Договор франшизы. Права и обязанности сторон

–PAGE_BREAK–
Глава
II
. Договор франшизы в гражданском  праве зарубежных стран: права и обязанности сторон.

2.1.Понятие и история возникновения договора франшизы.
Потребности совершенствования методов сбыта товаров и услуг обусловили не только наличие широкого спектра договорных форм: договора коммерческого представительства, поручения и комиссии (по праву Германии, Франции, Испании и других стран континен­тальной системы) — и агентских договоров (по общему праву), но и появление новых правовых форм коммерческого взаимодействия, в частности франчайзинга (franchising
,
franchissage
).

Термин «франчайзинг» происходит от французского слова «фран­шиза», что означает «льгота», «привилегия». Идея франшизы суще­ствовала еще в период античности, однако данный термин появился в Средневековье, в период формирования первых коммерческих мор­ских связей и банковских сетей. В то время под франшизой пони­мали предоставление определенной привилегии или освобождения от чего-либо. Впервые данный термин был использован во Франции в Средние века: так именовалось соглашение, заключаемое королем и городским советом, в соответствии с которым городской совет полу­чал определенные права на управление своими делами, а также предоставлялся ряд привилегий во взаимоотношениях данного города (
ville

franche
) и государства.

Франчайзинг как правовой институт появился в США сразу после окончания Гражданской войны между Севером и Югом. Первыми примерами франчайзинга можно считать предоставление частному бизнесу определенных прав в таких сферах, как железные дороги и банковское дело. Вторым по срокам возникновения можно назвать сбытовой франчайзинг в сфере безалкогольных напитков. Впервые начали использовать франчайзинг фирмы «Кока-Кола», «Пепси-Кола», «Швепс». Данный договор признается перспективным для малых и средних предприятий, и сотни тысяч фирм в различных стра­нах используют данную форму договорных отношений.

В зависимости от предмета франшизы выделяются промышленная франшиза, направленная на производство товаров, торговая (дистрибьюторская) франшиза, связанная с распространением товаров, и франшиза на предоставление услуг. По объему предоставляемых прав и структуре договорных связей различают прямую франшизу в виде соглашения о развитии и в виде соглашения о единичной франшизе. Более сложными с точки зрения структуры договорных связей явля­ются франшиза по бизнесу (business

format
), а также генеральный франчайзинг (мастер-франчайзинг).

По соглашениям о прямой единичной франшизе правообладатель (далее — франчайзер) предоставляет соответствующие права отдель­ным пользователям (далее — франчайзи) в странах, географически и культурологически близких друг другу. В соглашении о развитии зафиксировано согласие сторон на открытие разработчиком на согла­сованной территории и в согласованный период времени определен­ного числа торговых точек; в этом случае соглашение имеет рамочный характер, а порядок передачи соответствующих прав и функциони­рования каждой торговой точки подлежит согласованию в отдельных соглашениях о единичной франшизе. При включении в соглашение о развитии положений о передаче франшизы оно приобретает харак­тер смешанного договора, в котором содержатся положения двух указанных видов договоров, а разработчик одновременно выступает и в качестве франчайзи.

Когда предметом соглашения является франшиза по бизнесу, правообладатель предоставляет пользователям не только соответст­вующие права, но и возможность использовать разработанную и апро­бированную им систему и методы продажи товаров или предоставления услуг (например, Макдоналдс, Пицца Хат и т. п.).

Объем соглашения о франшизе чрезвычайно широк и включает предоставление самых различных прав: от предоставления права продажи или оказания услуг до передачи прав интеллектуальной и промышленной собственности и защиты этих прав. Особенности отношений договора о франшизе обусловили и специфику правового регулирования данного договора, которое затрагивает три важных аспекта: преддоговорные отношения, в результате  которых  франчайзи  принимает решение о заключении договора (что особенно важно для договора о единичной франшизе, который часто представляет договор присоединения); договорные отношения между сторонами и отно­шения, связанные с правом конкуренции.

Основным источником правового регулирования отношений из договора франчайзинга в странах с развитой рыночной экономикой является национальное законодательство. Можно выделить две группы стран.

