–PAGE_BREAK–§2. Понятие «Информационная культура личности»
Сегодня наше общество переживает настоящий информационный бум. В производстве, управлении, образовании нашли широкое применение компьютерные технологии, системы, позволяющие оптимально использовать и перерабатывать все увеличивающийся поток разнообразной информации. Не секрет, что от грамотного использования научно технической информации в немалой степени будет зависеть успех социально-экономических преобразований. Однако, на наш взгляд, этот успех в значительной степени будет зависеть и от того, насколько нам удастся сформировать информационную культуру личности. Действительно, сегодня, как никогда, наше общество нуждается в грамотном управлении, высококвалифицированных специалистах, не только понимающих цели и задачи общества, но и способных их осуществить, специалистах, имеющих высокую компьютерную грамотность, владеющих новыми информационными технологиями, т.е. высокой информационной культурой. [27, C. 146]
В основе данной концепции лежит трактовка человека как действующего, активно воспринимающего и продуцирующего информацию субъекта. Объектом выступает система информационных взаимоотношений общества и личности. Предметом информационной культуры личности, по нашему мнению, следует считать процесс гармонизации внутреннего мира человека в ходе освоения всего объема социально значимой информации. Такая формулировка предмета затрагивает множество смежных областей знания и имеет несколько аспектов раскрытия проблематики. Первый аспект связан с теоретическим осмыслением особенностей информации как феномена материального мира и его роли в контексте культуры, со знанием социальных закономерностей, имеющих информационную природу. В раскрытии этих вопросов информационная культура личности опирается на базовые понятия, выработанные философскими дисциплинами: гносеологией, теорией информации и социальных коммуникаций, социологией, теорией культуры.
Второй аспект связан с характеристикой личности, ее потребностей в информации, имеющих биологический и социальный характер, проблемами социализации под воздействием информационно-культурной среды. Раскрытие этих вопросов тесно связано с исследованиями, ведущимися в физиологии, психологии, социологии.
Третий аспект включает в себя рассмотрение информационной культуры с точки зрения функционирования ее социальных институтов, в качестве которых выступают семья, учебные завещания, массовые коммуникации, библиотеки, информационные центры. Причем, каждый из социальных институтов участвует в формировании информационной культуры своими специфическими средствами. Этот аспект связан интегративными связями с педагогикой, информатикой, библиотековедением, библиографией, документоведением, архивоведением.
Четвертый аспект раскрытия проблематики имеет прикладной характер и заключается в технологии формирования информационной культуры в плане овладения информационными ресурсами, навыками поиска информации, использования ее в учебных и профессиональных целях, умение извлекать ее из текста, переосмысливать и творчески перерабатывать, опираясь на весь арсенал выработанных средств и способов.
Как комплексное научное направление информационная культура личности свое место находит на пересечении нескольких вышеназванных дисциплин, но предмет ее исследования диктует необходимость рассмотрения ее места, прежде всего с позиции культурологии. Этот угол зрения представляет немалую сложность, которая обусловлена сложностью самого феномена — культуры.
Существует множество определений понятий «культура», по-разному его трактующих. Во-первых, культура — это целостный исторический феномен (культурно-исторический тип, локальная культура, цивилизация), возникшие на базе территориальной, языковой, этнической, экономической и политической общности, развивающийся во времени. [24, C. 144] Локальные культуры возникают в определенном природном окружении, обладают хозяйственной специализацией, создают каждая собственную конфигурацию ценностей, имеют свой особый стиль микрочувствования, этнос, культурный климат.
В данном контексте культура выступает как признак организованности общества, показатель баланса, равновесия форм цивилизации с внешней средой (макросистемой) и внутренним миром личности (элементом системы). В такой трактовке любые связи, поддерживающие степень организации общества, носят информационный характер, и информационный обмен выступает как фактор развития культуры.
Второе определение понятия «культура» включает в себя следующий объем: «асоциальная система организованных при помощи норм и ценностей, функционально полезных, закрепившихся в общественной практике и сознании общества форм деятельности. Культура в обществе представлена материальными предметами, социальными установлениями (институтами, традициями), духовными ценностями. Культура формируется путем суммирования опыта многих поколений, в результате материальной и духовной деятельности всех классов, групп и личностей, составляющих общество». [24, C. 133]
Информационная культура в таком контексте определяет способ трансляции информации, опосредованный в каждый исторический отрезок времени характером и уровнем развития общества и специфической формой жизнедеятельности людей. Эта деятельность представляет собой двойственный процесс: с одной стороны — это использование накопленной информации, а с другой — ее создание и закрепление на различного рода материальных носителях. [29, C. 77]
Третье определение рассматривает культуру как социально прогрессивную творческую деятельность человека, направленную на преобразование действительности, на превращение богатства человеческой истории во внутреннее богатство личности. Уровень культуры личности определяется ее социализированностью, приобщенностью к культурному наследию. В такой трактовке различают общую культуру личности и ее дифференцированные по видам и сферам деятельности звенья — культуру труда, быта, отдыха, общения, поведения, речи, физическую, нравственную, эстетическую, политическую, профессиональную. Информационная культура, несомненно, стоит с ними в одном ряду, представляя ориентацию на специфический вид деятельности. Одновременно элементы информационной культуры есть как в общей культуре личности, так и в культуре труда, быта, общения, политической, нравственной и других ее разновидностях, ввиду специфической роли информации в развитии и воспитании личности. В этом плане информационная культура рассматривается как инструмент адаптации личности к условиям внешней среды, как способ гармонизации внутреннего мира человека в ходе освоения всего объема социально значимой информации.
