Методика обучения культуре дома Изготовление аппликации Салфетки к чаю и сервировка стола к чаю

–PAGE_BREAK–1.2 Культура поведения за столом
Культура поведения за столом подразумевает правила этикета, что означает строго установленный порядок поведения. Правила этикета за столом предусматривает правильное пользование столовыми приборами и правильный прием пищи.
Садясь за стол, необходимо помнить о правильной осанке. Сидеть нужно прямо, не напрягаясь, слегка опираясь на спинку стула. Стул не следует придвигать близко к столу, но нельзя и отодвигаться от него слишком далеко. Во время еды можно слегка опираться предплечьями на стол, но нельзя ставить на него локти.
Салфетка, предназначена для индивидуального пользования, в развернутом виде укладывается на коленях. Она предохраняет одежду от случайного попадания на нее кусочков пищи. Вытирать губы полотняной салфеткой за столом не положено, можно лишь приложить салфетку к губам до и после питья, после каждого блюда. Однако лучше, если для этой цели служат специальные гигиенические (бумажные) салфетки. По окончании приема пищи, выходя из-за стола, салфетку кладут справа от тарелки.
Приступить к еде можно только тогда, когда начнет есть хозяин (хозяйка).
Обычно кушанье из общего блюда берут, пользуясь вилкой, ложкой, лопаточкой или щипцами. Хлеб, печенье, пирожные (сухие), фрукты и цукаты берут руками, так как эти продукты не нужно делить ножом или вилкой, они не пачкают пальцев, рука касается только одного куска.
Не следует наполнять рот большим количеством пищи. Жевать пищу следует бесшумно, не торопясь.
Когда тебе нужно взять фужер или хлеб, вилку и нож положи на крест-накрест: вилку выпуклой частью вверх, нож острием влево. Можно положить приборы на тарелку так, чтобы их ручки опирались на стол.
Во время приема на столе перед тобой может оказаться праздничный прибор из шести предметов. (Рис.2). Однако, несмотря на обилие ножей, вилок и тарелок, разобраться в них не трудно. Сначала используется прибор, наиболее отстоящей от тарелки, затем – следующий за ним и так далее.
По окончании еды нельзя отодвигать от себя тарелку, на нее надо положить приборы параллельно друг другу ручками вправо. Вилка должна лежать зубцами вверх.
Пользуясь во время еды вилкой и ножом, нож держат в правой руке, а вилку – в левой. Когда едят только вилкой, ее берут в правую руку. Не следует брать вилку. Нож или ложку слишком близко к основанию. Нельзя брать ложкой то, что можно взять вилкой. Брать на вилку нужно столько, сколько на ней уменьшается, не сваливаясь. Когда едят с помощью ножа и вилки, их постоянно держат в руках, даже в тот момент, когда пользуются только вилкой. Ножом подправляют то, что собираются взять вилкой, но не накладывают им пищу на вилку.
Гости могут положить салфетку и подняться из-за стола только тогда, когда это сделает хозяин (хозяйка). Стоит помнить, что правила поведения за столом следует соблюдать не только в гостях, но и за семейным столом.
Семейная еда в нашей торопливой жизни бывает чуть ли не единственным поводом для сбора семьи. Собравшись вместе за столом, можно спокойно обсудить общие дела. Поэтому нужно постараться сделать из семейной еды небольшой культ и, если это возможно, садитесь за стол вместе. Совместная еда сплачивает членов семьи, вырабатывает здоровые привычки, прививает полезные навыки к детям. Очень большую помощь родителям могут оказать дети: накрыть на стол, украсить салат или другие блюда, сделать бутерброды на завтрак в выходной день и так далее.
Окончив есть, приборы кладут параллельно друг друга, прервав еду – крест-накрест. Если нож или вилка упали на пол, их не поднимают, а просят подать новые.
Каждое блюдо имеет свои особенности потребления.
Хлеб не едят от всего куска, по мере необходимости от него отламывают маленькие кусочки.
Бутерброды, особенно если они многослойные, допустимо есть, отрезая ножом небольшие кусочки и накладывая их вилкой.
Яйцо всмятку подают в специальной рюмочке на блюдце с чайной ложкой.
Икру кладут икорной лопаткой на закусочную тарелку или, если делают бутерброд, на пирожковую тарелку. Если едят икру с маслом, его располагают справа от икры.
Рыбные деликатесы едят из закусочной тарелки с помощью закусочного прибора. В конце еды лимон, который всегда подается к рыбным деликатесам, прикладывают к губам для уничтожения рыбного запаха.
Салаты едят вилкой, держа ее в правой руке. Если подают салат в порционной салатнице, то сначала ложкой перекладывают салат в закусочную тарелку и едят только из тарелки. Ложку оставляют в салатнице.
Бульоны едят из бульонных чашек столовыми ложками. Часть бульона можно допить из чашки. Если бульон подают с яйцом, курицей, фрикадельками, то сначала едят бульон, а потом с помощью вилки и ножа режут курицу, а фрикадельки и яйцо делят на части в чашке ложкой.
Супы едят из глубоких тарелок, не наклоняя их. Немного супа можно оставить в тарелке.
Рыбные горячие блюда едят с помощью рыбного прибора. Рыбный нож должен быть тупым, чтобы перерезать мелкие рыбные косточки. Вместо рыбного ножа можно использовать вилку: вилкой в правой руке отделяют мякоть тот костей, вилкой в левой руке едят.
Нерыбные продукты моря едят с применением специальных приспособлений. Так, при употреблении мидий, которые подаются в раковинах, используют специальные щипчики, которыми придерживают мидий на тарелках, вилкой выковыривают их из раковины и, наколов на вилку, едят. Пустые створки оставляют на краю тарелки.
Устрицы едят с помощью специальной вилки, крайний зубец которой напоминает консервный нож. Этим зубцом вскрывают раковину, снимают плоскую часть раковины, берут в левую руку глубокую часть и вилкой в правой руке достают устрицу и едят. Устрицу предварительно сбрызгивают лимонным соком. Сок, образовавшийся в раковине, можно выпить.
Крабов и раков можно есть руками. На стол необходимо подать увлажненные салфетки или мисочки с теплой ароматизированной водой для споласкивания рук и сухие салфетки.
