Правовое положение женщин в современной Индии

Оглавление
Введение
Глава 1. Традиционное восприятие женщин
1.1 Положение и права женщин в исламе
1.2 Положение и права женщин в индуизме
1.3 Положение и права женщин в буддизме
Глава 2. Формирование современногоправового пространства
2.1 Движение за отстаивание прав женщин в Индии
2.2 Гражданские и политические права женщин в Индии
Заключение
Список использованной литературы
/>Введение
Актуальность. Правовое положение женщин всовременной Индии определяется обращением к целому ряду насущных вопросовсовременной правовой науки.
Прежде всего, этокасается ценностной значимости для человечества такой правовой категории, какправа человека. В последние годы в отечественном и зарубежном правоведениисущественно возрос интерес к проблематике прав и свобод человека, являющихся,по единодушному признанию исследователей, «основным, системообразующимэлементом в системе культуры каждого общества», индивидуального и общественногобытия. Эта «вечная» проблема социально-культурного развития человечества прошлачерез тысячелетия как сложное многомерное явление, тесно связанное с генезисомсамих правовых норм, в которых и отражалась концепция прав человека.
Особый исследовательскийинтерес к социально-правовому положению индийских женщин, к степени гарантии ихконституционных прав и свобод, затрагивающих, в частности, их право на жизнь,свободу, человеческое достоинство, связан со многими причинами, среди которыхважнейшее место занимает тот факт, что Индия — страна пережившей тысячелетия непрерывнойцивилизации с ее традиционно-институализированным среди большинстварелигиозно-ориентированных приверженцев индуизма отношением к женщине каксуществу неравному, зависимому материально и духовно от мужчины в семье иобществе.
Индия входит в числонаиболее динамично развивающихся стран мира, в которых, однако, не преодоленодействие архаичных антигуманных обычаев и обыкновений, препятствующихдейственному осуществлению гарантий прав и свобод «слабых слоев населения» (поофициальной терминологии), к числу которых Конституцией Индии 1950 г. былиотнесены наиболее обездоленные представители так называемых «неприкасаемых»каст (ныне называемых зарегистрированными»), а также женщины и дети.
Методологияисследования: впроцессе работы над темой мы руководствовались основными принципами историзма.Характер определенных в работе задач вызывает необходимость применения и другихразнообразных методов исследования: проблемно-хронологического; периодизации.
Хронологическимирамками исследованияявляется период, охватывающий Индию второй половины ХХ века и начало ХХI века.
Обзор источников: основой исследования послужилитексты священных книг древней и средневековой Индии (Веды, Упанишады, памятникилитературно-брахманского жанра — дхармасутры и дхармашастры (смрити), ихкомментаторская литература, колониальное законодательство и другиенормативно-правовые материалы колониальной администрации, касающиеся«половинчатого», формально-демократического изменения социально-правовогоположения женщины-индуски в обществе и семье. Особое внимание было уделенозаконодательству суверенной Республики Индии: Конституции 1950г.,нормативно-правовым актам, а также законам, закрепляющим гарантии прав и свободиндийских женщин, направленных на искоренение действующих до настоящего времениархаичных обычаев и обыкновений, затрагивающих их право на жизнь, здоровье ичеловеческое достоинство.
Цель исследования – провести анализ особенностей правовогоположения женщин в современной Индии.
Задачи исследования:
1. Рассмотретьположение и права женщины в исламе.
2. Рассмотретьположение и права женщины в индуизме.
3.Рассмотреть положение и права женщины в буддизме.
4. Дать оценку движениюза отстаивание прав женщин в Индии.
5. Проанализировать гражданскиеи политические права тенденции к правовому положению женщин в Индии.
Структура работы: работа состоит из введения, двухглав, заключения и списка использованной литературы.
Историография: Говоря о степени научнойразработанности темы, следует отметить, что проблема социально-правовогоположения женщин в Индии стала затрагиваться в трудах историков и востоковедовначиная с XIX в. К сожалению, первая историко-правовая работа, посвященнаяправовому положению женщин вышедшая из-под пера профессора Харьковскогоуниверситета А.Н. Стоянова, осталась нам недоступной. В советский период вработах исследователей в рамках господствовавших в то время установокисторического материализма и формационной теории основной упор делался наанализ социально-экономического положения женщин Индии, на их вклад внационально-освободительное движение против колониальных властей.
Задачи комплексногоисследования вопросов социально-правового положения женщин Индии, в частности,эволюции института прав и свобод индийских женщин, действенных гарантий ихреализации, борьбы с пережившим века консервативным традиционализмомпрактически не ставились в полном объеме или же затрагивались косвенным образомприменительно к положению женщин в браке и семье и их участию в трудовойдеятельности.
Начиная со второйполовины XX в., благодаря активизации востоковедческих и индологическихисследований в нашей стране, проблемы социального положения женщин в ДревнейИндии стали предметом особого рассмотрения российских ученых-индологов илингвистов-санскритологов в связи с анализом литературных,философско-религиозных и правовых памятников страны, в числе которых следуетотметить труды А.А. Вигасина, А.М. Самозванцева, А.А. Куценкова, Г.Г.Котовского, Т.Я. Елизаренковой, А.Я. Сыркина, И.П. Глушковой, М.Ф. Альбедиль,Е.Ю. Ваниной, Н.Н. Гусевой и др.
Лингвистический иисторико-культурный анализ важнейших памятников древнеиндийского права приведенв книгах А.А. Вигасина и А.М. Самозванцева «Артхашастра: проблемы социальнойструктуры и права» и «Правовой текст дхармашастры». Первой попыткой дать очеркположения женщины в Древней Индии на основе обращения к текстам древнеиндийскихмифов, эпических поэм и священных книг индуизма стала статья А.А. Вигасина вкниге Е. Вардимана «Женщина в древнем мире». Значительным вкладом в освещение этихвопросов стал выход в 1996 г. коллективного труда «Индийская жена:исследования, эссе», куда вошли статьи известных отечественных ученых-индологово традиционном и современном социальном положении индийских женщин, написанныена основе литературных источников древней,
В 90-е гг. XX в.социальное положение индийских женщин рассматривалось учеными-индологами восновном в статьях, публикуемых в научных журналах. Большой раздел, посвященныйсоциально-экономическому положению женщин в современной Республике Индии, включенв справочное издание «Индия сегодня», подготовленное коллективом автороминститута Востоковедения РАН.
Если говорить отеоретико- и историко-правовом аспекте исследования данной проблемы на основецивилизационного метода, в том числе обосновании его применения прирассмотрении проблем прав человека, истории государства и права, в том числе ипроблем социально-правового положения женщин в современном мире, то следуетотметить прежде всего труды отечественных и зарубежных специалистов в областитеории и истории права, прав человека, гендерной теории: Н.А. Крашенинниковой,Е.А. Лукашевой, Г.И. Мальцева, М.Н. Марченко, Г.И. Муромцева, С.В. Полениной,В.Е. Чиркина, А.М. Лушникова, М.В. Лушниковой, Е.В. Скурко, Н.Н. Тарусиной идр.
За рубежом проблема социально-правовогоположения женщин затрагивалась в ряде работ как европейских, так и индийскихавторов, в числе которых можно назвать А. Альтекара, Д. Муллу, Д. Деретта, П.Дивана, К. Роя, Дж. Форбс, М. Кришнарадж, Г. Муршида и др. Первые книги,посвященные социальному положению женщины в традиционном персональном индусскомправе, выходили из-под пера известных индийских женщин-реформаторов конца XIX –начала XX в. Широкую известность, в частности, приобрела книга Пандиты Рамабаи«Высококастовые женщины-индуски», вышедшая в 1887 г.
Большой общественныйрезонанс получила книга американской писательницы Кэтрин Майо «Мать Индия»(1927г.), написанная на основании личных впечатлений от путешествий по Индии изнакомства с представительницами различных каст и социальных слоев страны.Серьезной попыткой краткого научного анализа социального положения женщин вИндии стала статья индийского ученого-санскритолога — д-ра А.С. Альтекара — «Положение женщины в индусской цивилизации с древнейших времен до наших дней»(1938 г.). После получения Индией независимости исследования в сфересоциально-правового положения женщины стали появляться с завиднойрегулярностью. К числу наиболее фундаментальных работ этого периода относятсятруды известных ученых Д. Муллы «Принципы индусского права» и Д. Деретта «Индусскоеправо в прошлом и настоящем».
Особое общественное иполитическое внимание к «женскому вопросу» в независимой Индии привело кпоявлению ряда исследований на заданную тему разной степени научности: срединих встречались как сугубо публицистические произведения, так и компилятивныетруды, обобщающие литературные упоминания о женщинах в древней и средневековойлитературе, что не исключало появления и ряда обоснованных научныхисследований, проведенных с учетом последних достижений исторической науки. Ких числу можно отнести работы историка Г. Муршида «Сопротивляющиеся дебютантки:ответ бенгальских женщин на модернизацию», 1983; книгу Дж.Форбс «Женщины всовременной Индии», вышедшую в серии «Новая кембриджская история Индии» в 2004г.; сборник статей под редакцией К. Роя «Женщины в ранних индийских обществах»,2005 г. и др.
