СНГ позиция Узбекистана Приобретение Узбекистаном государственной независимо-сти и переход к рыночной экономики обусловили необходи-мость развития внешне экономической деятельности респуб-лики и интеграции е в мировое хозяйство. Одним из направлений этого процесса является развитие прямых и многосторонних отношений со странами образую-щими Содружество Независимых Государств СНГ. Это Со-дружество было создано 21 декабря 1991 года.
В Алма-Ате одиннадцать руководителей независимых государств подписали декларацию о взаимодействии участников Содружества. СНГ представляют следующие государства Азербайджанская Рес-публика, Республика Армения, Республики Беларусь, Респуб-лики Казахстан, Республики Кыргызстан, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики
Таджикистан, Туркмени-стан, Республики Узбекистан и Украины. Узбекистан поддержал идею Содружества, вошл в состав его учредителей. 22 декабря 1993 года в Минске, подписан Устав СНГ, в ко-тором определены принципы и цели Содружества, где подчр-кивается, что эта организация проводит свою деятельность на основании общепризнанных принципов международного права. Цели Содружества, определнные
Уставом предусматривают сотрудничество в экономической, политической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях создание общего экономического пространства обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепринятыми принципами международного права и документами СБСЕ Сотрудничество между государствами – членами в обеспечении международного мира и безопасности и осуществлении разоружения содействие граждан государств в свободном общении, контактах и пере-движении
в сотрудничестве взаимная правовая помощь и со-трудничество в других сферах правовых отношений мирное разрешение споров и конфликтов между государствами Содру-жества ст. 2 Устава СНГ. Для понимания правовой природы СНГ важное значение имеет положение Устава о том, что Содружество не является го-сударством и не обладает наднациональными полномочиями.
Наличие у Содружества общих целей, общих интересов и общих сфер деятельности при уважении суверенитета государств- чле-нов позволяет говорить о нм, как о международной, государст-венной организации. Для государств Содружества многосторонние и двухсторонние договорные отношения на основе равноправного партнерства являются естественным процессом. В основе этого процесса лежат не только территориальная близость и экономическая сопря-жнность стран Содружества, но и глубокие исторические корни, культурные
и духовные связи, общность судеб народов на протяжении большого исторического периода. В книге Ислама Каримова Узбекистан на пороге ХХ1 века подчркивается, что необходимо при этом отмечать подлинную интеграцию от искусственно насаждаемой политической интеграции вопрос заключается не в том, чтобы выбирать между независимостью и интеграцией, а в том, чтобы гармонизировать эти два направления. Очень спорным выглядит идея так называемой углублнной интеграции стран
СНГ. СНГ превращается в ряд субрегиональных полити-ческих альянсов и экономических межгосударственных блоков. Формирование ориентированных на Россию группировок Союза Белоруссии и РФ, Сообщества Белоруссии, Казахстана, Киргизии и России, а также, Восточноевропейской Украина, Молдавия оси и совершенно новый – ГУАМ Грузия, Украина,
Азербайджан, Молдавия без участия Росси – это в большей мере вынужденные действия вла-сти, чем закономерные следствия продуманной политики новых государств. Для Узбекистана однозначно неприемлемы такие Союзы и Сообщества, так как они ограничивают свободное сотрудничество со всеми заинтересованными государствами доброй воли. При подобных интеграционных процессах возникает озабоченность возвращения к старой империи, то есть
потери государствами суверенитета и независимости. Это, прежде всего, относится к образованию надгосударственнх структур, которые наделяются правом принимать решения прямого действия, то есть обязательные к исполнению всеми органами и организациями, через голову соответствующих легитимных органов каждой отдельной страны-участницы Договора. Сколько требует себе полномочий соответствующая надгосударственная структура
Сообщество, ровно столько же полномочий и прав теряет каждое отдельное сегодня, суверенное государство. Это истина, отрицать которую невозможно. Узбекистан придерживается утвержднного устава СНГ, в рамках которого возможно углублять экономическую и финансовую интеграцию, цивилизованно решать вопросы платежей, снятия барьеров на пути экономической и гуманитарной интеграции. И для этого вовсе не обязательно подписывать договоры и входить в различные