Мясные горячие блюда едят с помощью столового прибора. Нож используют при подаче натуральных мясных блюд. При подаче блюд из котлетной массы и мелкокусковых полуфабрикатов пользуются только вилкой, держа ее в правой руке.
Птицу едят с помощью ножа и вилки, срезая мякоть с косточек. Остаток мякоти можно съесть, обернув косточку бумажной салфеткой.
Все блюда, имеющие консистенцию, едят только вилкой.
Спагетти, или длинные макароны, есть довольно сложно. Можно предложить несколько способов, например столовой ложкой и вилкой или только вилкой. В первом случае ложку опускают в макароны левой рукой, а правой наматывают макароны на вилку. Намотав немного макарон, ложкой отделяют эту порцию от остальных макарон. В другом случае вилку вертикально опускают в тарелку, накалывают две-три соломки макарон и наматывают их на вилку.
Сладкие блюда подают на пирожковой тарелке в креманках с десертной или чайной ложкой. Если в компотах есть фрукты с косточками, то косточки сначала удаляют изо рта в ложку, а потом перекладывают на тарелку.
Пирожные, пироги берут руками и перекладывают на пирожковую или десертную тарелку. Едят рукой или десертной вилкой.
Чай и кофе пьют, держа блюдце в левой руке, правой подносят чашку к губам. Ложку кладут на блюдце, Если чай подают с лимоном, то лимон кладут фруктовой вилкой в чашку, чайной ложкой выжимают сок, а остатки лимона кладут на блюдце. Что же нужно знать о правилах поведения за столом?
Перемешивать чай с сахаром нужно бесшумно, после чего попробовать его ложкой, а затем, положив ее на блюдце, правой рукой взять чашку за ручку и пить небольшими глотками. Наливать его в блюдце не принято.
Если захочется пить чай с вареньем, то левой рукой нужно взять розетку из стопки, правой – десертную ложку из вазочки с вареньем и осторожно переложить его в розетку. Положив ложку на место, розетку с вареньем поставить справа от чашки, на уровне блюдца; если варенье с косточками, то их выкладывают на край чайного блюдца при помощи чайной ложки. В гостях не принято класть варенье в чай и есть оставшийся в чашке лимон.
Сладкий пирог или торт заранее нарезают на куски.
Чай из самовара (или чайника) разливает хозяйка. Обходить гостей с чайником не рекомендуется, да это и небезопасно, чашку передают ей. Наливать чай в чашку надо на 0,5 – 1,0 см ниже ее края.
При желании гостя выпить еще одну чашку чая можно налить в ту же, если в ней нет лимона или чаинок; если есть, то хозяйка должна ополоснуть посуду или налить в чистую.
Фрукты едят с помощью фруктового прибора. Например, яблоко кладут на десертную тарелку, разрезают фруктовым ножом на четыре или восемь частей. Затем очищают от кожицы, удаляют сердцевину. Дольки не режут, а берут руками или вилкой и откусывают.
Некоторые фрукты подают с черешками, например вишню, красную смородину. В этом случае черешок берут рукой и едят из руки. Если землянику (клубнику) подают с чашелистиками, то берутся за них рукой, обмакивают в сахарную пудру и едят. Землянику или клубнику без чашелистиков едят чайной ложкой.
В последнее время появилось много экзотических фруктов, которые имеют свои особенности в потреблении.
Например, авокадо делят фруктовым ножом на две половинки, удаляют вилкой косточку, а мякоть едят десертной ложкой, оставляя слой, прилегающий к кожице, так как он слегка горчит.
Всем известные бананы за столом едят десертной или чайной ложкой или вилкой. Очищают руками.
Грейпфрут подают разрезанным поперек, фруктовым ножом по кругу подрезают мякоть, не задевая белого мягкого слоя, прилегающего к кожице (он горький на вкус), посыпают сахаром и едят чайной или десертной ложкой.
Киви можно есть чайной ложкой, разрезав пополам поперек, не очищая от кожицы, держа плод в руках. Очищенный от кожицы и нарезанный поперек на кружочки киви едят десертной вилкой.
Апельсины и мандарины едят, надрезав кожуру и разделив мякоть на 5 – 6 частей, от которых потом отделяют по дольке.
По окончании еды, вику и нож кладут на тарелку, а не на скатерть.
1.3 Предметы сервировки стола
Пользование персональными приборами
При различных видах сервировок стола применяется разнообразная столовая посуда и приборы (Рис. 3). В понятие «прибор» входят нож, вилка и ложка.
Основные приборы бывают закусочные, столовые, рыбные, десертные и фруктовые.
Прибор закусочный (нож и вилка) применяется при подаче холодных и горячих закусок.
Прибор столовый (нож, вилка и ложка) по размеру несколько больше закусочного. Прибор предназначен для приема первых и вторых блюд.
Прибор рыбный (нож и вилка) предназначен для приема вторых горячих блюд. Рыбный нож тупой, имеет лопатообразную форму. Вилка с более широким основанием, чем столовая.
Прибор десертный (нож, вилка и ложка) предназначен для приема сладких блюд. Размер прибора несколько меньше закусочного.
Прибор фруктовый (нож и вилка) меньше десертного. Вилка с двумя зубцами, нож с заостренным концом.
Чайные ложки подают к чаю, кофе с молоком и какао, а кофейные ложки – к черному кофе.Вспомогательные приборы включают в себя ножи для масла, похожие на лопатку; ложку для раскладки салатов больших размеров, чем столовая; ложки разливательные для первых и сладких блюд (киселей, компотов); лопатки для икры, рыбная, кондитерская. (Рис. 4).
При сервировки стола нож кладут справа от тарелки лезвием к ней, вилку – слева от тарелки рожками вверх. Различные вилки, ножи, ложки раскладывают в определенном порядке. Этот порядок логически связан с порядком подачи блюд.
Если в меню предусмотрены и рыбные блюда, то рыбный нож кладут между столовой вилками.
Окончив есть, приборы кладут на тарелку параллельно друг другу ручками в одну сторону, вилку рожками вверх. Если еду прерывают на короткий срок, то нож кладут лезвие в глубь тарелки, а вилку – рожками вниз, скрестив их.
