СОДЕРЖАНИЕ
1. Обязанности адвоката
2. Нотариат в СССР
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Обязанности адвоката
Деятельность адвокатуры посвящена отстаиваниюинтересов граждан и организаций, а не государственных интересов в первуюочередь, как это зачастую было раньше. Соответственно на первое место вобязанностях адвоката выдвигается честное, разумное и добросовестноеотстаивание прав и законных интересов доверителя всеми не запрещеннымизаконодательством средствами (назовем такие обязанности «внешними»). В то жевремя анализ обязанностей адвокатов после вступления в силу Закона от 31 мая2002 года № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РоссийскойФедерации» показывает, что они отражают более значимую роль каждого адвоката вдеятельности адвокатского сообщества. Ведь адвокат, состоящий в адвокатскойпалате, имеющий адвокатский кабинет или работающий в адвокатском бюро,коллегии, должен иметь обязанности и по отношению к этим структурам (назовемэти обязанности «внутренними»).
В статье 7 данного Закона «внутренним» обязанностямадвоката уделено несколько больше внимания, чем «внешним», что продиктованостремлением законодателя защитить также и внутренние интересы адвокатскихобразований.
Адвокатам следует обратить внимание также наобязанности, изложенные в Основных положениях о роли адвокатов (1990 год). Так,в соответствии со ст. ст. 12 – 15 Основных положений адвокаты должны постоянноподдерживать честь и достоинство своей профессии как важные участникиотправления правосудия. Обязанности адвоката по отношению к клиенту включают:
а) консультации клиента о его правах и обязанностяхс разъяснением принципов работы правовой системы, поскольку они относятся кправам и обязанностям клиента;
б) оказание помощи клиенту любым законным способом исовершение правовых действий для защиты его интересов;
в) оказание клиенту помощи в судах, трибуналах иадминистративных органах.
Адвокаты, оказывая помощь своим клиентам приосуществлении правосудия, обязаны добиваться соблюдения прав человека иосновных свобод, признаваемых национальным и международным правом, и должнывсегда действовать свободно и настойчиво в соответствии с законом и признаннымипрофессиональными стандартами и этическими нормами. Адвокат должен всегда бытьлояльным к интересам своего клиента.
Законодатель отказался также от ранее существовавшихтребований к адвокату, изложенных в Положении об адвокатуре: быть образцомбезукоризненного поведения, повышать свой идейно-политический уровень, активноучаствовать в пропаганде права, поскольку такие положения несли в себесовершенно политический и крайне идеологизированный характер. Более того, подпонятие «небезукоризненное поведение» можно было подвести любое отступлениеадвоката от предложенной ему руководством «линии поведения», слишком вольноевысказывание в адрес государства на судебном процессе или любое иное действие,которое по каким-либо мотивам не нравилось властям. И тогда адвоката можно былонаказать, исключить из коллегии или применить к нему иные меры воздействия, втом числе под страхом будущего наказания заставить замолчать, быть лояльным квласти и т.д.
Законодатель специально выделил как одну из основныхобязанностей адвоката обязательное участие в качестве защитника в уголовномсудопроизводстве по назначению, а также предусмотренное Законом оказаниеюридической помощи гражданам бесплатно (ст. ст. 26 и 44 указанного Закона).
Запрос об оказании юридической помощи по назначениюдолжен направляться не конкретному адвокату, а в адвокатское образование,которое выделяет адвоката в порядке очередности и при незанятости в делах посоглашению. При этом отказ адвоката участвовать по назначению в распределенномему адвокатским образованием деле является серьезным проступком и влечетдисциплинарную ответственность вплоть до прекращения статуса (см., например,решение Совета Адвокатской палаты г. Москвы № 8 от 25 марта 2004 года «Обопределении порядка оказания юридической помощи адвокатами, участвующими вкачестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению»).
Также следует учесть, что в соответствии со ст. 25Закона труд адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовномсудопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительногоследствия, прокурора или суда, оплачивается за счет средств федеральногобюджета. Размер и порядок указанного вознаграждения адвоката устанавливаютсяПравительством РФ, а порядок компенсации расходов адвокату, оказывающемуюридическую помощь гражданам бесплатно, определяется законами и иныминормативными правовыми актами субъектов РФ.
Адвокат в соответствии с п. 7 ст. 15 Кодексапрофессиональной этики адвоката обязан участвовать в делах по назначению личноили материально в порядке, определяемом адвокатской палатой субъекта РФ.Например, третья ежегодная конференция адвокатов г. Москвы сохранила ранееустановленный учредительной конференцией адвокатов г. Москвы 22 ноября 2002 годаразмер отчислений в 700 руб. для адвокатов, избравших материальную формуучастия в защите по назначению. После согласия Совета Адвокатской палаты наматериальную форму участия конкретного адвоката в защите по назначениюуказанные отчисления становятся для него обязательными. В случае, если адвокатв последующем решил изменить форму участия в защите по назначению сматериальной на личную, он обязан сообщить об этом в Совет Адвокатской палаты.
