Самопрезентация и ее особенности в подростковом возрасте

Курсовая работа
«Самопрезентация и ее особенности в подростковомвозрасте»

Введение
Естьодна и только одна вещь во всей вселенной, о которой мы знаем больше, чем моглибы узнать в результате наблюдения извне, – заметил К.С. Льюис – Эта вещьмы сами. У нас есть, так сказать, внутренняя информация; мы в курсе дела». Хотяиногда мы думаем, что знаем, но наша внутренняя информация является ошибочной.Как правило, человек относительно неплохо знает, например, свои достоинства иразвитые способности.
Гораздоменьше он знает о своих отрицательных качествах, к примеру, характерологическихнедостатках. Последние особенно плохо осознается человеком в том случае, есливходят в противоречие со сложившейся положительной самооценкой и оказываютсянесовместимыми с принятой им же моралью. Такие знания обычно вытесняются изсферы сознания человека и хранятся в подсознании, куда ни он сам, ни окружающиеего люди не имеют свободного доступа. Они могут стать известными только врезультате применения специальных психоаналитических процедур или тестов.Знания о себе человек может получить из самых различных источников.
Первый, с которым человексталкивается в детстве, – окружающие его люди: мать, отец, родственники илизаменяющие их люди. Они психологически оценивают ребенка, характеризуют егоповедение. Ребенок принимает эти оценки на веру, относит их к себе: врезультате у него складывается определенная самооценка, которая, по сути дела,является оценкой сформированной у него другими людьми. Психологические характеристики,которые человек дает другим людям, формируются на основе того, что сам человеквидит, общаясь с этими людьми и изучая отзывы окружающих об этих людях. Всёэто, вместе взятое, и составляет первый и основной источник знаний человека осебе и об окружающих его людях. Такими знаниями в той или иной степени онпользуется практически в течение всей своей жизни, начиная с того момента,когда овладеет речью и научится понимать окружающих людей.
Вторымважным источником психологического познания являются практические дела и продуктычеловеческой деятельности. Оценивая их, сравнивая результаты своей деятельностии деятельности других, человека формирует представление о собственныхкачествах, способностях и возможностях. У него складывается самооценка знаний,умений, навыков, деловых, волевых и других персональных качеств. Сопоставляядостижения других людей со своими собственными успехами и неудачами, человекформирует образы других людей.
Третьимвозможным источником психологического самопознания и познания других людеймогут служить разного рода испытания и критические жизненные ситуации, вкоторых человек наиболее ярко проявляет свои особенности. Тесты, которые иногдадополнительно используются в некоторых случаях, дают наиболее достоверную иточную информацию о человеке. Они же зачастую являются единственным источникомзнаний о таких психологических свойствах людей, которые невозможно наблюдать иоценивать непосредственно.
Вкачестве следующего источника психологических знаний могут стать произведениянауки, литературы и искусства, в которых воплощена или представлена психологияразных людей. Так, важным источником психологического познания людей являютсяпроизведения талантливых писателей – знатоков человеческих душ: по всеобщемупризнанию, это Шекспир, Достоевский, Толстой и др.
Нашидействия часто являются стратегическими. В надежде произвести хорошеевпечатление, мы тратим кучу денег на косметику и разного рода диеты. Так же какполитики, мы отслеживаем у других поведение и ожидания по нашему поводу и ведемсебя соответствующим образом. Отношение к собственному имиджу во многомуправляет нашим поведением.
Достичьжелаемого эффекта в общении можно следующим образом: рассказывая о себе,представляя рекомендательные письма или просьбы к другим передать информацию онас через третье лицо. Каждый вариант достижения желаемого впечатления спомощью слов по-своему хорош. Однако можно управлять впечатлением и без слов.Наш внешний вид – тоже вполне определенный визуальный канал самоподачи(самопрезентации). Подобно молнии, которая предшествует грому, наш визуальныйканал намного опережает вербальное общение.
Управлять впечатлением – этонеобходимое умение для каждого цивилизованного человека, которое связано собщей стратегией нашей жизни.
В мире конкуренции нельзяоставаться «серой мышкой». Сегодня чтобы добиться чего-то в жизни нужно нетолько обладать какими-то особыми качествами, способностями или умениями, но иуметь правильно преподнести их, что называется, правильно себя подать. Особуюважность вопрос самопрезентации приобретает в подостковом возрасте, чтосвязано, во-первых, со свойственным подросткам желанием самоутвердиться,выделиться из «безликой толпы», во-вторых, с тем, что в этом возрасте длячеловека невероятно важное значение имеет то, как его воспринимают другие люди,как они к нему относятся.
Таким образом, мы считаем темунашей работы достаточно актуальной и хотим перейти к более полному еёрассмотрению.
Цель: изучить особенности самопрезентации вподростковом возрасте.
Задачи:
1.        изучить психололого-педагогическуюлитературу по проблеме особенностей самопрезентации в подростковом возрасте;
2.        определить основныепонятия по данной теме (самопрезентация, подростковый возраст, подростки);
3.        рассмотреть основныетеории самопрезентации;
4.        обозначить местатеорий самопрезентации в системе психологического знания;
5.        описать основные способы и формы самопрезентации;
6.        дать краткуюхарактеристики подросткового возраста;
7.        выявить особенностисамопрезентации подростков;
8.        провести исследованиевлияния индивидуально-психологических особенностей подростка на выбор стратегийи тактик визуальной самоподачи.
Объект: процесс социализации личности подростков.
Предмет: связь между индивидуально-психологическимиособенностями подростка и выбором стратегий и тактик визуальной самоподачи.
Гипотеза: индивидуально-психологические особенностиподростков влияют на выбор стратегий и тактик визуальной самопрезентации.

1. Теоретические аспектыпроцесса самопрезентации
1.1 Понятие самопрезентации
Термин«самопрезентации», как и большинство понятий, имеет множество определений.В данном случае они содержатся в основном в психологических словарях и вспециализированной литературе по имиджелогии и профориентологии. Впедагогических, социологических и философских словарях эта специфическаякатегория не раскрывается. Далее мы приведём определения, обнаруженные нами врезультате анализа источников.
Самопрезентация – это умение подать себя, расположить ксебе, привлечь внимание, актуализируя интерес людей к своим каким-то внешнимкачествам. [27]
Самопрезентация – Презентация возможностей и способностейпретендента на рабочее место. [26]
Самопрезентация – акт самовыражения и поведения,направленный на то, чтобы создать благоприятное впечатление, соответствующеечьим-либо идеалам. [14]
Самопрезентация – процесс, посредством которого мы стараемся контролироватьвпечатления, возникающие о нас у других людей; синоним – управление впечатлением о себе. [28]
Самопрезентация – процесс представления себя в отношениисоциально и культурно принятых способов действия и поведения. Здесьподразумевается, что этот процесс основывается на использовании определенныхстратегий, разработанных для того, чтобы формировать мнение других о себе. [13]
Самопрезентация – акт самовыражения и поведения человека,направленный на то, чтобы создать благоприятное впечатление или впечатление,соответствующее чьим-либо идеалам. [6]
Самопрезентация – вербальная и невербальная демонстрациясобственной личности в системе внешних коммуникаций. [1]
При написании нашей работы мыбудем пользоваться последним из ранее приведённых определений, так как при всейсвоей лаконичности оно, на наш взгляд, максимально точно и ясно отражает сутьбазового понятия данного исследования.
