Регулирование региональных рынков

Государственное общеобразовательное учреждение Высшего профессионального образования Ижевский Государственный Технический Университет Факультет Менеджмент и Маркетинг Кафедра Менеджмент Курсовая работа По дисциплине Региональная экономика На тему Регулирование региональных рынков Выполнил Студент группы 3-25-1 Е.А. Власова Принял к.э.н.

Э.К. Конярова Ижевск – 2005 СОДЕРЖАНИЕ Введение 1.Теоретическая часть 1.1 Теории государственного регулирования экономики 1.2 Методы и инструменты государственного регулирования рыночных процессов 1.3 Роль региональных органов управления в регулировании региональных рынков 2. Практическая часть 2.1 Региональный рынок труда, особенности его регулирования 25 2.2

Регулирование рынка труда в Удмуртской республике 40 Заключение 44 Список литературы 45 Введение Проблема региональных рынков, их состояние и развитие является для России малоисследованной сферой научных отношений, а потому и довольно сложной практической задачей. Это обстоятельство имеет свое объяснение, поскольку в планово-организованной экономике сфера товарного обращения и обмена в значительной степени подменялась командно-распределительными механизмами и потому

играла второстепенную роль в процессе воспроизводства. Переход к рыночной системе хозяйствования, изменение места и роли регионов в экономической жизни общества не могли не привести как к регионализации экономического процесса, связанного с усилением взаимосвязи и взаимозависимости регионов как частей единой государственной экономической системы, так и к возрастанию степени открытости экономик регионов, потребовавших налаживания между ними тесных отношений по формированию

товарных, финансовых, трудовых и информационных ресурсов. Именно эти экономические отношения и представляют собой территориальную организацию сферы обращения, где происходит согласование интересов производителей и потребителей на основе предложения и спроса на различные товары и услуги, которые и составляют рыночный процесс. Так же очевидным является тот факт, что и регулирование региональных рынков подверглось значительным
изменениям. Поменялись принципы формирования, административного, правового и экономического регулирования региональных рынков. Более высокая степень открытости экономики региона требует более сбалансированного и тщательно подготовленного управления, которое должно быть направлено на законодательное обеспечение деятельности субъектов рынка, на обеспечение социальной поддержки незащищенным слоям населения, на стабилизацию антикризисное управление , и на развитие региона в целом.

Регулирование региональных рынков имеет большое значение, так как рынок обладает ограниченными возможностями для обеспечения необходимого уровня равновесия в экономической системе и поддержания занятости населения на необходимом уровне. Он не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов, защите окружающей среды, не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству. Поэтому целью этой курсовой работы было рассмотрение системы регулирования региональных рынков в

России, выяснение роли различных органов государственной власти в процессе управления. Во второй части курсовой работы я рассмотрела, как и насколько эффективно регулируется рынок труда в Удмуртской республике. 1. Теоретическая часть 1.1 Теории государственного регулирования экономики В современной экономической литературе проблемы государственного регулирования рыночных процессов трактуются неоднозначно

Новоселов А.С. Теория региональных рынков Ростов-на-Дону, Феникс, 2002. В настоящее время в рамках известных экономических школ – кейнсианства, монетаризма, институционализма, сформировалось несколько различных теорий государственного регулирования, которые по-разному трактуют цели, задачи, формы и методы государственного регулирования рыночных процессов. Одним из первых теоретическую необходимость государственного регулирования экономики обосновал
Дж. Кейнс. Он разработал теорию эффективного спроса, составившую основу его концепции государственного регулирования. Считая обеспечение полной занятости одной из целей государственного регулирования, он уделял особое внимание процессам формирования национального дохода, реализации товаров в сфере обращения, обеспечения эффективного спроса. Кейнс обосновал решающую роль государства в предотвращении экономических кризисов. В задачи государства, по Кейнсу, входят регулирование распределения доходов всего общества,

сосредоточение в своих руках денежных и других ресурсов в целях активного воздействия на рыночные процессы. Основным объектом государственного регулирования должен быть спрос на потребительском рынке и рынке средств производства. Чтобы расширить покупательную способность населения и стимулировать покупки предпринимателями новых средств производства, государство должно увеличивать объемы инвестиций в производство и увеличивать расходы на другие социально-экономические цели за счет сбора налогов и выпуска денег в обращение.

Таким образом, роль государственного регулирования рыночных процессов заключается в стимулировании спроса с помощью кредитно-денежных и бюджетных инструментов, среди которых важное значение придается выпуску и размещению на рынке крупных государственных займов для покрытия бюджетного дефицита. На основе идей Дж. Кейнса сформировались несколько научных направлений, из них наибольшую известность получил кейнсианско-неоклассический синтез И.Самуэльсон,

Дж.Хикс, Дж.Тобин и др Представителями этого направления разработана система мер антикризисного регулирования экономики, включающая гибкое использование расходов и доходов бюджета в зависимости от изменений рыночной конъюнктуры, а также использование системы налогового регулирования, платежей социального страхования и др. При этом представители данного направления наряду с бюджетными и денежно-кредитными методами регулирования предлагают более широкое использование рыночных условий, таких как конкуренция, динамика цен и др.
В отличие от кейнсианства, представители монетаристской школы М. Фридман, Ф. Хайек, Ф. Найт, Г. Саймонс и др. считают, что систематическое вмешательство государства в рыночные процессы оказывает отрицательное воздействие на экономическое развитие. По их мнению, роль государственного регулирования должна быть ограничена и должна заключаться в стимулировании свободной хозяйственной деятельности, поддержании необходимого уровня денежной массы в обращении, проведения

