–PAGE_BREAK–1. Финансовые результаты деятельности предприятия. 1.1 Прибыль как результат и цель функционирования предприятия
В современной экономической литературе есть несколько определений прибыли, схожих по своему смыслу. Рассмотрим некоторые из них:
— Прибыль (бухгалтерская) — есть положительная разница между доходами предприятия, принимаемыми как приращение совокупной стоимости оценки ее активов, сопровождающееся увеличением капитала собственников, и её расходами, понимаемыми как снижение совокупной стоимостной оценки активов, сопровождающиеся уменьшением капитала собственников, за исключением результатов операций, связанных с преднамеренным изменением этого капитала, т. е. — это разность между валовым доходом и издержками обращения.
-Прибыль экономическаяпредставляет собой разность между выручкой от реализации услуг и всеми затратами, в том числе затратами упущенных возможностей, т. е. — это разность между валовым доходом и экономическими издержками. Экономическая прибыль меньше бухгалтерской на величину неявных затрат предприятия.
— «Прибыль — это чистый доход сверх обычной нормы дохода за счет доступных инвестиционных возможностей».
Таким образом, анализируя различные научные трактовки прибыли, можно сформулировать следующее определение: Прибыль – конечный финансовый результат деятельности предприятия; определяется как разница между выручкой и затратами на производство и реализацию.
Когда выручка превышает затраты, тогда финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. При равенстве выручки и затрат удается лишь возмещать затраты — прибыль отсутствует, а следовательно, отсутствует и основа развития хозяйствующего субъекта. Когда затраты превышают выручку, субъект хозяйствования получает убытки — это область критического риска что ставит хозяйствующего субъекта в критическое финансовое положение, не исключающее банкротство.
На любом успешно функционирующем предприятии наступает момент самоокупаемости производства. В процессе производственного цикла и цикла обращения, происходит накопление затрат. По завершению накопления затрат наступает момент реализации продукции и текущей самоокупаемости производства. После реализации продукции, из всей выручки, вычесть общие затраты производства, то остатке будет прибыль полученная от этого производства.
Прибыль отражает положительный финансовый результат. Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, снижение затрат. Это обеспечивает реализацию не только цели субъекта хозяйствования, но и цели общества — удовлетворение общественных потребностей. Прибыль сигнализирует, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы.
Значение прибыли для предприятия заключается в следующем.
Прибыль:
– источник финансовых ресурсов;
– источник образования фондов предприятия (накопления, потребления, развития и др.) и является фондообразующим показателем, так как от ее величины зависит размер фондов предприятия;
– источник материального стимулирования трудового коллектива;
– источник образования имущества, капитала;
– источник трудовых и социальных льгот для работников предприятия;
– соотношение прибыли с другими показателями (издержками, основными и оборотными фондами, объемом продаж, выручкой от реализации продукции и услуг и др.) позволят определить эффективность использования ресурсов предприятия;
Прибыль как результат финансовой деятельности выполняет определенные функции. Она характеризует степень деловой активности и финансового благополучия предприятия. По прибыли определяют уровень отдачи авансированных средств в доходность вложений в активы.
В процессе анализа хозяйственной деятельности используются следующие показатели прибыли: балансовая прибыль, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль.
Общий финансовый результат деятельности – это балансовая прибыль (убыток), которую получают балансированием общей суммы всех прибылей и убытков. Использование термина «балансовая прибыль» связано с тем, что конечный финансовый результат работы предприятия отражается в его балансе, составляемом нарастающим итогом за год. Балансовая прибыль выявляется на основе бухгалтерского учета всех хозяйственных операций гостиничного комплекса и включает три основных элемента. Для наглядности представим состав балансовой прибыли в табличной форме.
Налогооблагаемая прибыль — это разность между балансовой прибылью и суммой прибыли, облагаемой налогом на доход (по ценным бумагам и от долевого участия в совместных предприятиях), а также суммы льгот по налогу на прибыль в соответствии с налоговым законодательством, которое периодически изменяется.
Чистая прибыль(остающаяся в распоряжении предприятия) определяется как разность между балансовой прибылью и налогами, уплачиваемыми предприятиями из балансовой прибыли (на недвижимость, прибыль, доход), экономическими санкциями и отчислениями, уплачиваемыми за счет прибыли. Предприятие распределяет и использует ее самостоятельно.
Сотни и тысячи предприятий ежегодно решают одни и те же задачи — как работать, что надо сделать, какую продукцию выпускать, в каком объеме, по какой цене продавать и т.д., чтобы покрыть все производственные затраты и получить некоторую прибыль. Лучше, если побольше, хуже, если она окажется незначительной. И совсем плохо, если производство окажется убыточным.
Общим для всех предприятий независимо от форм собственности является распределение прибыли в соответствии с действующим законодательством, уставом и коллективным договором на следующие цели: платежи в бюджет; формирование фонда накопления, фонда потребления, резервного фонда; на благотворительные цели; на выплату процентов за долгосрочный кредит; на уплату экономических санкций.
