокая палата правосудия, согласно органическому закону «О Высокой палате правосудия» 1959 года, состоит из 24 членов, выбираемых на паритетных началах Национальным собранием и Сенатом, называемых постоянными судьями, а также 12 заместителей. Если Высокая палата правосудия принимает решение об импичменте Президента, то далее она действует как Высшая судебная инстанция общей компетенции.[18]
продолжение
–PAGE_BREAK–