кредитных мероприятий, ограничении социальных расходов. Объектом государственного регулирования, в отличие от кейнсианства, становится не спрос, а предложение факторов производства, возрастающее в результате стимулирования предпринимательской деятельности. Система мер государственного регулирования рыночных процессов заключается в снижении государственных расходов за счет сокращения социальных программ, проведении кредитно-денежной политики, направленной

на поддержание необходимого уровня денежной массы, снижении уровня налогов, сокращении роста дефицита бюджета за счет снижения расходов на оборону, поддержание минимальных ставок заработной платы, ослабление влияния профсоюзов и др. Представители школы институционализма объясняют необходимость государственного регулирования рынка несовершенством рыночного механизма и его неспособностью решать современные проблемы развития общества. Одним из главных пунктов регулирования рыночных процессов институционалист

Дж. Кларк считает систему общественного контроля над бизнесом, включая контроль на внутрифирменном, региональном и общегосударственном уровнях. В эту систему входит контроль над деятельностью крупных корпораций, государственное воздействие на механизмы конкуренции и ценообразования на товарных рынках, финансовом рынке, рынке труда и др. Один из видных представителей институционализма Дж. Гэлбрейт обосновывает необходимость государственного регулирования рынка тем фактом, что в
XX веке появилась тенденция концентрации производства и усиления роли крупнейших корпораций на товарных и финансовых рынках. Гэлбрейт считает, что в современной экономике складываются две крупные системы рыночная система, включающая мелкие предприятия, и планирующая система, в которую входят крупные корпорации, взаимодействующие с государством. В результате происходит усиление государственного воздействия на рыночные процессы. Далеко не все представители школы институционализма согласны с концепцией

Дж. Гэлбрейта. Так, противопоставление рыночной и планирующей систем не согласуется с реальными процессами, происходящими в экономике. Данная концепция практически полностью игнорирует действие рыночных сил в корпоративном секторе, проявляющееся в острой конкуренции между корпорациями внутри планирующей системы. Рассматривая проблемы взаимоотношения процессов конкуренции и координации в современной экономике, представители школы институционализма обосновывают целесообразность институциональной суперструктуры.

Это связующее звено между конкуренцией и координацией представляет собой своеобразный надстроечный механизм, активно воздействующий на рыночные процессы. Этот механизм основывается на межличностных и межкорпорационных связях в системе власти, посредством которых осуществляется межфирменная рыночная торговля и обеспечивается взаимодействие фирм. Тенденции к усилению государственного регулирования рынка отмечают

Р. Хейлбронер и Л.Тароу. Социализация экономической системы, укрепление экономической базы государственного регулирования приводит к формированию модели контролируемого общества , в котором сокращается роль традиционных атрибутов капитализма – частной собственности и рыночного механизма. В результате усиления роли политического фактора в развитии современной экономики появляются разнообразные институты, принимающие участие в регулировании рыночных процессов.
В 70-х годах XX века возникло новое направление в теории государственного регулирования рыночных процессов, которое получило название энвайронментализма или теории регулирования внешней среды бизнеса. Сторонники этой теории полагают, что оптимальное воздействие государства на функционирование рынков должно осуществляться через внешнюю среду бизнеса. Американские экономисты Г. Стейнер и Дж. Стейнер рассматривают систему государственного регулирования

рынка как внешнюю среду, обеспечивающую, во-первых, безопасность товаров для потребителей, соблюдение экологических требований в процессе производства, достоверность рекламной информации. И, во-вторых, поддержку частного бизнеса на основе субсидирования, защиты от недобросовестной конкуренции, обеспечения возможности выхода на рынки других стран и т.д. Таким образом, система государственного регулирования рынка рассматривается с позиций интересов бизнеса,

реализация которых позволит обеспечить выполнение интересов общества в целом. Г. Домингез отмечает, что рынки функционируют в рамках регулируемой внешней среды, которая определяет поведение агентов рынка, воздействуя на них в нескольких направлениях внутрифирменные отношения, контрактные отношения с другими фирмами, внешнеэкономические связи, рыночная конъюнктура, кредитование, страхование рисков, правовые нормы, стандарты и т.д. Следовательно, и государственное регулирование рынка представляет

собой сложную систему форм и методов воздействия на внешнюю среду функционирования бизнеса. Именно внешняя среда определяет правила поведения субъектов рынка и устанавливает определенные параметры, в рамках которых обеспечивается согласование интересов частного бизнеса и общества в целом. В экономической литературе существуют различные подходы к содержанию и классификации инструментов государственного регулирования рыночных процессов. П. Самуэльсон понимает под государственным регулированием рынка совокупность
следующих инструментов государственное предпринимательство, финансово-бюджетное, кредитно-денежное, внешнеторговое регулирование и регулирование доходов. К.Бэйн и П.Хоуэлс включают в систему государственного регулирования рынка такие элементы, как антимонопольное, налоговое, тарифное регулирование, субсидирование частных фирм, государственные инвестиции в инфраструктуру, регулирование занятости, правовое обеспечение. Х.Армстронг,

Дж.Тэйлор понимают под государственным регулированием систему методов экономического регулирования фискального, монетарного, внешнеторгового в совокупности с административным регулированием размещения частных фирм административно-бюрократические требования, архитектурно-планировочные, экологические и другие стандарты, нормы и правила, государственные гарантии по частным кредитам и др. 1.2 Методы и инструменты государственного регулирования рыночных процессов.