Определение направлений использования (расходования) прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, структуры статей ее использования находится в компетенции самого субъекта хозяйствования. Государство не устанавливает каких-либо нормативов распределения прибыли, но через порядок предоставления налоговых льгот стимулирует направления прибыли на капитальные вложения производственного и непроизводственного характера, на благотворительные (гуманитарные) цели, на финансирование природоохранных мероприятий, расходов по содержанию объектов и учреждений непроизводственной сферы.
продолжение
–PAGE_BREAK–1.2 Экономическое содержание показателей рентабельности
Как уже было выше рассмотрено, одной из основных целей любого предприятия, работающего в условиях рыночной экономики, является прибыль. Но наличие прибыли еще не означает, что предприятие работает эффективно, абсолютный показатель прибыли не может дать ответ на вопрос насколько эффективно предприятие реализует свою продукцию, использует вложенный капитал, управляет своими оборотными средствами и т.д., поэтому в целях финансового и экономического анализа используются система относительных экономических показателей рентабельности.
Рассмотрим, что представляет собой рентабельность.
Одно из его определений звучит так: рентабельность (от нем. rentabel – доходный, прибыльный), показатель экономической эффективности производства на предприятиях. Комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов.
Так или иначе, рентабельность представляет собой соотношение дохода и капитала, вложенного в создание этого дохода. Увязывая прибыль с вложенным капиталом, рентабельность позволяет сравнить уровень доходности предприятия с альтернативным использованием капитала или доходностью, полученной предприятием при сходных условиях риска.
В широком смысле слова, понятие рентабельности означает прибыльность, доходность. Предприятие считается рентабельным, если результаты от реализации продукции (работ, услуг) покрывают издержки производства (обращения) и, кроме того, образуют сумму прибыли, достаточную для нормального функционирования предприятия.
Итак, рентабельность – это коэффициент, полученный как отношение прибыли к затратам, где в качестве прибыли может быль использована величина балансовой, чистой прибыли, прибыли от реализации продукции, а также прибыли от разных видов деятельности предприятия. В знаменателе в качестве затрат могут быть использованы показатели стоимости основных и оборотных фондов, выручки от реализации, себестоимости продукции собственного и заемного капитала и т.д.
Роль и значение показателя рентабельности заключается в следующем:
Данный показатель является одним из основных критериев оценки эффективности работы предприятия. При его помощи можно оценить эффективность управления предприятием, так как получение высокой прибыли и достаточного уровня доходности во многом зависит от правильности и рациональности принимаемых управленческих решений. Поэтому рентабельность можно рассматривать как один из критериев качества управления.
Повышение рентабельности характеризует цель предприятия в рыночной экономике. Увеличение рентабельности обеспечивает победу предприятия в конкурентной борьбе и способствует выживанию предприятия в рыночной экономике.
Уровень рентабельности интересует кредиторов и заемщиков денежных средств с точки зрения реальности получения процентов по обязательствам, снижения риска не возврата заемных средств, платежеспособности предприятия;
Показатель рентабельности характеризует привлекательность бизнеса в данной сфере для предпринимателей. По значению уровня рентабельности можно оценить долгосрочное благополучие предприятия, т.е. способность предприятия получать достаточную прибыль на инвестиции. Для долгосрочных кредиторов инвесторов, вкладывающих деньги в собственный капитал предприятия, данный показатель является более надежным индикатором, чем показатели финансовой устойчивости и ликвидности, определяющиеся на основе соотношения отдельных статей баланса.
Устанавливая связь между суммой прибыли и величиной вложенного капитала, показатель рентабельности можно использовать в процессе прогнозирования прибыли. В процессе прогнозирования с фактическими и ожидаемыми инвестициями сопоставляется прибыль, которую предполагается получить на эти инвестиции. Оценка предполагаемой прибыли базируется на уровне доходности за предшествующие периоды с учетом прогнозируемых изменений.
Кроме того, большое значение рентабельность имеет для принятия решений в области инвестирования, планирования, при составлении смет, координировании, оценке и контроле деятельности предприятия и ее результатов.
Экономическая сущность рентабельности может быть раскрыта только через характеристику системы показателей. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
Необходимо отметить, что названия показателей рентабельности несколько отличаются в различных источниках, но исходя из их экономического содержания, наиболее часто в литературе можно встретить деление показателей рентабельности на три группы: рентабельность реализованной продукции, рентабельность активов, рентабельность собственного капитала. Они могут быть представлены стоимостными показателями или показателями, выраженными в процентах (коэффициентах). Рентабельность как относительный показатель характеризует процентное отношение суммы прибыли к одному из показателей (например, к выручке, товарообороту, издержкам, капиталу, фондам и т.д.).
При расчете рентабельности используется как балансовая, так и чистая прибыль предприятия. Рентабельность, рассчитанная исходя из чистой прибыли, называется чистой рентабельностью. Каждый из показателей рентабельности играет определенную роль в оценке эффективности деятельности предприятия. На практике следует использовать систему показателей рентабельности.
