Грузино абхазский конфликт

–PAGE_BREAK–1.2 Причины, повлиявшие на конфликт
 Абхазы и грузины издавна населяют регион Восточного Причерноморья. В течение многих веков их отношения были самыми разнообразными и колебались от самой горячей дружбы до самой жестокой вражды. Так что современный грузино-абхазский конфликт, как и любой конфликт подобного рода, имеет глубокие исторические корни. Сложная и достаточно запутанная история взаимоотношений грузин и абхазов усугублена действиями националистических политиков, которые в конце 80-х начале 90-х гг искусственно раздули этнические разногласия, способствовали эскалации кровопролития, подвели абхазов к угрозе этноцида, создали практически неразрешимую теперь проблему грузинских беженцев.
К наиболее существенным социально-политическим причинам, приведшим к вооруженному конфликту в Абхазии, манипулирование политико-правовым статусом Абхазии в период установления советской власти в крае. В декабре 1921 г. ССР Абхазия и ССР Грузия подписали Союзный договор, положивший начало государственно-правовым отношениям между Абхазией и Грузией. Уже после этого, ССР Абхазия участвовала в создании Союза ССР, и ее представители в декабре 1922 г. подписали договор об образовании СССР.
В 1931 г. ССР Абхазия под нажимом Сталина была преобразована в Автономную Советскую Социалистическую Республику в составе ГССР. Тем самым, в период сталинских репрессий граждан и народов страны, Абхазия была репрессирована как республика. ССР Абхазия стала чуть ли не единственной из союзных республик СССР, чей статус был понижен до автономии (после советско-финляндской войны 1939-1940 гг. Карельская АССР была преобразована 31 марта 1940 г. в Карело-Финскую ССР. Статус союзной республики сохранялся до 1956 г., когда Карелия вновь стала автономной республикой в составе РСФСР).[12, 96]
Распад СССР стал одной из главных причин приведших к военной конфронтации между Грузией и Абхазией, произошло столкновение противоречащих друг другу международных императивов: принципа нерушимости границ (Грузия) и права народов на самоопределение(Абхазия). В соответствии с Законом СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР» от 3 апреля 1990 г., принятым еще в период нахождения Грузии в СССР, Автономные республики в случае выхода Союзной республики из СССР обладали правом самостоятельно решать вопрос о пребывании в Союзе ССР и своем государственно-правовом статусе. В связи с этим, Абхазия приняла участие в референдуме 17 марта 1991 г, на котором большинство населения республики высказалось за сохранение Союза ССР. 9 апреля 1991 г. на основе результатов этого референдума Верховным Советом Грузии был принят Акт о восстановлении государственной независимости Грузии, которым Грузия провозглашалась правопреемницей Грузинской демократической республики 1918-1921 гг. С этого момента ГССР де-юре прекратила существование. Таким образом, на территории бывшей ГССР возникло два несвязанных друг с другом государства — Грузия, заявившая о своей независимости и выходе из СССР, и Абхазия, которая продолжала оставаться субъектом Советского Союза. Следовательно, государственно-правовые отношения между Абхазией и Грузией, созданные и регулировавшиеся советским законодательством, были прекращены также на основании советского законодательства. Из этого следует, что к моменту принятия Грузии в ООН, она не имела никакого отношения к Абхазии, и признание ООН территориальной целостности Грузии в пределах границ бывшей ГССР на 21 декабря 1991 г. лишено правовых оснований. Накануне принятия Грузии в ООН Председатель Верховного Совета Республики Абхазия В. Ардзинба в своем письме на имя Генерального Секретаря ООН информировал его о том, что между Абхазией и Грузией не существует государственно-правовых отношений и, что принятие Грузии в ООН в границах бывшей ГССР неправомерно.
Однако это обращение было проигнорировано. Несмотря на то, что к моменту рассмотрения вопроса принятия Грузии в ООН за ней уже была военная агрессия против Республики Южная Осетия, это решение ООН развязало руки Госсовету Грузии для очередной военной агрессии против Республики Абхазия.
