Права человека и гражданина: генезис, эволюция и современные трактовки

Федеральное Агентство по образованию Российской Федерации.
Государственный Университет Управления.
Институт Государственного Управления и Права
Кафедра теории и истории права
Курсовая работа
по Теории государства и права
Тема: «Права человека и гражданина: генезис, эволюция исовременные трактовки»
Выполнил: студентка 1 курса
группы Ю-08 / 1
Нинарова Э.В.
Проверил: Мухаев Р.Т.
д. п. н., профессор
Москва, 2008 г.

Содержание
Введение. 3
Глава I Понятиеправа человека. 5
1.1 Возникновение и историческое развитие понятия правачеловека и гражданина  5
1.2 Классификация прав человека. 11
Глава II Правачеловека и права гражданина. 13
2.1 Основные права человека и гражданина. 13
2.2 Правовой статус личности. 16
2.3 Мера свободы и ответственности личности. 21
Заключение. 24
Список использованной литературы… 26
Введение
Моя курсоваяработа посвящена вопросу права человека и гражданина. Как бы не казались этипонятия, употребляемые в повседневной жизни, одинаковыми, с юридической точкизрения это совсем не так. Что такое право, как оно появилось и развивалось и вчем все-таки содержание понятий права человека и права гражданина, я постараюсьраскрыть эти вопросы в курсовой работе.
Именно людисоздают для реализации своих общезначимых интересов общество и государство.Индивиды, взаимодействуя друг с другом стремятся придать устойчивый характерсвоим действиям и зафиксировать их в определенные рамки, нормы, отсюда ирождается понятие права.
Проблемаправ человека — принадлежность отнюдь не только нашего времени. Это одна извечных проблем, сопровождающих человечество. Важность этого вопроса объясняетсятем, что осуществление прав человека есть одно из главных условий его духовногоразвития, психического и физического благополучия.
Правачеловека это его неотъемлемая часть, которая не даруется никем, а принадлежитему в силу его рождения. Поэтому права человека следует понимать какестественные возможности личности, которые обеспечивают его жизнь, человеческоедостоинство и свободу деятельности в различных сферах жизни общества.
Но на путисвободы и естественных прав человека встает государство, которое он же сам исоздает. Только создает, для того чтобы получить гарантии и защиту своихинтересов и жизни. Поэтому права следует понимать не только как средствополучения какого-либо блага, они имеют значение, когда гарантированы условия ихреализации. Государство в идеале должно выступать главным гарантом ихосуществления, но, к сожалению, это не всегда так.
Многообразныесвязи права и личности наиболее полно могут быть охарактеризованы через понятиеправового статуса, в котором отражаются все основные стороны юридического бытияиндивида: его интересы, потребности, взаимоотношения с государством, трудовая иобщественно-политическая деятельность, социальные притязания и ихудовлетворение.
Все вышесказанноеприводит к цели написания моей курсовой работы. А именно целью и задачей даннойработы является: выяснить, что такое право как оно трактуется, рассмотреть сутьпонятий права человека и права гражданина, понять разницу этих терминов илинаоборот выяснить, как одно понятие взаимосвязано с другим.
Гипотезоймоей работы является, выявить соотношение свободы прав гражданина и человека всовременном обществе.
Глава I. Понятие правачеловека1.1 Возникновение и историческое развитие понятияправа человека и гражданина
Правачеловека и гражданина — явление социально-историческое. Осознание их социальнойценности имело долгий путь в истории человечества. История прав человека — этоистория очеловечивания людей, история прогрессирующего расширения правовогопризнания в качестве человека тех или иных людей для того или иного кругаотношений. Поэтому становление и развитие прав человека и гражданина неразрывносвязано с генезисом и эволюцией содержания самого принципа формального(правового) равенства в различные эпохи и в различных обществах.
