Валютный контроль и внешнеэкономическая деятельность в Украине

9

Валютный контроль и внешнеэкономическая деятельность в Украине

Основы валютного контроля в Украине определены Декретом Кабинета Министров Украины от 19.02.1993 № 15-93 “О системе валютного регулирования и валютного контроля” (далее – Декрет). В соответствии со
ст. 12 Декрета валютные операции с участием резидентов и нерезидентов подлежат валютному контролю. Валютному контролю подлежат также обязательства по декларированию валютных ценностей и
другого имущества резидентов, находящегося за пределами Украины.

Органы, осуществляющие валютный контроль, имеют право требовать и получать от резидентов и нерезидентов полную информацию об осуществлении ими валютных операций, состоянии банковских счетов в
иностранной валюте в пределах полномочий, определенных Декретом, а также об имуществе, подлежащем декларированию в соответствии с Декретом.

Согласно ст. 13 Декрета Национальный банк Украины (далее – НБУ) является главным органом валютного контроля, который:

· осуществляет контроль за выполнением правил регулирования валютных операций на территории Украины по всем вопросам, не отнесенным Декретом к компетенции других государственных органов;

· обеспечивает выполнение уполномоченными банками функции по осуществлению валютного контроля согласно Декрету и иным актам валютного законодательства Украины.

Декрет выстраивает следующую систему валютного контроля.

1. Уполномоченные банки, финансовые учреждения и национальный оператор почтовой связи, получившие от НБУ генеральные лицензии на осуществление валютных операций, осуществляют контроль за валютными
операциями, которые производятся резидентами и нерезидентами через эти учреждения.

2. Государственная налоговая инспекция Украины осуществляет финансовый контроль за валютными операциями, которые производятся резидентами и нерезидентами на территории Украины.

3. Министерство связи Украины осуществляет контроль за соблюдением правил почтовых переводов и пересылки валютных ценностей через государственную границу Украины.

4. Государственный таможенный комитет Украины осуществляет контроль за соблюдением правил перемещения валютных ценностей через государственную границу Украины.

Постановлением Правления Национального банка Украины от 08.02.2000 № 49 утверждено Положение о валютном контроле (далее – Положение № 49). Положением № 49 закреплено, что функции агента валютного
контроля – обязанности уполномоченного банка, другого финансового учреждения и национального оператора почтовой связи, получивших от НБУ генеральные лицензии на осуществление валютных операций,
относительно осуществления контроля за валютными операциями, которые проводятся резидентами и нерезидентами через эти учреждения. Этот контроль заключается в предотвращении уполномоченными банками,
другими финансовыми учреждениями и национальным оператором почтовой связи проведения резидентами и нерезидентами через эти учреждения незаконных валютных операций и (или) своевременном
информировании уполномоченными банками, другими финансовыми учреждениями и национальным оператором почтовой связи в случаях и в порядке, установленных законодательством, в том числе нормативными
правовыми актами НБУ, соответствующих государственных органов о нарушении резидентами и нерезидентами законодательства, связанного с проведением ими валютных операций.

Отсутствие в уполномоченных банках, других финансовых учреждениях и у национального оператора почтовой связи документов, подтверждающих правомерность проведения ими валютных операций своих клиентов
при условии, что с даты осуществления этих операций прошло не более 5 лет, квалифицируется как неосуществление этими учреждениями функций агента валютного контроля.

В соответствии со ст. 1 Закона Украины от 16.04.1991 № 959-ХII “О внешнеэкономической деятельности” (далее – Закон) внешнеэкономическая деятельность – деятельность субъекта хозяйственной
деятельности Украины и иностранных субъектов хозяйственной деятельности, построенная на взаимоотношениях между ними, имеющая место как на территории Украины, так и за ее пределами. Хотя ст. 377
Хозяйственного кодекса Украины (далее – ХКУ), вступившего в силу с 1 января 2004 г., понятие внешнеэкономической деятельности субъектов хозяйствования связывает с пересечением таможенной границы
Украины.

Закон определяет значение основных терминов, используемых в ходе внешнеэкономической деятельности.

Экспорт (экспорт товаров) – продажа товаров украинскими субъектами внешнеэкономической деятельности иностранным субъектам хозяйственной деятельности (в том числе с оплатой в неденежной форме) с
вывозом или без вывоза этих товаров через таможенную границу Украины, включая реэкспорт товаров. При этом термин “реэкспорт (реэкспорт товаров)” означает продажу иностранным субъектам хозяйственной
деятельности и вывоз за пределы Украины товаров, ранее импортированных на территорию Украины.

Экспорт (импорт) капитала – вывоз за пределы Украины (ввоз из-за пределов Украины) капитала в любой форме (валютных средств, продукции, услуг, работ, прав интеллектуальной собственности и иных
неимущественных прав) в целях получения доходов от производственной и иных форм хозяйственной деятельности.

Внешнеэкономический договор (контракт) – материально оформленное соглашение двух или более субъектов внешнеэкономической деятельности и их иностранных контрагентов, направленная на
установление, изменение или прекращение их взаимных прав и обязанностей во внешнеэкономической деятельности.

Импорт (импорт товаров) – купля (в том числе с оплатой в неденежной форме) украинскими субъектами внешнеэкономической деятельности у иностранных субъектов хозяйственной деятельности товаров с
ввозом или без ввоза этих товаров на территорию Украины включая покупку товаров, предназначенных для собственного потребления учреждениями и организациями Украины, расположенными за ее пределами.

В силу ст. 378 ХКУ субъектами внешнеэкономической деятельности являются:

1) хозяйственные организации – юридические лица, созданные в соответствии с Гражданским кодексом Украины, государственные, коммунальные и иные предприятия, созданные в соответствии с ХКУ, а также
другие юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность и зарегистрированные в установленном законом порядке;

2) граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, осуществляющие хозяйственную деятельность и зарегистрированные в соответствии с законом в качестве предпринимателей.

На основании ст. 379 ХКУ все субъекты внешнеэкономической деятельности имеют право на осуществление любых видов внешнеэкономической деятельности и внешнеэкономических операций, если иное не
установлено законом.

Согласно ст. 5 Закона вмешательство государственных органов во внешнеэкономическую деятельность ее субъектов в случаях, не предусмотренных Законом, в том числе и путем издания подзаконных актов,
создающих для ее осуществления условия хуже установленных в Законе, является ограничением права осуществления внешнеэкономической деятельности и как таковое запрещается.

К субъектам внешнеэкономической деятельности может быть применена санкция в виде временного приостановления права осуществления такой деятельности в случаях нарушения действующих законов Украины,
касающихся этой деятельности, согласно ст. 37 Закона.

В соответствии со ст. 382 ХКУ субъекты внешнеэкономической деятельности имеют право заключать любые внешнеэкономические договоры (контракты), кроме тех, заключение которых запрещено
законодательством Украины.

Внешнеэкономический договор (контракт) заключается в письменной форме, если иное не установлено законом или действующим международным договором, согласие на обязательность которого дано Верховной
Радой Украины. Форма внешнеэкономического договора (контракта) определяется правом места его заключения. Место заключения договора (контракта) определяется в соответствии с законами Украины.

Права и обязанности сторон внешнеэкономического договора (контракта) определяются правом места его заключения, если стороны не согласовали иное. Порядок определения права, которое должно
применяться к договору (контракту) при недостижении соглашения сторон относительно указанного порядка, устанавливается Законом.

Внешнеэкономический договор (контракт) может быть признан недействительным в судебном порядке, если он не соответствует требованиям законов Украины или действующим международным договорам, согласие
на обязательность которых дано Верховной Радой Украины.

Законом может быть установлен особый порядок заключения, выполнения и расторжения отдельных видов внешнеэкономических договоров (контрактов).

