Муниципальноеобщеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательнаяшкола №1 с углубленным изучением отдельных
предметов пгтЮрья
Исследовательскаяработа:
«Загадкиострова Пасхи»
Юрья-2010
Оглавление
I.Паспорт исследовательской работы
II.Основная часть
1.Общая информация
2.История открытия острова Пасхи
3.История острова Пасхи
а) основная информация
б) миссионеры
в) чилийский интерес
4.Новая история острова Пасхи
5.История заселения острова Пасхи
6.Названия острова
7.География острова Пасхи
8.Климат острова Пасхи
9.Флора острова Пасхи
10.Фауна острова Пасхи
11.Население острова Пасхи
12.Статуи на острове Пасхи
а) моаи
б) АХУ
в) теории о перемещении
13.Ронго-ронго
14.Петроглифы
15.Остров Пасхи и затерянный континент
III.Заключение
IY.Источники
I.Паспорт проекта
1. Название проекта: «Загадки острова Пасхи».
2. Руководитель проекта: Бетехтина ЕленаБорисовна.
3. Консультантпроекта: БетехтинаЕлена Борисовна.
4. Учебный предмет: география, история.
5. Возраст учащейся: 14 лет.
6. Аннотация:
Тихий океан занимаетпочти третью часть нашей планеты. В его центральной и юго-западной частяхрасположены острова Океании. Если взглянуть на карту, можно увидеть, что чемдальше на восток от Австралии, тем меньше становятся размеры островов, тем режевстречаются они. А потом тысячи километров водной глади — и за нею материкЮжной Америки. Люди населяют Океанию вплоть до самых удаленных островов.Несмотря на огромность этих расстояний, жители Полинезии говорят на родственныхязыках и очень близки друг к другу по физическому типу и культуре. В самомвосточном углу Полинезии находится крохотный клочок суши, самое удаленное отдругих земель место на земном шаре. Это — Рапа-Нуи, или остров Пасхи. По сути,остров Пасхи — один из самых маленьких обитаемых островков нашей планеты. Кпримеру, на территории современной Москвы уместилось бы пять таких островов,как Рапа-Нуи. К тому же остров Пасхи, сходный своими очертаниями с крошечнойСицилией, имеет форму треугольника. Стоит только произнести сочетание островПасхи, как сразу же вспоминается слово — тайна. В самом деле, остров Пасхиспособен дать пищу самому романтическому воображению. Культ птиц, невстречающийся больше нигде в Полинезии. Нерасшифрованная до сих пор загадочнаяписьменность кохау ронго-ронго. Циклопические каменные площадки — аху… ОстровПасхи (Рапа-Нуи), маленький, холмистый и сейчас почти безлесный островоквулканического происхождения, поднявшийся в отдаленную геологическую эпоху (втретичный период) из глубин Тихого океана. Но, пожалуй, самую большуюизвестность маленькому острову создали его знаменитые статуи — моаи. Кто изваялкаменных великанов? Чья рука высекла их из скал? Кого изображают этимонументальные памятники искусства? Спор вокруг статуй, спор о самобытномискусстве «острова загадок» не утихает и по сей день.
7. Цель: сбор и систематизация материалов поистории острова Пасхи.
8. Задачи:
1.Изучить имеющиесяписьменные источники, архивные документы по данной теме, проанализировать их,сопоставить и выяснить подлинность информации.
2.Написать описаниеострова, а т.ж. историю открытия, историю острова, климат и географию.
3.Найти и изучитьматериалы о ронго-ронго и моаи; выявить теории происхождения.
4.Просмотреть фильм«Загадки острова Пасхи», выявить основную информацию.
5.Проанализироватьрезультаты своих работ и основную информацию занести в проект.
9. Заказчик: Бетехтина Елена Борисовна
10. Необходимоеоборудование: бумага,компьютер, Интернет.
11. Предполагаемыйпродукт: буклет.
12. Этапы работы надпроектом:
Этапы работы Содержание работы Продолжительность Ожидаемый результат Организационный Библиотеки, консультации и Интернет 1 четверть Собрать материалы для работы Деятельный Фото, систематизация, продукт 2 четверть Исследовательский проект, продукт Презентационный Презентация 3 четверть Высокая оценка
II.Основная часть
1.Общая информация
Остров Пасхи — маленький остров в южной частиТихого океана, являющийся частью Чили. Местные называют остров — Рапа-Нуи(Rapa Nui), весь остальной мир — Остров Пасхи.
Площадь острова — 163,6 кв.км.
Координаты — 27°07 ю.ш. 109°21 з.д.
Остров — вулканическогопроисхождения, в настоящее время почти безлесен. Является одним из наиболееудалённых обитаемых островов. Расстояние до континентального побережья Чилисоставляет 3703 км, до острова Питкэрн, ближайшего населённого места, — 1819 км.
Остров был открытголландским путешественником Якобом Роггевеном в Пасхальное воскресенье5 апреля 1722 года.
Столица острова и егоединственный город — Ханга-Роа. Всего на острове проживает 3,8 тыс.человек, плотность населения составляет 23 чел/кв.км.
Официальные языки,используемые на острове пасхи — испанский и рапануйский.
Используемая валюта — чилийский песо, в ходу так жеамериканский доллар.
Часовой пояс — минус 6 часов от всемирноговремени.
Официальный сайт — www.rapanui.co.cl
В 1888 году островофициально был присоединён к Чили.
В 1995 году национальныйпарк «Рапа-Нуи» стал объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
2. Историяоткрытия острова
По археологическимраскопкам, очевидно, что открытие острова было сделано жителями Полинезииприблизительно в 400 г. нашей эры. В 1722 г. голландский исследователь Джекоб Рогджевин увидел и посетил остров. Это случилось в воскресенье, первый деньПасхи. И за островом закрепилось это имя: остров Пасхи (Исла де Паскуа — по-испански). Он обнаружил на острове Пасхи три разных группы людей; с тёмнойкожей, с красной кожей и очень бледных людей с красными волосами. Вполинезийском названии остров Рапа-Нуи, является наименованием, указаннымпосетителем Таити в 19 веке, который говорит, что остров похож на таитянскийостров «Рапа», но крупнее, «Нуи». Жители имеют полинезийскиекорни. Но антропологи, десятилетиями обсуждавшие истинное происхождение этихлюдей, доказали, что древние южноамериканские моряки посетили остров раньше. Порассказам ранних исследователей, которые посетили найденный остров — островитяне были немногочисленным населением с очень низкой культурой, которуюони не помнили и были без связи с внешним миром. Островитяне были легкойдобычей для торговцев рабами 19-ого столетия. Работорговля очень обесценила ихкультуру, знание прошлого и навыки предков.