При переходе к рыночным отношениям в регионе формируется новая институциональная структура хозяйства, расширяется состав субъектов региональной экономики, включающий государственные предприятия и организации, акционерные общества, частные фирмы, иностранные компании, совместные предприятия и т.д. Новоселов А.С. Теория региональных рынков Ростов-на-Дону, Феникс, 2002 В результате этого формируются субъекты рыночной инфраструктуры – региональные коммерческие

банки, региональные инвестиционные фонды, страховые компании, маркетинговые, консалтинговые фирмы, аудиторские организации и др. Активизируется участие населения в региональной экономике, оно не только выступает потребителем товаров и услуг, но и ведет предпринимательскую деятельность в сфере производства, а также торгово-посредническую и финансово-коммерческую деятельность. Существенным образом меняется роль региональной администрации как субъекта рыночных отношений.
Ее главной функцией становится регулирование рыночных процессов, в которые вовлечены все субъекты регионального хозяйства. По характеру воздействия на рыночные процессы инструменты государственного регулирования подразделяются на прямые и косвенные, по широте воздействия – на общеэкономические и селективные, по каналам воздействия – на экономические и административные, по политике действий и формам реализации – на налоговые, бюджетные, кредитно-денежные, ценовые, антимонопольные, внешнеэкономические, институциональные

и др. На региональном рынке происходит согласование интересов хозяйствующих субъектов производителей, посредников и потребителей . В условиях, когда в экономике действует множество хозяйствующих субъектов различных форм собственности, каждый из которых руководствуется своими экономическими интересами, оптимальным вариантом управления процессами в сфере обращения становится косвенное воздействие на эти процессы. Формирование региональных рынков должно осуществляться с учетом функций и особенностей различных типов

субъектов региональных рыночных отношений. Деятельность субъектов в новых условиях регулируется системой экономических, административных и правовых норм. Современный период развития экономического механизма характеризуется переходом к экономической самостоятельности региональных систем в условиях укрепления рыночных отношений и ослабления распределительных функций центральных органов управления. В связи с этим необходимо использовать систему экономических и административных методов, обеспечивающих

эффективное развитие региональных рынков в условиях демократизации управленческих функций, действия рыночных механизмов мотивации и изменения методологии регионального управления рис. 1 . Система методов регулирования региональных рынков на уровне субъектов Федерации основывается на следующих методологических предпосылках. Во-первых, социально-экономическое развитие региональных систем осуществляется в соответствии с законами
воспроизводства, и это является основой для изучения сегодняшних проблем регулирования социально-экономических процессов. Во-вторых, в современных условиях происходит ограничение вертикальных управленческих связей и зависимостей и замена их горизонтальными. Причем горизонтальные экономические связи формируются под влиянием воспроизводственных циклов с высоким уровнем локализации и в совокупности образуют социально-экономическую среду, обеспечивающую условия эффективного функционирования региональных рынков.

В-третьих, регулирование региональных рынков, рыночной инфраструктуры и всей социально-экономической среды становится главной задачей региональных органов управления. В-четвертых, для эффективного регулирования рыночных процессов необходимо использование финансово-экономических методов, что обусловливает характер и особенности налогообложения в регионе. В-пятых, на предприятия и организации, действующие на региональных рынках и участвующие в развитии

социально-экономической среды региона региональные органы управления, воздействуют преимущественно экономическими методами. Это позволяет, не вмешиваясь в их производственно-технологическую и социально-экономическую деятельность, направить усилия предприятий на участие в экономическом и социальном развитии региона. Рассмотрим особенности административных и экономических методов регулирования региональных рынков и рыночной инфраструктуры. 5 Рис.1 Методы регулирования процессов формирования и развития региональных

рынков Административные методы регулирования региональных рынков и рыночной инфраструктуры базируются на присущих региональной системе отношениях власти и подчинения. Региональные органы, наделенные властью, осуществляют административную деятельность их функция заключается в координации направлений деятельности хозяйствующих субъектов региона. Административные методы позволяют реализовать общерегиональные интересы обеспечивают преобладание этих
интересов над интересами отдельных субъектов региональной экономики. Административные методы регулирования осуществляются в следующих формах прямые административные распоряжения, постановления они имеют обязательный характер и адресуются субъектам региональной экономики, а значит, воздействуют на конкретную, сложившуюся ситуацию нормативное регулирование установление правил, регулирующих деятельность имеющихся в регионе предприятий и организаций различных форм собственности разработка рекомендаций,

а также воздействие, осуществляемое посредством контроля например, финансово-бюджетного и надзора например, за соблюдением государственных стандартов . В основе административных методов лежит обязательность выполнения предписаний, а также возможность применения мер принуждения в отношении отдельных предприятий, нарушающих установленные правила. Региональные органы управления наделены правом использования широкого набора административных методов регулирования, влияющих как на деятельность отдельных предприятий и

организаций, так и на систему региональных рынков в целом. К числу административных методов регулирования относятся следующие определение условий приобретения, создания, преобразования объектов муниципальной собственности утверждение перечня объектов муниципальной собственности, приобретение, создание и преобразование которых требует согласия местной администрации определение условий и порядка разгосударствления и приватизации муниципальных предприятий установление