Столовая посуда. Для сервировки стола, кроме приборов, необходима столовая посуда: фаянсовая, стеклянная, фарфоровая.
Тарелки по назначению и размерам делятся на пирожковые, десертные, закусочные, столовые мелкие и глубокие. (Таблица 1.)
Таблица 1. Размеры и назначение тарелок и чашек
Название
Диаметр, см, объем, см
Назначение
Тарелки:
пирожковая
17,5
Под хлеб, пирожные, пироги и др.
закусочная
20
Под холодные блюда и закуски
десертная мелкая
20
Под десерт и сладкие блюда
десертная глубокая
20
Под фруктовые супы и сладкие блюда
столовая мелкая
24
Под вторые горячие блюда
столовая глубокая
24
Под горячие и холодные супы
Объем
Чашки:
бульонные
350…400
Под прозрачные бульоны
чайные
200…250
Под чай, кофе с молоком, какао
кофейные
75…100
Под черный кофе
В сервировке стола применяются также блюда на несколько порций для подачи холодных и горячих блюд, салатники на 2, 4 или 6 порций, селедочницы, соусники на 1 -6 порций, чайники, кофейники, сливочники, молочники, вазы, супницы, приборы для специй, вазочки для салфеток.
Каждый уважающий себя человек должен уметь красиво есть, в частности, уметь правильно держать приборы и пользоваться ими – об этом и пойдет речь ниже. А чтобы ваше чтение превратилось в обучение, держите под рукой три персональных прибора – нож, вилку и ложку, лучше столовые или закусочные.
Прежде всего уясним, в какой руке держать каждый из этих приборов и почему. Нож, самый занятый прибор, имеет две функции, одна из которых – разрезать пищу на мелкие кусочки, а вторая – помогать класть еду на вилку.
Поэтому нож принято держать в правой, более развитой у правшей руке. Задача же вилки состоит в том, чтобы подносить пищу ко рту. Согласитесь, это нетрудно делать, держа ее в левой, менее ловкой руке. Нож и вилка прекрасно дополняют друг друга и всегда работают в паре – за редким исключением ( об этом пойдет речь немного позже).
Ложку правшам также удобнее держать в правой руке, кроме одного из способов употребления спагетти, когда ее берут в левую.
Как держать приборы? По сути, в этом участвуют лишь три пальца руки – большой, указательный и средний, разница состоит лишь в том, как они располагаются на ручке прибора.
Итак, нож. Главное – держать его так, чтобы кончик ручки всегда упирался в середину ладони правой руки. Сгиб второй и третьей фаланги среднего пальца должен прилегать к ручке ножа. Большой палец вытяните вдоль нее, а указательный положите на ручку сверху и постоянно следите за тем, чтобы он не оказывался на лезвии, мизинец и безымянный палец прижмите к центру ладони.
Ложку также держат три пальца: подушечки большого и указательного сжимают края ручки ближе к кончику, упором снизу служит согнутый средний палец. «Свободные» мизинец и безымянный прижаты к центру ладони.
Вилку, как известно, можно держать двумя способами: зубчиками вниз (когда придерживают на тарелке кусок, который режут ножом) и зубчиками вверх (когда накладывают на нее, например, гарнир). В первом случае вилку держат так же, как и нож, но в левой руке: конец ручки упирается в середину ладони, указательный палец кладут сверху (нужно следить за тем, чтобы он не выходил на изогнутую часть), большим и указательным сжатием края ручки. Мизинец и безымянный палец поджаты к середине ладони. Вилку в положении «зубчики вверх», как вы уже, наверно, догадались, держат так же, как ложку. Во время еды почти всегда вилка выполняет обе функции, они постоянно чередуются, что требует определенной ловкости.
При пользовании ножом и вилкой локти не должны торчать в стороны, чтобы вы не задевали соседей справа и слева. Это сделать не так-то легко, особенно «новичкам». Научиться держать локти правильно можно с помощью знаменитого упражнения с двумя книгами, положенным под мышки (книги не должны быть слишком толстыми).
Кроме того, пережевывая пищу, следите за тем, чтобы нож и вилка, которые держите в это время в руках, находились параллельно тарелке, и уж тем более не жестикулируйте ими во время застольной беседы.
А теперь поговорим о том, как принято при помощи персональных приборов – ножа и вилки – подавать знаки официанту в ресторане или на приеме. Конечно, можно подозвать его и изложить свою просьбу или пожелание в устной форме, но использовать для этой цели приборы считается более утонченным.
Итак, если во время еды возникает необходимость ненадолго отложить нож и вилку (например, для того, чтобы выслушать тост, вытереть бумажной салфеткой пальцы или губы, отломить кусочек хлеба), то их прислоняют к краям тарелки справа и слева соответственно, так, чтобы ручки находились под углом к краю стола. В том случае, когда возникает необходимость не только прервать еду на некоторое время, но и выйти из-за стола, приборы кладут в тарелку «домиком» (зубцы вилки могут быть при этом обращены как вверх, так и вниз – в зависимости от того, как вы в последний момент ее держали.
    продолжение
–PAGE_BREAK–Закончив есть суп, положите столовую ложку на нижнюю мелкую тарелку (подтарельник), а если ее нет – оставьте в глубокой тарелке.

Глава 2. Технология выполнения салфеток
2.1 Салфетки для чайного стола
Салфетка является обязательным предметом сервировки. Для чайного стола принято использовать цветные изделия размером 35 на 35 см.
Используются два вида салфеток – полотняные и бумажные.
В качестве материала чаще всего используются лен или хлопок. Очень практичны салфетки из тканей с добавлением синтетических материалов – они меньше деформируются, легко гладятся и почти не дают усадки при стирке. Можно приобрести кружевные салфетки, или пришить к обычным салфеткам бахрому, кружевную кайму и др. украшения. Главное, чтобы это гармонировало с обстановкой Вашей столовой, цветом и фактурой посуды, задуманным оформлением приема частей.
Решающее значение для придания салфетки той или иной формы имеет крахмал: для того чтобы сложить некоторые фигуры, можно лишь слегка подкрахмалить ткань, а большинстве же случаев крахмаление необходимо сильное непосредственно перед использованием: не храните их в таком виде в шкафу, чтобы избежать образования заломов.