Понятия«права человека», «свобода» впервые стали использоваться врабовладельческом обществе. Так, в XXIV в. до н.э.понятие «свобода» было использовано царем Шумера, который установил«свободу» для своих подданных путем применения санкций к бессовестнымсборщикам налогов, защиты вдов и сирот от несправедливых действий людей,обладавших властью, и прекращения практики закабаления храмовых услуг первосвященникам.Древнегреческая полисная демократия представила равные политические права своимгражданам, а архонт Солон в своей конституции установил ответственностьчиновников за нарушение прав свободных граждан. [1]
Появлениеидеи прав индивида (свободных граждан) в V-IV вв. до н.э. в древних полисах(Афины, Рим), т.е. принципа гражданства — крупный шаг на пути к прогрессу исвободе. Свободные граждане полисов имели определенные права и обязанности, вчастности, право участвовать в управлении государственными делами на народныхсобраниях (экклесия), право участвовать в отправлении правосудия, право начастную собственность, возможность совершения различных сделок, право насвободу слова и др. Наличие этих прав, особенно права на частную собственность,и создавало предпосылки для формирования гражданского общества и гражданскихзаконов. Именно в античных полисах берет свое начало правовая система Запада,основанная на частной собственности и активной роли индивидуума. Афинскомуправу принадлежит целая система мер, обеспечивающих стабильное развитиеобщества и предотвращение антидемократических переворотов. Выдающееся значениеинститута гражданства состоит в том, что впервые в истории человечества было нетолько выдвинуто, но и утверждено представление об определенных правах граждан,а также об их защите государством. Однако в древнегреческих государствахчеловек не пользовался свободой в современном понимании, так как гражданеполисов полностью отождествляли себя со своим государством, его целями истремлениями. [2]
В Средниевека было характерным понимание прав как привилегий, дарованных сеньоромвассалам. Феодализм, с одной стороны, и церковь с ее религиозной нетерпимостью,с другой, немало сделали, чтобы преградить все пути стремлениям человека кполитической свободе, свободе совести. О реальных правах широких слоев обществавопрос даже не ставился. В кодексах прав, появившихся в это время, права наполитическую и гражданскую свободу, свободу совести не были универсальными ипризнавались только для одного слоя общества — дворянства. Самый знаменитый изтаких кодексов — Великая хартия вольностей (1215). В этом документепровозглашался конституционный принцип, в силу которого король мог устанавливатьналоги не иначе, как с согласия налогоплательщиков, — принцип, последовательноеосуществление которого ведет к организации народного представительства, авместе с тем и к обеспечению политической свободы3. Там же впервые былзаконодательно закреплен и принцип гражданской свободы. Таким образомпризнавалось, что индивид вправе свободно располагать собой и может бытьподвергнут наказанию не иначе как по приговору суда. [3]
Значительныйвклад в концепцию прав человека внес Аристотель. Он защищал права, присущиечеловеку от рождения, и прежде всего его право на частную собственность. Этоправо коренится в самой природе человека и основывается на его любви к самомусебе. Аристотель высказал ряд идей, близких к современной концепции правчеловека. Так, он не только признавал права гражданина государства, но иразличал естественное и условное, позитивное право, а также считал, чтоестественное право должно служить образцом для права условного, которое, в своюочередь, более изменчиво и является результатом деятельности властей исоглашений между людьми. Эта идея верховенства естественного права над законамигосударства получила свое развитие в современных теориях прав человека, в томчисле в концепции правового государства. [4]
Всредневековье идея прав человека теряет естественно-историческое обоснование исменяется Божественным правом, которое утверждалось христианством. Оно требуетуважения каждого человека как творения, наделенного душой и созданного Богомсвоему образу и подобию. Божественное происхождение обусловливаетпринципиальное равенство и свободу всех людей. [5]
Вдействительности же, в Средние века свобода была крайне ограничена ипредставлялась как привилегия, дарованная высшему сословию при том, чтобольшинство населения оставались бесправные. Но в тоже время в Англии былапринята Великая хартия вольностей в 1215 г., суть которой в ограничениипроизвола королевских чиновников, требующие не назначать на должность судей иконстеблей лиц не знающих закона.
Теорияестественных неотчуждаемых прав человека была использована Джефферсоном идругими теоретиками американской революции и вошла во французскую Декларациюправ человека и гражданина 1789 г.
