Методика обучения анализу и сравнению объектов и явлений природы в процессе проведения экскурсий на уроках природоведения

Министерствообщего и профессионального образования Российской Федерации.
Самарский государственныйпедагогический университет.
Факультет дефектологии.
Контрольная работапо МПП в начальных классах специальных школ на тему:
«Методика обучения анализу и сравнению объектов иявлений природы в процессе проведения экскурсий на уроках природоведения»
Выполнила студентка
3-го курса з/о
Проверила:
Устинова Е.В.
Самара, 2000.

План.
I.      Экскурсия — непосредственное восприятие учащимися изучаемых объектов и явлений вестественной или искуственно созданной обстановке… 3
II.    Беседа и рассказ учителякак методика обучению анализу и сравнению объектов и явлений природы в процессепроведения экскурсий на уроках природоведения в I — III  классах начальнойшколы.  4
III.   Роль экскурсии в процессеформирования у учащихся представлений о природе как едином целом.        8
Литература… 9
I.      Экскурсия — непосредственное восприятие учащимися изучаемых объектов иявлений в естественной или искуственно созданной обстановке.
Педагоги,психологи, методисты убедительно доказали, что процесс формирования и развитияличности должен начинаться с первых дней жизни человека, что создаётблагоприятные условия для раскрытия потенцильных возможностей ребёнка.Выявлению и раскрытию этих возможностей способствует проведение экскурсий.
В течение многих лет вучебных программах начальных классов массовой и вспомогательной школзначительное место в изучении природоведческого материала отводится экскурсиями предметным урокам, на которых предметы и явления рассматриваются вестественных условиях.
Цельэтих уроков – ознакомить учащихся с объектами и явлениями природы при помощиопытов, наблюдения, самостоятельной работы.
Содержаниеэкскурсий должно иметь непосредственную связь с пройденным на предшествующихуроках материалом. В тоже время полученные на экскурсиях представления,результаты наблюдений и собранные материалы используют на последующих уроках.
Исследовательскийподход к изучению природы позволяет на экскурсиях обучать учащихсяориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, устанавливать связи междунаблюдаемыми предметами и явлениями природы, способствуя формированию навыковсамостоятельного изучения окружающей действительности.
/>II.     Беседа и рассказ учителя как методика обучению анализу и сравнениюобъектов и явлений природы в процессе проведения экскурсий на урокахприродоведения в I — III  классах начальной школы.
В I классе дети не изучают природоведение, а знакомятся сотдельными элементами и явлениями природы во время наблюдений, экскурсий,чтения статей из книги для чтения за 1 класс.
Длязнакомства с сезонными изменениями в природе наряду с наблюдениями программойдля I класса  предусматривается проведение экскурсий.
Первуюэкскурсию в природу  учитель проводит с целью показа детям, что происходит вприроде ранней осенью.
Прежде чемповести детей на экскурсию учитель должен изучить место экскурсии, выбратьименно ту часть леса или парка где растут лиственные и хвойные растения,наметить наиболее короткий и удобный путь от школы, места для бесед и отдыха.
Наэкскурсиях учитель начальных классов должен проводить работу по уточнению ирасширению природоведческих понятий, формированию материалистическогомировоззрения, развитию логического мышления, воспитанию эстетических чувств,приобретение учащимися умения наблюдать в природе.
Экскурсиипроводятся непосредственно в природу, в музей, на выставку, в ботанический сад,в зоопарк, на фабрику, на водоёмы окрестностей, и т.д.
Онибывают:
1.    Учебные(програмные)
2.    Внеучебные(непрограмные)
Учебныеэкскурсии можно проводить до изучения темы (вводные экскурсии), например в III классе для ознакомления с ландшафтом своей местности, илипосле изучения темы (обобщающие экскурсии), например во II классепосле изучения каждого времени года.
Каждуюэкскурсию руководитель заранее тщательно готовит. Предварительно ему необходимосамому побывать на месте проведения экскурсии; найти наиболее интересныетипичные объекты; изучить и определить маршрут, удобные места для оста­новок;продумать характер самостоятельных наблюдений учащи­мися; выяснить, что ребятамогут собрать для коллекций (без ущерба для природы); составить план проведенияэкскурсии; наметить основные вопросы для итоговой беседы.
Должныбыть подготовлены к экскурсии и учащиеся. Учитель знакомит детей с задачами ицелью экскурсии; на уроке, пред­шествующем экскурсии, ставит перед учащимисявопросы, кото­рые они должны будут решить на экскурсии; распределяет зада­ниядля наблюдений и сбора природного материала.
Успехэкскурсии во многом зависит от ее организации. С этой целью класс можноразделить на небольшие группы (по 5—6 че­ловек) и назначить в каждой старшего,который будет отвечать за порядок и выполнение заданий. Каждая группа имеетсоответ­ствующее снаряжение: компас, лопатки, папки для гербария. этикетки,баночки, лупу и т. п. в зависимости от характера экскурсии.
Главное,чтобы учащиеся знали, что и как надо увидеть, рас­смотреть, узнать вприроде.
Соответственноместу и объектам изучения учитель определяет структуру, методы проведенияэкскурсии и составляет план-маршрут. Например, вот как можно провести зимнююэкскурсию во II классе.
Содержаниеэкскурсии: определение признаков зимы, свойств снега и льда, характерныхпризнаков лиственных и хвой­ных деревьев; наблюдение за жизнью зимующих птиц,растений и зверей, деятельностью человека по охране природы.