3. Историяострова Пасхи
а) основнаяинформация:
По радио — углеродистомуизмерению ученые предполагают, что Рапа-Нуи был образован до 4-го в.н.э.,вероятно отделившись от Восточной Полинезии или Marquesas. Путешественники воглаве с бесстрашным героем Хоту Матуа бежали или от войны или от затопляемогоострова, чтобы начать новую жизнь на белом песчаном берегу Анакены. Затем этаземля перешла по наследству его сыновьям. В первые века освоения храмовыекомплексы строили на низком аху (цоколе) высокими, но не очень длинными, внизовьях с тщательно подогнанными каменными фасадами. Ученые сравнивают этипостройки с более тяжелыми стенами инков, расположенных в несколько тысячкилометров от острова. В 7 или 8 веке увеличилось население острова, т.к.прибрежная зона уже освоена и началась разработка Восточного полинезийскогохрама для праздников и юбилеев. Нет свидетельство того, что маленькие фигурысвященных предков, вырезанные из местного камня стали устанавливаться люди.Есть одна теории, выдвинутая археологом Серхо Рапу, что батат — важныйпоставщик пищи южноамериканского происхождения прибыл на остров, и его ботвастала топливом. Батат из дикого стал культурным видом. Батат, как одна из самыхизвестных культур, известных людям, с его обильной и питательной пищей сталлюбимым продуктом со множеством сортов. При восстановлении аху в Тонгарикиинститутом археологии Чили Клаудио Кристино и Паириссии Варгаса в 1992-1993.г.13 моаи стали выше. Эти старинные фигуры грубостилизованные были вырезанные извулканического камня в гланом карьере Рапа Раруку, где можно легко отследитьразличные стадии производства. Большинство моаи, отображающие известных предковявлялись от 3,5 до 6 метров высотой, но были и большие — до 10 метров. При дальнейшем поиске люди нашли красный камень и стали делать из него красныемемориальные шапки, как украшения для волос. При проведении радио-углеродистогоанализа анализа почти 1000 моаи были датированными 1350 г. нашей эры. Многие из которых похоронены с аху под разрушенной почвой. В то время,подтвержденного работой Джона Фленлея после взятия проб, что изготовление моаибыло прекращено. Ахуз пришел в упадок и островитяне начали разрушительные сраженияво время голода, возможно вызванного «небольшим ледниковым периодом»,воздействие которого на Европу было зарегистрировано. Священный участок вдеревне Оронго, на котором проводились «церемонии человека-птицы»переместился от моаи, которые стоят на берегу моря, на утесы Рано Кау. Тамежегодно в конце зимы собирались закаленные воины, которые выходили в море,чтобы найти яйцо закопченной крачки, первым положенное на отдаленных островах.В то время происходили и другие события, типа чтения все еще нерасшифрованнойронго-ронго на берегу Анакена. Кто-то из изобретательных рапануйцев попробывалповысить качество военных действий через сложный ритуал построения моаикомплекса. Примерно с 14 века до европейского контакта в 18 веке, это былпериод постоянных сражений с разрушениями и каннибализма. Последний разобнаружили моаи на платформе французское военно-морское судно в 1832 году. Однаиз постоянных историй, которую турист слышит на острове то, что последнеесражение, приведшее к закату культуры, было эпическим противостоянием междуХанау Еере (Длинные уши) И Ханау Момоко (Короткие уши). Эта ошибка происходитиз-за неправильного перевода. Хотя еще более пятидесяти лет назад ее объяснялотец Себастьян Энглерт, но она игнорировалась теми кто желает использовать этуошибку в своих целях. В действительности это «короткие, тучные люди»(Ханау Еере) и «высокие, тонкие люди» (Ханау Момоко). Возможнонаступит время, когда неправильной перевод исчезнет и все вздохнут соблегчением. Прибытие европейцев. Некоторые считают, что английский пират Девисеще в 17 веке открыл остров.
Но первое подтвержденноеевропейское открытие острова приходится на первый Пасхи в 1722 году голландцемДжекобом Рогджевином, приплывшем на трех судах и назвавшем его соответственно.За высадкой 125 вооруженных морских пехотинцев на Рапа-Нуи наблюдали с берегаостровитяне. Кто-то из особо нервных открыл огонь, убив несколько хозяевострова. Член команды Фридрих Беренес издал потом сборник историй оприключениях на острове. Испания послала экспедицию в Рапа-Нуи в 1770 году подкомандованием Фелипе Гонсалеса. На сложной церемонии поднятия флага и залпов изорудий, захватил остров С. -Чарльз Исланд, названый так в честь короля, оставивхорошее впечатление на рапануйцев. Испанская инициатива была удачной, т.к.никаких требований не выдвигалось. Были составлены превосходные карты острова.Четыре года спустя, в своем втором путешествии бесплодного поиска Большой ЮжнойЗемли вокруг Антарктиды, Джеймс Кук подошел к острову, но не высаживался на неми объявил его ничего не стоящим. Он сделал несколько карт острова высокогокачества и поговорил с таитянцем Махина, который потом быстро исчез с острова.Посещение Кука обеспечило ценную этнологическую информацию, как сделал вывод,последовавший за ним два года спустя Лаперуз. Карта Лаперуза показываетрасположение в области Хангороа замечательную дорожную систему, найденнуюсегодня. Между испанским посещением и 1862 г. на остров, заходило приблизительно 100 судов. А в 1820-х г.г. и 1830-х г.г. было несколько китобойных судов. В 1806 г. капитан Бенджамин Падж взял с собой в Лондон молодого рапануйца. Тот крестился и стал ГенриИстером в Рочерхитле в 1812 г. торговля с Рапа-Нуи была налажена хорошо.Главным образом торговали художественными поделками, едой для европейцев, а длясебя покупали гвозди, ткань и т.п., хотя островитяне наслаждались модойнекоторое время.
б) миссионеры
После сообщения своенного корабля, который остановился в Рапа-Нуи перед набегом пиратов, механикиз Боливии, французского происхождения Юджин Эйрод предложил Мисси Сердец вВальпарансо быть миссионером на острове. Оттуда он вернулся с несколькиминечистокровными рапануйцами после набега пиратов. Эйрод прятался 9 месяцев иостался жив. Он на остров возвратился с двумя миссионерами. Один из них немецотец Гаспар Замбохма. А другой француз — духовный отец Хиполайт Роуссель. Эйродумер от турбекулеза в 1868 г., но к команде присоединяется Заодьюл Эсколан иони продолжают их работу, которая включала уничтожение идолов. Француз ДжинБатист Онезим Дутруа-Борниер провозгласил себя королем Рапа-Нуи при содействиикатолического епископа Тепано Джоссено и бизнесменом Джоном Брандром. Естьразница между людьми с разным цветом кожи, которых взяли с собой Борнир иРоуссель в последний свой отъезд в 1871 г. с Мангарева. Борнир контролирует большую часть экспорта продукции с плантаций, принадлежащим католической церквии Римскому Папе. Большинство работников плантаций умерло. В 1876 г. Борнир был убит островитянами, которые не могли больше терпеть его зверства. Когда в 1877 г. Альфонс Пинарт появляется на горизонте, то чилийские надсмотрщик сообщает ему, что с ним наострове осталось 110 человек.