ТомасДжефферсон воспринял естественно-правовую доктрину в её наиболее радикальной идемократической трактовке. Радикальная и демократическая трактовкаестественно-правовой концепции проявилась в представлении Джефферсона обобщественном договоре как основе устройства общества, дающей всем егоучастникам право конституировать государственную власть. Отсюда логическивытекала идея народного суверенитета и равенства граждан в политических, в томчисле избирательных, правах. Ещё большее значение имело то обстоятельство, чтоДжефферсон был автором проекта Декларации независимости — конституционногодокумента, который, исходя из демократической и революционной трактовкиестественно-правовой доктрины, обосновывал правомерность отделения колоний отАнглии и образования ими самостоятельного, независимого государства. ДляДжефферсона как автора Декларации «очевидны следующие истины, что все людисотворены равными, что они наделены своим творцом некоторыми неотъемлемымиправами, в числе которых жизнь, свобода и стремление к счастью». Свободакак естественное и неотъемлемое право виделась колонистам как гарантия свободысобственности. Практически свобода в Декларации независимости включала в себяправо свободно пользоваться и распоряжаться своими материальными благами, т.е.право на собственность. [6]
Юридическоемировоззрение Нового времени придало идеям естественно-правовой теориикачественно новую трактовку. Индивидуализм как учение, сложившееся в рамкахестественно-правовой доктрины, провозгласил права человека высшей ценностью.Считалось, что эти права стоят выше законов, учреждаемых государством. Важноотметить, что основная функция естественных прав виделась в защите индивида отпосягательств со стороны государства. Эта идея прослеживается в учениях почтивсех мыслителей естественно-правового направления. Но только у Джона Локка онаполучает логическое завершение. Характеризуя действующие гражданские законыгосударств, Локк утверждает, что «они лишь настолько справедливы,насколько они основываются на законе природы, посредством которого они должнырегулироваться и истолковываться». В центре учения Локка — системаестественных прав и свобод личности, включающая право на жизнь, право насвободу, право на имущество. Человек, пишет Локк, по природе обладает властьюохранять «свою собственность, т.е. свою жизнь, свободу и имущество».Частную собственность Локк рассматривает как неотъемлемое естественное правокаждой личности: «То, что человек извлек из предметов, созданных ипредоставленных ему природой, он слил со своим трудом, с чем-то таким, что емунеотъемлемо принадлежит, и тем самым делает это своей собственностью».Локк видит в собственности основу не только свободы и независимости человека,но и организации общества в соответствии с законом природы. Политико-правовыевоззрения Дж. Локка развил Ш. Монтескье. Основная заслуга Монтескье — вотстаивании политической свободы личности и разработке концепции разделениявластей на законодательную, исполнительную и судебную, необходимых дляобеспечения политической свободы личности, нормального функционированиягосударственной жизни и общественной безопасности. С возникновением государстваи утратой первоначального равенства, утверждает — Монтескье, возникает новаясвобода — политическая, которая состоит в зависимости лишь от законов, а самизаконы должны учитывать требования социальной среды. Задача политической власти- восстановление утраченной свободы в рамках закона. [7]
Процесссоциализации человека, который продолжается и ныне, наполняется новыми правамии свободами, обязанностями и ответственностью, демонстрируя организационную,коэволюционную взаимосвязь права и человека[8].
Раскрываясоциальную (человеческую) природу права в естественно историческом плане,необходимо иметь в виду, что право — это и результат осознания человеческимразумом принципов и идеалов человеческого общежития. Понимание общества какединства разнообразных элементов — предпосылка для понимания сущности права иего смысла как социального феномена. Право возникает только тогда, когда признаетсясвободная автономная личность, ее права и свободы, права и свободы малыхнародов и национальных меньшинств, а значит и разнообразие в человеческомобществе. Поэтому право есть равная мера для всех. [9]
Итак,естественно-историческая, общесоциальная природа права таится в прирожденных инеотчуждаемых правах человека. Исходя из этого, есть основание полагать, чтоправа и свободы человека составляют сущность права как социальной ценности,главное содержание любого проявления истинного права. [10]
1.2 Классификация прав человека
Типологияправ человека может проводиться по различным основаниям.
По природе ипроисхождению права разделяются на негативные и позитивные. Негативнымиявляются те права, которые даны человеку от рождения. Они определяютобязанность государства и индивидов воздерживаться от тех или иных действий,способных ограничить свободу других индивидов. Эти права не могут бытьотчуждены, ограничены кем-либо, они носят основополагающий, фундаментальныйхарактер. Их реализация не связана с социально-экономическими возможностямигосударства. К разновидности этих прав относятся личные права: право на жизнь,свободу, собственность, личное достоинство и т.д. [11]
Позитивныеправа нормативно формулируют обязанности государства, должностных лиц,организаций предоставить индивиду те или иные блага. Их реализация связана сналичием у государства достаточных ресурсов. К ним относятся права наобразование, охрану здоровья, достойный уровень жизни, социальноевспомоществование и т.д.