Пользоваться тканевыми салфетками – тоже искусство. Прежде всего следует помнить, что они предназначены только для предохранения одежды от случайных капель, крошек и т. д. Вытирать ими руки нельзя!
В начале трапезы салфетку необходимо развернуть, сложить вдвое и положить на колени сгибом к себе. Не нужно откладывать салфетку в сторону или закладывать ее за воротник. Первой за столом берет салфетку хозяйка, при ее отсутствии – хозяин. При выходе из-за стола салфетку надо положить, не сворачивая слева от тарелки.
Тканевые салфетки, как правило, губы не вытирают: их кладут на колени. В этом случае на стол ставят бумажные салфетки. Иногда на торжественных приемах сервируют только тканевыми салфетками. Тогда их используют и для защиты одежды, и для вытирания губ.
В некоторых случаях полотняные салфетки заменить бумажными, разумеется, не разрезая их в целях экономии на части.
Существует несколько общепринятых правил сервировки, касающихся салфеток. (Рис. 5). Они всегда должны быть безупречно чистыми, пятна совершенно недопустимы. Салфетки кладут под приборы гостей, а также под вазы с фруктами, конфетами, емкости с хлебом и так далее. Перед началом застолья их следует разместить на закусочных тарелках, либо рядом с прибором. Нельзя вытирать салфеткой столовые приборы перед банкетом, так как, считая их недостаточно чистыми, можно обидеть хозяйку. Полотняные изделия во время чаепития следует класть на колени, свернув вдвое, а бумажные – под борт тарелки. Не принято заправлять их за воротник. Основное назначение тканевой салфетки – защищать одежду от случайных капель со стола. Вытирать руки лучше бумажными изделиями. Их же следует прикладывать ко рту переел тем, чтобы не оставить следов жирной еды на бокале. Допускается также вытирать рот после еды, если это необходимо. После окончания чаепития полотняную салфетку рекомендуется оставить на столе слева от тарелки. Ее не следует мять или складывать по заглаженным складкам. Бумажную салфетку принято класть из-под еды.
Красиво сложенные салфетки служат непременным украшением стола. Существует множество разных способов и фасонов сворачивания. Изящно сложить салфетку без подготовки достаточно сложно. Чтобы это получилось хорошо, перед застольем лучше потренироваться на листе бумаги. Наиболее распространенный вариант, подходящий для маленьких салфеток, — сложить изделие по диагонали, придав ему форму треугольника. Можно просто положить лоскут углом под тарелку так, чтобы другой край свешивался со стола. В торжественных случаях салфетки складывают в форме тюльпана, веера, паруса, кардинальской шапки и так далее. Оригинально складывать можно и бумажные, и тканевые салфетки. В момент складывания они должны быть слегка влажными, тогда им легче придать нужную форму.
Каким бы сложным образом не было сложено изделие, оно должно легко раскладываться и не выглядеть мятым. Если используется текстиль, то его нужно перед употреблением немного накрахмалить. При этом, однако, следует соблюдать осторожность, так как слишком жесткая салфетка неприятна в использовании.
Все салфетки на одном столе складывают одинаково. Чем изысканнее и торжественнее сервирован стол, тем сложнее фигура из салфетки.
2.2 Искусство складывания салфеток
Расположение салфетки на столе может быть разным. Обычно салфетку располагают на закусочную или пирожковую тарелку или слева от нее. При сервировке чайного или кофейного стола салфетку можно поместить в чашку, продеть через ручку чашки, перевязать ею ложку и т.д.
2.3 Что такое аппликация (салфетки к чаю)
Так как салфетка является главным предметом сервировки стола. Ее необходимо красочно изготовить, т. е. выполнить в виде аппликации.
Аппликация (от латинского – прикладывание) – это один из древнейших декоративно-прикладных способов изображения путем соединения отдельных деталей с фоном. В наше время аппликации уделяют должное внимание как народные умельцы, так и художники прикладного искусства.
Для деталей аппликации используют различные плоские и полуобъемные материалы: засушенные листья, семена растений, солому, бересту, яичную скорлупу кожу, мех, ткань, нитки и т. д.
Для фона выбирают жесткие или мягкие материалы: бумагу, картон, древесину (фанеру, доски), кожу, кожзаменители, ткани и т. п. При этом фон и детали аппликации необходимо подбирать в красивом цветном сочетании.
Соединение деталей с фоном осуществляют различно в зависимости от особенностей применяемых материалов: приклеиванием или пришиванием.
Различных виды аппликации из бумаги можно представить следующим образом:
— по содержанию: предметная, декоративная, сюжетно-тематическая;
— по количеству используемых цветов: силуэтная, цветная;
— по наличию симметрии: симметричная, асимметричная;
— по форме: геометрическая, негеометрическая;
— по способу изготовления деталей: резаная, рваная;
— по степени прилегания к основе: плоская, объемная;
— по количеству деталей: целыми силуэтами, раздробленная на части, мозаика;
— по способу крепления деталей: однослойная, многослойная.
Сочетание этих видов аппликации в различных комбинациях дает бесконечное множество работ, позволяя решать разнообразные задачи: создание панно, ковров, гобеленов, поздравительных открыток, салфеток, украшение помещения, одежды, поделок и т. д. Эта классификация дает представление о богатстве изобразительно-выразительных средств аппликации и позволяет представить ее возможности.
Предметная аппликация представляет собой наклеенные на фон отдельные предметные изображения, передающие обобщенный, условный образ окружающих предметов (стилизованный). Изображаются предметы с отчетливой конфигурацией, простой формой, ясными пропорциями, локальной окраской.
Декоративная аппликация связана с понятием декоративности (изображения, отличающиеся орнаментальностью, обобщенностью форм, цветовой насыщенностью) и представляет собой объединенные по законам ритма, симметрии элементы украшения, декоративные по цвету и по форме (геометрические, растительные и т. п.).
Сюжетно-тематическая аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения во взаимосвязи и в соответствии с темой или сюжетом (событие, ситуация, явление). Содержание такой аппликации может быть как несложным, так и достаточно сложным, динамичным по действию, с большим количеством персонажей и деталей.
Силуэтная аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, вырезанные из бумаги беспрерывным, «слитным» движением ножниц по мысленно создаваемому силуэту предмета.