Методыи виды работ: беседа, рассказ учителя, наблю­дения, практическая работа,самостоятельная работа, обработка собранного материала.
Маршрути объекты для наблюдений: дорога, пруд или озеро, лес; зимующие птицы (ворона,галка, сорока, воробей, синица, дятел, снегирь); деревья (береза, липа, дуб,сосна, ель); растения под снегом; насекомые и их личинки под корой или в старомпне; следы на снегу.
Вовремя экскурсии дети собирают веточки и плоды отдельных деревьев и кустарников,упавшие кусочки коры, сухие стебли трав, выкапывают из-под снега одно зеленоерастение. Если в лесудети найдут шишки, расклеванные птицами,обгрызенные бел­кой, или какие-нибудь другие следы жизни леса, то их тоже надопринести в класс. Хорошо, если учителю, а может быть, и ученику удастся сделатьнесколько фотоснимков.
Желательноувидеть  деятельность  человека по охране приро­ды  (подкормку птиц,искусственные  гнездовья,  кормовые столики  для птиц  и других  животных и т.д.) и самим принять непосред­ственное участие в этой работе.
В концеэкскурсии учитель проводит беседу по следующим вопросам: как выглядят зимойлиственные и хвойные деревья и кустарники? Какое значение для жизни растенийимеет снег? Каких животных можно наблюдать зимой в лесу, по дороге в лес, напруду или озере? Чем питаются зимующие птицы?
Впоследующие дни дети оформят из материалов экскурсии выставку в уголке природы.Собранные материалы можно исполь­зовать на предметных уроках природоведения, атакже на уроках чтения, изобразительного искусства, трудового обучения.
Подобныеэкскурсии имеют не только образовательные задачи (освоение детьми основныхпризнаков сезонов и изменений, кото­рые происходят при этом в растительном иживотном мире), но и воспитательные. Надо уже с I класса воспитывать в детях любовьк природе, помогать им видеть в окружающей их природе пре­красное, открыватьдля них мир больших чувств и мыслей, делать ребят защитниками, друзьямиприроды.
В IIIклассе экскурсии связаны с изучением своего края, своей местности. Перед каждойэкскурсией учитель должен провести большую подготовительную работу,познакомиться с планом местности, с отдельными элементами природы понамеченному маршруту, прочитать о растениях и животных своей местности,разработать индивидуальные задания для учащихся и т. д. Осо­бенно надо обратитьвнимание на самостоятельную работу уча­щихся во время экскурсий.
Наэкскурсии у третьеклассников формируют правильные представления о холме и еговысоте, равнине, оврагах, местных водоемах (реке, озере, пруде), ихрасположении, особенностях, хозяйственном использовании человеком.
Знакомствос растительным и животным миром лучше всего организовать при проведениикомплексных экскурсий. Надо стремиться к тому, чтобы учащиеся могли бы самиоткрывать те связи и взаимозависимости, которые существуют между животными ирастениями. Так, на экскурсии к водоёму можно показать эту связь на примерелягушки, которая питается в основном насекомыми. Уничтожение лягушек ведёт ктому, что комары и мошки размножатся в районе водоёма в огромном количестве.
Собранныйна экскурсии материал оформляют соответствующим образом и используют наразличных уроках.
III.     Роль экскурсии в процессе формирования у учащихся представлений оприроде как едином целом.
Знакомствос природой в начальных классах вызывает у школьников радость, видя и понимаясвое единство с природой, они переживают заботу и тревогу о сохранении иумножении природных богатств. В. А. Сухомлинский говорил, что во времяэкскурсий, вообще при каждом соприкосновении детей с приро­дой необходимо показатьим мир, чтобы они задумались над той истиной, что природа — это наш дом,природа — частица нас самих, а равнодушие к природе — это безразличие ксобствен­ной судьбе.
Успехпроведения экскурсии во многом определяется учи­телем, его мастерством, любовьюк природе, чутким отношением к детям. Необходимо, чтобы увиденное отразилось ина эстетиче­ском воспитании детей, вызвало у них живой образ, обострило ихглаз, обогатило мысль, язык поэтическими образами. Однако детям надо помочьнаходить эти поэтические краски. С этой целью можно использовать чтениеотрывков из художественных произ­ведений, в которых имеются поэтическиеописания природы. Если дети устали на экскурсии или учитель чувствует, чтонеобходимо повысить интерес к какому-либо объекту, можно использовать для этогозанимательные вопросы и загадки.
Такимобразом, экскурсии имеют большое познавательное и воспитательное значение. Онирасширяют и углубляют знания учащихся. Дети видят обьекты природы вестественной среде, наблюдают взаимосвязь растений с почвой, животных срастениями. Это позволяет сформировать у учащихся представление о природе как оедином целом, в котором все части теснейшим образом взаимосвязаны. Отдельныепонятия, полученные на класных занятиях, экскурсиях сливаются в более широкое понятие- «природа».
Литература.
1.   Подзоров В.И. Природоведение с методикой преподавания. — Киев, 1990.
2.   Геращенко В.П., Степанов И.А. Методика преподавания природоведения: учебное пособие для учащихся пед. уч-щ. — М: Просвещение, 1984.
3.   Минаева В.М. Внекласная работа по природоведению в начальных классах. — Минск, 1980.
4.   Ковель Н.С. Природоведение в 4 кл. четырёхлетней начальной школе. — Киев, 1989.
5.   Экскурсии по изучению природы родного края. — Томск, 1958.