в) чилийский интерес
Чилийские суда начализаходить в Рапа-Нуи уже с 1830-х г.г., но серьезные контакты начались в 1870-хг.г. гордые тем, что победили в войне Перу и Боливию, чилийские патриотыубеждают правительство приобрести колониальное владение над островом иутвердить государственный статус. 9 сентября 1888 г. капитан Поликарпо Торо Хертадо подписывает договор об аннексии с вождями острова. Соглашениенаписано на испанском и рапануйском языках. В последнем пункте Чили предлагаетбыть «другом земли» и остров становится частью чилийскогогосударства. Римскому Папе нужно было выплатить компенсацию за егособственность, но полная оплата никогда не была произведена. Брат ПоликарпоТоро и Педро Пабло управляли паствой до 1892 г., когда их количество и благосостояние снизилось. В конечном счете братья Торо предали их интересы в пользуЭнрике Мерлета, который взял инициативу в свои руки в это время последнегокороля отравил ядом, а оппозиции пригрозил убийством или высылкой. Все этопроисходило, когда островитяне были сильной паствой в Хангароа и находились насвоем острове, как заключенные до 1966 г. чилийская компания работодателей на острове Пасхи передала свои полномочия англо-шотландским компаниямВиллиамсон и Балхоур, которое до сих пор процветают на чилийском материке.Дисконтирование взрыва, помещенного в центр превосходного Випару и оплату взялна себя банкир Уильям Томпсон в 1886. Первая археологическая экспедиция былавыполнена госпожой Скоресбай Роутледдж, которая оставалось на острове 18месяцев в 1914-1915 г.г. все это время немецкий тихоокеанский эскадронзанимался поставками. В 1934-5 г.г. Франко-бельгийская экспедиция была наострове приблизительно шесть месяцев, снимая самый полный этнологический отчетоб исследовании на французском языке. А француз Альфред Метрое издал популярныеи научные отчеты об исследованиях на английском и французском языках. ОтецСебастьян Энглерт — миссионер Ордена Капуцинов прибыл на остров в 1935 г. Он оставался местным исследователем и священником до своей смерти в 1969 г. во Флориде на пути назад к острову после выставки работ Рапа-Нуи. В 1955-1956 г.г. Тур Хейердал руководил норвежской экспедицией на остров Пасхи. Он опубликовал несколько популярныххудожественных отчетов и книгу «Аку Аку», доступную на многих языках.Канадская медицинская экспедиция на остров Пасхи в 1964-65 г.г. была последней крупномасштабной командой исследования, которая велась на острове.
4. Новаяистория острова Пасхи
В 1914 г. чилийское правительство начало регулярно ставить своих губернаторов, чтобы представлятьчилийские интересы на острове и подтвердить суверенитет. Кроме первого, всебыли военно-морскими чиновниками, активными или отставными. Все правастановились более ограниченными. В 1953 г. срок действия контракта за фирмами Виллиамсон и Балхоур окончился и чилийский флот принял на себя все управлениеостровом. В течение ста лет чилийские власти запретили островитянам покидатьобласть Хангароа. Власти поставили забор. Без письменного разрешения посетитьостальную часть острова нельзя. После бегства чилийских политическихзаключенных в 1930-х годах власти стали строже следить за передвижениемостровитян от острова. За эти годы примерно 500 островитян пытались убежать сострова в плавь, чтобы их подобрали в море маленькие рыбацкие лодки илиБостонские китобойные суда. Приблизительно половина из них погибла при попыткебегства. После посещения Тур Хейердала стало некоторое послабление и в 1956 г. нескольким школьникам с опекунами разрешили отправиться в Чили для учебы. В этой первойгруппе был Альфонс Рапу Хаоа, который возвратился домой в 1964 г. в качестве школьного учителя.
Поскольку он был одним изпервых обучающих рапануйцев, то он негодовал на деспотичное военно-морскоеруководство выборов администрации и мэра. В конечном счете войска ушли и островстал полностью объединенной частью Чили. Ограничения были сняты и в 1966 г. были проведены свободные выборы. Вышел специальный закон «Закон (16442) островаПасхи», предписывающий ряд выгод, чтобы поощрить развитие. Это совпало свводом ВВС США на остров, что вызвало значительное рождение несколькихюжноамериканских детей. Ни один из которых не был признан их отцами илиамериканскими властями. Выборы Сальвадора Альенде Госсена побудили американцевбыстро уйти. Кровавый переворот 1973 г. покончил со свободой на Рапа-Нуи идругих местах это несчастной страны. Рапа-Нуи под военной диктатурой процветал.Диктатор Августо Пиночет Угарте посещал остров с несколькими министрами трираза. Были выполнены обширные общественные планы.
Правительствосубсидировало строительство общественных зданий и размещения в них. Первыйрапануец, который стал губернатором был назначен в 1984 г. Годом раньше был сформирован Комитет Старейшин вокруг Альберто Оту Чавеса. Он написал письмос согласием фактически всех островитян о подачи прошения комитету ООН подеколонизации, о помощи в обеспечении референдума по независимости островаПасхи. Г. Хоту продолжил агитацию за независимость в течение1980-х г.г. Это былодин из немногих голосов протеста в течение длительного периода военной хунты вЧили. В 1992 г. Хоту был избран мэром муниципалитета. Новинка на острове — голливудская съемка, использующая темы Рап-Нуи, организованная актером КевиномКостером. Он задействовал австралийскую техническую команду и местных актеров.Создание фильма заняло первую половину 1993 г., а вышел фильм в прокат позже.
5. Историязаселения острова Пасхи
Это один из самыхизолированных островов в мире. Но 1200 лет назад двойные каноэ, заполненныеморяками из далёкой страны, высадились на его берегах. На протяжении вековизоляции, которые последовали, здесь образовалось своеобразное общество.Рапа-Нуи впервые из европейцев обнаружил голландский капитан. Это произошло наострове Пасхи в воскресенье в 1722 году. Может быть на песчаном пляже, гдевысадился Хоту — предок всех островитян. Хотя это известно не точно, носуществует предположение, что жители Пасхи приплыли из Полинезии или какой-либодругой части мира. Этнографы в настоящее время уверены в том, что народРапа-Нуи приплыл с полинезийских островов. Они совершили героические рейсы вбольших двойных каноэ. В самом деле, даже в остатках устной истории, которыепо-прежнему ходят на острове — сказано, что человек по имени Хоту был первымчеловеком, населяющих остров.