Помимо термина«самопрезентация» (self-presentation)в англоязычной литературе употребляются в качестве синонимов понятий: impression management – управление впечатлением, social performance– социальное представление, self-salience – самоподача, поэтому и мы в своей работебудем использовать эти понятия как тождественные.
В социальной психологии вкачестве близкого понятия нередко встречается термин «самоpаскpытие». Восновном, под самораскрытием понимается сообщение другому (партнеру) личнойинформации о себе.
Н.В. Амяга считает, чтонесмотря на определенную терминологическую путаницу, самопрезентацию исамораскрытие можно сопоставлять по двум критериям: 1) через спецификусодержания; 2) через специфику назначения (цели) передаваемой информации.Содержание самораскрытия ограничено только информацией о себе, содержание жесамопрезентации не ограничивается информацией о себе. Цель самопрезентациидостаточно конкретна – главным образом – управление впечатлением, цели жесамораскрытия достаточно многообразны. Поэтому самопрезентация и самораскрытиерассматриваются ею как два самостоятельных, хотя и тесно взаимосвязанныхфеномена. Среди вербальных стратегий в межличностном общении выделяются три:самораскрытие (диалогичность и рефлективность высказываний), самопрезентация(раскрытие демонстрируемого «я» при неполной диалогичности и рефлексии) инепроизвольное самовыражение (отсутствие диалогичности и рефлективности).Представляется, что подобное разделение справедливо и к невербальной самоподачеобраза «я» в общении.
Проблема самопрезентации былапоставлена, в первую очередь, основателями «символического интеpакционизма».Идеи классиков этого направления (Ч. Кули, Дж. Мид, Г. Блумер, М. Кун,Т. Макпартленд, И. Гоффман, Т. Шибутани и др.) во многомопределяют современное представление о самопрезентации человека.
Согласно обзору, сделанному Н.В. Амягойначало экспериментального изучения самопрезентации в американской психологииотносится к концу 60 годов, в 70-е г наблюдается всплеск интереса к проблеме состороны общих и социальных психологов, исследовавших макиавеллизм (социальнуюжелательность) как характеристика личности. В 80-е годысоциально-психологические исследования посвящены вопросу pеинтерпретациипсихологических феноменов с позиции теории управления впечатлением. [24]
1.2 Теории самопрезентации
Традиционновыделяют три группы теорий. Первую группу составляют мотивационные теории. В ихоснове лежит допущение, что самопрезентация обусловлена внутренними факторами –мотивацией. Вторую группу составляют ситуативные теории, согласно которымсамопрезентация подвержена влиянию внешних факторов, т.е. параметрамиконкретной ситуации, в которой действует человек. Сторонники теорий третьейгруппы придерживаются мнения, что на самопрезентацию оказывают влияние как те,так и другие факторы.
Мотивационныетеории различаются по тому, какие именно побуждения, по мнению их сторонников,лежат в основе самопрезентации. Так, например, с точки зрения И. Гоффмана,это – потребность одобрения и стремление избежать неодобрения. По И. Джонсу и Т. Питтману,в основе самопрезентации лежит мотив власти. Похожая позиция у А. Адлера,он объясняет самопрезентацию стремлением к превосходству. По мнению Дж. Уайтаи Р. Де Чармза – это стремление чувствовать свою эффективность, и потребностьв уважении, по мнению Р. Харе.
Некоторыеавторы выделяют как самостоятельный мотив – мотив самовыставления или мотивпривлечения внимания к себе. В теориях, апеллирующих к ситуативным факторам,основной упор делается на параметры ситуации – степень знакомства с окружением,длительность общения, зависимость от окружения, значимость ситуации длячеловека с точки зрения его жизненного пути.
Р. Викландв этой связи предположил, что попытка заставить человека осознать самого себя,вызывает его внимание к самому себе во взаимосвязи с его нормами. Такимобразом, объективное самосознание – это способ индивида осознать, насколькохорошо или плохо он живет, согласно своим представлениям об этике, морали иэстетики.
Самопрезентация,по Г. Глейтману, – это поведение, побуждаемое повысившейся мотивациейсубъекта в результате фокусировки его внимания на себе. Повышение мотивацииможет иметь улучшающий или разрушающий эффект. Это зависит от многих факторов.
Например,насколько привычным для человека является данное поведение (социальный контекст)или насколько высок конечный уровень мотивации.
Теориитретьего типа объединяют и те, и другие факторы, полагая, что они оказываютвлияние на самопрезентацию.
Рассмотримтеории зарубежные теории самопрезентации.
Впервыеанализ проблемы управления впечатлением о себе мы находим в работах Э. Гоффмана.Э. Гоффман является автором, выдвинувшим особую концепцию «социальнойдраматургии». Суть ее заключается в проведении полной аналогии между реальнымижизненными ситуациями и театральным представлением. Автор исходит из того, чточеловек в процессе социального взаимодействия способен не только смотреть насебя глазами партнера, но и корректировать собственное поведение в соответствиис ожиданиями другого с целью создания наиболее благоприятное впечатление о себеи достижения наибольшей выгоды от этого взаимодействия.
По мнению Э. Гоффмана,независимо от конкретного намерения, индивид заинтересован в осуществленииконтроля за поведением других. Такой контроль осуществляется преимущественнопутем воздействия на «определение» ими ситуации. Индивид может воздействоватьна это «определение ситуации», подавая себя таким образом, чтобы окружающиедобровольно действовали в соответствие с его собственными планами.
Приняв во внимание, что другиелюди, по-видимому, проверяют более контролируемые аспекты поведения с помощьюменее контролируемых, автор считает, что иногда индивид будет использовать этувозможность для того, чтобы управлять впечатлением, посредством поведения,которое как считается, несет в себе надежную информацию. Обычно «определениеситуации» разными участниками взаимосогласовано для избежания открытогопротиворечия. Существует реальное согласие по поводу желательности избеганияоткрытого конфликта разными людьми. Это своего рода рабочее соглашение, котороеустанавливается для каждой ситуации.
Необходимо также учитывать,что другие участники взаимодействия, какой бы пассивной не представляласьсубъектам самопрезентации их роль, могут эффективно проектировать определениеситуации посредством своих реакций на индивида и посредством определенной линиидействий по отношению к нему. Автор считает, что первоначальная самоподачаиндивида обязывает его придерживаться того, что он уже представил.
Э. Гоффмантакже предполагает, что в процессе взаимодействия могут произойти события,которые будут дискредитировать или ставить под сомнение это «определениеситуации». Для предотвращения этих замешательств постоянно предпринимаютсяпревентивные корректирующие действия. Защитные и охранительные действиявключают методы, используемые для гарантии сохранности впечатления, созданногоиндивидом в течение его пребывания перед другими. [10]
Дж. Тедешии М. Риес определяют самопрезентацию как намеренное, осознаваемоеповедение, направленное на создание определенного впечатления у окружающих.Очевидно, что речь идет о полностью осознаваемом процессе, которыйрассматривается с полюса коммуникатора. Субъект в этом случае активен, ондостигает объективных целей психологическими средствами, управляя впечатлениемо себе. Значимая аудитория – это реципиент, именно на него направлено воздействие.Реципиент рассматривается как объект, т.е. речь идет о субъект-объектноориентированных отношениях. [10]
Б. Шленкери М. Вейголд, а также М. Лири и Р. Ковальски считают, чтосамопрезентация – средство подтверждения Образа-Я и поддержания самооценки.