Глава 1. Традиционноевосприятие женщин 1.1 Положение и права женщин в исламе
Духовный аспект. Коран четко свидетельствует о том,что женщина полностью уравнена с мужчиной перед лицом Аллаха в своих правах иобязанностях. В Коране говорится: Всякая душа — заложница того, что онаприобрела (Коран, 74:38).
Женщина по Корану, ненесет вины за первый проступок Адама. Оба они одинаково виновны в своемнеподчинении Богу, оба раскаялись и оба были прощены (Коран, 2:36, 37,7:20-24). В одном их стихов (Коран, 20:121) вина, фактически, возлагалась наАдама. Что касается религиозных обязанностей, таких, как ежедневные молитвы,посты, помощь бедным и паломничество между мужчинами и женщинами нет различий.Однако, в некоторых случаях женщина имеет определенные преимущества передмужчинами.
Например, женщинаосвобождается от дневных молитв и поста в течение сорока дней после рожденияребенка. Она также освобождается от соблюдения поста во время беременности икормления младенца, если это представляет угрозу ее здоровью или здоровью ееребенка. Если пропущенный пост является обязательным (во время рамазана), онаможет возместить пропущенные дни, когда сможет. Она не должна возмещатьмолитвы, пропущенные по указанным причинам. Женщины, обычно посещают мечетькогда пожелают и не обязаны присутствовать на совместных молениях по пятницам,в то время, как для мужчин это является обязательным (по пятницам). Исламскоеучение окрашено нежным отношением к женщине, так как считается с тем, чтоженщина может кормить или нянчить своего ребенка и поэтому не может пойти вмечеть для молитвы. Ислам также принимает во внимание физиологические ипсихологические изменения, связанные с функционированием женского организма.
Социальный аспект:
а) Детство идевичество
Несмотря на то, чтонекоторые арабские племена считали допустимым убийство младенцев женского пола,Коран наложил запрет на этот обычай и рассматривает его как преступление,приравнивая к любому убийству: И когда зарытая живьем будет спрошена,за какой грех она была убита (Коран, 81:89).
Критикуя родителей,которые отказываются от своих детей-девочек, Коран говорит: “Икогда одного из них обрадуют девочкой, лицо его делается черным, и он удручен.Скрываясь от народа от горечи того, чем обрадован: удержать ли это на унижениеили сокрыть его в прахе? Плохо они рассуждают (Коран, 16:58, 59).Ислам спас жизнь новорожденных девочек не для того, чтобы они позднее страдалиот несправедливости и неравенства, и требует к ним доброго и справедливогоотношения. Среди высказываний пророка Мухаммада (мир ему) по этому поводувыделим следующее.Тот, кто имеет дочь и не похоронил ее заживо, неоскорбляет ее, не предпочитает ей сына, будет введен Аллахом в рай.(Ибн Ханбал, 1957). Женщины имеют право на получение образования наравне смужчинами. Пророк Мухаммад (мир ему) говорил: Стремление к знаниямобязательно для каждого мусульманина (Аль-Байхаки). Под словоммусульманин здесь понимаются как мужчины, так и женщины.
б) Замужество
В Коране ясноуказывается, что супружество имеет целью не только продолжение человеческогорода, но и эмоциональное благоденствие и духовную гармонию. Оно зиждется налюбви и милосердии. Один из наиболее впечатляющих стихов Корана о супружествегласит:
Из Его знамений — что Он создал для вас из вас самих жен, чтобы вы жили с ними, устроил междувами любовь и милость. Поистине, в этом — знамение для людей, которые размышляют. (Коран, 30:21). Согласно Исламскимзаконам, женщину нельзя заставить выйти замуж без ее согласия. Ибн Аббасповедал о девушке, которая пришла к Мухаммаду, Посланнику Аллаха (мир ему) ирассказала, что отец заставил ее выйти замуж без ее согласия, Посланец Аллахапредоставил ей выбор (согласиться с замужеством или отказаться от него) (ИбнХанбал, 2469). Согласно другой версии, девушка сказала: Фактически япризнаю это замужество, однако, я хотела бы, чтобы женщины знали, что родителине имеют право (навязывать им мужа насильно) (Ибн Мадже, 1873). Кроме всехдругих гарантий защиты в замужестве, специально постановлялось, что женщинаимеет полное право на ее Махр, подарок к свадьбе, которыйпреподносился ей мужем и включался в брачный контракт, и эта собственность непереходит к ее отцу или мужу. Понятие Махра в Исламе — это не фактическая илисимволическая цена женщины, как в ряде других культур, а скорее подарок,символизирующий любовь и восхищение. Правила супружеской жизни в Исламе ясны игармоничны, они отвечают природе человека. С учетом физиологического строения ипсихологии мужчины и женщин, оба имеют равные права и обязанности друг переддругом, кроме одной ответственности-лидерства. Это естественное правило любойсовместной жизни и оно соответствует природе человека. Коран постановляет:
И они (женщины)имеют те же права, что и (мужчины) имеют над ними, и мужьям над ними — степень (Коран, 2:228). Эта степень — Кивама(поддержка и защита). Она основывается на природных различиях полов,дающих право более слабому полу на защиту. Она не дает превосходства илипреимущества перед законом. Однако лидерство мужчины в семье не означает диктатмужа над женой. Ислам подчеркивает важность взаимного согласия во всех семейныхвопросах. Коран дает такой пример:
Если оба онипожелают отлучения с согласия между ними и совета, то нет греха над ними… (Коран, 2:233) Помимо тех основныхправил, которые имеет жена, она вправе рассчитывать на доброе отношение ипартнерство, что настоятельно рекомендуют Коран и пророк Мухаммад (мир ему). … Обходитесьс ними достойно. Если же вы их ненавидете, то, может быть, что-либо вам иненавистно, а Аллах устроил в этом великое благо (Коран, 4:19). ПророкМухаммад (мир ему) говорил: …Кто лучше всех среди вас? — тот, ктолучше всего для своей семьи, и я лучше всех среди вас к моей семье. Самыесовершенные правоверные лучше всех в поведении, а лучшие из вас те, кто лучшевсех к своим женам (Ибн Ханбал, 7396).
Поскольку признаетсяправо женщины самой решать вопрос о своем замужестве, признается и ее право наразрыв неудачного брака.
Однако, для обеспеченияустойчивости семьи и защиты ее от поспешных решений, принятых под влияниемвременного эмоционального стресса, мужчины и женщины, намеревающиесяразвестись, должны пройти через определенные этапы и периоды выживания.
Учитывая большуюэмоциональность женщин, чтобы просить о разводе, необходимо представить судуобоснованную причину.
Однако, подобно мужчине,женщина может развестись со своим мужем, не обращаясь в суд, если этопредусмотрено брачным контрактом. В частности, некоторые аспекты Исламскогозаконодательства в вопросах заключения и расторжения брака интересны изаслуживают особого упоминания.
Если продолжениесупружеских отношений по какой-либо причине становится невозможным, мужчинвсе-таки учат искать для них благоприятное завершение.
Коран говорит в такихслучаях: А когда вы дали развод женам, и они достигли своего предела,то удерживайте их согласно принятому, или отпускайте их согласно принятому, ноне удерживайте их насильно, преступая (Коран, 2-231, см. также Коран,2:229 и 33:49).
в) Женщина-мать
Ислам отводит доброте поотношению к родителям второе место после поклонения Богу. И решилГосподь, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него, и к родителямблагодеяние… (Коран, 17:23). Кроме того, в Коране имеются особыеуказания на необходимость хорошо относиться к матерям: И завещали Мычеловеку его родителей. Мать носит его со слабостью поверх слабости…(Коран, 31:14, см. также Коран, 16:55, 29:8) Один человек пришел к пророкуМухаммаду (мир ему) и спросил: О Посланец Аллаха, кто среди людей наиболеедостоин быть моим добрым товарищем? Пророк ответил: Твоя мать.А кто еще? — спросил человек. Пророк (мир ему) ответил: Твоямать. А кто еще? — снова спросил человек, и снова пророк (мирему) ответил: Твоя мать. Кто же еще?- спросил человек. И толькотогда пророк (мир ему) сказал: Твой отец. (Аль-Бухари и Муслим).
Экономическийаспект. Исламутверждает права, которых женщина была лишена как до Ислама, так и позднее(вплоть до нынешнего столетия), права на независимую собственность. По законамИслама полностью признается право женщины на ее деньги, имущество и другие видысобственности. Это право неизменно, независимо от семейного положения женщины.Она сохраняет полное право покупать, продавать, закладывать или сдавать варенду всю свою собственность или часть ее. В законе нигде не утверждается, чтоженщина имеет меньше прав просто потому, что она женщина. Стоит отметить, чтоона имеет право на собственность до замужества и на все, что она приобрела взамужестве. Что касается права женщины иметь работу, следует, во-первых, иметьв виду, что Ислам трактует ее общественную роль матери и жены, как самуюсвященную и главную. Ни няньки, ни служанки не могут заменить мать в воспитаниичестного, полноценного и здорового ребенка. Эта благородная и жизненно важнаяроль, которая во многом формирует будущее нации, не должна рассматриваться какбезделье. Однако в Исламе нет положений, запрещающих работать, когда в этоместь необходимость, особенно в тех областях, которые отвечают женской природе ив которых более всего нуждается общество. Кроме того, нет каких-либоограничений для проявления исключительных талантов, которыми обладает женщина втой или иной сфере. Даже по поводу должности судьи, где может возникнутьсомнение в пригодности женщины для этой должности ввиду ее более эмоциональнойнатуры, мы можем найти у первых мусульманских ученых, таких, как Абу-Ханифа иАт-Табари, высказывания о том, что в этом нет ничего неверного. Кроме всего,Ислам вернул женщине право наследования. Ее доля полностью принадлежит ей, иникто не имеет права претендовать на нее — ни отец, ни муж.