порядка и условий создания или преобразования объектов инфраструктуры, размещения их на территории определение порядка государственной регистрации коммерческих организаций установление порядка лицензирования отдельных видов деятельности определение правил пользования природными ресурсами, приостановка деятельности предприятий в случае нарушения экологических, санитарных, строительных норм определение порядка предоставления и изъятия земельных участков размещение предприятий различных форм собственности на территории.
С помощью административных методов региональные органы управления могут регулировать процессы приватизации, формирование и развитие муниципальных предприятий и организаций, размещение новых предприятий на территории региона, привлечение иностранного капитала, использование региональных природных ресурсов, а также социальные процессы. Административные методы должны использоваться в комплексе с экономическими методами, так как их оптимальное сочетание в единой системе может обеспечить нормальное функционирование региональных

рынков. Основная отличительная особенность административных и экономических методов регулирования рыночных процессов заключается в том, что административные методы, как правило, оказывают прямое воздействие на субъектов рыночных отношений, а экономические – косвенное. Экономические методы предполагают полную самостоятельность субъектов региональных рынков при высокой ответственности за принимаемые действия и их последствия, побуждают субъекты региональных рынков к подготовке

альтернативных решений и выбору оптимального с точки зрения интересов каждого субъекта и с учетом допустимого экономического риска. Необходимость в экономических методах регулирования вызвана тем, что на основе только административных методов невозможно решить всю совокупность проблем, возникающих в процессе регулирования региональных рынков. Сущность экономических методов состоит в воздействии на экономические интересы субъектов региональных рынков с помощью таких инструментов, как налоги, кредиты, субвенции, позволяющих

ориентировать региональную экономику на эффективный режим функционирования по возможности без прямого вмешательства органов управления, но в установленных этими органами рамках. Экономические методы регулирования основаны на использовании стимулов, предусматривающих экономическую заинтересованность и ответственность предприятий и организаций региона за последствия принимаемых решений и побуждающих предприятия участвовать в комплексном социально-экономическом развитии региона.
Использование экономических методов регулирования повышает эффект действия обратных связей в экономике и обеспечивает сочетание экономических интересов предприятий и организаций, расположенных в регионе. Для этого требуется комплексный подход к разработке и использованию системы экономических методов регулирования, учитывающий всю сложность системы региональных рынков как объекта регулирования. В задачи региональных органов управления входит экономическое регулирование функционирования хозяйствующих

субъектов предприятий и организаций производства и сферы услуг различных форм собственности, населения, занимающегося предпринимательской деятельностью, организаций рыночной инфраструктуры. В новых условиях взаимоотношения региональных органов управления с субъектами региональных рынков строятся на принципах экономической самостоятельности, самоуправления и эквивалентности отношений, исключительно на налоговой и договорной основе. Основу взаимоотношений региональных органов управления с предприятиями

и организациями различных форм собственности и хозяйствования составляет система налогообложения. Это – главный экономический рычаг, при помощи которого могут быть отрегулированы условия взаимодействия администрации с производителями, расположенными на территории региона. Система налогов строится на единых для всех субъектов хозяйствования принципах при этом главным требованием является недопущение двойного налогообложения. Налоги должны служить инструментом регулирования финансово-

хозяйственной деятельности производителей товаров и услуг на основе единых требований к эффективности производства. Кроме того, налоги по отношению к хозяйствующим субъектам должны стимулировать пропорциональное развитие отдельных подсистем и элементов рыночной инфраструктуры, обеспечивающих необходимые для экономики региона услуги. В новых условиях региональные органы управления располагают широким набором экономических методов налогового регулирования деятельности субъектов региональных рынков.
Региональные органы управления устанавливают ставки налога на прибыль для предприятий и организаций, находящихся в муниципальной собственности определяют льготы по налогу на прибыль в пределах своей налоговой квоты, устанавливают ставки местных налогов, сборов и пошлин. Региональный орган управления при помощи налоговой системы может сдерживать экономически необоснованный рост прибыли монопольных производителей на рынке товаров и услуг.

При этом основу налоговой политики должно составлять стимулирование роста производства, а не фискальное изъятие средств у производителей. Не менее важна и обратная связь – когда региональные органы управления могут активно влиять на экономическое положение производителей. Через систему льгот и санкций региональные власти в состоянии обеспечить развитие всей системы рыночной инфраструктуры и ее отдельных элементов производство товаров и услуг в соответствии с меняющейся конъюнктурой

региональных рынков ускорение научно-технического прогресса и повышение качества товаров услуг развитие малых и средних предприятий, особенно на начальной стадии их становления активизацию предпринимательской деятельности населения снижение платы за природные ресурсы, аренду земли отдельным предприятиям и организациям рыночной инфраструктуры региона. Таким образом, региональные органы управления при помощи системы экономических методов регулирования могут способствовать сбалансированности спроса и предложения на региональных рынках,

развитию межрегионального обмена и международных экономических связей. В то же время не следует упрощенно подходить к оценке явлений и процессов, порожденных рыночной экономикой. Очевидно, что полностью предвидеть, как будут складываться действия всех субъектов региональных рыночных отношений, невозможно. Вместе с тем при осуществлении эффективного экономического регулирования можно свести к минимуму конфликтные ситуации и их отрицательные последствия и обеспечить социальную защищенность
наиболее уязвимых низкооплачиваемых слоев населения региона. В этих условиях возрастает влияние региональных органов управления на те процессы, которые не могут регулироваться одним рынком. Взаимодействие предприятий и региональных органов управления в этих условиях может строиться на применении органами управления инструментов бюджетного и кредитного регулирования, налогов, субсидий и субвенций. При этом в сферу деятельности региональных органов управления входят