Такимобразом, самопрезентация по Б. Шленкеру и М. Вейголду, а также М. Лирии Р. Ковальски – это осознаваемый или неосознаваемый, в зависимости отситуации, процесс, осуществляемый активным субъектом. Аудитория значима каквнешняя, так и внутренняя, внешняя – для самореализации, внутренняя – длясамооценки. Рассматривается только коммуникатор, достигающий психологическихцелей психологическими средствами – техниками самопрезентации. [10]
Самопрезентация,по Д. Майерсу – средство поддержания завышенной самооценки, проявляющеесяв особом, «подыгрывающем» поведении. Процесс «подыгрывания» не осознаетсясубъектом. Значимая аудитория для субъекта – он сам. Цель – поддержаниесамооценки и средства «подыгрывание» – психологические. Рассматривается процесстолько с полюса коммуникатора, реципиент – средство самоутверждения. [10]
Самопрезентация,по Г. Миду и Ч. Кули – средство формирования Образа-Я и самооценки.Этот процесс не осознается субъектом, хотя субъект и активен в выборе целей исредств. Цель – формирование Образа-Я, средства (реализация внутреннегопотенциала) – психологические. Очевидно, что значимая аудитория – сам человек.Процесс разворачивается во вне, но для себя. Рассмотрение ведется с полюсакоммуникатора, хотя авторы и относятся к интеракционистскому направлению. [10]
Реципиентздесь – средство самопознания. Самопрезентация, по Р. Баумейстеру и А. Стейнхилберу,– это самораскрытие в межличностном общении через демонстрацию своих мыслей,характера и т.д. Это неосознаваемый процесс, он отражает социальную природучеловека, его потребность в признании другими людьми. Субъект – активен,значима как внешняя, так и внутренняя аудитория. Цель (произвести впечатление)психологическая. Средство – демонстративное поведение, тоже психологическое.Рассматривается только коммуникатор. [10]
Самопрезентация,по Ф. Хайдеру и Л. Фестингеру – прием устранения когнитивногодиссонанса. Это неосознаваемый процесс, рассматриваемый с полюса коммуникатора,значимая аудитория, очевидно, внутри. Субъект добивается психологических целей –устранения когнитивного диссонанса между отдельными установками личности,психологическими средствами – искажением мнений других о себе илицеленаправленно выбирая партнеров по общению, приближая мнения других кжелаемой самооценке. [10]
Самопрезентациярассматривается Р. Аркином и А. Шутцем как поведенческая реализациямотивации человека, отражение мотивации достижения или мотивации избеганиянеудач. Р. Аркин и A. Шутц по этому признаку различают приобретающую изащитную самопрезентации. Приобретающая самопрезентация выражает мотивациюдостижения. Для нее характерен выбор адекватных ролей и задач (соответствующихсоциальному положению, образованию и пр.), выбор социальной среды,соответствующей уровню идентификации субъекта (человек общается с равнымисебе). Таким образом, человек осознанно выстраивает свое поведение для решенияобъективных задач психологическими и объективными средствами. Значимаяаудитория – вне субъекта, он стремится максимально соответствовать конкретнойситуации.
Защитная самопрезентация – поведенческое проявлениемотивации избегания неудач. Она чаще всего не осознается. Человек выбираетнеадекватную для решения задач среду: либо с заниженными требованиями, либо снепомерно высокими (авантюристическая самопрезентация). Это происходит потому,что под видом объективной решается психологическая задача, и значимая аудитория– внутри. Рассматривается в обоих случаях только коммуникатор. [10]
По мнению Р. Викланда,самопрезентация – это фокусировка внимания на себе в результате внимания кчеловеку со стороны других людей. В процессе осознания чужих оценок возникаетособое психологическое состояние – состояние объективного самосознания.
В этомслучае мы имеем дело с осознаваемым процессом. Р. Викланд не разделяетполюсов коммуникатора и реципиента, он их объединяет: человек одновременно икоммуникатор, и реципиент чужих оценок. Субъект – пассивен, зависим от оценоксоциума, нормы, этика и мораль ему навязаны, он оценивает себя на предметсоответствия требованиям социального окружения. Внимание фокусируется на себе,значимая аудитория в моменты объективного самосознания – внутри. Самосознание объективное,т.е. человек выступает для самого себя объектом оценки. Этопсихологическая задача, решаемая психологическими средствами. [10]
Самопрезентация,по Г. Глейтману, – это поведение, побуждаемое повысившейся мотивациейсубъекта в результате фокусировки его внимания на себе. Значимая аудитория – внутри,процесс – осознается, цели и средства – психологические. [10]
И. Джонси Т. Питтман считают, что в основе самопрезентации лежит стремлениерасширить и поддержать влияние в межличностных отношениях, т.е. стремление квласти. Заметим только, что самопрезентация понимается И. Джонсом и Т. Питтманомкак полностью осознаваемый процесс, сознательно выстраиваемое поведение.Субъект активен, он работает на внешнюю аудиторию психологическими средствами –стратегиями самопрезентации – и достигает объективных целей. В поле зренияавторов только коммуникатор, реципиент выступает как объект манипуляции. [10]
В работах А. Фенигстейна,М. Шейера и А. Басса проводится связь между самосознанием исамопрезентацией. На основе анализа экспериментальных данных они выделили тривида самосознания: личное самосознание, публичное самосознание и социальнуютревогу. Каждый из видов самосознания свойственен индивидам в различнойстепени, различия в самосознании приводят к различиям и в поведении, т.е. и всамопрезентации. Таким образом, склонность к самопрезентации, по мнению А. Фенигстейна,М. Шейера и А. Басса, по-разному выражена у различных людей. [10]
Итак, еслисамосознание как черта присуще индивиду, то его самопрезентация будетосознанной, ориентированной и на коммуникатора как на объект воздействия, и насебя самого как объект самосознания. Значимая аудитория – и вне, и внутрисубъекта, достигаемые цели как психологического, так и объективного плана.Однако субъект пассивен, т.е. несвободен в выборе средств, которые в данномслучае лишь психологические.
Впротивном случае, когда человеку не свойственно все время осознавать(рефлексировать, отлеживать) свое поведение и оценки окружающих, егосамопрезентация будет спонтанной, непродуманной, т.е. неосознанной. Значимаяаудитория только внутри – это прежде всего сам субъект. Его цели и средства, атакже степень активности аналогичны случаю высокого самосознания.
М. Снайдертакже предположил, что не все люди в одинаковой степени управляют впечатлениемо себе. Высоко саморефлексирующие личности выстраивают свое поведение,руководствуясь внутренним Я. Низко саморефлексирующие работают навпечатление, которое хотят произвести (проективное Я – проекция чужих мнений).
