Правовое регулирование службы судебных приставов

Содержание
Введение
Глава1. Общие положения о государственной службе в РФ
1.1Понятие и система государственной службы в РФ
1.2Основные принципы построения и функционирования государственной службы в РФ
Глава2. Правовое регулирование службы судебных приставов РФ
2.1Нормативно-правовые источники законодательства о государственной службе
2.2Особенности правового регулирования государственной службы в службе судебныхприставов Минюста РФ
Заключение
Списокиспользованной литературы

Введение
 
В любомгосударственно-организованном обществе невозможно обойтись без государственногоуправления, а значит и без государственных служащих. Государственный аппарат –это, прежде всего люди, профессионально занимающиеся управленческим трудом. Ихуслуги необходимы любой стране независимо от государственного устройства иполитической системы, формы правления или правящего режима. Именногосударственные служащие выполняют практические задачи, которые всецивилизованные общества возлагают на свои государства. Опыт многих странсвидетельствует о том, что общество, которое надлежащим образом не организовалотруд государственных служащих, испытывает серьезные трудности с качествомгосударственного управления.[1]
Государственная службапредставляет собой профессиональную служебную деятельность граждан РоссийскойФедерации по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации иполномочий, отнесенных к ведению субъектов Федерации. Лица, к ведению которыхотнесена указанная государственно-служебная деятельность, являются должностнымилицами.Эффективная деятельность любого государственного органа напрямую зависит отправильного подбора, расстановки и рационального использования кадров, входящихв состав этих органов, их профессиональной подготовки, квалификации и опытаработы.[2]
Законодательство опрохождении гражданской службы образуют нормативные правовые акты, регулирующиеорганизацию гражданской службы РФ и правовое положение гражданских служащих вслужбе судебных приставов, в том числе условия и порядок прохождения службы,виды поощрений и ответственность, основания прекращениягосударственно-служебных отношений и др.
Прохождениегосударственной службы представляет собой важнейший элемент институтагосударственной службы, так как на этом временном отрезке и реализуетсяправовой статус государственного служащего. Прохождение государственной службы– деятельность по комплектованию политических и административныхгосударственных должностей – включает в себя последовательную сменугосударственным служащим должностей в государственной структуре (еёадминистративных подразделений), изменение многих фактических данных, характеризующихгосударственно-служебное правовое положение служащих (персональные классныечины, почётные звания, учёные степени и звания, конкретные особенности выполненияслужебных обязанностей, механизм и виды ответственности и т.д.). Каждыйгосударственный служащий имеет индивидуальный должностной (служебный) путь(карьеру). Поэтому прохождение службы на практике всегда также индивидуально.[3]
Цель данной работы –исследование правового регулирования службы судебных приставов в РоссийскойФедерации. Основной задачей является рассмотрение правовогорегулирования службы судебных приставовв РФ.
Актуальность выбраннойтемы определяется тем, что успешное решение государством экономических,социальных и политических задач во многом зависит от эффективной деятельностигосударственных органов, посредством которых и осуществляются функциигосударства.
 

Глава 1. Общиеположения о государственной службе в РФ
 1.1 Понятие и системагосударственной службы в РФ
Главные отличительныепризнаки государственной службы от иных служб выражается в том, что онаорганизуется государством и регулируется государством посредствомнормативно-правовых актов; раскрываются понятие и сущность государственнойслужбы, содержание ее элементов, субъектный состав, а также стремление юристовдореволюционной России создать идеальную модель института государственнойслужбы в России. Смысловое содержание понятия «государственная служба» тесносвязано с понятием «государственная должность».
Необходимость созданиягосударственной службы и её правового регулирования обусловлена самимсуществованием государства с его задачами и функциями, а также потребностью ворганизации кадрового потенциала государственных органов (законодательной,исполнительной и судебной власти). Именно служащие действуют как персонал вмногочисленных структурах государственных органов, учреждений и организаций,внутри институтов управляющей и управляемой систем; именно их компетентностьопределяет реальное использование возможностей управления с целью установлениятребуемого правового порядка в государстве и обществе.[4]
Государственная служба –это публичная служба, т.е. служба в органах публичной власти. С точки же зрениятрадиционной теории, под государственной понимается служба в государственныхучреждениях, предприятиях, организациях и объединениях.
В структурегосударственной службы различаются чётко две стороны, две группы отношений:организация государственной службы, её подготовка и служебная деятельность,осуществление каждым служащим и всеми ими вместе своих служебных практическихполномочий.
Организациягосударственной службы означает её формирование для деятельности и включаетбольшой круг вопросов: установление должностных наименований и определениеполномочий по каждой должности, выработка правил поступления на государственнуюслужбу, подготовка кадров и повышение их квалификации, правила продвижения послужбе, применения мер поощрения и мер дисциплинарной и иной ответственности,правил прохождения службы и прекращения служебных отношений, а также некоторыедругие правила. Это большая область отношений, связанная с кадрами и имеющаяподготовительные цели для практической деятельности.
Другая сторонагосударственной службы – это практическая деятельность государственных служащихпо реализации порученных им полномочий. Каждый служащий занимает должность,определяющую объём его полномочий, которые и подлежат реализации. Со стороныматериального содержания эти полномочия весьма разнообразны (в сфере властнойдеятельности, исполнительной, в правосудии и т.д.), разнообразны они и поправовым формам своей реализации (составление документов, работа с ними, приёмлиц, рассмотрение жалоб и т.д.).
В самом широкомтеоретическом понимании государственная служба — это осуществлениегосударственными органами кадровой функции управления и практическойдеятельности всех лиц, получающих заработную плату из государственного бюджета(т.е. от государства в лице его органов и подразделений) и занимающих постоянноили временно должности в аппарате государственных органов, включая органызаконодательной, исполнительной и судебной власти, прокуратуры,контрольно-надзорных органов, администрацию государственных (казённых)предприятий.[5]
Алёхин А.П. и КозловЮ.М. сводят понимание государственной службы в широком смысле к выполнениюслужащими своих обязанностей (работы) в государственных организациях: в органахгосударственной власти, на предприятиях, учреждениях, иных организациях;государственная служба в узком смысле, по мнению этих авторов, состоит ввыполнении служащими своих обязанностей только в государственных органах.