Совет Адвокатской палаты г. Москвы предусмотрел, вчастности, что если запрос из суда или правоохранительных органов поступает вадвокатское образование, все члены которого освобождены от личного участия воказании юридической помощи по назначению в связи с соответствующимиотчислениями в специальный фонд адвокатской палаты, то руководительадвокатского образования должен немедленно поставить об этом в известностьСовет Адвокатской палаты для перераспределения запроса.
Адвокату, участвующему в качестве защитника вуголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органовпредварительного следствия, прокурора или суда, будет также выплачиватьсядополнительное вознаграждение за счет средств адвокатской палаты. Размер ипорядок выплаты этого вознаграждения должен устанавливаться ежегодно советомадвокатской палаты (п. 10 ст. 25 Закона).
Адвокаты обязаны соблюдать Кодекс профессиональнойэтики и исполнять решения органов адвокатского самоуправления – адвокатскойпалаты субъекта Российской Федерации, обязательными членами которой ониявляются, а также Федеральной палаты адвокатов. Кодекс профессиональной этикиадвоката принимает Всероссийский съезд адвокатов.
Данные нормы обеспечивают властные полномочияорганов адвокатского самоуправления и служат правовой основой для привлечения кответственности адвокатов, не исполняющих их решения. Тем самым заложенюридический фундамент для координации и единообразия в деятельности адвокатскихобразований.
Исполнению адвокатами подлежат только те решенияорганов адвокатских палат, которые приняты в пределах их компетенции. Данное положениеподп. 4 п. 1 ст. 7 Закона об адвокатуре корреспондирует с нормами п. 9 ст. 29 ип. 7 ст. 35, предусматривающими, что решения органов адвокатской палатысубъекта РФ и Федеральной палаты адвокатов, принятые в пределах их компетенции,обязательны соответственно для всех членов адвокатской палаты и для всехадвокатских палат и адвокатов. Установленные в Законе ограничения даютвозможность обжаловать решения указанных органов, принятые с нарушениемкомпетенции.
Основные полномочия органов адвокатской палатысубъекта РФ предусмотрены в ст. 30 (собрание (конференция) адвокатов) и ст. 31(совет адвокатской палаты), а органов Федеральной палаты адвокатов – в ст. 36(Всероссийский съезд адвокатов) и ст. 37 (совет Федеральной палаты адвокатов).
В Законе ясно определена обязанность адвокатаосуществлять отчисления из своего вознаграждения на общие нужды адвокатскойпалаты и на содержание адвокатского образования, в котором он осуществляет своюдеятельность. Закон не оговаривает конкретный размер и порядок отчислений насодержание адвокатских организаций и образований. Очевидно, что адвокат илиадвокаты обязаны обеспечить финансирование своих адвокатских структур вразмере, необходимом для их нормального функционирования и выполнения всехобязанностей в соответствии с действующим законодательством. Порядок и размеруказанных отчислений определяются собранием (конференцией) адвокатов илинепосредственно самими адвокатскими образованиями. Закон содержит только одноуточнение: отчисления на общие нужды адвокатской палаты должны осуществлятьсяадвокатом ежемесячно. Данное положение не запрещает адвокату производитьотчисления вперед, то есть сразу за несколько месяцев или год. Порядокисчисления, удержания у адвокатов и перечисления обязательных отчислений наобщие нужды Адвокатской палаты г. Москвы адвокатскими образованиями уточненрешениями Совета Адвокатской палаты г. Москвы № 2 от 16 декабря 2002 г. и № 27от 22 июля 2004 года. Последним решением установлено, в частности, что неуплатаадвокатом обязательных отчислений в течение трех месяцев подряд образует составдисциплинарного проступка и влечет возбуждение дисциплинарного производства. Вподпункте 6 п. 1 статьи 7 Закона на адвоката возложена обязанность пострахованию риска своей профессиональной имущественной ответственности.Содержание данной обязанности специально раскрыто в ст. 19 Закона, котораяуточняет, что адвокат осуществляет в соответствии с федеральным закономстрахование риска своей профессиональной имущественной ответственности занарушение условий заключенного с доверителем соглашения об оказании юридическойпомощи.