Рентабельность реализованной продукции.
Для определения рентабельности реализованной продукции (в некоторых источниках этот показатель называют рентабельностью продаж), на основании данных бухгалтерской отчетности, соотносят различные показатели прибыли от реализации продукции с объемом реализованной продукции. Эти отношения показывают, какое количество прибыли приходится на единицу реализованной продукции. На основании этих показателей осуществляется оценка эффективности управления предприятием, т.е. способность предприятия получать прибыль от своей основной деятельности.
Средний уровень рентабельности продаж колеблется в зависимости от отрасли и поэтому не имеет какого-либо норматива. Данный показатель важен при сравнении его с соответствующими показателями однотипных предприятий, в динамике или по сравнению с плановыми показателями.
Анализ рентабельности отдельных видов продукции необходим при формировании ассортимента выпускаемой (реализуемой) продукции, при изыскании возможностей получения дополнительной прибыли за счет увеличения выпуска более рентабельной продукции.
Рентабельность всех активов (имущества).
Эта группа показателей рентабельности формируется как отношение прибыли к различным показателям авансированных средств, из которых наиболее важными являются: все активы предприятия; инвестиционный капитал (собственный капитал+ долгосрочные обязательства);
Рентабельность всех активов по балансовой прибыли является наиболее общим показателем. Данный коэффициент показывает, сколько денежных единиц привлечено предприятием для получения рубля прибыли независимо от источника привлечения этих средств.
Значение показателя рассчитывается делением балансовой прибыли на среднюю за период величину стоимости всех активов.
Данные показатели специфичны тем, что отвечают интересам всех участников бизнеса предприятия. Например, администрацию предприятия интересует отдача (доходность) всех активов (всего капитала); потенциальных инвесторов и кредиторов- отдача на инвестируемый капитал; собственников иучредителей — доходность акций и т.д.
Рентабельность собственного капитала — самый значимый показатель в деятельности предприятия, характеризующий эффективность использования имущества, находящегося в его собственности. Рентабельность собственных средств показывает, какая величина прибыли приходится на 1 тенге собственных средств, т.е. позволяет определить эффективность использования собственных средств предприятия и сравнить ее с возможным доходом от вложения этих средств в другие объекты (ценные бумаги, другие предприятия и т.д.). В западных странах этот показатель служит важным критерием при оценке уровня котировки акций на фондовой бирже.
Рентабельность собственного капитала вычисляется по формуле:
Rсоб. кап. = Пб или Пч / источники собственных средств,
где Пб – балансовая прибыль
Пч – чистая прибыль
Таким образом, рассмотрев состав, функции и особенности формирования прибыли в современных условиях и экономическую сущность рентабельности, можно сделать выводы, что получение прибыли — непосредственная цель предприятия и результат всей его производственно-хозяйственной деятельности. Прибыль является первоочередным стимулом к созданию новых или развитию уже действующих предприятий. Возможность получения прибыли побуждает людей искать более эффективные способы сочетания ресурсов, изобретать новые продукты, на которые может возникнуть спрос, применять организационные и технические нововведения, которые обещают повысить эффективность производства. Работая прибыльно, каждое предприятие вносит свой вклад в экономическое развитие общества, способствует созданию и приумножению общественного богатства и росту благосостояния народа.
Важнейшими факторами повышения величины прибыли являются: рост объема производства и реализации продукции, внедрение научно-технических разработок и, как следствие, — повышение производительности труда, снижение себестоимости продукции и повышение ее качества.
Рентабельность является результатом производственного процесса, она формируется под влиянием факторов, связанных с повышением эффективности оборотных средств, снижением себестоимости и повышением рентабельности продукции и отдельных изделий.
2. Анализ прибыли и рентабельности на примере ТОО «Азимут-СВ»
2.1 Характеристика предприятия.
ТОО «Азимут-СВ» было зарегистрировано Управлением юстиции города Павлодара 12 июля 2007 года (свидетельство регистрации №14802-1945-ТОО). Форма собственности – частная. Местонахождение офиса ТОО: Казахстан, город Павлодар, ул. Катаева 62/85.
ТОО имеет свой и арендованный автопарк. Является членами КазАТО.
Согласно уставу основными видами деятельности являются – международные грузовые перевозки в такие страны как: Беларусь, Украина, Россия, Узбекистан, Китай, Турция, Латвия, Литва, Польша, Финляндия, Венгрия, Словения, Чехия, Германия, Италия, Франция, Австрия, Бельгия, Нидерланды, Словакия.
ТОО вправе создавать на территории Республики Казахстан и за рубежом филиалы и представительства, вступать в объединения с другими юридическими лицами, а также быть их учредителем и участником.
ТОО «Азимут-СВ» создано на неопределенный срок.
Миссия компании — создание и развитие прочного взаимовыгодного сотрудничества с клиентами и сотрудниками, трудолюбие, новаторство, командная работа – предпосылки для успешного ведения бизнеса, способствующие выходу предприятия на следующую, более высокую ступень развития в сфере транспортно-логистических услуг.