После развала СССР, в феврале 1992 г. Временный военный совет Грузии принял решение о переходе к Конституции Грузинской демократической республики 1921 г., в которой отношения с Абхазией не были определены. Вместе с тем, властями Грузии было заявлено, что отношения с Абхазией временно, до выработки новой модели, будут строиться на прежних принципах. Однако, на момент принятия этого решения, как уже указывалось выше, государственно-правовые отношения между Абхазией и Грузией были разорваны, следовательно, это решение не могло распространяться на Абхазию. Все это происходило на фоне обострения межнациональных отношений в Абхазии. Активизация грузинских радикальных националистических организаций в Абхазии побудила абхазские, славянские, армянские, греческие общественные организации объединится в блок «Союз». И 18 марта 1989г. в селе Лыхны прошел 30-тысячный митинг с подписанием «Абхазского письма», требовавший возвращения Абхазии статуса союзной республики. В ответ из Тбилиси раздались призывы к «ликвидации абхазской автономии». ” По требованию грузинской общественности проходит разделение Абхазского университета по национальному признаку (грузинский сектор вышел из АГУ и создал филиал ТГУ, абхазский и русский сектора оставались в АГУ), ставшее непосредственной причиной столкновений 15-16 июля 1989 года. Всего во время конфликта 15-16 июля погибло 17 человек (11 грузин, 5 абхазов, 1 грек) и ранено 448 человек”.
Абхазия, учитывая тогдашние политические реалии, стремясь избежать вооруженной конфронтации, предлагала Грузии восстановить прерванные государственно-правовые отношения на новой равноправной основе.
23 июля 1992 г. Верховный Совет Абхазии принял решение об отмене Конституции 1978 г. и переходе к Конституции 1925 г., согласно Главе II которой Абхазия являлась суверенным государством, субъектом международного права. Одновременно Парламент Абхазии обратился к руководству Грузии с предложением начать переговоры об установлении равносубъектных отношений на основе федеративного договора. Однако, власти Грузии предпочли политическому диалогу с Абхазией применение силы, начав 14 августа 1992 г. вооруженную агрессию против Абхазии.[20, 87]
В американской литературе прямо говорится, что после того, как Сталин стал единоличным лидером Советского Союза в конце 20-х годов, грузинские власти начали ограничивать свободу культурного самовыражения абхазов и проводить политику культурной ассимиляции. В 1937-1938 гг. в основу абхазского алфавита была положена грузинская графика, в 1945-1946 гг. обучение в абхазских школах было переведено на грузинский язык, были заменены многие абхазские топонимы. Отечественные исследователи указывают на постановления Абхазского обкома ВКП(б) от 13 марта 1945 г. и ЦК КП Грузии от 13 июня того же года «О мероприятиях по улучшению качества учебно-воспитательной работы в школах Абхазской АССР» как фактически уничтожившие абхазскую национальную школу, сведшие на нет преподавание абхазского языка, провокационно противопоставившие абхазскую и грузинскую культуры друг другу.[15, 65]
Только после смерти Сталина абхазы получили возможность издавать газеты на абхазском языке, а в Сухумском пединституте было открыто отделение абхазского языка и литературы.
Демографическая ситуация как фактор осложнения взаимоотношений между Грузией и Абхазией
В 1886 году абхазы составляли 85,7% населения Сухумского округа (Абхазия). Но, за счет бурного механического роста, население Сухумского округа, по данным первой Всероссийской переписи (1897г.), стало составлять 106,2 тыс. чел. “… Из них абхазов было 55,3%, т. е. 58697 чел., а всего в пределах Кавказа — свыше 71 тыс. чел.; грузин — 24,4% (25873, из них мегрелелов -23810), армян — 6,1%, (6552), греков 5,0% (5393), русских 4,9% (5135) и др.”