Болеераспространенной является классификация прав личности по сферам их реализации.Согласно данному критерию права человека делятся на три группы: личные(гражданские), а именно:
1) право нажизнь и право на честь и достоинство личности, которые обеспечивают такиеабсолютные блага, как неприкосновенность жизни и наивысшую ценностьчеловеческой личности;
2) право насвободу и личную неприкосновенность, запрет рабства и работорговли, свободупередвижения по стране и выбора местожительства, право покидать и возвращатьсяв свою страну. Эта группа гражданских прав обеспечивает блага личной свободы,возможность располагать самим собой;
3) право наличную неприкосновенность, право на свободу от пыток, жестокого ибесчеловечного обращения и наказание; свобода от произвольных арестов изадержаний. Эта группа прав гарантирует личную безопасность;
4) право наохрану частной жизни, свобода мысли, совести, религии, право неприкосновенностижилища, тайны переписки, телефонных переговоров и другой корреспонденции, правона охрану брака и семьи. Данные права обеспечивают блага личной (частной) исемейной жизни, гарантируют невмешательство в сферу личной жизни и духовнойсвободы;
5) право напризнание правосубъектности; равенство перед законом и судом; право на равнуюзащиту закона; равноправие женщин и мужчин; свобода от дискриминации людей помотивам расы, национальности, пола, религиозных и политических убеждений; правона гражданство; права иностранцев и лиц без гражданства. Указанная группа правобеспечивает возможности признания человека субъектом права и гарантииравноправия.
Существуетеще и шестая группа гражданских прав. Их своеобразие состоит в том, что онивыступают в качестве условий и средств эффективной правовой защиты гражданскихи иных прав человека. [12]
Иполитические и экономические, социальные, культурные. [13]
Извышесказанного понятно что, в отличие от основных личных прав, которые по своейприроде неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения человеку, политическиеправа и свободы связаны с обладанием государства. Это и есть различие,отражаемое Конституцией: «личные права» — каждому, политические — «гражданам».
Глава II Права человекаи права гражданина
 2.1 Основные права человека и гражданина
Различиямежду правами человека и правами гражданина, о чем полемизируют в науке, имеютпод собой определенные основания, которые заключаются в следующем.
Правачеловека и права гражданина — эти понятия обычно употребляют вместе, неразделяя их, но не многие задумываются, что по содержанию они не совпадают. Причинаэтого кроется в том, что, вступая в отношения с обществом и государством встатусе человека и гражданина, здесь преследуются конкретные цели.
Во-первых,права человека могут существовать независимо от их государственного признания изаконодательного закрепления, вне связи их носителя с тем или инымгосударством. Это, в частности, естественные неотчуждаемые права, принадлежащиекаждому от рождения.
Человек какродовое существо, взятое в единстве биологических, социальных и рациональныхсвойств, имеет притязания на набор основополагающих потребностей в пище, еде,одежде, жилище, безопасности, свободном существовании, духовном развитии,обусловленных его человеческой природой и не зависящих от расовой,национальной, религиозной, политико-территориальной принадлежности. Правачеловека проистекают из естественного права, они присущи всем людям от рождениянезависимо о того, являются ли он гражданами государства, в котором проживают.Права человека характеризуют его как представителя рода человеческого и являютсянаиболее общими, основными, обеспечивающими его нормальное существование. [14]
Права жегражданина находятся под защитой того государства, к которому принадлежитданное лицо. Во-вторых, множество людей в мире вообще не имеют статусагражданина (лица без гражданства, следовательно, они формально являютсяобладателями прав человека, но не прав гражданина. Иными словами, правачеловека не всегда выступают как юридические категории, а только как моральныеили социальные.