Кабинет Министров Украины и НБУ 21 июня 1995 г. приняли совместное постановление № 444 “О типовых платежных условиях внешнеэкономических договоров (контрактов) и типовых формах защитных
предостережений к внешнеэкономическим договорам (контрактам), предусматривающим расчеты в иностранной валюте”. Данным постановлением рекомендовано субъектам предпринимательской деятельности Украины
применять во время заключения внешнеэкономических договоров (контрактов) типовые платежные условия внешнеэкономических договоров (контрактов) (учитывая их выгодность для украинской стороны) и
типовые формы защитных предостережений к внешнеэкономическим договорам (контрактам), предусматривающим расчеты в иностранной валюте, согласно приложениям № 1 и 2 к данному постановлению.

Приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 06.09.2001 № 201 утверждено Положение о форме внешнеэкономических договоров (контрактов) (далее – Положение № 201). В
соответствии с Положением № 201 субъекты предпринимательской деятельности при составлении текста договора (контракта) имеют право использовать известные международные обычаи, рекомендации
международных органов и организаций, если это не запрещено прямо и в исключительной форме Законом и другими законами Украины.

Полномочие представителя на заключение внешнеэкономического договора (контракта) может вытекать из поручения, уставных документов, договоров и других оснований, не противоречащих Закону. Действия,
которые осуществляются от имени иностранного субъекта внешнеэкономической деятельности субъектом внешнеэкономической деятельности Украины, уполномоченным на это должным образом, считаются
действиями этого иностранного субъекта внешнеэкономической деятельности.

К условиям, которые должны быть предусмотрены в договоре (контракте), если стороны такого договора (контракта) не согласились о другом относительно изложения условий договора и такая договоренность
не лишает договор предмета, объекта, цели и других существенных условий, без согласования которых сторонами договор может считаться незаключенным, или может быть признан недействительным вследствие
несоблюдения формы согласно действующему законодательству Украины, относятся:

1. Название, номер договора (контракта), дата и место его заключения.

2. Преамбула.

3. Предмет договора (контракта).

4. Количество и качество товара (объемы выполнения работ, предоставления услуг).

5. Базисные условия поставки товаров (принятие-сдача выполненных работ или услуг).

6. Цена и общая стоимость договора (контракта).

7. Условия платежей.

8. Условия приема-сдачи товара (работ, услуг).

9. Упаковка и маркировка.

10. Форс-мажорные обстоятельства.

11. Санкции и рекламации.

12. Урегулирование споров в судебном порядке.

13. Местонахождение (место проживания), почтовые и платежные реквизиты сторон.

По договоренности сторон в договоре (контракте) могут определяться дополнительные условия: страхование, гарантии качества, условия привлечения субисполнителей договора (контракта), агентов,
перевозчиков, определение норм загрузки (разгрузки), условия передачи технической документации на товар, сохранение торговых марок, порядок уплаты налогов, таможенных сборов, различного рода
защитные предостережения, с какого момента договор (контракт) начинает действовать, количество подписанных экземпляров договора (контракта), возможность и порядок внесения изменений в договор
(контракт) и др.

Статьей 6 Закона определено, что являющиеся сторонами внешнеэкономического договора (контракта), должны быть способны к заключению договора (контракта) в соответствии с настоящим и иными законами
Украины и (или) законом места заключения договора (контракта). Внешнеэкономический договор (контракт) составляется в соответствии с настоящим и иными законами Украины с учетом международных
договоров Украины.

Для подписания внешнеэкономического договора (контракта) субъекту внешнеэкономической деятельности не требуется разрешение какого-либо органа государственной власти, управления или вышестоящей
организации, за исключением случаев, предусмотренных законами Украины.

Согласно ст. 386 ХКУ субъекты внешнеэкономической деятельности имеют право открывать любые не запрещенные законом валютные счета в банковских учреждениях, расположенных на территории других
государств. Порядок открытия валютных счетов в банковских учреждениях на территории других государств регулируется законодательством соответствующего государства. При открытии валютного счета в
банковском учреждении за пределами Украины субъект внешнеэкономической деятельности обязан уведомить об этом НБУ не позднее чем в трехдневный срок. Нарушение этого требования влечет
административно-хозяйственную ответственность в порядке, установленном законом.

Открытие валютного счета в учреждении банка за пределами Украины субъектом внешнеэкономической деятельности, в уставном фонде которого имеется доля государственного имущества, осуществляется по
согласованию с Фондом государственного имущества Украины.

Субъекты внешнеэкономической деятельности обязаны предоставлять сведения об использовании своих валютных счетов налоговым органам в порядке, установленном законодательством.

Статьей 387 ХКУ установлено, что субъекты внешнеэкономической деятельности после уплаты предусмотренных законом налогов и сборов (обязательных платежей) самостоятельно распоряжаются валютной
выручкой от проведенных ими операций, кроме случаев, определенных законом в соответствии с ХКУ.

Законом может быть введен режим обязательного распределения выручки от внешнеэкономических операций в иностранной валюте между субъектами внешнеэкономической деятельности и уполномоченными
государственными валютными фондами, а также порядок и размеры отчислений иностранной валюты. Информация о введении указанного режима должна быть опубликована в официальном печатном органе Кабинета
Министров Украины не позднее чем за 2 месяца до введения этого режима.

В соответствии со ст. 33 Закона в сфере внешнеэкономической деятельности могут применяться следующие виды ответственности:

· имущественная ответственность;

· уголовная ответственность.

Имущественная ответственность применяется в форме материального возмещения прямых, косвенных убытков, упущенной выгоды, материального возмещения морального ущерба, а также имущественных санкций.
Если нарушения субъектами внешнеэкономической деятельности или иностранными субъектами хозяйственной деятельности Закона или связанных с ним законов Украины привели к возникновению убытков, потере
выгоды и (или) моральному ущербу у других таких субъектов или государства, нарушившие закон субъекты несут материальную ответственность в полном объеме.

Уголовная ответственность во внешнеэкономической деятельности вводится только в случаях, предусмотренных уголовным законодательством Украины.

Статья 37 Закона устанавливает специальные санкции за нарушение Закона или связанных с ним законов Украины.

За нарушение Закона или связанных с ним законов Украины к субъектам внешнеэкономической деятельности или иностранным субъектам хозяйственной деятельности могут быть применены следующие специальные
санкции:

· наложение штрафов в случаях несвоевременного выполнения или невыполнения субъектами внешнеэкономической деятельности и иностранными субъектами хозяйственной деятельности своих обязанностей
согласно Закону или связанным с ним законам Украины. Размер таких штрафов определяется соответствующими положениями законов Украины и (или) решениями судебных или арбитражных органов Украины;

· применение к субъектам внешнеэкономической деятельности и иностранных субъектов хозяйственной деятельности индивидуального режима лицензирования в случаях нарушения такими субъектами
Закона и (или) связанных с ним законов Украины, которые устанавливают определенные запреты, ограничения или порядок осуществления внешнеэкономических операций;

· временное приостановление внешнеэкономической деятельности в случаях нарушения Закона или связанных с ним законов Украины, совершение действий, которые могут повредить интересам
национальной экономической безопасности.

Применению специальных санкций к субъектам внешнеэкономической деятельности и иностранных субъектов ведения хозяйства может предшествовать официальное предупреждение центрального органа
исполнительной власти по вопросам экономической политики.

Индивидуальный режим лицензирования действует до момента устранения нарушений законодательства Украины или применения практических мер, гарантирующих выполнение этого Закона и (или) связанных с ним
законов Украины и отменяется центральным органом исполнительной власти по вопросам экономической политики.

Временная остановка внешнеэкономической деятельности действует до момента устранения нарушений законодательства Украины или применения практических мер, которые гарантируют выполнение Закона и
(или) связанных с ним законов Украины, но не больше 3 месяцев с даты вынесения соответствующего решения центральным органом исполнительной власти по вопросам экономической политики. После временной
остановки внешнеэкономической деятельности субъекты внешнеэкономической деятельности или иностранные субъекты хозяйственной деятельности переводятся центральным органом исполнительной власти по
вопросам экономической политики на индивидуальный режим лицензирования.

