МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ Кафедра социально- культурного сервиса и туризма КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «ЭКСКУРСИОННО-ВЫСТАВОЧНАЯ РАБОТА» НА ТЕМУ: «Основы организации экскурсии «Махачкала – клубок религий»»
Выполнила: ст-ка 4 курса, гр. А 651 Магомедова П. З. Руководитель: преподаватель кафедры СКС и Т, проф. Девришбеков Н. Р. МАХАЧКАЛА 2010 Содержание Введение… 3 Глава 1. Теоретические основы организации экскурсии ….1. Понятие и сущность организации экскурсии…2. Технология подготовки и методика проведения экскурсии…
Глава 2. Проектирование экскурсии «Махачкала – клубок религий»…… 1. Методическая разработка экскурсии «Махачкала – клубок религий»…. 2. Индивидуальный текст экскурсии «Махачкала – клубок религий»…. Заключение… Список литературы… Приложения…. Введение Религии и религиозные организации в Дагестане, как и в стране в целом, играют в последние годы заметную роль в общественно-политической и духовной сферах жизни общества. Рост влияния религии на общество связан с демократическими преоб
разованиями последних десятилетий и разрушением прежней идеологической системы в нашем государстве. Религиозная обстановка в Республике Дагестан отражает последствия коренных изменений в государственном и политическом строе страны, которые существенно затронули и сферу государственных и церковных отношений, деятельность религиозных организаций на всей территории Российской Федерации. Взаимоотношения государства и религиозных организаций на территории РД строятся на основе федерального и республиканского законодательства в области
свободы совести. Дагестанская религиозная общественность в полной мере пользуется предоставленной свободой вероисповедания. По данным Комитета Правительства по делам религии в республике функционируют 1594 мечети, 39 христианских и 4 иудейские организации. Активно ведется религиозное обучение молодежи. В последние годы в республике появились нетрадиционные религии. В связи со сказанным определяется актуальность выбранной темы курсовой работы. Цель курсовой работы состоит в разработке культурно-просветительско
й экскурсии «Махачкала – клубок религий». Для достижения поставленной цели в курсовой работе представлены и решены следующие задачи: • изучить понятие и сущность организации экскурсии; • исследовать технологию подготовки и методику проведения экскурсии; • спроектировать тематическую экскурсию «Махачкала – клубок религий». Для решения поставленных задач была проанализирована следующая литература – Кулаев К.В. «Экскурсионная деятельность: теоретические и методологические основы»;
Долженко Г.П. «Экскурсионное дело»; Емельянов Б.В. «Экскурсоведение»; Ханбабаев К.М. «Религии и религиозные организации в Дагестане»; Авшалумова Л.Х. «Иудаизм и его особенности в Дагестане»; Шихсаидов А.Р. «Ислам и исламская культура в Дагестане» и другие. При этом можно отметить, что в научной литературе уделено не достаточно внимания
изучению теоретических аспектов экскурсоведения. Организация экскурсии – это сложный творческий процесс, успех которого зависит от знаний экскурсовода, его жизненного опыта, коммуникабельности и ораторского искусства. В этом организованном процессе познания окружающего нас мира огромную роль играет эмоциональная сторона. Экскурсовод должен уметь заставить экскурсантов не только смотреть и слушать, но и сопереживать вместе с ним. В зависимости от темы экскурсии научное исследование может быть коротким или продо
лжительным, требовать большого количества литературы, написанной на разных языках разными авторами. Для подготовки экскурсии могут потребоваться малые и большие иногда дорогостоящие экспедиции, которые естественным образом, органично дополняют кабинетную часть научных исследований. Определенным мерилом в исследовании является гармония характеров, сочетание эмоционального настроя авторов повествований и создателя экскурсии. Поэтому каждый человек проводит свое научное исследование индивидуаль
но и экскурсия у каждого своя. Экскурсия – это результат двух важнейших процессов: ее подготовки и проведения. Они связаны между собой, взаимообусловлены. Невозможно обеспечить высокое качество проведения экскурсии при непродуманной подготовке. В работе по подготовке новой экскурсии можно выделить два основных направления: • разработка новой темы экскурсии (новой вообще или новой только для данного экскурсионного учреждения); • подготовка начинающего или уже работающего экскурсовода к проведению новой для него
, но уже ранее разработанной и проводимой в данном учреждении экскурсии. Подготовка новой экскурсии проходит три основных ступени: • предварительная работа – подбор материалов для будущей экскурсии; • непосредственная разработка самой экскурсии ; • защита экскурсии на маршруте. В простейшем виде схема всех экскурсий независимо от темы, вида и формы проведения одинакова: вступление, основная часть, заключение. Глава 1. Теоретические основы организации экскурсии 1. Понятие и сущность организации экскурсии Понятие
“экскурсия” согласно толкованию Б.В. Емельянова «являет собой целенаправленный наглядный процесс познания окружающего человека мира, построенный на заранее подобранных объектах в естественных условиях или расположенных в цехах промышленного предприятия, помещениях, лабораториях научно-исследовательского института, залах музея, выставки, мастерской художника и др. Показ чувственно воспринимаемых объектов происходит под руководством квалифицированного руководителя (экскурсовода) и подчинен зада
че раскрытия четко определенной темы». Каждая экскурсия независимо от темы и цели имеет свои признаки и особенности. При отсутствии хотя бы одного из них она не может быть названа экскурсией. Общими признаками для всех экскурсий являются: 1. Протяженность по времени проведения от одного академического часа (45 мин) до одних суток. 2. Наличие экскурсантов. 3. Наличие экскурсовода, проводящего экскурсию. 4. Наглядность, зрительное восприятие, показ экскурсионны
х объектов на месте их расположения. 5. Передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту. 6. Целенаправленность показа объектов, наличие определенной темы. 7. Активная деятельность участников (наблюдение, изучение, исследование объектов). Экскурсия представляет собой наглядный процесс познания человеком окружающего мира, построенный на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в помещениях предприятий, лабораторий, научно-исследовательских институтов и т. д. При рас