Сюда же можно отнестисуществование и осуществление функций децентрализованного государственногоуправления лицами, занимающимися должности в органах местного самоуправления,т.е. муниципальными служащими, хотя на практике современное законодательствоотделяет государственную службу от муниципальной. «Служба является одним изважнейших видов целенаправленной деятельности человека. Служба состоит вуправлении, осуществлении государственной деятельности, обеспечении самогоуправления, социально-культурном обслуживании людей».
Традиционным в научнойлитературе стало определение государственной службы, данное Манохиным В.М.: «государственнаяслужба представляет собой одну из сторон деятельности государства поорганизации и правовому регулированию личного состава государственных органов идругих государственных организаций, а также сама деятельность этого личногосостава – государственных служащих – по практическому и непосредственномуосуществлению задач и функций государства».
Лазарев Б.Ю. определяетгосударственную службу как «служение государству, т.е. выполнение по егопоручению и за плату от него деятельности по реализации задач, функцийгосударства в государственных органах».[6]
С точки зрениясовременного законодателя государственная служба в РФ – это профессиональнаядеятельность, состоящая в выполнении государственными служащими федеральныхорганов государственной власти РФ и субъектов РФ компетенции этих органов,установленной в законодательных и иных нормативных актах.[7]
Статья 1 Федеральногозакона «О системе государственной службы Российской Федерации» понимает подгосударственной службой профессиональную служебную деятельность гражданРоссийской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:
— Российской Федерации;
— федеральных органовгосударственной власти, иных федеральных государственных органов;
— субъектов РоссийскойФедерации;
— органовгосударственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственныхорганов субъектов Российской Федерации;
— лиц, замещающихдолжности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральнымизаконами для непосредственного исполнения полномочий федеральныхгосударственных органов;
— лиц, замещающихдолжности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектовРоссийской Федерации для непосредственного исполнения полномочийгосударственных органов субъектов Российской Федерации.[8]
В этом определении можновыделить следующие аспекты:
— государственнаяслужба представляет собой профессиональную деятельность, т.е. деятельностьявляющуюся для государственного служащего профессией и, как правило, онасвязанна с выполнением им в качестве основного вида деятельности специальныхполномочий;
— в рамкахосуществляемой деятельности происходит реализация компетенции государственныхорганов;
— эта деятельностьнаправлена на обеспечение функционирования государственных органов;
— такая деятельностьпредставляет собой исполнение должностных обязанностей, т.е. в данном случаеочевиден личностный аспект понятия государственной службы, так как обязанностипринадлежат не государственной службе, не должности, а самому государственномуслужащему;
— обязательнымтребованием для государственного служащего является гражданство РоссийскойФедерации.
Итак, легальное (т.е.установленное в Федеральном законе «О системе государственной службы РФ»)истолкование понятия государственной службы позволяет утверждать, чтогосударственная служба – это профессиональная деятельность служащих вгосударственных органах представительной, исполнительной и судебной власти.[9]
Таким образом, всоответствии с действующим законодательством в практически функциональномсмысле государственная служба представляет собой основанную на законедеятельность персонала государственных органов представительной, исполнительнойи судебной власти, состоящую в реализации государственной власти в различныхсферах общественной жизни в целях выполнения задач и функций государства.
Общими признакамигосударственной службы являются: 1) замещение служащими государственнойдолжности государственной службы, предусмотренных штатным расписаниемгосударственного органа; 2) исполнение полномочий государственного органа,специфических должностных обязанностей с установлением служащему денежногосодержания.[10]
В соответствии сдействующим ФЗ «О системе государственной службы», основанном наконституционно-правовом принципе федерализма, выделяются:
— федеральнаягосударственная служба, находящаяся в ведении РФ;
— государственнаяслужба субъектов РФ, находящихся в их ведении (государственная служба субъектовРФ устанавливается законами, принимаемыми органами законодательной властикаждого субъекта РФ, поэтому для выяснения правового положения государственной службыкаждого субъекта РФ следует изучать и анализировать соответствующие законысубъектов Федерации).[11]
Указанная вышеклассификация видов государственной службы не единственная. Существуют и другиеклассификации видов государственной службы. Каждый вид государственной службыимеет своё правовое оформление, характеризуется особыми признаками и специальнымправовым статусом. Содержание каждого вида государственной службы установленосоответствующими нормативными актами, закрепляющими его правовое положение.[12]
В соответствии с конституционно-правовымпринципом разделения властей государственная служба может быть подразделена наслужбу в органах представительной, исполнительной и судебной власти. Статьей 2ФЗ «О системе государственной службы РФ» четко выделены следующие виды государственнойслужбы:
— государственнаягражданская служба;
— военная служба;
— правоохранительнаяслужба.[13]
Государственнаягражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскуюслужбу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации. Военнаяслужба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственнойслужбы. Другие виды федеральной государственной службы устанавливаются путемвнесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.
Как видим, первый видгосударственной службы делится еще на два вида федеральную государственнуюгражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ.[14]
Кроме того, ст. 4Закона «О системе государственной службы РФ» дает общее определение федеральнойгосударственной службы:
«Федеральнаягосударственная служба – профессиональная служебная деятельность граждан пообеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочийфедеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должностиРоссийской Федерации».
Статьей 5 Закона «Осистеме государственной службы РФ» определены государственная гражданскаяслужба и составляющие ее федеральная государственная гражданская служба игосударственная гражданская служба субъекта РФ: «Государственная гражданскаяслужба — вид государственной службы, представляющей собой профессиональнуюслужебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службыпо обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов,государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающихгосударственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающихгосударственные должности субъектов Российской Федерации.