Продление действия временной остановки внешнеэкономической деятельности осуществляется исключительно по решению суда. Для продления действия временной остановки внешнеэкономической деятельности
центральный орган исполнительной власти по вопросам экономической политики на основании информации инициатора применения данной санкции обращается с исковым заявлением в суд.

При принятии решения относительно продления действия временной остановки внешнеэкономической деятельности суд указывает срок, на который продлено действие этой санкции.

Если субъектами внешнеэкономической деятельности или иностранными субъектами хозяйственной деятельности, к которым применены санкции, устранены допущенные нарушения законодательства Украины или
приняты практические меры, гарантирующие выполнение Закона и (или) связанных с ним законов Украины, инициаторы предоставления относительно применения санкций могут направлять центральному органу
исполнительной власти по вопросам экономической политики материалы об их отмене (изменении вида, временной остановке).

При возникновении форс-мажорных обстоятельств, подаче иска в суд страны расположения контрагента или Международного коммерческого арбитражного суда, Морской арбитражной комиссии при
Торгово-промышленной палате Украины о признании или взыскании с иностранного субъекта хозяйственной деятельности долга, связанного с невыполнением условий внешнеэкономического договора (контракта),
а также в случае принятия мер относительно устранения нарушений законодательства действие санкций центральным органом исполнительной власти по вопросам экономической политики может быть временно
остановлено. По окончании срока остановки санкции действие ее возобновляется без дополнительного решения центрального органа исполнительной власти по вопросам экономической политики.

В случае устранения нарушений законодательства Украины или применения практических мер, гарантирующих выполнение Закона и (или) связанных с ним законов Украины, и приведения своей
внешнеэкономической деятельности в соответствие с законами Украины или предоставления достаточных доказательств невозможности (бесперспективности) применения практических мероприятий, гарантирующих
выполнение закона, субъекты внешнеэкономической деятельности и иностранные субъекты хозяйственной деятельности, к которым применены санкции, имеют право подавать в центральный орган исполнительной
власти по вопросам экономической политики соответствующие материалы и выходить с ходатайством об отмене (изменении вида, временной остановке) действия санкций.

Постановлением Правления Национального банка Украины от 21.05.2003 № 198 утверждено Положение об осуществлении уполномоченными банками контроля за проведением резидентами и нерезидентами, к которым
применены специальные санкции в соответствии со статьей 37 Закона Украины “О внешнеэкономической деятельности”, валютных операций через эти банки (далее – Положение № 198). В соответствии
с п. 1.2 Положения № 198 специальные санкции применяет Министерство экономики и по вопросам европейской интеграции Украины (далее – Министерство экономики) к субъектам внешнеэкономической
деятельности Украины и иностранным субъектам хозяйственной деятельности в соответствии со ст. 37 Закона, по решению судебных органов Украины или по представлению органов государственной налоговой и
контрольно-ревизионной служб, таможенных, правоохранительных органов и НБУ.

Применение, изменение вида, восстановление действия (далее – применение) и отмена, приостановка действия (далее – отмена) к резидентам и нерезидентам специальных санкций осуществляется в порядке,
предусмотренном нормативными правовыми актами Министерства экономики относительно применения к резидентам и нерезидентам специальных санкций, предусмотренных ст. 37 Закона.

Под специальными санкциями в Положении №?198 понимается применение к конкретным субъектам внешнеэкономической деятельности Украины и иностранным субъектам хозяйственной деятельности индивидуального
режима лицензирования или временной остановки внешнеэкономической деятельности.

Согласно п. 2.1 Положения № 198 информацию о применении (отмене) к резидентам и нерезидентам специальных санкций формирует Министерство экономики.

Информация о применении (отмене) к резидентам и нерезидентам специальных санкций в зашифрованном виде предоставляется Департаменту валютного контроля и лицензирования НБУ (далее – Департамент)
электронными средствами пересылки информации. Департамент проверяет на неповрежденность полученную от Министерства экономики информацию о применении (отмене) к резидентам и нерезидентам специальных
санкций, после чего посылает ее в форме файла электронной базы данных или файлов-дополнений к электронной базе данных Операционному и территориальным управлениям НБУ, уполномоченным банкам Украины.
Уполномоченные банки эту информацию в полном объеме размещают в собственной базе данных (далее – собственная электронная база специальных санкций).

В соответствии с п. 3.1 Положения № 198 уполномоченный банк, который получил от Департамента информацию о применении (отмене) к резидентам и нерезидентам специальных санкций, должен
руководствоваться ею при осуществлении валютного контроля по операциям своих клиентов в сфере внешнеэкономической деятельности.

Положением № 198 установлено, что уполномоченный банк каждый раз при получении поручения на перечисление средств в пользу нерезидента обязан проверить, были ли применены специальные санкции к этому
нерезиденту. В случае получения от Департамента информации о применении к резидентам и нерезидентам специальных санкций уполномоченный банк обязан проверить, были ли применены специальные санкции к
его клиентам. Такую проверку банк должен осуществлять также относительно всех новых клиентов во время принятия их на обслуживание (предоставление разовых услуг).

Если к клиенту уполномоченного банка применена специальная санкция, то уполномоченный банк со дня, следующего после даты получения от Департамента информации о применении этой специальной санкции,
но не раньше даты, с которой санкция начинает действовать, принимает от такого клиента поручения на осуществление перечислений средств в пользу нерезидентов на выполнение обязательств перед ними
при осуществлении внешнеэкономической деятельности и осуществляет их перечисление в пользу нерезидентов на основании ранее полученных поручений от такого клиента при наличии индивидуальной лицензии
Министерства экономики.

В случае применения к нерезиденту, который является контрагентом клиента уполномоченного банка, специальной санкции, уполномоченный банк со дня, следующего после даты получения от Департамента
информации о применении этой специальной санкции, но не раньше даты, с которой санкция начинает действовать, принимает от своих клиентов поручения на осуществление перечислений средств в пользу
такого нерезидента и осуществляет их перечисление в пользу такого нерезидента на выполнение обязательств перед ним при осуществлении внешнеэкономической деятельности на основании ранее полученных
поручений от своих клиентов при наличии индивидуальной лицензии Министерства экономики.

В силу п. 3.4 Положения об осуществлении уполномоченными банками контроля за проведением резидентами и нерезидентами, к которым применимы специальные санкции в соответствии со ст. 37 Закона
Украины “О внешнеэкономической деятельности”, утвержденного постановлением Правления Национального банка Украины от 21.05.2003 № 198 (далее – Положение № 198), если информация об отмене специальной
санкции, которая применена к клиенту банка или его контрагенту, получена в одной из таких форм:

а) копии Приказа об отмене специальной санкции, засвидетельствованной в установленном законодательством порядке Министерством экономики (структурным подразделением Министерства экономики в
областях, в г. Киеве и Севастополе, Автономной Республике Крым, к компетенции которых отнесены вопросы относительно осуществления внешнеэкономической деятельности) или нотариусом и поданной
уполномоченному банку;

б) файла электронной базы данных (файл-дополнение к электронной базе данных), который содержит Приказ об отмене специальной санкции;

в) письма-сообщения (в том числе полученного по электронной почте) Департамента с подтверждением отмены специальной санкции;

г) оригинала или засвидетельствованной нотариусом копии решения, определения, постановления суда, вступивших в законную силу, об отмене специальной санкции, то банк осуществляет перечисление
средств по внешнеэкономическим соглашениям резидента или нерезидента, к которому была применена специальная санкция, начиная с даты ее отмены, указанной в Приказе об отмене специальной санкции или
решении, определении, постановлении суда, которые вступили в законную силу.

Для идентификации резидента (нерезидента), к которому применена (упразднена) специальная санкция, банк обязан сравнить реквизиты этого резидента (нерезидента) из собственной электронной базы
специальных санкций с реквизитами в документах, которые есть в банке, в том числе в учредительных документах клиента, внешнеэкономических договорах, контрактах, соглашениях клиента, а также
использовать информацию с WEB-страницы по адресу www.ukrdzi.com.ua.