смотрении понятия «сущность экскурсии» необходимо иметь в виду обусловленность экскурсионного процесса объективными требованиями. Каждая экскурсия представляет особый процесс деятельности, суть которого обусловлена конкретными закономерностями (тематичность, целеустремленность, наглядность, эмоциональность, активность и др.). В ходе экскурсионного процесса экскурсовод помогает экскурсантам увидеть объекты, услышать об этих объектах необходимую информацию, ощутить величие подвига, значение исторического со
бытия, овладеть практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов. В решении последней задачи большое место занимает формирование умения видеть. Умение видеть, как эстетическое восприятие сводится к умению воспринимать архитектурные массы, краски, линии всякого рода, группировки масс, красок, линий и их комплексы в условиях перспективы, света, воздуха, угла зрения. Умение видеть, как историческое восприятие заключается в следующем: 1. найти в экскурсионном объекте типичные черты и особенности
историко-культурного характера; 2. определить наслоения в экскурсионном объекте, сделанные временем, и его эволюцию; 3. найти исторические факты в монументальных и музейно-исторических памятниках — задача, всегда требующая больших знаний и навыков. Материал экскурсии, профессиональное мастерство экскурсовода в его изложении дают возможность экскурсантам анализировать, делать необходимые выводы. Эти умения в ходе показа и рассказа экскурсантам прививает экскурсовод. При этом в качестве активных помощников экскурсовода в
ыступают авторы экскурсии. Одна из задач экскурсии — выработать у экскурсантов отношение к теме экскурсии, деятельности исторических лиц, событиям, фактам, в целом к материалу экскурсии и дать ей свою оценку. Дать оценку — значит составить представление о ком-либо, чем-либо, определить значение, характер, роль кого-нибудь или чего-нибудь, признать чьи-то достоинства, положительные качества. Оценка экскурсии — это выводы экскурсанта, к которым его подводит экскурсовод. Отношение к экскурсии нужно понимать как: определенный взгл
яд экскурсанта на исторический период, которому посвящена экскурсия; восприятие каких-либо действий; понимание конкретной ситуации, в которой находился писатель, скульптор (художник), создавая свое произведение. В этом процессе большую роль играют материал экскурсии, подача его экскурсоводом. Большинство экскурсантов воспринимают точку зрения экскурсовода, которая становится основой понимания материала и выработки отношения к предмету показа и рассказа. В краткой форме сущность экскурсии можно
определить так: экскурсия — сумма знаний, в специфической форме сообщаемых группе людей, и определенная система действий по их передаче. 1.2. Технология подготовки и методика проведения экскурсии Экскурсия – это результат двух важнейших процессов: ее подготовки и проведения. Они связаны между собой, взаимообусловлены. Невозможно обеспечить высокое качество проведения экскурсии при непродуманной подготовке. В работе по подготовке новой экскурсии можно выделить два основных направления: разработка новой темы
экскурсии (новой вообще или новой только для данного экскурсионного учреждения) и подготовка начинающего или уже работающего экскурсовода к проведению новой для него, но уже ранее разработанной и проводимой в данном учреждении экскурсии. Подготовка новой экскурсии поручается творческой группе. В ее состав включается от 3 до 7 человек, а в отдельных случаях и больше, в зависимости от сложности темы. В большинстве своем это работающие в учреждении экскурсоводы. Часто в качестве консультантов приглашают
ся специалисты различных отраслей – научные работники музеев, преподаватели вузов и средних школ и т. д. Подготовка новой экскурсии проходит три основных ступени: 1. Предварительная работа – подбор материалов для будущей экскурсии, их изучение (т. е. процесс накопления знаний по данной теме, определение цели и задач экскурсии). Одновременно с этим происходит отбор объектов, на которых будет построена экскурсия. 2. Непосредственная разработка самой экскурсии включает в себя: составление экскурсионного маршрута; о
бработку фактического материала; работу над содержанием экскурсии, ее основной частью, состоящей из нескольких основных вопросов; написание контрольного текста; работу над методикой проведения экскурсии; выбор наиболее эффективных методических приемов показа и рассказа во время проведения экскурсии; подготовку методической разработки новой экскурсии; написание экскурсоводами индивидуальных текстов. 3. Заключительная ступень – прием (защита) экскурсии на маршруте. Утверждение новой экскурсии руководителем
экскурсионного учреждения, допуск экскурсоводов, защитивших свою тему, до работы на маршруте. В простейшем виде схема всех экскурсий независимо от темы, вида и формы проведения одинакова: вступление, основная часть, заключение. Вступление, как правило, состоит из двух частей: организационной (знакомство с экскурсионной группой и инструктаж экскурсантов о правилах безопасности в пути и поведения на маршруте) и информационной (краткое сообщение о теме, протяженности и продолжительности маршрута, времени отправления
и прибытия назад, санитарных остановках и месте окончания экскурсии). Основная часть строится на конкретных экскурсионных объектах, сочетании показа и рассказа. Ее содержание состоит из нескольких подтем, которые должны быть раскрыты на объектах и объединены темой. Заключение, как и вступление, не связано с экскурсионными объектами. Оно должно занимать по времени 5-7 минут и состоять из двух частей. Первая – итог основного содержания экскурсии, вывод по теме, реализующ
ий цель экскурсии. Вторая – информация о других экскурсиях, которые могут расширить и углубить данную тему. Заключение так же важно, как и вступление, и основная часть. Очень важно, чтобы экскурсия была достаточно интересна. Но не менее важно, чтобы она не была перегружена потоком ненужной туристам информации, чтобы способ подачи материала не был утомительным, а способствовал бы наилучшему восприятию ее той или иной категорией экскурсантов. В связи с этим тематика экскурсии неп
ременно должна быть сориентирована на определенную категорию экскурсантов. В процессе подготовки новой экскурсии можно выделить ряд основных этапов, которые располагаются в определенном порядке. Рассмотрим их в той последовательности, которая сложилась в практике работы экскурсионного учреждения. Этапы подготовки экскурсии: 1. Определение цели и задач экскурсии. 2. Выбор темы. 3. Отбор литературы и составление библиографии. 4. Определение источников экскурсионного материала.
