–PAGE_BREAK–1.2 Цели, задачи и информационная база анализа расходов на продажу
Основное требование коммерческой деятельности – рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов вызывает необходимость тщательного учета и анализа расходов. Задачи анализа издержек основываются на этом требовании. Основными из них являются:
2 Оценка изменений издержек в сравнении с прошлыми периодами;
3 Выявление, расчет экономии или перерасхода издержек обращения в целом и по отдельным статьям, элементам затрат, торговым группам или наименованиям;
4 Изучение влияния факторов на уровень издержек обращения в целом и по отдельным статьям; изыскание резервов экономии (снижения) затрат при сохранении или улучшении качественных и количественных показателей в коммерческой деятельности, выявление нерациональных, низкоэффективных, непроизводственных расходов; потерь; разработка мер по их снижению и ликвидации.
В качестве источника информации об издержках в сфере товарного обращения следует использовать данные бухгалтерского учета, первичной документации о расходах, данные аналитического учета затрат, сведения об изменении цен, тарифов и ставок за услуги, уровне инфляции и т.д.; годовой и квартальной бухгалтерской отчетности – «Отчет о прибылях и убытках», форма №2, где издержки обращения отражаются по строке «Коммерческие расходы»; данные по элементам затрат из раздела 6 приложения к бухгалтерскому балансу годовой бухгалтерской отчетности; а также статистическую отчетность форма № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движению работников» и др.
Анализ издержек может осуществляться по статьям, элементам, товарным группам и наименованиям, по группам расходов, разделяемым по отношению к товарообороту (переменные, постоянные) и другим классификационным группам.
Перечень статей затрат устанавливается организацией самостоятельно в соответствии со ст. 252 части II НК РФ. При этом возможно использование номенклатуры из основных статей издержек, рекомендованных Методическими рекомендациями по учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания, утвержденными Роскомторгом и Минфином РФ 20.04.95 « 1-550, 32-2».[5]
Таким образом, управление текущими затратами торгового предприятия требует наличия широкого круга информации, определенным образом обработанной и обобщенной. Исходя из этого, система показателей текущих затрат рассматривается как инструмент, посредством которого можно выявлять тенденции их изменения.
1.3 Сравнительная характеристика методов анализа расходов на продажу
Важным инструментом управления текущими затратами торгового предприятия является система показателей издержек обращения, которая позволяет оценить издержки в процессе экономического анализа.
Анализ издержек обращения рассматривается как один из основных элементов анализа финансовых результатов торгового предприятия. Необходимым условием получения прибыли является определенная степень развития предприятия, при которой обеспечивается повышение выручки от реализации над текущими затратами. На этом этапе отчетливо прослеживается взаимосвязь между текущими затратами, выручкой от реализации и прибылью.
Основной целью анализа издержек обращения, как основного элемента текущих затрат торгового предприятия, является определение комплекса показателей, которые позволят оценить роль издержек обращения в системе формирования финансовых результатов торгового предприятия.
Для принятия управленческих решений по поводу закупки и сбыта товаров, финансов, инвестиций, необходима постоянная деловая осведомленность, аналитическое прочтение исходных данных в зависимости от цели анализа.
Основным методом экономического анализа издержек обращения является дедуктивный метод, т.е. от общих показателей к оценке факторов их формирующих.
Борьба за рациональное использование материальных трудовых и финансовых ресурсов в сфере товарного обращения требует правильной постановки учета, контроля и анализа. Этим определяются задачи анализа текущих затрат в торговле. В современных условиях основными задачами анализа издержек обращения являются:
1. Анализ выполнения сметы издержек обращения в отчетном периоде;
2. Изучение тенденций изменения издержек обращения за анализируемый период;
3. Определение основных факторов, оказывающих влияние на сумму и уровень издержек обращения, оценка степени их воздействия;
4. Изыскание резервов экономии ресурсов предприятия при одновременном улучшении качественных показателей его деятельности;
5. Выявление нерациональных расходов и потерь, разработка мер, направленных на их ликвидацию.
