–PAGE_BREAK–ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ1.1. Понятие “учетная политика”
Основополагающим документом в рассматриваемой области является Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденное Приказом Минфина России от 9 декабря 1998 г. № 60н. Оно распространяется (п.3 разд.I ПБУ 1/98):
ü в части формирования учетной политики — на организации независимо от организационно — правовых форм;
ü в части раскрытия учетной политики — на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе.[4]
Первоначально дадим определения основным понятиям, применяемым в учетной политике для целей бухгалтерского и налогового учета (табл.1) «Определения для целей бухгалтерского и налогового учета» (приложение 1).
К организациям, обязанным в силу закона публиковать свою отчетность, относятся акционерные общества открытого типа, банки и другие кредитные организации, страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, создающиеся за счет частных, общественных и государственных средств (взносов), Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и их представительства и филиалы на территории субъектов Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ст.16 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). [1]
Филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории Российской Федерации, могут формировать учетную политику исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности.[24,c.208]
При формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету.
Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа (п.8 разд.II ПБУ 1/98) исходя из положений по бухгалтерского учету), а также документов, разъясняющих и дополняющих их. [4]
Учетная политика любой организации должна строиться на основополагающих принципах и допущениях бухгалтерского учета.
К базовым экономическим принципам принято относить следующие:
1) принцип целостности, согласно которому учетные данные составляют единую систему, обеспечивающую управление хозяйственными процессами;
2) имущественной обособленности, подразумевающий, что имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации;
3) непрерывности — бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; сама организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке;
4) сплошной регистрации (требование полноты) — все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий;
5) документирования, согласно которому факты отражаются в учете на основании соответствующих первичных документов;
6) временной определенности фактов хозяйственной деятельности (принцип начисления), подразумевающий, что факты хозяйственной деятельности отражаются в учете в том отчетном периоде, когда они имели место, независимо от времени движения денежных средств, связанных с этими фактами;
7) количественного измерения и исчисления фактов хозяйственной деятельности;
8) верифицируемости — контроля информации;
9) непротиворечивости, предполагающий тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца;
10) разделения текущих и капитальных затрат — в бухгалтерском учете организаций текущие затраты на производство продукции и капитальные вложения учитываются раздельно;
11) интерпретируемости — учетная информация должна быть ясна и подвергаться истолкованию и анализу;
12) осмотрительности — большая готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов;
13) приоритетности содержания перед формой — отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования;
14) рациональности — рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации. [19,c.25-26]
Некоторые из этих принципов приведены в п.7 разд.II ПБУ 1/98, другие вытекают из теории и практики учета и закреплены различными концептуальными документами в сфере бухгалтерского учета.
Предполагается (п.6 разд.II ПБУ 1/98), что принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому, т.е. необходимость изменений, вносимых в учетную политику, должна быть обоснована и подкреплена результатами анализа сложившейся хозяйственной ситуации.[4]
1.2. Элементы учетной политики
Выбор элементов учетной политики зависит от специфики организации, видов коммерческой деятельности, текущих и долгосрочных целей, особенностей управления. На учетную политику влияют налоговые условия, льготы, валютная политика государства, формы собственности, квалификации персонала и другие внешние и внутренние факторы, определяющие особенности деятельности организации.[17,c.19-27]
Выделяются организационно-технические и методологические аспекты учетной политики.
Организационно-технические аспекты учетной политики охватывают:
1. Форму бухгалтерского учета.
2. Организацию ведения бухгалтерского учета.
3. Рабочий план счетов бухгалтерского учета.
4. Формы первичных документов, разработанные в организации.
5. Систему внутрипроизводственного учета, контроля и отчетности.
6. Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств.
7. Правила документооборота и технологию обработки учетной информации.
8. Объем, сроки и адреса представления отчетности.
9. Систему взаимоотношений с аудиторскими фирмами, органами контроля и управления.