Федеральнаягосударственная гражданская служба – профессиональная служебная деятельностьграждан на должностях федеральной государственной гражданской службы пообеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц,замещающих государственные должности Российской Федерации.[15]
Государственнаягражданская служба субъекта Российской Федерации – профессиональная служебнаядеятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъектаРоссийской Федерации по обеспечению исполнения полномочий субъекта РоссийскойФедерации, а также полномочий государственных органов субъекта РоссийскойФедерации и лиц, замещающих государственные должности субъекта РоссийскойФедерации».
И, наконец, статьями 6и 7 Закона определены военная и правоохранительная службы как виды федеральнойгосударственной службы:
«Военная служба — видфедеральной государственной службы, представляющей собой профессиональнуюслужебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных СилахРоссийской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях иорганах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасностигосударства».
«Правоохранительнаяслужба — вид федеральной государственной службы, представляющей собойпрофессиональную служебную деятельность граждан на должностяхправоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях,осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка,по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина».[16]
Государственнаягражданская служба может быть: общефункциональной – это осуществление общихтрадиционных для всякой сферы деятельности государственно-служебных функций, неотличающихся отраслевой спецификой (например: деятельность персонала вадминистрации края, её отделах и департаментах, в министерствах,государственных комитетах и т.д.); специальной – это реализация особоустановленных в нормативных правовых актах полномочий служащих, занимающихдолжности в государственных органах, имеющих ярко выраженную отраслевуюкомпетенцию, которая налагает отпечаток на практическую деятельность персонала(например: судейская, дипломатическая, служба в органах юстиции и т.д.).[17]
Гражданская службарегулируется также Законом «Об основах государственной службы РФ» и рядомподзаконных актов.
Военная иправоохранительная государственная служба – это государственная служба надолжностях в органах государственного управления, в Вооружённых Силах, ворганах внутренних дел, прокуратуры, государственной безопасности налоговойполиции, федерального агентства правительственной связи и информации,федеральной пограничной службы, т.е. во всех силовых милитаризованныхведомствах.
Военная иправоохранительная службы имеют множество отличительных от гражданской службыпризнаков, устанавливающих правовое положение этих видов государственной службыи соответствующих государственных служащих. Такими признаками, по мнениюБахраха Д.Н., являются: 1) наличие специальных особых дисциплинарных уставов, положенийо дисциплине; 2) эти служащие имеют особые условия поступления на службу, еёпрохождения, присвоения специальных званий, классных чинов, проведенияаттестации и прекращения службы, особый порядок привлечения к правовойответственности, и др.[18]1.2 Основные принципыпостроения и функционирования системы государственной службы
Принципыгосударственной службы это основополагающие идеи, установления, выражающиеобъективные закономерности и определяющие научно обоснованные направленияреализации компетенции, задач и функций государственных органов, полномочийгосударственных служащих, действующих в системе государственной службы.
Принципыгосударственной службы – значимость отношений, возникающих в системегосударственной службы. Отсутствие правовых принципов государственной службывлечёт за собой появление в ней элементов произвольности, бюрократизма,неорганизованности, беззакония, несправедливости и безнравственности. Ониформулируются человеком (законодателем), исходя из конкретного правового опытаи правовой культуры в стране, базируются на основных положениях правовойсистемы с учётом достигнутого уровня развития отраслевого законодательства.
Принципы современной государственнойслужбы закрепляются в различных законодательных и других нормативных правовыхактах: Конституции РФ, федеральных и других законах, указах Президента РФ,постановлениях Правительства РФ, Конституциях, уставах и иных законодательных инормативных актах субъектов РФ. Они реализуются государственными служащимипосредствам их практических действий. Принципы государственной службы, установленныев федеральных законах «О системе государственной службы Российской Федерации» и«Об основах государственной службы Российской Федерации», являются моделью длявсех других законодательных и иных нормативных правовых актов, которые такжеопределяют систему принципов публичной службы.[19]
Принципыгосударственной службы можно подразделить на конституционные и организационные.
Конституционныепринципы обусловлены положениями Конституции РФ, которые конкретизируются всоответствующих законодательных актах.
Организационныепринципы отражают механизм построения и функционирования государственнойслужбы, государственного аппарата и его звеньев, разделения управленческоготруда, обеспечения эффективной деятельности в государственных органах.
К конституционнымпринципам государственной службы относятся:
— принцип верховенстваКонституции РФ и федеральных законов над нормативными правовыми актами,должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностныхобязанностей и обеспечении их прав;
— принцип федерализма,обеспечивающего единство системы государственной службы и соблюденияконституционного разграничения предметов ведения и полномочий междуфедеральными органами государственной власти и органами государственной властисубъектов Российской Федерации;
— принцип законности;
— принцип приоритетаправ и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия;
— принцип разделениязаконодательной, исполнительной и судебной властей;
— принцип равногодоступа граждан к государственной службе в соответствии со способностями ипрофессиональной подготовкой;
— принципвнепартийности государственной службы, отделения религиозных объединений отгосударства.[20]
Прочие принципыгосударственной службы, содержащиеся в ст. 3 ФЗ «О системе государственнойслужбы РФ» и в ст. 5 ФЗ «Об основах государственной службы РФ» можно отнести корганизационным принципам государственной службы. Это:
— принцип обязательностидля государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственнымиорганами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии сзаконодательством РФ;
— принцип единстваосновных требований, предъявляемых к государственной службе;
— принциппрофессионализма и компетентности государственных служащих;
— принцип гласности восуществлении государственной службы;
— принцип стабильностикадров государственных служащих в государственных органах.[21]

Глава 2. Правовоерегулирование службы судебных приставов РФ
 
2.1 Нормативно-правовыеисточники законодательства о государственной службе
Нормативно-правовоерегулирование отношений, связанных с государственной службой, осуществляется надвух уровнях (федеральном и субъектном) и включает девять правовых источников,начиная с Конституции Российской Федерации, Конституций (Уставов) субъектовРоссийской Федерации и заканчивая нормативными правовыми актами государственныхорганов. При этом надо помнить, что п. 4 ст. 2 ФЗ «О системе государственнойслужбы РФ» четко определяет: «Правовое регулирование и организация федеральнойгосударственной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации.Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта РоссийскойФедерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектовРоссийской Федерации, а ее организация – в ведении субъекта РоссийскойФедерации».[22]
Вопрос, таким образом,заключается в том, как эти правовые возможности смогут и должны реализоватьразличные субъекты нормотворческой деятельности для того, чтобы обеспечитьстройное, логичное и полное, не возрастающее в объеме неимоверно, регулированиегосударственной службы, базирующееся на четкой иерархии юридической силызаконов и подзаконных актов в Российской Федерации и четком юридическомразграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и еесубъектами, между государственными органами различных уровней и видов. Этосложный и крайне трудный в практическом осуществлении процесс. Он требуетвысокого уровня правовой культуры в нормотворческой деятельности в целом и взаконодательствовании в первую очередь.[23]
Статья 5 закона огосударственной гражданской службе содержит перечень нормативных правовыхактов, из которых складывается весь массив законодательства о государственнойгражданской службе Российской Федерации.[24] Но этотмассив должен быть еще сформирован.
