Влияние циклов конъюнктуры на развитие туристской отрасли

РЕФЕРАТ ВЛИЯНИЕ ЦИКЛОВ КОНЪЮНКТУРЫ НА РАЗВИТИЕ ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ The world economic science testifies that a way of existence of market economy is recurrence, interleaving rises and fallouts of economic activity. In the given operation the attempt of usage of the theory of business cycles with reference to tourist branch is made. The knowledge of a degree of influence of business cycles on tourism, and also nature

of the recurrence of the tourism, will allow the state effectively to regulate this dynamically developing sphere of business. В настоящее время в России проявляется большой интерес к проблемам туризма. Туризм становится самостоятельной отраслью народного хозяйства, способной приносить огромные доходы при условии грамотной инвестиционной политики. Особенно актуальным вопрос об эффективности деятельности предприятий туристско-рекреационного комплекса становится в тех регионах страны, которые традиционно

являются привлекательными для отдыха и туризма (к таковым регионам, в частности, относятся Краснодарский край и Республика Адыгея). Однако очевидно, что для потенциальных инвесторов и кредиторов мало внешней аттрактивности туристско-рекреационного комплекса: необходима его финансовая привлекательность. В связи с этим заинтересованные стороны должны обладать достоверной и полной финансовой информацией о деятельности туристского предприятия. В российской экономической науке уже сложилась устойчивая система

признаков финансовой стабилизации и показателей, характеризующих финансовое равновесие. Тем не менее, для предприятий индустрии гостеприимства характерны несколько иные составляющие устойчивого развития. Различие компонентных элементов финансового равновесия предприятий туристско-рекреационного комплекса и предприятий других отраслей народного хозяйства обусловлено, прежде всего, спецификой деятельности предприятий туристской индустрии. А значит при оценке финансового состояния, анализе платежеспособности
и кредитоспособности, а также диагностике финансовой устойчивости туристских предприятий необходимо использовать качественно новую методологию мониторинга диагностики финансового состояния. Следовательно, регулирование финансовой стабилизации туристско-рекреационного комплекса должно базироваться на иной концептуальной основе финансовой устойчивости предприятия (нежели, к примеру, предприятий АПК). Основное внимание при разработке инновационной методики финансовой стабилизации для предприятий

туристско-рекреационного комплекса необходимо уделить не только специфике туристской отрасли , но и особенностям региона, для которого разрабатывается комплексная аналитическая модель. Таким образом, на сегодняшний день назрела необходимость разработки новой методологии оценки финансовых показателей деятельности предприятия для туристско-рекреационного комплекса, а также адаптации существующей системы показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия, применительно к специфике туристской

отрасли. На основе разработанной методики необходимо в дальнейшем построить новую систему регулирования финансовой стабилизации деятельности предприятий туристско-рекреационного комплекса. Высокая степень зависимости туризма от состояния экономики в целом была замечена еще в 20 – 30-е годы, что подтверждают в частности нижеследующие данные: рис. 1. Рис. 1. Изменение интенсивности туризма в зависимости от конъюнктуры [№ 3,

С. 58]. Период Конъюнктура Средний прирост ночевок внутреннего туризма Средний прирост валового продукта 1924 – 1929 Подъем + 5,4% + 4,2% 1929 – 1933 Спад – 9,5% – 4,5% 1949 – 1956 Подъем + 14,1% + 12,5% В 50 – 60-е гг когда темпы роста туристского спроса оставались стабильно высокими, был сделан эйфорический вывод о том, что туризм в меньшей степени зависит от кризисных явлений экономического и политического
характера. Высокие темпы роста и относительную стабильность туризма к конъюнктурным колебаниям в этот период следует, по видимому, объяснить тем, что именно в 50 – 60-е гг. благодаря росту материального благополучия и покупательной способности все более широких слоев населения происходит важнейшая структурная перестройка туризма: возникают массовый туризм и индустрия туризма, туристская поездка становится из привилегии избранных необходимым условием нормального существования большинства.

Экономические кризисы 1966 – 1967 гг. и в особенности 1973 – 1975 гг 1981 – 1982 гг внесли существенные коррективы в эйфорические настроения по поводу «бескризисного» развития туризма. В 1976 г когда в экономике началось оживление производства, и валовой продукт вырос на 5,5%, спрос в туризме обнаружил тенденцию к спаду. Только в 1977 – 1978 гг когда темпы экономического роста достигли наивысшего пункта, спрос на туристском рынке начинает оживляться.