Начатую царизмом политику колонизации Абхазии продолжило правительство Демократической республики Грузия (1918-1921гг.). Наибольшего размаха переселение достигло в период 1937-1953гг. После смерти Сталина и Берия заселение Абхазии грузинами было приостановлено. Но затем с 60-х годов было возобновлено и не прекращалось вплоть до грузино-абхазской войны(1992-1993гг.). Грузины пытались ассимилировать сравнительно небольшую абхазскую общину посредстом образовательной и культурной политики, путем изменения демографического состава республики. Политика заселения грузинами Абхазии, привело к тому, что абхазцы стали меньшинством на Родине. Все эти действия порождали недовольство абхазского народа. [14]
В грузино-абхазском противостоянии есть еще один неявный подтекст это борьба групповых интересов: экономических(отсюда его название – «мандариновые война»), политических, включающих интересы союзного центра, а затем и России, а так же криминально-мафиозных. Эти групповые интересы стали, несомненно двигателями конфликта. При том, что активность движений, партий, организаций, «армии с обеих сторон вряд ли можно считать лишь отражением этих интересов. Они вполне самостоятельная политическая сила, которая зачастую сама манипулирует различными внешними интересами, преследуя собственные, вполне осознанные цели. Не являясь в прямом смысле этническим или религиозным, грузино-абхазский конфликт содержит элементы того и другого.

 Глава II
2.1 Исторический ход событий.
В целях преодоления правовой неурегулированности между республиками Верховный Совет Абхазии 23 июля 1992 года решил восстановить действие на территории Абхазии Конституции Абхазии 1925 года, а также приняты новые Герб и Флаг Республики Абхазия.
14 августа 1992 года только что вступившая в ООН Грузия развязала войну против Абхазии. Грузинские войска при поддержке боевой авиации, более ста танков, другой бронетехники, артиллерии, вторглись в Абхазию и оккупировали часть ее территории.
Они расстреливали мирных граждан, подвергали их пыткам и насилию, сжигали дома и села, чинили расправу не только над абхазским, но и над армянским, русским, греческим населением. На оккупированной территории производилась этническая чистка. Помимо физического истребления проводилась и политика культурного геноцида.
Уничтожались памятники истории и культуры абхазского народа, музеи и библиотеки, громились, грабились и сжигались театры, институты, школы, архивы, университет. Погибли ценнейшие записи фольклора, лингвистические материалы, исторические документы, редчайшие книги и рукописи.
С 1989 г. до сегодняшнего дня грузино-абхазский конфликт новейшего времени прошел несколько этапов. Первый этап (март 1989 – июль 1992 г.) — политико-правовой. В отличие от Южной Осетии, конфликт начинался не с идеологического обоснования взаимных этнических претензий, а как спор о юридической правомерности (неправомерности) вхождения Абхазии в состав Грузии и юридической же обоснованности (необоснованности) этнонационального самоопределения Грузии и Абхазии. На первом этапе борьба шла не столько между Тбилиси и Сухуми, сколько между абхазской и грузинской общинами в самой Абхазии. Грузино-абхазское противоборство отличалось и большей по сравнению с Южной Осетией этнической мозаичностью. На лыхненском сходе присутствовали около пяти тысяч представителей от армянской, русской и греческой общин Абхазии. Абхазские националисты акцентировали внимание общественности на том, что противниками «грузинизации» Абхазии являются не только этнические абхазы, но также и русские, армяне, греки. Для идеологического и правового обоснования национального самоопределения Абхазии немало сделал лидер русской общины Абхазии – историк и археолог Юрий Воронов. Говорить об абхазском сепаратизме в 1989 — начале 1992 гг. неправомерно. В это время сепаратистами по отношению к СССР выступали сами грузины, в то время как абхазы противодействовали грузинским национал-радикалам и защищали существовавшее на тот момент единое государство. После распада СССР абхазская элита первоначально выступала с позиций «советского реваншизма». [7, 127]
 Второй этап (июль 1992 — июль 1994 гг.) — военно-политический. 23 июля 1992 г. в целях преодоления правовой неурегулированности между Грузией и Абхазией Верховный Совет Абхазии решил восстановить на своей территории действие Конституции Абхазии 1925г., согласно которой отношения между Абхазией и Грузией основывались на особом союзном договоре. Были одобрены новые герб и флаг, а Абхазская АССР переименована в Республику Абхазия. Сессия парламента приняла постановление«О прекращении действия Конституции Абхазской АССР 1978 года». Свои шаги абхазская сторона объясняла тем, что и в Грузии в феврале 1992г. от казались от Конституции Грузинской ССР 1978г., введя в действие Конституцию 1921 г. В соответствии с Конституцией Абхазии 1925 г. она являлась суверенным государством. Грузинская фракция с мая 1992г. бойкотировала заседания парламента, и потому голосование проходило без ее участия. Однако решение все же было принято большинством голосов.