Информационное обеспечение анализа издержек обращения связано, прежде всего, с бухгалтерской отчетностью. В годовой и квартальной отчетности организаций потребительской кооперации, осуществляющих торговую деятельность, предусмотрен «Отчет об издержках обращения». В данном отчете отражаются абсолютные величины издержек обращения по основным статьям и в целом по организации.
Таким образом, управление текущими затратами торгового предприятия требует наличия широкого круга информации, определенным образом обработанной и обобщенной. Исходя из этого, система показателей текущих затрат рассматривается как инструмент, посредством которого можно выявлять тенденции их изменения.
Под системой показателей издержек обращения понимается упорядоченное множество взаимосвязанных и взаимосогласованных показателей.
В экономической работе применяется множество показателей издержек обращения, каждый из которых несет свою информационно-аналитическую нагрузку. Но ни один из них не может в полной мере отразить все аспекты управления ими. Именно в этой связи в экономической работе необходима система показателей издержек обращения.
Среди важнейших показателей выделяются следующие группы:
1) Абсолютные показатели;
2) Относительные показатели;
3) Структурные показатели;
4) Предельные показатели;
5) Индексные показатели.
Издержки обращения могут быть выражены как абсолютной суммой, так и относительным показателем – уровнем издержек обращения, выраженным в процентах к обороту розничной торговли.
Абсолютный показатель издержек обращения характеризует общую сумму расходов предприятия за определенный период. К абсолютным показателям относятся сумма издержек обращения, себестоимость торговой деятельности (СТД), которые рассчитываются по формулам:
И=Ипост.+Ипер. (1)
где: И – сумма издержек обращения, руб.
Ипост.– сумма постоянных издержек обращения, руб.
Ипер.– сумма переменных издержек обращения, руб.
И=МЗ+ФЗП (2)
где: МЗ – материальные затраты, руб.
ФЗП– затраты на оплату труда, руб.
СТД=Зт+И (3)
где: Зт – затраты на покупку товаров, руб.
Однако этот показатель не дает представления о результате, полученном на каждый рубль затрат, т.е. об эффективности произведенных расходов.
Уровень издержек обращения (УИ) характеризует издержкоемкость осуществления торговой деятельности.
(4)
Он рассчитывается как на весь объем деятельности предприятия, так и по отдельным товарным группам. Также рассчитывается уровень постоянных (Упост.) и переменных (Упер.) издержек обращения, уровень затратности основных фондов (УИоф), оборотных средств (УИос), труда (УИфзп) и ресурсов в совокупности (УИр). Уровень издержек обращения значительно колеблется по регионам и типам торговых предприятий, что обусловлено особенностями покупательной способности населения, развития производства товаров, транспортных коммуникаций, условиями товароснабжения торговой сети, объемом и структурой оборота розничной торговли.
Для характеристики результативности затрат и их эффективности применяется показатель рентабельность издержек обращения (РИ).
(5)
Экономический смысл показателя издержкоотдачи заключается в том, что он характеризует объем деятельности, полученного на 100 рублей произведенных затрат. Рентабельность издержек обращения показывает сумму прибыли, полученную на 100 рублей произведенных затрат.
Уровень издержек обращения должен соответствовать их оптимальному размеру и структуре. Не всегда снижение суммы издержек обращения ведет к положительному результату. Для оценки абсолютного прироста суммы издержек обращения используется формула
(6)
где: ?И – сумма абсолютной экономии издержек обращения, руб.
И1, И0– сумма издержек обращения отчетного и базисного года, руб.
Расчет абсолютной суммы издержек обращения должен быть дополнен расчетом относительной экономии (перерасхода). Для определения относительного отклонения следует скорректировать базисное значение издержек обращения на оборот розничной торговли отчетного года.
Сумма относительной экономии (перерасхода) издержек обращения представляет собой разницу между издержками отчетного года и базисными издержками, скорректированными на фактический объем оборота. Но, исходя из того, что издержки обращения в своем составе неоднородны и представляют совокупность постоянных и переменных издержек, следует учитывать их условное деление.