Союзы, которые носят, прежде всего, геополитический характер. Навряд ли подобные договоры, политические альянсы помогут решить внутренние кризисные ситуации в странах Содружества. Ведь сегодня стало совершенно очевидно, что основная причина кризисной ситуации в экономике государств на постсоветском пространстве – это, прежде всего, ломка изжившей себя идеологии тоталитарной, командно-административной, центрально-распределительной системы, переход к новым рыночным отношениям,
к свободной экономике, которыми живт сегодня весь мир. Часто причина неработающих предприятий во многих странах Союза не в разорванных связях, а в неумении приспосабливаться к новым условиям хозяйствования. Такие предприятия не могут найти сбыт своей продукции, у них нет средств для поддержки и развития производства. Отсюда видно, что надо быстрей реформировать экономику, совершенствовать механизмы расчтов, элементарно
навести у себя необходимый цивилизованный порядок. При интеграционных процессах нужно учитывать мировой опыт пример Европейского Союза, АСЕАН, АТЭС, но необходимо иметь ввиду и ту особую ситуацию, которая имеет место на постсоветском пространстве. Как показывает опыт Европейского Союза подлинная интеграция достигается десятилетиями – это результат большого пути, пройденного
государствами-участниками. Интеграция подобная Европейскому Союзу возможна между странами имеющие стабильные, основательные демократические общественные государственные структуры, сформировавшие прочные рыночные и правовые законодательные нормы, механизмы и инфраструктуру по их реализации. Страны, входящие в Европейский Союз, располагают примерно равным, достаточно высоким экономическим потенциалом. Нет государств, которые бы имели явно выраженные преимущества по своему развитию.
Рассматривая вопрос об односторонних и многосторонних связей в рамках СНГ и, прежде всего Узбекистана со странами Содружества необходимо учитывать следующие факторы. 1. Страны Содружества встали на путь рыночных преобразований, в ходе которых происходит изменение в отношениях собственности, формируются инсти-туты рыночной инфраструктуры, а также новые механизмы го-сударственного регулирования в экономике. Вместе с тем в странах
СНГ эти процессы идут с различной степенью интен-сивности и находятся на разных этапах своего осуществления. Например, одним из основных направлений изменения форм собственности, является разгосударствление и приватизация. В структуре приватизированных предприятий наибольший удель-ный вес приходится на предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживанию населения. Доля этих пред-приятий в общем, числе приватизированных составляет в
Бело-руссии, Казахстане и Молдавии – 48 – 50 , Кыргызстане и Рос-сии – 57 – 59 , на Украине – 66, в Грузии – 79, Узбекистане – 85 . Сложность переходного периода, различные условия эко-номического развития, обеспеченность ресурсами, темпы ре-форм, платжный и торговый дисбаланс не могут, не отразится на динамике интеграционных и экономических процессов. 2. Образование подобной международной организации, типа
СНГ, не имеет, пожалуй, исторического прецедента, так как в него во-шли государства раннее составляющие части республики еди-ного государства, государства, которое строило свою политику на основе единого народно-хозяйственного комплекса с учтом не только экономической целесообразности, но и политических интересов. Этим определяется определнный дисбаланс в обще-ственном разделении труда. Тяжлую промышленность разви-вали в Прибалтике и в
Белоруссии, а сырь для не доставляли из Сибири, Казахстана и Средней Азии, что не было выгодно не первым регионам ни последним. После распада СССР и провоз-глашения республиками независимости некоторые страны ока-зались монополистами в добыче и производстве важных видов сырья и продукции. Так, на долю Росси приходилось более 90 общесоюзной добычи нефти включая газовый конденсат, бо-лее 75
газа, около 91 деловой древесины, более 80 полима-териалов и бумаги. На долю Украины – 65-68 общесоюзного производства стали готового проката, стальных труб, а Узбеки-стан производил более 60 хлопка. Именно природные, струк-турные факторы, сложившиеся в процессе специализации, кон-центрации и размещении производства являются важнейшими предпосылками взаимодействия государств в рамках СНГ, и именно эти факторы вносят ряд противоречий в функционирование данной международной