В Тбилиси решение сессии абхазского Верховного Совета признали незаконным и не имеющим силы. Начался конституционный конфликт. В ответ абхазы заявили, что грузинское правительство пришло к власти «в результате вооруженного переворота и потому не является легитимным», а такое незаконное правительство «не имеет права отменять решения законно избранного парламента Абхазии»
 Аннулирование правовой базы вхождения Абхазии в состав Грузии и ответная реакция грузинских властей — ввод войск Госсовета Грузии на территорию Абхазии — стали началом крупного вооруженного столкновения. Грузино-абхазский конфликт из межэтнического противоборства на территории Абхазии перерастает в военное столкновение между грузинским государством и мятежной территорией. С этого времени абхазское национальное движение из просоветского превращается в сепаратистское. Своей главной целью оно видит выход из состава независимой Грузии. Осенью 1993 г. Грузия терпит военное поражение и фактически теряет свой контроль над территорией Абхазии. Однако это событие не положило конец военному противоборству между конфликтующими сторонами. [7,140]
Третий этап (июль 1994 г. – настоящее время) — попытки урегулирования последствий грузино-абхазского конфликта. Рубежом между вторым и третьим этапом стала масштабная миротворческая операция российских миротворческих сил. С 1994 г. грузино-абхазский конфликт, несмотря на отдельные эксцессы в 1998 и 2001 гг., перешел в формат переговорного процесса между противоборствующими сторонами при участии России и международных структур — о статусе Абхазии и проблеме возвращения грузинских беженцев в места их прежнего проживания.
Как и Грузия в начале 1990-х гг., Абхазия после обретения фактической независимости сделала ставку на этничность как главный принцип организации власти. Фактически она позиционировала себя как этническое абхазское государство. Подобная политика в стратегическом плане оказалась не слишком дальновидной. На сегодняшний день большая и экономически влиятельная армянская община фактически не получила достойного представительства в органах власти и управления на всех уровнях. В ближайшем будущем эта проблема способна кардинально изменить весь политический ландшафт Абхазии. Не слишком перспективной представляется и отношение официального Сухуми к грузинской (точнее сказать, мегрельской) общине Гальского района. Между тем гальских мегрелов можно было (и нужно было) превратить в союзников абхазской власти, противопоставив их «имперской» политике Тбилиси, учитывая непростые грузино-мегрельские отношения. Это бы, во-первых, сняло определенную часть обвинений в адрес Сухуми в этнической предвзятости, во-вторых, разрешило бы отчасти проблему перемещенных лиц, а в-третьих, способствовало бы стабилизации ситуации в самом проблемном районе Абхазии — Гальском. По крайней мере, лояльные абхазским властям мегрелы были бы для Сухуми гораздо предпочтительнее, чем «пятая колонна». Результаты выборов 3 октября 2004 г. однозначно говорят в пользу этого тезиса. Маргинальный статус гальских мегрелов объективно работает против республики. Любой политик, который получает их голоса, автоматически становится союзником Тбилиси. «Внешний противник» получает возможность (благодаря, а не вопреки официальному Сухуми) вносить раскол внутрь абхазской элиты. Таким образом, борьба за этническую чистоту на практике оборачивается против Абхазии. В конечном итоге, как и Грузия в начале 90-х, непризнанная республика становится нелегитимным государством для «нетитульных» этнических групп.
Революция с помощью отрядов младогрузин в Абхазии нереализуема. Грузинский суверенитет в Абхазии можно установить силой. Но в случае военной операции в нынешних условиях победа грузин сомнительна. Она не произошла в начале 90-х даже при наличии мощного «грузинского фронта» внутри Абхазии (почти 240-тысячной общины) и грузинских анклавов в Гагре и Гантиади, которых теперь не существует. Успех грузинской стороны в инкорпорировании Абхазии возможен при совпадении нескольких условий, от Грузии не слишком зависящих.
    продолжение
–PAGE_BREAK–