Используя метод сравнения, издержки обращения за анализируемый год следует сопоставлять с данными за более длительный период, для того чтобы выяснить их динамику и установить темп изменения.
Предельные показатели определяются по формуле
(7)
где: ПРИ – предельные издержки, руб./ед.;
Иn– сумма издержек n-го периода, руб.;
Иn-1– сумма издержек предшествующего периода, руб.;
Оn– оборот розничной торговли n-го периода, ед.;
On-1– оборот розничной торговли предшествующего периода, ед.
При проведении анализа издержек обращения определяются индексы суммы и уровня издержек обращения. Изменение суммы издержек обращения оценивается индексом суммы издержек (In).
(8)
Рост издержек обращения является экономически оправданным, когда он связан с повышением качества обслуживания, направлен на ускорение оборачиваемости товаров, совершенствование товародвижения и ведет к росту объема деятельности и увеличению доли рынка, завоеванной предприятием. Для оценки динамики издержек обращения целесообразно использовать индекс уровня издержек обращения (Iу)
(9)
где: Уn – уровень издержек n-го периода, %;
Уn-1– уровень издержек предшествующего периода, %
В результате трансформации данного индекса в экономическом анализе и при прогнозировании издержек может быть использована мультипликативная модель динамики издержек обращения следующего вида.
IИ=Iу*IО (10)
где: IО – индекс роста оборота розничной торговли;
IИ– индекс роста издержек обращения.
Стратегическая модель управления издержками, направленная на их оптимизацию, предусматривает необходимость обеспечения следующей пропорции в темпах роста прибыли, оборота розничной торговли и затрат.
IП >IО >IИ (11)
где: IП – индекс роста прибыли.
Только такое соотношение важнейших экономических показателей обеспечит снижение уровня издержек обращения и повышение эффективности их использования за счет увеличения их отдачи и прибыли на каждые 100 рублей затрат.
Также к индексным показателям издержек обращения относится темп изменения уровня издержек (Ту), который определяется по формуле
(12)
Таким образом, при анализе и планировании издержек торговым предприятием необходимо пользоваться показателями абсолютной суммы и уровня издержек обращения по общему уровню и отдельным статьям.[6]
продолжение
–PAGE_BREAK–2. Методика анализа расходов на продажуООО «Текстильный домик» 2.1 Оценка динамики и структуры анализа расходов на продажу
В целях анализа издержек обращения необходимо изучение их состава и структуры. Для конкретизации анализа и выяснения, за счет каких статей произошло отклонение, следует сравнить фактические издержки по статьям с плановыми, рассчитать абсолютное и относительное отклонение, динамику и структуру расходов.[7]
При этом оценка выполнения плана и динамики по статьям издержек, сумма которых находится в прямой зависимости от изменения объема товарооборота (условно-переменные расходы) дается по их уровню. Статьи издержек, сумма которых не находится в пропорциональной зависимости от степени выполнения и динамики товарооборота (условно-постоянные расходы), изучают по абсолютным данным. Такой постатейный анализ издержек дает возможность изучить статьи расходов на продажу, имеющие высокую долю в торговых издержках (либо по ним допущен перерасход, либо произошло резкое увеличение их). В этом случае необходимо установить причины значительных изменений, выявить имеющиеся резервы снижения издержек обращения и разработать мероприятия по их реализации.[8]
Используя приложение 1, рассчитаем динамику показателей деятельности ООО «Текстильный домик» за IV квартал 2007 года и I квартал 2008 года (табл.1).
Таблица 1
Динамика показателей деятельности ООО «Текстильный домик», тыс.руб.