Знакомство с экспозициями и фондами музеев по теме. 5. Отбор и изучение экскурсионных объектов. 6. Составление маршрута экскурсии. 7. Объезд или обход маршрута. 8. Подготовка контрольного текста экскурсии. 9. Комплектование «портфеля экскурсовода». 10. Определение методических приемов проведения экскурсии. 11. Определение техники ведения экскурсии. 12. Составление методической разработки. 13. Составление индивид
уальных текстов. 14. Прием (сдача) экскурсии. 15. Утверждение экскурсии. Эффективность любой экскурсии во многом зависит от техники ее проведения, связи между методикой и техникой ведения. К технике ведения экскурсии предъявляется ряд требований. В их число входят знакомство экскурсовода с группой, правильная расстановка группы у объекта, выход экскурсантов из автобуса и возвращение в автобус (другое транспортное средство), использование экскурсоводом микрофона, соблюдение времени, отведенного на
экскурсию в целом и раскрытие отдельных подтем, ответы на вопросы экскурсантов и т. д. Знакомство экскурсовода с группой. Экскурсовод, войдя в автобус, всех приветствует, называет свою фамилию, имя, отчество, экскурсионное учреждение, которое представляет, знакомит экскурсантов с водителем автобуса, т. е. начинает экскурсию вступлением. При правильной организации экскурсионной работы подготовка к ней должна происходить заранее. Делают это организаторы экскурсии или турагенты. Сюжет экскурсии долж
ен быть заранее известен экскурсанту. Экскурсант должен знать тему экскурсии. У каждой темы свое вступление. Если состав группы различен (например, местное население и приезжие туристы, взрослые и дети), у одной и той же экскурсии будут разные вступления. Экскурсовод особое внимание обращает на подготовку и исполнение вступления, которое дает конкретную установку экскурсантам, позволяет установить с ними контакт. Выход экскурсантов из автобуса. К выходу экскурсантов нужно заранее готовить. Количество остановок
с выходом группы рекомендуется назвать во вступительном слове, пояснив значение таких выходов, заинтересовать экзотичностью, необычностью объекта. На остановках, где предусмотрен выход экскурсионной группы, экскурсовод выходит первым, показывая пример группе и определяя направление ее движения к объекту. В тех случаях, когда в экскурсиях устраиваются другие остановки, экскурсовод сообщает точное время (час и минуты) отправления автобуса. Необходимо требовать от экскурсантов соблюдения регламента проведения
экскурсии. Расстановка группы у объекта. При разработке экскурсии, как правило, определяется несколько вариантов размещения группы для наблюдения экскурсионного объекта. Следует также обеспечить безопасность экскурсантов при осмотре объектов и при переходе через автомагистрали. Передвижение экскурсантов. Место экскурсовода – в центре группы, несколько человек идут впереди, несколько рядом, остальные – позади. Важно, чтобы группа не растягивалась: расстояние между ее головной
частью и теми, кто идет последними, не должно превышать 5-7 метров. Более сложно установить необходимый темп движения группы в автобусной экскурсии. Здесь, выйдя из автобуса, экскурсовод начинает движение не сразу, особенно если объект расположен в отдалении. Он дает возможность большинству экскурсантов выйти из автобуса и затем, не торопясь, но и не слишком медленно, во главе группы направляется к цели. Подойдя к объекту, он начинает свой рассказ не сразу, а после того, как соберется вся группа. Возвращение экскурсантов в а
втобус. Во время передвижения группы ее возглавляет экскурсовод. При посадке группы в автобус он стоит справа от входа и пересчитывает экскурсантов, которые входят в салон. Делается это незаметно. Убедившись в том, что собрались все участники экскурсии, он входит в автобус последним и подает условный знак водителю о начале движения. Место экскурсовода. Экскурсовод в автобусе должен занимать такое место, откуда ему хорошо видны те объекты, о которых ид
ет речь на экскурсии, но чтобы в поле его зрения находились и все экскурсанты. В то же время экскурсанты должны его видеть. Соблюдение времени в экскурсии. В методической разработке указывается точное время, отведенное на раскрытие каждой подтемы в минутах. Здесь предусмотрено все: показ объектов, рассказ экскурсовода, передвижение по маршруту к следующему и движение группы около наблюдаемых объектов. Умение уложиться в отведенное время к экскурсоводу приходит не сразу. Нужно добит
ься соблюдения времени при проведении логического перехода, освещении отдельно взятой подтемы и основных вопросов. Техника проведения рассказа при движении автобуса. Рассказ во время движения в автобусе должен вестись экскурсоводом через микрофон. При наличии важных объектов или населенных пунктов необходимо остановить автобус, выключить двигатель и только после этого давать пояснения. Это должно быть заранее согласовано с водителем. Ответы на вопросы экскурсантов. В экск
урсионной практике сложилась определенная классификация вопросов. Они подразделяются на: вопросы экскурсовода, на которые отвечают экскурсанты; вопросы, поставленные в ходе рассказа, на которые отвечает экскурсовод; риторические вопросы, которые ставятся для активизации внимания экскурсантов; вопросы, задаваемые участниками экскурсий по теме. Первые три группы вопросов связаны с методикой проведения экскурсий и лишь четвертая группа вопросов имеет отношение к технике проведения экскурсий.