Мужчинам — уделиз того, что оставили родители и близкие, и женщинам — удел из того, чтооставили родители и близкие, — из того, что мало или много, удел определенный (Коран, 2:7). Ее доля в большинствеслучаев составляет половину доли мужчины, без намека на то, что она стоитполовины мужчины! Казалось бы, это грубое несоответствие тем убедительнымсвидетельствам равноправного отношения к женщинам по Исламским законам, которыеобсуждались на предыдущих страницах, — ставить женщину в такое неравноеположение. Такие различия в правах на наследство только отражают разницу вденежной ответственности мужчин и женщин по мусульманским законам. Мужчина поИсламу обязан полностью содержать свою жену, детей, а в некоторых случаях — нуждающихся родственников, особенно женского пола. Эта ответственность неснимается и не уменьшается из-за богатства жены и ее вклада в личный доход, полученныйот работы, ренты, прибыли или другими законными средствами. Женщина, с другойстороны, намного лучше застрахована материально и меньше обременена претензиямина ее собственность. Собственность, принадлежавшая ей до замужества, непереходит к мужу, и она даже сохраняет свою девичью фамилию. Она не обязананести расходы на семью из этой собственности или из своих доходов послезамужества. Она имеет право на Махр, который получила от мужа при вступлении вбрак. В случае развода она может получать суммы, выплачиваемые ей на содержаниебывшим мужем. Изучение права наследования в общих рамках мусульманскогозаконодательства, раскрывает не только справедливость законов Ислама, но иизбыток сочувственного отношения к женщине.
Политическийаспект.Все фундаментальные исследования учения Ислама или истории мусульманскойцивилизации являются свидетельствами равенствами женщины с мужчиной в том, чтомы сейчас называет политическими правами. Они включают право на выборы, а такжена участие в политической жизни. Как в Коране, так и в истории Ислама мы найдемимена женщин, которые участвовали в серьезных дискуссиях и даже спорили с самимПророком (см. Коран, 58:1 и 60:10 — 12). Во время Халифата Омара Ибналь-Хаттаба одна женщина спорила с ним в мечети, доказала свою правоту ивынудила его заявить в присутствии людей: Женщина права, а Омар не прав.Несмотря на отсутствие указаний на это в Коране, один из Хадисов пророкатрактуют как запрет женщине занимать пост главы государства. Цитируемый Хадисприблизительно переводится таким образом: Люди не будут процветать, еслиони позволят женщине стать их лидером. Это ограничение, однако, неимеет ничего общего с правами женщины и ее достоинством. Скорее это касаетсяприродных различий биологического строения и различия в психологии мужчин иженщин. Согласно Исламу, глава государства не только его номинальныйруководитель. Он ведет людей в молитвах, особенно по пятницам и в днипраздников, он постоянно принимает решения по вопросам безопасности,благосостояния своего народа. Его командное положение, например, Командующегоармией, обычно несовместимо с физиологическими и психологическими особенностямиженщины. Медициной установлено, что во время месячных и беременности организмженщины претерпевает физиологические и психологические изменения. Такого родаотклонения могут приводить к стрессовым ситуациям и влиять на их решения.Избыточное напряжение в такие периоды может привести и к другим эффектам. Крометого, некоторые решения требуют максимального рационализма и минимума эмоций,требование несовместимое с инстинктивной природой женщин. Даже в современнуюэпоху в наиболее развитых странах редко встретишь женщину на посту главыгосударства, играющую не чисто номинальную роль, женщину — Командующеговооруженными силами и такое же число женщин — членов парламента или другихподобных органов. Нельзя относить это за счет отсталости различных народов иликонституционных ограничений права женщины занимать пост главы государства иличлена парламента. Логичнее объяснить сложившуюся ситуацию, исходя изестественных и бесспорных различий между мужчиной и женщиной, различий, которыене подразумевают верховенства одних над другими. Разница скорее состоит вовзаимодополняемости обоих полов в их жизненной роли.
Стоит также отметить, чтоположением, которого достигли женщины в наши дни, они обязаны не доброте мужчинили природному прогрессу. Эти права были завоеваны женщинами в долгой ипродолжительной борьбе только в последнее время, после двух мировых войн, иблагодаря техническому прогрессу.
Применительно к Исламу,такое, исполненное сострадания и благородства отношение к женщине, былозакреплено законодательно еще в седьмом веке. И высокое положение женщины вмусульманском обществе было достигнуто не из-за актов протеста и давления состороны женщин и женских организаций, а благодаря сути учения Ислама.  1.2 Положение и права женщин в индуизме
Статус и положение женщинИндии зависят от того, к какому слою общества они принадлежат. В сельскойместности, например, женщина, вынужденная работать по найму, распоряжаетсясобой в большей степени, чем женщина из семьи, которую обеспечивает муж.Занятость вне дома неизбежно порождает дополнительную свободу и обеспечиваетновые внешние контакты, заработок женщин пополняет семейный бюджет, и все этопозволяет им увереннее отстаивать свои права. В основном работницы приходят изнизких каст, в которых разрешаются разводы и вторичное замужество. В высшихкастах женщина не должна трудиться за плату и лишний раз появляться на людях.
Согласно представлениямбрахманов, ей следует быть послушной супругой, исполнительной невесткой изаботливой матерью. Женщина из высокой касты не имеет права требовать развода,а, овдовев, снова вступать в брак. Среди образованных индусов заметно повысилсясредний возраст невест и ослаб запрет на замужество вдов. Это ведет кпостепенному размыванию оков, ограничивающих свободу женщин из престижных каст.
С получением образованиявсе больше девушек предпочитают искать работу вне дома, и именно на них стремятсяжениться многие юноши из средних городских слоев. В таких случаях за невестойчасто не дают приданого.
Женщины в южной Индиизанимают в обществе примерно такое же положение, что и во всей Юго-ВосточнойАзии, тогда как северные области Индии сходны в этом плане скорее с ЗападнойАзией. Например, на севере страны принято закрывать лицо, а на юге такогообычая придерживаются только в мусульманских общинах.
С принятием в 1956 законао наследовании индийским женщинам предоставлено право наследовать недвижимость,которым в равной степени обладают вдова, дочь и мать усопшего. Моногамия сталаобязательной для всех индусов с 1955, когда был принят соответствующийзаконодательный акт о браке. Согласно мусульманским канонам, дочери и вдовытоже располагают правом наследования собственности покойного отца и мужа. Дажев случае развода, повторного брака и бесплодия женщины этойправопреемственности не утрачивают. Для дочери, однако, при этом выделяетсявдвое меньшая доля, чем для сына.
Мужчина, следуя правиламислама, может иметь четыре жены при условии равного о них попечения. Супруг необязан выдвигать причин, обращаясь за разводом, тогда как жена может егодобиться только при согласии со стороны мужа. Браки по традиции устраиваетстаршее поколение. В высоких кастах родителям дочерей на выданье приходитсязаботиться о подыскании женихов в узкой среде.
С официальным признаниемзначимости просвещения предпочтение среди возможных претендентов оказывают тем,кто хорошо образован и получает твердый оклад в учреждении. Поскольку частотаких молодых людей в данной касте бывает немного, им подносят подарки вденежной и натуральной форме от заинтересованных родителей будущей невесты.Имеются ставки, отражающие деловую квалификацию жениха.
Так, молодой человек сврачебным дипломом или работающий в Индийской административной службе вправерассчитывать в ряде каст на приданое в виде нескольких тысяч долларовналичными, легкового автомобиля и других ценных вещей.
После свадьбы молодаяжена оставляет родительский кров и переселяется в дом мужа. Здесь ей предстоитвыполнять разнообразную домашнюю работу под критическим надзором свекрови. Лишькогда она станет матерью, предпочтительно сына, ее семейный статус повысится.По мере того как дети взрослеют и вступают в брак, она сама превращается всвекровь и главу домохозяйства, занимая место своей предшественницы. Во всехслоях индийского общества мать — символ любви и защиты, служащий объектомуважительных и добрых чувств.