Страхование профессиональной ответственностиявляется вообще довольно специфической отраслью страхования, сопряженной сособыми рисками. Этот вид страхования по действующему в настоящее времязаконодательству относится к страхованию внедоговорной, или деликтной,ответственности. За неисполнение либо ненадлежащее исполнение своихпрофессиональных обязанностей адвокат несет ответственность, предусмотреннуюЗаконом. Так, в соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 17 Закона об адвокатуре занеисполнение либо ненадлежащее исполнение адвокатом своих профессиональныхобязанностей перед доверителем предусмотрено прекращение статуса адвоката.Согласно ст. 31 Совет Адвокатской палаты рассматривает жалобы на действия илибездействие адвоката с учетом заключения квалификационной комиссии. Одной иззадач последней является рассмотрение указанных жалоб и дача заключений оналичии или об отсутствии в действиях (бездействии) адвоката нарушения нормКодекса профессиональной этики адвоката, о неисполнении или ненадлежащемисполнении им своих обязанностей (ст. 33). Однако, к сожалению, указанные нормысодержат весьма общие положения об ответственности адвоката и совершенно ничегоне говорят о конкретных мерах ответственности адвоката. Остаетсянеурегулированным и вопрос о процедуре признания адвоката не исполнившим илиненадлежаще исполнившим свои обязанности. Закон предполагает, что болееконкретные положения об ответственности адвоката будут разработаны на уровнеисполнительных органов адвокатских объединений (палат). Однако подобноенормативное регламентирование мер ответственности адвоката в таком случаевойдет в противоречие с требованием статьи 7 Закона об адвокатуре о том, чтоответственность адвоката должна быть предусмотрена федеральным законом.2. Нотариат в СССР
Согласнонормативным актам, принятым в 20-е гг. XX века (прежде всего по ПостановлениюЦИК СССР от 14 мая 1926 года «Об общих принципах организации государственногонотариата»), нотариат подчинялся судебным органам союзных республик. ВПоложении от 20 июня 1930 года «О государственном нотариате РСФСР» и вНотариальном положении УССР от 25 июля 1928 года эта норма осталась безизменений. С 1929 года возобладала установка на ликвидацию нотариата в рамкахкомпании «упрощения и улучшения» деятельности органов юстиции. В РСФСР этимнепосредственно занималось организационно-инструкторское управление НКЮ РСФСР(п. «а» ст. 10 Положения о НКЮ 1929 года). Согласно Положению о государственномнотариате РСФСР 1930 года нотариальные конторы и рай/горисполкомы былипоставлены в равные условия при производстве нотариальных действий. Былиприняты соответствующие инструкции. Например, НКЮ УССР утвердил специальнуюинструкцию для сельских и поселковых Советов. Хотя формально нотариатом должныбыли руководить областные/краевые/главные суды (далее – областные суды), вреальности им никто не управлял. В областных судах не предусматривалась дажедолжность инструктора по надзору.
Сокращаласьсфера деятельности нотариата из-за отмены ряда нотариальных удостоверений ииз-за общего сокращения гражданского оборота. Большинство нотариальных конторбыло закрыто. К 1 января 1937 года в СССР осталось всего лишь 122 конторы, втом числе в РСФСР – 74 (в 1924 году было 414, в 1935 году – 59). Нотариальныеположения фактически не применялись.
С1935 года стали появляться тревожные сообщения о развале нотариальной системы.В обширной статье «Что есть нотариус» (Советская юстиция. 1935. № 30) Свердловобращал внимание юристов на очередной (51-й) Пленум Верховного Суда СССР (далее– ВС СССР). Отмечалось, что в большинстве контор обследования не проводилисьуже четыре года. Люди стремились заверить подписи у нотариуса, а не в Советах.В итоге конторы были перегружены. Например, в единственной Московскойнотариальной конторе число ежедневных посетителей достигало 800 человек! Многиенотариусы незаконно заверяли подписи и документы, в том числе руководствуясьнезаконными рекомендациями областных судов. Хуже дело обстояло в нотариальныхстолах исполкомов Советов. В большинстве из них нотариальные действия нигде неотмечались. Выборочная проверка подтвердила, что 90% нотариальных надписей былосовершено с нарушением законов. Свердлов призвал немедленно восстановитьнотариат и возложить часть функций на народных судей. В конце 1934 года подруководством Винокурова было разработано первое Положение о нотариате СССР(возможно, его автором был Васильев-Южин). Проект был одобрен 49-м Пленумом ВССССР и передан в комиссию Енукидзе. Сам текст Положения в архивах не обнаружен.Однако дальнейшего хода проект не имел. В январе 1935 года председатель ВС СССРВинокуров заявил, что «вопрос о сохранении госнотариата решен в положительномсмысле». Планировалось возродить нотариальные конторы в районах, областях,республиках. Руководство должно было быть возложено на старших нотариусов или,в крайнем случае, на народных судей. Назначение и увольнение нотариусов должныбыли производить областные и верховные суды. Общее руководство осуществляет ВССССР и союзных республик.