Содержание их различно – иногда они связаны с объектами, иногда – с жизнью известных деятелей, а нередко – с событиями, не имеющими отношения к теме экскурсии. Главное правило работы с такими вопросами – не следует прерывать рассказ и давать немедленный ответ на них, не нужно также отвечать на вопросы по завершении каждой из подтем. Это рассеивает внимание и отвлекает аудиторию от восприятия содержания раскрываемой темы. Содержание ответов не должно носить дискуссионный характер. Паузы в экскурсии. Экскур
совод не должен говорить непрерывно. Между отдельными частями рассказа, рассказом и экскурсионной справкой в пути, логическим переходом и рассказом об объекте и событиях, с ним связанных, должны быть небольшие перерывы. Паузы преследуют следующие цели: – смысловая, когда время перерывов используется людьми для обдумывания того, что они услышали от экскурсовода и увидели своими глазами.; – дать кратковременный отдых экскурсантам. Она не несет какой-либо смысловой нагрузки. Это особенно важно для тех, кто еще не п
ривык к такой активной форме культурно-просветительной работы, как экскурсия. Техника использования «портфеля экскурсовода». Каждый экспонат имеет свой порядковый номер. Это определяет последовательность демонстрации данного экспоната экскурсантам. Экспонат может быть показан экскурсоводом с его рабочего места, передан в руки экскурсантов по рядам для более подробного ознакомления. Иногда в соответствии с методической разработкой экскурсовод организует проигрывание магнитофонных
и видеозаписей. Значение вопросов, связанных с техникой проведения экскурсий, трудно переоценить. Ни увлекательный рассказ об объектах, ни методические приемы показа памятников не дадут необходимого эффекта, если не будут серьезно продуманы все аспекты ее проведения, если не созданы условия для наблюдения объектов. Глава 2. Проектирование экскурсии «Махачкала – клубок религий» 2.1. Методическая разработка экскурсии «Махачкала – клубок религий» 2.2. Индивидуальный текст экскурсии «Махачкала – клубок религий»
Сбор у здания гостиницы «Турист». Здравствуйте, меня зовут Магомедова Патимат Залкиповна, я ваш экскурсовод, водителя автобуса зовут Алиев Али Расулович. Тема нашей экскурсии «Махачкала – клубок религий». В ходе экскурсии вы узнаете историю распространения иудаизма, христианства и ислама в Дагестане, увидите синагогу, Свято-Успенский кафедральный собор и Центральную Джуму мечеть Махачкалы, а также узнаете историю их создания. Продолжительность 18
0 минут. На протяжении многих веков в Дагестане совместно с представителями других национальностей и народностей проживают таты. В прошлом татов называли “горскими евреями”. Такое название этот народ получил не по национальному и языковому признакам, а по географическому, религиозному: они жили в горах и исповедовали иудейскую религию. О появлении на территории Дагестана татов существует несколько версий. Так, например, известный дагестанский ученый-историк
Р.М.Магомедов связывает появление татов в Дагестане с просачиванием с севера ирано-язычных племен, которые потом в период правления Сасанидов осели в разных районах Кавказа. На Кавказе, в течение веков, находясь в среде горских народов, таты восприняли большинство традиций местных религиозных верований. В их религии было много горских обрядов, обычаев и праздников. В жизни, быте, обычаях и нравах татов-иудеев почти не было отличий от жизни других горских народов.
В их семейно-бытовых отношениях господствовали патриархально-феодальные взгляды и пережитки: калым, кровная месть, затворничество женщин и т.д. Достаточно любопытными являются и сообщения о взаимовлиянии иудейства и хазарских культов. По сообщениям хазарского кагана Иосифа, в Хазарию были приглашены еврейские ученые, которые разъясняли хазарским правителям Тору, Мишну и Талмуд. Важно отметить и то, что хазары приняли многие иудейские традиции и обряды. Очевидно, предки татов-иудеев приняли иудаизм от хазар. В конце X
II века Хазарское государство на территории Дагестана перестало существовать, но иудаизм сохранился среди большой общины татов, проживавших и в Прикаспийском крае. Заметим, что во времена хазарского владычества в Дагестане не только предки нынешних татов, но и значительная часть населения, принадлежавшая к другим горским племенам, стала исповедовать иудаизм. Иудаизм имел значительное распространение в районах Кайтага,
Дербента и Тарков, в основном среди татов. Согласно данным, приводимыми исследователями, в Прикаспийском крае жили известные талмудические толкователи: Нахум Гамадай (Мидийский) жил в старой Шемахе к и Ширване, Симон Сафро (сафро – халдейское слово, означающее сочинитель) жил и работал в Дербенте. Что же такое иудаизм? Иудаизм – это не только религия в обычном понимании этого слова, но и образ жизни, стиль поведения, мировоззрение. Иудаизм – одна из древнейших монотеистических религий мира, распрост
раненная среди евреев. Эту религию относят к категории национальных религий. Возникла эта религия во 2000 г. до н. э. в среде скотоводческого и земледельческого населения Восточного Средиземноморья. По представлениям иудаистов, первым иудеем был Авраам авину (Авраам, отец наш), заключивший “брит” (священный союз – “завет”) с Богом, в соответствии с которым евреи брали на себя миссию исполнения предписанных им заповедей – “мицвот”, а Бог обещал умножить и защитить потомство Авраама и дать
ему во владение страну Израиля, обетованную землю. Иудеи считают, что в соответствии с предсказанием, данным во время “брита”, потомки Авраама попали в рабство в Египет на 400 лет, откуда их вывел чудесным образом в землю обетованную пророк Моше рабейну (Моисей, великий наш). Согласно вероучению иудаизма, во время чудесного Исхода из египетского рабства и последовавшего за ним 40-летнего странствия по пустыне Бог на горе Синай через Моисея даровал еврейскому народу богодухновенную Тору
(Закон), или Пятикнижие Моисеево. Этот акт, известный как Синайское откровение, знаменует собой начало существования еврейского народа и принятие им иудаизма. К основным догматам иудаизма относится вера в единого Бога Яхве, в приход Мессии, в бессмертие души и существование загробного царства. Вера во всемогущего Бога Яхве составляет основу иудейской религии. Она является первым и необходимым условием личного спасения иудея.