Содержание информационной культуры личности, ее сознательное и целенаправленное формирование включает е себя несколько уровней, лежащих в разных плоскостях.
В мировоззренческой плоскости гармонизация внутреннего мира человека может осуществляться путем осознания сущности происходящих явлений, познания законов и закономерностей распространения информации в обществе, воздействия ее на личность, теоретического осмысления роли информации в контексте культуры.
Ввиду осознания глобальной роли информации ее воздействие на сознание и эмоциональное состояние людей многократно усиленное современными техническими средствами информационная культура личности должна служить мощным противовесом неконтролируемому распространению информации. Формирование информационной культуры может рассматриваться в морально-этической плоскости, подразумевая воспитание личной ответственности за распространение информации, принципов и убеждений, препятствующих социально-деструктивной информации, дезинформации, манипулированию сознанием людей.
В психологической плоскости информационная культура личности заключается в выработке оптимальной реакции на поступающую информацию и адекватное поведение личности, формирование умения действовать в условиях избыточной информации, оценивать качественную сторону информации, отбирать из массы сведений достоверные, соотносить с уже имеющейся информацией, критически переосмысливать, свертывать и развертывать, вырабатывать навыки психогигиены восприятия информации, рациональные привычки, свойства личности для защиты от информационного шума.
В социальной плоскости информационная культура личности заключается в формировании у личности социально необходимого уровня информированности, выступающего обязательным условием социализации личности и выполнения ее многообразных функций в обществе.
В технологической плоскости информационная культура заключается в овладении информационной технологией, знакомстве с информационными ресурсами общества, навыками поиска нужной информации, ее хранения и использования. [14, C. 115 – 119]
§3. Задачи информационной культуры личности и современные методы их реализации
В современном обществе, стремительно развивающемся, имеющем многомерные социальные пласты и подверженному информационному дисбалансу, на первый план выходят проблемы его гармонизации. Одним из факторов, способствующим уравновешиванию общества, сглаживанию противоречий, является формирование информационной культуры личности.
Формирование информационной культуры — проблема комплексная, включающая много аспектов. Она включает социальный, психологический, педагогический, организационно-технический и другие аспекты, опирается на знание задач и методе» их реализации в рамках исторически сформировавшихся институтов.
Все многообразие задач, стоящих перед этим направлением, можно свети к трем блокам:
1)Внесение в сознание субъекта знаний о сущности и специфике функционирования социальной информации в обществе.
2)Формирование понимания субъектом механизма информационного обмена и необходимости учета его специфических особенностей во всех процессах жизнедеятельности.
3)Помощь о приобретении субъектом умений и навыков использования информационных ресурсов общества.
Каждый из блоков представляет собой совокупность задач частного характера и разной степени общности, решаемых различными методами в рамках разных социальных институтов. В современном обществе в их качестве выступают: семья, учебные заведения, учреждения культуры, средства массовой коммуникации, учреждения, входящие в структуру документальных коммуникаций: книжные издательства и книжная торговля, библиотеки, информационно-библиографические центры, архивы.
Методы формирования информационной культуры личности в данном случае выступают как определенным образом упорядоченные процессы деятельности для решения поставленных задач. Поскольку вся проблематика информационной культуры связана с воздействием на личность, то методы, на которые она опирается, разработаны в рамках педагогики.
Методы педагогического воздействия на личность, как известно, дифференцируются на методы воспитания и методы обучения, и далее подразделяются по разным основаниям на: прямые и косвенные; вербальные, наглядные и практические; методы формирования сознания Личности, методы формирования вкуса, ценностных ориентаций и методы организации познавательной и практической деятельности личности. Указанные группы методов применяются всегда в определенных сочетаниях, так как для всестороннего развития личности важно одновременно влиять на ее сознание, деятельность и поведение, на мотивы и интересы.
Первый блок задач информационной культуры личности, объединяющий задачи мировоззренческого характера, включает внесение в сознание личности:
· знание законов распространения информации в материальном мире;
· знание свойств и функций социальной информации, ее роли в формировании общества;
· знание роли информации в процессе формирования мышления, поведения, деятельности личности;
· знание потребностей личности в информации и механизмов их удовлетворения;
· знание психофизиологических особенностей восприятия и понимания информации личностью.
Наиболее эффективное влияние на формирование мировоззрения личности реализуется в рамках учебных заведений с помощью вербальных, прямых и косвенных методов формирования сознания личности (в форме лекций, бесед, диспутов), а также методов организации познавательной деятельности в форме помощи в самостоятельной работе с источниками информации.
На основе усвоенного знания информационная культура ставит и решает задачи второго блока, включающего задачи формирования информационного стиля мышления личности и культуры производства и потребления информации [2, C. 82 – 88].