организации. Безусловно, множественность участников СНГ, разнона-правленность их интересов и многослойность решаемых ими политико-экономических проблем сказываются на развитии ре-гиональных и локальных производственных связей. Продолжаются поиски новых форм межгосударственных отношений. Это проявляется, прежде всего, в создании финан-сово-промыщленных групп
ФПГ или МФПГ в том числе и на межгосударственном уровне. Создание подобных групп позволяет концентрировать ин-вестиционную, техническую, структурную, маркетинговую и финансовую политику на наиболее важных направлениях. Основная цель их создания состоит в укреплении нацио-нального экономического потенциала стран-участниц и СНГ в целом, освоение новых рынков. МФПГ должны обеспечивать интенсивную рыночную циркуляцию произведнной
продукции и финансовых ресурсов. Базовым документом по созданию межгосударственных ФП Г является Соглашение о содействии в создании и развитии про-изводственных, коммерческих, кредитно-финансовых и сме-шанных транснациональных объединений, подписанное прави-тельствами государств – участников СНГ. На основе этого со-глашения были подписаны договора о формировании МФПГ между правительствами Росси, Белоруссии, Казахстана,
Узбеки-стана, Кыргызстана и Таджикистана. Эти государства приняли также собственные положения по ФПГ. Формирование финансо-промышленных групп опирается на объективный характер интеграционных процессов в экономике. Либерализация хозяйственной жизни, функционирование фон-дового рынка открывает новые возможности перелива капитала в привлекательные сферы деятельности. Финансово-промыш-ленные группы могут объединяться не только в мощные хозяй-ственные структуры, но и
наибольшие предприятия, банки и прочие хозяйственные структуры. Ключевой проблемой форми-рования межгосударственных финансово-промышленных групп в экономическом пространстве СНГ сегодня являются принятие общих законов и правил и обработка механизма контроля за их выполнением. В современных интеграционных процессах главной движу-щей силой является научно-технический процесс. Поэтому при-нятому ещ 3 ноября 1995 года Соглашение о создании общего научно-технического пространства
государств – участников СНГ и всему научному и техническому сотрудничеству госу-дарств придатся приоритетный характер. В странах СНГ кон-центрируются основные технологические связи многих приори-тетных узбекистанских предприятий. По этой причине в отно-шениях Узбекистана с Россией, Казахстаном, Туркменистаном, Украиной определяется курс на постепенную реструктуризацию существующих товарооборотов, а именно создаются условия для развития прямых связей с по-ставщиками и потребителями
в рамках общего экономи-ческого пространства необходимо эффективно использовать рынки СНГ для продвижения новой продукции в соответствии с техни-ческой и структурной политикой страны сокращать недопустимо высокую зависимость Узбеки-стана от России энергоносителей, товаров народного по-требления, стройматериалов за счт импортозамещения и частичного распределения этих поставок по иным источ-никам импорта. Вместе с тем, на сегодня главным партнром
Узбекистана во внешней торговле остатся Россия. Начиная с 1992 года меж-государственный обмен между Узбекистаном и Россией осуще-ствляется на основе двусторон-них соглашений о торгово-эконо-мическом сотрудничестве. В перечень взаимных поставок на правительственном уровне включились объмы наиболее важ-ной для обоих государств продукции. Для создания благоприят-ных условий такие по-ставки освобождались от уплаты тамо-женных пошлин. Отношения между Узбекистаном и Россией складываются не всегда однозначно, это, прежде
всего, касается торговли хлопком-волокном, а, следовательно, и проблемой текстильной промышленности. В последние годы значительная часть экспортируемого из Узбекистана в Россию хлопка-волокна оформляется посредст-вом бартерных соглашений и клиринговых операций. Подобные отношения не выгодны для Узбекистана, поскольку затрудняют движение реальных финансовых средств в отрасли-производи-тели и в подразделении агропромышленного комплекса, обслу-живающие хлопкоперерабатывающие
и хлопкосеющие пред-приятия. Кроме того, импортирующие организации, не заинтересо-ванные в предоставлении хлопка-волокна текстильным пред-приятиям России, в целях обеспечения быстрого оборота средств экспортируют его в третьи страны так в 1996 году Рос-сия до 70 полученного из Центральной Азии хлопка-волокна экспортировала в США, став для его производителей, в том числе и Узбекистана, торговым конкурентом на мировом рынке.