как задачи регулирования региональных рынков, так и те задачи, которые стоят в стороне от интересов рынка – развитие здравоохранения, просвещения, охрана окружающей среды и пр. Говоря об использовании административных и экономических методов регулирования развития региональных рынков, следует упомянуть и вопросы правовой регламентации этого воздействия. Административные и экономические методы регулирования региональных рынков применяются в виде правовых

норм. Правовая основа регулирования предполагает, что методы регулирования на уровне региона должны соответствовать законам России. Так, при издании постановлений, распоряжений, инструкций региональные администрации должны руководствоваться действующим законодательством РФ, регулирующим данные отношения. Правовая основа административных и экономических методов регулирования представлена различными формами правовых актов законами

РФ, указами Президента, постановлениями Государственной Думы, Совета Федерации, Правительства РФ, а также постановлениями и распоряжениями органов управления субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Правовое регламентирование осуществляется как в форме обязательных предписаний, так и в форме рекомендаций. Применение различных форм правовой регламентации в комплексе придает регулированию региональных рынков
стабильность и устойчивость. В последнее время все чаще используются не запрещающие, а альтернативные правовые нормы. Правовые нормы определяют положение различных субъектов региональных рынков в воспроизводственном процессе, возможные методы административного и экономического регулирования, права и обязанности субъектов, характер и содержание экономических отношений, в которые они вступают с другими предприятиями и организациями. 1.3 Роль региональных органов управления в регулировании региональных рынков

До перехода к рыночной системе хозяйствования обращение товарных и финансовых ресурсов в регионе осуществлялось преимущественно по ведомственным каналам. При административно-командной системе в распределительных отношениях преобладали вертикальные связи и основными центрами распределения были министерства и ведомства. В настоящее время не существует единой системы регулирования и управления региональными рынками. Региональные органы управления имеют отношение лишь к отдельным аспектам регулирования рыночных процессов,

связанным с региональным заказом, бюджетным планированием и денежным обращением. Более того, даже эти функции органы регионального управления полностью не реализуют. В условиях перехода к рыночной экономике перед региональными администрациями встают новые задачи по регулированию развития региональных рынков, направленные на повышение эффективности регионального воспроизводственного процесса и усиление экономической мотивации хозяйствующих субъектов в развитии производства и реализации

товаров и услуг на региональных рынках. Совокупность органов управления и регулирования развития региональных рынков на уровне области состоит из следующих элементов областной Совет областная Дума , областная администрация, аппарат государственного федерального инспектора, территориальные управления федеральных министерств и ведомств, государственные финансово-кредитные органы, органы контрольно-нормативного регулирования, общественные независимые организации.
Хотя на уровне области имеется свыше 30 управляющих и регулирующих органов С учетом городского и районного уровней управления количество этих органов в области получится значительно большим управление региональным рыночным процессом как единой системой отсутствует. Сравнительный анализ структур управления на региональном уровне показывает, что, несмотря на имеющиеся различия в составе отделов, комитетов и управлений областных краевых администраций, общие контуры системы

управления соответствуют схеме, содержащейся на рис.2. Рассмотрим роль основных органов управления в регулировании процессов развития региональных рынков на уровне области. В системе государственного регулирования этих процессов важная роль принадлежит представительному органу субъекта Федерации – областному Совету областной Думе , который осуществляет правовое регулирование социально-экономического развития области, определяет

структуру управления областью, утверждает областной бюджет, принимает правовые акты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, об изменении финансовых обязательств области и др. В составе областного Совета Думы действует Комитет по экономике, основу деятельности которого составляет законодательное обеспечение развития экономики области, региональных рынков, межрегиональных и внешнеэкономических связей. В задачи региональной администрации на уровне области входит экономическое регулирование деятельности

предприятий и организаций производственной и непроизводственной сферы различных форм собственности, населения, занимающегося предпринимательской деятельностью, организаций рыночной инфраструктуры в регионе. Взаимоотношения предприятий и региональных органов управления должны рассматриваться как партнерские, а местные налоги могут послужить эффективным средством поддержания взаимовыгодных отношений. 5 Рис. 2. Органы управления и регулирования процессов развития региональных рынков на уровне области
Располагая широкой базой налогообложения, региональные власти обеспечивают развитие инфраструктуры, необходимой для функционирования предприятий, охрану окружающей среды, развитие системы образования и здравоохранения. Партнерство рассматривается, главным образом, как вопрос региональной компетенции, и в этом вопросе власти региона не должны зависеть от воли федеральных органов. Отмеченные выше положения составляют основу нового экономического механизма регулирования развития

региональных рынков. Новая модель экономического механизма предполагает, что отношения региональной администрации с предприятиями, расположенными в регионе, строятся на взаимовыгодной основе. Администрация может предоставлять предприятиям и организациям региона преимущественное право пользования земельными и иными природными ресурсами, а также обеспечивать материально-техническими ресурсами и услугами по льготным ценам и тарифам. Одна из важных функций региональной администрации – поддержка и стимулирование

развития малого бизнеса и частного предпринимательства в регионе. Эта функция осуществляется за счет льготного налогообложения, упрощения процедур регистрации, проведение конкурсов на предоставление земельных участков, основных и оборотных фондов и др. Территориальные управления федеральных министерств и ведомств. В областях, краях, республиках Российской Федерации действуют территориальные органы управления министерств

и ведомств РФ, которые участвуют в осуществлении государственного регулирования рыночных процессов территориальные управления Министерства по антимонопольной политике МАП РФ управления Государственного таможенного комитета ГТК РФ уполномоченные Министерства экономического развития и торговли РФ агентства Министерства имущественных отношений Минимущество
РФ и др. Главной задачей территориальных органов управления Министерства по антимонопольной политике является проведение государственной политики по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. На антимонопольные органы в соответствии с законодательством возложены функции контроля за соблюдением Законов Российской