В качествегражданина индивид проживает на определенной территории, что обусловливает егопринадлежность к государству. Принадлежность индивида к государству выражаетсяв существовании между ними устойчивой правовой связи в лице институтагражданства, предполагающего взаимные права и обязанности. Права гражданина неносят такого всеобъемлющего характера, являются позитивными и включают в себялишь те права, которые закрепляются за лицом в силу принадлежности его кгосударству. Они получают отражение в нормативных актах государства. В первуюочередь в конституции и других законодательных актах, в которых гарантируетсяреализация и защита прав гражданина. Если государство признает и обязуетсявыполнять требования международного сообщества в области прав человека, тограждане данного государства обладают всем комплексом общепризнанных правчеловека и еще правами граждан. [15]
Разграничениеэто возникло давно, о чем свидетельствует хотя бы название знаменитойфранцузской декларации прав человека и гражданина 1789 г. Сохранилось оно и вбольшинстве современных деклараций и конституций. Однако в наше время,указанное деление все более утрачивает свой смысл, поскольку прирожденные правачеловека давно признаны всеми развитыми демократическими государствами иодновременно выступают и в качестве прав гражданина. [16]
Во всякомслучае, внутри государства разграничение прав на «два сорта» лишенопрактического значения. Тем более что даже апатриды, проживающие на территориитой или иной страны, находятся под юрисдикцией ее законов и международногоправа. [17]
В лексиконесредств массовой информации, в обиходе, да и в науке под правами человекаобычно понимается то же, что и под правами гражданина, личности, субъекта,индивида, лица. Не случайно некоторые ученые-правоведы либо не разделяют этойконцепции, либо делают существенные оговорки. Здесь многое заимствовано из прошлого,сохраняется по традиции.
Принятиенашей страной в 1991 г. декларации прав человека и гражданина имело огромноеобщественное значение, так как этот без преувеличения историческийполитико-правовой и нравственно-гуманистический акт определил принципиальнуюпозицию России по вопросу, который на протяжении многих десятилетий был камнемпреткновения во взаимоотношениях СССР со всем цивилизованным миром, аренойидеологического противостояния. [18]
Какизвестно, Советский Союз воздержался при голосовании в ООН в 1948 г. Всеобщейдекларации прав человека и лишь позже присоединился к ней. Международный пакт огражданских правах 1966 г. СССР подписал, но никогда полностью не выполнял. Толькос наступлением разрядки, прекращением «холодной войны» (втораяполовин 80-х гг.) эта позиция была пересмотрена. Существенным прорывом в даннойобласти было признание идей естественных прав, которые ранее отвергались какнеприемлемые для «социалистического строя» и марксистскогомировоззрения. Это признание привело к переоценке всей гуманитарной политикигосударства, изменению его «идеологических позиций» на международнойарене. Была устранена одна из коренных причин долголетних разногласий междуСоветским Союзом и остальным миром. Теперь страна может беспрепятственноинтегрироваться во все мировые и европейские структуры в целях взаимовыгодногосотрудничества с другими народами. Итак, важнейшие отличительные особенностизакрепленных в российской Конституции основных прав и свобод состоят в том, чтоони даны человеку от природы, носят естественный и неотчуждаемый характер,выступают в качестве высшей социальной ценности, являются непосредственнодействующими, находятся под защитой государства, соответствуют международнымстандартам. [19]2.2 Правовой статус личности
Поископтимальных моделей взаимоотношений государства и личности всегда представлялсобой сложнейшую проблему. Эти модели в решающей степени зависели от характераобщества, типа собственности, демократии, развитости экономики, культуры идругих объективных условий. Но во многом они определялись также властью,законами, правящими классами, т.е. субъективными факторами.
Многообразныесвязи права и личности наиболее полно могут быть охарактеризованы через понятиеправового статуса, в котором отражаются все основные стороны юридического бытияиндивида: его интересы, потребности, взаимоотношения с государством, трудовая иобщественно-политическая деятельность, социальные притязания и ихудовлетворение. Это собирательная, аккумулирующая категория.
Место и рольличности в государстве, характер их взаимоотношений определяются правовымстатусом личности, составляющим единство прав, свобод и обязанностей индивида,которое законодательно закреплены в конституции и иных нормативно-правовыхактах. В юридической науке существуют разные точки зрения относительносодержания и объема понятия «правовой статус». [20]
В самомкратком виде правовой статус определяется в науке как юридически закрепленноеположение личности в обществе. В основе правового статуса лежит фактическийсоциальный статус, т.е. реальное положение человека в данной системеобщественных отношений. Право лишь закрепляет это положение, вводит его взаконодательные рамки. Социальный и правовой статусы соотносятся как содержаниеи форма. В догосударственном обществе определенный социальный статус был, а правовогонет, поскольку там не было права.