10.Другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Методологические аспекты учетной политики характеризуют способы ведения бухгалтерского учета по разделам учетных работ. В таблице 2 (приложение 2) приведены допустимые нормативными актами варианты элементов учетной политики в целях бухгалтерского учета.[20,c.11-13]
1.3 Формирование учетной политики организации
Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается приказом (распоряжением и т.п.) руководителя организации.
Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций.[25,c.240]
Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.
Вновь созданная организация оформляет избранную учетную до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации). Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации).[19,c.25-26]
Раскрытие (придание гласности) учетной политики в бухгалтерской отчетности:
1. Распространяется на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству РФ, учредительным документам либо по собственной инициативе.
2. Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.
В случае публикации бухгалтерской отчетности не в полном объеме информация об учетной политике подлежит раскрытию, как минимум, в части, непосредственно относящейся к опубликованным материалам.
3. Состав и содержание подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об учетной политике организации по конкретным вопросам бухгалтерского учета устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.
4. Если при подготовке бухгалтерской отчетности имеется значительная неопределенность в отношении событий и условий, которые могут породить существенные сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности, то организация должна указать на такую неопределенность и однозначно описать, с чем она связана.
5. Существенные способы ведения бухгалтерского учета подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации за отчетный год.
Промежуточная бухгалтерская отчетность может не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не произошли изменения со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, раскрывшей учетную политику.
6. Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности.
Информация о них должна, как минимум, включать: причину изменения учетной политики; оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год); указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествовавших отчетному, скорректированы.
7. Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, объявляются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации.[22,c.51-54]
1.4 Изменение учетной политики
Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:
Ø изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;
Ø разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;
Ø существенного изменения условий деятельности. Существенное изменение условий деятельности организации может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности и т.п.[21,c.12-13]
Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.
Изменение учетной политики должно быть обоснованным.
Изменение учетной политики должно вводиться с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом его утверждения соответствующим организационно-распорядительным документом.[25,c.242]
Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, оцениваются в денежном выражении. Оценка в денежном выражении последствий изменений учетной политики производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.
Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства Российской Федерации или нормативными актами по бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, предусмотренном соответствующим законодательством или нормативным актом.
Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности. Информация о них должна, как минимум, включать: причину изменения учетной политики; оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год); указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествовавших отчетному, скорректированы.[18,c.15-17]
Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, объявляются в пояснительной записке в бухгалтерской отчетности организация.
Приказ Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. N 60н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету „Учетная политика организации“ ПБУ 1/98» (с изм. и доп. от 30 декабря 1999 г.)[4]
Последствия изменения учетной политики.
Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, оцениваются в денежном выражении (п.19 ПБУ 1/98).
Оценка в денежном выражении последствий изменений учетной политики производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.[21,c.12-13]
Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства РФ или нормативными актами по бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, предусмотренном соответствующим законодательством или нормативным актом. Если соответствующее законодательство или нормативный акт не предусматривают порядок отражения последствий изменения учетной политики, то эти последствия отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном пунктом 21 ПБУ 1/98 (п.20 ПБУ 1/98).
Последствия изменения учетной политики, вызванного причинами, отличными от указанных в п. 20 ПБУ 1/98, и оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, отражаются в бухгалтерской отчетности исходя из требования представления числовых показателей минимум за два года, кроме случаев, когда оценка в денежном выражении этих последствий в отношении этих последствий в отношении периодов, предшествующих отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью (п.21 ПБУ 1/980).При соблюдении указанного требования отражения последствий изменения учетной политики следует исходить из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с первого момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида.
Отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке включенных в бухгалтерскую отчетность за отчетный период соответствующих данных за периоды, предшествующие отчетному.