В случае совпадения основных, но частичного несоответствия некоторых реквизитов (например, названия, местонахождения или местожительства) клиента банка-резидента или его контрагента-нерезидента,
указанных в документах, договорах, контрактах, соглашениях клиента, с данными собственной электронной базы специальных санкций, банк обращается с запросом (электронной почтой) в Департамент
валютного контроля и лицензирования Национального банка Украины (далее – Департамент) для получения подтверждения относительно применения (отмены) к этому резиденту или нерезиденту специальной
санкции. Кроме того, в запросе банк указывает полные данные собственной электронной базы специальных санкций относительно такого резидента или его контрагента-нерезидента и несовпадение в
реквизитах собственной электронной базы специальных санкций и документах, которые есть в банке. На основании ответа Департамента (электронной почтой) банк принимает решение относительно
осуществления соответствующих операций.

Департамент должен дать ответы на запросы банков электронной почтой в течение 5 рабочих дней с даты их получения. Если в Департаменте нет информации для точной идентификации резидента или
нерезидента, то Департамент в течение 5 рабочих дней, начиная с даты получения запроса от уполномоченного банка, обращается с запросом в Министерство экономики и принимает окончательное решение
относительно идентификации резидента (нерезидента) на основании полученного ответа. После получения ответа от Министерства экономики Департамент в течение 5 рабочих дней посылает банку электронной
почтой соответствующее сообщение.

Согласно ст. 1 Закона Украины от 23.09.1994 № 185/94-ВР “О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте” (далее – Закон о порядке расчетов) выручка резидентов в иностранной валюте
подлежит зачислению на их валютные счета в уполномоченных банках в сроки выплаты задолженностей, указанные в контрактах, но не позднее 180 календарных дней с даты таможенного оформления (выписки
вывозной грузовой таможенной декларации) экспортируемой продукции, а в случае экспорта работ (услуг), прав интеллектуальной собственности – с момента подписания акта или иного документа,
удостоверяющего выполнение работ, оказание услуг, экспорт прав интеллектуальной собственности. Превышение указанного срока требует заключения центрального органа исполнительной власти по вопросам
экономической политики.

На основании ст. 2 Закона о порядке расчетов импортные операции резидентов, осуществляемые на условиях отсрочки поставки, в случае, когда такая отсрочка превышает 180 календарных дней с
момента осуществления авансового платежа или выставления векселя в пользу поставщика импортируемой продукции (работ, услуг), требуют заключения центрального органа исполнительной власти по вопросам
экономической политики. При применении расчетов по импортным операциям резидентов в форме документарного аккредитива указанный срок начинает исчисляться с момента осуществления уполномоченным
банком платежа в пользу нерезидента.

Нарушение резидентами указанных выше сроков (180 календарных дней) влечет взыскание пени за каждый день просрочки в размере 0,3 % от суммы неполученной выручки (стоимости недопоставленного
товара) в иностранной валюте, пересчитанной в денежную единицу Украины по валютному курсу Национально банка Украины (далее – НБУ) на день возникновения задолженности. Общий размер начисленной пени
не может превышать суммы неполученной выручки (стоимости недопоставленного товара).

В случае принятия до рассмотрения судом, Международным коммерческим арбитражным судом либо Морской арбитражной комиссией при Торгово-промышленной палате Украины искового заявления резидента о
взыскании с нерезидента задолженности, возникшей вследствие несоблюдения нерезидентом сроков, предусмотренных экспортно-импортными контрактами, сроки, указанные в Законе о порядке расчетов,
приостанавливаются, и пеня за их нарушение в этот период не уплачивается.

При принятии судом решения об отказе в иске полностью или частично или прекращении (закрытии) производства по делу либо оставлении иска без рассмотрения указанные выше сроки восстанавливаются, и
пеня за их нарушение уплачивается за каждый день просрочки, включая период, на который эти сроки были приостановлены.

В случае принятия судом решения об удовлетворении иска пеня за нарушение сроков, предусмотренных Законом о порядке расчетов, не уплачивается с даты принятия иска до рассмотрения судом или
арбитражным судом.

Государственные налоговые инспекции вправе по результатам документальных проверок непосредственно взыскивать с резидентов пеню, предусмотренную Законом о порядке расчетов.

В соответствии со ст. 6 Закона о порядке расчетов сроки экспортно-импортных операций могут быть продлены центральным органом исполнительной власти по вопросам экономической политики при выполнении
резидентами операций по договорам производственной кооперации, консигнации, комплексного строительства, тендерной поставки, гарантийного обслуживания, поставки сложных технических изделий и товаров
специального назначения.

Порядок отнесения операций резидентов к указанным выше операциям и условия выдачи заключений на превышение сроков экспортно-импортных операций (далее – заключение) устанавливаются Кабинетом
Министров Украины.

Центральный орган исполнительной власти по вопросам экономической политики в течение 5 рабочих дней с даты выдачи заключения информирует НБУ и Государственную налоговую администрацию Украины о
выдаче такого заключения.

Если превышение сроков экспортно-импортных операций обусловлено возникновением форс-мажорных обстоятельств, течение указанных сроков приостанавливается на весь период действия форс-мажорных
обстоятельств и возобновляется со дня, следующего за днем окончания действия таких обстоятельств. Подтверждением форс-мажорных обстоятельств является соответствующая справка Торгово-промышленной
палаты Украины или другой уполномоченной организации (органа) страны размещения стороны договора (контракта) или третьей страны в соответствии с условиями договора.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 29.12.2007 № 1409 утвержден Порядок продолжения сроков расчетов по внешнеэкономическим операциям (далее – Порядок). Данное постановление вступило в силу
с 1 января 2008 г.

Действие этого Порядка распространяется на всех резидентов-субъектов внешнеэкономической деятельности независимо от формы собственности.

К операциям, которые осуществляются резидентами, относятся:

· во время выполнения договоров производственной кооперации – операции по поставке сырья, материалов, узлов, деталей, запасных частей, заготовок полуфабрикатов, комплектующих и других
изделий отраслевого и межотраслевого назначения, которые технологически взаимосвязаны и необходимы для изготовления конечной продукции, а также операции по предоставлению услуг по выполнению
проектных, ремонтных работ и технического обслуживания, связанных с изготовлением и реализацией конечной продукции;

· во время выполнения договоров консигнации – операции по реализации товаров, в соответствии с которыми одна сторона (консигнатор) обязывается по поручению второй стороны (консигнанта)
продать в течение определенного времени (срока действия соглашения консигнации) за обусловленное вознаграждение из консигнационного склада от своего имени товары, которые принадлежат консигнанту;

· во время выполнения договоров комплексного строительства – операции по выполнению проектных и проектно-поисковых работ, передаче ноу-хау в отрасли строительства и производства строительных
материалов, конструкций, выполнению строительных, специальных и строительно-монтажных работ, в том числе во время выполнения договоров о реализации проектов по схеме “строить – эксплуатировать
– передавать”, осуществления шефмонтажа и авторского надзора в строительстве, выполнения пусконаладочных и гарантийных работ (предоставления услуг), а также по поставке машин и механизмов,
материалов, оборудования, строительных конструкций и материалов для выполнения отмеченных работ (предоставления услуг);

· во время выполнения договоров тендерной поставки – операции по поставке товаров (выполнение работ, предоставление услуг), заказанных по результатам международных торгов (тендеров);

· во время выполнения договоров гарантийного обслуживания – экспортные операции по поставке товаров (выполнение работ, предоставление услуг), условиями которых предусмотрено проведение
расчетов частями после подписания соответствующих актов технического приема (испытания, установки, монтажа, налаживания) товаров (работ, услуг), а также проведения окончательных расчетов после
завершения соответствующего гарантийного периода;

· во время выполнения договоров поставки сложных технических изделий – импортные операции по поставке оборудования частями или сложных технических изделий, которые нуждаются в установке,
монтаже, налаживании, гарантийном обслуживании и введении их в действие на месте эксплуатации, а также по поставке сложных технических изделий, срок изготовления и транспортировка которых превышает
180 дней;

· во время выполнения договоров поставки товаров специального назначения – операции по международным передачам товаров военного назначения и двойного использования согласно перечню, который
определяется Кабинетом Министров Украины.