Подобноенеправовое состояние можно отразить понятием социально-нормативного статуса,т.е. такого, который определяется соответствующими социальными нормами иотношениями. Его важнейшей органической частью в дальнейшем стал правовойстатус. Последний представляет собой совокупность прав, свобод, обязанностей изаконных интересов личности, признаваемых и гарантируемых государством.
Юридическоеоформление фактического положения индивида осуществляется различными путями испособами, с помощью ряда специфических средств. Оно начинается уже с признаниячеловека субъектом действующего и обществе права и наделения его при этомособым качеством — праводееспособностыю, после чего он может вступать всоответствующие правое отношения, нести ответственность за свои поступки.
Понятия«правовой статус» и «правовое положение» личностиравнозначны. Во всяком случае, законодательство, юридическая практика, печать,а также международные акты о правах человека не проводят между ними какого-либоразличия, а употребляют в одном и том же смысле. Они вполне взаимозаменяемы. [21]
Центральноеместо в содержании основ правового положения личности принадлежит конституционнымправам и свободам человека и гражданина. В
КонституцииРоссийской Федерации 1993 г. впервые в законодательстве России была выраженаидея естественных, неотчуждаемых прав человека. Это закреплено в статье 2:«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание,соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанностьгосударства». Тем самым Конституция провозглашает важнейший принцип основконституционного строя Российской Федерации.
Институтправ и свобод человека и гражданина является центральным в конституционномправе Российской Федерации. В Основном Законе признан минимальный стандартосновных прав и свобод человека, сложившийся в международном праве. Тем самымучение о свободе личности получает свою материальную основу. Само по себе этознаменует огромное продвижение вперед российского общества.
Правачеловека и гражданина в конституционном строе приобретают особое значение дляиндивида и тем более для государства. Конституционное признание естественныхправ дает основание полагать, что государство есть каждый, где все — индивиды,и оно обязуется оправдать свое предназначение. Таким образом, основные правазакрепляются и в качестве позитивных норм. Следовательно, нормыконституционного права, касающиеся основных прав, должны быть фундаментом всейюридической системы.
Основные,или конституционные, права и свободы имеют принципиальное значение дляправового статуса любого индивида. Во-первых, в этих правах получаетутверждение принцип уважения человеческого достоинства. Во-вторых, в нихреализуются притязания индивида на достойное существование и развитие.В-третьих, конституционные права выступают как основа правового статусаличности. Они являются исходной базой для приобретения других прав,предусмотренных законами и подзаконными актами. Основные права находят своюконкретизацию в нормах текущего законодательства. В-четвертых, конституционныеправа имеют одинаковый, постоянный и равный правовой характер для всех лиц.Этим Конституция закрепляет принцип социальной справедливости, предоставляякаждому индивиду исходно равный минимум свободы (или возможностей), котораянеобходима ему как творческой личности. [22]
Основныеправа и свободы человека и гражданина сформулированы в Конституции РоссийскойФедерации в соответствии с международными документами — Всеобщей декларациейправ человека от 10 декабря 1948 г., Международным пактом об экономических,социальных и культурных правах 1966 г., Международным пактом о гражданских иполитических правах 1966 г. и др. Конституционные права образуют конституционно- правовой статус личности. Эти правоотношения составляют основу деятельностиорганов государственной власти.
Правовойстатус объективно отражает как достоинства, так и недостатки реальнодействующей политико-юридической системы, принципов демократии, государственныхоснов данного общества. Потому его нельзя правильно понять и раскрыть, необращаясь к сущности того социального уклада, в условиях которого онскладывается и функционирует. Правовой статус — часть, элемент общества. [23]
Длясовременного юридического статуса личности в Российской Федерации характернытакие особенности, как крайняя его неустойчивость, слабая социально-правовая защищенность,отсутствие надежных гарантирующих механизмов, неспособность государственныхвластных структур эффективно обеспечить интересы гражданина, его права,свободы, жизнь, честь, достоинство, собственность, безопасность.
Правовойстатус личности несет на себе печать того глубокого кризиса(социально-экономического, политического, духовного), который переживаетсегодня Россия, подвержен всем ее катаклизмам. Изменилась материальная основастатуса (многообразие форм собственности, включая частную, имущественноерасслоение, появление рынка труда, безработицы, падение жизненного уровня).