В1935 году во время возрождения гражданских коллегий в областных судахнотариальные конторы были подчинены председателям этих коллегий (п. 1.дПостановления Президиума ВС РСФСР от 10 мая 1935 года). По ПостановлениюПрезидиума ВС РСФСР от 8 июля 1936 года оперативное руководство нотариатом быловозложено на председателя Гражданской коллегии ВС РСФСР и осуществлялосьгруппой по нотариату при Гражданской коллегии. В реальности руководствопо-прежнему отсутствовало.
10марта 1936 года на президиуме Свердловского областного суда обсуждалась работаСвердловской нотариальной конторы. В области за пять лет не было ни одногосовещания нотариусов, не слушался ни один доклад нотариуса, не проводилось ниодно обследование. С 1930 года из 22 контор 20 было ликвидировано. Осталиськонторы в Свердловске и Перми. Все нотариальное руководство было свалено настаршего нотариуса г. Свердловска Петухова, который разрывался на части.
10июня 1936 года по Постановлению ВЦИК и СНК РСФСР все нотариальные действияизымались из ведения рай/горсоветов и передавались нотариальным конторам инотариальным столам при народных судах. Аналогичные положения были приняты вдругих союзных республиках. Планировалось увеличить число нотариальныхработников в СССР с 601 до 4981! Например, в Свердловской области планировалосьподобрать 14 нотариусов и 59 заведующих нотариальными столами. В Ленинградскойобласти собирались организовать 22 конторы и 60 столов.
Задачавосстановления системы нотариата возлагалась на отделы нотариата НКЮ СССР исоюзных республик. Группы по нотариату при гражданских коллегиях верховныхсудов перешли в отделы нотариата. Отдел нотариата НКЮ СССР должен был состоятьиз восьми оперативных работников во главе с Якубовским. В октябре – ноябре 1936года отдел разработал проект Положения о государственном нотариате СССР. Вотличие от Положения об адвокатуре обсуждение проекта Положения о нотариатепроходило в узком бюрократическом кругу. Проект рассматривался в Наркоматеземледелия, Наркомфине и в СНК СССР. Главный спор возник по вопросу о том, комубудут подчиняться нотариусы НКЮ, областным судам или советам? 30 декабря 1936 годаначальник отдела отчитался о проделанной работе. Далее проект полтора годапролежал в СНК СССР без движения.
Статья9 Положения о НКЮ СССР, принятого 8 декабря 1936 года, возлагала на отделнотариата «общее руководство и надзор за работой нотариальных органов». Этиполномочия были конкретизированы в Положении об отделе нотариата НКЮ СССР от 14января 1937 года. Отдел должен был разработать общие указания для отделов НКЮсоюзных республик (п. 1 Положения), наблюдать за нотариальными органами,проводить ревизии и обследования нотариальных органов СССР (п. 3),разрабатывать законодательство о нотариате (п. 5), созывать совещания нотариусов(п. 7), разрабатывать штаты нотариальных органов (п. 9) и прочее. Характерно,что в этих актах ничего не говорилось о кадровых и дисциплинарных полномочияхотдела. Этот вопрос не был решен.
РуководствоНКЮ СССР в целом безразлично относилось к развитию нотариата. Начальникиотделов пытались активизировать работу нотариата. Глава отдела НКЮ СССР таксформулировал задачи своего отдела: установить структуру нотариата, создатьсистему управления, подобрать кадры и разработать нормативно-правовые акты. По егомнению, к началу 1938 года «работа по восстановлению нотариата в СССР была восновном завершена». В 1937 году в СССР число нотариальных контор достигло 432,нотариальных столов – 1537 (в том числе в РСФСР – 344 и 1504, в остальныхреспубликах – 88 и 33). Рост нотариальных органов в РСФСР был 15-кратным!Например, в Удмуртии Ижевская городская нотариальная контора была преобразованав республиканскую, также были созданы Можгинская, Глазовская, Воткинская,Сарапульская конторы и 20 нотариальных столов. В 1938 году к ним присоединилосьеще шесть новых контор. Подбор кадров был неудовлетворительным. Были назначенылюди без высшего образования, больные, нетрудоспособные, судимые. Наркомюстиции РСФСР Булат разрешил совместительство должностей судебного секретаря инотариуса. В ряде районов обязанности нотариуса исполняли народные судьи илипо-прежнему отделы райисполкомов.
Ещедо введения в действие общесоюзных актов по нотариату НКЮ СССР принималоприказы по совершению отдельных действий. В 1937 году нарком юстиции СССРподписал 13 приказов по нотариату и 1 секретный приказ. Нарком юстиции РСФСРподписал 2 приказа и 5 директивных писем. В 1938 году НКЮ СССР выпустил 11приказов и 2 секретных приказа, НКЮ РСФСР – 4 приказа.