Формирование информационного стиля мышления важная задача на современном этапе развития общества. Он должен стать противовесом все более распространяющемуся технократическому стилю мышления, абсолютизирующему роль техники в социальной жизни и, по существу, рассматривающему личность как объект воздействия, жестко детерминированный выполняемыми функциями. Информационный стиль мышления базируется на понимании личности во всей сложности ее социальных взаимоотношений и внутреннего духовного мира. Знание особенностей распространения социальной информации и ее восприятия личностью способствует пониманию всей глубины этой проблемы. Информационный стиль мышления предполагает умение видеть явление во всей сложности, включая породившие его, но скрытые, неявные причины и их последствия. В рамках формирования информационного стиля мышления перед информационной культурой личности ставится задача практического овладения методами аналитико-синтетической обработки информации, формирование умения связывать факты, понятия в одну систему, умения мысленно их «достраивать» и правильно интерпретировать, истолковывать. Выработать информационный стиль мышления у личности — это значит также выработать умение в быстроменяющейся информационной ситуации четко ориентироваться, правильно оценивать сложившуюся обстановку и принимать правильные решения используя при оценке альтернатив рациональные, эстетические и морально-этические критерии.
Для информационного стиля мышления характерно понимание роли избирательности в восприятии личностью, роли психологической установки на восприятие, меняющей, порой кардинально, угол зрения, учет этих факторов при восприятии и оценке информации, понимание того, что эти информационные закономерности могут исказить восприятие информации и спровоцировать неадекватную эмоциональную реакцию на нее. Отсюда следует еще одна из задач формирования информационного стиля мышления личности — воспитание умения адекватно реагировать на поступающую ин формацию, избавляться от импульсивных, непродуманных поступков, прогнозируя ситуацию и учитывая возможные последствия.
Основы формирования мышления закладываются в раннем детстве, поэтому первым социальным институтом формирования информационной культуры выступает семья, осуществляющая подготовку личности к восприятию социально необходимого объема информации, формирующая социально значимые внутренние (психические) регуляторы поведения, ценностные ориентации, морально-этические нормы.
Используя из педагогического арсенала методы поощрения и порицания, родители формируют направленность интересов, ценностных ориентации ребенка, стимулируют его познавательную активность. Рост объема информации, получаемой далее в рамках образовательных учреждений, сопровождается и овладением способами ее логической переработки путем применения многообразных методов организации познавательной и практической деятельности личности.
Информационная культура личности в качестве одной из задач второго блока выдвигает проблему формирования культуры производства и потребления информации. Эта проблема рассматривается в морально-этическом плане, поскольку информация несет в себе мощный эмоциональный заряд, способный воздействовать на личность как во благо ей, так и во вред. В данном случае выработка у личности культуры производства и потребления информации включает выработку этических принципов, оптимальных форм поведения, рациональных привычек, способствующих гармонизации этого процесса, предотвращения внутреннего психического дисбаланса.
Скорость и интенсивность распространения стандартных образцов мышления, поведения, заключенных в продуктах массовой культуры, расширяющих свой сбыт с помощью средств массовой информации, ведет к унификации форм общественной жизни, к деформации шкалы житейских ценностей, навязыванию личности определенных ориентации. В рамках информационной культуры личности общество должно выработать систему противодействия, защиты личности от возможных информационных манипуляций и агрессии массовой культуры, а также воспитать чувство ответственности за производство и распространение информации, понимание возможных ее последствий, ее негативного воздействия на личность и общество из-за многократного усиления техническими средствами.
продолжение
–PAGE_BREAK–Культура производства и потребления информации включает выработку оптимальных форм поведения личности в условиях неполной и недостоверной информации, воспитание критического отношения к ней, оценку ее полноты и достоверности, понимание необходимости проверки информации на достоверность. Знание одной из закономерностей информационного процесса, а именно того, что при передаче по различным каналам из-за многократного отражения степень адекватности воспроизведения информации уменьшается, содержание информации из-за внесения личностных оценок, расстановки акцентов, высвечивания ее отдельных, сторон искажается, ставит перед информационной культурой личности — задачу формирования умения и понимания значения работы с первоисточниками.
С этой задачей тесно связаны задачи предотвращения дисфункционального использования информации и привычки потреблять несложную, адаптированную информацию, выработки навыков психогигиены восприятия информации, рациональных привычек, свойств личности для защиты от информационного шума.
Задачи воспитания культуры производство и потребления информации личностью решаются рядом социальных институтов, и прежде всего учреждениями культуры, предоставляющими личности лучшие образцы информационной продукции, совершенные в плане формы и содержания, несущие положительный эмоциональный заряд, ориентация на которые помогает сформировать вкус, этические и эстетические критерии, которые могут стать препятствием дисфункциональным формам производства и потребления информации.