На правовоесостояние личности оказывают свое воздействие и нравственно-психологическиефакторы — потеря личностью социальных ориентиров и приоритетов, духовной опоры,неадаптированность к новым условиям. Личность испытывает глубокий социальныйдискомфорт и неуверенность в завтрашнем дне.
Экстремальностьситуации, противоречия, переоценка ценностей, ломка сложившихся за 75 летустоев, изменение морально-политического климата, образа жизни — все это немогло не сказаться на общем положении отдельного индивида в обществе, наусловиях его существования.
Все этоконечно негативные моменты, но есть и плюсы, а именно: под правовой статусличности подводится современная законодательная база (новая российскаяКонституция, Декларация прав и свобод человека, Закон о гражданстве и другиеважнейшие акты); закладывается новая концепция взаимоотношений личности игосударства с приоритетом личности как высшей социальной и моральной ценности;правовой статус, как и многие другие юридические институты, очищается оттоталитарного сознания и мышления индивида как носителя этого статуса; меняетсясоотношение и роль структурных элементов правового статуса: на первый план внем выходят такие приоритеты, как права человека, достоинство личности,гуманизм, свобода, демократизм, справедливость; сняты многие ограничения личнойсвободы индивида, провозглашен принцип «не запрещенное закономдозволено», усилена судебная защита прав граждан, действует презумпцияневиновности. [24]
В настоящеевремя вопросы правового статуса личности составляют важнейшее самостоятельноенаучное направление в общей теории государства и права, а также в отраслевыхюридических дисциплинах. 2.3 Мера свободы и ответственности личности
Свобода — одно из наиболее емких, сложных и многогранных понятий. Существуют различныеаспекты свободы — экономический, политический, юридический, нравственный,духовный и др. Соответственно выдвинуто и множество всевозможных ее концепций,трактовок, определений. Эти истолкования нередко зависят от того, чего хотят отсвободы сами ее интерпретаторы, которые, как правило, наполняют данный феноменразличным содержанием. Каждый видит в свободе то, что желает увидеть. Но есть иобъективные основания свободы, среди которых на первом месте стоитнеобходимость.
Можно ли ее,например, дозировать, закреплять, «распределять в личноепользование»? Такой инструментарий имеется — это право, законы,юридические нормы, а также, разумеется, нравственность, самоконтроль. Свобода,если можно так сказать, требует «деликатного» обращения, иначе оналегко переходит в свою противоположность. Именно поэтому свобода на«законных основаниях» ограничивается, усекается, вводится вконструктивное русло. [25]
Свобода какопределенное социальное состояние общества, как познанная и освоеннаянеобходимость находит свое наиболее концентрированное выражение в праве, в которомона практически материализуется, объективируется, отливается в конкретные,осязаемые формы, принципы, институты. По характеру права в данном обществе, егоразвитости, завершенности всегда можно судить о сущности и широте той свободы,которую юридически признает и допускает государственная власть. [26]
Право служитофициальным мерилом действующей свободы, ее нормой, указателем границ должногои возможного. Вместе с тем оно является гарантией осуществления этой свободы,средством ее охраны и защиты. Выступая легитимной (законной) шкалой свободы,право объективно отражает достигнутый уровень развития социальнойдействительности.
Правовыенормы и есть нормы свободы, но свободы юридически признанной, выраженной(оформленной) государством в виде законов и иных правовых актов. Законы — это«положительные, ясные всеобщие нормы, в которых свобода приобретаетбезличное, теоретическое, независимое от произвола отдельного индивидасуществование. Свод законов есть библия свободы». Как видим, основнойсмысл юридической свободы — это оградить индивида от внешнего произвола, как состороны власти, так и со стороны окружающих сограждан.