Иудаисты считают, что при сотворении Бог наградил человека свободой воли и выбора, но повелел исполнять “мицвот” (заповеди), воплощающие добро и правильное поведение человека. Первый завет, заключенный Богом с праотцем человечества Ноем, включает в себя так называемые 7 заповедей сынов Ноя. Они состоят из запретов идолопоклонства, богохульства, кровопролития, воровства, кровосмесительных связей, употребления в пищу мяса, отрезанного от живого животного, и повеления жить по законам. Соглас
но иудаизму принятие Торы еврейским народом сопровождалось возложением на евреев особых 613 заповедей, соблюдение которых необязательно для других народов. Большинство из них определяет нормы бытового поведения, пищевых правил, хозяйственных установлений, гигиенических норм, запретов на смешение несовместимых сущностей (льна и шерсти, мяса и молока, злаков с бобовыми и т.д.). Специальные заповеди касаются культовой сферы, соблюдения праздник ксв, обрядов и богослужений
. Среди заповедей особо выделяется т.н. Декалог, или 10 заповедей, содержащих в том числе универсальные этические и поведенческие нормы человеческого поведения единобожие, запрет на изображение Бога, на произнесение Его имени всуе, соблюдение святого дня отдыха в субботу, почитание родителей, запрет убийства, прелюбодеяния, воровства, лжесвидетельства и корыстного вожделения. Еврейский календарь лунно-солнечный, с 19- летним циклом, внутри которого
12 лет, состоящих из 12 месяцев, и 7-високосных из 18 месяцев. Главным религиозным праздником, стоящим обособленно от прочих, считается Шаббат (суббота), день отдыха, наступление которого отмечается праздничной трапезой и специальным ритуалом после восхождения первых трех звезд в каждую пятницу вечером. В субботу возбраняется всякая работа, связанная с появлением новых, субстанций (в том числе зажигание огня
), передвижение транспортными средствами и другие нарушения покоя. Наиболее важными праздниками после субботы являются: Йом-Кипур (Судный день), Рош-Ашана (Новый год), который отмечается в 10-й и 1-й дни осеннего месяца тишрей (сентябрь) и “три праздника паломничества” в память о совершимся когда-то в эти дни обязательном паломничестве в Иерусалим, Пейсах (Пасха), посвящен памяти об исходе евреев из Египта и наступле-нию весны (март-апрель), Шавуот (Пятидесятница), приходящий на май-июнь и посвящен
ный дарованию Торы, Суккот (Кущи) от-мечается в октябре, посвящен памяти 40-летнего скитания по пу-стыне. А также зимний праздник (декабрь) – Ханука и весенний Пурим. Иудаизм в Дагестане, имеет некоторые особенности, проявляющиеся в переплетении с языческими представлениями и обрядами, характерными для соседних народов. Таты-иудеи единственный народ среди приверженцев этой религии, который, молится, обращаясь лицом в противоположную сторону, к западу. И кафедра, и престол, и кив
от завета находятся у них в западной стене, тогда как у всех других иудеев они находятся в восточной. Известное оживление религиозной жизни среди татов иудеев произошло после присоединения Дагестана к России, лишь после знакомства с иудейским духовенством европейских евреев, заинтересованных в закреплении позиций иудеев в Дагестане. В одном только Дербенте, где жила основная часть татского населения Дагестана перед революцией и в первые годы Советской власти, существовало более семи синагог и неско
лько религиозных школ. В Южном Дагестане и Терской области проживало 1493 семьи, исповедовавших иудаизм, действовало 30 синагог и 39 синагогальных школ, в которых служило 30 раввинов. Так, по данным обзора Дагестанской области, в 1892 г. в Дагестане насчитывалось 15 школ при еврейских синагогах, в которых обучалось 252 человека. В последующие годы число религиозных школ в области изменилось незначительно и составило в 1899 г 26 школ
ах при еврейских синагогах – 469 учащихся. В 1905 году – в 23 горско-еврейских школах обучалось 567 учащихся; в 1913 г. сеть школ несколько сократилась: их стало уже 21, а учащихся 493. Подавляющее большинство учащихся религиозных школ при синагогах составляли мальчики. Накануне Октябрьской революции в Дагестанской области насчитывалось 20 еврейских религиозных школ. В период советской власти в отношении всех религиозных общин, в том числе и иудейских, были допущены грубые ош
ибки. Так были разрушены и ликвидированы многие синагоги. Во время советской власти только в одной Махачкале было закрыто 5 синагог. Так, в г. Махачкале большая синагога располагалась в просторном и красивом здании, но, несмотря на протест верующих, в 1970 г. здание отобрали у верующих, а для молитвы предоставили лишь маленький домик по улице Ермошкина. Сегодня в республике действуют всего четыре синагоги в гг. Дербенте, Махачкале,
Хасавюрте и Буйнакске. Это все связано не только с прошлым (конфискацией недвижимого имущества), но и с настоящим – большим оттоком еврейского и татского населения из республики. Численность иудеев в России растет, строятся синагоги, еврейские общинные центры и школы, возрождается иудейская религия. Так, впервые за 70 лет в Москве состоялась конференция, посвященная проблемам горских евреев – “Проблемы культуры и религии малочисленных народов и этнических групп Российской Федерации”.