Такимобразом, высоко саморефлексирующие личности не утруждаются преднамереннойсамопрезентацией, значит, их поведение выстраивается спонтанно, т.е. неосознанно. В фокусе их внимания только их ценности и мнения, значимая аудиториявнутри, рассматривается только полюс коммуникатора. Активность субъекта весьмавысока, он абсолютно свободен в выборе целей и средств.
Однакоцели ставятся только психологические, такие как самоуважение, чувствоудовлетворения от собственного поведения. В свою очередь низкосаморефлексирующие люди, озабоченные мнением и оценками окружающих, сознательнозанимаются самопрезентацией, чтобы, произведя на коммуникатора нужноевпечатление, достичь своих психологических или объективных целей. Они такжесвободны в выборе целей и средств, т.е. очень активны. Значимой является тольковнешняя аудитория, на которую они работают, внутренняя аудитория – «голоссовести» не принимается в расчет.
Е.Л. Доценкорассматривает самопрезентацию как управление коммуникатором образамиреципиента. Мы имеем дело с осознанным процессом: активный, свободный в выборесредств субъект намеренно выстраивает свое поведение для достижения вполнереальных целей психологическими средствами. Это пример субъект-объектноориентированного подхода. [10]
Г.В. Бороздинасчитает самопрезентацию процессом управления восприятием реципиента путемцеленаправленного привлечения его внимания к таким особенностям своего внешнегооблика, своего поведения, ситуации, которые запускают механизмы социальноговосприятия Процесс самопрезентации Ю.М. Жуков рассматривает в рамкахделового общения. Он формулирует правила общения как средства регуляциикоммуникативного поведения. Таким образом, они работают и на внешнюю, и навнутреннюю аудиторию. Кроме того, очевидно, что подобное происходит со всемиучастниками коммуникативного процесса, т.е. охвачен полюс и коммуникатора, иреципиента. Правила самоподачи (техники общения) это выход на уровень практическогоприменения. [10]
Такимобразом, все существующие на данный момент подходы к рассмотрению явлениясамопрезентации можно разделить на три группы: мотивационные, ситуативныетеории и теории, объединяющие в себе основные положения первых двух групп.
1.3Способы и формы самопрезентации
Говоря о способахсамопрезентации, необходимо прежде всего отметить, что стремление управлятьвпечатлением других людей о нас является врождённым. По данным психологическихисследований у каждого человека от природы есть потребность в одобрении. Людистремятся к одобрению, избегают неодобрения и поэтому стараются преподнестисебя позитивно. Какое впечатление следует стремиться производить, напрямуюзависит от целей и ситуаций общения. Однако можно назвать и универсальный наборхарактеристик, который оптимально подходит для большинства ситуаций. Во всеммире, как показывают различные психологические исследования, ценятсяопределенные человеческие черты: честность, скромность, компетентность. Поэтомуих наличие во внешнем облике повышает благоприятное впечатление.
Содержаниепроизводимого впечатления у отдельного человека связано с идеальным «Я» еголичности, с системой разделяемых им нравственных идеалов и ценностей. Покрываятело одеждой, мы формируем впечатление о себе, стремимся, чтобы другиевоспринимали нас в соответствии с общепринятыми социальными идеалами.Существуют следующие способы самоподачи образа «Я» в общении:
1.«Социальная самореклама». Направлена на усиление социальной желательностиобраза «Я» в глазах окружающих (при рациональном объяснении или замалчиваниинедостатков). Она встречается у субъектов с высокой самооценкой исамоуважением. Хорошо осознающих свои особенности. Проявляется – в позитивнойэмоциональной увлеченности образом «Я», причинно-следственном обосновании ирациональной проработке своего поведения, усилении собственных достоинств,подчеркивании успешности, демонстрации положительного отношения к себе, но ипросто «кайфуют» от собственного вида.
2.«Нерефлексивное самоодобрение». Вид самоподачи, при котором самовосхваление идискредитация других происходит на малоосознанном уровне. Человек демонстрируетпреобладание эмоционально – оценочных суждений о своей личности, теплоеотношение к себе, приукрашивание образа «Я», игнорирование недостатков, исключениесоциальной нежелательности в использовании других способов психологическойзащиты.
3.«Греться в лучах чужой славы». Некоторые люди очень любят демонстрироватьзнакомство и общение с высокопоставленными лицами. Блестящее описание такогоявления находим у Н.В. Гоголя в «Ревизоре».
4.«Создание препятствий». С целью упреждения вероятного негативного впечатления иизбежания осуждения. Люди прибегают к тактике создания самому себе препятствий.Механизм действия таких способов прост – это защита «образа Я», самооценки исоциального имиджа человека. Неуспех в случае препятствия, позволяет переложитьвину и ответственность на внешние причины.
5. «Самобичевание».Встречается в ситуациях внешнего демонстративного самоуничижения, публичнойдемонстрации недостатков и негативных оценок личности. Такое демонстрируемоепренебрежение к себе может быть очень тонким предрасположением в пользу своего «Я».
6. «Похвала противника илиоппонента». Выигрышной тактикой самоподачи является публичное восхвалениепотенциальных противников и оппонентов. В основе этого лежит стремлениеподготовить почву для благоприятной оценки вне зависимости от результатаборьбы.
7. «Ложная скромность».Исследователь, получил крупную премию, благодарит за поддержку заведомо болееширокий круг лиц, чем следует. Удачная тактика может заключаться в напускнойскромности в присутствии более скромного человека.
8. «Самооборона». Связана соткрытым недовольством собой при раздражении в адрес других. Человек как бынаходится в состоянии постоянного наряженного ожидания негативного отношения ксебе. Проявляется «самооборона» в обосновании своей «хорошести» безэмоциональной увлеченности образом «Я», приукрашивании через прямой переводхарактеристик в положительные, активной дискредитации других, компенсациинедостатков достоинствами из другой сферы. Человек с таким типом самоподачиожидает нападок прежде, чем они следуют. [4]
Психологическая культура какбы продолжает линию физической культуры, здоровья человека. И если физическаякультура и личная гигиена способствуют развитию и сохранению физическогоздоровья, то психологическая культура способствует развитию потенциаловличности; её интеллекта, характера, общей культуры поведения. Гармоничностьразвития личности как равномерное повышение эрудиции, правильности мышления,общительности и волевых качеств, способствует сохранению психологическогоздоровья.
Существует две основных формы самопрезентации:«природная» и «искусственная». «Природная самопрезентация» свойственна всемлюдям без исключения, причём она приобретается человеком с рождения. Уже смладенчества человек имеет опредёлённую, так сказать, «окраску» в глазахокружающих: «какой спокойный ребёнок!», «какая темпераментная девочка», «умалыша, видно, семь пядей во лбу». Ещё не подозревая того, человек с ранних летначинает собирать «головоломку» своего образа. Всё это происходит естественно,без обдумываний и прогнозирований, как говориться, «без масок и увертюр». Ядумаю, что здесь не стоит говорить о наследственности и генах, это, скорее,природное распределение, естественный процесс определения человека в структуреобщественного сознания.
Главное «антидостоинство»«природной самопрезентации» – это то, что человек не может контролировать икорректировать процесс в рамках именно этой презентации. То есть, индивидуум невыбирает, положительной ли будет его «природная самопрезентация», или же онабудет носить негативный окрас. Можно описать этот процесс, как бездумная,неконтролируемая личностью презентация самого себя. И с этим ничего неподелать, правда до тех пор, пока человек не станет способен на реализацию «искусственнойсамопрезентации».