Главным приоритетом организации является предоставление услуг в области грузоперевозок и переездов высокого качества по доступным ценам.
Принципы качества, которым придерживается «Азимут – СВ»в своей деятельности:
1.Ориентация на клиента (потребителя). Потребность клиента – наиболее полное выполнение технического задания и требований потребителя к услугам по упаковке имущества, надёжному транспортированию. Только потребитель может дать оценку качеству предоставленных услуг. Основным показателем деятельности в области качества являются – благодарственные письма и отзывы клиентов.
2.Постоянное улучшение и совершенствование услуг. Работая в современных рыночных условиях, где сильно развита конкуренция успешно функционировать и развиваться, позволяет только постоянное ориентирование на улучшение и совершенствование услуг:
— обновление автопарка;
— использование новейших упаковочных материалов;
— постоянное обучение персонала, аттестация и поиск дополнительных мотивов;
— совершенствование технологии упаковки и перемещения тяжёлых грузов.
3.Полная ответственность за свой труд, за предоставляемые услуги:
— материальная ответственность Исполнителя перед Заказчиком прописана в договоре оказания услуг в пункте Ответственность сторон;
— материальная ответственность сотрудников регламентируется трудовым договором между сотрудником и организацией;
— ответственность руководителей подразделений, менеджеров за действия своих подчинённых регламентируется правилами внутреннего трудового распорядка.
ТОО является юридическим лицом по действующему на территории Республики Казахстан законодательству. Правовое положение ТОО определяется учредительным договором и уставом, Гражданским кодексом Республики Казахстан, Законами Республики Казахстан «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью», «О государственной поддержке малого предпринимательства».
Целью ТОО является извлечение дохода от основной деятельности и использование его в интересах учредителей ТОО.
ТОО имеет:
— самостоятельный баланс;
— расчетный счет;
— валютные счета;
— печать с указанием своего наименования на государственном и русском языках;
— собственные TIR – Карнеты. Карнет — это книжка — документ, предназначенный для того, чтобы проходить таможенный контроль без досмотра груза и без очереди. На каждом таможенном пункте в корнете ставятся отметки о прохождение данного таможенного пункта, причем каждый таможенный пункт делает отметку на отдельном листе, заверяя её печатью. К карнет-ТИРу так же прилагается наклейка с надписью “TIR” (водитель обязан отклеить её по истечению действия ТИРа), так же для прохождения таможенных пунктов в некоторых странах к ТИРу необходимо прикладывать документ – CMR(на этих пунктах ТИР без СМRможет считаться недействительным).
— CMR – это транспортный документ, подтверждающий наличие договора между перевозчиком и отправителем об автодорожной перевозке грузов. Для международных автодорожных перевозок этот документ должен содержать сведения, предписываемые Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ): дату отгрузки, наименование груза, подлежащего перевозке, имя и адрес перевозчика, наименование получателя, срок доставки, стоимость перевозки. Накладная подписывается перевозчиком и грузоотправителем. Накладная не является товарораспорядительным документом, не может быть индоссирована, груз выдается указанному в ней получателю.
Средняя численность работников ТОО, согласно штатной расстановке, составляет 12 человек.
Лицами, уполномоченными осуществлять управленческие функции, являются:
— директор ТОО;
— финансовый директор.
Доходом предприятия признаются валовые, систематические и регулярные поступления экономических выгод, возникающих от следующих операций и событий:
— международные грузовые перевозки;
— предоставление услуг, выполнение работ по договору.
Капитал ТОО включает в себя:
— уставный капитал;
— дополнительно неоплаченный капитал от переоценки основных средств;
— нераспределенный доход.
Уставный капитал ТОО равен сумме вкладов учредителей. Формирование уставного капитала произведено в соответствии с учредительными документами. В ТОО «Азимут – СВ» не создается резервный капитал.
Доли участников в уставном капитале и имуществе ТОО, а также состав и порядок внесения ими вкладов в уставный капитал определен учредительным договором участников ТОО. Доли участников в уставном капитале и соответственно в имуществе ТОО пропорциональны их вкладам в уставный капитал ТОО.
Уставный капитал ТОО может пополняться за счет дополнительных взносов участников, как деньгами, так и имуществом. Вклады участников в натуральной форме или в виде имущественных прав оцениваются в денежной форме по решению общего собрания участников Товарищества. Если стоимость вклада превышает сумму эквивалентную двадцати тысячам размеров месячного расчетного показателя, его оценка должна быть подтверждена независимым экспертом. Участники Товарищества в течение пяти лет с момента такой оценки несут солидарную ответственность перед кредиторами Товарищества в пределах суммы, на которую завышена оценка вклада.
Должностные обязанности работников регламентируется должностными инструкциями. Товарищество самостоятельно определяет формы и систему оплату труда, предусматривает в договорах размеры тарифных ставок и окладов, рассматривая при этом государственные тарифы как минимальную гарантию оплаты труда работников и специалистов соответствующей квалификации.
