ВВЕДЕНИЕ
Неоспоримой тенденцией развитиямировой горной промышленности на обозримую перспективу считается стабильнаяориентация на открытый способ разработки, как обеспечивающий наилучшиеэкономические показатели… В России открытым способомдобывается 91% железных руд, более 70% руд цветных металлов и 60% угля. Еслиучесть, что по мере роста глубины карьеров доля затрат на карьерныйтранспорт доходит до 55–60% в общей себестоимости добычи полезного ископаемого,то вполне очевидным представляется тезис о том, что вопросы развития исовершенствования карьерного транспорта являются одними изосновных для открытых горных разработок.Основнымифакторами, определяющими развитие карьерного транспорта, являютсясистематически ухудшающиеся горно-геологические и горнотехнические условияразработки.
Совсем недавно считалось, что основным фактором,ограничивающим применение современных автосамосвалов с дизель-электрическимприводом в глубоких карьерах, является перегрев тяговых генераторов иэлектродвигателей мотор-колес. Благодарязначительному прогрессу в совершенствовании тягового привода карьерныхсамосвалов в последние годы эта проблема полностью решена. Автосамосвалы последних моделей могут работать безперегрева тяговых электродвигателей при высоте подъема горной массы 400 м иболее.
Как правило, на современном этапе развитиякарьерного автотранспорта в качестве силовых установок применяются дизельныедвигатели мощностью до 1120 кВт грузоподъемностью до 130–160 т, большеймощности – на самосвалах грузоподъемностью свыше 180 т
. Автомобильный транспорт, как транспорт рабочейзоны карьера, в наибольшей степени подвержен воздействию усложняющихся сглубиной горнотехнических условий разработки. Основным ограничением примененияавтомобильного транспорта на глубоких карьерах по-прежнему остается высокаясебестоимость перевозки горной массы. Кроме того, карьерный автомобильныйтранспорт является основным источником негативного антропогенного воздействияна окружающую среду при открытых горных работах.
С цельюрасширения области применения автотранспорта в глубоких карьерах, повышения егоэффективности не прекращаются поиски новых технологических схем, а также путейего развития и совершенствования. Одним из основных направлений считаетсяэлектрификация карьерного автотранспорта.
В качествепримера рассмотрим карьерный электромобиль М-200.
1 РАСЧЕТ ИВЫБОР ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ
м – радиус колеса.
Определимскорость автомобиля V, м/с
,
.
Расстояние L, м, пройденное колесом за оборот определяется поформуле:
.