Во-первых, страны, в которых принято специальное законо­дательство, регламентирующее преддоговорную стадию отношений в виде правил о раскрытии преддоговорной информации, тогда как договорные отношения регламентируются правилами обязатель­ственного права (в частности, США, Франция, Канада); во-вторых, страны, в которых отсутствуют специальные правила о договоре франчайзинга (Германия, Англия).

В государствах Европейского Союза по вопросам франчайзинга, затрагивающим основополагающие принципы ЕС, применяются соответствующие предписания  Договора о создании ЕС и Регламента Комиссии ЕС № 2790/1999 от 22 декабря 1999 года о применении ст. 81(3) Консолидированной версии Договора о ЕС к категории вер­тикальных соглашений и к согласованной практике, а также такой рекомендательный документ, как Европейский кодекс поведения по франчайзингу.

Важное значение имеют международно-правовые документы необя­зательного характера: к ним относятся  Модельный закон о раскры­тии информации 2002 года, Руководство УНИДРУА по международ­ным соглашениям о мастер-франшизе 1998 года и рекомендательные кодексы поведения, в частности Европейский кодекс поведения по франчайзингу, разработанный в 1972 году Европейской федерацией по франчайзингу, кодексы поведения, принятые национальными ассоциациями франчайзинга в различных странах, а также Типовой контракт МТП о международном франчайзинге.

Впервые законодательство о франчайзинге было принято в 1971 году в провинции Альберта, Канада, затем в 1979 году — в США на феде­ральном уровне и на уровне штатов, во Франции — в 1989 году. Наиболее результативным является развитие законодательства о фран­чайзинге в последнее десятилетие XXвека и в начале XXIвека.
2.2.Договор франшизы в различных странах.
Правовое регулирование отношений по договору франчайзинга в США осуществляется на федеральном уровне и на уровне штатов. В 1979 году Федеральная комиссия по торговле (далее — Федераль­ная комиссия) приняла Требования о раскрытии и запрещении, касающиеся франчайзинга и иных форм осуществления биз­неса— Disclosure

Requirements

and

Prohibitions

Concerning

Fran
­
chising

and

Business

Opportunity

Ventures
— FTC

Rules
(далее — Правила FTC). Данный документ подлежит применению ко всем ком­мерческим сделкам по предоставлению франшизы, отвечающим трем признакам: 1) распространение (дистрибьюция) товаров и услуг ассо­циируется с товарным знаком франчайзера; 2) со стороны франчайзера имеет место значительный контроль над франчайзи или значитель­ное оказание ему содействия по использованию методов деятельности; 3) уплата франчайзи  франчайзеру не менее 500 долларов США до начала деловых отношений или в течение шести месяцев после этого. Если соответствующие коммерческие отношения отвечают ука­занным признакам, они подлежат регулированию Правилами FTC, а франчайзер обязан представить определенные преддоговорные документы. Однако какой-либо регистрации или депозита таких документов не требуется.

Сфера применения Правил FTCопределена по предмету регули­рования преддоговорных отношений: они применимы к рекламе, предложению, передаче лицензий, заключению договоров, продаже или иным способам продвижения франшизы, затрагивающей торговлю. Территориальная сфера применения в них не определена, поэтому не имеет значения местонахождение франшизы или коммерческого предприятия или домицилия будущего франчайзи, хотя бесспорно, что Правила FTCдействуют и в отношении местных франчайзи, и при продаже зарубежным франчайзером своей франшизы амери­канскому франчайзи.

Правила FTCпредусматривают две формы ответственности за их нарушение: 1) административную процедуру с выдачей приказа о прекращении несправедливой или недобросовестной торговой прак­тики и об уплате штрафа до 12 тысяч долларов США за каждое отдель­ное нарушение; 2) предъявление иска о выдаче судебного запрета и возмещении убытков. Кроме того, франчайзи, не получивший соот­ветствующего Правилам FTCдокумента о раскрытии, может в соот­ветствии с применимым правом соответствующего штата предъявить иск на основании закона о справедливой торговой практике этого штата.