Симметричная аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, имеющие симметричное строение. Изображения предметов могут быть выполнены с использованием приема складывания бумаги пополам или в несколько раз перед вырезанием с целью одновременной передачи формы повторяющихся частей.
Асимметричная аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, несимметричные по форме.
Геометрическая аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, составленные полностью или частично из деталей геометрической формы.
Негеометрическая аппликация не накладывает на творчество детей ограничений, связанных с упрощением и стилизацией формы, поэтому она относится к группе базовых видов детского творчества.
Резаная аппликация выполняется из бумаги традиционным способом – вырезанием, она также является базовой.
Рваная аппликация изготавливается из бумаги способом обрывания. Края деталей получаются неровными, смазанными, создается впечатление пушистости, шероховатости.
Плоская аппликация предполагает, что изображения предметов крепятся на плоскость всего фона. Это традиционный, базовый вид аппликации, если не считать такой его разновидности, когда изображение создается методом вырезания отверстий в фоне, а под фон подклеивается подкладка одного или разных цветов.
Объемная аппликация предусматривает, что изображения предметов или их деталей крепятся на фон только частью плоскости, создавая видимость объема. Существуют различные варианты крепления деталей: элементы наклеиваются частью плоскости; элементы наклеиваются частью плоскости в два-три плана на согнутой по типу открытки основе.
Аппликация целыми силуэтами представляет собой наклеенные на фон не расчлененные на отдельные детали изображения предметов.
Раздробленная на части аппликация состоит из изображений предметов, выполненных из отдельных деталей одного цвета или разных цветов.
Мозаика выполняется из кусочков бумаги одного цвета или различных цветов, составляющих детали изображения. Качество кусочков бумаги также может быть разным.
Однослойная аппликация предполагает, что изображения предметов или их деталей наклеиваются на фон без наложения друг на друга.
Многослойная аппликация выполняется путем наклеивания (или зашивания) на фон изображений предметов и их деталей в два-три слоя.
Итак, прежде чем приступить к выполнению аппликации, необходимо решить, какие она будет иметь характеристики, т.е. какой она будет по содержанию, по количеству цветов, по наличию симметрии, по форме, по способу изготовления деталей, по степени прилегания их к основе, по количеству деталей и способу их крепления. Кроме того, нужно иметь представление об особенностях в аппликации композиции (взаимосвязь между размерами и расположением основных фигур на выбранном формате), колорита (сочетание цветов, их гармония и соответствие содержанию аппликации), приемов передачи объема и перспективы.
Еще одним немаловажным моментом является выбор материала для работы, поскольку бумага и ткань имеют множество разновидностей по свойствами и внешнему виду. Правильный выбор бумаги и ткани позволяет добиться выразительности образа, его точности, соответствия содержанию и стилю работы.
2.4 Сценарий урока по технологии сервировки стола УРОК № 1-2
Раздел программы: Культура дома
Тема: Горячие напитки. Чай. Сервировка стола к чаю.
Класс: 5 класс
Время работы: 90 минут
Цели урока:
Образовательная: познакомить учащихся с различными видами, сортами чая. Значением чая для здоровья человека, научить приготовлению напитка из чая и сервировке стола к чаю, приучать правильно и красиво сервировать стол.
Развивающая: развивать речь учащихся, эстетический вкус.
Воспитательная: воспитывать аккуратность и дисциплинированность
Тип урока: комбинированный
Основной метод проведения урока: словесный, наглядный
Оборудование: образцы чая, посуда для заваривания чая, посуда для сервировки стола
Дидактический материал к учебному занятию: плакат “Сервировка стола”, поговорки: «Чай пить – приятно жить. Выпей чайку – позабудешь тоску. С чая лиха не бывает. Устал – пей чай, жарко – пей чай. Хочешь согреться – пей чай!»
Место проведения: кабинет
Ход занятия
I. Организационный момент. (2 мин.)
II. Сообщение темы занятия. (1 мин.)
III. Объяснение нового материала. (42 мин.)
Ученик:
Чай горячий, ароматный
И на вкус весьма приятный.
Он недуги исцеляет
И усталость прогоняет,
Силы новые дает
И друзей за стол зовет.
С благодарностью весь мир
Славит чудо-эликсир!
Ученик: Одна из старинных китайских легенд так рассказывает о происхождении чая:
“Давным-давно, пастухи заметили, что стоит овцам пощипать листьев вечнозеленого растения, как они начинают резвиться и легко взбираются на круги. Пастухи решили испробовать чудодейственную силу листьев на себе. Они вытащили их, заварили в кипятке, как это делали с другими травами, и стали пить ароматный настой, ощущая мгновенный прилив свежих сил.
И действительно – впервые чай стали пить в Китае. В давние времена чай в Китае ценили очень высоко: императоры дарили его своим вельможам за особые услуги.
Ученик: А еще в Китае измельченные листья, спрессованные в брикет использовались в качестве денег.
Ученик: Чиновники в Китае собирали с населения особый побор – чаевые.
Ученик: Долгое время выращивание и изготовление чая в Китае было секретным. Чайные плантации скрывали и строго охраняли.
Ученик: Путь чая в другие страны был долгим и трудным. Хотя чай и стал любимым напитком в других странах, но выращивать его долгое время не умели и привозили его из Китая.
Ученик: А поэты уже воспевали чай в стихах:
А.С.Пушкин:
Смеркалось, на столе блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая,
Под ним клубился легкий пар.
Разлитый Ольгиной рукою,
По чашкам темною струею,
Уже душистый чай бежал,
И сливки мальчик подавал!
Ученик: На первых порах не все люди умели обращаться с чаем. Сохранился рассказ об английском моряке, который прислал своей матери ценный подарок – чай. Она пригласила гостей на изысканное заморское блюдо. Сварив весь чай в миске, слила ненужную, по ее мнению, коричневую горькую воду, разложила по порциям вываренные чайные листья, и, приправив их сметаной, подала к столу.
В настоящее время в Англии чая пьют больше, чем в любой другой стране мира, они превратили чаепитие в изысканную церемонию.
Ученик: В XVIII веке чай все больше стал распространяться и в нашей стране. Но для крестьян чай был почти недоступен, они пили его лишь в особых случаях. Поэтому-то и возникло выражение “Чаем побаловаться”, многие бедняки не знали как заваривать чай.