В третий блок задач информационной культуры личности входят задачи технологического характера, связанные с использованием информационных ресурсов общества. Их решение осуществляется учреждениями, входящими в структуру документальных коммуникаций: книгоиздательскими и книготорговыми учреждениями, библиотеками, органами научно-технической информации и т.д. формирование информационной культуры в технологическом плане включает:
· знакомство с основными процессами информационной деятельности;
· знакомство со структурой информационных ресурсов общества;
· овладение алгоритмом поиска документированной информации в различных массивах и банках данных;
· умение использовать традиционные библиотечно-библиографические и электронные информационно-поисковые средства;
· формирование навыка самостоятельной работы с различными источниками информации, включая умение определять примерное содержание документа при беглом его просмотре, выработку разной техники чтения текста, умение извлекать информацию из текста, математизировать и оформлять полученные сведения, организовывать личную информационную базу, в виде личных библиотек, картотек, компьютерных баз данных;
· умение применять информационные и библиотечно-библиографические средства в профессиональной и самообразовательной деятельности.
Реализация поставленных задач осуществляется путем организации практического обучения информационным и библиотечно-библиографическим средства поиска информации в ходе профессиональной подготовки специалиста. Это – курсы библиотечно-библиографической грамотности, библиотечные уроки, компьютерные практикумы и т.д. Но в целом реализация всего комплекса задач информационной культуры личности рассредоточена по разным социальным институтам и в силу этого воздействие на личность оказывается локализованным, мозаичным, страдающим переносами в ту или иную сторону. [5, C. 117 – 123]
В силу важности этой проблемы в современных условиях необходим комплексный подход к ее решению, координация деятельности всех социальных институтов, участвующих в ее реализации в виде многоступенчатой программы, позволяющей направленно формировать с учетом возрастных, социальных и профессиональных сторон гармонично развитую в информационном плане личность.
§4. Условия формирование информационной культуры школьников
Составной частью федеральной программы «Информатизация России» является региональная информатизация. Проблема информатизации регионов включает целый спектр сложных вопросов. К ним, в частности, относится необходимость создания правовых, экономических, технологических и социальных условий для получения оперативной, достоверной и полной информации об экономике, состоянии экологической, образовательной, культурной и иных сфер регионального развития. Первоочередную задачу представляет формирование инфраструктуры информатизации, создание региональной информационно-вычислительной сети, обеспечивающей единое информационное пространство.
Однако наряду с формированием материально-технической базы информатизации, развитием в регионе современных систем информации и связи, активным внедрением новых информационных технологий ключевым условием успеха и социальной эффективности информатизации региона является человеческий фактор.
Как показывает отечественный опыт, оснащение современной техникой может и не приводить к реально ощутимым положительным результатам. Распространение новых информационных технологий и их проникновение во все сферы человеческой деятельности предопределяет необходимость поиска нового подхода к подготовке пользователей информации. Сущность его выражается в переходе от необязательного обучения учащихся работе с информацией и популяризации библиотечно-библиографических знаний к целенаправленной подготовке пользователей информации, владеющих методами многоаспектной информационной деятельности, включая использование новых информационных технологий.
Анализ современных публикаций по вопросам формирования информационной культуры учащихся свидетельствует, что учебной дисциплиной, призванной обеспечить полноценную подготовку личности к жизни в грядущем информационном обществе, многие авторы видят информатику. В рамках данной дисциплины среди объектов изучения закономерно доминируют такие понятия, как компьютер, база данных, телекоммуникации, компьютерная сеть, гипертекст, мультимедиа, база знаний, экспертная система. Соответственно, в состав умений, формируемых этой учебной дисциплиной, входят умения профессионально использовать компьютер в различных средах и режимах, включая компьютерную обработку текстовой, табличной, графической информации; реализацию удаленного доступа к автоматизированным информационным ресурсам, организацию поиска информации в Интернете. Именно эту совокупность знаний и умений принято отождествлять в последнее время с понятием «новая информационная культура».
Однако подход к формированию информационной культуры преимущественно через изучение информатики ведет к неоправданному сужению понятия «информационная культура». Как бы не совершенствовались технические и программные средства информатизации, уровень информационной культуры человека определяли и будут определять, прежде всего, основополагающие (базисные) знания и умения в области поиска и семантической обработки информации, обеспечивающие эффективную информационную деятельность. Именно эти знания и умения, без которых принципиально невозможна успешная учебная и профессиональная деятельность, должны стать предметом особой заботы и внимания образовательных учреждений.
Как показывает анализ многолетнего опыта работы педагогов факультета информационных технологий Кемеровской Государственной Академии культуры и искусств (КемГАКИ) с учащимися общеобразовательных учреждений в системе непрерывного образования, результаты профильного собеседования с абитуриентами и наблюдения за адаптацией первокурсников, общее состояние информационной культуры учащейся молодежи не может быть признано удовлетворительным. Как правило, выпускники средних общеобразовательных учреждений, оказываются беспомощными при решении типовых информационных задач: не знают состава библиотечных каталогов и картотек, не представляют их специфические особенности при поиске информации, не знакомы с алгоритмами решения поисковых задач, не владеют методикой выполнения информационных запросов, не умеют грамотно оформить результаты поиска. Самым тревожным симптомом, характеризующим низкий уровень информационной культуры школьников, является то, что они не осознают своей некомпетентности в области информационной деятельности. Они не представляют ценности специальных знаний и умений в области информационного самообслуживания, не представляют, какую реальную помощь эти знания и умения могут оказать им в различных сферах практической деятельности: учебной, научно-исследовательской, самообразовательной, досуговой и другой. Отсутствие целостной концепции формирования информационной культуры личности, а также глобальность задачи подготовки молодого поколения к жизни в информационном обществе придают проблеме формирования информационной культуры молодежи — той социальной группы, с которой общество связывает перспективы своего развития, свое будущее, — общегосударственное значение. Возникает весьма масштабная задача — подготовить потребителя информации, способного не только ориентироваться в потоке информации, но и продуктивно использовать полученные знания и информацию, как в личных, так и в социально значимых целях, включая совершенствование профессиональной деятельности, развитие науки, техники, культуры, образования.