Рассмотрим процесстакого формирования в двух аспектах. Первый аспект связан с правовойвзаимосвязью регулирования гражданской службы и государственной службы каксистемы в целом, так и ее различных видов. Полностью базируясь на Федеральномзаконе «О системе государственной службы Российской Федерации», закон о государственнойгражданской службе не ограничивается определением в ст. 5 структурызаконодательства о ней, а закрепляет далее – в ст. 6 – взаимосвязьрегулирования правоотношений в гражданской службе и в государственной службеиных видов, в ст. 7 – взаимосвязь с регулированием правоотношений вмуниципальной службе. Такая новелла присутствует в служебном законодательствевпервые. Не менее важны, с учетом единства правового поля Российской Федерации,ст. 72-74 закона. В соответствии с ними признаны утратившими силу отдельныезаконодательные акты Российской Федерации (ст. 72), определена возможностьиспользования в регулировании отношений, связанных с гражданской службой,законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права(ст. 73), и, наконец, четко установлено, что иные законодательные акты впредьдо приведения их в соответствие с ФЗ «О государственной гражданской службеРоссийской Федерации» применяются постольку, поскольку они не противоречатданному Федеральному закону (ст. 74).[25]
Второй аспект связан собеспечением единого правового регулирования служебных правоотношений нафедеральном и субъектном уровнях. Представляется крайне важным, чтобызаконодатель субъекта Федерации полностью реализовал возможности собственногоправового регулирования, которые относятся к предмету его ведения, а именно:
— порядок подборапретендентов на должность государственной гражданской службы субъекта;
— гарантии длягосударственных гражданских служащих и их обеспечение;
— управлениегосударственной гражданской службой субъекта;
— финансированиегосударственной гражданской службой субъекта.[26]
Законодатель субъектавправе детализировать и конкретизировать установленные Федеральным законодательством(по Закону № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе»):
— порядок принятиярешений государственными гражданскими служащими;
— виды поощренийгосударственных гражданских служащих и порядок их применения (п. 3 ст. 55);
— порядок назначения иразмеры денежного содержания, надбавки к денежному содержанию (п. 12 и п. 15ст. 50);
— компенсационныевыплаты и пособия государственным гражданским служащим (ст. 52 и 53);
— условияпредоставления и продолжительность дополнительных отпусков без сохраненияденежного содержания (п. 12 и п. 15 ст. 46).[27]
Следует учитывать, чтоФедеральным законом № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»предусмотрена необходимость принятия законодательных или иных нормативныхправовых актов субъектов РФ:
— законом или инымнормативным правовым актом субъекта Российской Федерации учреждаются должностигосударственной гражданской службы субъекта РФ (ст. 8);
— законом субъектаРоссийской Федерации или иным нормативным правовым актом учреждается реестрдолжностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации,исходя из структуры государственных органов, наименований, категорий и группдолжностей государственной гражданской службы РФ, установленных Реестромдолжностей федеральной государственной гражданской службы (ст. 10);
— законом субъектаРоссийской Федерации устанавливается порядок присвоения классных чиновгражданским служащим, замещающим должности государственной гражданской службысубъекта Российской Федерации высшей и главной групп (п. 11 ст. 11);
— законом субъектаРоссийской Федерации устанавливаются квалификационные требования к стажу государственнойгражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работыпо специальности гражданских служащих субъекта Российской Федерации (п. 5 ст.12);
— нормативным правовымактом субъекта Российской Федерации утверждается положение о предоставленииежегодно не позднее 30 апреля сведений о полученных гражданским служащимдоходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихсяобъектами налогообложения, об обязательствах имущественного характерагражданского служащего (ст. 20);[28]
— нормативным правовымактом субъекта Российской Федерации устанавливаются порядок и условияпредоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска государственнымгражданским служащим субъекта Российской Федерации, имеющим ненормированныйслужебный день (п. 5 ст. 45);
— законодательствомсубъекта Российской Федерации определяется порядок единовременной выплаты припредоставлении гражданскому служащему ежегодно оплачиваемого отпуска один раз вгод (п. 12 ст. 46);
— нормативным правовымактом субъекта Российской Федерации устанавливаются размеры должностных окладови окладов за классный чин государственных служащих субъекта РоссийскойФедерации (п. 4 ст. 50);
— нормативным правовымактом субъекта Российской Федерации устанавливаются ежемесячная надбавка кдолжностному окладу за выслугу лет (в процентах), за работу со сведениями,составляющими государственную тайну, за особые условия государственнойгражданской службы и перечень должностей гражданской службы, по которым можетустанавливаться особый порядок оплаты труда (ст. 50);
— нормативным правовымактом субъекта Российской Федерации устанавливаются порядок формирования фондаоплаты труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерациии фонда оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиесядолжностями государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации(п. 7 ст. 51);
— нормативным правовымактом субъекта Российской Федерации устанавливаются возмещение расходов,связанных со служебными командировками, а также с переездом гражданскогослужащего и членов его семьи в другую местность, при переводе гражданскогослужащего в другой государственный орган соответственно для федеральныхгосударственных гражданских служащих и государственных гражданских служащихсубъекта Российской Федерации (п. 9 ст. 52);[29]
— нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации устанавливаютсяпорядок и условия транспортного обслуживания,обеспечиваемого в связи с исполнением должностных обязанностей, в зависимостиот категории и замещаемой должности гражданской службы, а также компенсация заиспользование личного транспорта в служебных целях и возмещение расходов,связанных с его использованием (п. 2 ст. 53);
— нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации устанавливаютсяпорядок и условия получения единовременной субсидии на приобретение жилойплощади один раз за весь период гражданской службы (п. 4 ст. 53);
— законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается порядокзаключения договора на обучение на конкурсной основе между государственныморганом и гражданином с обязательством последующего прохождения гражданскойслужбы после окончания обучения в течение определенного срока (п. 2 ст. 61);
— законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерацииопределяются порядок размещения, объем и структура государственного заказасубъекта Российской Федерации на профессиональную переподготовку, повышенииквалификации и стажировку гражданских служащих субъекта Российской Федерации(ст. 63);
— нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации утверждается положениео кадровом резерве на гражданской службе (ст. 64);
 -законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерацииустанавливается порядок финансирования государственной гражданской службысубъекта Российской Федерации (ст. 65);
— нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации утверждается программаразвития гражданской службы субъекта Российской Федерации (п. 1 ст. 66).[30]
Такимобразом, право государственной гражданской службы Российской Федерации должноиметь основным источником федеральные и субъектные законы. При этом законы,устанавливая правовые, организационные и финансово-экономические основыгражданской службы, должны четко следовать предмету своего регулирования –правовым отношениям, связанным с поступлением на службу, ее прохождением ипрекращением, а также с определением правового статуса гражданского служащего.Очень важно учитывать, что закон как нормативно-правовой источник обладает дляправовых отношений по гражданской службе высшей юридической силой. Длязаконодателя субъекта РФ задача по обеспечению единого и согласованногоправового регулирования гражданской службы состоит в том, чтобы следоватьзаконодательным установлениям федерального уровня и максимально эффективноиспользовать собственные правовые возможности. Тогда не будет повторениятекстов законов и будет четко реализовываться уровневая определенность законово гражданской службе.
Важнуюроль в регулировании отношений, связанных с государственной гражданскойслужбой, играют Указы Президента Российской Федерации и ПостановленияПравительства Российской Федерации.[31]
АктыПрезидента РФ представляют собой основной оперативный источник служебногозаконодательства. В первые дни вступления в силу Федерального закона огражданской службе опубликованы Указы «О проведении аттестации государственныхгражданских служащих Российской Федерации», «о порядке сдачи квалификационногоэкзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценкиих знаний, навыков и умений (профессионального уровня)», «о конкурсе на замещениевакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации»,«о примерной форме служебного контракта о прохождении государственнойгражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственнойгражданской службы Российской Федерации», «О порядке присвоения и сохраненияклассных чинов государственной гражданской службы Российской Федерациифедеральным гражданским служащим».
Примечательно,что Указы содержат в основном нормы прямого действия, адресованные к исполнениюна обоих уровнях гражданской службы: федеральном и субъектном. Также, принятыУказы о Реестре должностей государственной гражданской службы и о персональныхданных государственного гражданского служащего.
ПостановленияПравительства РФ обеспечивают правовую и организационную основу применениязаконов о гражданской службе и Указов Президента РФ по вопросам гражданскойслужбы. Фактически эти акты образуют существо повседневного управлениягосударственной службой. Регламентирующие постановления и распоряженияПравительства предусматриваются и самим законом о гражданской службе. Взятьхотя бы главу 13 Закона «Формирование кадрового состава гражданской службы». Ив ст. 61, и в ст. 62 указывается на необходимость принятия нормативно-правовыхактов, обеспечивающих подготовку, переподготовку, повышение квалификации тстажировку гражданских служащих. А государственный заказ на подготовку кадровдля федеральной гражданской службы Правительство РФ должно утверждать ежегоднопосле вступления в силу Федерального закона о федеральном бюджете насоответствующий год (п. 5 ст. 63).[32]
ПравительствоРФ в соответствии с Указами Президента РФ от 01 февраля 2005 г. № 110-112должно обеспечить финансирование расходов, связанных с проведением аттестациифедеральных государственных гражданских служащих, проведением квалификационныхэкзаменов и проведением конкурсов на замещение вакантных должностей федеральнойгосударственной гражданской службы, в том числе на оплату труда независимыхэкспертов – членов конкурсных комиссий. Правительством утверждена форма анкеты,представляемая гражданином Российской Федерации, изъявившем желание участвоватьв конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы.
Подконтролем Правительства должна осуществляться и нормотворческая деятельностьгосударственных органов по вопросам гражданской службы.
Процессиздания государственными органами подзаконных актов по вопросам гражданскойслужбы должен быть интенсивным, ибо именно в этом нормотворческом полереализуются дух и буква Федерального закона «О государственной гражданскойслужбе Российской Федерации», касающиеся предметной служебной деятельностикаждого должностного лица в каждом конкретном государственном органе.
УказПрезидента РФ от 16 февраля 2005 г. № 159 обязывал руководителейгосударственных органов (аппаратов государственных органов) утвердить втрехмесячный срок должностные регламенты государственных гражданских служащих ипереоформить на их основе заключенные ранее трудовые договоры в служебныеконтракты о прохождении гражданской службы и замещении должности этой службы.
Оченьважный нормативный правовой акт для всей системы государственной службы принятМинистерством здравоохранения и социального развития РФ. 9 декабря 2004 г.министром издан Приказ, зарегистрированный затем в Минюсте РФ, «Об утверждениипорядка подсчета и подтверждения стажа государственной службы для назначенияпенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих и определениясоответствия должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стажгосударственной службы».[33]
ЗаконодательствоРФ о гражданской службе должно учитывать и соотношение международного инационального права. В соответствии со ст. 15 Конституции РФ общепризнанныепринципы и нормы международного права, международные договоры РоссийскойФедерации являются составной частью ее правовой системы. Федеральный закон № 79в число источников законодательства о гражданской службе включает в себя ратифицированныеРоссийской Федерацией международные договоры.