Ученик: Раз прислал мне барин чаю
И велел его сварить,
А я отроду не знаю,
Как проклятый чай варить.
Взял тогда налил водички,
Всыпал чай я весь в горшок,
И приправил перцу, луку,
Да петрушки корешок.
Разлил варево по плошкам,
Хорошенько размешав,
Остудив его немножко,
На господский стол подал.
Гости с барином плевались,
Сам он важно озверел,
И отправив на конюшню,
Меня выпороть велел.
Долго думал, удивлялся.
Чем же мог не угодить?
А потом я догадался –
Что забыл я посолить.
Ученик: В России было много и противников чая, ему приписывали вредные свойства. Но потом были изучены и обнаружены достоинства чая, его полезность для организма человека – успокаивающее и бодрящее свойства, жаждоутоляющее и другие.
Ученик: А когда в XVIII веке в России на Урале изобрели самовар, а изготовлять его умельцы стали в г.Туле и самовар стал таким же русским сувениром, как и знаменитая наша “Матрешка” или “Балалайка” родился добрый обычай – всей семьей собираться за столом с кипящим самоваром. За чаем обсуждали новости, решали семейные дела. Выращиванием чая в России стали заниматься только в XIX веке на Кавказе, в 1864 г. Россия впервые приняла участие в международной выставке чая.
Исполнение песни. сл. Пляцковского муз. Птичкина
“Наш красавец самовар”
Посидеть за самоваром
Рады все наверняка
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока.
Самовар поет, гудит,
Только с виду он сердит,
К потолку пускает пар,
Наш красавец самовар.
Самовар пыхтит, искрится,
Щедрый, круглый, золотой.
Озаряет наши лица
Он своею добротой.
Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску,
Чашка вкусного, крутого,
Самоварного чайку.
Ученик: Не только стихи и песни стали слагать о чае, но и даже в сказках есть о нем рассказ.
Выходит доктор Пилюлькин – герой сказки Н.Носова “Приключения Незнайки”. Он говорит:
Я хочу открыть секрет
И полезный дать совет
Если хворь в нем приключится,
Чаем можно излечиться.
Чай всех снадобий полезней,
Помогает от болезней,
Чай в жару нас освежает,
А в морозы согревает,
И сонливость переборет,
И с усталостью поспорит,
Сокрушит любой недуг,
Чай здоровью – лучший друг!
Ученик: Давайте посмотрим какой путь чая от плантации до нашего стола.
    продолжение
–PAGE_BREAK–Ученик: Чайный куст вечнозеленое растение, высотой около метра. Круглый год у чайных кустов хлопочут люди: мотыжат землю, подрезают кусты. Но основная работа – сбор чая, чайного листа – длится 7 месяцев – с апреля по октябрь. С чайных кустов срывают верхушки молодых побегов – “флеши”. сорванные зеленые листочки чая сушат, скручивают, обрабатывают – так получают различные виды чая – зеленый, красный, черный.
Ученик: Чтобы получить от чая удовольствие и пользу, нужно его правильно хранить, уметь заваривать и пить. Нужно знать, что качество чая зависит от его сорта – букет, экстра, высший, 1, 2, 3 сорт. Чем выше сорт – тем чай ароматнее, вкуснее, насыщенней.
Учитель: Во многих странах приготовлению чая, процедуре чаепития придают очень большое и разнообразное значение. Например, в Китае, “родине” чая до сих пор помолвку называют “поднесение чая” со стороны жениха и “приятие чая” со стороны невесты.
Как же приготовить вкусный чай? Для этого необходимо согреть или ополоснуть крутым кипятком заварной чайник, затем в него засыпать сухую заварку (2 ч. ложечки на чайник). Затем чайник залить кипятком на 2/3, а сверху прикрыть салфеткой, так чтобы отверстие на крышке и носик чайника были закрыты, чтобы с паром не улетучивались ароматные вещества. Чай настаивают 5 мин., зеленый – 8 мин., затем в заварной чайник добавляют кипяток, оставляя 1 см. до крышки. После этого заварку – т.е. чай, разливают по чашкам. Рекомендуют чай пить маленькими глотками.
IV. Практическая работа “Сервировка стола к чаю” (36 мин.)
Учитель показывает, как надо заваривать чай, учащиеся под его руководством сервируют стол к чаю. Чаепитие с продуктами, принесенными учащимися к чаю – конфетами, сахаром, печеньем и др.
Учитель объясняет, как правильно пить чай, пользоваться посудой, приборами, салфеткой; учащиеся повторяют правила поведения за столом.
V. Подведение итогов занятия. (7 мин.)
1.                Ответы учащихся на вопросы: Что нового узнали на занятии? Что научились делать?
2.                Сообщение оценок за теоретические знания, участие в практической работе.
VI. Домашнее задание. Уборка класса. (2 мин.)
УРОК № 3-4
Раздел программы: Культура дома
Тема: Сервировка стола. Столовое белье. Как пользоваться салфеткой
Класс: 5 класс
Время работы: 90 минут
Цели урока:
Образовательная: Сформировать у учащихся понятие о роли и месте салфетки как элемента столового белья в общей системе знаний о сервировке стола.
Развивающая: Развивать навыки современного использования столового белья при сервировке стола. Отработать навыки использования салфетки.
Воспитательная: Воспитывать эстетические чувства.
Тип урока: урок изучения нового материала
Основной метод проведения урока: словесный, наглядный, практический
Оборудование: Скатерть белая – 1; Салфетки белые накрахмаленные – 4 штук; Набор для чайного стола: цветная скатерть и 4 салфетки; Наборы для предварительной сервировки стола – 5 штук, состоящие из: скатерть – 1; подставка для салфеток бумажных с салфетками – 1; салфетки полотняные – 4 штуки; тарелка закусочная – 4 штуки; нож столовый – 4 штуки; вилка столовая – 4 штуки; фужер для воды – 4 штуки; салфетка полотняная – 4 штуки; стаканы с соком – 20 штук.
Дидактический материал к учебному занятию: Мультимедийная презентация “Столовое бельё”,
Место проведения: кабинет
Ход урока
1. Организационный момент. (2 мин)
— Приветствие учащихся;
— Проверка посещаемости;
— Проверка готовности к занятию;
— Назначение дежурные.