На конференции было принято решение о создании Культурного центра горских евреев. Была построена первая синагога горских евреев в Москве. Нормально протекает жизнь и у местных религиозных общин в Дагестане. При синагогах открываются религиозные школы. Синагоги республики поддерживают связь с международными иудейскими культурными центрами, которые оказывают общинам благотворительную помощь, помогают в проведении религиозных праздников. Посильную помощь оказывает общинам республики Федерация еврей
ских общин России (ФЕОР). В последнее время и молодежь стала более серьезно относится к религии своих предков, стала посещать синагогу не только по праздникам, изучать язык – иврит, читать газеты и журналы, которые ежемесячно поступают из всех концов России и из Израиля. Дагестанские граждане, исповедующие иудаизм, живут в эпоху ломки старых этноконфессиональных представлений и формирования новых. Священнослужителями в трех синагогах работают лица, лишь исполняющие обязанности раввинов. Такое положение
связано с сокращением числа грамотных служителей религии, уменьшением количества посещающих синагоги. Но наиболее болезненной проблемой для иудейских общин республики является отток населения, исповедующего иудаизм, за пределы страны. Тем не менее, несмотря на все проблемы, жизнь еврейских общин не останавливается. Как всегда собирается народ на все праздники за большим праздничным столом, проводятся концерты и встречи. Представители иудейских общин принимают самое активное участие в общественной и культурной жизни р
еспублики. Ош участвуют в проходящих семинарах, выставках, конференция? совместно с мусульманами и христианами республики. Так же как и руководители других конфессий республики, Председатели иудейской религиозной общины г. Махачкалы, глава Совета синагог республики Дибияев Ш.М. является членом Экспертного Совета Комитета Правительства РД по делам религий. Иудейская община Дагестана поддерживает самые добрые и дружеские отношения с представите
лями всех других конфессий республики. На сегодняшний день в Махачкале живет 280–290 еврейских семей – это чуть больше 2 тыс. человек. Хотя в середине 1980-х, говорят, еврейская община насчитывала не менее 15 тыс. человек. Считается, что основали общину жители поселка Тарки, который со временем стал махачкалинским пригородом, а в более позднее время ее «костяк» составили бывшие жители Кайтагского района, а также переселенцы из Буйнакска, Кюринского и Табасаранского районов. Ашкеназских евр
еев в Махачкале осталось мало, но они есть. Причем часто – с замечательной «горской» историей. Горские евреи Махачкалы в разговоре друг с другом сразу уточняют, кто откуда родом. Когда в 1886 году горские евреи были официально зарегистрированы на Кавказе, они проживали, по имеющимся данным, в 34 населенных пунктах. Названия своих сел они и вспоминают, уточняя, кто из родственников и сколько поколений назад прибыл в Махачкалу. На ул. Ермошкина автобус сделает остановку, и вы сможете увидеть синагогу построенную уси
лиями Председателя иудейской религиозной общины г. Махачкалы, глава Совета синагог республики Дибияева Шими Мигировича. Первую синагогу – одноэтажную – построили больше 30 лет назад. До наших дней здание не сохранилось. У синагоги имелся потайной вход, сделанный в то тяжелое время с учетом вездесущего КГБ и всех «социалистических реалий». Следующая – трехэтажная – синагога была построена на том же участке земли в 2002 году. Она как бы «выдвинулась» ближе к улице, но все же оставила место
для третьей, уже пятиэтажной синагоги, которую мы можем сейчас видеть. (Приложение 1) Ее строительство было завершено в 2009 г. В цокольном этаже, согласно проекту, располагается кошерная кухня и столовая на 280 человек; на первом этаже – офис общины; на втором – просторный молельный зал. Выше, на третьем этаже, находится еврейская школа, а также еще одна, небольшая кухня для ребятишек. И наконец, на пятом этаже – гостиница.
Дальше наш путь лежит к Свято-Успенскому кафедральному собору. История христианства в Дагестане насчитывает много веков. Дагестан был “крещен” раньше Киевской Руси. И оно прошло все ступени от взлета до полного падения, и возрождения религий различных христианских толков. Условно проникновение и развитие христианства в Дагестане можно разделить на несколько периодов: первые века нашей эры – XIV в XVIII в начало XX в советский период и современный (начиная с кон. 80-х гг.). Нач
альный период Начиная с первых веков нашей эры и до XV в. христианство разных толков проникало в Дагестан. В V-VII вв. грузинские миссионеры распространяют христианство православного толка в западных районах Дагестана, имея в виду установление власти грузинского царя. В этот период в Нагорном Дагестане строилось большое количество церквей и монастырей (наиболее известная, сохранившаяся до наших дней, церковь Датуна (кон. X – нач. XI в. постройки)). В
XIII в. позиции христианства в Дагестане, в частности в Аварии и отдельных районах Южного Дагестана (Табасаран), были довольно прочными. С начала XIV в. христианство теряет свое значение в Аварском княжестве, а в ходе нашествия Тимура в 1395-1396 гг. и распада Грузии и Кавказской Албании православие здесь постепенно уступает место исламу. Сле
дующий этап в распространении христианства на территории современного Дагестана охватывает двухсотлетний период – с начало XVIII в. – до начала ХХ в. После Каспийского похода правительство Петра I привлекало сюда христианское население, в основном армян и грузин, а так же переселяло русское население, исповедующее православие, в приграничные зоны. Еще в 1718 г . А. Волынский советовал Петру заселить прикаспийские области
Дагестана, Азербайджана и Ирана русскими войсками с тем, чтобы обезопасить южные границы своего государства. С целью закрепления присоединенных территорий, в том числе и Дагестана, российское правительство начало строительство крепостей и укреплений. Особое значение имела крепость Святого Креста, построенная в 1724 г . на территории Дагестана. В ее окрестностях были поселены около тысячи терских и тысячи донских казаков, которые прибывали
из Донецких, Бузулукских, Хоперских, Медвединских и Донских городков. Пять казачьих городков, среди которых станицы Каменка, Кузьминка и Прорва, было поставлено по южной границе крепостного района. Таким образом, на Кавказе было образовано новое казачье войско, названное Петром I Аграханским. Еще до Каспийского похода Петр призывал армян и православных грузин к переселению в прикаспийские районы. Были даны указы о покровительстве армянам в крепости Святого Креста, о привлечении и
х к поселению в Баку и Дербенте. Петр I планировал поселить армян «по рекам Сулаку, Аграхани и Терку где они пожелают». Благодаря такой политике Петра I, уже в 1723 г . в Дербенте были образованы значительные «слободы» армян и грузин. Так, например, на карте Дербента 20-х годов XVIII века указано, что в «третьем городе» живут «здешние обитатели, армянские и индийские купцы, евреи и прочие. А в пустом городе вблизи моря была расположена
церковь грузинская, а вокруг нее слобода грузинская». У крепости Святого Креста поселилось 450 армянских и грузинских семей, которые построили дома и лавки, а так же несколько семей восточных купцов. Так началось заселение округи крепости Святого Креста. В 1725-1735 гг. в Прикаспии проживало немало грузин и армян. В составе российских войск числились армянский и грузинский эскадроны, переведенные в крепость Святого
Креста из Гиляна. В 1736 г . в Дербенте были основаны грузинская церковь и монастырь. Усиление распространения христианства отмечается в XVIII в когда увеличился приток на Северный Кавказ переселенцев – русских, украинцев, армян, грузин. Гребенские казаки к началу столетия населяли ряд «городов» по обоим берегам реки Терек. В 1723 году здесь обосновались 500 семей донских казаков. Помимо казаков обосновались несколько тысяч крестьян Курского, Воронежского, Тамбовского наместничества. Все они исповедовали православие.