Кчислу наиболее важных международных актов в сфере государственной службыследует отнести Конвенцию 151 Международной конференции труда (1978 г.) «озащите права на организацию и процедурах определения условий занятости нагосударственной службе» и Рекомендаций 159 Международной конференции труда опроцедурах определения условий занятости на государственной службе. Статья 9Конвенции предусматривает, что государственные служащие пользуются, как идругие трудящиеся, гражданскими и политическими правами, но при единственномусловии: соблюдении обязательств, вытекающих из их статуса и характеравыполняемых ими функций. 17 декабря 1979 г. 34 сессия Генеральной ассамблеи ООНприняла «Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка».
Указанныедокументы МОТ Россией не ратифицированы. Вместе с тем, в ч. 2 ст. 5 ФЗ № 79прямо указано, что если ратифицированным Российской Федерацией международнымдоговором установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящимзаконом, то применяются правила международного договора.[34]

2.2Особенности правового регулирования государственной службы в службе судебныхприставов Министерства юстиции РФ
Реализация национальныхинтересов России в глобальном мировом хозяйстве, обеспечение экономическогороста, формирование подлинно правового государства и гражданского обществавозможны только при решении проблем реформирования государственного управления,соответствия его требованиям рыночной экономики, совершенствованияадминистративного аппарата. Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системеи структуре федеральных органов исполнительной власти» Федеральной службесудебных приставов придан статус федерального органа исполнительной власти.[35]
Эффективностьправоприменительной деятельности судов (общей юрисдикции и арбитражных) позащите и восстановлению нарушенных прав граждан и организаций в стране внастоящее время значительно снижает не только недостаточное финансированиесудов, их чрезмерная загруженность, смена законодательства, но и плохаяисполняемость судебных актов (принимаемых судами решений). В свою очередь однойиз причин (в сфере права, а не экономики) неисполнения судебных актов былаустарелость нормативной базы принудительного исполнения, созданной в иную эпохуэкономического и политического развития нашего государства, и отсутствие допоследнего времени централизованной специальной службы по принудительному ихисполнению.[36]Вцелях ликвидации названных проблем были разработаны и приняты в установленномпорядке Федеральные законы «Об исполнительном производстве» и «Осудебных приставах» (от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ и N 119-ФЗ), вступившие вдействие через три месяца после их официального опубликования, т.е. с 6 ноября1997 г.
Новым законодательствомрешены следующие задачи, ставшие его основными принципами:
— созданасамостоятельная служба принудительного исполнения судебных актов, актов другихорганов и обеспечения установленного порядка деятельности судов — службасудебных приставов;
— принудительноеисполнение упомянутых актов отделено от самих судов и судопроизводства ипередано исполнительной власти;
— обеспечена охрана изащита судей, участников процесса, свидетелей и граждан, находящихся в зданиисуда, от преступных посягательств;
— установлено равенствозащиты всех форм собственности в исполнительном производстве;
— созданы предпосылкиулучшения кадрового состава службы судебных приставов и подъема ихпрофессионального уровня;
— усиленаответственность за невыполнение судебных актов и актов других органов путемпредоставления судебным приставами — исполнителями большего объема прав,позволяющего в принудительном порядке реально исполнять требования этих актов;
— обеспечен надлежащийконтроль за соблюдением закона при осуществлении судебными приставами своихдолжностных обязанностей.
Поскольку принятыезаконы не исчерпывают всю нормативную базу регулирования правоотношений в сферепринудительного исполнения судебных актов и актов других органов и обеспеченияустановленного порядка деятельности судов, с большой степенью уверенности можновысказать предположение о том, что и при создании последующих нормативныхправовых актов законодатель будет руководствоваться перечисленными положениями.[37]
В соответствии с п. 2ст. 3 Закона РФ «О судебных приставах» судебный приставявляется должностным лицом, состоящим на государственной службе, подчеркнутаего значимость и значимость выполняемых им функций. В соответствии с перечнямигосударственных должностей федеральной государственной службы, утвержденнымиУказом Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 г. № 981 сизменениями, внесенными Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля1998 г. № 462, должность старшего судебного пристава отнесена к ведущейдолжности, а должности судебного пристава по обеспечению установленного порядкадеятельности судов и судебного пристава — исполнителя — к старшей должностигосударственных должностей федеральной государственной службы категории«В», учреждаемых для обеспечения деятельности территориального органафедерального органа исполнительной власти.[38]
Таким образом, ккандидатам на должность судебного пристава как государственного служащегофедерального органа государственной власти, наряду со специальнымитребованиями, предъявляются и общие требования, установленные Федеральнымзаконом «Об основах государственной службы Российской Федерации».[39]
Эти требования сводятсяк следующему:
— кандидат должен бытьгражданином Российской Федерации, владеющий государственным (т.е. русским)языком;
— он не может бытьпринят на государственную службу и находиться на государственной службе вслучаях:
* признания егонедееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим взаконную силу;
* близкого родства илисвойства (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья,сестры, родители и дети супругов) с государственным служащим, если ихгосударственная служба связана с непосредственной подчиненностью илиподконтрольностью одного из них другому (т.е. судебный пристав — старшийсудебный пристав в одном подразделении судебных приставов; старший судебныйпристав — главный судебный пристав одного и того же субъекта РоссийскойФедерации; главный судебный пристав субъекта Российской Федерации — главныйсудебный пристав России);
* наличия гражданстваиностранного государства за исключением случаев, если доступ к государственнойслужбе урегулирован на взаимной основе межгосударственными соглашениями;
* отказа отпредставления в органы налоговой службы сведений о доходах и имуществе,принадлежащем ему на праве собственности, являющемся объектом налогообложения(ст. 12, 21 названного выше Закона).