Вначале 1938 года в юридической печати вышло несколько статей, подводящих итогпервого года работы возрожденного нотариата. Хотя авторы в целом положительнооценивали переход к профессиональному нотариату, все же отмечалось бесчисленноемножество примеров противозаконных действий. Некоторые из этих действий былипродиктованы незаконными приказами НКЮ СССР. Отдел нотариата (далее – ОН)готовил проекты приказов для Крыленко, при этом сотрудники имели очень туманноепредставление о действующем законодательстве. Например, Крыленко подписалпротивозаконный Приказ № 66 за 1937 год, Булат – Приказ от 7 мая 1937 года идругие. Противоправная деятельность нотариусов широко освещалась в печати. Так,в Ленинградской области в 1937 году было помещено 63 статьи в районных газетахс подобным содержанием. Оказалось, что было создано множество ненужных контор.Так, в Кировской области на 1 районную нотариальную контору приходилось 7нотариальных действий в день. После ареста Крыленко все недостатки в системенотариата были объявлены вредительством.
Управлениев целом было неудовлетворительным. Согласно Приказу НКЮ РСФСР от 14 марта 1937 года№ 10 «О порядке производства ревизий нотариальных органов» ревизии иобследования должны были проводиться старшими нотариусами, их заместителями,консультантами нотариальных контор, членами областных и верховных судов, «знающиминотариальное дело», инструкторами НКЮ и областных судов и нотариусами районныхнотариальных контор. Копии актов направляли в ОН НКЮ РСФСР. На практикеобследования, как правило, проводили только старшие нотариусы. В Грузии,Украине и Армении руководство осуществляли старшие нотариусы, в ряде другихреспублик – председатели областных судов.
В1937 году ОН НКЮ СССР обследовал все ОН НКЮ республик и 27 контор. НКЮ РСФСРобследовал всего лишь 13 контор. В 1938 году НКЮ СССР обследовал 20 контор ивсе отделы нотариата.
Вомногих наркоматах сотрудники недоукомплектованных ОН использовались не поназначению. Народные судьи заставляли заведующих столами выполнять техническиеработы, выписывать повестки, переписывать приговоры и т.д. В Белоруссии весь ОНна 3,5 месяца был мобилизован для заготовок сельхозматериалов. Ревизоры ОНревизовали народных судей. В НКЮ УзбССР сменилось 5 начальников ОН, в КазССР – 3начальника. В РСФСР в первом полугодии 1938 года НКЮ провел всего лишь 5ревизий и вызвал 21 старшего нотариуса. В Киргизии провели 3 ревизии. ВКазахстане, Таджикистане, Армении и Азербайджане не проводили совещаниянотариусов.
Вовторой половине 1938 года активность работы ОН вырастает. В том году в НКЮ УССРбыло проведено 85 обследований и 333 ревизии, 6 областных совещаний,республиканское совещание старших нотариусов, проинструктировано 3307сельсоветов. В РСФСР прошло 531 обследование, 36 областных совещаний,проинструктировано 1016 сельсоветов. В БССР – 6 ревизий, 59 обследований и 2совещания. Всего в СССР было проведено 1212 обследований. В Ленинградскойобласти облсуд и старшие нотариусы энергично проводили работу по развитиюнотариата. Было проведено 84 доклада для граждан, сделано 48 инструктивно-разъяснительныхдокладов, обследован 201 сельсовет. Обревизовано 18 контор и 21 стол.
Вапреле 1938 года в Узбекистане прошло совещание нотариусов. 27 августа НКЮУзбССР выпустил Приказ. В 54 районах, где отсутствовали нотариальные конторы,обязанности нотариусов возлагались на народных судей. Всего в СССР функциинотариусов выполняли народные судьи 426 районов. В 290 районах нотариальныедействия никто не совершал.
Послесмены руководства НКЮ СССР обновленный ОН вновь приступил к разработкеПоложения о госнотариате СССР. В апреле была сформулирована природа нотариата.Управление возлагалось на старших нотариусов. Нотариусов должны были назначатьоблисполкомы и НКЮ республик. Этот проект вновь подвергся переработке. ОН такжеразработал инструкцию по учету единой госпошлины и депозитных сумм, формы книгнотариальных органов и т.д.
Продолжалосьрасширение нотариальных органов. В 1938 году в РСФСР число контор достигло 373,столов – 1652, в УССР – 56 и 280, в других республиках – 124 и 207. Всего вСССР было 553 конторы и 2139 столов. Из 2761 нотариусов только 71 имел высшееюридическое образование. Подавляющее большинство нотариусов имели небольшойстаж работы в органах юстиции. В 1938 году среднестатистический нотариусвыглядел в образе мужчины в возрасте около 30 – 40 лет, член ВЛКСМ илибеспартийный, образование низшее, стаж работы в юстиции до пяти лет, изгнан издругих органов юстиции по разным основаниям.