Но будь Хоту предком илинет, археологи знают, что первые жители острова приплыли от 400 до 800 г.г. н.э. Археолог Джоан Возняк из университета штата Орегон сказал:- «У нас естьархеологические свидетельства того, что люди были там с 800 г. н.э. А Билл Айрес (тоже археолог из университета штата Орегон) нашёл древесный уголь, которыйбыл в 500 г. до нашей эры. Так что они, вероятно, существуют, по крайней мере,не менее 1500 лет ». Как и другие полинезийцы, первые посетившие Рапа-Нуипривезли с собой всё, что необходимо для жизни на новом острове. Вознякуказывает на то, что даже животных они привезли с собой: в данном случае, этоозначает, в основном кур. «Другие полинезийцы привезли собак и свиней, номы никогда не обнаружим доказательств этого»- замечает она. Какиесуществуют доказательства того, что статуи могут сделать с человеком своимичарами?
6.Названия острова
Официальное испанскоеназвание острова — Исла де Паскуа. На других языках это звучит так: нафранцузском языке — Иду де Пэгауес, на немецком Гестеринсел и так далее.Известно также полинезийское название Рапа-Нуи, относящиеся ко времени 1860-хг.г. Некоторые ранние европейские исследователи называли его как Те Пито о ТеХенуи (пуп мира) или Ваиху, оба из которых — местные названия.
У острова Пасхисуществует несколько названий.
1. Хититеаираги илиХити-аи-ранги;
2. Текаоухангоару;
3. Мата-Китераге — впереводе «глаза, смотрящие в небо»;
4. Те-Пито-те-хенуа (пупземли);
5. Рапа-Нуи — в переводе«Великий Рапа» — данное название в основном использовалось китобоями;
6. Остров Сан-Карлос. Такназвал его Гонсалес Дон Фелипе в честь короля Испании;
7. Теапи — так называлостров Джеймс Кук;
8. Ваиху или Ваихоу — этим названием также пользовался Джеймс Кук, а позже Форстер Иоганн Георг Адами Лаперуз Жан Франсуа де Гало (в его честь названа бухта на северо-востокеострова);
9. Остров Пасхи (англ.Easter Island), названный так голландским мореплавателем Якобом Роггевеном,потому что он открыл его в день Пасхи 5 апреля 1722 года.
Сейчас местные называютостров — Рапа-Нуи (Rapa Nui), весь остальной мир — Остров Пасхи. Интересно, чтотакое название остров получил благодаря таитянским мореплавателям, которыеназывали его так, чтобы различать остров Пасхи и остров Рапа, находящийся в 650 км к югу от Таити. Среди лингвистов название «Рапа-Нуи» вызвало множество споров насчёт правильности написания этого слова.
7.География острова Пасхи
Остров Пасхи — уникальноеместо в юго-восточной части Тихого океана, один из самых удалённых от материкаобитаемых островов в мире. Находится в 3703 км от берега ближайшего материка на востоке (Южной Америки) и удалён от ближайшего обитаемого острова Питкэрн назападе на 1819 км. Координаты острова: 27°07 ю.ш. 109°21 з.д. Площадь острова —163,6 кв. км, протяженность с запада на восток 24 км, с севера на юг — 12 км. Самая ближняя к острову обитаемая земля — архипелаг Сала-и-Гомес, еслине брать во внимание несколько маленьких островков недалеко от острова Пасхи.Остров имеет форму прямоугольного треугольника, юго-восточный берег островаявляется гипотенузой. Стороны этого «треугольника» имеют длины в 16, 18 и 24 км. Остров Пасхи находится примерно на полпути между Чили и островом Таити.
Треугольный островсформирован, главным образом, из вулканической лавы. Вдоль берега расположеныкораллы небольших размеров. Но отсутствие кораллового рифа позволил морюсокращать утесы вокруг большей части острова. Берег изрезан множественнымивыходами лавы и вулканическими пещерами. Единственные песчаные берега находятсяна северо-восточном побережье. Береговая линия является неровной, песчанымиберегами и низкой холмистой местностью, вулканического происхождения.Единственное поселение на западном побережье Ханга-роа, с примыкающим к немуаэропортом Матавери. Есть планы относительно нового города на южном побережье.Помимо нескольких скалистых островков, окружаемых морем, там нет никаких другихземель для проживания за сотни и сотни километров. Но что делает остров Пасхи — или Рапа-Нуи, как его называют местные жители, иным, в отличие от других островв южной части Тихого океана? Кругом тропические пальмы и белые песчаные пляжи,Рапа-Нуи имеет травяные луга с малым количеством деревьев на них. Его берегаизрезаны десятками скалистых пещер. Здесь мало рек и ручьев. Единственноехолмистое место — остатки трёх вулканов, по одному на каждом углу островатреугольной формы. Но помимо негостеприимности его ландшафта, существует ещеодин аспект этого острова. Что отличает его от каких-либо других мест на Земле?Это статуи, относящиеся к периоду мегалита человека, которые стоят в глубинеострова.
8. Климатострова Пасхи
Благодаря субтропическомупоясу и географическому расположению в океане на острове Пасхи теплый испокойный климат. Средняя годовая температура — 21,8 °C, самый холодный месяц — август (19,2 °C), самый теплый — январь (24,6 °C). Остров является очень ветреным местом. Ветра — основной климатический фактор, на островередко бывают безветренные дни. Они дуют в основном с востока и юго-востока ссентября по май и с севера и северо-запада в остальное время года. Случаются исильные бури, что создает значительные проблемы для судоходства, ведь наострове нет хороших гаваней. Хотя бури значительно затрудняют рост деревьев,ветер не может быть единственной помехой для растительности. Она может состоятьтолько из кустарников, но все-таки борется за существование, даже когда ветерприносит соленую воду с моря, а это всегда вредит растениям. Как бы то ни было,на острове Пасхи есть зоны, особенно внутри кратера Рано Кау, которые полностьюзащищены от ветра. По сути, Рано Кау представляет собой что-то вродеестественной теплицы. На его склонах растут виноград, инжир и бугенвиллия,которая буйно цветет с тех пор, как ее привез отец Себастьян Энглерт. В общем,остров Пасхи обладает достаточным потенциалом, чтобы стать плодородным местом.Его площади могут быть заняты сельскохозяйственными угодьями или лесом.
9. Флораострова Пасхи
Флора острова Пасхибедна. Многие растения, ранее широко распространённые на Рапа-Нуи, истреблены.Сейчас насчитывается не более 30 разновидностей растений. Несмотря на то, чтоиз Европы, Америки и с других островов Полинезии туда были завезены различныерастения, на значительной части территории острова единственной растительностьюостается трава. Встречаются отдельные экземпляры дерева махуте, рощицыэвкалипта, достигшие большой высоты за 5 лет. Махуте — это местное названиетутового дерева. В прошлом это растение играло также значительную роль в бытуостровитян: из коконов шелкопряда изготавливалась белая одежда, называемаямахуте, которую носили женщины (подобие полинезийской тапы). После появленияпервых европейцев на острове — китобоев и миссионеров — значение махуте в бытурапануйцев уменьшилось. Сейчас на плодородной почве острова Пасхи выращиваютзлаковые культуры, сахарный тростник, табак, таро, ямс, различные овощи,бананы. Цитрусовые хорошо произрастают на северных склонах некоторых гор ихолмов.