Кроме того, УказомПрезидента Российской Федерации «О квалификационных требованиях погосударственным должностям федеральной государственной службы» от 30 января1996 г. № 123 установлено, что для занятия ведущей государственной должности(старший судебный пристав) требуется стаж государственной службы на старшихгосударственных должностях не менее двух лет или стаж работы по специальностине менее трех лет, а для занятия старшей государственной должности (судебныйпристав) – стаж работы по специальности не менее трех лет.
Представляется, что вотношении старших судебных приставов и судебных приставов в стаж работы поспециальности может входить служба в Вооруженных Силах Российской Федерации,работа в правоохранительных и правоприменительных органах, а также вюрисконсульских службах учреждений и организаций.[40]
Учитывая специфичностьдолжностных обязанностей судебного пристава, законодатель ввел специальныеусловия для занятия этой должности. Как явствует из пп. 1 и 3 ст. 3 ФЗ «Осудебных приставах», судебным приставом может быть гражданин РоссийскойФедерации не моложе 20 лет, не имеющий судимости, со средним (общим илиспециальным) образованием, а старший судебный пристав – с высшим юридическимобразованием, способный по своим деловым и личным качествам, а также посостоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности. (В частиобразования судебных приставов следует подчеркнуть желательность замещения ихдолжностей лицами, имеющими высшее юридическое образование. Такая мерадиктуется сложностью выполняемых ими задач, необходимостью знания и уменияприменять законодательство по многим отраслям права. Именно в расчете на такоеположение должность судебного пристава отнесена к старшей должности государственныхдолжностей федеральной государственной службы категории «В»,требующей наличия высшего образования.
Названные критериидолжны быть подтверждены:
— возраст — паспортнымиданными;
— образование — соответствующим документом (аттестатом, дипломом и т.п.);
— состояние здоровья — медицинским заключением об отсутствии противопоказаний к владению оружием (этотребование установлено Федеральным законом «Об оружии», в соответствии скоторым перечень заболеваний, при наличии которых противопоказано владениеоружием, определяется Правительством Российской Федерации),
— отсутствие судимости- соответствующей справкой органов внутренних дел, которая может быть полученапо запросу службы судебных приставов.
Что же касается деловыхи личных качеств претендента на должность судебного пристава, то определениеэтих двух критериев выявит и уточнит практика применения этой нормы Закона.[41]Во всяком случае, кандидат не должен совершать административные правонарушения,он должен выполнять общепринятые правила поведения, добросовестно относиться ксвоим должностным обязанностям по прежнему месту службы или работы.
Выяснению деловых иличных качеств претендента, безусловно, будет способствовать проведениеконкурса на замещение вакантной должности судебного пристава (при отсутствиирезерва на эту должность), предусмотренного Положением о конкурсе на замещениевакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации,утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01 февраля 2005 г. № 112,и испытательный срок при приеме на работу, продолжительностью от трех дошестимесяцев, установленный ст. 23 Федерального закона «Об основах государственнойслужбы Российской Федерации».Значимостьдолжности судебного пристава и выполняемых им функций подчеркнута такжевведением присяги судебного пристава, которая должна приноситься им послеокончания испытательного срока в торжественной обстановке.В соответствиисо ст. 1 Закона РФ «О судебных приставах» на судебных приставов возлагается выполнение двух важных и различающихся пообъектам регулирования правоотношений функций: обеспечения установленногопорядка деятельности названных в статье судов и принудительного исполнениясудебных актов и актов других органов, которым при осуществлении установленныхзаконом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации илибюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям илив соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершения вих пользу определенных действий или воздержанию от совершения этих действий.[42]
Каждую из названныхфункций призваны исполнять соответственно судебные приставы по обеспечениюустановленного порядка деятельности судов и судебные приставы — исполнители,объединенные в единую службу судебных приставов.Всвоей деятельности судебные приставы руководствуются Конституцией РоссийскойФедерации, федеральным законом «О судебных приставах», федеральнымзаконом «Об исполнительном производстве» и иными федеральнымизаконами, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актамиПрезидента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации,Министерства юстиции Российской Федерации.
Служба судебныхприставов России образуется Министерством юстиции Российской Федерации и входитв систему его органов. Она возглавляется заместителем министра юстицииРоссийской Федерации — главным судебным приставом Российской Федерации.
Для руководства службойв Министерстве юстиции образован департамент судебных приставов, возглавляемыйруководителем департамента — заместителем главного судебного приставаРоссийской Федерации.
Кроме названногодепартамента в службу судебных приставов Российской Федерации входят:
— служба судебныхприставов Управления военных судов Министерства юстиции Российской Федерации,возглавляемая заместителем начальника Управления военных судов — главнымвоенным судебным приставом;
— службы судебныхприставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, возглавляемыезаместителями начальников органов юстиции этих субъектов Российской Федерации — главными судебными приставами субъектов Российской Федерации;[43]
— районные, межрайонныеили соответствующие им согласно административно — территориальному делениюсубъектов Российской Федерации подразделения судебных приставов, состоящие изсудебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов исудебных приставов — исполнителей, возглавляемые старшими судебными приставами.
Необходимо подчеркнуть,что у главного судебного пристава субъекта Российской Федерации также долженбыть соответствующий управленческий аппарат, являющийся составной частьюаппарата органа юстиции. По меньшей мере один — два таких работника должны бытьв подразделениях судебных приставов.
Исходя из статусавысших судов России законодатель установил, что организация деятельности службысудебных приставов в Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном СудеРоссийской Федерации и Высшем Арбитражном Суде Российской Федерацииопределяется, наряду с комментируемым Законом, еще и федеральнымиконституционными законами об этих судах.