Работники Товарищества подлежат обязательному социальному страхованию.
Товарищество обязано обеспечить для всех работающих безопасные условия труда, и несет ответственность в установленном законодательством порядке за ущерб, причиненный их здоровью и трудоспособности.
2.2 Анализ структуры капитала предприятия.
В современных условиях структура капитала является тем фактором, который оказывает непосредственное влияние на финансовое состояние предприятия — его долгосрочную платежеспособность, величину дохода, рентабельность деятельности.
Капитал всякого предприятия может быть представлен двумя составляющими: собственными и заемными средствами.
Поэтому анализ наличия, источников формирования и размещения капитала имеет исключительно большое значение. Задачи анализа:
– изучение состава, структуры и динамики источников формирования капитала предприятия;
– выявление факторов изменения их величины;
– определение стоимости отдельных источников привлечения капитала и его средневзвешенной цены, а также факторов изменения последней;
– оценка произошедших изменений в пассиве баланса с точки зрения повышения уровня финансовой устойчивости предприятия;
– обоснование оптимального варианта соотношения собственного и заемного капитала.
Капитал — это средства, которыми располагает субъект хозяйствования для осуществления своей деятельности с целью получения прибыли.
Формируется капитал предприятия как за счет собственных (внутренних), так и за счет заемных (внешних) источников.
От степени оптимальности соотношения собственного и заемного капитала во многом зависят финансовое положение предприятия и его устойчивость.
Из таблицы 2.1 видно, что в ТОО «Азимут-СВ» основной удельный вес в источниках формирования активов занимает собственный капитал, хотя за 2009 год его доля снизилась на 6%, а заемного, соответственно, увеличилась.
Таблица 2.1 — Анализ динамики и структуры источников капитала в ТОО «Азимут-СВ».
В процессе последующего анализа необходимо более детально изучить динамику и структуру собственного и заемного капитала.
Таблица 2.2 — Динамика структуры собственного капитала в ТОО «Азимут-СВ»
Данные таблицы 2.2 показывают изменения в размере и структуре собственного капитала: значительно увеличились сумма и доля нераспределенной прибыли при одновременном уменьшении удельного веса уставного и резервного капитала.
Общая сумма собственного капитала за 2009 год увеличилась на 10 100 тыс. тен., или на 32%.
Факторы изменения собственного капитала нетрудно установить по данным аналитического бухгалтерского учета, отражающим движение уставного, резервного и добавочного капитала, нераспределенной прибыли.
Таблица 2.3 -Движение фондов и других средств в ТОО «Азимут-СВ», в тыс. тен.
Прежде чем оценить изменения суммы и доли собственного капитала в общей валюте баланса, следует выяснить, за счет каких факторов произошли эти изменения. Очевидно, что прирост собственного капитала за счет реинвестирования прибыли и за счет переоценки основных средств будет рассматриваться по-разному при оценке способности предприятия к самофинансированию и наращиванию собственного капитала. Капитализация (реинвестирование) прибыли способствует повышению финансовой устойчивости, снижению себестоимости капитала, так как за привлечение альтернативных источников финансирования нужно платить довольно высокие проценты.
На рассматриваемом предприятии собственный капитал увеличился за счет фонда переоценки имущества на 3850 тыс. тен., а за счет капитализации прибыли — на 5925 тыс. тен., или на 18,8%.
Темп прироста собственного капитала (отношение суммы капитализированной прибыли отчетного периода к собственному капиталу) зависят от следующих факторов:
– доли чистой прибыли в общей сумме брутто прибыли до выплаты процентов и налогов (Дчп);
– рентабельности оборота (Rоб) — отношение чистой прибыли к выручке;
– оборачиваемости капитала (Коб) — отношение выручки к среднегодовой сумме капитала;
– мультипликатора капитала (МК), характеризующего финансовую активность предприятия по привлечению заемных средств (отношение среднегодовой суммы активов баланса к среднегодовой сумме собственного капитала);
– доли отчислений чистой прибыли на развитие производства (Дкп) (отношение реинвестированной прибыли к сумме чистой прибыли).
Для расчета влияния данных факторов на изменение темпов роста собственного капитала можно использовать следующую модель:
Т ↑ СК = Пк/СК = (ЧП/БП) * (БП/В) * (В/КL) * (КL/СК) * (Пк/ЧП) = Дчп * Rоб * Коб * МК * Дкп
где:
Т ↑ СК — темп прироста собственного капитала;
Пк — сумма капитализированной прибыли;
СК — собственный капитал;
ЧП — чистая прибыль;
БП — общая сумма брутто-прибыли до выплаты процентов и налогов;
В — выручка;
KL — общая сумма капитала.
Первый фактор отражает влияние уровня налогового и процентного изъятия прибыли на темпы прироста собственного капитала. Второй и третий факторы отражают воздействие маркентинговой политики предприятия. Правильно выбранная структурная и ценовая политика, расширение рынков приводят к увеличению объема продаж и прибыли предприятия, повышению уровня рентабельности продаж и скорости оборота капитала. Четвертый и пятый факторы характеризуют влияние финансовой политики, которая может как усилить, так и снизить положительный результат предыдущих факторов.