Главная цель «искусственнойсамопрезентации» – завоевание лояльности к своей персоне со стороны референтнозначимой для «презентуемого» группы людей. (Закрутила – завертела, но затокрасиво!) По-другому – для того, чтобы завоевать расположение важных для наслюдей, и не имеет значение, важны они в данной конкретной ситуации, или жевсегда имеют значимость для нас, мы выстраиваем алгоритм коммуникативногопроцесса с, так сказать, «потенциальной аудиторией». (Под «потенциальнойаудиторией» в дальнейшем будем понимать тех людей, на которых мы направляем«самопрезентацию»).
Представим такую ситуацию –наша «природная самопрезентация» весьма не выигрышно выглядит в глазах значимыхдля нас персон. Спорить с природой бесполезно, или же очень трудно, а вотискусственно её завуалировать – реально. Для этого, и не только, существует«искусственная самопрезентация». Допустим, ваш темперамент заставляет плясатьвокруг вас даже неодушевлённые предметы, а это как нельзя плохо сказывается наделовых и семейных отношениях и позиционирует вас как «психа»,«неуравновешенного» и так далее. Нельзя не добавить, что плохая, отрицательная«самопрезентация» имеет свойство удваивать, а то и утраивать свой эффект,соответственно отрицательный.
Следовательно, для того, чтобыне упасть в глазах сотрудников или партнёров по бизнесу, необходимо создатьсебе имидж спокойного рационалиста, тактика и отчасти прагматика. Это вбольшинстве случаев, в иных ситуациях или профессиональной деятельности можетбыть и необходим эмоциональный подход, главное, чтобы ваш «презентационныйматериал» был уместен и не вызывал критически отрицательного восприятия. Всемье, например, чтобы заслужить высокую оценку (сейчас опустим семейные узы,любовь как таковую), зачастую необходимо быть понимающим членом семьи,отличаться самоотдачей ради своей семьи, чтобы наши родственники считали насдостойными и почитаемыми в кругу собственной же семьи. Конечно, на словах всёпросто, а на деле куда трудней, ведь природная основа нашей личности так ирвётся наружу, а в особенности то, что, скорее всего, портит наш облик в глазахлюдей. [4]
1.4 Подростковый возраст иособенности самопрезентации подростков
 
Подросток – это еще недостаточно зрелый инедостаточно социально возмужалый человек. Это личность, находящаяся на особойстадии формирования ее важнейших черт и качеств: еще недостаточно развита,чтобы считаться взрослой, и в то же время настолько развита, что в состояниисознательно вступить в отношения с окружающими и следовать в своих поступках идействиях требованиям общественных норм и правил.
Главной особенностью подросткаявляется личностная нестабильность. Именно в это время подросток заявляет осебе, как о личности с большой буквы. Противоположные черты, стремления,тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивостьхарактера и поведения. Именно это чаще всего и становится наиболее конфликтнойстороной при общении подростков со старшим поколением и между собой. Уподростков происходит адаптация к социально – устойчивым представлениям омужчине и женщине, стратегиях поведения в обществе, со сверстниками, сродителями. В этот небольшой промежуток времени подросток долженсориентироваться в понятиях «мужчина» и «женщина», а так же применять к себеэти понятия, чувствуя отличия своего теперешнего состояния и того, кем онбыл/была до этого.
При взрослении ребенкапроисходит его становление, готовность к жизни во взрослом обществе, какравноправного участника жизни, у подростка проявляется потребность в познаниисамого себя. Ответ на вопрос «Кто я?» часто мучает подростка. Он проявляетинтерес к самому себе, у него формируются собственные взгляды и суждения;появляются собственные оценки на те или иные события и факты; он пытаетсяоценить свои возможности и поступки, сопоставляя себя со сверстниками и ихдействиями.
В этом возрасте происходитвременное психологическое отдаление подростка от семьи и школы, их значение встановлении личности подростка снижается, тогда как влияние сверстниковусиливается. Зачастую он стоит перед выбором между официальным коллективом инеформальной группой общения. Предпочтение подросток отдает той среде и группе,в которой он чувствует себя комфортно, где относятся к нему с уважением. Этоможет быть и спортивная секция, и технический кружок, но может быть и подвалдома, где собираются подростки, общаются, курят, выпивают и др.
У подростка формируетсячувство взрослости, которое проявляется через стремление к независимости исамостоятельности, протест против желания взрослых «поучить» его. Чувствовзрослости – основное новообразование подросткового возраста.
Подросток в этом возрастенередко выбирает для себя кумира (герой фильма, сильный взрослый, геройпередачи, выдающийся спортсмен и др.), которому он пытается подражать: еговнешнему облику, манере поведения[i]. Внешностьдля подростка имеет очень большое значение. Необычная прическа, серьга, а тодве и три в ушах, рваные джинсы, яркая косметика и другие атрибуты даютподростку возможность отделить себя от других, утвердиться в группе детей. У негоменяется походка, манеры, внешний облик. Своеобразная социальная мимикрия вподростковой среде. Таким образом у подростков выражается потребность вбезопасности. Не выделяться среди других, иначе засмеют. А дети бывают оченьжестоки к не таким, как другие.
Внутренне происходитследующее. У подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже достаточновзрослым и относится к себе как к взрослому. Это проявляется в следующем.
1. Желание, чтобы все(учителя, родители) относились к нему, как к равному, взрослому. Но при этомего не смутит, что прав он требует больше, чем берет на себя обязанностей. Иотвечать за что-то подросток вовсе не желает (разве что на словах).
2. Стремление к самостоятельности.А по сему контроль и помощь отвергаются. Все чаще от подростка можно слышать: «Ясам все знаю!» (Это так напоминает малышовое «Я сам!»). И родителям придетсятолько смириться и постараться приучить своих чад отвечать за свои поступки.Это им пригодится по жизни. К сожалению, подобная «самостоятельность» – ещеодин из основных конфликтов между родителями и детьми в этом возрасте.
3. Появление собственныхвкусов и взглядов, оценок, линии поведения (самое яркое – это появлениепристрастия к музыке определенного типа). Надо помнить, что дети очень хотятбыстро повзрослеть, и к тому же отличаться от родителей. И иметь «свои» ошибки,которые родители делали когда-то сами. При этом педагогам и родителям поройтрудно согласиться с тем, что времена быстро меняются. И с ними меняются дети.Что было модно в одно время, считается «ретро» в другое. Это касается ивзглядов, и поведения, и всего другого. Каждое поколение по-своему выражаетпринадлежность к своему времени. [9]
Подростковый возраст– определенный отрезок жизни между детством и зрелостью. Взападной культуре он постоянно удлиняется, и полного согласия по поводу сроковего начала и завершения нет. Обычно подростковый период рассматривается какпромежуточная ступень между детством и взрослой жизнью, причем проходит он длякаждого по-разному и в разное время, но, в конце концов, большинство подростковобретают зрелость. В этом смысле подростковый период можно уподобитьпереброшенному между детством и зрелостью мосту, по которому каждый долженпройти, прежде чем стать ответственным и творческим взрослым человеком.