Большую часть русского населения Кавказа к началу XIX века представляло казачество – терцы и кубанцы, а основной контингент немногочисленных переселенцев составляли государственные крестьяне. До 1890 года на Кавказ ссылали раскольников и сектантов, которых удаляли из внутренних губерний России как «вредный элемент». Исключение составлял Дагестан, который страдал малоземельем и почти не подвергся сектантской колонизации. В связи с окончанием Кавказской войны российское правительство было заинтересовано в скорейшем заселен
ии местностей Кавказа. На рубеже 70-80-х годов XIX в. в Дагестане было образовано значительное число православных сел отставными солдатами, оставшимися при штаб-квартирах войсковых частей, в которых они служили. Например, слобода Дешлагар (ныне Сергокала), бывшая штаб-квартира полка в Дагестанской области, где проживало примерно 194 человека. В это время были построены укрепления Воздвиженское, Евгеньевское, Петровское и другие, а также крепости близ селений Казикумух,
Ахты, Курах, образованы русские слободы в Ишкартах, Чирюрте. В конце XIX – начале XX века радикально изменился контингент переселенцев на территории Дагестана: к переселениям допускались лишь русские крестьяне православного вероисповедания, в том числе и старообрядцы, которые поселились в степях северного Дагестана – селах и станицах современных Кизлярского и Тарумовского районов. Основными районами засел
ения православного населения Дагестана были Кизлярский уезд Терской области и Хасавюртовский округ Дагестанской области, а также города Дагестана – Порт-Петровск, Дербент, Кизляр, Темир-Хан-Шура. Старообрядцы селились в низовьях Терека (сс. Бирючек, Аликазган, Росламбейчик, Чаканное, Акайкино и др.). Определенную конкуренцию православной церкви в Дагестане в указанный период составляли представители к
атолицизма и протестантизма, также распространявшиеся в Дагестане. Так, с 1837 года по 1930 год в г.Темир-Хан-Шуре Дагестанской области действовал римско-католический приход. С 1911 г . в Дагестане появились протестантские течения, такие как штундисты-баптисты, адвентисты-субботники и иеговисты. Так, по сведения окружного миссионера православного священника Емельяна Молодченкова, Благочинному церквей Дагестанской области священнику
Иоанну Шанавадзе в Дагестанской области на 8 декабря 1911 г . было: в г.Порт-Петровске – 11 семей штундо-баптистов, в поселке Алексеевка – 21 семья субботников-адвентистов, на хуторе Шушаново – 29 семей субботников-адвентистов, 44 семьи штундо-баптистов и 12 человек – иеговистов; в поселке Ново-Александровске (теперь село Ниж. Чирюрт) – 7 семей штундо-баптистов. А по одному лишь Темир-Хан-
Шуринскому округу штундо-баптистов – 154 человека. Имели место случаи захвата власти сектантами (например, в поселке Ново-Покровском (ныне село Уллубиевка) адвентисты захватили власть в свои руки, так поселковый старшина Александр Якуша и писарь Семен Величко являлись адвентистами) и преследовали православные семьи в этом поселке. Немецкие колонисты поселившиеся на территории современных Бабаюртовского, Хасавюртовского и
Кизлярского районов были в основном католиками, евангелистами и методистами. В колониях Романовка (Люксембург) и Вандерлоо №1 (Львовский №1) действовали кирхи. В начале XX века православная церковь в Дагестанской области получила довольно широкое распространение. К 1917 г . здесь действовали 22 православные церкви (только в Порт-Петровске действовало 4 православные церкви и одна армянская (счас это здание бывшего клуба госторговли на ул. Дахадаева).
Большое внимание уделялось и религиозному образованию. Почти при каждой церкви имелась церковно-приходская школа. С конца XIX века в городах Темир-Хан-Шура (с 1892 г .), Дербент (с 1893 г .) и Порт-Петровск (с 1892 г .) существовали православные церковно-приходские школы. В 1892 году в Порт-Петровской и Темир-Хан-Шуринской школах обучалось 16
9 учащихся, В 1899 г . в трех православных церковно-приходских школах обучалось 174 учащихся, одна треть из них были девочки. При Николаевской церкви г. Порт-Петровска находилась церковно-приходская школа, в которой с 1906 по 1913 гг. обучалось 106 учащихся, из них: мальчиков – 49; девочек – 57. По национальному составу: русских – 104 и 2 еврейки. Советский период Следующий полный драматизма этап истории христианства на территории Дагестана охватывает период с
1917 года по настоящее время. После Великой Октябрьской революции, несмотря на гонения на церковь, свое влияние на людей религия, в том числе и христианство, не потеряла. Так, в Дагестане в 30-х годах было: 19 – православных храмов; 1 – польский костел; 3 – армянские церкви (в гг. Дербент, Порт-Петровск и Кизляр); 1 – немецкий молитвенный дом. В 1926 г . в Дагестане русское население насчитывало
66 тыс. человек, или 8,8% от общего количества населения ДАССР. Однако с начала массовой борьбы с религией в СССР христианские организации республики, так же, как и другие религиозные организации, не избежали массовых закрытий культовых зданий, их ликвидации. С 1932 г . по 1939 г . в Дагестане были закрыты 29 церквей. Из них переоборудованы под культурно-просветительские учреждения – 4 церкви, под склады – 1 церковь. Так, в г.Махачкале с
1939 г согласно постановления Махачкалинского горисполкома за №1751- 441 от 23 октября 1939 г был закрыт и передан КЭЧ Махачкалинского гарнизона в качестве складского помещения Собор Александра Невского (построен в 1891 г .). Позже он был разрушен, а на его месте было построено современное здание Правительства РД. Были уничтожены величественные храмы в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы в Буйнакске, Георгия Победоносца в
Кизляре, церковь в селе Ново-Александровка (Ниж.Чирюрт). К началу 40-х гг. ХХ в. в республике были закрыты все религиозные организации, в том числе и православные церкви, часть из них была переоборудована под госпитали, склады и т. д. 13 . Также перестали действовать и христианские церковно-приходские школы. В 50-70-х гг. в Дагестане заметно увеличился рост различных религиозных общин протестантского направления. Та