Таблица 2.4 -Исходные данные для факторного анализа темпов устойчивого роста собственного капитала в ТОО «Азимут-СВ».
Расчет произведем способом цепной подстановки:
Т ↑ СК0 = 0,65 * 22,7 * 2,0 * 1,466 * 0,4347 = 18,8%;
Т ↑ СКусл1 = 0,66 * 22,7 * 2,0 * 1,466 * 0,4347 = 19,1%;
Т ↑ СКусл2 = 0,66 * 22,9 * 2,0 * 1,466 * 0,4347 = 19,3%;
Т ↑ СКусл3 = 0,66 * 22,9 * 1,8 * 1,466 * 0,4347 = 17,4%;
Т ↑ СКусл4 = 0,66 * 22,9 * 1,8 * 1,4782 * 0,4347 = 17,5%;
Т ↑ СК1 = 0,66 * 22,9 * 1,8 * 1,4782 * 0,4535 = 18,25%.
Общее изменение темпов роста собственного капитала составляет
18,25-18,8 = — 0,55%,
В том числе за счет изменения:
Приведенные данные показывают, что темп прироста собственного капитала ниже прошлогоднего в основном из-за замедления оборачиваемости капитала, поскольку остальные факторы оказали положительное влияние на его уровень.
Большое влияние на финансовое состояние рассматриваемого предприятия оказывают состав и структура заемных средств, т.е. соотношение долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных финансовых обязательств.
Таблица 2.5 -Динамика структуры заемного капитала ТОО «Азимут-СВ».
Из таблицы 2.5 следует, что за 2009 год сумма заемных средств увеличилась на 9900 тыс. тен., или на 73,3%. Произошли существенные изменения и в структуре заемного капитала: доля долгосрочных банковских кредитов уменьшилась, а краткосрочных увеличилась.
Привлечение заемных средств в оборот предприятия — явление нормальное, содействующее временному улучшению финансового состояния при условии, что эти средства не замораживаются на продолжительное время в обороте и своевременно возвращаются. В противном случае может возникнуть просроченная кредиторская задолженность, что в конечном итоге приводит к выплате штрафов и ухудшению финансового положения.
продолжение
–PAGE_BREAK–
2.3. Анализ прибыли ТОО «Азимут-СВ».
Состав прибыли, ее структура, динамика и выполнение плана за 2008 и 2009 годы представлены в таблице 3.1
Таблица 3.1 — Анализ динамики и состава прибыли ТОО «Азимут-СВ»
Как показывают данные таблицы 3.1, общая сумма валовой прибыли за исследуемый период увеличилась на 50,84%. Наибольшую долю в ее составе занимает прибыль от оказания услуг (83,6%). Удельный вес прочих финансовых результатов составляет всего 16,4%, что несколько больше, чем в 2008 году.
Прибыль от оказания услуг в целом по предприятию зависит от трех факторов первого уровня соподчиненности: объема оказанных услуг (VРП); себестоимости (Ci) и уровня средне реализационных цен (Цi).
П = ∑ [VРПобщ * (Цi— Ci)].
Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепной подстановки.
Таблица 3.2 — Исходные данные для анализа прибыли от оказания услуг ТОО «Азимут-СВ», в тыс. тен.
Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме выполненных работ и базовой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать индекс объема продаж (оказанных услуг), а затем базовую сумму прибыли скорректировать на его уровень.
Индекс объема продаж (оказанных услуг) исчисляют путем сопоставления фактического объема реализации с базовым в стоимостном выражении. На ТОО «Азимут-СВ» его величина составляет:
Iрп = VРП1 / VРП0 = 18450 /20500 = 0,9.
Если бы величина остальных факторов не изменилась, то сумма прибыли должна была бы уменьшиться на 10% и составить 11925 тыс. тен. (13250 * 0,9).
Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при базовом уровне себестоимости и цен. Для этого из условной выручки нужно вычесть условную сумму затрат:
∑(VРПi1 * Цi) — ∑(VРПi1* Сi) = 81032 — 65534 = 15498 тыс. тен.
Требуется подсчитать также, сколько прибыли предприятие могло бы получить при фактическом объеме реализации и ценах, но при базовом уровне себестоимости продукции. Для этого из фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат:
∑(VРПi1 * Цi1) — ∑(VРПi1* Сi) = 97120 — 65534 = 31586 тыс. тен.
Порядок расчета данных представлен в таблице 3.3
Таблица 3.3 — Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от оказания услуг в целом по предприятию.
Показатель прибыли
Факторы
Порядок расчета
Прибыль, тыс. тен.