Впоследующем министерства юстиции принимали различные акты, расширявшие иуточнявшие функции нотариата. Например, Приказ от 15 марта 1946 года № 9 поналожению запрещений на строения или Директива Д-2 от 11 февраля 1947 года «Опорядке удостоверения договоров об отчуждении автомашин и мотоцикловиностранного производства». Серия директив в 1946 – 1948 гг. запрещаланотариальным конторам удостоверять отдельные виды договоров, свидетельствоватькопии с документов, выданных польскими, прибалтийскими, чехословацкими,румынскими, финскими властями в довоенный период.
Впервые послевоенные годы органы юстиции осуществляли управление нотариатом вминимальной степени. Фактически все управление сводилось к кадровым вопросам.По Положению 1939 года и по номенклатуре (1947 год) МЮ союзной республикиназначали старших нотариусов (в республиках без областного деления всех нотариусов).Начальники УМЮ в РСФСР и УССР назначали нотариусов.
МЮСССР редко интересовалось состоянием нотариата. Вопросы на коллегии понотариальной деятельности не обсуждались. В 1946 году по нотариату вышел 1приказ, в 1947 г. – 3. В отделе нотариата (далее – ОН) МЮ СССР (начальник Н.С.Буднев, а с 1947 года – К.П. Хотьян) в 1946 – 1948 гг. работали 4 человека. За1946 – 1947 гг. отдел провел всего 9 ревизий. Практика работы нотариальныхконтор не обобщалась. В 1947 году ОН МЮ СССР обобщил практику по 3 категориямдел. После смены руководства в 1948 году ОН МЮ СССР проверил работунотариальных органов Туркмении, Таджикистана, БССР, Литвы. Обследовалмосковские конторы. Было составлено 3 директивных письма, несколько инструкций,в том числе Инструкция о порядке учета нотариусами депозитных сумм. Проведено 3обобщения практики: о совершении депозитных операций, о засвидетельствованииподлинности подписей на документах, об отчуждении строений. Проведено 7совещаний. Штат ОН МЮ СССР на 1949 год составлял 7 единиц, фактически – 5. В1948 году ОН разработал проект постановления СМ СССР о переводе контор насамоокупаемость. Но проект побоялись направить. Был разработан паспорт нанотариальную контору.
МЮреспублик занимались вопросами нотариата чуть больше, чем МЮ СССР. ОН былитолько в 8 МЮ республик, в 4 был один ревизор по нотариату (в Азербайджане,Эстонии и др.), а в 4 они являлись одновременно и ревизорами по адвокатуре (вКарелии, Таджикистане, Армении, Туркмении). В 1945 году в БССР был восстановленОН. Он открыл заново все 83 конторы, в 1945 году обследовал 9 УМЮ и 9 контор. Впервом полугодии 1946 года ОН НКЮ РСФСР провел 7 ревизий УМЮ и 16 контор. ПриОН России было организовано прохождение нотариальной практики. Обобщенапрактика работы контор по выдаче свидетельств о праве наследования. В первомполугодии 1947 года ОН МЮ республик обследовали всего 20 управлений юстиции, вТаджикистане и Казахстане – ни одного. В 1947 году МЮ РСФСР обревизовало 20нотариальных органов, 28 контор. Было проведено 18 совещаний, 18 семинаров.
ВАрмении в 1948 году из 17 контор обревизовано 7, в Киргизии – 9 из 18, вЭстонии – 22 из 26, в Молдавии – 23 из 28. В Армении обобщена практика конторпо удостоверению доверенностей. В Молдавии обобщена практика по 4 видамдеятельности (договоры имущественного найма, отчуждения строений, правазастройки, свидетельствование подписей), в Киргизии – по удостоверениюзавещаний, в Эстонии – по выдаче свидетельств о признании лица безвестноотсутствующим. Приказов по нотариату в РСФСР в 1946 году было принято 9, в 1947году – 8, в 1948 году – 6, в 1949 году – 5, в 1950 году – 3, в 1951 году – ниодного. Управление буквально «затухало».
Также поверхностно управляли нотариатом УМЮ республик. Ревизовали единицы контор.Приказы по нотариату составляли буквально единицы. В Башкирии в 1946 годуприказы по нотариату не читались. Ревизии нотариусов проходили «наскоком» по 1 –2 дня. На запросы нотариусов не отвечали. Практика нотариусов проходила за 7 – 10дней, а не за 20 – 25. Московское УМЮ проверило в 1946 году 11 контор. Былаобобщена практика по 5 категориям дел. Проведено 10 семинаров. Начальники УМЮиспользовали нотариусов на другой работе.