Указанные корректировки отражаются лишь в бухгалтерской отчетности. При этом никакие учетные записи не производятся. ).[17,c.19-27]
В случаях, когда оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью, измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется к соответствующим фактам хозяйственной деятельности, свершившимся только после введения такого способа.[23,c.256]
ГЛАВА 2 УЧЁТНАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ЯКУТСКОГО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА «Единство»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
Якутское потребительское общество «Единство» — добровольное объединение граждан (и/или) юридических лиц – созданное по территориальному признаку на основе членства, путем объединения его членами (пайщиками) имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.
Кадровая структура якутского потребительского общества «Единство» выглядит следующим образом рис.1 (приложение 3).
Также в состав общества входят рабочие разных специальностей в количестве 147 человек (продавцы, сторожа, водители, уборщицы и т.д.).
Якутское потребительское общество в своей деятельности руководствуется Гражданским Кодексом Российской Федерации, законом Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации, другими законами Российской Федерации и Уставом Якутского потребительского общества «Единство».[26]
Якутское потребительское общество «Единство» является юридическим лицом, некоммерческой организацией, имеющей самостоятельный баланс, расчетные и иные счета в банках, печать и другие реквизиты.
Граждане и (или) юридические лица, внесшие вступительный паевой взнос, принятые в общество, являются пайщиками.
Якутское потребительское общество создается на неопределенный срок.
Цели и предмет деятельности общества:
Целью общества является удовлетворение материальных и иных потребностей пайщиков. Для выполнения указанной цели общество осуществляет: оптовую, розничную торговлю, в том числе путем создания торговых баз, магазинов, коммерческих центров, ларьков, киосков;
Производство и реализацию продукции научного, промышленного, культурно-оздоровительного, сельскохозяйственного назначения, продовольственных, промышленных товаров;
Заготовительную деятельность, в том числе сбор и реализацию сырья из дикорастущих лекарственных растений (кроме занесенных в Красную книгу России);
Сбор лома цветных металлов;
Пассажирские и грузовые перевозки автомобильным транспортом;
Транспортные и транспортно-экспедиционные услуги;
Строительную деятельность;
И иную деятельность, не запрещенную Законодательством РФ.
Основные принципы ведения обществом экономической деятельности:
1. Безубыточность общества.
2. Демократичность управления.
Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Основные показатели деятельности якутского потребительского общества «Единство» (Приложение 3).
2.2 Учетная политика Якутского потребительского общества для целей бухгалтерского учета.
Общество обязано вести бухгалтерский учет своего имущества, обязательств и хозяйственных операций, а также представлять бухгалтерскую, финансовую, статистическую и иную отчетность о своей деятельности союзам потребительских обществ (в сроки, установленные Советом союза), государственной налоговой инспекции, другим органам, в порядке, установленном законодательством и правовыми документами.[22,c.51]
Ответственность за организацию, состояние бухгалтерского учета в обществе и своевременное представление бухгалтерской, финансовой и статистической отчетности несет председатель правления общества.
Достоверность данных, содержащихся в годовой бухгалтерской отчетности общества, должна быть подтверждена ревизионной комиссией общества.
Общество должно хранить по месту своего нахождения следующие документы: Устав общества, изменения и дополнения к нему, протокол о создании общества, свидетельство о государственной регистрации, документы, подтверждающие право собственности на имущество общества и пользование землей, документы бухгалтерского учета, финансовой и статистической отчетности и т.д.[23,c.256]
Якутское потребительское общество ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета, который разрабатывается на основе Плана счетов бухгалтерского учета утверждаемого Министерством финансов Российской Федерации.
Все хозяйственные операции в филиале оформляются первичными учетными документами, на основе которых ведется бухгалтерский учет.