к, в конце 50- начале 60-х гг. ХХ века на территории ДАССР действовало 14 нелегальных христианских общин протестантского направления, в которые входили свыше 400 верующих в гг. Кизляре, Избербаше и пос. Первомайском Кизлярского района общины пятидесятников (трясуны) и баптистов; в г.Хасавюрте – евангельских христиан-баптистов. Никольская церковь, Родопский бульвар, г.Махачкала На 30 мая
1969 г . в республике было зарегистрировано, и действовало 35 религиозных объединений; из них 5 – православных церквей. Они функционировали в гг. Махачкала, Дербент, Хасавюрт, Кизляр, в Кизлярском районе. Так продолжалось до конца 80-х годов ХХ в. в Дагестане. С конца 70-х годов доля русского населения в Дагестане постепенно уменьшается. Об этом свидетельствуют данные переписей населения. Так, по переписи 1970 г в
Дагестане русских насчитывалось 209,6 тыс. человек, в 1979 г . – 189,5 тыс в 1989 г . – 165,9 тыс. В обстановке официальных запретов и осуждений в этот период заметно ослабла роль христианства в семейной обрядности, по крайней мере, чисто внешне. В то же время большинство детей в семьях подвергалось обряду крещения, официальная часть свадьбы сопровождалась негласным венчанием, по умершим в большинстве случаев наряду с гражданской панихидой устраивалась и церковная панихида. Совре
менный период С конца 80-х годов в Дагестане начался процес возрождения православия. Так уже в 1990 г . в Дагестане действовали 10 приходов русской православной церкви (РПЦ), из них 3 церкви – в гг. Махачкале, Хасавюрте, Дербенте, 7 молитвенных домов – в гг. Буйнакске, Каспийске, Кизляре, Избербаше, а также в с.с. Тарумовка и Кочубей Тарумовского района и с. Крайновка Кизлярского района. В 1993 г . действовали всего 4 прихода РПЦ, в 1995 г 7 приходов, в 199
7 г 9 приходов . Свято-Георгиевский храм г. Кизляр В настоящему времени в Республике Дагестан действует 16 православных церквей. Они делятся на два благочиния (округа). В первую, Махачкалинскую благочинию входят кафедральный собор Святого Успения Божьей Матери (г. Махачкала, ул. Орджоникидзе, д.148), настоятель – протоиерей, благочинный Махачкалинского округа, управляющий секретарь епископа Бак
инскою и Прикаспийского по Дагестану Стенечкин Николай Александрович; церковь Казанской Божьей Матери (г. Каспийск, ул. Ленина); церковь Святого Покрова (г. Дербент, ул. Ленина); Собор Святого Знамения Божьей Матери (г.Хасавюрт, ул. Орджоникидзе, 99); церковь Серафима Саровского (г. Избербаш, ул. Буйнакского, 1), часовня
Александра Невского (г. Буйнакск); церковь Александра Невского (село Ахты). церковь иконы Казанской Божьей матери г.Каспийск В Кизлярское благочиние входят: церковь Святого Великомученика Георгия Победоносца (г. Кизляр, ул. К.Маркса, дом 15), настоятель – иеромонах, благочинный Кизлярского округа Пальчиков Юрий Александрович; Никольский храм (г. Кизляр, на кладбище (вместо бывшей часовни)); Никольская церковь (Кизлярский р-он, с. Крайновка); Храм свят
ителя Николая Чудотворца (сел. Брянск, Кизлярский район); церковь Николая Чудотворца (Тарумовский р-он, с. Кочубей); церковь Андрея Первозванного (Тарумовский р-он с.Тарумовка); церковь Пресвятой Богородицы (в селе Таловка, Тарумовского района); церковь Петра и Павла (Тарумовский район с. Коктюбей); часовня Александра Невского (Ногайский район, с. Терекли-Мектеб). В
Кизляре восстановлен женский Крестовоздвиженский монастырь. Все 15 русских православных церквей и монастырь Дагестана входят в Бакинскую и Прикаспийскую Епархию Русской Православной Церкви Московского патриархата. Возглавляет епархию епископ Александр (А.Г.Ищеин), который возведен во епископы Патриархом Алексием II 13 января 1999 г . По благословению Патриарха 2 июня 20
00 года Свято-Успенскому Собору г.Махачкалы был присвоен статус кафедрального. Заметно идет и рост протестантских организаций, так, например с 1994 года в республике действует христианская церковь «Осанна», относящаяся к Совету Христиан Веры Евангельской Пятидесятников России. С 1995 года ведет свою деятельность религиозная организация Евангельских Христиан «Благая весть». На территории республики действуют также 1 Римско-католический п
риход Святой Терезы младенца Иисуса. Определенную тревогу у представителей православной церкви вызывает большой рост за последние годы приверженцев протестантского течения христианства, особенно свидетелей Иеговы, пятидесятников и евангельских христиан. За последние 10 лет наблюдается значительный рост протестантских организаций. Так на 1 июня 2003 года в республике функционируют 28 протестантских организаций, в то время как в начале 2000 года их было 20. В с.
Некрасовка Кизлярского района имеется несколько семей старообрядцев. Идет так же восстановление и армянских храмов – в Дербенте и Кизляре, а так же церкви в с. Нюгди Дербентского района. Армянская церковь в с. Нюгди, Дербентский район Христианство, особенно православного и протестантского направлений, в Дагестане, как и целом в России, прошло трудный, порой трагический путь. Из государственной религии в начале XX в. православие после революции подверглось гонениям. К началу 4
0-х годов все, в том числе и православные храмы Дагестана, перестали действовать. Возрождение в Дагестане христианства происходит в 60-70-х годах и, особенно, после 90-х годов ХХ в. В то же время после 70-х г. ХХ в. в Дагестане число христиан, особенно православных, неуклонно уменьшается. Этот процесс хоть и продолжается и в наши дни, но, благодаря принятой государственными и муниципальными органами власти республики энергичными мерами, в значительной мере замедлился. [2]
Источники К.М. Ханбабаев ХРИСТИАНСТВО В ДАГЕСТАНЕ В XVIII – НАЧАЛЕ XXI ВВ. /ЭВОЛЮЦИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ/[3]