Наиболее существенным вподростковом возрасте является половое созревание. Показатели его и определяютграницы подросткового периода. Начало постепенного увеличения секреции половыхгормонов начинается в 7 лет, но интенсивный подъём секреции происходит вподростковом возрасте. Это сопровождается внезапным увеличением роста,возмужанием организма, развитием вторичных половых признаков.
Исходя из этого, Личко А.Е.различает младшийподростковый возраст 12–13 лет, средний – 14–15 лет, старший – 16–17 лет.
Существуют и другие варианты определения границ подростковоговозраста, но мы в своей работе будем придерживаться мнения именно этогоотечественного психолога.
В узком смысле,самопрезентация – это акт самовыражения и поведения человека, направленный нато, чтобы создать благоприятное впечатление или впечатление, соответствующеечьим-либо идеалам. Самопрезентация в этом случае рассматривается как умениеподростка подать себя в новой для него обстановке, в новых условиях пребывания,в новом окружении. Слова сам, само употребляются – для придания особой важностиличной деятельности. Мы рассматриваем самопрезентацию как один из важныхаспектов социальной адаптации подростка. Наряду с развитием способности подросткак адаптации усиливается его стремление к самопрезентации, самоутверждению, т.е.к различным стратегиям «Я».
Под процессом самоутверждениямы рассматриваем стремление подростка к высокой оценке и самооценке своейличности и вызванное этим стремлением поведение.
Задача самопрезентациирешается подростком часто спонтанно в незначимых ситуациях, в значимыхситуациях характерно регулирование самопрезентации (исходя из умений ииндивидуальных особенностей подростка). Это можно назвать уровнями самопрезентации.
Регулируемая самопрезентациявключает в себя:
– прогноз ситуациипрезентации, сличение перечня значимых ситуаций с текущей ситуацией;
– проектированиесобственного презентативного поведения;
– коррекцию всоответствии с получаемой информацией о ситуации.
Независимо от характерапроцесса (стихийный, регулируемый), самопрезентация формирует у подросткаопределенный уровень ожиданий, стиль взаимоотношений, является средствомвоздействия на окружающих. Самопрезентация, предполагает следование подросткомкультурным образцам поведения как наиболее адекватным вариантам реагирования нате или иные обстоятельства общения.
Для подростка важносамоопределение в стиле жизни. Стиль имеет внутреннюю и внешнюю составляющую,экспериментирование в различных вариантах самопрезентации, условием являетсясвобода выбора, поиск себе подобных. Вопрос о том, как приспособиться кинтенсивным жизненным изменениям и при этом остаться цельной личностью, в тойили иной мере возникает перед каждым человеком. Особенность ее звучания вподростковом возрасте определяется многочисленными переменами, к которымподростки не всегда бывают готовы, но перед необходимостью принятия которых онипоставлены.
При самопрезентации важноезначение имеют социальные ожидания, связанные с образом «Я» и образом «Другого».
В то же время, достаточночасто решая задачу самопрезентации, подросток вырабатывает стереотипыповедения, которые влияют на стиль самопрезентации. Выбранный стиль являетсянеосознанным отражением ценностей и самоотношения.
Стиль самопрезентации можетвключать набор индивидуальных средств самовыражения (в том числе одежда,манеры, мимика, клише словесные, манера общения).
Необходимость самопрезентациивозникает вследствие изменения ситуации – начало общения, встреча и т.п.,изменение статуса.
В молодежной среде имеютсясубкультурные нормы самопрезентации, благодаря которым подросток идентифицируетпредставителей своей группы, направления. Способ самопрезентации становитсяритуальным поведением со своей символикой как способ различения «своих» и «чужих».
В структуре опытасамопрезентации можно выделить несколько компонентов:
1. Субъективный – ценностно-смысловой(образ «Я» и образ «Другого», самоотношение, позиция, самооценка). Как ясубъективно отражаю себя и других людей (перцепция)? Данное отношение задаетконтекст самопрезентации и бывает конструктивным и неконструктивным.
2. Содержательный – совокупностьобстоятельств, оцениваемых как значимые и незначимые.
3. Операциональный – умения,представления (знания), навыки, способы действий, техники, программы поведения ит.п.
4. Объективный – жизненныеобстоятельства, в которых подросток находится в детском коллективе лагеря. [27]
Таким образом, особенностисамопрезентации в подростковом возрасте являются:
1.    стремление кподражанию, потребность быть частью группы;
2.    стремление заявить осебе как о самодостаточной индивидуальности;
3.    большое внимание к собственнойвнешности;
4.    стремление к экспериментамс собственным образом;
5.    личностнаянеустойчивость. Необходимость соответствовать психолого-физиологическимизменениям, происходящим в его организме, а также изменения требований, предъявляемыхему со стороны социума;
6.    отсутствие чувствамеры, границ дозволенного – юношеский максимализм.

2. Исследование влиянияиндивидуально-психологических особенностей подростка на выбор стратегий итактик визуальной самоподачи
 
2.1 Характеристика базы ивыборки, методы исследования
Чтобыизбежать терминологической путаницы, в этой главе мы будем пользоватьсятермином «самоподача» (как мы отмечали он в общем синонимичен термину«самопрезентация»), поскольку авторы методики по определению стратегий и тактиксамоподачи Е.А. Петрова, И.И. Петрова называют самопрезентацией однуиз стратегий самоподачи, имеющую своей целью преимущественно управлениевпечатлением других, таким образом термин «самопрезентация» в интерпретацииэтих исследователей относится к термину «самоподача», как часть к целому.
Висследовании принимали участие ученики гимназии №16 города Тюмени в возрасте от13 до 16 лет в количестве 30 человек, из них 19 девочек и 11 мальчиков.
Исследованиепроводилось с помощью Фрайбургского личностного опросника («FPI»)модифицированной формы «В» (И. Фаренберг, Х. Зарг, Р. Гампел),методик «Особенности подачи образа «я» на визуальном уровне» и «Стратегия визуальнойсамоподачи» (Е.А. Петрова, И.И. Петрова).
Анализполученных данных был осуществлен с помощью коэффициента Кендела.
2.2Описание хода исследования
Исследованиепроводилось 20 апреля 2007 года в гимназии №16. В нем принимали участиедобровольцы из числа учеников 8–11 классов, которые с разрешения директора былисняты с 2 уроков.
Передначалом проведения исследования испытуемым была дана следующая инструкция. «Напоследующих страницах имеется ряд утверждений, каждое из которых подразумеваетотносящийся к вам вопрос о том, соответствует или не соответствует данноеутверждение каким-то особенностям вашего поведения, отдельных поступков,отношения к людям, взглядам на жизнь и т.п. Если вы считаете, что такоесоответствие имеет место, то дайте ответ «Да», в противном случае – ответ«Нет». Свой ответ зафиксируйте в имеющемся у вас ответном листе, поставивкрестик в клеточку, соответствующую номеру утверждения в вопроснике и видувашего ответа. Ответы необходимо дать на все вопросы.