Тем не менее, Узбекистан не может без серьзного экономического и социального ущерба отказаться от экспорта в Российскую Федерацию хлопка-волокна, удельный вес которого в экспорте в эту страну доходит до 50 . При отсутствии оборотных средств позиции текстильной промышленности России стали бесперспективны. Возникла прямая угроза вымирания этой отрасли со всеми тяжлыми социальными последствиями не только для занятых в ней, но и для производства хлопка-волокна, традиционно обеспечивающих
е сырьм. Для решения возникшей проблемы необходимо не только развитие в республике перерабатывающей хлопок-волокно отрасли, но и приобретение узбекской стороной ряда текстильных и швейных предприятий России, то есть надо создавать единую структуру кластер, которая охватывает, как и узбекистанских производителей, так и потребителей их продукции прямо выходящих с конечным товаром на рынок. Приобретение Узбекистаном текстильных и швейных предприятий
России может реализоваться через создание совместных предприятий. Узбекистан получит возможность распоряжаться не только финансовыми средствами за поставляемое сырь, но и долей прибыли за реализацию готовой продукции. Рассмотренный аспект интеграционных процессов на примере хлопковых и текстильных отраслей показывает очевидные преимущества такого взаимодействия. Это будет способствовать стабилизации экономик обеих стран,
усилению конкурентного характера экономической среды, развитию научно-технической деятельности, улучшению инвестиционной обстановки. В кооперации с финансово-промышленными группами могут в дальнейшем получить сво развитие многие направления малого и среднего бизнеса. Отношения Узбекистана с Россией постоянно совершенствуются. Как известно 5-7 мая 1998 года Президент Республики
Узбекистан Ислам Каримов побывал в Москве с государственным визитом по приглашению Президента Российской Федерации Бориса Ельцина. Во время этого визита было подписано Соглашение о сотрудничестве в области совместного создания серийного производства и поставок самолтов ИЛ – 76 МФ и ИЛ – 76 ГФ, а также обеспечения эксплуатации и модернизации ИЛ – 76 и ИЛ – 78. В первой половине октября этого года во время официального визита в
Ташкент Борис Ельцин и Ислам Каримов предполагают подписать соглашение об углублении экономического сотрудничества на десять лет. 28 мая 1998 года Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов принял прибывшего в нашу страну Исполнительного секретаря СНГ Бориса Березовского. Ислам Каримов приветствуя гостя с прибытием в нашу страну, выразил удовлетворением его вступлением на
эту ответственную должность, на которую он был избран на Московском саммите глав государств СНГ. Пришло время пересмотра ным потенциалом для устойчивого и динамичного экономического развития. Участники Содружества накапливают опыт взаимодействия в современной хозяйственной жизни, и на его пространстве объективно формируется экономическое и политическое объединение суверенных государств. Объективный характер интеграции определяется общностью исторических, географических, экономических
и других факторов. По оценкам Европейского банка реконструкции и развития ЕБРР, после семи лет непрерывного падения экономических показателей постсоветский регион выходит из полосы кризиса, и положительные тенденции здесь обозначились в 1997 году. В частности, замедлились темпы спада ВВП, покупательной способности национальных валют, экспорта товаров и услуг. По мнению аналитиков ЕБРР, наиболее высокие темпы экономического роста, устойчивое увеличение
ВВП в 1998 году будут характерны для Узбекистана, Киргизии, Азербайджана и Грузии. СНГ – молодое объединение, и многие процессы согласования взаимных интересов только формируются. Разработка и внедрение положений сближения экономических условий долгосрочного сотрудничества на многосторонней основе позволяет повысить эффективность, действенность Содружества. Список используемой литературы 1. Каримов
И. А. Узбекистан на пороге XXI века. Угрозы безопасности, условия и гарантия прогресса Ташкент, 1998 год. 2. Каримов И. А. Узбекистан по пути углубления экономических реформ Санкт – Петербург, 1995 год. 3. Газета Народное Слово – Ташкент. 4. Журнал Экономист 3.98 – Москва. 5. Рынок, деньги и кредит 6.97 – Ташкент.