На основании теоретического осмысления феномена информационной культуры, изучения мирового и отечественного опыта формирования информационной культуры личности, в результате исследования состояния информационной культуры различных категорий потребителей информации Западной Сибири (школьники, студенты, аспиранты, учителя, инженерно-технические работники и др.) на факультете информационных технологий КемГАКИ была сформулирована концепция развития системы информационного образования за счет внедрения в образовательных учреждениях всех уровней интегративного учебного курса «Основы информационной культуры» с предварительной разработкой соответствующего учебно-методического обеспечения, изданием учебной литературы и подготовкой педагогических кадров. [См. 9]
Эффективность использования разработанных учебных программ в практике работы образовательных учреждений зависит от выполнения следующих условий:
1. В учебные планы общеобразовательных учреждений всех типов должна быть введена специальная учебная дисциплина «Основы информационной культуры», призванная сформировать у школьников целостную систему знаний и умений в области информационного самообеспечения. Данная учебная дисциплина должна получить статус обязательной в структуре учебных планов.
2. Внедрение курса «Основы информационной культуры» требует создания комплекта учебно-программных и учебно-методических материалов, рассчитанных как на учителей, так и на учащихся. Этот комплект должен включать учебное пособие для изучения содержательной (теоретической) части входящих в программу разделов, тем; комплекс заданий, упражнений, практикумов, тренингов, деловых игр и т.п., направленных на выработку практических умений и навыков по курсу; средства компьютерной поддержки изучения теоретической и практической частей учебного материала; средства контроля (тестирования) степени усвоения обучаемым учебного материала.
3. Формирование знаний и умений учащихся в области новых информационных технологий как неотъемлемой части информационной культуры может быть реализовано только при создании особой образовательной среды в виде системы компьютерных классов различного профиля. Такие компьютерные классы должны позволять не только формировать общие представления о возможностях персональных компьютеров, но и обеспечивать надежные знания и умения в области обработки текстовой, табличной, графической информации, а также сетевых информационных технологий, в частности, с использованием Интернета. Организация подготовки школьников в области новых информационных технологий требует согласования на уровне государственных стандартов содержания курсов «Основы информационной культуры» и «Основы информатики».
4. Успешность внедрения курса «Основы информационной культуры» в практику работы общеобразовательных учреждений существенным образом зависит от уровня организации специальной подготовки педагогов, способных на профессиональной основе вести занятия с различными категориями обучаемых. Необходимость организации специальной подготовки педагогических кадров по информационной культуре подтверждается данными, полученными в ходе проведенного социологического опроса учителей и библиотекарей. Как показывает анализ результатов самооценки школьных учителей и библиотекарей, уровень их информационной культуры определяется как поверхностный. Так оценили свой уровень информационной культуры более 90% опрошенных. При этом абсолютное большинство анкетируемых убеждено в необходимости развертывания специальной подготовки преподавателей «Основ информационной культуры» на базе средних и высших учебных заведений [8, C. 12 – 16].
Глава 2. Исследовательская часть
Цель нашего исследования, как уже указывалось во введении, – подтвердить или опровергнуть предположение о том, что уровень информационной культуры школьников 5 – 6 класса низкий.
Задачи нашего исследования таковы:
1. Провести исследование (диагностику) уровня информационной культуры, используя разнообразные научные методы: анкетирование и тестирование.
2. Проанализировать и обобщить полученные сведения.
3. Сделать вывод относительно полученных результатов.
Исследование проводилось в 5 – 6 классах школ № 3 и № 5 г. Железногорска-Илимского и длилось пять дней. В нем приняло участие 90 человек: 41 учащихся школы № 3 и 47 школы № 5. Исследование проходило в два этапа: анкетирование и тестирование.
Этап 1. В анкетировании принимали участие ученики 5 – 6 классов, которым предлагалось ответить на ряд вопросов (см. приложение 1).
Результаты анкетирования в школе № 3:
1. 17,07% учащихся дали более полное определение термина «Информационная культура».
2. 85,37% опрошенных считают, что информация играет в их жизни большую роль.
3. 36,6% учащихся назвало наибольшее количество источников информации.
4. 75,6% опрошенных считают наиболее важным источником информации телевизор, 56,09% — компьютер.
5. 92,7% учащихся считают обязательным наличие компьютера, но лишь 36,5% использовали бы его для учебы.