В статье 11 ФЗ «Осудебных приставах» перечислены основные обязанности и права судебного приставапо обеспечению установленного порядка деятельности судов. Под обеспечениемустановленного порядка деятельности судов следует понимать обеспечение правилповедения граждан в суде, безопасности судей, заседателей, участников судебногопроцесса и свидетелей, охраны зданий судов, предусмотренных законами и иныминормативными правовыми актами о деятельности судов и работе государственныхучреждений. Поскольку действия судебных приставов при выполнении ими своихслужебных обязанностей связаны с возможностью применения физической силы,специальных средств и огнестрельного оружия законодатель установил, что онипроходят специальную подготовку и периодически проверяются на пригодность кдействиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальныхсредств и огнестрельного оружия.[44]
В статье 12 ФЗ «Осудебных приставах» законодатель перечислил основные обязанности и правасудебных приставов — исполнителей, при принудительном исполнении имиисполнительных документов, причем разделение их полномочий на обязанности иправа весьма условно. При ближайшем их рассмотрении и анализе большая частьправ в то же время является и обязанностью судебного пристава — исполнителя.[45]Кромеуказанных в Законе РФ «Об основах государственной службы РФ» общих социальных ииных гарантий, предусмотренных для всех государственных служащих, Законом осудебных приставах специально оговорены дополнительные гарантии правовой исоциальной защиты судебных приставов (Глава IV Закона). К ним относятсястраховые гарантии, право судебных приставов на возмещение ущерба, причиненногоим в связи или при выполнении служебных обязанностей, материальное обеспечениеи иные меры социальной защиты.[46]Развернувшаясяв последнее время в судебном сообществе дискуссия по поводу передачи всейСлужбы судебных приставов в ведение Судебного Департамента при Верховном СудеРФ или ее разделения с переподчинением Судебному Департаменту службы по ОУПДС,на мой взгляд, является неправомерной, в силу того, что является нарушениемпринципа разделения властей, так как Служба судебных приставов исполняет не толькорешения судов, но и акты многих других юрисдикционных органов.Вслучае реализации подобного проекта будет ослаблена система государственнойвласти в России, разрушена недавно созданная и постоянно повышающая своюэффективность государственная структура, снизится эффективность исполнительскойдеятельности, уменьшатся поступления в государственный бюджет.

Заключение
 
Правовое регулированиегосударственно-служебных процессов в настоящее время отстает от темпов развитиятенденций и закономерностей в реформировании системы государственногоуправления, аппарата государства. Государственная служба представляет собойсистему правоотношений, которые регулируются не толькоадминистративно-правовыми нормами, но и нормами других отраслей права:международного, конституционного (государственного), муниципального, трудового,финансового, гражданского, уголовного.
Институт прохождениягосударственной службы складывается из организации подбора кадров вуправленческий аппарат, осуществления перемещения сотрудников по службе,установления и реализации способов увольнения с государственной службы.
Продвижение по службе должноопределяться в первую очередь личными качествами служащего, его опытом,профессионализмом, компетенцией, квалификацией, пригодностью к данному видуслужбы (к виду определенной деятельности). Продвижение по службе зависит такжеи от объективных моментов, например от качества правового регулирования в частипоощрения государственных служащих, регулярного продвижения по службе,проведения необходимых аттестаций и так далее.
Содержанием процессапрохождения службы является выполнение государственными служащими своихдолжностных обязанностей, управленческих и других функций. Процесс прохождениягосударственной службы в субъектах Российской Федерации должен соответствоватьфедеральному законодательству и иным высшим нормативным актам.[47]
К сожалению,нормативно-правовая база, регулирующая порядок прохождения государственнойслужбы на федеральном, а следовательно и на региональном уровне, не совершеннаи требует доработки.
На данный моментцелесообразно развивать дальнейшее укрепление нормативной правовой базыгосударственной службы по пути повышения правового статуса органов управлениягосударственной службы и кадровых служб государственных органов, установлениячетких правил, обеспечивающих увязку должностных перемещений государственныхслужащих с результатами труда, обучения и использования полученных знаний. Вчастности, требуют правового регулирования вопросы прохождения государственнойслужбы, и прежде всего вопросы, связанные с проведением качественной кадровойполитики в сфере государственной службы.
Принятие в ближайшиегоды федеральных и региональных законов, указов Президента РоссийскойФедерации, постановлений Правительства Российской Федерации, локальныхнормативных правовых актов государственных органов по вопросам государственнойгражданской службы станет дальнейшим шагом в развитии института государственнойслужбы, позволит создать стабильный и прочный фундамент для реализациифедеральных законов «О системе государственной службы Российской Федерации», «Огосударственной гражданской службе Российской Федерации». Реформированиегосударственной службы в РФ должно обеспечить создание целостной системыгосударственной службы, с учетом исторических, культурных, национальных и иныхособенностей РФ, а также тенденций мирового развития.

Список использованнойлитературы
 
Нормативно-правовыеакты
 
1.Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» от05 июля 1995 г. № 119-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. № 31. Ст. 2990.
2.Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27мая 2003 г. № 58-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2003. № 22. Ст. 2062.
3.Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2004. № 31. Ст.3215.
Литература
 
1.Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон,практика. М.: Издательство РАГС, 2002.
2.Бахрах Д.Н. Государственная служба в Российской Федерации. М., 2005.
3.Габричидзе Б.К., Чернявский А.Г. Служебное право: Учебник для юридическихвузов. М., 2003.
4.Головин В.В., Калганова Л.А. Повышение эффективности государственногоуправления (на примере Федеральной службы судебных приставов) / Под общ. ред.Н.А. Винниченко. М.: Юридическая литература, 2005.
5.Государственная служба в современной России. М., 2003.
6.Государственная служба: организация, кадры, управление. М.: Издательство РАГС,2002.
7.Комментарий к Федеральному закону «О государственной гражданской службеРоссийской Федерации» // под рд. В.А. Козбаненко. М.: Питер, 2008.
8.Комментарий к Федеральному закону «О судебных приставах» // под ред. Е.Н.Сидоренко. М.: Статут, 1999.
9.Служебное право (государственная гражданская служба): учебное пособие / Общ.ред. Барциц И.Н. М.: ИКЦ «МарТ», Ростов на Дону: Издательский центр «МарТ»,2007.