Объем оказанных услуг
Цены
Себестоимость
П0
t
t
t
B— 3
15477
Пусл1
t1
t
t
П0 * Iрп
13930
Пусл2
t1
t
t
Вусл— Зусл
15498
Пусл3
t1
t1
t
В1— Зусл
31586
П1
t1
t1
t1
В1 — З1
18597
По данным таблицы 3.3 можно установить, как изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора. Изменение суммы прибыли за счет:
– объема оказанных услуг
∆Пvрп = Пусл1 — П0= 11925 — 13250 = -1325тыс. тен.;
– цен
∆Пц = Пусл3 — Пусл2 = 31586 — 15498 = +16088 тыс. тен.;
– себестоимости реализованной продукции (оказанных услуг)
∆Пс = П1 — Пусл3= 18597 — 31586 = -12989 тыс. тен.
Итого + 1774 тыс. тен.
Результаты расчетов показывают, что рост прибыли обусловлен в основном увеличением средне реализационных цен. В связи с повышением себестоимости сумма прибыли уменьшилась на 12989 тыс. тен. Но поскольку темпы роста цен на продукцию предприятия были выше темпов роста ее себестоимости, то в целом динамика прибыли положительна.
2.4 Анализ рентабельности предприятия.
В процессе анализа необходимо изучить динамику показателей рентабельности капитала, установить тенденции их изменения, провести сравнительный анализ их уровня с целью более полной оценки эффективности работы предприятия.
Таблица 3.4 — Показатели эффективности использования капитала предприятия ТОО «Азимут-СВ».
Проведем факторный анализ изменения уровня данных показателей, который поможет выявить сильные и слабые стороны ТОО «Азимут-СВ».
В первую очередь необходимо изучить факторы изменения рентабельности операционного капитала, поскольку они лежит в основе формирования остальных показателей доходности капитала. Его величина непосредственно зависит от скорости оборота капитала в операционном процессе и от уровня рентабельности оказанных услуг:
RОК = (Прп/ОК) = (Врп/ОК) * (Прп/Врп) = Коб * Rоб
где:
RОК — рентабельность операционного капитала;
Прп — прибыль от реализации продукции;
ОК — средняя сумма операционного капитала;
Врп — выручка от реализации продукции (оказания услуг);
Коб — коэффициент оборачиваемости операционного капитала;
Rоб — рентабельность оборота.
Общее изменение уровня данного показателя составляет:
∆ROKобщ = ROK1 – ROK0 = 46,0 — 41,2 = +4,8 %;
в том числе за счет изменения:
коэффициента оборачиваемости операционного капитала:
∆ROKкоб = ∆Коб * Rоб0 = (2,4 — 2,5) * 16,48 = -1,6 %;
рентабельности оборота:
∆ROKRоб = Коб1 — ∆Rоб = 2,4 * (19,15 — 16,48) = +6,4 %.
Результаты расчетов показывают, что рентабельность операционного капитала ТОО «Азимут-СВ» повысилась.
Рентабельность совокупного капитала (ВЕР) по уровню своего синтеза является более сложным показателем. Его величина зависит не только от рентабельности операционного капитала (ROK) и факторов, формирующих его уровень, но и доли в нем операционного капитала (УДок), а также от структуры прибыли (Wn — соотношения общей суммы валовой прибыли и операционной прибыли):
ВЕР = (БП/КL) = (БП/Прп) * (Прп/ОК) * (ОК/КL) = Wn * ROK * Удок = Wn * Rоб * Коб * Удок
где:
ВЕР — рентабельность совокупного капитала;
БП — общая сумма брутто-прибыли до выплаты процентов и налогов;
КL — средняя сумма совокупного капитала.
Согласно данным таблицы 16 общее изменение рентабельности совокупного капитала ТОО «Азимут-СВ» составляет:
∆ВЕРобщ = BEP1 — ВЕР0 = 41,2 — 36,7 = +4,5 %,
в том числе за счет изменения:
структуры прибыли
∆ВЕРw= ∆W* Коб0 * Rоб0 * Удок0 = (1,1964 — 1,1132) * 2,5 * 16,48 * 0,8 = +2,70 %;
коэффициента оборачиваемости операционного капитала
∆ВЕРкоб = W1 * ∆Коб * Rоб0 * Удок0 = 1,1964 * (2,4 — 2,5) * 16,48 * 0,8 = -1,58 %;
рентабельности оборота
∆ВЕРRоб = W1 * Коб1 * ∆Rоб * Удок0 = 1,1965 * 2,4 * (19,15 — 16,48) * 0,8 = +6,13 %;
удельного веса операционного капитала в общей сумме капитала
∆ВЕРУдок = W1 * Коб1 * Rоб1 * ∆Удок = 1,1965 * 2,4 * 19,15 * (0,75 — 0,8) = -2,75 %.
Данные расчета показывают, что доходность капитала ТОО «Азимут-СВ» за 2009 год увеличилась. Увеличение прибыли от инвестиционной и финансовой деятельности способствовали росту величины Wn, а следовательно, и доходности совокупного капитала. Уменьшение доли операционного капитала и увеличение доли неработающих активов, не приносящих предприятию никакого дохода, снизили доходность совокупного капитала на 2,75%.