6. В данной школе занятия по курсу «Информационная культура» или «Библиография» не проводились.
7. 7,3% опрошенных считают, что уровень их информационной культуры низкий, 82,9% — средний и 9,8% — высокий.
Результаты анкетирования в школе № 5:
1. 19,1% учащихся дали более полное определение термина «Информационная культура».
2. 87,23% опрошенных считают, что информация играет в их жизни большую роль.
3. 40,4% учащихся назвало наибольшее количество источников информации.
4. 53,2% опрошенных считают наиболее важным источником информации телевизор, 38,2% — компьютер.
5. 87,2% учащихся считают обязательным наличие компьютера, но лишь 44,7% использовали бы его для учебы.
6. В данной школе занятия по курсу «Информационная культура» или «Библиография» не проводились.
7. 10,6% опрошенных считают, что уровень их информационной культуры низкий, 74,5% — средний и 14,9% — высокий.
Данные анкетирования обеих школ практически одинаковы. Исходя из полученных результатов можно сделать следующие выводы: дети не совсем точно понимают смысл понятия «Информационной культуры»; уровень опрашиваемых средний, но близок к низкому. Одна из причин этого отсутствие в школах курса «Информационная культура».
Этап 2. В тестировании принимали участие учащиеся 5 – 6 классов, которым было предложено выполнить задания теста (см. приложение 2).
Результаты тестирования в школе № 3:
Более чем у половины учащихся низкий уровень информационной культуры – 53,7%.
Результаты тестирования в школе № 5:
Почти у половины учеников средний уровень информационной культуры – 48,94%.
По данным наблюдения и анкетирования выходит, что, в общем, уровень информационной культуры школьников 5 – 6 классов довольно низок.
Таким образом, исследование, проведенное нами, подтверждает поставленную ранее гипотезу о том, что уровень информационной культуры школьников 5 – 6 классов низкий. Ниже представлено несколько рекомендаций (сценарии уроков) для учителей и работников библиотеки, которые, как мы думаем, помогут повысить уровень информационной культуры школьников данных школ.
продолжение
–PAGE_BREAK–
Глава 3. Психолого-педагогические рекомендации
§1. Опыт работы школьных библиотек по формированию информационной культуры
В современный период происходит становление информационного общества, в котором главными ценностями являются творческий потенциал и умственные способности человека. Успех и устойчивость личности в меняющемся обществе зависит от способности легко учиться, осуществлять непрерывное образование.
Программа формирования основ информационной культуры разрабатывалась и корректировалась в течение последних 10-15 лет. За это время апробировались разные варианты, в результате сформировались основные сквозные линии программы, определились принципы ее организации, наработался репертуар форм и приемов практической реализации программы.
Прошедшее 10-летие многое изменило в восприятии проблемы информационной культуры. Серьезно изменилась структура информационных ресурсов; в практику взаимодействия с информацией вошли новые информационные технологии; реальностью школьной жизни стали наукоемкие и информационноемкие формы учебной деятельности – все это потребовало иного уровня информационных знаний и навыков, иного их состава и сочетания. Значительно изменился и сам реципиент информационных знаний – ребенок, подросток рубежа третьего тысячелетия. Иной стала его система приоритетов и ценностей, общий информационный багаж, операционные возможности.
Все обозначенные реалии наложили свой отпечаток на формирование данного программного проекта.
Библиотеки должны исходить из того, что программированию подлежат все основные уровни информационной культуры:
· социальный;
· психологический;
· операционно-технологический;
· коммуникативный
в том их сочетании, которое наиболее целесообразно для каждой возрастной ступени.
Таким образом, принцип комплексности и интегративности становится для программы библиотек одним из основополагающих. Реализуется он сочетанием в каждом блоке программы основных ее содержательных линий; привлечением разнообразных видов информационных ресурсов, сопровождением разных подходов, форм и методов работы.
Принцип адаптивности видится также одним из ведущих в практической реализации программы. При этом адаптивность понимается, как способность быстро реагировать и гибко приспосабливать свои программные установки к динамично меняющимся социокультурным условиям, общевозрастным и индивидуальным особенностям школьников, пользователей библиотек.
Очевидно, что соотношение и сочетание тем в каждой возрастной параллели будет разным в каждой отдельной региональной ситуации, и будет зависеть от исходного уровня информационных знаний и навыков школьников, степени актуальности для них тех или иных программных позиций. В этом смысле предварительные исследования, предшествующие внедрению программы, видятся как необходимые и обязательные для получения эффективного результата.
Плотность познавательной жизни современного школьника предельно высока. В связи с этим, введение в его обиход еще одного обучающего курса представляется делом весьма непростым. Преодоление, в этом случае, возможной реакции отторжения и агрессии мы связываем с активным использованием в своих программных установках принципа действенной включенности. В программе заложены позиции, согласно которым школьники выступают не только восприемниками информации, но на каждой ступени получают множество возможностей для реализации себя в роли транслятора и создателя информации. В структуре программы, таким образом, деятельностные формы работы превалируют над чисто знаниевыми.