Среди песчаных участковрасположены поля сладкого картофеля — батата, кумира. Одно из вымершихрастений, произроставших на острове Пасхи — Sophora toromiro, местное названиекоторого торомиро (toromiro). Это растение на острове в прошлом играло важнуюроль в культуре рапануйцев: из него делались «говорящие таблички» с местнымипетроглифами. Ствол торомиро, диаметром в человеческое бедро и тоньше, частоиспользовался при строительстве домов; также из него делались копья. В XIX—XXвеках это дерево было истреблено (одной из причин стало то, что молодую поросльуничтожали завезённые на остров овцы).
10. Фаунаострова Пасхи
Фауна острова Пасхивсегда была бедна из-за его чрезвычайной изолированности. Здесь нет позвоночныхживотных, имеются только два вида маленьких ящериц. До прибытия на островевропейцев фауна острова Пасхи в основном была представлена морскими животными:тюленями, черепахами, крабами. До XIX века на острове разводили кур. Видыместной фауны, ранее населявшие Рапа-Нуи, вымерли. Например, вид крысы Rattusexulans, которую в прошлом местные жители использовали в пищу. Вместо неё наостров были завезены европейскими судами крысы вида Rattus norvegicus и Rattusrattus, ставшие переносчиками различных болезней, ранее не известныхрапануйцам. Сейчас на острове гнездятся 25 видов морских птиц и обитают 6 видовназемных птиц. Единственная сухопутная хищная птица острова Пасхи — небольшойсокол, питающийся насекомыми.
11.Население острова Пасхи
Предполагается, что вовремя культурного расцвета на острове Пасхи в XVI—XVII веках, населениеРапа-Нуи составляло от 10 до 15 тысяч человек. Из-за экологической катастрофы,разразившейся в результате антропогенного фактора, а также столкновений междужителями численность населения ко времени прибытия первых европейцевсократилось до 2—3 тысяч человек. Количество 3000 жителей указывал и Джеймс Кукпри посещении острова. К 1877 году в результате вывоза местных жителей в Перудля каторжных работ, эпидемий, экстенсивного овцеводства численность населенияещё более сократилась и составила 111 человек. К 1888 году, году аннексииострова Чили, на острове проживало 178 человек.В начале XX века значительнаячасть населения Рапа-Нуи (преимущественно молодых рапануйцев) переселилась наматериковую часть Чили. Только в 1950-х годах, когда повысился уровень жизни,произошли некоторые улучшения в демографической ситуации острова. К 1960 годуна Рапа-Нуи уже проживало более 1 тысячи человек. По переписи 2002 года наострове проживало 3791 человек (к примеру, в 1988 году — 1938 человек). Приэтом 200—300 рапануйцев жили на материковой части Чили, Таити и в США. Ростпроизошёл в значительной степени благодаря переселению части чилийцев с материковойчасти на остров Пасхи. Изменилось соотношение коренного и приезжего населения.Если в 1982 году число рапануйцев на острове составляло 70 %, то в 2002 году —только 60 %. Остальные 39 % были чилийцами, 1 % — другие народы.Плотностьнаселения на острове составляет 23 чел./км² (к сравнению, в Германии —230, в России — 8,4).В середине XIX века на Рапа-Нуи существовали 6 постоянныхпоселений: Анакена, Тонгарики, Ваиху, Винапу, Матавери и Ханга-Роа. В настоящеевремя практически всё население проживает в Ханга-Роа, административном центреострова Пасхи. Матавери и Моероа на юго-западе часто рассматриваются как однопоселение.Официальный язык на острове — испанский, а также рапануйский. Жителипреимущественно католики.
12. Статуина острове Пасхи
а) моаи:
Говоря о острове, мывспоминаем об огромных каменных фигурах, вырезанных из монолита и стоящих наберегу. Их называют Моаи — (смотрящий глаз). Моаи — статуи, вырезанные изсжатой вулканической золы на Рапа Нуи (Остров Пасхи). Каждая статуя монолитна,то есть, вырезана из одного камня. Примерно пятая часть статуй, которая былаперемещена к церемониальным участкам и затем установлена, имела красныекаменные цилиндры пукау, помещенные на их головы. Эти «topknots»верхние шапки, поскольку их так часто называют, были вырезаны в единственномкарьере, известном как Пуна По.
Почему статуи?
В общей сложности 887монолитных статуй — моаи, как их называют — были расположены вокруг острова.Размеры статуй варьируются от одного метра до свыше 10 метров в высоту. Вопреки распространённому мнению, такие каменные статуи не являются уникальнымидля острова Пасхи. Джо Энн Ван Тилбурга, одна из археологов в Лос-Анджелесе иодна из ведущих мировых экспертов по вопросам острова Пасхи, считает, чтокаменные статуи на Рапа-Нуи, не отличаются от других статуй на Маркизскихостровах в южной части Тихого океана. «В самом деле, меньшие версии статуйна острове Пасхи также находятся на Таити и Гавайях»- говорит она.«Моаи острова Пасхи не являются уникальными с точки зрения того, как онибыли использованы»- говорит она. «Но их форма является уникальной. Иэто — то, что выросло из индивидуальных и эстетических обычаев островаПасхи». Что касается их целей, то Ван Тилбурга говорит:- «Они былипостроены по трём причинам — идеологического, политического и экономическогохарактера».
Моаи стоят на склонеРано Рараку.