Впервом полугодии 1947 года в СССР было обревизовано 687 контор (36%). Наихудшаяситуация сложилась в Прибалтике и в Средней Азии. Большинство УМЮ в СреднейАзии вообще не ревизовали. В ряде областей не проведено ни одной ревизии. УМЮРСФСР провели в 1947 году 700 ревизий нотариальных контор, обобщилинотариальную практику по 88 категориям дел. 419 нотариусов провели практику. В1948 году в Курганской области из 12 контор обревизовано 8. Итоги 5 ревизийобсуждались на оперативных совещаниях. В феврале прошло совещание нотариусов.УМЮ в 1948 – 1949 гг. проводили семинары с нотариусами, организовывалипрактику, учебу, ревизовали (но редко), заслушивали нотариусов на совещаниях,обсуждали практику (редко). В Горьковской области была обобщена нотариальнаяпрактика по 9 категориям дел, в Тамбовской – по 5. Приказ МЮ РСФСР от 27декабря 1949 года № 81 о результатах проверки деятельности УМЮ по Челябинскойобласти по руководству нотариатом указал, что ежегодная ревизия нотариата непроводится. Весь 1952 год МЮ ревизовали органы нотариата. Например, весной 1952года прошла ревизия органов нотариата Мурманской области. Нотариусы выступали всудах вместо адвокатов, удостоверяли документы без необходимых справок. Не великниги учета наследственных дел. Множество грубых нарушений допускалось вАрмении. МЮ Армении слабо контролировало нотариусов. Ревизии поверхностные, ониредко обсуждались на заседаниях коллегии. Практика работы нотариальных конторне обобщалась. Постановление коллегии МЮ СССР обязало МЮ АрмССР исправитьнедостатки.
Всентябре 1952 года в МЮ СССР состоялось совещание начальников отделов нотариатаи ревизоров по нотариату министерств юстиции республик и УМЮ, а такженотариусов. В первом полугодии 1952 года в СССР было обревизовано 38% контор, вРСФСР – 31%. МЮ РСФСР не ревизовало работу нотариальных органов Красноярскогокрая и Новосибирской области с 1942 года, Чкаловской – с 1945 года и т.д. Плохообстояло дело с ревизиями в Грузии, Казахстане, Узбекистане, Литве.Активизировали работу ОН МЮ УССР, Латвии, Молдавии. Качество ревизий оставалосьна низком уровне.
МЮСССР провело в IV квартале 1952 года ряд мероприятий: УМЮ и МЮ республикпровели аттестацию нотариусов; совместно с ВИЮН были подготовлены: пособие длянотариусов; брошюра для сельсоветов; курсы для нотариусов. ОН МЮ СССР сам редкоревизовал ОН МЮ республик, редко обобщал практику. На совещании вновь призывалипроводить ревизии не реже раза в год. Изучать, развивать и улучшать. Ревизорыкритиковали ОН МЮ СССР. Например, ревизор УМЮ по Ивановской области Елкиннапомнил о совещании по нотариату 1950 года. Обсуждались те же вопросы, ноничего не было сделано. Нотариальная практика проходила редко.
Объемыработы нотариата постепенно возрастали. В 1945 году нотариусы в СССР совершили6565000 нотариальных действий, в 1947 году – более 10000000 (больше, чем довойны). На первом месте оставалось засвидетельствование копий (65%), далее – совершениеисполнительных надписей на документах (10%) и т.д. Нотариат приносилгосударству значительные суммы: 61,3 млн. руб. в 1944 году и 150 млн. руб. в1947 году. При этом на нужды нотариата расходовалось 18 – 25% от этой суммы.Количество нотариальных действий в 1947 году выросло по отношению к 1944 году в2 раза. Значительное количество удостоверений совершалось для действий заграницей. В 1950 – 1951 гг. нотариусы совершили уже 30100000 нотариальныхдействий. Нотариусы выполняли много общественной работы. В РСФСР в первомполугодии 1947 года нотариусы провели 488 бесед и докладов, проинструктировали874 сельсовета и провели 22 семинара, в Эстонии – 22 беседы и т.д. В Киргизии,Узбекистане, Туркмении этим занимались единицы нотариусов.
Увеличениеобъема нотариальных действий отставало от роста числа контор и числанотариусов. Соответственно нагрузка на нотариусов возрастала. В Курганскойобласти в 1946 году было 12 контор. Средний возраст нотариуса составлял 35 лет,большинство – со средним образованием, беспартийные, с маленьким стажем.Конторы работали в помещениях судов или юрконсультаций. На 1 января 1948 года вСССР было 1897 нотариальных контор (73% к довоенному количеству). В 1946 – 1947гг. количество контор увеличилось на 827. В 1948 году в Узбекистане было 40нотариальных контор. В Челябинской области на 1 января 1947 года было 23конторы и 24 нотариуса (19 женщин). Штат большинства контор состоял из одногонотариуса без технических работников. В 1945 году в РСФСР штат нотариальныхработников составлял 1739 единиц, в 1946 году – 1870, в 1947 году – 1806, в1948 году – 1893 нотариальных работника, в том числе 139 старших нотариусов и1148 нотариусов.