Заключение по отнесению операций резидента к таким, которые осуществляются по договорам производственной кооперации, консигнации, комплексного строительства, тендерной поставки, гарантийного
обслуживания, поставки сложных технических изделий и товаров специального назначения, и продолжению установленных сроков (далее – заключение) выдается Министерством экономики.

Для получения заключения резидент подает в Министерство экономики следующие документы:

1) составленное в произвольной форме письмо-обращение, которое содержит данные о состоянии выполнения внешнеэкономического договора (контракта) на момент обращения, с указанием суммы задолженности
и обоснованием необходимости продолжения установленного срока на определенный период;

2) засвидетельствованные в установленном порядке копии:

· внешнеэкономического договора (контракта), в котором отмечаются адрес и банковские реквизиты иностранных контрагентов. Если договор заключен на иностранном языке, заявитель прилагает его
перевод на украинском языке;

· свидетельства о государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности – резидента;

· документов, которые подтверждают осуществление внешнеэкономической операции, в частности, платежных банковских документов, справок банков, грузовых таможенных деклараций (далее – ГТД),
коносамента, актов приема-передачи товара (выполнение работ, предоставление услуг).

Датой представления документов, на основании которых выдается заключение, считается дата их регистрации в Министерстве экономики.

Резидент в письменном виде сообщает органу государственной налоговой службы по месту его государственной регистрации об обращении в Министерство экономики с целью получения заключения.

Согласно п. 7 Порядка Министерство экономики рассматривает представленные резидентом документы в течение 10 рабочих дней после их регистрации и выдает заключение или в письменном виде отказывает в
его выдаче с указанием основания.

Резидент несет согласно законодательству ответственность за достоверность сведений, которые содержатся в представленных им документах.

В соответствии с п. 9 Порядка в выдаче заключения может быть отказано в случае:

1) представления резидентом документов:

с нарушением требований, установленных Порядком;

содержащих недостоверную информацию;

после окончания установленных сроков;

2) несоответствия представленных резидентом документов законодательству.

В случае устранения недостатков, которые стали основанием для отказа в выдаче заключения, резидент может повторно подать документы для его получения. При этом срок расчетов может быть продлен
начиная с даты регистрации в Министерстве экономики повторно поданных документов.

Пунктом 11 Порядка о выдаче заключения установлено, что Министерство экономики информирует в течение 5 рабочих дней с даты его выдачи НБУ и Государственную налоговую администрацию Украины
(далее – ГНА).

В случае выявления недостоверной информации в документах, на основании которых выдано заключение, Министерство экономики принимает решение о его отмене с даты выдачи, о чем в письменном виде
сообщает резиденту, НБУ и ГНА с указанием основания.

Постановлением Правления Национального банка Украины от 24.03.1999 № 136 утверждена Инструкция о порядке осуществления контроля и получения лицензий по экспортным, импортным и лизинговым операциям
(далее – Инструкция № 136). В Инструкции № 136 НБУ определяет порядок осуществления уполномоченными банками контроля за соблюдением резидентами установленных законодательством сроков расчетов по
экспортным, импортным и лизинговым операциям и получения резидентами индивидуальных лицензий НБУ на превышение этих сроков.

В силу п. 1.2 Инструкции № 136 при наличии нескольких документов с различными датами подписания с целью контроля за соблюдением резидентом законодательно установленных сроков расчетов
используется тот из документов, который подтверждает фактическое выполнение работ или предоставление (получение) услуг согласно всем условиям, предусмотренным договором, и который подписан раньше.

На основании п. 1.3 Инструкции № 136 если договор предусматривает поставку товара (объекта лизинга), осуществление платежа в несколько этапов, то банк осуществляет контроль за сроками расчетов
по экспортным операциям отдельно по каждому факту осуществления поставки товара (объекта лизинга), а по импортным операциям – отдельно по каждому факту осуществления платежа.

В рамках Инструкции № 136 экспорт – продажа товаров украинскими субъектами внешнеэкономической деятельности иностранным субъектам хозяйственной деятельности с вывозом или без вывоза этих
товаров через таможенную границу Украины, включая реэкспорт товаров.

Импорт – покупка украинскими субъектами внешнеэкономической деятельности у иностранных субъектов хозяйственной деятельности товаров с ввозом или без ввоза этих товаров на территорию Украины,
включая покупку товаров, предназначенных для собственного потребления учреждениями и организациями Украины, расположенными за ее пределами.

Товар – любая продукция, услуги, работы, права интеллектуальной собственности и другие неимущественные права, предназначенные для продажи (оплатной передачи).

Лицензия – индивидуальная лицензия НБУ, выданная на превышение установленных законодательством сроков расчетов.

День возникновения нарушения – первый день после окончания установленного законодательством срока расчетов по экспортной, импортной и лизинговой операции или срока, установленного в соответствии с
ранее полученными по этой операции лицензиями.

Осуществление поставки – оформление ГТД (в случае ввоза продукции на территорию Украины, если такая продукция в соответствии с законодательством Украины подлежит таможенному оформлению) или
выполнение нерезидентом всех обязательств относительно поставки, возложенных на него по договору (в других случаях).

Если согласно условиям договора валюта платежа (валюта платежа – любая валюта, в которой осуществляется, согласно условиям договора, оплата товара) отличается от валюты цены (валюта цены – любая
валюта, в которой устанавливается, согласно условиям договора, цена товара), то банк с целью контроля за полнотой расчетов по этой операции использует предусмотренные в договоре условия
перечисления валюты цены в валюту платежа. При отсутствии в договоре условий, предоставляющих возможность однозначно определить курс (кросс-курс), по которому осуществляется перечисление, банк с
целью контроля использует:

· официальный курс гривны к иностранным валютам, установленный НБУ на дату платежа, если одной из валют является гривна;

· курс, сложившийся на Московской межбанковской валютной бирже или установленный Центральным банком стран СНГ или Балтии на дату платежа, если одна из валют является валютой стран СНГ или
Балтии, а другая – не является гривной;

· курс на последнюю дату публикации в Financial Times, которая предшествует дате платежа, указанной в договоре, – во всех других случаях.

Согласно п. 1.5 Инструкции № 136 превышение законодательно установленных сроков расчетов по экспортным, импортным и лизинговым операциям резидентов разрешается исключительно при наличии лицензии.

Обязательным условием для получения лицензии является наличие окончательного заключения ГНА о возможности продления этих сроков по внешнеэкономическим договорам резидентов, определенным ст. 6
Закона о порядке расчетов. Без выполнения отмеченного условия ходатайства о получении лицензии НБУ не будет рассматривать.

Если в соответствии с экспортным (лизинговым) договором резидент экспортирует продукцию (передает имущество в лизинг нерезиденту) без ее (его) вывоза с таможенной территории Украины, то банк не
осуществляет контроль за сроками расчетов по такому договору (кроме случая, предусмотренного п. 3.6 Инструкции № 136: осуществление контроля за экспортной операцией, по которой продукция, которая
была приобретена резидентом по импортному договору без ее ввоза на таможенную территорию Украины, перепродается нерезиденту, возлагается на тот банк, через который проводилась оплата указанного
импортного договора).