Стагнация спроса на туристские услуги в начальной фазе экономического подъема 1976 г. развенчала предположение о независимости туриндустрии от общеэкономической конъюнктуры. Лишь в том случае, если в период экономической депрессии продолжается рост вдохов массового потребителя, чему способствует деятельность профсоюзов и система социального обеспечения, можно предположить, что спрос на туристском рынке окажется относительно стабильным.

Исследователи туризма в западных странах, признавая несомненную зависимость изменений в спросе на туристском рынке от общеэкономической конъюнктуры, отмечают, тем не менее, что экономические кризисы оказывают на туриндустрию меньшее влияние, чем на отрасли, ориентированные на производство товаров длительного пользования. Относительная стойкость туризма к изменениям общеэкономической конъюнктуры в значительной степени обусловлена эластичностью спроса на туруслуги.
В годы кризиса происходит перелив спроса от дорогостоящих видов туризма к более дешевым, предотвращая тем самым глубокую депрессию в туриндустрии. Временные рамки периодов развития объема туристского спроса и колебаний общеэкономической конъюнктуры в значительной степени совпадают: «экономическому чуду» 50 – 60-х гг. соответствовал стремительный рост объема спроса; параллельно структурной перестройке в экономике западноевропейских стран во второй половине 70-х г. и трансформации рынка производителей в рынок потребителей

замедляются темпы роста туристского спроса. Стагнация темпов роста характерна в 80-е г. как для экономики в целом, так и для спроса на рынке туризма в частности. В 80-е г. экспансия туризма переходит в русло интенсивного развития: углубление расщепления спроса, выявление новых целевых групп потребителей и освоение нетрадиционных сегментов рынка. В целом, колебания темпов спроса на туруслуги повторяют колебания экономической конъюнктуры, как правило,

с шагом в 1 – 1,5 года. Таким образом, экономические кризисы все же затрагивают спрос на туристские услуги в меньшей степени, чем многие другие отрасли. Это вызвано, в первую очередь, тем обстоятельством, что туризм трансформировался из предмета роскоши в необходимую элементарную потребность массового потребителя. Следует учесть и тот факт, что эластичность спроса и многообразие форм туризма обеспечивают в период

экономических кризисов возможность перелива спроса от дорогостоящих форм организации туристского отдыха к более дешевым. В России развитие туризма происходила по несколько иному сценарию, нежели в Западной Европе. После революции 1917 г. Россия начала строить новую политическую систему и новую экономическую парадигму. О плюсах и минусах социализма сказано немало. Одно можно утверждать точно: Советский Союз благополучно миновал ряд экономических кризисов до
Второй Мировой войны и после нее. Об интенсивном развитии туризма в СССР можно говорить лишь применительно к эпохе «оттепели». Однако в силу известных причин широкое распространение получил внутренний туризм, спад которого наступил в начале 90-х гг. XX века. За десятилетие реформ российский турист изменил свое лицо, превратившись из «рабочего интеллигента» в «нового русского», необремененного не только хорошими манерами, но и элементарной

воспитанностью. Особое предпочтение новый российский турист этого периода отдает отдыху на Канарских островах и подобным забавам. Кризис 1998 г. отмел случайных людей из деловой среды. Постепенно формируется новый потребитель туристских услуг. Повышается доход у среднестатистического россиянина. Рядовой гражданин вновь планирует провести свой отпуск на море, как и в лучшие советские годы.

Этому способствует обширная рекламная кампания российских курортов, стабилизация общественно-политической жизни, рост благосостояния населения и увеличение качества и количества предлагаемых на рынке туристских услуг. На рис. 2. видно, какими темпами изменялся ВВП после кризиса 1998 года. Рис. 2. ВВП в сопоставимых ценах (среднегодовые темпы роста, в %) [№ 12, стр. 40]. 1998 1999 2000 2001 Пройдя через трудное десятилетие экономического спада, нестабильности и социальных

проблем, в последние годы российская экономика проявила способность быстро восстанавливаться и ее динамика превзошла даже самые оптимистические ожидания 1998 – 1999 гг. Годы спада сменились заметным экономическим ростом 1999 – 2001 гг. в результате чего в 2001 г. российский ВВП вырос почти до уровня, официально зарегистрированного в 1993 г. Однако рост ВВП еще не говорит о росте спроса на туристские услуги.
На рис. 3. показана динамика реальных доходов населения, которая говорит о том, что, несмотря на высокие темпы роста ВВП уже в 1999 г уровень реальных доходов заметно вырос лишь к 2000 г. Рис. 3. Реальные располагаемые доходы. Следовательно, о росте спроса на туруслуги реально можно говорить лишь применительно к началу 2000 г когда у населения появляются сбережения, уверенность в завтрашнем дне и желание вложить заработанные деньги в свой отдых.