На 1июля 1945 года в СССР было 1636 нотариусов (в РСФСР – 888). На 1 января 1946 года– 1815 нотариусов (в РСФСР – 1007). На 1 января 1947 года в СССР по штату 2216нотариусов, на 1 января 1948 года – 2104. Фактически 2129 и 2042. В первомполугодии 1946 года ушли 195 нотариусов. На январь 1946 года 57,4% советскихнотариусов не имели юридического образования. Высшее юридическое образованиеимели 3,5%, среднее юридическое – 14,8%. После войны доля нотариусов с высшимобразованием была даже ниже, чем до войны, – 4% против 4,9%. Зато возросла долялиц со средним юридическим образованием: с 11,1 до 17,5%. К 1 января 1948 годадоля лиц с высшим образованием в СССР достигла 7%, со средним – 23,1%. Из 2042нотариусов 144 имели высшее юридическое образование, 472 – среднее юридическое,с курсовой подготовкой – 544, без какого-либо образования – 882. Выросло числозаочно обучающихся нотариусов с 467 до 729. В РСФСР из имеющихся 1154нотариусов только 7,4% имели высшее юридическое образование, 26,9% – среднее. В1947 году 137 выпускников вузов и 177 выпускников школ были направлены на работунотариусами. Несмотря на это, доля лиц с юридическим образованием росла оченьмедленно. Зачастую в нотариат принимали лиц, изгнанных из других органовюстиции.
Наянварь 1946 года мужчины составляли 26%, члены партии – 20,5%. На 1 января 1948года среди нотариусов было уже 33,9% мужчин и 66,1% женщин. Членов партии – 31,7%.Стаж работы до 3 лет имели 45,5% нотариусов. В первые послевоенные годыувеличилось число членов партии. В ряде национальных республик (Туркмении,Киргизии, Узбекистане, Молдавии, Карелии) нотариусы коренной национальностисоставляли единицы. Советский нотариус в послевоенное время – это женщина 35лет с начальным образованием, беспартийная, стаж работы – 3 года. В Челябинскойобласти на 1 января 1947 года из 24 нотариусов (19 женщин) было 3 члена партии,с высшим юридическим образованием – 2. Стаж до 1 года имели 3 нотариуса; от 1до 3 – 7; от 3 до 10 лет – 13. Большинство составляли женщины 25 – 30 лет.
Впослевоенный период нотариусы допускали огромное количество нарушений. Можновыделить следующие причины этих нарушений. Во-первых, низкая квалификациянотариусов. Так, при удостоверении документов нотариусы, как правило, недопускали нарушений, связанных с регистрацией простых документов, и частоошибались при регистрации сложных. Во-вторых, нередко нарушения допускалисьсознательно с целью извлечения личной прибыли. В-третьих, многие конторы былипарализованы наплывом дел при отсутствии помещений и технических работников.
Впервые послевоенные годы нотариат, как и остальные органы юстиции, оставалсядискриминированным правоохранительным органом. Не хватало квалифицированныхкадров, помещений, инвентаря. Органы юстиции так и не смогли наладитьэффективное управление. Из-за низкой оплаты труда сохранялась высокая текучестькадров, и совершались многочисленные правонарушения. Тем не менее, в это времябыли приняты важные НПА, которые зафиксировали изменившийся статус нотариусов.С 1948 года предпринимались усилия по повышению образовательного уровнянотариусов, а с 1952 года – по улучшению их работы.
Законот 19 июля 1973 года содержал нормы о задачах и организации государственногонотариата, принципах его деятельности, компетенции, общих правилах совершениянотариальных действий и применении законодательства о нотариате к иностранцам илицам без гражданства. В соответствии с ним был принят и действовал допоследнего времени Закон РСФСР от 2 августа 1974 года «О государственномнотариате».
Всвязи с переходом к рыночным экономическим отношениям, многообразию формсобственности, развитием предпринимательства, выходом в экономическиепространства возникла необходимость реформирования нотариата.
11февраля 1993 года принят новый закон о нотариате – Основы законодательства РФ онотариате.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Об адвокатскойдеятельности и адвокатуре в Российской Федерации: Федеральный закон от 31 мая2002 года № 63-Ф3 // Российская газета. – 2002. – 3 июня.
2. Вайпан В.А.Настольная книга адвоката: постатейный комментарий к Федеральному закону обадвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации. – М., ЗАОЮстицинформ, 2006. – 786 с.
3. Кодинцев А.Я.Советский нотариат в послевоенный период // Бюллетень нотариальной практики. – 2008.– № 1. – С. 45-55.
4. Кодинцев А.Я.Разрушение и восстановление системы советского нотариата в середине 30-х годовХХ века // Нотариус. – 2006. – № 3, 4.