Используется и хорошо зарекомендовавший себя в библиографической практике и практике формирования библиотечно-библиографических знаний, принцип концентричности. Темы, базисные для формирования багажа информационной культуры личности, повторяются на каждой ступени с определенным приращением – знаниевым или операционным.
Наконец, одним из ключевых при определении содержания и структуры данной программы, был принцип целостного подхода. Исходная позиция – формировать не отдельные информационные умения и навыки, а личность читателя в целом, апеллируя к сфере читательских потребностей и интересов, к читательскому самовыражению и поведению, к читательскому творчеству.
Итак, сформулируем целевые посылы этой программы. В их числе выделяются, как основные, следующие:
· формирование читателя «информационного века», информационного общества;
· развитие у детей и подростков основных информационных умений и навыков – в качестве базиса для формирования информационно-независимой личности, обладающей способностью к самостоятельному и эффективному информационному поведению;
· развитие, на основе информационных знаний, умений, навыков, коммуникативных и креативных способностей читателя.
Результатами реализации программы должны стать следующие новообразования в активе личности школьника:
· определенный уровень информационной независимости;
· представления об информационных перспективах;
· способность к информационным коммуникациям.
Организационно программа реализуется через ЦДБ, выступающей в качестве методического и координирующего центра, и подразделения ЦСДШБ, как непосредственных исполнителей программы.
Программный курс поддержан системой индивидуальной работы, имеющей два направления:
· создание поддерживающего фона информационной культуры в индивидуальной читательской деятельности (через систему индивидуальных заданий, тренингов, индивидуального консультирования);
· помощь отдельным читателям в ликвидации пробелов в информационной подготовке, появившихся в результате пропусков посещениях отдельных занятий, либо в силу индивидуально-личностных причин.
Индивидуальная работа учитывается и фиксируется библиотекарем с помощью системы разработанных пометок в дневнике библиотекаря и в читательских формулярах, которые переносятся потом на АЕРК (Автоматизированную единую регистрационную картотеку).
Ежегодно работа в рамках программы подвергается анализу – в формах библиотечной отчетности и на методических совещаниях. Цели и методика анализа задаются годовым планом [См. 32].
§2. Сценарии уроков по формированию информационной культуры
Библиотечный урок «Алфавитный каталог»
Урок является частью программы дополнительного образования «Основы информационной культуры» и предназначен для учащихся 5-го класса.
Цель урока: развитие у детей навыка пользования карточным алфавитным каталогом и, на этой основе, развитие коммуникативных и креативных способностей юного читателя.
Для достижения этой цели ставятся следующие задачи:
1. Познакомить детей с историей каталогов.
2. Убедить в необходимости умения пользоваться карточным алфавитным каталогом.
3. Обучить детей рациональным способам работы с каталогом.
4. С помощью практического занятия убедиться, усвоен ли материал.
5. Подготовить почву для следующего урока, посвященного работе с электронным алфавитным каталогом.
План урока:
1. Представление библиотекаря.
2. Отличие библиотечного урока от обычного. Зачем нужны библиотечные уроки?
3. Необходимость умения пользоваться карточным алфавитным каталогом.
4. Из истории каталогов.
5. Что можно узнать из каталожной карточки?
6. Рациональные способы работы с алфавитным каталогом.
7. Практическое занятие.
Здравствуйте, ребята! (Представление библиотекаря).
Сегодня вы пришли на абонемент 5-9 классов на библиотечный урок. Такой урок, с одной стороны, похож на привычные для вас школьные занятия, когда учитель сначала объясняет вам материал, а затем проверяет, хорошо ли вы его поняли. Вы не просто выслушаете меня, но и попытаетесь на практике применить полученные знания — выполните практическое задание.
С другой стороны, библиотечный урок, конечно, отличается от обычного — тем, что проводится библиотекарем, и дает такие знания, которые будут вам полезны именно как читателям детской библиотеки. Библиотечные уроки бывают разные, рассчитаны на ребят разного возраста. Совсем маленьких наших читателей на их первом библиотечном уроке знакомят с библиотекой, показывают, где и что находится, в каком отделе книги выдаются на дом, где можно отыскать самые свежие журналы, и где можно познакомиться с электронной энциклопедией. Ребят постарше, таких, как вы, обучают пользованию алфавитным каталогом. Шестиклассников приглашают в читальный зал для знакомства со справочными изданиями, энциклопедиями, а старшеклассников ждет более сложный, но очень полезный урок — они узнают, что такое систематический каталог, и учатся им пользоваться.
Для чего проводятся все эти уроки, как вы думаете? (Ребята отвечают). Ну, конечно, для того, чтобы любой ребенок — читатель детской библиотеки чувствовал себя здесь уверенно, знал, что и для чего в библиотеке предназначено, и как это можно использовать. Сегодняшний урок посвящен знакомству с алфавитным каталогом. Вы узнаете, что вот эти маленькие ящички стоят здесь специально для вас, для вашей пользы и удобства, что вы имеете право в любое время подойти к ним и поискать то, что вас интересует, а как это сделать, вы сегодня научитесь.