Успешность исследования вомногом зависит от того, насколько внимательно выполняется задание. Ни в коемслучае не следует стремиться своими ответами произвести на кого-то лучшеевпечатление, так как ни один ответ не оценивается как хороший или плохой. Вы недолжны долго размышлять над каждым вопросом, а старайтесь как можно быстреерешить, какой из двух ответов, пусть весьма относительно, но все-таки кажетсявам ближе к истине. Вас не должно смущать, если некоторые из вопросов покажутсяслишком личными, поскольку исследование не предусматривает анализа каждоговопроса и ответа, а опирается лишь на количество ответов одного и другого вида.Кроме того, вы должны знать, что результаты индивидуально-психологическихисследований, как и медицинских, не подлежат широкому обсуждению».
Исследованиепроводилось анонимно. По мере выполнения заданий испытуемые сдавали бланки сответами и уходили.
2.3Результаты исследования и их анализ
Врезультате исследования был обнаружен ряд прямых и обратно значимыхкорреляционных связей (коэффициент Кендала) между отдельными параметрамиметодик «Особенности подачи образа «я» на визуальном уровне», «Стратегиявизуальной самоподачи» (Е.А. Петрова, И.И. Петрова) и отдельнымиличностными характеристиками, оцениваемыми с помощью Фрайбургского личностногоопросника («FPI») модифицированной формы «В» (И. Фаренберг, Х. Зарг, Р. Гампел,1968) у подростков.
Тактику «самораскрытия»в визуальной самоподаче в неформальном (обыденном) общении выбирают лица свысоким уровнем возбудимости, импульсивности, склонности к аффективномуреагированию (шкала 4 «раздражительность» опросника FPI, r0,05 = 0,1657),с высоким уровнем психопатизации, характеризующейся агрессивным отношением ксоциальному окружению и выраженным стремлением к доминированию, которыхотличает стремление отстаивать свое мнение, свои взгляды (шкала 7 «реактивнаяагрессивность», FPI, r0,05 = 0,1682).
Тактику «самомаскировка»в неформальном общении избирают подростки с высоким уровнем самокритичности, нестремящиеся к доверительно-откровенному взаимодействию с окружающими (шкала 9 «открытость»,FPI, r0,05 = –0,191).
Вситуациях формального общения (общение в рамках ученического коллектива) ктактике самомаскировки прибегают, с одной стороны, подростки тревожные,скованные, неуверенные, сдержанные, как следствие испытывающие трудности всоциальных контактах, предрасположенные к стрессовому реагированию на обычныежизненные ситуации, протекающему по пассивно-оборонительному типу (шкала 8 «застенчивость»,опросника FPI, r0,01 = 0,2408). И, с другой стороны, недоверчивые,эгоцентричные, характеризующиеся агрессивным отношением к социальному окружениюи выраженным стремлением к доминированию (шкала 7 «реактивнаяагрессивность», опросника FPI, r0,01 = 0,2057).
Школьники,предпочитающих в неформальном общении тактику «самопрезентация», можноохарактеризовать как социально активных, с ярко выраженной потребностью вобщении и постоянной готовностью к удовлетворению этой потребности,разговорчивых, общительных, подвижных, предприимчивых, дружелюбных (шкала 5 «общительность»опросника FPI, r0,01 = 0,2408). С ярко выраженной экстравертированностью (шкалы10 «экстраверсия-интроверсия» опросника FPI, r0,05 = 0,2163). Хорошонастроенных, устойчивых, самоуверенных, доверчивых, деятельных (шкалы 6 «уравновешенность»опросника FPI, r0,05 = 0,2441).
В ситуацииформального общения тактику «самопрезентации» предпочитают подростки уживчивые,неагрессивные (шкала 2 «спонтанная агрессивность» личностного опросникаFPI, r0,05 = –0,191). Эмоционально устойчивые, не склонные к аффективному реагированию,терпимые, неимпульсивные, невозбудимые (шкала 4 «раздражительность»личностного опросника FPI, r0,05 = –0,1608).
Прирассмотрении общего показателя «ублажающая» стратегия в неформальном общениибыла выявлена статистически значимая корреляционная связь со шкалой«открытость» (шкала 9 опросника FPI, r0,01 = 0,1837), позволяющейохарактеризовать отношение к социальному окружению и уровень самокритичности.Испытуемые, предпочитающие в нефрмальном общении ублажающую стратегию ввизуальной самоподаче, стремятся к доверительно-откровенному взаимодействию сокружающими людьми при высоком уровне самокритичности.
Ублажающуюстратегию в формальном общении предпочитают испытуемые с признаками,характерными для психопатологического депрессивного синдрома в эмоциональномсостоянии, в поведении, в отношениях к себе и к социальной среде. Это робкие,грустные, внутренне терзаемые и неуверенные школьники (шкала 3 «депрессивность»личностного опросника FPI, r0,05 = 0,1665; r0,05 = 0,1837).
Выбор «ублажающей» стратегии внеформальном общении в системе знаков внешнего облика «кинесика» (кинесика – совокупностьтелодвижений, применяемых в процессе человеческого общения) выявлен уобследуемых с предрасположенностью к стрессовому реагированию на обычныежизненные ситуации, протекающему по пассивно-оборонительному типу. Чтоподтверждает выявленная корреляционная связь (r0,05 = 0,1837) с показателемшкалы 8 «застенчивость» личностного опросника FPI. Это тревожные,неуверенные, испытывающие трудности в социальных контактах школьники, скореепессимистичные и не активные (шкала 6 «уравновешенность», FPI, r0,05 =–0,1927).
Прирассмотрении показателя выбора ублажающей стратегии в формальном общении всистеме знаков внешнего облика «кинесика» была выявлена статистически значимаяобратная корреляционная связь (r0,05 = –0,1825) показателя «кинесика» споказателем шкалы 9 («открытость») личностного опросника FPI. Данная шкала –это шкала идентификации испытуемых, с высокой степеньюдоверительно-откровенного взаимодействия с окружающими. Чем выше склонность коткрытости, искренности в ситуации общения, тем меньше в кинесике проявляется«ублажающая» стратегия.
В системезнаков внешнего облика «габитус» ублажающую стратегию в неформальном общениивыбирают подростки с повышенным уровнем психопазации, создающем предпосылки дляимпульсивного поведения (шкала 2 «спонтанная агрессивность», FPI, r0,01 =0,1837).
Прирассмотрении общего показателя «самоконструирующая» стратегия в неформальнмобщении выявлена обратная статистически значимая связь с показателями шкалы 9 «открытость»,позволяющей дать оценку отношения к социальному окружению и уровнюсамокритичности, т.е. школьники, предпочитающие данную стратегию в неформальномобщении, не стремятся к доверительно-откровенному взаимодействию с окружающимилюдьми (r0,01 = –0,1763). Обследуемые, предпочитающие данную стратегию вфрмальном общении, не робки, уверенны, внутренне не терзаемы (r0,01 = –0,1837).
Независимоот сферы общения подростки, отдающим предпочтение самоконструирующей стратегиив социальном оформлении, свойственно отсутствие признаков депрессивности вэмоциональных состояниях, в поведении, в отношении к себе и социальной среде(r0,05 = –0,1837; r0,05 = –0,1665). В школьной же среде таким подросткомсвойственно устойчивое эмоциональное состояние, они не склонны к аффективнымреакциям (r0,01 = –0,1698).