Законодательство, касающееся сделок по франчайзингу, принято также и на уровне отдельных штатов США. Содержащееся в законах штатов определение франшизы аналогично определению, содержа­щемуся в Правилах FTC. Общими для данных определений являются следующие признаки: 1) предоставление франчайзи права продажи или распространения товаров и услуг на основе плана маркетинга или системы, определенной франчайзером; 2) осуществление деловой активности под товарными знаками франчайзера; 3) уплата франчайзи вознаграждения. Таким образом достигается единообразие в под­ходах федерального и штатного законодательства. Законы штатоЕ применяются в ситуациях, когда оферта или продажа франшизы осу­ществляется в данном штате.

Законы штатов предусматривают представление франчайзером следующих документов: 1) заявления, содержащего информации: о личности франчайзера, экземпляра проекта договора; 2) проекта соглашения о франшизе с пояснением основных положений; 3) едино­образного циркулярного письма, содержащего оферту, которое сле­дует вручить франчайзи по крайней мере за 10 дней до приобретения франшизы и уплаты соответствующего вознаграждения. В последнем документе должны быть отражены: информация об истории франчай­зера, его предшественников и аффинированных лиц; имена и опыт ведения бизнеса основных работников франчайзера; рассматрива­емые в настоящее время судебные иски против франчайзера; случаи банкротства франчайзера в прошлом; детали, касающиеся платы за франшизу, а также иных платежей; краткая характеристика перво­начальных вложений франчайзи; ограничения, касающиеся источни­ков товаров и услуг; территория; товарные знаки; патенты, авторские права и информация о собственности; обязанности франчайзи на деле принимать участие в ведении деловой активности на основе фран­шизы; ограничения, касающиеся того, что может продавать фран­чайзи; продление действия, расторжение договора, передача прав по договору, а также разрешение споров; заявление о доходах; данные о франчайзи франчайзера; финансовая информация франчайзера.

В штатах, в которых требуется регистрация и предусмотрен поря­док и сроки одобрения документа о раскрытии, франчайзер обязан заявление с приложением соглашения о франшизе и циркулярного письма подать властям штата, которые затем определят, имеются ли в поданном комплекте документов какие-либо недостатки по сравне­нию с образцом, принятым в данном штате, и дадут соответствующие рекомендации.

Как и федеральные Правила, законы штатов требуют полного раскрытия информации относительно перечисленных в них вопро­сов. Сами штаты не определяют, являются ли сведения, указанные в единообразном циркулярном письме, содержащем оферту, полными и достоверными, но в том случае, если содержащаяся в нем информа­ция недостоверна, это дает франчайзи дополнительные права на воз­мещение убытков.

В некоторых случаях нарушение, помимо гражданско-правовых средств защиты, предоставленных франчайзи, может повлечь за собой применение мер административной и/или уголовной ответственности. Штаты, в которых приняты инвестиционные законы о франчайзинге, приняли законодательство, которое дает право в случае их наруше­ния потребовать в судебном или арбитражном порядке возмещения убытков как в виде упущенной выгоды, так и в виде возмещения реально понесенных расходов. Например, законы штатов Гавайи и Вашингтон допускают взыскание убытков в трехкратном размере по сравнению с понесенными убытками; в законах штатов Миннесота, Южная Дакота и Северная Дакота отсутствуют предписания относи­тельно размера убытков, и суды могут по своему усмотрению опреде­лить размер взыскиваемых убытков; по законам штатов Мэриленд, Мичиган, Нью-Йорк могут быть взысканы убытки в размере действи­тельно понесенного ущерба, плюс годовые проценты, а также разум­ные расходы по ведению дела.

Таким образом, принятые Федеральной комиссией США Правила дополняются законами штатов, что отражает сложившуюся в США структуру законодательства и правового регулирования коммерче­ских отношений.

Франция относится к странам первой группы. В ФТК сформу­лированы правила предоставления информации при включении в договор оговорки об исключительности. Важно отметить, что эти правила сформулированы в общем виде и касаются не только дого­вора о франшизе, но и всех иных договоров, содержащих оговорку об исключительности; специальные правила в отношении договора о франшизе отсутствуют. Гражданско-правовые отношения, возни­кающие при заключении и исполнении договора о франшизе, регла­ментируются правилами ФГК и ФТК об обязательственном праве и общими положениями о договорах.