Показатели
IV квартал
I квартал
Отклонение
Темп изменения,%
Сумма
Уд.вес
Сумма
Уд.вес
По сумме
По уд.вес
Выручка
2962308,00
100,00
2301228,00
100,00
-661080,00
0,00
77,68
Себестоимость
437272,20
14,76
527170,11
22,91
89897,91
8,15
120,56
Коммерческие расходы
1354082,27
45,71
1016095,80
44,15
-337986,47
-1,56
75,04
Уровень расходов
45,71
0,0015
44,15
0,0019
-1,56
0,0004
96,60
, (13)
где Урасх – уровень расходов; ? расходов – сумма расходов; Vвыр – объем выручки. Экономический смысл уровня расходов заключается в том, что он показывает долю расходов на продажу в обороте торговли.
Результаты таблицы 1 показали, что за 1 квартал по сравнению с 4 кварталом уровень расходов снизился на 1,56 тыс.руб. На это повлияли следующие факторы: уменьшение выручки на 661080 тыс.руб. или на 22,32%, уменьшение коммерческих расходов на 337986,47 тыс.руб. или на 27,96%. Это означает, что предприятие за 1 квартал резко снизили свои издержки, что очень положительно влияет на организацию.
Рассчитаем динамику и структуру коммерческих расходов ООО «Текстильный домик» за IV квартал 2007 года и I квартал 2008 года (табл.2).
Таблица 2
Динамика и структура коммерческих расходов ООО «Текстильный домик», тыс.руб.
Показатели
IV квартал
I квартал
Отклонение
Темп изменения,%
Сумма
Уд.вес
Сумма
Уд.вес
По сумме
Уд.вес
Коммерческие расходы
2380995,97
100,00
1925772,60
100,00
-455223,37
0,00
80,88
в т.ч
— транспорт
2720,00
0,11
2380,00
0,12
-340,00
0,01
87,50
— реклама
167134,16
7,02
99621,00
5,17
-67513,16
-1,85
59,61
— оформление фасада
134119,88
5,63
0,00
0,00
-134119,88
-5,63
0,00
— упаковка
1937,40
0,08
1952,00
0,10
14,60
0,02
100,75
-согласование по оформлению фасада
10270,00
0,43
0,00
0,00
-10270,00
-0,43
0,00
— канцелярия
2631,13
0,11
1839,00
0,10
-792,13
-0,02
69,89
— обучение мерам ПБ
1800,00
0,08
600,00
0,03
-1200,00
-0,04
33,33
— аренда
657361,70
27,61
715442,50
37,15
58080,80
9,54
108,84
— зарплата
369552,00
15,52
194234,30
10,09
-175317,70
-5,43
52,56
Из данных таблице видно, что коммерческие расходы в 1 квартале по сравнению с 4 кварталом уменьшились на 455223,37 тыс.руб. или на 19,12%. Это следует из того, что расходы на транспорт уменьшились на 340 руб. или на 12,5%; на рекламу уменьшились на 67513,16 тыс.руб. или на 40,39%; на оформление фасада на 134119,88 тыс.руб.; на согласование по оформлению фасада на 10270 тыс.руб.; на канцелярию на 792,13 руб. или на 30,11%: на обучение мерам ПБ на 1200 руб. или на 66,67%; и на зарплату на 175317,70 тыс.руб. или на 47,44%.
Посмотрим динамику показателей по месяцам ООО «Текстильный домик» за IV квартал 2007 года и I квартал 2008 года, построив диаграммы, как изменялись они и из-за чего произошли изменения.
Рис.1 Динамика показателей по месяцам за 1 квартал 2008 года
ООО «Текстильный домик»
Как видно из рис.1, динамика за 1 квартал изменялась следующим образом: выручка в феврале составляла 855640 тыс.руб.; себестоимость так же в феврале была больше, чем в других месяцах, а коммерческие расходы оставались почти неизменными.
Рис.2 Динамика показателей по месяцам за 4 квартал 2007 года
ООО «Текстильный домик»
Из диаграммы видно, что всех месяцев в этом квартале, самые большие расходы и выручка была именно в декабре, она составила 1200000 руб. и, следовательно, если у нас больше выручка, то и себестоимость тоже растет. Коммерческие расходы выросли 660055,68 руб., т.к. для привлечения большого числа покупателей организация давала рекламу по телевидению, радио и газете.