1.3 Положение и права женщин вбуддизме
Индийское общество временскладывания палийского канона (4-2 вв. до н.э.) было крайне патриархальным,склонным во всём подчёркивать превосходство мужчин. Приниженное положениеженщин в обществе закреплялось в брахманической литературе, достаточно вспомнитьизвестное изречение Ману: «День и ночь женщины должны находиться взависимости от своих мужчин… Отец охраняет её в детстве, муж охраняет вмолодости, сыновья охраняют в старости; женщина никогда не пригодна длясамостоятельности. „Религиозные потребности женщины в ортодоксальномбрахманизме также не принимались во внимание. Женщинам, наряду с шудрами,запрещалось слушать и изучать Веды, самостоятельно выполнять какие-либо обряды,посты и обеты. Главный религиозный долг женщины — это служение мужу: “Муж,даже чуждый добродетели, распутный или лишённый добрых качеств, добродетельнойженой должен быть почитаем как бог».
Ранний буддизмпродемонстрировал принципиально иной подход к женщинам. Будда прямо признавал,что для достижения Просветления — конечной цели учения — не существует никакойразницы между мужчинами и женщинами, при условии, что и те и другие станутмонахами. В соответствии с этим Будда, после некоторых колебаний, основалженскую монашескую общину, во главе которой стала Махапраджапати, тётка Будды,в детстве заменившая ему мать. Однако вступление женщин в сангху былообставлено несколькими дополнительными условиями. Они известны под названием«Восьми правил» (garu-dhamma) и состоят в следующем.
1. Монахиня, даже еслиона провела в монашестве сто лет, должна оказывать знаки уважения монаху, дажеесли он только что принял посвящение.
2. Монахини не должныпроводить «летнее отрешение» сезона дождей в месте, в котором нетмонахов.
3. Каждые две неделимонахини должны посещать общину монахов для проведения церемонии упосатхи(общего собрания монахов) и получения инструкций и поучений от монахов.
4. После окончания«летнего отрешения» сезона дождей монахини должны участвовать вспециальном собрании обеих общин для обсуждения поведения монахов и монахинь.
5. Монахиня, совершившаянарушение разряда сангхадисеса (тяжёлых проступков) должна подвергнутьсянаказанию в течении двух недель в обеих общинах — мужской и женской. (Длямонаха срок наказания составлял шесть дней и проходил только в мужской общине).
6. До посвящения вмонахини кандидатка должна пройти двухлетний испытательный срок, и затемпосвящение должно быть проведено в обеих сангхах — мужской и женской. Длямонахов подобный испытательный срок не предусматривался и посвящениепроводилось только в мужской сангхе.
7. Монахиня не должнаоскорблять или порицать монаха никаким образом, даже косвенно.
8. Монах может поучатьмонахиню, но монахиня никогда не должна поучать монаха или давать емукакие-либо советы.
Рассказ об основанииженской сангхи и эти восемь дополнительных правил содержатся в 10-й главеЧулавагги. В тексте этого раздела правила сформулированы достаточнокатегорично: «эти правила должны уважаться, соблюдаться и никогда ненарушаться в течении жизни»; однако следует заметить что большинство этихправил входят в состав дисциплинарных правил поведения для монахинь(Bhikkhuni-Patimokkha) и там они включены в раздел Пачиттия, т.е. лёгкихнарушений, которые исправляются простым признанием своей вины. Женскиемонастыри действительно находились под покровительством мужских, однако вомногом подобное покровительство было просто необходимо для защиты монахинь отграбителей или насильников (подобные случаи достаточно часто упоминаются вканоне).
Жизнь монахиньподвергалась несколько большей регламентации, чем жизнь монахов, что отразилосьв большем числе правил Пратимокши для монахинь (311 правил для женщин против227 правил для мужчин в традиции тхеравады). Большинство дополнительных правилкасались лёгких нарушений — женских украшений и одежды, правил посвященияженщин в сангху и выбора наставницы, правил публичного поведения монахинь итому подобных второстепенных предметов. Реально главные ограничениянакладывались на сексуальное поведение монахинь, так, те проступки (например,прикосновение к лицу другого пола), которые для монахов включались в разделСангхадисеса — тяжёлых нарушений, которые могут быть исправлены, для монахиньотносились к разряду Параджика — тяжёлых нарушений, которые требовалибезоговорочного исключения из сангхи. Не следует думать, что это происходило оттого, что Будда считал женщин более склонными к сексуальным наслаждениям, чеммужчины — взгляд, весьма характерный для брахманистской литературы.Исследователи обратили внимание на то, что Будда описывал влечение мужчины кженщине и женщины к мужчине в одинаковых терминах. Большая строгость подобногорода правил для женщин скорее преследовала внешние цели. Во-первых, впатриархальном индийском обществе буддийские монахини, оставившие домашниеобязанности и посвятившие себя поиску освобождения, вызывали значительнобольшее неодобрение, чем мужчины, которым это в принципе разрешалось. Поэтомумонахини всегда могли найти около себя достаточное количество недоброжелателейи должны были держать себя строже. Во вторых, монахиня могла забеременеть, иэто вызывало значительные проблемы в общине как в моральном, так и в чистоорганизационном плане. Видимо, это же соображение было главным при назначениидополнительного испытательного срока перед посвящением в монахини. В каноне упоминаютсяслучаи, когда женщины становились монахинями, уже будучи беременными.
Что заставляло женщинвступать в буддийскую сангху? В идеальном случае главной и единственнойпричиной был поиск конечного освобождения, нирваны, однако на практике делообстояло несколько сложнее. Интересные свидетельства этому остались в«Тхеригатхе» («Стихи старших монахинь»). В отличие от болееабстрактных «Стихов старших монахинь» («Тхерагатха»), стихиженщин-монахинь обращают на себя внимание своими непосредственными чувствами.
Одной из самыхраспространённых причин ухода женщин в монахини была смерть детей. Смерть сына,как показывает история монахини Кисагатами, была особенно чувствительна, таккак положение женщины в семье зависело от наличия мужского потомства. Согласнотрадиционному комментарию к «Тхеригатхе», в женской общинесуществовала большая группа монахинь, вступивших в сангху под впечатлением отпотери своих детей. Руководила этой группой монахиня Патачара, сама пережившаясмерть мужа и двух маленьких детей.
Богатая куртизанкаАмбапали причиной своего обращения в буддизм называет старение и увяданиесвоего прекрасного тела. Среди авторов «Тхеригатхи» были и другиекуртизанки — Аддхакаси, Вимала. Положение таких женщин в индийском обществеотличалось особенной неустойчивостью, несмотря на их видимое богатство.
История Соны, материдесяти детей, в какой-то степени напоминает историю короля Лира. Её муж уже вдостаточно пожилом возрасте ушёл в буддийские монахи, оставив Соне всё своёбогатство. Она же решила разделить имущество между детьми, достаточно взрослымив то время, с тем условием, что они будут содержать её, а она посвятит себярелигиозной жизни. Однако очень скоро дети стали считать престарелую матьобузой и начали всячески третировать её. (По поводу Соны Будда заметил, чтоблагодарные люди появляются в этом мире так же редко, как и ПолностьюПросветлённые). В конце концов Сона сама вступила в буддийскую сангху, и, хотяеё пребывание там проходило небесконфликтно, в конце концов достиглапросветления.
В этой истории обращаетна себя ещё один момент — своеобразное положение женщины, чей муж ушёл вбуддийские монахи. Такая ситуация ранее не встречалась в индийском обществе. Еёположение, видимо, в значительной степени совпадало с положением вдовы, а этоодна из самых худших вещей, какая может случиться с женщиной в индийскомобществе. Возможно, именно поэтому в каноне достаточно часто упоминаютсяслучаи, когда оба супруга становились монахами. Такие случаи обычнорассматриваются как примеры супружеского согласия и верности, но, может быть, уженщины и не было другого выхода.
В некоторых случаях,особенно когда сангха уже стала богатой и уважаемой в обществе, принятиемонашества стало средством проживания и достижения почётного социальногостатуса, тем более что порядки в буддийских общинах были достаточно мягкими посравнению с другими неортодоксальными движениями того времени. Пример подобногорода — история монахини Чанды, чьи стихи также сохранились в«Тхеригатхе». Эта женщина, потеряв мужа и всех родственников, семьлет побиралась по домам, страдая от холода, жары и голода. Однажды она увиделамонахиню, которой все с радостью подавали пищу и питьё, и упросила её взять ксебе в ученицы. После этого, избавленная от безысходной нужды, она приложилавсе силы для постижения буддийского учения. Следует заметить, что Будда невозражал против вступления в сангху такого рода людей. Он надеялся, чтопребывание в сангхе, вместе с добродетельными монахами и монахинями, поможет итаким людям достичь определённого духовного роста. Та же монахиня Чандаблагодаря постоянным усилиям достигла Просветления и стала одной из самыхуважаемых монахинь.