В соответствии с п. 1.8 Инструкции № 136 сумма валютной выручки (лизинговых платежей) или стоимость товаров (объектов лизинга) может быть уменьшена, если в течение выполнения обязательств по
договору:

· состоится пересмотр цены товаров (объектов лизинга) в связи с несоответствием их количественных и (или) качественных характеристик условиям договора – на сумму недопоставленных и (или)
некачественных товаров (объектов лизинга). Решение о таком несоответствии принимает Международный коммерческий арбитражный суд или Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате или
другой орган (экспертная организация и т.п.), уполномоченный рассматривать споры или удостоверять такое несоответствие согласно правилам или обычаям страны расположения стороны договора или третьей
страны в соответствии с условиями договора;

· состоится пересмотр цены товаров (объектов лизинга) вследствие действий форс-мажорных обстоятельств, которые привели к изменению количественных и (или) качественных характеристик товара
(объекта лизинга), – на сумму недопоставленных (недополученных) и (или) некачественных товаров (объектов лизинга). Изменение цены товара (объекта лизинга) должно быть подтверждено
Торгово-промышленной палатой или другим уполномоченным органом (экспертной организацией) согласно правилам или обычаям страны расположения стороны договора или третьей страны в соответствии с
условиями договора;

· товары (объекты лизинга) уничтожены, испорчены, украдены, утеряны – на сумму их стоимости (если право собственности на товар (объект лизинга) в соответствии с условиями договора
принадлежит резиденту). Наличие таких обстоятельств должно быть подтверждено органами, уполномоченными осуществлять такое подтверждение в соответствии с законодательством страны, на территории
которой произошли такие события;

· состоится соответствующим образом оформленный возврат товара (объекта лизинга) или его части экспортеру – на сумму стоимости такого товара (объекта лизинга);

· состоится возврат оплаченных импортером средств полностью или частично – на сумму таких средств;

· осуществляется налогообложение выполненных резидентами для нерезидентов работ (предоставленных услуг) за пределами Украины – на сумму оплаченных налогов, письменно подтвержденных
налоговыми органами страны нерезидента;

· состоится оплата резидентом комиссионных вознаграждений, которые удержали банки-нерезиденты, если оплата резидентом этих вознаграждений предусмотрена экспортным, импортным, лизинговым
договорами и (или) подтверждена соответствующим банковским документом (подтверждение не требуется, если комиссионное вознаграждение по каждому отдельному платежу по договору не превышает 50 евро,
или эквивалент этой суммы в другой иностранной валюте).

Пунктом 1.9 Инструкции № 136 определено, что экспортная, импортная и лизинговая операции могут быть сняты с контроля при наличии должным образом оформленных документов о прекращении обязательств по
этим операциям зачислением, если:

· требования вытекают из взаимных обязательств между резидентом и нерезидентом, которые являются контрагентами по этим операциям;

· требования однородные;

· срок выполнения по встречным требованиям наступил или не установлен, или определен моментом предъявления требования;

· между сторонами не было спора относительно характера обязательства, его содержания, условий выполнения и т.п.

Копии документов, которые подаются резидентом в НБУ и банки (в том числе копии, переведенные на украинский язык), удостоверяются собственноручно подписью резидента (уполномоченного им лица) и
оттиском его печати (при наличии).

Договоры с нерезидентами, которые составлены на иностранном языке, должны быть переведены на украинский язык (перевод удостоверяется подписью лица, осуществившего перевод (действительность подписи
переводчика удостоверяется нотариально), или нотариусом).

Банки имеют право требовать от резидентов перевода на украинский язык других документов, которые необходимы для осуществления контроля за своевременностью расчетов по экспортным, импортным и
лизинговым операциям их клиентов. Не переводятся на украинский язык документы, составленные на русском языке, а также те, текст которых изложен на иностранном языке с одновременным его изложением
на украинском (русском) языке. Не переводятся на украинский язык документы, составленные на иностранном языке, при условии, что они отличаются только цифровой информацией и (или) данными
относительно конкретных физических лиц (фамилия, имя и отчество, место проживания) или юридических лиц (наименование, местонахождение) от образца, который переведен с иностранного языка с
соблюдением требований Инструкции № 136.

Согласно п. 1.11 Инструкции № 136 основанием для снятия банком с контроля экспортной, импортной и лизинговой операций резидента при условии предоставления последним документов, которые необходимы
банку для осуществления контроля за своевременностью расчетов по экспортным, импортным и лизинговым операциям этого резидента, кроме оснований, предусмотренных Инструкцией № 136, может быть:

· копия оформленной ГТД, засвидетельствованная в порядке, установленном Положением о грузовой таможенной декларации, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 09.06.1997 №
574 (с изменениями) (далее – Положение о грузовой таможенной декларации), в случае потери резидентом ее оригинала предоставленная по письменному запросу резидента (при наличии информации об
указанной ГТД в реестре ГТД);

· письменное сообщение налогового органа об отсутствии нарушений законодательно установленных сроков расчетов по операциям резидента, о которых банком предоставлялась информация этому
налоговому органу согласно п. 7.10 Инструкции № 136. Указанное сообщение должно быть засвидетельствовано подписью руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

Отсчет законодательно установленного срока расчетов банк начинает со следующего календарного дня после дня оформления ГТД или подписания акта (другого документа).

В соответствии с п. 2.3 Инструкции № 136 банк снимает экспортную операцию резидента с контроля после зачисления выручки по этой операции на текущий счет последнего.

Дополнительным основанием для снятия экспортной операции с контроля, кроме зачисления выручки, может быть:

· письменное уведомление другого банка о зачислении выручки по этой операции на открытый в этом банке текущий счет резидента, засвидетельствованное подписью ответственного лица и оттиском
печати банка (в уведомлении указывается вся имеющаяся в реквизитах платежа информация: номер и дата договора, сумма платежа – в той части, в какой сведения передаются другому банку, и т.п.).
Указанное уведомление предоставляется по письменному запросу такого резидента или банка (по письменному разрешению резидента) только банку, который указан в запросе резидента или которому резидент
разрешил этот запрос;

· письменное уведомление другого банка о поступлении реестра ГТД по этой операции резидента, засвидетельствованное подписью ответственного лица и оттиском печати банка (в сообщении
предоставляется вся имеющаяся в реестре ГТД информация). Указанное сообщение предоставляется по письменному запросу резидента или банка (с письменного разрешения резидента) только банку, который
указан в запросе резидента или которому резидент разрешил этот запрос.

Если в соответствии с действующим законодательством Украины ГТД на продукцию, которая вывозится с таможенной территории Украины, не оформляется (вывозится продукция в сумме, не превышающей 100 евро
или эквивалент этой суммы в другой иностранной валюте), то банк согласно экспортному договору после поступления выручки за эту продукцию в пользу резидента снимает такую экспортную операцию с
контроля.

Банк снимает с контроля экспортную операцию, если взаимные обязательства по экспортному договору частично или полностью не выполнены и происходит частичный или полный возврат резиденту продукции,
которая была поставлена им нерезиденту по этому договору, на основании ГТД (типа IM-40 “Импорт”, IM-41 “Реимпорт”, IM-75 “Отказ в пользу государства”, IM-76 “Уничтожение или разрушение”) и при
наличии информации об этой операции в реестре ГТД, а также при условии выполнения требований п. 2.3 Инструкции № 136 (зачисление выручки по этой операции на текущий счет экспортера либо письменное
уведомление другого банка о зачислении выручки по этой операции на открытый в этом банке текущий счет резидента либо письменное уведомление другого банка о поступлении реестра ГТД по этой операции
резидента) относительно остальной продукции. При отсутствии информации об указанной операции в реестре ГТД дополнительным основанием для снятия экспортной операции резидента с контроля может быть
письменное сообщение таможенного органа, засвидетельствованное подписью его руководителя (заместителя руководителя), а также засвидетельствованная в порядке, установленном Положением о грузовой
таможенной декларации, копия указанной ГТД, которые получены по письменному запросу этого резидента.