«С идеологическойточки зрения, всё указывает на то, что существует обожествление в основном главродов или по линии наследования»- поясняет она. «Помните, что у наснет каких-либо прямых этнографических данных, в связи с этим. Это заключениецелого ряда отдельных линий доказательств. С политической точки зрения, онииспользовали статуи в рамках консолидации своих претензий к исконным землям. Ис экономической точки зрения, это было частью стратегии для перераспределенияпродовольствия». Об этом последнем моменте она говорит, что вполинезийской культуре каждая семья имеет равные права на части острова иландшафта, для производства продуктов питания. Продукты питания должны бытьперераспределены между всеми, так как менее успешные роды не имеют доступа кпродовольствию. По сути, статуи стоят для того, чтобы вожди могли бы показатьто, как в Полинезии мана управляют политической и духовной властью. ПатрицияВаргас с этим согласна. Она является директором института исследований наострове Пасхи при Университете Чили в Сантьяго, и провела 12 лет, проживая наострове. ” Моаи сами по себе, как дом для мана их предков”- поясняетона. «Это представление помогает понять как моаи, очень тесно связаны спредками и богами». Она говорит, что в Рапа-Нуи первоначально резныестатуи были просто скульптурами. Но их убежденность в том, что когда статуясделана и открыла глаза, то дух этого предка вошёл в статую через глаза ипревратил статую в живого человека. Моаи с шапками на голове стоят на платформе(аху), глядя внутрь острова. Причина внутренних убеждений моаи сталкивается свнешними проявлениями. Как говорит Варгас:- «Статуя была на вершинеплатформы для внутреннего наблюдения, чтобы знать, как живут люди. Итак: статуяили несколько статуй на платформе, будут улучшать жизнь общества. В то же времяони будут делать это для определенной группы, племени или рода. Таким образом,это символ поклонения». На вопрос о том, каким образом моаи получили ихокончательное место отдыха, ответ не столь очевиден. Приблизительно 95 % из 887моаи, известных до настоящего времени, были вырезаны из сжатой вулканическойзолы в Рано-Рараку. Из них 394 моаи все еще остаются видимыми сегодня. Недавняякартография GP в интерьере, конечно, добавит дополнительных моаи к этому счету.Карьеры в Рано-Рараку, кажется, оставлены резко. Многие незаконченные статуивсе еще стоят на месте, где их начали делать. Однако образец работы оченьсложен и все ещё изучается. Фактически все законченные моаи, которые былиперемещены от Рано-Рараку и установлены вертикально на церемониальныхплатформах, были впоследствии свалены потомками островитян в период после того,как строительство прекратилось. Хотя обычно фигуры идентифицируют только как«головы», но моаи — фактически голова и часть обрезанного туловища.Наиболее общепринятая теория — та, что статуи были вырезаны полинезийскимиколонизаторами острова. Это произошло примерно в 1000-1100 г.г.до нашей эры. В дополнение к представлению предков покойного, как только моаи быливертикально поставлены на церемониальных участках, так возможно, они былирасценены как воплощение мощных живущих руководителей. Они были также важнымисимволами положения и происхождения в обществе. Моаи были вырезанывысокопрофессиональным классом резчиков. Они были сопоставимы в статусевысокопоставленным членам других полинезийских ремесленных гильдий. Статуи,должно быть, были чрезвычайно дороги ремесленникам. Не только потому, чтофактическое вырезание каждой статуи требует усилий и ресурсов, но и потому, чтоготовое изделие тогда буксировалось к его заключительному местоположению дляустановки. Точно не известно, как моаи были перемещены, но процесс, почти наверняка,требовал человеческой энергии, верёвок, деревянных саней или бревен. Другаятеория — это то, что моаи, возможно, передвигали методом раскачивания вперёд. Ксередине 1800-тых, все моаи вне Рано Рараку и многие в пределах самого карьерабыли повалены. Сегодня, приблизительно 50 моаи были повторно установлены на ихцеремониальных участках. Древние легенды острова говорят о руководителе кланапо имени Хоту Матуа, который оставил свою родину в поисках нового. Место,которое он выбрал, теперь известно нам как остров Пасхи. Когда он умер, островбыл разделён между его шестью сыновьями, а позже — по наследству среди ихпотомков. Островитяне, возможно, полагали, что их статуи захватили бы«мана» (сверхъестественные силы) руководителей.
Они, возможно, полагали,что если мана будет концентрироваться на острове, то положительная энергиябудет всегда: дождь будет идти, и зерновые культуры будут расти. Эта легенда,как фрагмент того, что всё было достаточно сложно и многогранно. К тому жевремя меняет легенды. Рон Фишер в его работе об острове Пасхи — «Размышляющий Страж Камня», упоминает, что на острове жило два кланалюдей, — так называемые «Длинные Уши» и «Короткие Уши».«Короткие Уши» были порабощены «Длинными Ушами». Тевынудили «Короткие Уши» вырезать моаи. После многих поколенийпорабощения «Короткие Уши» восстали. Они убили всех своихпоработителей. Этим и объясняется резкий конец вырезания статуй. Все моаи былиповалены в племенных войнах приблизительно 250 лет назад. Многие были недавновосстановлены: первые в 1950-ых г.г. Они стоят на скалистой лаве, каксвидетельство истории о тех, кто создавал их. Моаи были прототипами их предков.Предки островитян верили в сделанное божество. Моаи были впервые выкопаны ТуромХейердалом в 1950-ых и тогда же, были сфотографированы.
б) АХУ:
Аху Акиви являетсясвященным местом. Аху Акиви святилище и является астрономическая обсерватория,построенная приблизительно в 1500 г. нашей эры. Она была предметом первогосерьезного восстановления, предпринятого на острове Пасхи археологами УильямомМаллой и Гонсало Фигероа, с превосходными результатами. Как в случае многихрелигиозных тенденций на острове Пасхи, скульптуры были расположены састрономической точностью. Это — семь взглядов статуй к точке, где солнце стоитво время равноденствия. Аху Акиви — необычный участок в нескольких отношениях.Постамент аху поддерживает 7 статуй похожих по высоте и стилю. Участок странныйв том, что расположен далеко внутри страны, а статуи были установлены так, чтобыстоять лицом к океану. Это единственный участок, где это было сделано. Подобнодругим участкам острова Пасхи, найденные статуи были сбиты с аху и уложенылицом в землю. В 1960 г. команда археолога Уильяма Маллой провела несколькомесяцев, поднимая статуи в их первоначальное положение. В течение раскопок ивосстановления этого участка было раскрыто много захоронений позади аху. Ямысодержали фрагменты костей, раковины, орудия для ловли рыбы, хлопья обсидиана.Использовались ли участки для кремаций и похорон регулярно учёные не уверены.На других участках были найдены захоронения в пределах структуры аху. Но этизахоронения, как полагают, произошли после того, как статуи были повалены. Изфольклора, считают, что его семь моаи представляют семь молодых исследователей,которых по легенде послал полинезийский вождь Хоту Мату, вероятно из Маркизскихостровов, найти новую родину для него и его людей. Они — среди немногих моаи,которые стоят на берегу моря. Эти семь каменных гигантов могут вполнесимволизировать тех семь исследователей, но никто не знает наверняка. Такженикто не знает о том, что любой из моаи действительно представляет и почемутолько несколько из них оказались на берегу моря. Общепринятая теория — это то,что эти величественные каменные статуи были построены, чтобы чтитьполинезийских богов и обожествлённых предков, типа вождей и других фигур,важных в истории острова. Большинство из них было установлено в 14-15 веках,хотя некоторые стояли уже в10-м веке. Островитяне верили, что функция моаи — быть защитником деревне. Они, возможно, также были символами положения вобществе для деревень или кланов.