Жизнь женщин в сангхе небыла сплошным праздником. Наряду с бытовыми лишениями, необходимостью постоянножить в общине, находить общий язык с другими женщинами, монахинь часто непокидали и внутренние сомнения в правильности избранного пути. Эти сомненияостались зафиксированы в «Бхиккхуни-самъютте» — небольшой главе«Самъютта-никаи». В состав «Бхиккхуни-самъютты» входятдесять небольших сутр, построенных по одному образцу — монахиня встречается сМарой, буддийским демоном-искусителем, и тот задаёт ей какой-либопровокационный вопрос. Этот сюжет не следует понимать слишком буквально — Марав буддийской традиции скорее олицетворяет внутреннюю слабость и неуверенность,чем какое-либо антропоморфное мифологическое существо. Одно из самых частыхсомнений заключалось в том, что надо наслаждаться жизнью сейчас, пока ещёмолода, чтобы потом не раскаиваться в упущенных возможностях (сутры №№1,4 и 5).Другие искушения — желание иметь детей (сутра №3), сомнение в том, что женщинавообще может добиться просветления (сутра №10), сомнение в учении Будды ижелание перейти в другое учение (сутра №8). Один из вопросов — о том, чтоженщине небезопасно заниматься созерцанием в уединённых местах, в которых онаможет подвергнуться насилию (сутра №5). В данном случае сомнение разрешаетсятем, что монахиня уже овладела сверхъестественными способностями настолько, чтоможет противостоять любым насильникам. Однако примечательно, что этот вопросМары был обращён к монахине, изнасилованной вскоре после посвящения, то естьсомнения подобного рода не были беспочвенны. Наряду с такими более или менеебытовыми вопросами у монахинь возникали и доктринальные сомнения — это преждевсего вопрос о том, кто сотворил мир и все живые существа (сутры №9 и №10).Будда, как известно, отрицал существование какого-либо бога-творца этого мира,поэтому для ответа на этот вопрос требовалось хорошее знание буддийскогоучения. Это вообще один из самых распространённых вопросов, которым Марапытается смутить как монахинь, так и монахов. Тем не менее монахини дают всенужные ответы и посрамлённый Мара, печальный и разочарованный, исчезает с местаискушения. Собственно, важны не столько ответы — во всех сутрах подчёркивается,что победа над Марой происходит тогда, когда женщина узнаёт, распознаёт его, тоесть осознаёт свои сомнения и колебания. В этом проявляется опыт«сати» — внимательности, осознанности — одной из ступеней буддийскойпрактики.
Женщины не тольковступали в буддийскую общину в качестве монахинь, но и активно поддерживалисангху как мирские последовательницы учения Будды (упасики). Буддийская общинав широком смысле состояла из четырёх частей: монахи, монахини, миряне-буддистыи мирянки-буддистки. Функционирование монашеских общин полностью зависело отматериальной поддержки мирян, и женщины-мирянки играли здесь не последнюю роль.Главное, чем расплачивались буддийские монахи за материальную поддержку — этооткрытая публичная проповедь, обращённая ко всем слоям индийского населения, втом числе и к женщинам. Если мирянин или мирянка приглашали монаха на угошение,то после его окончания монах произносил поучение, поясняющее какие-либоположения учения Будды. При этом речь могла идти не только о каких-либоморальных наставлениях, но и о достаточно сложных отвлечённых вещах.Характерный пример такого рода содержится в «Вопросах Милинды», гдеверующая мирянка приглашает двух монахов на трапезу, после чего монахипроизносят для неё проповедь по абхидхарме (самой сложной части буддийскогоучения!).
Крайне интересный образецвзаимодействия монаха и верующей мирянки представляют отношения Будды с царицейМалликой, супругой царя Пасенади, правителем государства Кошала. Маллика обрелаверу в Будду ещё до замужества, после первой же встречи с ним, и оставаласьревностной буддисткой-мирянкой до конца своих дней. Она регулярно раздавалаподаяние буддийским монахам и построила большой зал для сангхи, в которомпроводились религиозные дискуссии.
Своего мужа она такжеобратила в буддийскую веру. Произошло это следующим образом. Однажды царюПасенади приснилось шестнадцать тревожных снов. Его домашний жрец-брахманобъяснил их влиянием злых духов и потребовал совершить большое искупительноежертвоприношение. Однако Будда, приглашённый Малликой, истолковал их вблагоприятном для царя смысле. После этого Пасенади стал буддистом — мирянином.
Будда никогда не оставлялзаботами и вниманием свою верную сторонницу. Во время супружеских ссор он мирилсупругов, неизменно защищая царицу. Будда рассказывает царю об их любви впрошлых жизнях и о том, как они страдали в разлуке. В другой раз Буддарассказывает историю о том, как в одной из прошлых жизней Маллика не покинуласвоего возлюбленного, даже когда тот заболел проказой.
Будда произнёс ипосмертную проповедь после кончины Маллики. После её смерти царь Пасенадикаждый день ходил к Будде, чтобы узнать о посмертной судьбе жены.
Очевидно, что в данномслучае Будда действовал как образцовый «семейный священник», проникшийв семью через жену (женщины, как известно, отличаются повышеннойрелигиозностью), посвящённый во все перипетии супружеской жизни иосуществляющий духовное руководство своими приверженцами. В рамках традицииподобное поведение не может рассматриваться как случайность, отражающаяреальные отношения Будды с конкретной семьёй, но скорее представляет образецвзаимодействия монаха и верующей мирянки, образец, которому в той или инойстепени должны были следовать все буддийские монахи.
Таким образом, статус иположение женщин Индии зависят от того, к какому слою общества они принадлежат.В сельской местности, например, женщина, вынужденная работать по найму,распоряжается собой в большей степени, чем женщина из семьи, которуюобеспечивает муж.
Согласно представлениямбрахманов, ей следует быть послушной супругой, исполнительной невесткой изаботливой матерью. Женщина из высокой касты не имеет права требовать развода,а, овдовев, снова вступать в брак.
О положении женщины всоответствии с мусульманскими законами. стоит упомянуть три основных факта:
1.История мусульман богата именами женщин, совершивших великие деяния во всехсферах жизни, начиная еще с седьмого столетия (н.э.)
2.Никто не может оправдать неправильное отношение к женщине ссылкой на какие-либоуказания и правила Исламского законодательства, никто не может взять на себясмелость уничтожить, ограничить или исказить четко определенные Исламом праваженщин.
3.Во всей истории репутация, добродетельность и материнские достоинствамусульманских женщин вызывали восхищение непредвзятых наблюдателей.
Хотя отношение раннегобуддизма к женщинам, возможно, не было идеальным с современной точки зрения,оно всё же предоставляло женщинам гораздо большие возможности для духовногороста, чем какое-либо другое современное ему учение. Те женщины, которые былиспособны полностью оставить мирскую жизнь, могли стать монахинями и посвятитьсебя поиску освобождения уже в этой жизни. Тем же, кто был ещё не готов к такимрадикальным решениям, буддизм предлагал обширное поле религиозной деятельностии нравственного совершенствования, в надежде обрести благоприятное следующеерождение и добиться освобождение позднее. Можно не сомневаться, что поддержкаженщин была одной из главных причин быстрого распространения буддизма в Индии впервых веках до н. э.
Глава 2. Формированиесовременного правового пространства 2.1 Движение за отстаивание прав женщин в Индии
Положение женщин икастовые различия представлялись проблемами весьма важными с точки зрения какколонизаторов, так, и неоиндуистских реформаторов, поскольку именно онирассматривались как показатель религиозного и социального упадка Индии. Начинаяс 1880-х гг. женщины среднего класса все активнее стали подключаться к профессиональнойдеятельности и движению за реформы, хотя прогресс здесь, был медленным итрудным. Одной из наиболее ярких женщин этого периода была Пандита Рамабаи(1858-1922), которая выступала за образование для юных вдов, прием женщин вмедицинские учебные заведения и подготовку женщин-учителей. В 1887 г. онанаписала книгу “Индуистская женщина высокой касты”, а в 1889-м основалашколу-интернат для юных вдов. Она происходила из брахманской семьи, однаконедовольство ограниченными возможностями для женщин в рамках индуистских реформи движений за возрождение побудило ее принять христианство, за что она былаподвергнута остракизму со стороны бенгальских индуистов.
Многие женщиныподдерживали ее требование образования для женщин, аргументируя его тем, что женщины- “матери страны” — должны получать надлежащее образование. Будущийруководитель женского движения и председатель Индийского национальногоконгресса Сароджини Найду (1879-1926) произнесла следующие слова: “Дайтеобразование вашим женщинам, и страна сможет сама позаботиться о себе… Рука,качающая колыбель, сможет управлять миром”. Стремление женщин к участию врешении национальных проблем набирало силу вместе с их требованием образованиядля женщин. Как и Анни Безант, Сароджини Найду искала подтверждение своейправоты в образах индуистских богинь и героинь индуистских мифов. Тем самым онистремились подобрать индийским женщинам достойные примеры и стимулировать ихучастие в политической борьбе.
Столь высокая активностьженщин продолжалась с 1920-х гг. до обретения Индией независимости в 1947 г. Втечение этого периода женщины вместе с мужчинами принимали участие в кампанияхгражданского неповиновения, организованных Ганди в его борьбе за достижениеИндией независимости. Женщины отстаивали свое право участвовать в “соляномпоходе” 1930 г., протестуя против налога на соль, введенного английскойадминистрацией. Они возглавляли многие группы, борющиеся за отмену законов осоли, против ношения иностранной одежды, за развитие национальнойпромышленности. Они организовывали пикеты и демонстрации. Многие женщины былиарестованы за участие в такого рода акциях.