В Якутском потребительском обществе бухгалтерский учет ведется с применением мемориально-ордерной формы учета, в соответствии с рабочим планом счетов бухгалтерского учета. Аналитический учет ведется параллельно синтетическому учету. Учет ведется в рублях и копейках.[26]
В мемориально-ордерной форме учета систематическая и хронологическая запись ведутся раздельно. На основе первичных документов оформляются мемориальные ордера, в которых указывается: месяц, год, содержание операции, наименование дебетуемого и кредитуемого счетов, сумма. Записи в мемориальные ордера производятся по мере совершения операции, но не позднее следующего дня (по получении первичного учетного документа), как на основании отдельных документов, так и на основании группы однородных документов. Корреспонденция субсчетов в мемориальном ордере записывается в зависимости от характера операции по дебету одного субсчета и кредиту другого субсчета или дебету одного субсчета и кредиту нескольких субсчетов (кредиту одного субсчета и дебету нескольких субсчетов).
К мемориальному ордеру прилагаются первичные документы, на основании которых он составляется. Эти документы служат основанием для записей в регистрах аналитического учета.
Хронологическая запись мемориальных ордеров ведется в специальном регистрационном журнале, при этом на мемориальных ордерах проставляются номера, под которыми они зарегистрированы в нем.
Мемориальным ордерам присваивается постоянный номер по однородным операциям, что в последующем облегчает поиск документов (кассовые операции-№1, расчетный счет-№2 и т.д.)
Данные регистрационного журнала служат основание для заполнения главной книги.[26]
Главная книга-регистр синтетического учета. В ней каждому счету отводится развернутый лист для записи остатка на начало и конец месяца, оборота по дебету в развернутом виде, т.е. в корреспонденции с кредитуемыми счетами и общей суммы оборота по кредиту. Главная книга открывается на год, а каждому месяцу отводится одна строка.
Главную книгу при этой форме называют контрольно-шахматной ведомостью. На счетах главной книги учитываются только текущие обороты за отчетный период.
По данным счетов главной книги составляется оборотная ведомость по счетам синтетического учета, где определяются остатки по счетам на конец отчетного периода.[18,c.15-17]
Основанием для записей в регистрах бухгалтерского и налогового учета являются первичные документы и расчеты бухгалтерии согласно графику документооборота.
Якутское потребительское общество использует типовые формы первичных документов, содержащихся в альбомах униформ. Первичные документы, разработанные самостоятельно должны содержать обязательные реквизиты.
В Якутском потребительском обществе в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и фактического наличия ТМЦ проводится инвентаризация:
— в кассе ежемесячно;
— по товарно-материальным ценностям — два раза в год;
-по основным средствам – один раз в год, перед сдачей годового отчета.[26]
продолжение
–PAGE_BREAK– Методы учета и оценки в целях бухгалтерского учета.
Учет выручки от реализации товаров (работ, услуг)
Согласно, Учетной политики Якутского потребительского общества выручка от реализации продукции, товаров, услуг в целях бухгалтерского учета определяется по мере отгрузки, отпуска товаров. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) произведенных в процессе деятельности, отражается на сч.90 «Продажи».[12]
Учет материалов.
Учет материально-производственных запасов ведется в соответствии с ПБУ 5/01, утвержденным Приказом Минфина России от 09.06.2001г №44Н.[6]
Материалы учитываются по покупной стоимости с НДС понесенных затрат, без использования счетов 15 и 16. Отпуск материалов в производство производится по фактической себестоимости.
Учет основных средств
В Якутском потребительском обществе учет малоценного инвентаря ведется на счете 10.9 по стоимости приобретения, с начислением износа на 10.13 в пределах сумм инвентаря отпущенного в производство.
Учет основных средств ведется в соответствии с ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Минфина России от 30.03.2001г №26Н. [7]
К основным средствам относятся ценности, используемые в качестве средств труда со сроком полезного использования свыше 12 месяцев.
Аналитический учет ведется на компьютере отдельно по каждому объекту по следующим классификациям:
А) по эксплуатации (основные эксплуатируемые предприятием и ОС сданные в аренду).
В) по участию в основной деятельности (ОС используемые в процессе производства ОС непроизводственного характера).
По основным средствам стоимостью до 10 т.р. за единицу, учет ведется на сч.01 с начислением их износа и отнесением на затраты в бухгалтерском и налоговом учете по мере отпуска в эксплуатацию.