3. Пути улучшения финансовых результатов предприятия.
Для улучшения финансовых результатовпредприятия необходимо наращивать объем оказанных услуг. В процессе финансовой деятельности предприятие должно получать прибыль, которая должна не только возмещать затраты на производство продукции, но и использоваться для дальнейшего расширенного воспроизводства. Важнейшие результаты деятельности каждого предприятия — прибыль и рентабельность, которые зависят, в основном, от себестоимости и цены реализации продукции.
На предприятии «Азимут-СВ» разработана методика определения резервов роста прибыли и рентабельности.
Основные источники резервов увеличения суммы прибыли: увеличение объема реализации, снижение себестоимости, определение новых рынков сбыта, улучшение сервиса и т.д. (рис. 1).
Рис. 1 — Основные направления поиска резервов увеличения прибыли ТОО «Азимут-СВ».
Основные источники резервов повышения уровня рентабельности продукции — увеличение суммы прибыли от оказания услуг и снижение себестоимости.
Для улучшения финансового состояния ТОО «Азимут-СВ» надо добиться снижения объема затрат, либо увеличения собственных оборотных средств или краткосрочных кредитов. Например, для снижения объема затрат можно предложить инвентаризацию запасов в целях выявления в них неликвидных, не нужных предприятию, но отягощающих его баланс; либо разработку мер по снижению потребности в этих запасах и затратах, в том числе за счет снижения материалоемкости, энергоемкости производства, и другие меры.
Набор таких предложений, полученных от финансового менеджера руководителем предприятия, позволит последнему выбрать наиболее реальный и доступный вариант для решения финансовых проблем экономического субъекта.
Также представляется необходимым сделать ряд предложений по улучшению финансовых результатов ТОО «Азимут-СВ», которые возможно применить как в краткосрочном и среднесрочном, так и в долгосрочном периоде:
– повышение качества предоставляемых услуг;
– рассмотреть и устранить причины возникновения перерасхода финансовых ресурсов на управленческие и коммерческие расходы.
– усовершенствовать управление предприятием.
– осуществлять эффективную ценовую политику;
– совершенствовать рекламную деятельность, повышать эффективность отдельных рекламных мероприятий;
– повышение квалификации работников, сопровождающуюся ростом производительности труда;
– разработать и ввести эффективную систему материального стимулирования персонала.
Заключение
Написав курсовую работу на тему «Анализ прибыли и рентабельности» на примере ТОО «Азимут-СВ»», сделаем выводы.
Финансовое состояние предприятий — это характеристика его конкурентоспособности (т.е. платежеспособности, кредитоспособности), использования финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другими организациями. Рост прибыли создает финансовую основу для осуществления расширенного воспроизводства предприятия и удовлетворения социальных и материальных потребностей учредителей и работников;
Главное предназначение прибыли в современных условиях хозяйствования – отражение эффективности производственно-сбытовой деятельности предприятия. Это обусловлено тем, что в величине прибыли должно находить отражение соответствие индивидуальных затрат предприятия, связанных с производством и реализацией своей продукции и выступающих в форме себестоимости, общественно необходимых затрат, косвенным выражением которых должна явиться цена изделия;
Финансовый результат от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без НДС и акцизов и затратами на производство и реализации этой продукции (работ, услуг), включаемыми в себестоимость продукции и учитываемых при определении налогооблагаемой прибыли;
Прибыль от прочей реализации представляет собой прибыль, полученную от реализации основных фондов и другого имущества, нематериальных активов. Прибыль от прочей реализации определяется как разница между выручкой от реализации и затратами на эту реализацию;
Прибыль от реализации основных фондов и другого имущества определяется, как разница между продажной ценой и остаточной (или первоначальной) стоимостью этих фондов и имущества увеличенной на индекс инфляции устанавливаемой РБ;
Следует отметить, что рентабельность – это показатель эффективности единовременных и текущих затрат. В общем виде рентабельность определяется отношением прибыли к единовременным и текущим затратам, благодаря которым получена эта прибыль. Различают рентабельность производства и рентабельность продукции;
Рентабельность производства показывает, насколько результативно используется имущество предприятия, а рентабельность продукции показывает результативность текущих затрат;
Основная задача анализа распределения и использования прибыли состоит в выявлении тенденций и пропорций, сложившихся, в распределении прибыли за отчетный год по сравнению с прошлым годом. По результатам анализа разрабатываются рекомендации по изменению пропорций в распределении прибыли и наиболее рациональному ее использованию;
Для повышения эффективности производства предприятия очень важно, чтобы была четко отработанная налоговая политика, а налоги должны быть четкими и стабильными. Именно стабильность приведет к увеличению прибыли (дохода) предприятия. Если государство облагает предприятия высокими налогами, то это не стимулирует развитие производства, и, как результат поступление средств в бюджет. Следовательно, необходимо совершенствование налоговой политики, она нестабильна и очень сложна.
продолжение
–PAGE_BREAK–