Федерации О защите прав потребителей , О товарных биржах и биржевой торговле и Закона О рекламе . В целях активизации международных экономических связей региональных рынков Министерством иностранных дел МИД РФ созданы уполномоченные на местах, которые являются представителями этого министерства в республиках в составе РФ, краях, областях, автономных образованиях и отдельных регионах. Возглавляемые ими управления, которые входят в систему

МИД РФ, должны обеспечивать выполнение возложенных на них функций – содействие развитию экспортного потенциала региона, создание наиболее благоприятных условий для выхода предприятий на внешний рынок, а также осуществление государственного контроля и регулирование внешнеэкономических связей в регионе в соответствии с действующим законодательством и т.д. Государственные финансово-кредитные органы регулирования обеспечивают единство системы кредитно-денежного

обращения, необходимой для развития внутрирегиональных, межрегиональных и международных связей региональных рынков. В состав этих органов входят территориальные управления Центрального банка России Федерального казначейства Минфина РФ Министерства по налогам и сборам РФ Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг Федеральной службы по валютному и экспортному контролю
Финансовое управление Управление финансовой и кредитной политики областной администрации. Региональные общественные объединения и независимые организации играют важную роль в общей системе регулирования региональных рынков. В их число входят региональные торгово-промышленные палаты региональные общественные объединения потребителей региональные аудиторские палаты коммерческие купеческие собрания региональные ассоциации коммерческих банков и др. Региональные торгово-промышленные палаты создаются

в целях содействия развитию экономики регионов Российской Федерации, формированию современной информационной, финансовой и торговой инфраструктуры, созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности и др. Для обеспечения защиты прав потребителей на региональных рынках товаров и услуг создаются общественные объединения потребителей, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с

Федеральным законом Об общественных объединениях и их уставами. Опыт других стран в частности, США показывает, что региональные общественные объединения и организации бизнесменов могут принимать участие в управлении развитием рыночной инфраструктуры региона. Создание подобных организаций – как на региональном областном, краевом уровне, так и на межрегиональном уровне, можно рекомендовать для России. Ряд функций по обеспечению экономического взаимодействия предприятий

и организаций региона в решении проблем развития региональных рынков и рыночной инфраструктуры могут взять на себя уже созданные в регионах общественные организации, союзы и ассоциации коммерческие и купеческие собрания, региональные ассоциации коммерческих банков, региональные отделения Союза акционерных обществ, Союза малых предприятий и др Функции межрегионального взаимодействия в решении проблем развития региональных рынков и рыночной инфраструктуры
могут взять на себя межрегиональные ассоциации субъектов Федерации. 2. Практическая часть 2.1 Региональный рынок труда, особенности его регулирования По своей экономической сущности региональный рынок – это совокупность социально-экономических процессов и отношений в сфере обращения товаров и услуг, формируемых под влиянием особенностей спроса и предложения каждого региона и с учетом адекватных методов регулирования конъюнктуры рынка и процессов принятия коммерческих

решений Игнатов В.Г. Регионоведение. Экономика и управление М. Тесса, 2000. Рынок труда выполняет функции механизма распределения и перераспределения рабочей силы по отраслям экономики, видам и формам деятельности, территориям. Спрос отражает объем и структуру общественных потребностей в рабочей силе, представленных на рынке труда и обеспеченных средствами производства для использования рабочей силы, что характеризуется структурой

и числом рабочих мест, объемом жизненных средств, используемых для покупки этого товара. Предложение характеризует численность и состав людей по полу, возрасту, образованию и др. характеристикам , способных к труду, нуждающихся и заинтересованных в получении работы. Конъюнктура рынка рабочей силы – это соотношение спроса и предложения рабочей силы, складывающееся под воздействием конкретной ситуации Осипов А.К. Региональная экономика

Ижевск Изд. дом Удмуртский университет , 2001 . Рынок труда рассматривают как пространство, на территории которого взаимодействуют продавцы живого труда и покупатели, в результате чего для каждого товара устанавливается равновесный объем предложения и спроса. Но труд имеет не только экономическую ценность, но и социальную. Очевидно, региональный рынок труда правильнее было бы определить как пространство в рамках субъекта Федерации, где цена и количество труда определяются взаимодействием спроса со стороны работодателей,
включая и государство и предложения со стороны временно незанятых людей . Рассмотрим основные понятия, связанные с функционированием регионального рынка труда. Трудовые ресурсы – это трудоспособная часть населения, как занятого в общественном производстве, так и находящегося в резерве учащиеся, безработные, военнослужащие , количественные и демографические рамки которого зависят от уровня развития производительных сил.

Занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход. Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, если иное не предусмотрено законом. Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной

ответственности. Занятыми считаются граждане работающие по трудовому договору контракту , в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу службу , включая сезонные, временные работы занимающиеся предпринимательской деятельностью самостоятельно обеспечивающие себя работой занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам выполняющие работы по гражданско-правовым договорам договорам подряда , а также

члены производственных кооперативов артелей избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению федеральной государственной службы занятости населения далее – органы службы занятости временно отсутствующие
на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой или иными причинами. Неполная видимая занятость определяется количеством лиц наемного труда, вынужденных работать по инициативе администрации, работодателя, а также из-за отсутствия рабочих мест с полной занятостью на рынке труда меньше установленной законом нормальной продолжительности рабочего времени в рассматриваемый период

времени. При этом работники ищут дополнительную работу или готовы работать дополнительно. Экономически активное население делится на группы наемные работники, деятельность которых определяется или осуществляется согласно установленному набору правил основные фонды, некоторые или все инструменты, помещения, как правила, являются собственностью других лиц лица, работающие не по найму, которых объединяют следующие четыре категории лиц, работающих на индивидуальной основе работодателей неоплачиваемых работников

семейных предприятий членов коллективных предприятий доход их или семьи непосредственно зависит от результатов деятельности по производству товаров и услуг. Классификация по статусу в занятости осуществляется исходя из следующих положений наемные работники – это лица, которые заключили письменный трудовой договор, контракт или устное соглашение с руководителями предприятия любой формы собственности или отдельным лицом об условиях трудовой деятельности, за которую они получают оговоренную при найме оплату наличными

деньгами или натурой лица, работающие на индивидуальной основе это лица, самостоятельно осуществляющие деятельность, приносящую доход, не использующие труд наемных работников или привлекающие отдельных работников на короткий срок сезонные или случайные работы работодатели – это лица, управляющие собственным частным семейным предприятием, фермой, а также лица, занятые профессиональной деятельностью или ремеслом на самостоятельной основе и постоянно использующие труд наемных работников неоплачиваемые работники семейных
предприятий – это лица, работающие без оплаты на частном семейном предприятии, которым владеет родственник члены производственных кооперативов и партнеры – это лица, работающие на данных предприятиях и являющиеся членами коллектива собственников, владеющих этими предприятиями лица, не поддающиеся классификации по статусу – это безработные, ранее не занятые трудовой деятельностью, приносящий доход, или лица, информация о которых не дает возможности отнести их тому или иному статусу в занятости.

Наемные работники распределяются на две подгруппы гражданское население и военнослужащие. По длительности найма наемных работников можно подразделить на временных сезонных и работников, нанятых на случайные работы. Баланс трудовых ресурсов – это система показателей, отражающая наличие трудовых ресурсов и их распределение по сферам и видам деятельности. Баланс составляется ежегодно по стране в целом и по субъектам

РФ с распределением на городскую и сельскую местности. Баланс трудовых ресурсов состоит из двух разделов – ресурсной и распределительной частей. Ресурсная отражает наличие трудовых ресурсов и источники их формирования. Распределительная – распределение трудовых ресурсов на экономически активное население и экономически неактивное население с выделением отдельных позиций учащихся в трудоспособном возрасте, обучающихся

с отрывом от производства. Экономически неактивное население включает учащихся и студентов, слушателей и курсантов, посещающих дневные учебные заведения включая дневные аспирантуры и докторантуры лица, получающие пенсии по инвалидности 1, 2 и 3 групп лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, больными родственниками и т. п. отчаявшиеся найти работу, т. е. лица, которые прекратили поиск работы, исчерпав все возможности ее получения, но которые могут и готовы работать другие лица, которым нет
необходимости работать, независимо от источника их дохода. В переходный период особую значимость приобретают региональные рынки труда. Выделяются три основных типа региональных рынков труда 1. Асимметричные рынки труда. Им присущи значительные перекосы в соотношении закрытого и открытого, регулируемого и теневого рынков труда, диспропорции в отраслевой структуре занятости и экономической активности населения.

2. Равновесные региональные рынки труда. Это рынки с относительно развитыми структурами при переходе от ранее существовавшей системы полной занятости к системе экономической активности населения в условиях регулируемого рынка безработицы и стабилизации социально-трудовых отношений это чаще всего проявляется в процессах трансформации скрытой безработицы в открытые формы. 3. Диверсифицированные региональные рынки труда. Они, как правило, характеризуются высоким уровнем

реструктуризации занятости и саморегуляции, ускоренным развитием рыночного сектора экономики и системы экономической активности населения обеспечивают разнообразие форм занятости, низкую продолжительность регистрируемой безработицы под воздействием социально-экономических регуляторов спроса и предложения рабочей силы . В каждом регионе рынок труда формируется под влиянием проводимой в нем политики, сложившихся социальных, культурных, трудовых традиций. Регионы с напряженной ситуацией на рынке труда характеризуются

сильным разбросом значений макроэкономических и социальных показателей. При ухудшении ситуации в экономике и социальной сфере региона можно обнаружить симптомы, свидетельствующие об угрозе перерастания положения на рынке труда в критическое. Существует ряд показателей, которые быстрее реагируют на изменение ситуации на рынке труда, чем показатель уровня безработицы. Достижение ими значений, сильно отклоняющихся от среднереспубликанских, позволяет
говорить об ухудшении ситуации на рынке труда. К таким показателям относятся число безработных на одну заявленную вакансию средняя продолжительность безработицы масштабы скрытой безработицы и др. К безработным, применительно к стандартам Международной организации труда, относятся лица в возрасте 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период не имели работы доходного занятия занимались поиском работы, т. е. обращались в государственную или коммерческую службу занятости, использовали или помещали

объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятия работодателю , использовали личные связи и т. д. или предпринимали шаги к организации собственного дела были готовы приступить к работе. При отнесении к безработным должны быть соблюдены все 3 характеристики, перечисленные выше. Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимаются поиском работы и готовы приступить к ней. К безработным, зарегистрированным в органах государственной службы

занятости, относятся лица, не имеющие работы, ищущие работу в установленном порядке получившие официальный статус безработного в органах государственной службы занятости. Ежегодно регионами разрабатываются региональные программы, а затем разрабатывается и утверждается федеральная программа занятости. В основу региональных разработок положены 4 группы показателей, характеризующих 1 состояние рынка труда 2 экономическую ситуацию 3 социальную ситуацию 4 демографическую ситуацию.