После обретения Индиейнезависимости усилия женщин вновь сосредоточились на вопросах равноправия.Женщины надеялись, что новое правительство закрепит их требования в конституциии новом законодательстве страны. Действительно, равенство полов былогарантировано Конституцией 1950 г. Однако новое законодательство непредусматривало увеличения возраста достижения совершеннолетия и вступления вбрак, права женщин на развод, изменений в законах о наследстве и приданом (хотяпозднее некоторые вопросы нашли свое отражение в отдельных юридических актах).
Только в 1970-80-х гг. вборьбу за свои права стали вовлекаться массы женщин, а не только немногиеполитически грамотные их лидеры. В стране ширилось недовольство по поводусуществующей системы свадебного приданого и связанных с ним злоупотреблений,насилия по отношению к женщине в семье, случаев изнасилования и обряда сати.Женщины требовали предоставления им права на труд, улучшения законодательства онаследстве, защиты окружающей среды, принятия общегражданского кодекса. Посленескольких неудачных попыток в 1917 г. была создана Всеиндийская ассоциацияженщин. Но только в 1970-80-х гг. стало возможным настоящее развитие женскихдвижений. В больших и маленьких городах, в поселках и деревнях былисформированы инициативные женские группы, поставившие себе целью решениеместных проблем и защиту интересов местного населения. Женщины из всехсоциальных и религиозных слоев общества выразили желание говорить и действоватьоткрыто. Созданный в 1978 г. журнал для женщин под названием “Мануши”, которыйредактировали две женщины, Мадху Кишвар и Рут Ванита, анализировал положениеженщин, их роль в обществе и взгляды на жизнь. Женщины осознавали как своиобщие интересы, так и существующие между ними разногласия. Они протестовалипротив возрождения религиозной общинности, ведущей к непрекращающемусяконфликту религиозных и политических убеждений индуистов, мусульман и сикхов имешающей женским движениям помогать всем женщинам, независимо от ихпроисхождения и вероисповедания.
Еще до появления “ЗаконовМану” в ведийском обществе существовало привилегированное положение мужчин,которые являлись главами семейств и наследовали собственность. Долгом женщины,ее дхармой, было рождение сыновей. “Даруй дочерей кому угодно. Мне же даруйсына”. Эта установка упорно сохранялась в обществе, на что указываетприведенная ниже женская молитва: “Да наполнятся дома наши женами сыновейнаших, но пусть будет в них меньше дочерей наших. Да лицезрят они внуков иправнуков наших”. Многие записи автобиографического характера, сделанныеиндийскими женщинами, подтверждают то, что рождение дочерей неприветствовалось.
Невозможность родить сыначасто рассматривалась как наказание за дурное поведение в предшествующей жизнис неблагоприятными последствиями для настоящего. Согласно традиции, сыновья нетолько обеспечивают семью и отправляют необходимые ритуалы, провожая впоследний путь своих родителей, но в момент вступления в брак приносят такжебогатство и достаток в семью. Что же касается дочерей, то они просто разорениедля семьи, поскольку при выдаче дочери замуж ее родителям придется передатьденьги и имущество (приданое) родителям жениха.
Приданое за дочерей былозапрещено специальным законодательным актом 1961 г. Тем не менее эта практика,которая прежде существовала только в высших кастах, находит сегодня все большеераспространение. При этом расходы родителей, связанные с выдачей дочерей замуж,постоянно возрастают. И хотя как мужчины, так и женщины заявляют, что онипротив этой традиции, система приданого продолжает существовать. Наиболеесерьезное беспокойство вызывает жестокое обращение с женами, связанное сприданым. Муж и его родственники продолжают требовать от родителей женыдополнительные деньги и вещи уже после свадьбы, и эти требования частосопровождаются жестоким насилием вплоть до убийства жены, обычно путемпричинения ей тяжелых ожогов, с тем чтобы муж мог повторно жениться и получитьновое приданое. Нередко, не выдержав постоянного жестокого обращения, женщинысовершают самоубийство. Вот некоторые заголовки индийских газет: “Девушкаскончалась от ожогов” (16 февраля 1995 г.), “Домохозяйка сводит счеты с жизньюпосле актов насилия из-за приданого” (20 ноября 1994 г.).
С конца 1970-х гг. многиемужчины и женщины в Индии и за ее пределами активно выступают против традиций,связанных с приданым. Некоторые семьи отказываются давать и получать приданое.Эта идея была поддержана рядом религиозных групп. В 1983 г. в закон о приданомбыли внесены поправки, и некоторые виновные в его нарушении оказались зарешеткой. Однако полиции и судам подчас трудно отличить несчастный случай накухне от убийства из-за приданого.
А теперь представьте себестрах и беспокойство родителей, у которых рождаются одни дочери. Как собратьденьги на приданое? Не станут ли их дочери жертвами жестокого обращения послесвадьбы? Именно такого рода страхи и делают заманчивым определение пола ребенкадо его рождения. Для потенциальных родителей, которые могут позволить себеамниоцентез и в случае необходимости аборт, это не лишено смысла. Газета “Таймсоф Индия” за 1986 г. проанализировала соотношение числа абортов и тестов поопределению пола ребенка. Проведенные в том же году в Бомбее медицинскиеисследования показали, что из восьми тысяч тестируемых таким образом абортовтолько один показал эмбрион мужского пола.
В Индии на сегодняшнийдень существуют некоторые аспекты и считаются «исламскими», на самом деле несоответствуют подлинному смыслу Корана.
В первую очередь сюдаотносятся неограниченная полигамия и форма развода, при которой мужчинедостаточно лишь заявить о своем намерении расторгнуть брак. (С точки зренияШариата объявление мужем развода служит лишь началом бракоразводного процесса,который занимает несколько месяцев, представления о чем среди индийскихмусульман, к сожалению, весьма слабые).
Мусульманском бюро почастному праву, считающем себя единственным компетентным органом по даннымвопросам в Индии не всегда последовательно отстаивало права женщин. Бесполезнопросто провозглашать, что Ислам предоставляет нам широкие права и ничего непредпринимать.
В то же время необходимозаметить, что рассуждения о нарушении прав мусульманок часто страдают излишнейпатетикой. Из-за этого недостает анализа скрытых мотивов.
Например, многиенемусульмане считают, что в Исламе многоженство – весьма распространенноеявление, но из 1003 опрошенных семей ученые столкнулись лишь с двумяполигамными браками. В то же время было обнаружено, что некоторые немусульманезаявляют о том, что обращаются в Ислам лишь с одной целью: заключить брак совторой женой, и после этого возвращаются к своей прежней вере. Такоезлоупотребление религиозными правами нужно запретить.
Улемам, в том числевходящим в Мусульманское бюро по частному праву, следует в своей работеучитывать гендерные аспекты. То положение, которое мы имеет сегодня в даннойобласти, вряд ли можно назвать удовлетворительным.
Для того, чтобы изменитьситуацию, в Бюро более широко должны быть представлены женщины. Если сегодня мыговорим о 33% представительстве женщин в парламенте Индии, то что мешает ввестив состав Бюро такое же число мусульманок?
Иногда приходится слышатьзаявления, что нежелание Бюро отходить от укоренившегося понимания частногоправа связано с опасением раскола среди мусульман и возникновения различныхверсий мусульманского частного права.
Безусловно, неуверенностьмусульман Индии в завтрашнем дне приводит к некоему «кризису самоидентичности»,к подозрениям, что некоторые политические силы жаждут развала исламскогосообщества. Однако, уходя от обсуждения жизненно важных вопросов, мы лишьусугубляем существующее положение дел.
Между тем, мусульманеИндии должны учиться жить в обществе, где существует религиозный плюрализм.Конечно, ответственность за это лежит не только на приверженцах Ислама, нотакже на государстве и на представителях других конфессий. На мой взгляд,мирное сосуществование в пределах одного государства нескольких религиозныхсообществ, каждое из которых сохраняет свою идентичность, отнюдь не являетсячем-то невозможным или труднодостижимым.
Женщины, входящие всостав Мусульманского бюро по частному праву действительно выявляют важныепроблемы, стоящие перед мусульманками. Однако в целом роль женщин в этом Бюро,где большинство составляют мужчины, явно занижена. В результате они не могутполноценно выразить свое мнение, и их голоса часто невозможно услышать.
Кроме того, стоит учесть,что входящие в состав Бюро женщины были не избраны, а назначены. Естественно,при этом предпочтение отдавалось более сговорчивым.
Необходимо в первуюочередь подчеркивать, что женщины в Исламе обладают всеми основными правами,которые охраняются Шариатом. Коран говорит о равенстве прав мужчин и женщин нафундаментальном уровне.
Однако подавляющеебольшинство мусульманок Индии либо вообще не имеет представления о своихправах, либо знает о них очень немного. Бюро должно стремиться исправитьподобное положение дел, активно просвещая мусульман обоих полов в области прав,предоставляемых женщине Кораном.