Итак, говоря о росте экономики в фазах оживления и подъема, можно констатировать, что первоначальный импульс получает промышленное производство, затем оживляется строительство и лишь затем подъем испытывает сфера услуг (рис. 4.). Рис. 4. Темпы роста российской экономики по секторам (в % к предыдущему году) [№ 6, с. 21]. В настоящий момент строительный бум и интенсивный рост промышленного производства, наблюдавшийся последние 4 года, завершились. В тоже время, туризм переживает далеко еще не апогей своего развития

в России. Существует еще очень много мест в стране, где туризм только начинает восстанавливаться после долгого перерыва. В связи с этим возникает необходимость в поддержке туристской отрасли на государственно уровне, включая составление долгосрочных прогнозов развития туризма. Поэтому так важен учет влияния экономических циклов на туризм. Во многих странах туризм является одной из ведущих отраслей экономики.

Он играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, активизации внешнеторгового баланса. В настоящее время туризм в России переживает настоящий бум: увеличилось количество желающих провести свой отдых путешествуя, увеличилось количество фирм, предлагающих качественные туруслуги, увеличилось количество учебных заведений, готовящих специалистов в сфере турбизнеса.
Возникает вопрос: является ли нынешний подъем экономической активности в туризме результатом случайным или же закономерным? Ответ может дать только изучение взаимосвязи спроса на туристские услуги с экономической и политической конъюнктурой. В данной статье сделана попытка использования теории экономических циклов применительно к туристской отрасли. В результате был сделан ряд выводов. Во-первых, прослеживается очевидная взаимосвязь между туристским спросом и экономической конъюнктурой.

Однако благодаря эластичности спроса на туруслуги, туристская отрасль не так сильно реагирует на экономические кризисы. Во-вторых, в годы кризиса происходит перелив спроса от дорогостоящих видов туризма к более дешевым, предотвращая тем самым глубокую депрессию в туриндустрии. В-третьих, туризм не сразу откликается на общее оживление экономики. И лишь когда общеэкономическая конъюнктура находится в фазе подъема, в туризме начинает расти спрос

на услуги. Вообще, цикличность в туризме выглядит следующим образом. Кризисы – результат избытка сбережений у населения, что вызывает недостаток инвестиций (по Кейнсу). Развитие туризма позволит устранить избыток сбережений у населения, привлекая все новых туристов с их деньгами в турцентры. Увеличение спроса, как следствие, порождает рост предложения: турфирмы, средства размещения, предприятия питания и т.д. Превышение темпов роста предложения над темпами роста спроса

приводит к перепроизводству услуг, следовательно, к очередному кризису. Таким образом, знание степени влияния экономических циклов на туризм, а также природу цикличности самого туризма, позволит государству эффективно регулировать эту динамично развивающуюся сферу бизнеса. Литература: 1. Гостиничный и туристический бизнес. Под. ред. проф. Чудновкого А.Д. – М изд-во ЭКМОС, 1998. – 352 с.
2. Любушин Н.П Лещева В.Б Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учеб. пособ. для ВУЗов / под ред. проф. Н.П. Любушина. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2000. – 471 с. 3. Сапрунова В.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. – М.: «Ось – 89», 1997. – 160 с.; ил. 4. Сенин В.С. Организация международного туризма:

Учебник. -0 М.: ФиС, 2000. – 400 с.: ил. 5. Экономическая теория: Учебник. / под ред. А.Г. Грязновой, Т.В.Чечелевой. – М.: изд-во «Экзамен», 2003. – 592 с. 6. Брич А. Путь России к процветанию в постиндустриальном мире. // Вопросы экономики. 2003. № 5. 7. Гайдар Е. Восстановительный рост и некоторые особенности современной

экономической ситуации в России. // Вопросы экономики. 2003. № 5. 8. Илларионов А. Реальный валютный курс и экономический рост. // Вопросы экономики. 2002. № 2. 9. Крюгер Э. Экономический рост и реформы в России. // Вопросы экономики. 2002. № 6. 10. Мау В. Экономико-политические итоги 2002 года и перспективы устойчивого экономического роста. //

Вопросы экономики. 2002. № 1. 11. Макашева Н. Загадка Н.Д. Кондратьева: неоконченная теория динамики и методологические проблемы экономической науки. // Вопросы экономики. 2002. № 3. 12. Обзор основных тенденций российской экономики (из экономического обзора ОЭСР). // Вопросы экономики. 2002. № 5.