Особенность правового регулирования франчайзинга во Франции (как и в других странах) состоит в том, что по вопросам, затрагива­ющим основополагающие принципы Европейского Союза, подлежат применению соответствующие предписания Договора о создании ЕС и Регламента Комиссии ЕС № 2790/1999 от 22 декабря 1999 года о применении ст. 81(3) Консолидированной версии Договора о ЕС к категории вертикальных соглашений и к согласованной практике.

Правила о предоставлении информации сформулированы в ст. L.330-3 ФТК (ранее — в Законе от 31 декабря 1989 г. № 89-1009 «О развитии коммерческих и торговых предприятий и улучшении их экономического, правового и социального состояния»). Положения ФТК не выделяют договор о франшизе и относятся ко всем видам договоров, по которым одно лицо предоставляет другому лицу фир­менное наименование, товарный знак или световую рекламу в обмен на принятие обязательства об исключительности или квазиисключительности при осуществлении деятельности. Лицо, предоставляющее указанные права, обязано перед подписанием такого договора предо­ставить другой стороне документ, содержащий правдивую инфор­мацию, позволяющую другой стороне считать себя извещенной о сделке.

Если до подписания договора требуется перевод денежной суммы, в частности для закрепления договорной территории, в письменной форме должны быть изложены предоставляемые в обмен на эту сумму услуги и взаимные обязательства обеих сторон на случай отказа от договора. Указанный документ и проект договора о франшизе под­лежат передаче не менее чем за 20 дней до подписания договора или, в крайнем случае, до перевода вышеуказанной суммы. Судебная прак­тика подчеркивает значение именно даты подписания договора для исчисления указанного 20-дневного срока, даже если договор всту­пает в силу ранее.

Данная статья подлежит применению в случаях, когда стороны связаны, с одной стороны, положениями договора о передаче световой рекламы, фирменного наименования или товарного знака и, с другой стороны, обязательством исключительного характера для осуществ­ления согласованной деятельности. При принятии решения о недей­ствительности договора, заключенного с нарушением указанного правила ст. L.330-3 ФТК, судье необходимо убедиться в том, что вследствие недостатка информации согласие другой стороны было недействительным. Несоблюдение франчайзером своей обязанности по предоставлению информации может повлечь за собой аннулиро­вание договора вследствие обмана на основании ст. 1116 ФГК, если поведение франчайзера представляло злоупотребление и привело к тому, что франчайзи был введен в заблуждение относительно реаль­ных условий, которые привели к заключению им договора.

Правило ст. L.330-3 ФТК представляет собой правило внутреннего публичного порядка и не применяется к международным сделкам. Судебная практика исходя из этого полагает, что неисполнение обя­занности по предоставлению информации в предусмотренный зако­ном срок влечет за собой признание договора ничтожным с возвратом сторон в состояние, существовавшее до заключения договора (Recueil

Dalloi
, 2001,
sommaire
296. — Code

de

commerce
,
commentaire

a

I

article

L
.330-3,
p
. 437).

Порядок применения ст. L.330-3 ФТК определен Декретом пра­вительства № 91-337 от 4 апреля 1991 года «О применении ст. 1 Закона № 89-1998 от 31 декабря 1989 года «О развитии коммерче­ских и ремесленных предприятий и улучшении их экономического, правового и социального состояния». Он устанавливает содержание документа об информации, в котором должно быть указано сле­дующее:

— Место нахождения органа управления предприятия, предмет дея­тельности, юридическая форма предприятия (если предприятие не является юридическим лицом — сведения о его руководителе; если предприятие является юридическим лицом — сведения о руко­водстве такого предприятия), а также размер уставного капитала.

— Номер записи в Торговом реестре или номер записи в Перечне ремесел, с указанием даты и номера регистрации или регистрации товарного знака; если же являющийся предметом договора товар­ный знак приобретен вследствие уступки или на основании лицен­зии — с указанием даты и номера соответствующей записи в Национальном реестре товарных знаков, а в отношении договора лицензии — с указанием периода, на который предоставлена лицензия.