На основе всех расчетов можно сделать вывод, что существует сезонность продаж. Т.е. в 4 квартале по сравнению с 1 кварталом было больше расходов на продажу, а это в частности связанно с раскруткой магазина, так как организация давала большое количество рекламы – это фактор в большей степени повлиял.
По результатам анализа, можно сделать вывод, что основные экономические показатели ООО «Текстильный домик» в целом благоприятны для дальнейшей эффективной работы организации.
продолжение
–PAGE_BREAK–2.2 Анализ расходов на продажу по общему объему
Рассмотрим методику анализа влияния основных, наиболее важных факторов на издержки обращения.
Одним из таких является объем товарооборота.
С ростом объема товарооборота увеличивается сумма издержек обращения, а уровень, как правило, уменьшается. Уменьшение объема товарооборота, хотя и сопровождается некоторым сокращением суммы обусловлено тем, что одни расходы с ростом объема товарооборота повышаются почти пропорционально увеличению товарооборота, другие при этом остаются неизменными. Поэтому статьи издержек, которые изменяются, принято называть условно-переменными, а остальные – условно-постоянными.
Для определения влияния изменений объема товарооборота на общий уровень издержек обращения делается пересчет планового уровня условно-постоянных издержек обращения:
(14)
Где: У’пл. у. пост– пересчитанный плановый уровень условно-постоянных издержек обращения;
Ипл. У. пост– плановая сумма условно-постоянных издержек обращения;
Р1
-фактический оборот.
Разница между пересчитанным и плановым уровнями издержек обращения и покажет размер влияния изменения объема товарооборота на уровень расходов:
?У = У/ пл. у. пост. – Упл. пост (15)
Где: ?У– размер изменения уровня издержек обращения;
Упл. пост–плановый уровень условно-постоянных издержек обращения.
Для расчета влияния изменения объема товарооборота на сумму издержек обращения необходим пересчет плановой суммы переменных расходов на фактический товарооборот.
Для этого фактический товарооборот умножается на плановый уровень переменных статей издержек и делится на 100:
(16)
Где: И/пл.пер – плановая сумма переменных издержек, исходя из фактического товарооборота;
Упл.пер.– плановый уровень переменных издержек обращения.
Разница между пересчитанной и плановой суммой покажет влияние изменения объема товарооборота на сумму издержек обращения:
?И = И/пл.пер – Ипл.пер (17)
Где: ?И – размер влияния изменения объема товарооборота на сумму издержек обращения. [9]
Для этого рассчитаем таблицу.
Таблица 3
Расчет влияния объема товарооборота на издержки обращения предприятия, тыс.руб.
Показатели
IV квартал
I квартал
Отклонение
И/о образующие пересчитанные на факт оборот торговли
Сумма, т.р
Уровень, %
Сумма, т.р
Уровень, %
По сумме, т.р.
Уровень, №
По сумме, т.р.
Уровень, %
Выручка
2962308,00
100,00
2301228,00
100,00
-661080,00
0,00
2301228,00
100,00
Расходы, всего
1996854,94
67,41
1448573,04
62,95
-548281,90
-4,46
1794531,09
77,98
в т.ч.
— условно-постоянные
1090239,18
36,80
618215,63
26,86
-472023,55
-9,94
1090239,18
47,38
— условно-переменные
906615,76
30,61
830357,41
36,08
-76258,35
5,48
704291,91
30,61
У/пл. у. пост = 1090239,18 / 2301228,00 * 100 = 47,38
?У = 47,38 — 36,80 = 10,58
И/пл.пер= 2301228,00*30,61 / 100 = 704405,89
Рассчитаем влияние факторов на издержки:
?И = -548281,90
1) За счет ?выр: ?УИ (?выр) = ?УИскорр — ?УИ0= 77,98 — 67,41 = 10,57%;
?И (?выр) = ?Искорр — ?и/о0= 1794531,09 — 1996854,94 = -202323,85 руб.;
2) За счет других факторов: ?УИ (др.факторы) = ?УИ1 — ?УИскорр = 62,95 — 77,98 = -15,03%;
?и/о (др.факторы) = ?И1 — ?Искорр = 1448573,04 — 1794531,09 = -345958,05 руб.;
Проверка: 10,57 + (-202323,85) + (-15,03) + (-345958,05) = -548286,36 руб.