2. Актуализация знаний. (7 мин.)
Вступительное слово учителя. (Приложение)
В последнее время мы стали намного коммуникабельнее, много путешествуем, общаемся, а, значит, едим вне дома – в кафе, ресторанах. И как порой неудобно себя чувствует человек, приглашенный, к примеру, в кафе, не зная назначения многих из разложенных пред ним приборов. Особенно если на одну персону приходится не одна вилка и нож, а две, а если три… и все разные – вот тут утрачивается чувство комфортности, и, возможно испорчен весь вечер. Да и дома, на званом вечере нелишне умело орудовать вилкой и ножом, правильно пользоваться салфеткой.
Хотя, вы можете мне возразить, что можно обойтись и без ножа, и без салфетки. Но знаете ли, сейчас столько много вкусной еды, которую удобно есть при помощи ножа и вилки, а некоторые морепродукты и вовсе специальными приборами. Поэтому, если кто-то не собирается подчиняться правилам пользования столовыми приборами, можно в кафе, ресторане, на званом вечере попросить тарелку каши и ложку и спокойно есть. Особых правил здесь не надо! А если исходить из этого, то не грех вспомнить времена, когда и тарелки с ложкой были прихотью, их, как, впрочем, и всю остальную сервировку стола заменяли нож и большой ломоть хлеба. Но для того и придумали люди столовые приборы и правила поведения, чтобы свободнее и комфортнее чувствовать себя за столом и не мешать другим участникам трапезы.
Очень трудно порой сказать человеку, что он не умеет правильно и красиво есть. Такое замечание часто вызывает обиду. Поэтому лучше, если человек сам овладеет этой несложной наукой.
А сегодняшний урок пополнит ваши знания о том, как правильно есть и пить, как пользоваться столовыми приборами, как вести себя за столом, как красиво и правильно накрыть стол. Ведь, как и в древние времена, красиво накрытый стол – гордость любой хозяйки. Итак, тема сегодняшнего урока “Сервировка стола. Столовое белье”.
Чтобы комфортно чувствовать себя за столом, сервированным по всем правилам, эти правила надо знать и необходимо уметь их использовать, а также необходимо уметь накрывать стол, т.е. сервировать его по всем правилам.
3. Целевые установки на урок. Объяснение нового материала.(43 мин)
Сегодня на уроке некоторые правила сервировки стола мы изучим, научимся применять их, и, я надеюсь, они помогут вам в жизни.
1) А начнем мы с изучения понятий:
1.                Сервировка стола.
2.                Предметы сервировки стола.
3.                Правила сервировки.
4.                Изучим виды столового белья и правила накрывания стола скатертью.
5.                Изучим на практике правила пользования салфеткой.
Объяснение нового материала начинается с проблемного вопроса.
– Вспомним из вашего имеющегося опыта и знаний, какие предметы сервировки стола вам известны?
Учащиеся называют – учитель записывает на доске: тарелки; ножи и вилки; салфетки; скатерть; бокалы; приборы со специями, вазы с цветами.
– Итак, эти предметы необходимы для правильной сервировки стола. Сервировка стола – строго говоря,– это подготовка его к завтраку, обеду или ужину, т.е. правильная, в определенном порядке, расстановка всех необходимых, соответствующих кушаньям предметов – посуды, приборов, салфеток и т.д.Сервировка стола должна отвечать определенным требованиям.
– Какие требования, по вашему мнению, предъявляются к сервировке стола? (Учащиеся отвечают – учитель еще раз их проговаривает.)
Сервировка стола должна:
·                     соответствовать мероприятию;
·                     строго сочетаться с едой и напитками;
·                     быть эстетичной – гармонировать с общим интерьером;
·                     соответствовать тематической направленности;
·                     все предметы сервировки расположены в соответствии с принятыми правилами.
2) Проблемное задание
– А теперь давайте вернемся к нашим записям предметов сервировки и попытаемся расположить их в правильной последовательности. Эта последовательность должна быть основана не просто на правилах, но, я думаю, на удобстве.
Расставляем цифры:
2) тарелки;
3) столовые приборы – ножи и вилки;
5) салфетки;
1) скатерть;
4) бокалы;
6) приборы со специями, вазы с цветами.
– Итак, вот такой сервировки стола необходимо придерживаться, а основана она, как видим, не просто на определенных правилах, но больше на удобстве.
3) Мультимедийная презентация “Столовое бельё”.
4. Практическая работа “Как пользоваться салфеткой”. (34 мин.)
1) Перед началом практической работы выполняется проверка домашнего задания. (На дом было задано разучить способы складывания салфеток, изученные на уроке.)
– Сложите салфетку любым способом, из тех, которые мы изучали на прошлом уроке. Поставьте салфетку в закусочную тарелку перед собой. (Учащиеся складывают.)
2). Выполнение ПР.
– Теперь мы готовы научиться правильно пользоваться салфеткой. Итак, приступаем! (Учитель садится перед учащимися на стул и демонстрирует выполнение правил пользования салфеткой).
Основное назначение салфетки состоит в том, чтобы предохранить костюм от попадания случайных капель, брызг, крошек.
Правило первое: Перед едой салфетку нужно аккуратно развернуть, сложить вдвое и положить изгибом к себе на колени.
– Выполняем!
Закладывать салфетку краем за воротник или за лацкан пиджака больше не принято: это неэстетично и неудобно.
Правило второе: Пальцы, случайно испачканные во время еды, осторожно вытирают верхней половиной салфетки, не снимая ее с колен.
– Выполняем!
Правило третье: Для обтирания губ салфетку берут с колен двумя руками, укорачивают путем перевертывания ее концов в ладони и, приложив середину к губам, промакивают их о верхнюю половину салфетки.
– Выполняем!
Вытирать губы путем скользящих движений по ним салфеткой некрасиво. Совершенно недопустимо использовать салфетку вместо носового платка или полотенца для сильно испачканных рук.
Правило четвертое: По окончании еды салфетку не следует тщательно складывать, пытаясь придать первоначальный вид, а просто аккуратно положить справа от своей тарелки.
– Выполняем!