Амортизация основных средств.
Амортизация объектов основных средств начисляется линейным способом по единым нормам, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 октября 1990г.
Учет предстоящих расходов и платежей.
Затраты по видам деятельности учитываются в отдельности на счетах 20, 23, 44, 29 и распределяются ежемесячно, пропорционально выручки от продаж и доходов от аренды.[12]
Согласно пункту 72 «Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ» утвержденной Приказом Минфина РФ от 29.07.1998г. №34Н в целях равномерного включения предстоящих расходов в издержки обращения создавать резерв на ремонт ОС в размере 2,5% от общего объема хозяйственной деятельности.
Фактические затраты на ремонт ОС отражаются в том месяце, в котором они были осуществлены в полном объеме произведенного ремонта.
Учет предстоящих расходов и платежей ведется по мере возникновения.
Расходы по фонду подготовки кадров на затраты относятся по мере фактических расходов на подготовку и переподготовку кадров по заключенным договорам.[22,c.51]
2.3 Рекомендации по совершенствованию учетной политики
На основании проведенного анализа были разработаны рекомендации по совершенствованию учетной политики по созданию объединенной учетной политики для бухгалтерского и налогового учета, так как при разработке учетной политики устанавливаются методы ведения не только бухгалтерского, но и налогового учета. Учетную политику для бухгалтерского учета изменять в лучшую сторону получается не каждый год. Делать это можно, только если кардинально изменилось законодательство, фирма реорганизовалась или начала вести новый вид деятельности. Зато учетную политику в целях налогообложения бухгалтер вправе изменять ежегодно, если пришли к выводу, что целесообразнее использовать иной метод учета. Хорошо продуманная учетная политика позволяет сблизить бухгалтерский и налоговый учет, а главное – сэкономить на налогах
а) При утверждении учетной политики необходимо устанавливать правила документооборота на предприятии, к которым обычно прилагают график документооборота. Графиком устанавливается на предприятии рациональный документооборот, то есть предусматривается оптимальное число исполнителей, через которых будет проходить каждый первичный документ, и определяется минимальный срок его нахождения в том или ином подразделении. Основная цель введения графика состоит в рационализации документооборота в организации с тем, чтобы каждый первичный документ как можно быстрее проходил через конкретных исполнителей.График документооборота способствует улучшению всей учетной работы на предприятии, усилению контрольных функций бухгалтерского учета, повышению уровня механизации и автоматизации учетных работ.
б) При формировании учетной политики предусмотреть полную автоматизированную технологию обработки учетной информации. Информационная система ЯПО «Единство» состоит из одного компьютера, на котором рассчитывают заработную плату, а весь учет ведется вручную. Такая информационная система уже не удовлетворяет новым потребностям предприятия. На данном этапе цель предприятия состоит в создании комплексной информационной системы бухгалтерского и складского учета на базе локальной сети с единой информационной базой данных. Для этого рекомендуется установить программу «1С: Бухгалтерия 7.7».
В ЯПО «Единство» автоматизирован только учет расчетов по оплате труда. Полная автоматизация учета позволит сэкономить время, которое бухгалтер тратит на выписку и обработку документов, группирования по статьям учета и формирования отчетности, качественно изменяет характер управленческого, в том числе и учетного труда, повышают его оперативность, достоверность при существенном снижении затрат на содержание аппарата управления.
В связи с постоянными изменениями в бухгалтерском и налоговом учете рекомендуется пользоваться информационной системой «Консультант+», которая поможет найти ответ на любой интересующий вопрос за очень короткое время. С помощью этой программы бухгалтер всегда будет в курсе всех изменений в законодательстве, а это поможет избежать возможных ошибок в учете и при налогообложении.
Для работы с банком рекомендуется пользоваться программой «Клиент-Банк». Это намного сэкономит время, которое бухгалтер тратит на обработку банковских выписок, поездок в банк. А самое главное, в любое время бухгалтер будет информирован о состоянии расчетного счета.