В результате анализа получены следующие данные: уменьшение издержек обращения на -548286,36 руб. за счет уменьшения выручки на 661080,00 руб., а также уменьшение других факторов на 548286,36 руб. В целом имеет место экономия по уровню на 4,46% к товарообороту, или абсолютная сумма экономии составила -548281,90 руб.
Оценка полученных результатов свидетельствует о достатке в управлении издержками обращения, что подтверждается большим их недовыполнением плана за счет влияния остальных факторов.
Используя метод сравнения можно выяснить динамику издержек. Предельные показатели определяются по формуле 7.
=0,83
Изменение суммы издержек обращения оценивается индексом, таким образом можно определить индекс суммы издержек, используя формулу 8
=0,725
Рассчитаем индексы уровня издержек обращения, используя формулу 9
=0,97
Также к индексным показателям издержек обращения относится темп изменения уровня издержек, который рассчитаем по формуле 12
= — 0,03
Рассчитав показатели можно сделать вывод о том, что предельные издержки составили 0,83 руб./ед., индекс суммы издержек составил 0,97, а темп изменения уровня издержек -0,03.
Таким образом, проанализировав издержки обращения в целом, можно сделать вывод, что они не имеют стабильного положения, и их динамика в различные периоды времени различна.
продолжение
–PAGE_BREAK–3. Пути снижения расходов на продажу предприятия 3.1. Резервы снижения расходов на продажу предприятия
На современном этапе в новых экономических условиях исключительно важное значение приобретает режим экономии, эффективное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Расходы на продажу являются одним из качественных показателей работы предприятия, в котором находят отражения итоги хозяйственной деятельности, проявляются достижения и недостатки в организации торговли, расходовании средств. Резервы экономии издержек обращения имеются по всем статьям, выявление и использование которых в значительной степени зависит от уровня аналитической работы. Тщательный анализ расходов на продажу, выявление неиспользуемых внутрихозяйственных резервов является важной предпосылкой научного обоснования текущих затрат торгового предприятия. Поиск резервов снижения издержек обращения должен быть направлен на расходы, которые непосредственно не связаны с обслуживанием покупателей.
Исходя из того, что издержки обращения занимают значительное место в торговой надбавке, их сокращение является весомым фактором:
1) Уменьшения торговой надбавки, что способствует снижению цен на товары, повышению их конкурентоспособности, следовательно, росту оборота розничной торговли;
2) Увеличения прибыли, так как при неизменном размере торговой надбавки предприятие увеличивает часть доходов, формирующих прибыль.
Несоответствие ассортимента товаров спросу населения и выпуск товаров низкого качества вызывает потери товаров, повышенные издержки обращения по их хранению, транспортировке, по содержанию торговых помещений, нерациональное использование рабочего времени. Кроме того, наличие неходовых товаров и товаров низкого каче6ства вызывает замедление оборачиваемости, снижает эффективность использования основных и оборотных средств. Затоваривание ведет к росту процентов за пользование заемными средствами, вызывает увеличение других расходов. Улучшение торгово-оперативной, коммерческой работы будет способствовать снижению издержек обращения.
Для обеспечения конкурентоспособности необходимо систематически следить за конъюнктурой рынка, стремиться наиболее полно удовлетворять покупательский спрос с целью расширения своей доли на рынке. При этом необходимо уделять внимание оценке деятельности конкурентов. Исходя из того, что цена товара представляет собой совокупную величину затрат и прибыли, то конкурентоспособность торгового предприятия зависит от совокупности его расходов.
Снижению расходов на продажу также поспособствует улучшение товародвижения и сокращение времени обращения товаров. В этих целях необходимо совершенствовать торговое обслуживание населения, наиболее полно использовать трудовые, материальные и финансовые ресурсы.