Не рекомендуется вешать салфетку на спинку стула или класть на его сиденье. Почему?
Правило пятое: Перед тем как запить еду, непременно следует промокнуть губы салфеткой, чтобы не оставлять на краях бокалов, стаканов неприятных следов.
– Выполняем!
– Спасибо! Вы хорошо справились с заданием.
5. Повторение. Подведение итогов. (4 мин.)
1. Выводы по уроку.
– Итак, сегодня мы узнали, какое место занимает столовое белье и, конечно же, салфетка в сервировке стола, изучили основные правила пользования салфеткой, вспомнили способы складывания салфеток.
А чтобы проверить наши новые знания, попытаемся ответить на вопросы небольшой викторины.
2. Викторина.
1. Назовите отличие скатерти и салфеток для чайного стола.
2. С какой целью подстилают фланелевую ткань под скатерть?
3. Почему, выходя из-за стола, нельзя класть салфетку на сиденье стула?
4. Как вы понимаете, что сервировка стола должна быть эстетичной?
5. Когда еда закончена, как придать салфетке первоначальный вид перед тем, как выйти из-за стола?
2.5 План-конспект уроков
УРОК № 1-2
Раздел программы: Культура дома
Тема: Сервировка стола к ужину.
Класс: 6 класс
Время работы: 90 минут
Цели урока:
Образовательная: Научить учащихся правилам сервировки стола, правилам подачи десерта, правилам поведения за столом.
Развивающая: Развивать творческие способности при аранжировке стола цветами, при подборе столовых приборов для ужина, при оформлении салфеток.
Воспитательная: Воспитывать стремление к аккуратности, красоте, культуре поведения.
Тип урока: комбинированный
Основной метод проведения урока: словесный, наглядный, практический
Оборудование: набор столовых приборов, чайный сервиз, салфетки, цветы, магнитофон.
Дидактический материал к учебному занятию: плакаты, конспекты
Место проведения: кабинет
Ход урока
1. Организационный этап (2 мин.);
2. Мотивационный этап (3 мин.);
3. Сообщение темы и цели урока (1 мин.);
4. Этап актуализации знаний (6 мин.);
5. Изучение нового материала (40 мин.);
6. Этап применения нового материала (32 мин.);
7. Подведение итогов урока (4 мин.);
8. Домашнее задание (2 мин.).
УРОК №3-4
Раздел программы: Культура дома
Тема: Сервировка стола к обеду.
Класс: 7 класс
Время работы: 90 минут
Цели урока:
Образовательная: Научить учащихся правилам сервировки стола, правилам подачи десерта, правилам поведения за столом.
Развивающая: Развивать творческие способности при аранжировке стола цветами, при подборе столовых приборов для ужина, при оформлении салфеток.
Воспитательная: Воспитывать стремление к аккуратности, красоте, культуре поведения.
Тип урока: комбинированный
Основной метод проведения урока: словесный, наглядный, практический
Оборудование: набор столовых приборов, чайный сервиз, салфетки, цветы, магнитофон.
Дидактический материал к учебному занятию: плакаты, конспекты
Место проведения: кабинет
Ход урока
1. Организационный этап (2 мин.);
2. Сообщение темы и цели урока (1 мин.);
3. Опрос учащихся по изученному материалу (7 мин.).
4. Изложение нового материала (25 мин.);
5. Вводный инструктаж (15 мин.);
6. Вводное выполнение приемов практической работы (10 мин.);
7. Самостоятельная практическая работа учащихся (23 мин.);
8. Текущее инструктирование учителя (5 мин.);
9. Подведение итогов урока (2 мин.);
УРОК №5-6
Раздел программы: Культура дома
Тема: Сервировка праздничного стола
Класс: 8 класс
Время работы: 90 минут
Цели урока:
Образовательная: познакомить ребят с основными правилами сервировки стола; показать различные варианты оформления и украшения стола; рассказать ребятам, как можно рассадить гостей за праздничным столом; научить школьников красиво и правильно сервировать праздничный стол…
Развивающая: развивать творческий потенциал учащихся, их инициативу, уверенность в своих силах; развивать навыки общения.
Воспитательная: Создавать условия для воспитания: коммуникативной культуры учащихся, чувства прекрасного.
Тип урока: комбинированный
Основной метод проведения урока: словесный, наглядный, практический
Оборудование: мультимедийный проектор, экран (или интерактивная доска), набор посуды и столовых приборов, скатерть.
Дидактический материал к учебному занятию: плакаты, конспекты
Место проведения: кабинет
Ход урока
1. Организационный этап (2 мин.);
2. Сообщение темы и цели урока (1 мин.);
3. Опрос учащихся по изученному материалу (7 мин.).
4. Изложение нового материала (25 мин.);
5. Вводный инструктаж (15 мин.);
6. Вводное выполнение приемов практической работы (10 мин.);
7. Самостоятельная практическая работа учащихся (23 мин.);
8. Текущее инструктирование учителя (5 мин.);
9. Подведение итогов урока (2 мин.);
УРОК №7-8
Раздел программы: Культура дома
Тема: «Чай пить – не дрова рубить” Сервировка стола к чаю. Способы складывания салфеток.
Класс: 9 класс
Время работы: 90 минут
Цели урока:
Образовательная: Ознакомления учащихся с традициями русского чаепития, сервировки стола, правилами гостеприимства; Обучения учащихся различным способам складывания салфеток.
Развивающая: Развития умения работать в коллективе, творческой иници-ативы, сообразительности, трудовых навыков и исполнительских умений.
Воспитательная: Воспитания у учащихся трудолюбия, эстетического вкуса, уважения и доброжелательного отношения.
Тип урока: комбинированный
Основной метод проведения урока: словесный, наглядный, практический
Оборудование: набор столовых приборов, чайный сервиз, салфетки, цветы, магнитофон.
Дидактический материал к учебному занятию: плакаты, аудиозаписи.
Место проведения: кабинет
Ход урока
1. Организационный этап (2 мин.);
2. Сообщение темы и цели урока (1 мин.);
3. Опрос учащихся по изученному материалу (7 мин.).
4. Изложение нового материала (25 мин.);
5. Вводный инструктаж (15 мин.);
    продолжение
–PAGE_BREAK–