В последовательности необходимо применять современные методы управления, и в первую очередь маркетинга. При принятии управленческих решений базироваться на объективной и по возможности полной информации о состоянии рынка и положении его участников.
г) При формировании учетной политики предприятие может утвердить порядок создания резерва на ремонт основных средств в налоговом и в бухгалтерском учете.
Создав такой резерв, организация сможет равномерно уменьшить налогооблагаемый доход на сумму ремонтных расходов. Для создания данного резерва организация должна рассчитать норматив отчислений. Для определения сумму резерва норматив умножают на стоимость всех основных средств. Сумма резерва, рассчитанная исходя из установленного норматива, не должна превышать среднюю величину расходов по ремонту основных средств за три предыдущих года.
д) Для усиления контроля за оборотными средствами предприятия, в учетной политике необходимо прописать проведение инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности. На основании данных инвентаризации провести анализ задолженности по срокам возникновения и принять меры по устранению долгов.
е) В учетной политике ЯПО «Единство» отмечено, что в бухгалтерском учете используется мемориально-ордерная форма учета, но на практике применяется книжно-журнальная форма учета. Предлагаю внести изменение в название формы организации бухгалтерского учета.
ж) Также предлагаю в учетной политике определить и отметить меру ответственности конкретного исполнителя за правильностью приемки, хранения и отпуска материальных ценностей, материалов, топлива, электроэнергии, за правильное оформление и составление первичных учетных документов, своевременную передачу их для отражения в бухгалтерском учете. Четкое распределение ответственности не только даст психологический эффект, но и позволит определять результативность работы каждого сотрудника и контролировать выполнение возложенных на него обязанностей.
Заключение
В курсовой работе был рассмотрен перечень вопросов, на которые должна ответить учетная политика. Необходимо отметить, что на самом деле он гораздо шире. По данному вопросу в ПБУ 1/98 “Учетная политика организации” сказано: “Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету”.[4]
Такое расширение “области” учетной политики оправдано, поскольку диктуется многообразием реальной хозяйственной жизни организации и вытекает непосредственно из анализа применения норм бухгалтерского учета в хозяйственной деятельности. Внесение новых элементов в процессе формирования учетной политики и должно обеспечить «обратную» связь теории и практики.
Наряду с преимуществами учетная политика имеет ряд проблем. В первую очередь, это несовершенство законодательной базы по бухгалтерскому учету. Во-первых, ныне существующие законодательные документы не могут предусматривать всех особенностей деятельности предприятий. В связи, с чем предприятия вынуждены разрабатывать собственные положения, которые они должны четко обосновать и аргументировать. Во-вторых, в нормативных актах, где говорится о способах бухгалтерского учета в первую очередь принимаемых ПБУ, очень часто встречаются слова и словосочетания “может использовать”, “могут быть”, “разрешается” и т.д. Таким образом, не ясно: любая ли вариантность, допускаемая нормативными актами по бухгалтерскому учету, является элементом учетной политики. В-третьих, обсуждения требует вопрос о сроках внесения изменений в учетную политику организаций.
Единственный, очевидный вывод из всего выше сказанного состоит в том, что законодателям все же необходимо обеспечить такую технологию создания нормативных и законодательных актов, которые бы не толкали предприятия на поиски ответов на вопросы, какое же законодательство в данном случае “лучше нарушить”.
Во вторую очередь, взаимосвязь между бухгалтерским учетом и налоговым правом влечет за собой ряд проблем, связанных с налоговым законодательством.
К сожалению, в настоящее время в РФ фактически сложилась ситуация приоритета норм налогового законодательства над нормами иных отраслей права. Отсутствие декларированных принципов взаимодействия налогового законодательства с иными отраслями права порождает неопределенность в стратегической, да и тактической реализации.
Но какие бы не были проблемы учетной политики, все же ее появление в отечественной практике является важным шагом к приближению российского бухгалтерского учета к мировым стандартам.
