Пьеса М.Е. Салтыкова-Щедрина «Смерть Пазухина» в критическом осмыслении Ю.Н. Говорухо-Отрока

Дикарева О.В.

Имя Ю.Н. Говорухо-Отрока надежно входит в литературный оборот в наши дни. Его художественное творчество и особенно литературная критика представляют собой новое явление в литературоведении. Известно также, что Юрий Николаевич был и постоянным театральным обозревателем. Каждую неделю в газете «Московские ведомости», в которой сотрудничал Говорухо-Отрок, появлялись его заметки о просмотренных постановках. К одной из них относится отзыв критика об увиденной в театре Корша пьесе «Смерть Пазухина» М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Это произведение было опубликовано в журнале «Русский вестник» в 1857 году. «Смерть Пазухина» Салтыков, по собственному признанию, написал, послушавшись М. Каткова, натвердившему ему: «У вас настоящий талант для сцены». По другому свидетельству, писатель взялся за написание произведения по просьбе П. Садовского, захотевшего поставить в свой бенефис пьесу, принадлежавшую гремевшему тогда на всю Россию автору «Губернских очерков». Первоначальное заглавие пьесы – «Губернские очерки. Царство смерти. Комедия в 4-х действиях», – свидетельствует о существовании у Салтыкова намерений ввести это произведение в свой первый цикл. Пьеса связана с «Губернскими очерками» и местом действия (Крутогорск) и рядом персонажей (Фурманов, Разбитной, Доброзраков, Хрептюгин и сам Пазухин).

В центре изображения – купец- старообрядец Прокофий Иванович Пазухин. В отличие от богатого отца, живущего по новым порядкам, он отказывается «браду сбрить» и «штаны натянуты носить». За это старый Пазухин грозится лишить сына огромного наследства. Помимо Прокофия Ивановича на него претендует ряд действующих лиц – это отставной генерал Лобастов, желающий получить деньги старика, женив его внука на своей дочери, статский советник Фурначев – зять старого Пазухина, во что бы то ни стало хотевший получить миллионное состояние старого купца, приживалка из благородных – Живоедова, также стремящаяся заполучить часть денег купца. Прокофий осознав, что действительно может остаться без наследства, поступается своими принципами и является к отцу одетым по новой моде. Между героями происходит примирение. Однако Фурначев вмешивается и расстраивает мир между отцом и сыном. Тем не менее, происки статского советника и других претендентов на миллионы Пазухина, терпят неудачу. Состояние достается законному наследнику – Прокофию Ивановичу, а Фурначев с позором изгоняется из дома купца за намерение ограбить мертвого старика.

Конфликт в пьесе основан на стремлении всех героев заполучить деньги старого Пазухина. По мере развития действия обнаруживается, что всеми персонажами движет только жажда к наживе, а методы, которыми они пользуются, свидетельствуют о степени их душевного падения. Ради наследства каждый готов поступиться всем – жизненными принципами, честным именем, совестью.

Сам Салтыков не любил этой пьесы, в разговоре с Пантелеевым называл её «гадостью». Однако этот позднейший отзыв писателя не совпадал с его отношением к пьесе в момент, когда она публиковалась. В 1857 г. Салтыков хотел видеть «Смерть Пазухина» на сцене и представил пьесу рассмотрение театральной цензуры. Произведение было оценено отрицательно, цензор писал: «Лица, представленные в этой пьесе, доказывают совершенное нравственное разрушение общества». «Смерть Пазухина» была разрешена к представлению лишь после смерти Щедрина. На постановке, осуществленной театром Корша в Москве в 1893 г, побывал и Ю.Н. Говорухо- Отрок. В отличие от неодобрительных критических отзывов, встретивших появление пьесы, Говорухо-Отрок видит в «Смерти Пазухина» оригинальное литературное явление. Критик отмечает, что «Смерть Пазухина» – «одна из лучших вещей, написанных сатириком в драматическом роде». Он называет пьесу «исключительно комедией», а точнее «бытовой комедией», «комедией нравов». «Действие в ней развивается логично и последовательно, – отмечает критик,- душевная жизнь действующих лиц с развитием действия все более уясняется».

Говорухо-Отрок замечает, что и в пьесе Салтыкова-Щедрина и в пьесах Островского один материал для творчества – быт купечества. Однако в произведении сатирика «нет мягкости Островского, его поэзии, которая смягчает резкие контуры, нет поэтичного языка его», что и определяет своеобразие художественной манеры сатирика. По мнению критика, это 130 «жестокая пьеса». «Автор,- продолжает Говорухо-Отрок,- как бы аналитическим ножом вскрывает душу своих героев». В изображении человеческих пороков Салтыков-Щедрин беспощаден, под его пером наглость, алчность, беспринципность, подлость предстают в самом неприглядном виде.

В отличие от современных литературоведов, невидящих в пьесе ни одного положительного героя, Говорухо-Отрок обращает внимание на древнего раскольника – Финагея Баева. Это «обросший мохом» старик, относящийся к жизни сурово и строго, но умеющий понимать людей и прощать им. Критик замечает, что «этот герой вышел у автора великолепно». Созданный Салтыковым-Щедриным образ, близок самому Говорухо-Отрокучеловеку с православным мироощущением. Именно в этом герое критик находит выражение столь важных для каждого христианина идей милосердия и нравственной стойкости.

Особого внимания, согласно взглядам Говорухо-Отрока, заслуживает лицо Фурначева. Это как бы первый и очень удачный очерк Иудушки – «русского пустосвята». «Это совсем не то, что европейский лицемер,- продолжает критик, – это не Тартюф. Потому как для русской натуры тартюфство слишком мелко. Русское пустосвятство есть явление трагическое и русский пустосвят есть лицо трагическое». По мысли Говорухо-Отрока, «именно этот тип занимал Салтыкова всю его жизнь». В Фурначеве намечены трагические черты этого типа. Из русского пустосвятства есть только один выход, который недоступен для лицемера. Исход этот показан в смерти Иудушки. «Мертвая душа ожила и содрогнулась перед всем своим ужасным прошлым, мертвым, пустым и преступным». В этом наблюдении критика обнаруживается глубокое знание им произведений Салтыкова-Щедрина, ранняя пьеса анализируется в контексте всего творчества сатирика.

Понимая важность и актуальность затронутых писателем проблем, Говорухо-Отрок пишет: «Пьеса направлена на серьезного зрителя, и в нем с каждым актом возбуждает все больший интерес». В заключении, критик отмечает, что «Смерть Пазухина» – «одна из лучших пьес в русском репертуаре».

Благожелательная оценка пьесы Говорухо-Отроком выступила как своеобразная хвалебная эпитафия сатирику, в конце жизни не верившему в художественную основу своего драматургического произведения.

Впечатление, оказанное на критика пьесой, поставленной на сцене спустя сорок лет после написания, подтвердило «современность» затронутых в ней вопросов. Герои, выведенные сатириком, существовали и во время Говорухо-Отрока, и в наше. Поэтому нам представляется, что возобновление постановок пьесы Щедрина было бы интересным и полезным для сегодняшнего зрителя.

Список литературы

1. Макашин С.А. Салтыков-Щедрин на рубеже 1850-1860 годов. Биография. М., 1972.

2. Островский А.Н. Полное собрание сочинений. Т.1. – М., 1973.

3. Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений. Т.4. – М., 1966.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://unid.bsu.edu.ru

Дата добавления: 26.12.2013