Выборсамоконструирующей стратегии в неформальном общении в системе знаков внешнегооблика «кинесика» свойственен школьникам с хорошей защищенностью от воздействиястресс-факторов обычных жизненных ситуаций, которая базируется на уверенности всебе, оптимистичности и активности (шкалы 6 «уравновешенность», FPI, r0,05= 0,1927 и 8 – «застенчивость», r0,05 = –0,1837). В формальном общении даннуюстратегию выбирают подростки с высоким уровнем самокритичности, стремящиеся кдоверительно-откровенному взаимодействию с окружающими (шкала 9 «открытость»,r0,05 = 0,1825). [13]

Заключение
Такимобразом, можно сделать следующие выводы по данной курсовой работе.
Самопрезентация – этовербальная и невербальная демонстрация собственной личности в системе внешнихкоммуникаций.
Проблема самопрезентации былапоставлена, в первую очередь, основателями «символического интеpакционизма».Идеи классиков этого направления (Ч. Кули, Дж. Мид, Г. Блумер, М. Кун,Т. Макпартленд, И. Гоффман, Т. Шибутани и др.) во многомопределяют современное представление о самопрезентации человека. Авторы этихконцепций искали ответы на вопросы, почему люди занимаются самопрезентацией,всем ли в одинаковой степени свойственно стремление к самопрезентации, какиестратегии и техники используются в процессе самопрезентации. Обращает на себявнимание довольно большое количество разнообразных подходов и отсутствие единойконцепции или хотя бы небольшого их числа. Достаточно сложно даже сопоставитьэти направления между собой, поэтому в своей работе мы просто изложили ихосновные положения.
Затемвыяснялось место каждой из этих теорий в системе психологического знания исходяиз того, с какими именно психическими процессами (функциями) связывалсамопрезентацию автор.
Далее наоснове анализа источников были определены основные способы самоподачи образа «Я»в общении: «социальная самореклама», «нерефлексивное самоодобрение», «греться влучах чужой славы», «создание препятствий», «самобичевание», «похвалапротивника или оппонента», «ложная скромность», «самооборона». А также выявленыосновные формы самопрезентации: «природная» и «искусственная».
Данакраткая характеристика подросткового возраста и выявлены основные особенностисамопрезентации у подростков. Независимо от характера процесса (стихийный,регулируемый), самопрезентация формирует у подростка определенный уровеньожиданий, стиль взаимоотношений, является средством воздействия на окружающих.Самопрезентация, предполагает следование подростком культурным образцамповедения как наиболее адекватным вариантам реагирования на те или иныеобстоятельства общения.
Мы провелиисследование и доказали гипотезу о том, что индивидуально-психологическиеособенности подростка влияют на выбор стратегий и тактик визуальной самоподачи.

Список источников
1. Агеев В.С. Стереотипизациякак механизм социального восприятия // Общение и оптимизация совместнойдеятельности /Под ред. Андреевой Г.М. и Яноушека Я. – М., – 1987. – 282 с.
2. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие.Социально-психологические проблемы. – М., 1990. – 239 с.
3. Андреева Г.М. Социальнаяпсихология. – М., 1980. – 432 с.
4. Андреева Г.М. Психологиясоциального познания: Учебное пособие для высших учебных заведений. – М., 1997.– 288 с.
5. Баранова В.А. Имидж личностикак социально-психологическое явление // Магистр. – 1994. – №2. – С. 2– 9.
33. Бодалев А.А. Формированиепонятия о другом человеке как личности. – Л., 1970. – 135 с.
6. Бодалев А.А. Восприятие ипонимание человека человеком. – М., 1982. -199 с.
7. Бодалев А.А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопросыпсихологии. – №1. – 1994. – С. 122 – 127.
36. Бодалев А.А. Личность иобщение: Избранные психологические труды. – М., 1995. – 279 с.
8. Божович Л.И. Проблемыформирования личности: Избранные психологические труды /Под ред. Фельдштейна Д.И.– М.; Воронеж, 1995. — 349 с.
9. Горелов И.Н. Невербальныекомпоненты коммуникации. – М.: «Наука», 1980. – 104 с.
10. Гофман И. Представление себя другим //Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., – 1984. – С. 188– 198.
11. Дьяконов Г.В. Психологияпервого впечатления о другом человеке: Автореф. дис… канд. психол. наук. – М.,1979. – 18 с.
12. Килошенко М.И. Рефлексияневербального поведения в социальной перцепции: Автореф. дис… канд. психол.наук. – СПб., 1994. – 21 с.
13. Котлярова М.Н. Теориисамопрезентации. – СПб., 2002. – С. 163.
14. Краткий словарь справочник попсихологии. – М.: РУДН, 2004 г.
15. Линчевский Э.Э. Психологическиеаспекты взаимопонимания: Прогнозирование в процессе общения. – Л.: «Знание»,1982. – 36 с.
16. Маларов В.Х. Успешностьвосприятия // Вопросы психологии. – 1990. – №1. – С. 68 – 72.
17. Николаева Т.М. О грамматикенеязыковых коммуникаций // Уч. зап. Тарруского ун-та. – 1969. – Вып. 236(Труды по знаковым системам). – Т.4. – С. 410 – 414.
18. Ниренберг Д., Калеро Г. Какчитать человека, словно книгу // Курс практической психологии или какнаучиться работать и добиваться успеха. – Ижевск, – 1996. – С. 116 – 146.
19. Романова А.В. Особенностивизуальной самоподачи конфликтных лиц в юношеском возрасте // Психол. и ееприлож.: Тез. Ежегод. РПО. – М., 2002. – Т.9: Вып.2. – С. 240.
20. Романова А.В. Визуальнаясамоподача образа «Я» и конфликтность: Учеб.-метод. пособ. к спецк. – М.: МГСУ,2002. – 32 с.
21. Славская А.Н. Интерпретациякак предмет психологического исследования // Психологический журнал. – 1994.– Т. 15. – №3. – С. 78 -88.
22. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основыпсихологической антропологии. Психология человека: введение в психологиюсубъективности. – М.: «Школа – Пресс», 1995. – 383 с.
23. Смыслов Д.А. Психологическиеособенности связей между вербальными и невербальными характеристиками вкоммуникативном процессе: Автореф. дис. канд. психол. наук. – М., 1999. – 23 с.
24. Соколова – Бауш Е.А. Самопрезентациякак фактор формирования впечатления о коммуникаторе и реципиенте: Автореф. дис…канд. психол. наук. – М., 1999. – 21 с.
25. Сорокин Ю.А. Вербальное иневербальное поведение с этнопсихологической точки зрения // Язык икультура. – М., -1987. – С. 101 – 185.
26. Трубина Е.Г. Психологическийсловарь. – psy.rin.ru/cgi-bin/dictionary.pl? page=1&literal=С. – psy.rin.ru
27. Фролова Ю.Г Психологическийсловарь. – azps.ru/handbook/s/samo624.html. – azps.ru.
28. Чалдини Р., Кенрик Д.,Нейберг С. Социальная психология – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 256 с.
29. Шихирев П.Н. Современнаясоциальная психология. – М.: ИП РАН, 2000. – 448 с.
30. Шкопоров Н.Б., Белопольский В.И.О функциях взора человека в межличностном взаимодействии // Вопросы психологиипознания и общения.