Для достижения режима экономии расходов на продажу необходимо организовать работу во всех звеньях товародвижения. В этой связи необходимо разработать оптимальные схемы товародвижения для различных групп товаров, с учетом устранения нерациональных перевозок, лучшего использования транспорта и оптимального размещения товарных запасов.
На расходы на продажу оказывает влияние ускорение научно-технического прогресса, использование достижений науки, повышение производительности труда, техническое перевооружение торговли. Оснащение современным торгово-технологическим оборудованием, инвентарем и средствами механизации и автоматизации способствует повышению эффективности труда работников и снижению издержек обращения при повышении качества торгового обслуживания населения.
Типичный подход при определении важнейших направлений снижения издержек – это экономия всех ресурсов, которые потребляются в процессе обращения. Так как затраты на оплату труда занимают большую долю, то необходимо рациональное и эффективное использование трудовых ресурсов. Это можно обеспечить за счет:
1) Качественного подбора кадров, их подготовки и обучения;
2) Создания для эффективной работы условий, как технические (свет, тепло), так и организационно-психологические (своевременное обеспечение рабочих всем необходимым для работы, рациональный режим деятельности, поощрение стремления работников к творчеству и повышению квалификации, к профессиональному росту, предоставление самостоятельной деятельности).
Для повышения производительности труда необходимо совершенствовать систему материального и морального поощрения, внедрение и дальнейшее совершенствование сдельно-премиальной системы оплаты труда. Рост производительности труда в торговле уменьшает затраты труда, снижает расходы на оплату труда, хранению и транспортировке товаров. Совершенствование системы материального поощрения наряду с улучшением системы оплаты труда должно быть направлено на повышение экономической эффективности торговли, на устранение излишних расходов, непланируемых потерь от уплаченных штрафов за невыполнение договоров.
Важным фактором снижения издержек обращения является внедрение прогрессивных форм торговли, таких как самообслуживание, торговля по заказам покупателей, торговля по образцам и другие.
Основные направления снижения расходов необходимо изыскивать в совершенствовании торгово-технологического процесса и повышении эффективности использования всех видов ресурсов, развитии маркетинговой службы.
Режим экономии торгового предприятия предполагает снижение потерь товаров в процессе их доставки, хранения и реализации, рациональное использование транспортных средств, ликвидацию потерь рабочего времени и потерь по таре, ускорение оборачиваемости оборотного капитала и т.д.
Важным резервом снижения потерь товаров является увеличение объема их расфасовки в промышленности, применение упаковочных материалов более высокого качества. Это позволит продуктам пройти без потерь весь цикл товародвижения и увеличить их срок хранения.
Для устранения потерь необходимо:
1. Улучшить условия складирования и хранения товаров;
2. Не допускать образования сверхнормативных запасов товаров;
3. Усилить контроль за сохранностью товаров.
Таким образом, снижение издержек обращения в «Текстильном домике» должно происходить при одновременном повышении культуры торговли за счет факторов:
1. Повышение качества товаров и расширения их ассортимента в соответствии со спросом населения;
2. Внедрение достижений научно-технического прогресса, обеспечивающих повышение эффективности использования материально-технической базы, и заключается в более полном использовании экономических ресурсов имеющихся на предприятиях и приобретение нового оборудования и инвентаря;
3. Внедрение прогрессивных форм торгового обслуживания;
4. Совершенствование системы управления и планирования, сокращение расходов на управление;
5. Повышения эффективности использования оборотных средств и ускорения их оборачиваемости;
6. Улучшение транспортировки, заключение договоров на поставку с продавцами, улучшение условий хранения товаров, рационализация товародвижения;
7. Повышение ответственности трудового коллектива за качество работы, за обеспечение ритмичности завоза и бесперебойной продажи товаров.
Выявление резервов снижения издержек обращения является важнейшим условием повышения эффективности и культуры торговли, удовлетворения спроса населения на товары народного потребления при наименьших затратах.[10]
продолжение
–PAGE_BREAK–