В этомзаключается основная ценность и полезность права для личности. В праве свободаполучает необходимую опору и гаранта, а личность — возможность удовлетворениясвоего интереса. Именно наличие гарантий позволяет считать те или иные правадействующими и включить их в правовой статус личности. Без права, вне правасвобода могла бы оказаться «пустым звуком», остаться нереализованнойи незащищенной. Именно в этом качестве право, прежде всего, необходимочеловеку, а не в качестве инструмента властвования и принуждения. [27]
Правовыполняет разнообразные и многоцелевые функции. Оно одновременно и стимулирует,и ограничивает определенные действия, поощряет и запрещает их; открывает передсубъектами известные возможности и обязывает их к должному (нужному, полезному)поведению. Право «дарует» и «отнимает» свободу, гарантируети защищает государственно-значимые интересы, служит средством удовлетворенияпотребностей, применяет санкции за «непослушание», милует инаказывает, проводит своего рода политику «кнута и пряника», стоит настраже мира и порядка. Еще Цицерон писал, что право призвано искоренять порокии насаждать добро. [28]
Свободаиндивида проявляется во всех сферах его жизнедеятельности — социальной,экономической, политической, духовной. Но проявляется и реализуется по-разному.Это образует структуру свободы личности, ее грани, стороны, свободупо-настоящему начинают ощущать лишь тогда, когда почему-либо ее утрачивают. Вэтом случае она становится бесценной. Свобода, как воздух, который люди незамечают пока он есть, но сразу задыхаются, когда его нет.
Заключение
Ввысокоразвитых странах, мировые сообщества рассматривают права человека игражданина и их защиту в качестве универсального идеала, основы прогрессивногоразвития и процветания, фактора устойчивости и стабильности. Весь современныймир движется по этому. Они давно стали объектом международного регулирования.Права личности не есть принадлежность отдельных классов, наций, религий,идеологий, а представляют собой общеисторическое и общекультурное завоевание. ВРоссийской Федерации, к сожалению это только «зачаточный» уровень впонимании прав и свобод человека и гражданина.
Подводя итогв написании курсовой работы, понятия права человека и гражданина по своемусодержанию различны. Но исследуя права и свободы человека и гражданина я пришлак выводу о том, что для современного юридического статуса личности в РоссийскойФедерации характерны такие особенности, как крайняя его неустойчивость, слабаясоциально-правовая защищенность, отсутствие надежных гарантирующих механизмов,неспособность государственных властных структур эффективно обеспечить интересыгражданина, его права, свободы, жизнь, честь, достоинство, собственность,безопасность. Правовой статус личности несет на себе печать того глубокогокризиса (социально-экономического, политического, духовного), которыйпереживает сегодня Россия, подвержен всем ее катаклизмам. Измениласьматериальная основа статуса (многообразие форм собственности, включая частную,имущественное расслоение, появление рынка труда, безработицы, падениежизненного уровня). На правовое состояние личности оказывают свое воздействие инравственно-психологические факторы — потеря личностью социальных ориентиров иприоритетов, духовной опоры, неадаптированность к новым условиям. Личностьиспытывает глубокий социальный дискомфорт и неуверенность в завтрашнем дне.
В связи сэтим, знания о правах человека и гражданина, ставят целью не только воспитыватьлюдей, формировать правильные представления о правах человека как необходимомусловии его свободы и равенства, но и создавать правовое общество, в которомправа человека являются неотъемлемыми, а уважение и защита прав человека — важнейшим свойством всего уклада государственной и общественной жизни.
Хотязакрепление основных прав и свобод человека и гражданина в Конституции РФ ужесамо по себе является гарантией их исполнения, но и сами конституционныегарантии нуждаются в разработанном и эффективном механизме их реализации. Ведьнесистематизированное принятие нормативных правовых актов, отсутствие заботызаконодателя о создании отлаженного механизма их реализации приводит, какправило, к плачевным результатам. Принятая норма в таком случае — какой быпрогрессивной и эффективной она ни казалась — остается лишь на бумаге, а сталобыть, цель, ради которой она принималась, так и не была достигнута.
Список использованной литературы
1.        Конституция Российской Федерации. Серия «Закон и общество».Ростов на Дону, «Феникс», 2003 г. — 48 с.
2.        Н.И. Матузов, А.В. Малько — Теория государства и права М.: Юрист 2003 г.- 512 с.
3.        Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько.- 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001.
4.        Правоведение_Под ред. Абдулаева_Учебник_2004 — 561с
5.        Основы права_Лищук Рузакова_Рукавишников_2004. — 370 с.
6.        Правоведение_Марченко Дерябина_Учебник_2004 — 416с
7.        Теория государства и права — Мухаев Р.Т. М. 2005
8.        Теория государства и права_Абдулаев_2004