В силу п. 3.3 Инструкции № 136 банк снимает с контроля операцию резидента в случае импорта продукции с ввозом ее на территорию Украины, если такая продукция в соответствии с законодательством
Украины подлежит таможенному оформлению, на основании ГТД (типа IM-40 “Импорт”, IM-41 “Реимпорт”, IM-72 “Магазин беспошлинной торговли”, IM-75 “Отказ в пользу государства”, IM-76 “Уничтожение или
разрушение”) и при наличии информации об этой операции в реестре ГТД, а в других случаях – после предъявления резидентом документа, который согласно условиям договора удостоверяет осуществление
нерезидентом поставки продукции, выполнения работ, предоставления услуг.

Дополнительным основанием для снятия операции с контроля, кроме реестра ГТД, может быть:

· письменное уведомление другого банка, которому таможенный орган послал информацию об этой операции резидента, о получении такого реестра, засвидетельствованное подписью ответственного лица
и оттиском печати банка (в сообщении указываются номер и дата реестра, вся имеющаяся в реестре информация об операции резидента, а также стоимость продукции в той части, в какой сведения передаются
другому банку). Указанное сообщение предоставляется по письменному запросу такого резидента или банка (по письменному разрешению резидента) только банку, который указан в запросе резидента или
которому резидент разрешил этот запрос;

· письменное уведомление таможенного органа, засвидетельствованное подписью его руководителя (заместителя руководителя), а также засвидетельствованная в порядке, установленном Положением о
грузовой таможенной декларации, копия ГТД, которые получены по письменному запросу резидента;

· документы, подтверждающие поставку продукции в пользу резидента-реципиента (получателя) международной технической помощи в соответствии с международными договорами Украины.

Для подтверждения факта получения резидентом услуг от международных информационных и платежных систем используются соответствующие договоры, счета на оплату услуг, документы, которые формирует
платежная система после осуществления взаиморасчетов, и т.п.

Подтверждением факта получения уполномоченным банком услуг от нерезидента, который взял на себя обязательства выступать официальным агентом этого банка перед Генеральной прокуратурой США и
Министерством финансов США (согласно требованиям закона США относительно мер предотвращения терроризма: USA PATRIOT Act of 2001), является открытие или дальнейшее функционирование ранее открытого
корреспондентского счета в банке США.

Согласно п. 3.4 Инструкции № 136 при оплате подписных периодических полиграфических изданий основанием для перечисления средств нерезиденту могут быть должным образом оформленная подписная
квитанция или выставленный к оплате счет – независимо от фактического срока, за который осуществляется подписка (но не больше 1 года). Если резидент не оформляет акт (или другой документ,
удостоверяющий получение резидентом периодических изданий, что подписались), то банк снимает такую импортную операцию с контроля.

В случае возвращения резиденту средств, которые были перечислены в адрес нерезидента по импортному договору в связи с тем, что взаимные обязательства по этому договору частично или полностью не
выполнены, резидент самостоятельно передает банку, который по поручению резидента осуществил платеж в пользу нерезидента, копии документов, однозначно подтверждающие возвращение средств (при
условии, что средства возвращены на счет резидента в другом банке). Ответственность за нарушение этого условия возлагается на резидента.

Если импорт продукции (услуг, работ) осуществляется без ввоза из-за границы этой продукции (услуг, работ) на территорию Украины, то резидент, кроме предусмотренных п. 3.3 Инструкции № 136
документов, удостоверяющих поставку в его пользу продукции (предоставление ему услуг, выполнение работ), подает также договор, который предусматривает продажу этой продукции нерезиденту и
зачисление выручки от такой продажи на счета этого резидента в банках, или документы, подтверждающие необходимость использования им этой продукции (услуг, работ) за пределами Украины.

Банк осуществляет контроль за своевременностью расчетов только относительно той части импортного договора резидента, которая предусматривает расчеты в денежной форме (в случае изменения условий
бартерного договора, который предусматривает замену обязательств резидента по поставке товара на обязательство относительно оплаты товара нерезиденту полностью или частично в денежной форме).

В соответствии с п. 6.1 Инструкции № 136 банки обязаны требовать от своих клиентов полной информации об экспортных, импортных и лизинговых операциях, расчеты по которым последние проводят
через эти банки.

Банки обязаны в случае перечисления резидентом средств в пользу нерезидента, поступления от нерезидента средств в пользу резидента или, если резидент указан в реестре ГТД, требовать от последнего
(в зависимости от вида операции): копии договора с нерезидентом, ГТД, актов и других документов, которые подтверждают осуществление экспорта (импорта) продукции, выполнение работ (предоставление
или получение услуг), осуществление экспорта прав интеллектуальной собственности, и других документов, которые необходимы банку для осуществления контроля за своевременностью расчетов по
экспортным, импортным и лизинговым операциям его клиентов.

Резиденты обязаны предоставлять банкам копии указанных документов в течение 5 рабочих дней, начиная со дня зачисления на распределительный счет средств, которые поступили в пользу резидентов, или
со дня поступления в банк реестра ГТД. Копии этих документов подлежат хранению в деле клиента в течение срока, определенного в Перечне документов, которые образовываются в деятельности НБУ и банков
Украины, с указанием сроков хранения, утвержденном постановлением Правления Национального банка Украины от 08.12.2004 № 601, зарегистрированном в Министерстве юстиции Украины 24.12.2004 за №
1646/10245.

Банк регистрирует отмеченные валютные операции своих клиентов в специальных журналах (срок хранения журналов – 10 лет).

Если резидент осуществляет авансовый платеж (предварительную оплату) в любой форме или банк осуществляет платеж в пользу нерезидента при применении расчетов в форме документарного аккредитива, или
банк осуществляет платеж на основании предъявленной резидентом ГТД, информация о которой отсутствует в реестрах ГТД, то банк фиксирует в журнале название импортера или лизиногополучателя,
поставщика продукции или лизингодателя, страну поставщика или лизингодателя, сумму перечисленных средств и дату их перечисления, дату и номер договора, дату окончания законодательно установленных
сроков расчетов, информацию о предоставленных по этому договору резидента лицензиях, дату поставки продукции или объекта лизинга и стоимость поставленной продукции или объекта лизинга.

Согласно п. 6.5 Инструкции № 136 в случае отгрузки резидентом продукции (объекта лизинга) экспортная (лизинговая) операция фиксируется банком в аналогичном журнале после получения реестров ГТД или
поступления от нерезидента средств в пользу резидента, или, если резидент самостоятельно любым образом предоставит банку информацию об этой операции (например, предъявит копию лицензии) с
одновременным требованием от резидента копий договора, ГТД (если средства, поступившие от нерезидента, не являются авансовым платежом или предварительной оплатой).

Если в платежном поручении банка-нерезидента нет ссылки на договор, на выполнение которого от нерезидента-контрагента поступили средства, то банк требует письменное объяснение от резидента или
нерезидента-контрагента относительно отнесения этих средств к конкретному экспортному (лизинговому) договору (если объяснение получено средствами факсимильной связи, то оно далее должно быть
подтверждено оригиналом).

В случае экспорта или импорта услуг (работ, прав интеллектуальной собственности) банк фиксирует в журнале наименование импортера, экспортера, страны контрагента-нерезидента, дату и №?договора, дату
окончания законодательно установленных сроков расчетов, информацию о полученных по этому договору лицензиях, сумму средств и дату их перечисления или получения, дату подписания акта или другого
документа, удостоверяющего выполнение работ (предоставление услуг и т.п.), и сумму средств, отмеченную в этом акте (документе).

В соответствии с п. 6.7 Инструкции № 136 если оплата товара, который импортируется, или объекта лизинга проводится за счет средств, полученных на основании кредитного договора без зачисления этих
средств на текущий счет резидента, то контроль по такой операции осуществляет тот банк, который предоставил кредит (независимо от того, открыт ли в этом банке текущий счет резидента) или банк,
который обслуживает кредит, привлеченный резидентом от нерезидента.

Если оплата товара, который импортируется, или объекта лизинга проводится за счет иностранной валюты, купленной за собственную иностранную валюту резидента на международном рынке без промежуточного
зачисления этих средств на текущий счет этого резидента, открытый в банке, то контроль за такой операцией осуществляет тот банк, который по поручению резидента купил иностранную валюту и перечислил
ее по назначению.