В Аху Акиви каждая изсеми статуй размером приблизительно в 16 футов высотой. Весят они приблизительно 18 тонн. Самые высокие моаи на острове превышают 30 футов. Моаи в диапазоне 12 — 20 футов обычны. Аху острова Пасхи изменяются по длине: самый длинный- 300 футов. В то же время те, которые держат один моаи — только несколькофутов длиной. Каждый аху имеет основательный каменный фундамент, которыйнаклоняется вверху к высокой террасе, на которой моаи установлены. Некоторыетеррасы расположены на 15 футов над уровнем моря. Все они довольно широкие.Основания моаи имеют 10 футов длины и 8 — 9 футов ширины. Вулканическая скала острова, из которой они были вырезаны, более мягкая и легче, чембольшинство других скал, но даже наименьший моаи весит несколько тонн.Некоторые из моаи, когда их оценивали, весили около 80 — 90 тонн. Многие измоаи, а там их сотни, установлены в нескольких милях от карьера, в котором онибыли вырезаны. Как могли так мало людей перемещать их даже несколько футов, ужене говоря о нескольких милях, не сломав их? И как только они перемещали их, какони их устанавливали? Даже сегодня, используя мощные подъёмные краны, это былабы не такая простая задача.
в) теории оперемещении:
Многие люди Рапа-Нуиверят, что статуи были воздвигнуты «мана магия» — волшебной силой. Апотом перемещены ими. Великие вожди прошлой эпохи, просто использовали«мана магию», чтобы моаи перемещались на отдаленные места и стоялитам. Maнa — слово и понятие, которое Вы можете часто слышать в преданиях ЮжныхМорей. Люди Рапа-Нуи верили, что моаи тоже одержимы мана, Моаи гипнотизировалиих белыми коралловыми глазами, вложенными в глазницы. Моаи использовали мана,чтобы защищать людей острова. Сегодня ни одно из моаи не имеет истинныхкоралловых глаз — и, таким образом, их мана не имеет никакой силы.Вмешательство Инопланетян — наибольшим приверженцем этой теории являетсяписатель Эрих фон Даникен.
Он говорит о том, что небольшаягруппа «интеллектуальных существ» садилась на остров и научилатуземцев делать статуи, наподобие робота. Его основной смысл заключается в том,что камень, из которого изготавливались статуи, не обнаружен на острове впроцессе изготовления. Это связано с теорией, что остров Пасхи был частьюпотерянной цивилизации летательных машин. Другая теория утверждает, что мужчиныспускали моаи вдоль по слоям ямса и батата. Общепринятое убеждение — то, чтоони были перемещены на сани или большие бревна. А затем рычагами воздвигались сиспользованием кучи камней и длинного бревна. Тур Хейердал, чьи книги Кон-Тикии Аку-Аку вызвали большой интерес к острову Пасхи. Он проведенным опытомпоказал, что прямая каменная статуя могла бы быть перемещена посредством веревки,которая наклонялась и вращалась вдоль статуи. Но эксперимент был проведен наплоской поверхности и только на короткое расстояние. Из этой теории Хейердала,что острова Южного Тихого океана были освоены с востока на запад из ЮжнойАмерики, а не с запада на восток и из Азии Юго-востока, не считается верным.Несколько моаи с острова Пасхи были вырезаны на Рано Раруки из вулканическогоконуса, в кратере которого образовалось озеро. Это — таинственная точка.Разбросанные полностью по Рано Раруки — 394 моаи на разном этапе строительства.Некоторые упавшие, некоторые имеют только головки, хотя они — действительнополные фигуры, которые почти спрятаны под почвой столетиями. По неизвестнойпричине работы на Рано Рараку были остановлены. Инструменты разбросаны средимножества проектов и строительство моаи резко прекратилось.
13.Ронго-ронго
Есть только 21 изизвестных существующих дощечек, разбросанных в разных музеях и частныхколлекциях. Крошечный, удивительный вид глифов — примерно один сантиметр. Ониочень стилизованы и формализованы; вырезаны мелкие бороздки, выполненные вдлину дощечки. Устная легенда гласит, что для разметки использовались хлопьяобсидиана или зубы акулы, чтобы резать глиф текста. Это было рассказано первымипоселенцами, после исследования, проведенными Хоту Матуа. И последнее, но неменее важное: дощечка сохраняет в двадцати трех словах тот же текст в другой«орфографии». Этот факт обнаружили три школьника Санкт-Петербурга(затем Ленинград), незадолго до Второй мировой войны.
В 1868 вновь прибывший наостров Пасхи Тепано Джауссен, епископ Таити передает в знак признанияотношений, длинный шпагат из человеческого волоса, обмотанный вокруг древнегокуска дерева. Тепано Джауссен, изучая дар, и поднимая шпагат, обнаруживает, чтодоска исписана иероглифами. Епископ, обрадованный открытием, пишет ОтцуИпполиту Руссель на остров Пасхи. Он настойчиво рекомендует ему собирать вседощечки, которые он может отыскать. Просит их перевести. Но остаются сотнидощечек, упомянутых Братом Ейраудом, ранее сообщавшим Отцу Высшей КонгрегацииСвященного Сердца. Некоторые говорят, что эти дощечки жгли в угоду миссионерам,которые видели в них зло реликвий из языческих времен. Говорят, что их прятали,чтобы сохранить от уничтожения. Какой стороне мы должны верить? Брат Ейраудумер в 1868 году. Не все упомянутые дощечки спрятаны, писал своему другу ОтецЗумбохм, который был удивлен открытием епископа. Монсеньор Джауссен скороузнает о нахождении на Таити рабочего с острова Пасхи — Меторо, который былспособен прочитать дощечки. Он описывает в своих сообщениях, как Метороповорачивает каждую дощечку вокруг оси, чтобы найти свое начало, а затемначинает читать текст.
Направление письмауникальное. Начиная с нижнего левого угла, вы читаете их слева направо и, вконце линии, вы поворачиваете дощечку «вверх ногами» прежде, чем выначнете читать следующую строку. На самом деле, ориентация иероглифоввозобновлена с каждой второй строки. Представьте себе книгу, в которой каждаявторая строка напечатана сверху вниз. Джауссен был не способен расшифроватьдощечки, потому что они были так своеобразно написаны. Ещё там есть многозооморфных фигур, особенно птиц, рыб и реже ящериц. Наиболее часто встречаютсяфигуры очень похожие на птицу фрегат. Случается, что они становятся объектом культа,как это было связано с Маке — Маке, верховным богом.