Умение пользоваться каталогом пригодится вам и после школы, особенно тем из вас, кто настроен продолжать учебу в высшем учебном заведении. Вы поедете в большие города и познакомитесь с типом библиотеки, которую не миновал еще ни один студент — с Публичной библиотекой. А в Публичной библиотеке вы обязательно попадете в огромный зал каталогов, весь уставленный ящиками, подобными этому. Размеры этого зала устрашают, и без навыка пользования каталогом вы безнадежно заплутаете, потеряете уйму времени и, возможно, уйдете ни с чем. Читатели Публичных библиотек предоставлены самим себе, предполагается, что они уже всему обучены, и никто не будет искать в каталоге нужный вам материал, потому что поток читателей слишком велик. Библиотекари принимают требование на книгу, заполненное вами, с найденным вами адресом, и если вы указали адрес неверно, книгу просто не найдут. Поэтому, обучаясь теперь, вы работаете на свое будущее.
Но не думайте, что сейчас, когда вы еще не очень большие, умение пользоваться каталогом вам не пригодится. Очень пригодится, потому что уже теперь вам наверняка не хватает свободного времени, уроков становится все больше, домашние задания все сложнее, и, приходя в библиотеку за книгой, вы часто спешите. Так обстоят дела? В каких же случаях вам поможет алфавитный каталог?
Случай первый. Вам нужно прочесть книгу, но вы не знаете, есть ли она в библиотеке. Вы приходите и, как назло, попадаете в час пик. У кафедр толпятся дети, библиотекари заняты, и помочь вам именно сейчас ну никак не могут. Можно настроиться на ожидание. Но если вам знаком алфавитный каталог, ждать не придется. Вы спокойно подойдете к каталогу и сами убедитесь, есть в библиотеке нужная книга или нет. Для этого достаточно знать фамилию автора и название, поскольку все книги занесены в каталог в алфавитном порядке.
Второй случай. Вы забыли фамилию автора, помните только название, но уж его-то совершенно точно. Как быть? Очень просто. Алфавитный каталог состоит из двух частей, вы видите, они отличаются по цвету оформления. В каталоге, оформленном желтым цветом, вам непременно нужна фамилия автора. А для «зеленого» каталога нужно только название, он так и называется: каталог названий, и названия в нем тоже расположены по алфавиту. «Всадника без головы» вы будете искать на букву «В» в «зеленом» каталоге. На карточке, о которой мы поговорим позже, будет указана и фамилия автора: Майн Рид.
Третий случай таков. Вы очень любите книги Эдуарда Успенского, пять раз перечитали «Чебурашку» и хотите узнать, какие еще книги этого автора есть в библиотеке. Обращаетесь к «желтому» каталогу, поскольку фамилия вам известна, находите ящичек с буквой «У» и извлекаете всю нужную информацию.
Но прежде чем начать объяснения, как же именно извлекается эта информация, я хочу сказать вам несколько слов о том, что же такое, собственно, каталог.
Само слово «каталог» пришло к нам из древней Греции и означает «список, перечень» чего-либо. Возможно, одни из самых древних каталогов дошли до нас благодаря раскопкам Ниневии, великой ассирийской державы.
Велика, богата и могущественна была Ниневия, но в 612 году до н.э. пала, разграбленная и разрушенная вавилонянами и мидянами. Место, где была когда-то Ниневия, осталось необитаемым, а развалины великой столицы оказались погребенными под глиняным холмом Куюнджик.
Когда английский ученый Астон Лэйярд в середине 19 века раскопал Куюнджик, он обнаружил обугленные кирпичи и куски обгорелого дерева: все говорило о гигантском пожаре, в котором погиб город. Какова же была радость ученого, когда среди развалин дворца царя Ашшурбанипала была найдена знаменитая царская библиотека! Вы скажете: не может быть, ведь Ниневия сгорела! Как же могли сохраниться книги? Сможет кто-нибудь объяснить, как такое возможно? (Дети отвечают, что царская библиотека состояла из глиняных табличек).
Совершенно верно. Огонь не погубил, а спас библиотеку: от обжига огнем глиняные таблички стали крепче и не боялись сырости; правда, часть их разбилась при падении стен, но зато те, что сохранились, пролежали под пеплом, песком и землей более 2500 лет…
Кто из вас может сказать, что представляла собой книга в библиотеке Ашшурбанипала? Глиняная табличка совсем невелика: 6,5 см в длину и 3,5 см в ширину. С обеих сторон она исписана клинописными знаками, такими мелкими, что их нужно разглядывать через лупу.
Царская библиотека была очень велика. По приказу Ашшурбанипала целые группы опытных писцов отправлялись в другие города, где при храмах были библиотеки, выбирали там самые интересные книги и тщательно их копировали. Некоторые тексты были настолько древними, что писцы с трудом их понимали. Вообразите только: язык табличек, написанных во времена Хаммурапи на древневавилонском языке, на тысячу лет старше языка, на котором говорили при дворе Ашшурбанипала! Вот так, благодаря просвещенному и честолюбивому царю, а также его безвестным писцам, мы не утратили ценнейшие памятники человеческой культуры. Легко представить, как гордился Ашшурбанипал своей библиотекой.
продолжение
–PAGE_BREAK–