Банк, клиентом которого был резидент, должен в течение 3 банковских дней со дня закрытия счета предоставить банку, в котором резидент открывает счет (если резидент сообщил об этом банку), всю
имеющуюся у него информацию о незаконченных экспортных, импортных и лизинговых операциях этого резидента, если резидент закрывает счет в одном банке и переходит на обслуживание в другой банк.

Банк, в котором резидент находился на обслуживании, сообщает в произвольной форме налоговым органам по месту регистрации резидента об его незаконченных экспортных, импортных и лизинговых операциях
в случае:

· закрытия клиентом-резидентом счета и перехода на обслуживание в другой банк (в том числе при отсутствии в банке информации о банке, в который резидент переходит на обслуживание);

· закрытия банком счета клиента, если операции по этому счету не осуществляются в течение 3 лет подряд и на нем нет остатка средств.

Банк, в котором резидент находился на обслуживании, снимает операции резидента с контроля на следующий рабочий день после дня закрытия счета.

Согласно п. 7.2 Инструкции № 136 если при снятии экспортной операции резидента с контроля банк обнаружит, что в реестрах ГТД нет информации об этой операции, то он в произвольной форме
сообщает об этом в налоговый орган (касается только экспорта резидентом продукции, на которую в соответствии с действующим законодательством Украины оформляется ГТД).

Если меняются условия договора, пребывающего в банке на контроле, вследствие чего выполнение нерезидентом обязательств по экспортной операции полностью или частично осуществляется путем поставки
товара, то банк в произвольной форме сообщает об этом в налоговый орган.

Если поставка продукции по импортному договору резидента осуществляется без ее ввоза на таможенную территорию Украины и резидент не подал документы согласно требованиям Инструкции № 136, то банк
единожды в произвольной форме сообщает об этом налоговому органу.

Если клиент не подал банку документы, необходимые последнему для выяснения состояния расчетов по экспортной, импортной или лизинговой операциям этого клиента, то банк в произвольной форме сообщает
об этом в налоговый орган.

Банк, клиентом которого был резидент, при закрытии резидентом счета в этом банке и переходе его на обслуживание в другой или в случае закрытия банком счета клиента в течение 3 банковских дней со
дня закрытия счета в произвольной форме предоставляет всю имеющуюся в наличии у него информацию о незавершенных экспортных, импортных и лизинговых операциях этого резидента налоговому органу.

Банк в произвольной форме сообщает налоговому органу о факте снятия с контроля операции резидента на основании документов о прекращении обязательств по этой операции путем зачисления встречных
однородных требований по договорам.

В соответствии с п. 7.10 Инструкции № 136 банк предоставляет налоговым органам информацию об обнаруженных в отчетном месяце фактах нарушений в случае непоступления в законодательно
установленные сроки (или сроки, определенные в лицензиях) выручки, товаров или объекта лизинга.

В следующем отчетном месяце информация об этих нарушениях уже не предоставляется.

Территориальному управлению НБУ по месту регистрации банка информацию об обнаруженных фактах нарушений банк предоставляет в установленные НБУ сроки, порядке и форме.

Банк не предоставляет налоговому органу информацию, предусмотренную п. 7.10 Инструкции № 136, если резидент подал банку документ, который удостоверяет принятие судом решения об удовлетворении иска
резидента относительно взыскания с нерезидента задолженности, которая возникла вследствие несоблюдения последним сроков, установленных договором.

Статьей 16 Декрета Кабинета Министров Украины от 19.02.1993 № 15-93 “О системе валютного регулирования и валютного контроля” (далее – Декрет) за невыполнение уполномоченными банками, финансовыми
учреждениями и национальным оператором почтовой связи обязанностей по осуществлению контроля за валютными операциями, которые производятся резидентами и нерезидентами через эти учреждения,
установлена следующая ответственность – лишение генеральной лицензии НБУ на право осуществления валютных операций или штраф в размере, устанавливаемом НБУ.

На основании ст. 16 Декрета Положением о валютном контроле, утвержденном постановлением Правления Национального банка Украины от 08.02.2000 № 49 (далее – Положение № 49) устанавливается
ответственность за нарушение валютного законодательства. Рассмотрим ряд нарушений, за совершение которых наступает ответственность.

В соответствии с п. 2.5 Положения № 49 неосуществление уполномоченными банками, другими финансовыми учреждениями и национальным оператором почтовой связи функций агента валютного контроля в
части предотвращения проведения резидентами и нерезидентами через эти учреждения незаконных валютных операций влечет за собой лишение генеральной лицензии НБУ на право осуществления валютных
операций или штраф в размере 25 % от суммы (стоимости) валютных операций, осуществленных резидентами и нерезидентами через эти учреждения с нарушением законодательства.

Размер штрафа определяется с разницы между суммой проведенной валютной операции и суммой, которая является нормативно определенной, если в соответствии с законодательством разрешено проводить
отдельные валютные операции в установленных суммах. Штраф уплачивается в валюте Украины по официальному курсу гривны к иностранным валютам и банковским металлам, установленному НБУ на день
составления соответствующего протокола нарушения валютного законодательства, в случае использования в расчетах иностранной валюты.

Неосуществление уполномоченными банками, другими финансовыми учреждениями и национальным оператором почтовой связи функций агента валютного контроля в части информирования в случаях и в порядке,
установленных законодательством, в том числе нормативно-правовыми актами НБУ, соответствующих государственных органов, о нарушении резидентами и нерезидентами законодательства, связанного с
проведением ими валютных операций, влечет за собой следующую ответственность:

· нарушение порядка информирования – наложение штрафа в размере 40 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан;

· нарушение сроков информирования, которое не превышает 10 дней, – наложение штрафа в размере одного необлагаемого налогом минимума доходов граждан за каждый день нарушения;

· нарушение сроков информирования, которое составляет от 11 до 30 дней, – наложение штрафа в размере 20 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан;

· нарушение сроков информирования, которое составляет более 30 дней, – наложение штрафа в размере 1 % от суммы (стоимости) валютной операции, о которой уполномоченный банк согласно
установленному порядку обязан был проинформировать соответствующий государственный орган, но не менее 20 и не более 40 необлагаемых минимумов доходов граждан.

В случае привлечения уполномоченного банка к ответственности за нарушение функций агента валютного контроля размер одного штрафа не может превышать 1 % суммы зарегистрированного уставного
капитала.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Ашмарина Е.М. Некоторые аспекты расширения предмета финансового права в Российской Федерации. – М., 2008.

2. Агарков М.М. Предмет и система советского гражданского права // Советское государство и право. – 1940. – № 8-9.

3. Байтин М.И., Петров Д.Е. Метод регулирования в системе права: виды и структуры // Журнал российского права – 2007. – № 2.

4. Горбунова О.Н. Понятие предмета и метода финансового права и его место в системе российского права // Финансовое право: Учебник / Отв. ред. О.Н. Горбунова. – 3-е изд. – М., 2005.

5. Головин А.Ю., Логвинова И. В. Понятие финансового права, его особенности и связи с другими отраслями права // Финансовое право: Учеб. пособие / Под ред. А.Ю. Головина, Е.А. Федоровой. – М.,
2007.

6. Горбунова О.Н., Грачева Е.Ю. Система финансового права // Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Е.Ю. Грачевой, Г.П. Толстопятенко. – М. – 2006.

7. Карасева М.В. Финансовое право России: новые проблемы и новые подходы // Государство и право. – 2008. – № 12.

8. Рукавишникова И.В. Финансово-правовое регулирование рынка ценных бумаг // Финансовое право. – 2008. – № 7.

9. Финансовое право. Учебник / Под ред. проф. О.Н. Горбуновой Издательство «Юристъ» М., 2003.

10. Финансовое право. Серия «Учебники, учебные пособия» / Под ред. проф. В.М. Мандрина Ростов-на-Дону Издательство «Феникс», 2002.