Но прежде проблемы,стоящие перед мусульманками Индии сегодня, должны быть признаны. Возьмем,например, вопрос о приданом. Сейчас этот пережиток объявлен «неисламским»,однако он по-прежнему широко распространен среди мусульман. Сегодня необходимцелый поток фетв по данному вопросу, однако я не вижу, чтобы кто-нибудь выносилих.
Под большим давлениемБюро, наконец, стало говорить о необходимости такого контракта. Это хорошийпризнак, поскольку таким образом появляется возможность прямо оговорить праваженщины.
Ведь в некоторых районахстраны заключаются брачные контракты, очень подробно оговаривающие обязанностижены. Часто там можно встретить положение о том, что она даже не можетзаговорить с кем-либо без согласия мужа и т.д.
Поэтому типовой брачныйконтракт, безусловно, является шагом вперед. Однако остается проблема,заключающаяся в том, каким образом достигнуть консенсуса среди представителейразличных школ мусульманского права. Ведь даже в том случае, если Бюро одобритпредложенный типовой контракт, согласятся ли с ним кади (судьи) на местномуровне?
Необходимо вести диалог сулемами, а не противостоять им. Однако в настоящее время нет площадки дляобщения. В результате образуется глубокая пропасть, мешающая нам понимать друг друга.
Когда вы ведете приватнуюбеседу с некоторыми из улемов, они соглашаются с тем, что положение с правамиженщины действительно неудовлетворительно. Однако, выступая перед публикой, этивопросы ими почему-то замалчиваются. Возможно, некоторые улемы опасаются, чтоот подобных откровенных высказываний пострадает их авторитет.
Между тем, крайненеобходим диалог улемов с общественностью, если мы действительно хотим добитьсятех изменений в обществе, над которыми работаем. Мы должны учиться у них и в тоже время разъяснять им реальное положение дел в сегодняшнем обществе.
Сегодня существует целыйряд авторов, пытающихся обосновать необходимость справедливости в отношенияхмежду мужчиной и женщиной, исходя из широкой исламской парадигмы. Однако перспектива,о которой мы говорим, осуществится в результате деятельности медресе самих посебе.
В целом они остаютсяоторванными от внешнего мира, их учащиеся, как и учителя, имеют смутныепредставления о том, что происходит во внешнем мире. Там преподают в основном фикх(исламскую юриспруденцию), и у учащихся либо нет никаких знаний о нынешнихсоциальных реалиях, либо же они весьма ограничены. Поэтому в медресе необходимоввести курс современных общественных наук.
Изучение фикха,безусловно, имеет большое значение, но оно должно идти рука об руку спониманием той ситуации в обществе, к которой он может быть применен. Для тогочтобы думать о перспективах, необходимо сначала увидеть, какова жизньмусульманок сегодня. А этого нельзя сделать в социологическом вакууме. Дляэтого требуются «живые» исследования этой жизни.
За последние годы вразличных районах Индии появились медресе для девочек.Это безусловно,хорошая вещь. По крайней мере, у учениц появятся собственные знания об Исламе ипонимание Корана. Кто знает: может быть, они пойдут дальше и бросят вызовглубоко укоренившейся патриархальной системе?
Тем не менее, в этихмедресе гендерные вопросы вряд ли рассматриваются так, как это требуетсясегодня. Их подход к Исламу сохраняет отпечаток архаичных и патриархальных формсознания и жизнедеятельности. Ударение делается в основном на обязанностяхжены, а содержащееся в Коране послание о равенстве полов, как правило,упускается из виду.
Одна из причин этогосостоит в том, что авторами текстов учебников для медресе, а также тойлитературы, которую читает большинство исламского сообщества, редко выступаютсами мусульманки. Почти все книги о роли женщины в Исламе написаны мужчинами.
В то же время самимусульманки могли бы взглянуть на эту проблему под другим углом, что и делаютнаши сестры в некоторых странах. В Индии мало женщин, пишущих об Исламе.Грустно, что наши мусульманки не понимают того, что они – достаточно зрелые длятакой работы.
Поэтому естественно, чтосами женщины должны как можно активнее изучать Ислам. Со временем это обеспечитим возможность добиться статуса полноценных членов общества.
 2.2 Гражданские и политическиеправа женщин в Индии
Сегодня Индия гордитсятем, что является самой большой демократической страной в мире. Знаменитаяконституция, усовершенствованные демократические институты и подлинное участиеграждан в управлении обществом являются признаками этой демократии. Преданностьдемократическому процессу воспитывается и защищается независимыми судебнымиорганами, быстро реагирующими средствами массовой информации и активныминеправительственными организациями. Признаки живой демократии присутствуютповсюду вокруг нас.
Живой демократиейназывается такое устройство, когда каждый человек может найти свое место вобществе, знает свои права и выполняет свои профессиональные обязанности всоответствии со своими способностями. Индийская многопартийная демократия –успешное воплощение такого процесса. После обретения независимости в Индиирегулярно проходят свободные выборы, в которых участвует несколько кандидатов.Масштабы избирательного процесса поистине огромны: на 620 миллионов избирателейтребуется 4,5 миллиона сотрудников избирательных участков. В то время как вотдаленные сельские районы избирательные урны приходится доставлять на слонах,в других районах используется электронная система голосования. Сильные стороныиндийской демократии еще раз были продемонстрированы в октябре 2002 годажителями Джамму и Кашмира, когда 44% избирателей приняли участие в голосовании,сделав свой выбор несмотря на террористическую угрозу.
Ассимилирующий характериндийского общества также делает Индию по-настоящему демократической страной.Вековые традиции приведены в соответствие с современной концепцией демократии.Индия принимает иностранцев, и влияние других культур рассматривается какобогащение своей собственной, именно активное приятие стало причиной успешногоразвития и процветания демократии в современной Индии.
В Индии сосуществуетмножество культур, эта страна стала домом для людей всех мировыхвероисповеданий. Беспристрастное отношение к какой бы то ни было религии – этоне только стиль жизни, это философия, ставшая частью истории Индии. Повсюдумногообразие: и в географии, и в культуре. На земле могущественных гор изавораживающих пустынь, на земле, омываемой водами трех океанов, живет миллиардчеловек, говорящих на 18 основных языках, поклоняющихся разным богам иотмечающих различные праздники. Они воспевают единение. Они прославляютиндийскую самобытность.
Правительство Индии всегдаосознавало важность выполнения своих обязательств по отношению ко всем слоямобщества и разработало специальные программы, гарантирующие справедливоераспределение благ, ставших результатом экономического роста, в соответствии споказателями постоянного движения вперед.
В стране действуютправительственные программы по созданию дополнительных рабочих мест, учреждениюпроизводственных фондов, обучению основам предпринимательской деятельности ипередаче технических умений и навыков, а также по повышению уровня доходовбедных слоев населения.
И в сельских районах, и вгородах были запущены и успешно осуществляются программы по предоставлениюрабочих мест не только имеющим образование, но и лицам без специальнойподготовки. Кроме того, правительством учреждена специальная мандатная группапо оказанию помощи при создании дополнительных рабочих мест на период 10-гопятилетнего плана.
Программа по свободномутрудоустройству малообеспеченных граждан из сельских районов.
Включенная винфраструктурный проект программа по предоставлению рабочих мест жителямсельских районов с помощью финансовых средств, выделенных местными органамиуправления в сельских регионах.
Национальная программа посоциальной помощи, гарантирующая предоставление малообеспеченным семьям материальнойпомощи в минимальном размере в соответствии с государственными стандартами.Данная программа состоит из трех частей: государственной программы по выплатампенсий престарелым гражданам, государственной программы по выплатам пособийсемьям и государственной программы по предоставлению пособий по беременности иродам.
Программа погарантированному трудоустройству, способствующая, в первую очередь, обеспечениюработой с постоянной заработной платой в районах массового оттока населения.
Программы по развитию наместах, направленные на увеличение дохода малообеспеченных слоев населения,проживающих на заброшенных территориях и районах, находящихся в состоянииупадка.
Образование – важнейшееусловие развития человечества, и образовательная инфраструктура Индии считаетсяодной из лучших в мире.
Благодаря частопроводимым широкомасштабным программам уровень грамотности населения составил65,4%.
Крупнейшая в Индииобразовательная программа Сарва Шикша Абхьян, открытая в ноябре 2000 года,нацелена на унификацию начального образования.
Активное распространениеинформации о пользе образования способствовало заметному увеличению числаучащихся начальных школ: около 81% детей в возрасте от 6 до 14 лет посещаютшколу.
Программы по образованиюдля взрослых, нацеленные на помощь тем, у кого не было возможности получитьобразование, действуют в 587 из 599 районах страны.
Кампания по повсеместномураспространению грамотности, являющаяся важнейшей составляющей программы поповышению уровня всеобщей грамотности среди взрослого населения, в настоящеевремя проводится в 338 районах страны. Около пяти миллионов добровольцевобучают начальной грамоте около 50 миллионов человек в возрасте от 9 до 45 лет.По подсчетам 15 миллионов из них уже овладели грамотой.
В настоящее времяоткрываются непрерывные образовательные программы, рассчитанные на обучениеграмоте еще 100 миллионов человек. Особое внимание уделяется штатам с высокойплотностью населения и низким уровнем грамотности.