Когда вы сравниваетедощечки, которые несут тот же текст, вы анализируете регулярные группы знаков.Вы понимаете, что письмо должно следовать правилам. Писец мог указыватьсвязующий знак для следующей строки, но не любым другим способом. Вы моглитакже вырезать текст, на стоящей дощечке рукой на весу, следовать некоторымдругим знакам. Или тот же текст, считая, что он подписывается с одной стороны.Вы могли также вырезать простой знак, выделить по сравнению со следующим или,сдвинув на 90 градусов против часовой стрелки и резать на следующей граниповерх него. Можно разумно надеяться, что кто-нибудь расшифрует две-три строкидощечки планшета, которую обычно называют Мамари.
14.Петроглифы
На острове Пасхи,петроглифы расположены в каждом секторе острова, где существуют подходящиеповерхности. Позиции Фаворед являются плавными областями потока лавы (такназываемый «папа» в Рапа-Нуи), или на плавных базальтовых валунах.Чаще эти поверхности проходят вдоль береговых областей и часто связаныосновными церемониальными центрами. Наиболее важные аху имеют, как часть ихструктуры, изящно вырезанные из базальтовых камней, с рисунками птицечеловекана них. Картины сохраняются в пещерах или в некоторых каменных домах при«Оронго», где они защищены против разрушения от влияния атмосферныхвоздействий. Тысячи птицелюдей — резьба на скалах — обнаружены на островеПасхи. Многие представляют животных, особенно птиц или антропоморфногоптицелюди. Один из наиболее знаменитых мотивов на острове Пасхи — птицелюди,которые были подключены к событиям культа на священном месте Оронго. На фонекультуры объясняется этот необычный культ. После передачи построенных статуй, втечение прошедших дней до вторжения перуанскими торговцами, там возникает культиз Бирдман (Тангата Ману). В птицечеловеке было видно, что он как представительна земле бога — создателя Макемаке. В конечном счёте, этот культ превосходилтрадиционное полномочие верховного вождя. Раз в год, представители из каждогоклана должны собираться в церемониальной деревне Ороного и плыть до Моту Наи,соседний остров, чтобы искать яйцо Закоптелой Крачки. Когда яйцо находили, тоотдавали его представителю клана, который затем был возведён в титул ТангатаМану.
Его проводили в процессиина внешний уклон юго-запада Рано Рараку, где он оставался в уединении в течениегода. Ритуал птицечеловека все еще существовал до прибытия европейцев на островПасхи. Это событие исторически подтверждено. Оно было отображено в выдающемся фильмеКевина Костнера «Рапа-Нуи». В Ханга-Роа есть растянутое по берегуселение, в котором на острове проживает 2775 жителей. Это единственная областьна острове, где есть электричество и водопровод. Самые интересные сувенирыявляются миниатюрными копиями из дерева. Есть каменные скульптуры извулканической лавы, хотя некоторые образцы имеют высоту до 6 футов.
15. ОстровПасхи и затерянный континент
В 1687 году пират ЭдвардДэвис, корабль которого был унесён далеко на запад от Копьяпо,административного центра района Атакама (Чили), морскими ветрами итихоокеанским течением, заметил на горизонте сушу, где вырисовывались силуэтывысоких гор. Однако, даже не попытавшись узнать, был ли это мираж или ещё неоткрытый европейцами остров, Дэвис развернул корабль и взял курс в сторонуПеруанского течения.Эта «Земля Дэвиса», которая значительно позже сталаотождествляться с островом Пасхи, подкрепила убеждённость космографов тоговремени в том, что в этом регионе существовал континент, являвшийся как быпротивовесом Азии и Европе. Это привело к тому, что отважные мореплавателистали искать затерянный континент. Однако найти его так и не удалось: вместоэтого были открыты сотни островов Тихого океана.С открытием острова Пасхи сталораспространено мнение, что это и есть тот ускользающий от человека континент,на котором существовала в течение тысячелетий высокоразвитая цивилизация, вдальнейшем исчезнувшая в пучинах океана, а от континента сохранились лишьвысокие горные пики (на самом деле, это потухшие вулканы). Существование наострове огромных статуй, моаи, необычные рапануйские таблички лишь подкреплялиэто мнение. Однако современное изучение прилегающих вод показало, что этомаловероятно. Остров Пасхи расположен в 500 км от гряды подводных гор, известных как Восточно-Тихоокеанское поднятие, на литосферной плите Наска. Островнаходится на вершине огромной горы, сформировавшейся из вулканической лавы.Последнее извержение вулканов на острове произошло 3 миллиона лет назад. Хотянекоторые учёные предполагают, что оно произошло 4,5—5 миллионов летназад.Согласно местным легендам, в далёком прошлом остров был больших размеров.Вполне возможно, что так было в ледниковый период плейстоцена, когда уровеньМирового океана был ниже на 100 метров. Согласно геологическим исследованиямостров Пасхи никогда не был частью затонувшего континента.
III.Заключение
Я достигла своих целей,выбрала основную информацию по острову Пасхи и записала в этот проект. Мне этотпроект был интересен, и меня очень заинтересовал этот остров. Он действительнополон тайн и загадок. Статуи моаи. Кто и как их перемещал? До сих пор ученые спорятоб этом. Некоторые даже утверждают, что это были инопланетяне. Но большинствопридерживаются, что это были люди. Так же письменность людей острова. Никто неможет разгадать, что там написано. Иероглиф обозначает одну букву или сразуслово? И что же там написано? Может какое-нибудь послание? Мне оченьпонравилось изучать этот остров. Жаль, что только по книгам и информацииИнтернета. Мне бы хотелось увидеть этот остров на самом деле, эти статуи иронго-ронго с петроглифами. Я надеюсь, что когда-нибудь мне удастся этосделать.
Источники
1. Источники Интернета:
ru.wikipedia.org/wiki/Рапануи
ru.wikipedia.org/wiki/Пацифида
pasxi.ru/history/
pasxi.ru/hist-ostrova/
pasxi.ru/hiliyskiy-interes/
pasxi.ru/histzasel/
pasxi.ru/nazv/
pasxi.ru/geografiya/
pasxi.ru/flora/
pasxi.ru/fauna/
pasxi.ru/naselenie/
pasxi.ru/moai/
pasxi.ru/ahu/
pasxi.ru/teorii_moai/
pasxi.ru/rongorongo/
kinozal.tv/details.php?id=346216
2. Библиографический список:
«Глобус. Географический ежегодник для детей» Л.А.Джалалбекова Л: Дет. лит., 1969 – 464с., ил.
«Глобус. Географический ежегодник для детей» Л.А.Джалалбекова
Л: Дет. лит., 1968 – 400с., ил.
«Миссионеры острова Пасхи» И.К. Федорова Санкт-Петербург:МАЭ РАН, 2004 — 373с., ил.
«Страны мира. Энциклопедия» А.П. Горкин Москва: РОСМЭН, 2008– 296с., ил.
«Страны мира. Новейший энциклопедический справочник» Д.О.Хвостова
Москва: ОЛМА Медиа Групп,2006 – 224с., ил.