Список используемой литературы:
1. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21 ноября 1996г. № 129
ФЗ (в ред. от 30 июня 2003 г. № 86-ФЗ).
2. О валютном регулировании и валютном контроле: Федеральный закон
от 10 декабря 2003г. №173-ФЗ.
3. О финансовой аренде (лизинге): Федеральный закон от 29 октября
1998 г. № 164-ФЗ ( в ред. от 29 января 2002г. № 10-ФЗ, с изм. от 24
декабря 2002г. №176-ФЗ).
4. ПБУ 1/98: Учетная политика организации. Положение по
бухгалтерскому учету. Утв. Приказом Министерства финансов РФ
от 9 декабря 1998г. № 60н ( в ред. от 30 декабря 1999г. № 107н).
5. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утв. Приказом Министерства РФ от 29 июля 1998г. № 34н (в ред.от 24 марта 2000 №31н).
6. ПБУ 5/01: Учет материально-производственных запасов. Утв. Приказом Министерства финансов РФ от 9 июня 2001г. №44н.
7. ПБУ 6/01: Учет основных средств. Утв. Приказом Министерства финансов РФ от 30 марта 2001г. № 26н (в ред.от 18 мая 2002г. №45н).
8. ПБУ 10/99: Расходы организации. Утв. Приказом Министерства финансов РФ от 6 мая 1999г. №33н (в ред.от 30 марта 2001г. №27н).
9. ПБУ 14/2000: Учет нематериальных активов. Утв. Приказом Министерства финансов РФ от 16 октября 2000г. №91н.
10.ПБУ 17/02: Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы. Утв. Приказом Министерства финансов РФ от 19 ноября 2002г. №115н.
11.ПБУ 19/02: Учет финансовых вложений. Утв. Приказом Министерства финансов РФ от 10 декабря 2002г. №125н.
12.План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению. Утв. Приказом Министерства финансов РФ от 31 октября 2000 г. №94н (в ред.от 7 мая 2003г. №38н).
13.Методические рекомендации по учету затрат на производство продукции, работ, услуг. Проект Министерства финансов РФ, 2003.с,-54.
14.Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. Утв. Приказом Министерства финансов РФ от 28 декабря 2001г. №119н.с.-25.
15.Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств. Утв. Приказом Министерства финансов РФ от 13 октября 2003г. №91н.с.-31
16.Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды. Утв. Приказом министерства финансов РФ от 26 декабря 2002г. № 135н.
17.Ю.А. Бабаев, Л.Г. Макарова, Ю.А. Оболенская, А.М. Петров, Ю.Н. Самохвалова «Бухгалтерский учет» Москва 2005 (стр.19-27).
18.Ю.А. Бабаев «Теория бухгалтерского учета» Москва 2004 (стр.15-17).
19.Н.П. Кондраков «Бухгалтерский учет» ИНФРА-М, 2002 (стр.25-26).
20.Е.А. Мизиковский «Теория бухгалтерского учета» Экономист, 2004 (стр. 11-13).
21.Панина И. Учетная политика предприятия // Директор – инфо. – 2002
№ 4. – с. 12 – 13
22.Самойлов И.В. Учетная политика организации на 2004 год. – М.:
ИНФРА – М, 2004. – 51-54 с.
23.Сотникова Л.В. Бухгалтерская отчетность организации. – М.: ИПБР – БИНФА, 2009., 256 с.
24. Т.В. Тереньтева. Теория бухгалтерского учета: учебное пособие по
специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» /. – М.: Вузовский
учебник, 2008 г.- 208 с.
25.Хабарова Л.П. Учетная политика 2006 года. – М.: ЗАО «Бухгалтерский
бюллетень», 2006. – 240-242с.
26. Ресурсы сети интернет //www.eqbiz.ru/company.
Приложение 1
Таблица 1
Определения для целей бухгалтерского и налогового учета
продолжение
–PAGE_BREAK–