— Данные о сети предпринимателей — эксплуатантов сети, которые должны содержать:

a)      перечень входящих в нее предприятий с указанием по каждому из них  согласованного способа использования сети;

b)    адрес созданных во Франции предприятий, с которыми лицо, которому предлагается договор, связано договорами того же типа, как и договор, который предполагается заключить; а также даты заключения или возобновления таких договоров. При на­личии в сети более 50 эксплуатантов указанная в данном под­
пункте информация должна охватывать 50 предприятий, находя­щихся поблизости от места предполагаемой эксплуатации;

c)     число прекративших в течение года, предшествующего году  составления документа, деятельность предприятий, связанных договорами того же типа, как и договор, который предполага­ется заключить. В данном документе должно содержаться уточ­нение относительно того, имело ли место прекращение договора
вследствие истечения срока его действия или договор был расторгнут или аннулирован;

d)    сведения о наличии в зоне предполагаемой эксплуатации пред­приятия, которому лицом, предлагающим договор, предложены товары или услуги, являющиеся предметом будущего договора.

— Указание на срок действия предлагаемого договора, условия его возобновления, расторжения или передачи прав и обязанностей, а также на сферу применения условий об исключительности. В этом документе, среди прочего, должны быть уточнены существо и сумма расходов, предназначенных для обучения или для приобретения товарного знака, которые другая сторона договора должна понести до начала эксплуатации.

Лицо, предоставившее в распоряжение другого лица фирменное наименование, товарный знак или световую рекламу в обмен на тре­бование о принятии таким лицом обязательства исключительного ил; квазиисключительного характера и не передавшее ему минимум за 20 дней до заключения договора документ об информации и проект договора, указанные в ст. L.300-3 ФТК, наказывается штрафом, преду­смотренным для нарушений пятого класса. При повторном наруше­нии взыскивается штраф, предусмотренный для случаев повторных нарушений пятого класса.

Важные правила содержатся и в Декрете правительства от 21 фев­раля 1991 года об информации потребителя в секторе франшизы Согласно ст. 1 этого Декрета любое лицо, продающее товары или предоставляющее услуги, связанное с франчайзером договором о фран­шизе, должно в ясно выраженном виде информировать потребителя о своем выступлении в качестве независимого предприятия; такая информация должна содержаться в информационных документах, особенно рекламного характера, а также быть видна внутри и вне предприятия. Признается достаточным использование обозначения «независимый коммерсант» или «независимое предприятие», если оно сопровождается указанием на наименование и статус собствен­ника магазина.

В соответствии с комментарием к ФТК в договоре о франшизе должна быть предусмотрена передача франчайзером в распоряжение франчайзи фирменного наименования, символов и знаков отличия, товарного знака и ноу-хау, а также передача коллекции предлагае­мых товаров и услуг в оригинальной манере и используемых согласно единообразной предварительно опробованной коммерческой техноло­гии, которая постоянно совершенствуется и контролируется. Догово­ром о франшизе может быть признан договор, в котором франчайзер обладает собственным, оригинальным и существенным ноу-хау и передает его другой стороне. Содержание ноу-хау состоит в исполь­зовании объекта франшизы в конкретной сфере деятельности или в отношении конкретного товара.

Например,   было признано оригинальным и достаточным в каче­стве предмета договора о франшизе ноу-хау, касающееся аренды подержанных автомобилей, в виде накопленного франчайзером опыта как в отношении поставки необходимых для осуществления деятель­ности по предоставлению в аренду автомобилей, так и в отношении потенциальной клиентуры и менеджмента агентств, изложенного в виде сборников, которые передавались франчайзи и регулярно обнов­лялись для учета эволюции конкретной в данной сфере деятельности и общей рыночной информации. Оригинальность ноу-хау фран­чайзера может состоять в комбинации формулы клуба, к которой присоединяются франчайзи, и в обеспечении деятельности группы, направленной на привлечение определенных клиентов и оптими­зацию предложения недвижимости путем использования телесети, а также на актуализацию предложений, возникающих из регулярных публикаций. Все перечисленное связано с юридической безопасно­стью, являющейся результатом услуг по содействию или по исполь­зованию обеспечения.

При отсутствии передачи товарного знака франчайзи в обмен на обязательство, подписываемое франчайзи, договор считается лишен­ным основания     продолжение
–PAGE_BREAK–