На развитиездравоохранения в Индии затрачивается 20 миллиардов долларов.
Либерализация страховогосектора стала стимулятором дальнейшего роста данной отрасли. Правительствовсячески поощряет участие частного сектора в развитии здравоохранения.Продолжительность жизни значительно увеличилась: мужчины – 63,9 лет, женщины –66,9 лет.
С целью увеличения числаоздоровительных центров по стране и улучшения качества медицинскогообслуживания введено в действие несколько программ и курсов:
Программа по борьбе соСПИДом направлена на полное искоренение инфекций к 2007 году.
Одобрена национальнаяпрограмма по развитию здравоохранения, согласно которой к 2010 году расходы наздравоохранение будут равняться 6% от ВВП.
Введенная в действие в1998 году Премьер-министром программа по охране материнства, во многом способствоваласнижению уровня смертности рожениц и младенцев.
Введена в действиепрограммы всеобщего медицинского страхования необеспеченных слоев населения.
В Индииустановлены нормы, в соответствии с которыми женщины участвуют в политическойжизни и процессе принятия решений. Женщинам принадлежит одна треть мест ворганах управления: деревенских панчаятс (panchayats), муниципалитетах,городских объединениях и районных управах.
2001 год был объявленгодом по правам женщин в целях широкомасштабного распространения информации,касающейся прав женщин и проблем, с которыми сталкиваются женщины.
Кооперативное движение попроизводству молока в различных штатах Индии под руководством организации“Белый поток” свидетельствует об успехах инициатив, предпринятых по защите правженщин в стране.
Национальный ЖенскийФонд, учрежденный с целью содействия развитию малого предпринимательства средиженщин посредством предоставления кредитов.
Различные организациибыли призваны содействовать защите прав женщин посредством создания “групп посамоусовершенствованию” и предоставления возможности получения заочногообразования для широких рабочих масс.
Национальная комиссия поправам женщин является важнейшей организацией по изучению и проверке всехзаконов, регулирующих вопросы пола.
Для юристов и политиковНациональный Институт Общественного Сотрудничества и Развития Ребенкапредлагает специальные программы по вопросам пола.
В независимой Индиипервоочередная цель социальных программ заключается в предоставлении разных видовпомощи инвалидам, женщинам и детям, преимущественно из бедных слоев общества.За эту сферу деятельности несут ответственность правительства страны и штатов.Непосредственное руководство возложено на Центральное управление социальногообеспечения, основанное в 1953.
Конституцией Индиизапрещен институт неприкасаемых и предоставлены гарантии зарегистрированнымкастам в отношении доступа в индуистские храмы, местам общественного питания ит.п. Конституцией предусмотрено также выделение депутатских мандатов для этихкаст и зарегистрированных племен в законодательных органах страны и штатов.Закон 1955 о неприкасаемости осудил любые формы ее проявления.
Наказания за нарушениябыли сделаны еще более суровыми после принятия в 1976 закона о защитегражданских прав. В 1952 центральное правительство выдвинуло программу развитияобщин, чтобы способствовать подъему сельских районов. Для ее реализации постране была создана сеть деревенских панчаятов, или советов. Материальную базуздравоохранения удалось заметно укрепить после 1947.
Однако оно по-прежнемуболее эффективно функционирует в городах, хотя были предприняты усилия по егоулучшению в сельской местности, в частности на территориях проживаниязарегистрированных племен. В стране осуществлялись мероприятия по повышениюуровня медицинского обслуживания слабо защищенных социальных слоев. За годынезависимости были открыты многочисленные центры неотложной медицинской помощис отделениями в деревнях.
Таким образом, послеобретения Индией независимости усилия женщин вновь сосредоточились на вопросахравноправия. Женщины надеялись, что новое правительство закрепит их требованияв конституции и новом законодательстве страны. Сегодня Индия гордится тем, чтоявляется самой большой демократической страной в мире. Знаменитая конституция,усовершенствованные демократические институты и подлинное участие граждан вуправлении обществом являются признаками этой демократии.
Заключение
Религиозно-ритуальноенеравенство, будучи одним из самым значимых и определяющих в традиционномдревнеиндийском обществе, как следствие, повлекло за собой утверждениезависимого социально-правового положения женщин, достигшего наряду снеравенством экономическим «кульминации» в эпоху оформления религиозной системыортодоксального брахманизма (и тесно с ним связанной системы так называемого«классического религиозного индусского права»), в котором женщине было отказанов праве считаться самостоятельной личностью, наделенной определенными правами.
Изменения правовогоположения женщин, в независимой Республике Индии определялись поэтапноймодернизацией традиционной правовой культуры страны, основными вехами которойстали важнейшие «ключевые» законы, отразившие приоритетные направленияправового нормотворчества, направленного на предоставление всей суммы прав исвобод каждому гражданину Республики. Первый этап был связан с принятием КонституцииИндии 1950 г., которая закрепила формальные гарантии прав и свобод всехиндийцев независимо от их религиозной, этнической, языковой, кастовой и др.принадлежностей. На основе анализа положений части III Конституции, состоящейиз двух разделов, – «Право на равенство» и «Право на свободу».
В Конституции при этомуказывалось на необходимость так называемой «позитивной дискриминации», чтонашло отражение в последующем законодательстве, в частности в законах 1955 и1976 гг. о гарантиях прав «неприкасаемых». Второй этап модернизациитрадиционной правовой культуры был ознаменован повышенным вниманием государствак вопросам систематизации и реформирования крайнее запутанного, обремененногомассой действующих обычаев, эзотерических норм персонального религиозного брачно-семейногоправа, являющегося важнейшей, социально-конституирующей отраслью социальнойструктуры страны.
Результатом работы посистематизации права, начатой еще в колониальной Индии и продолжавшейся безперерыва почти десять лет, стало принятие так называемого «Индусского кодекса»1955-56гг. — комплекса взаимосвязанных законов, ограничено реформирующих традиционноеперсональное религиозное право значительного числа граждан Индии, исповедующихиндуизм (Закона о браке индусов 1955 г., Закона об усыновлении и содержаниииндусов 1956 г., Закона о несовершеннолетних детях и опеке 1956 г. и Закона онаследовании индусов 1956 г.). Третий этап модернизации правовой системы страныбыл ознаменован вставшими перед государством проблемами социально-правовогоположения индийских женщин, — он охватывает промежуток времени с 1980-х гг. донаших дней и характеризуется радикальными изменениями в законодательстве.
Центральной, приобретшейважнейшее политико-правовое значение проблемой этого времени стало созданиедейственных гарантий прав всех индийских женщин путем модернизации не толькоперсонального брачно-семейного, но всего общеиндийского оправа, в центркоторого была поставлена задача радикального подавления антигуманных, отжившихобычаев и традиций, укорененных в традиционной правовой культуре страны,ущемляющих их конституционные права.
Список использованной литературы
 
1.     Ансель М. Очеркисравнительного права. — М.: Юрист, 2006.
2.     Артхашастра подо.Перевод текста В.И. Кольянова. — М.: Просвещение, 1950.
3.     Батыр К.И.Поликарпова Е.В. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. — М.:Юрист. 1996.
4.     Бонгард-ЛевинГ.М., Грантовский Э.А. От Скифии до Индии. Древние арии: Мифы и история. — М.:Просвещение, 1983.
5.     Бонгард-ЛевинГ.М, Антонова К.А. Котовский Г.Г. История Индии. – М.: Просвещение, 1973.
6.     Виноградов П.Г.История правоведения. Курс для историков и юристов. — М.: Юрист, 2008.
7.     Галанза П.Н.История государства и права зарубежных стран. — М.: Просвещение, 1961.
8.     Жидков О.А.,Крашенинникова Н.А. История государства и права зарубежных стран. ч. 2. — М.:Юрист, 2006.
9.     Законы Ману. ПереводВ.И. Кольянов. — М.: Просвещение, 1960.
10.    Коростовцев М.А., Каунельсона И.С.,Кузищина В.И. Хрестоматия по истории Древнего Востока. В 2-х частях. — М.:Юрист, 2007.
11.    Крашенинникова Н.А. Историягосударства и права зарубежных стран. Учебное пособие. — М.: Юрист, 2009.
12.    Крашенинникова Н.А. Индусское право,история и современность. — М.: Просвещение, 1988.
13.    Крашенинникова Н.А. История праваВостока. — М.: Юрист, 2006.
14.   Лазарев В.В.Всемирная история государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 1996.
15.    Перзашкевич О.В., Прохорова А.А. СтраныДревнего Востока. — СПб.: Питер, 2008.
16.    Черниловский З.М. Хрестоматия повсеобщей истории государства и права: Учебное пособие / Под ред. З.М. Черниловского.– М: Фирма Гардарика, 2006.
17.   Шинкаренко К.И.Законодательное запрещение детских браков в Индии: история вопроса // ВестникМосковского университета. Серия 11: «Право». 2008. — №4.
18.   Шинкаренко К.И.Борьба индийских реформаторов за повышение социального и правового статусаженщин в колониальной Индии // Вестник Московского университета. Серия 11:«Право». 2009. — №5.