К первой группе показателей, характеризующих состояние рынка труда в регионе, относится уровень регистрируемой безработицы, рассчитываемый в процентах к экономически активному населению. Здесь необходимо отметить, что существует два показателя, характеризующих численность безработных общее число безработных в регионах и число официально зарегистрированных в службах занятости. Общая численность безработных в Удмуртской республике на конец 2002 г по оценкам органов статистики,
составляла 66,9 тыс. чел а официально зарегистрированных – 15,7 тыс т. е. в четыре раза меньше. Вторым важным показателем, характеризующим состояние регионального рынка труда, является показатель напряженности, т. е. количество зарегистрированных безработных, приходящихся в среднем на 1 заявленную в органы службы занятости вакансию. В Удмуртии этот показатель составил 2,3 чел. в 2002 г.

Третьим важным показателем является удельный вес в составе безработных лиц, состоящих на учете более года. Этот показатель характеризует степень застойности безработицы. Здесь важно подчеркнуть, что застойность напрямую связана с эффективностью региональных программ по организации общественных работ, с профессиональной подготовкой и переподготовкой и другими вопросами. В Удмуртии этот показатель составил 37,1 в 2002 г.

Экономическими показателями, характеризующими ситуацию в регионе и напрямую связанными с политикой занятости, являются динамика производства промышленной продукции. Этот показатель весьма важен, так как промышленность дает значительную часть рабочих мест к примеру, по многим отраслям – от 25 до 35 . В тех регионах, где наблюдается значительный спад промышленного производства, как правило, высока безработица. И здесь важно сохранение рабочих мест. удельный вес убыточных

предприятий в промышленности. Промышленность дает значительную часть поступлений в бюджет и соответственно – в Фонд занятости. динамика инвестиций в основной капитал. Нужно помнить, что именно инвестиционная активность является важнейшим фактором создания и сохранения рабочих мест. удельный вес в общем объеме инвестиций собственных средств предприятий и организаций. Этот показатель определяет предпосылки улучшения ситуации на региональных рынках труда за счет экономической
деятельности хозяйствующих объектов. Социальные показатели дают нам реальную картину состояния рынка труда с точки зрения изменений ситуации в социальной сфере. Здесь отметим такие показатели, как показатель динамики реальных денежных доходов населения, показатель доли прироста сбережений населения по вкладам в учреждениях Сбербанка в объеме текущих денежных доходов, показатель динамики розничного товарооборота в сопоставимых

ценах. К числу демографических показателей можно отнести 1. Коэффициент естественного движения населения воспроизводства . Его величина свидетельствует о вероятном изменении предложений на рынке труда региона в долгосрочной перспективе. Сочетание высокого уровня безработицы с высоким коэффициентом воспроизводства населения характерно для Калмыкии, Дагестана, Ингушетии. 2. Коэффициент миграции населения, т. е. показатель прибытия

и выбытия населения, включая приезд на постоянное жительство. Отметим, что информацию о беженцах и вынужденных переселенцах публикует Федеральная миграционная служба России. Сведения собираются ее территориальными органами с момента начала регистрации вынужденных мигрантов 1 июля 1992 г. После официального признания безработицы в нашей стране большое внимание стало уделяться приоритетам политики на рынке труда.

К активным формам политики на рынке труда относятся расходы по статье финансовая поддержка , выражающейся в виде предоставления финансовой помощи для создания или сохранения рабочих мест на возвратной основе под процент ниже среднебанковского, приобретении ценных бумаг и пр. Средства, расходуемые на пособия по безработице, материальную помощь безработным, выплату досрочных пенсий, принято называть пассивной политикой. В регионах с высоким уровнем безработицы приоритетом в
деятельности служб занятости является выплата пособий пассивная политика , хотя, по мнению их руководителей, это не означает, что следует сокращать или сворачивать программы переподготовки и обучения безработных. Лица, прошедшие такие курсы, как правило, находят работу или повышают свою конкурентоспособность на рынке труда в будущем. В регионах с низким уровнем безработицы приоритет отдается формам активной политики, не связанным с Законом о занятости и государственными обязательствами по отношению к гражданам, потерявшим

работу. Приоритетом в период экономического спада должна быть не высоко затратная при малой отдаче активная политика в тех формах, в которых она осуществляется сейчас , а эффективная пассивная политика на рынке труда, проводимая во всех рыночно-ориентированных странах. Это означает необходимость разработки принципиально иной системы страхования от безработицы. Рассматривая региональный рынок труда, необходимо проанализировать такой важный показатель, как численность

постоянного населения в трудоспособном возрасте. По данным Госкомстата, численность постоянного населения России в трудоспособном возрасте составляет более 82 млн. чел. 56 от общей численности населения . По отдельным регионам России показатель доли трудоспособного населения в общей численности характеризуется так I группа регионов с удельным весом постоянного населения в общей численности более 65 всего 5 регионов.

II группа от 60,1 до 65,0 всего 12 регионов. III группа от 55,1 до 60,0 всего 50 регионов Удмуртия входит в эту группу . IVгруппа от 50,1 до 55,0 всего 20 регионов. После 1992 г. в России наблюдалось усиление межрегиональной и внутрирегиональной дифференциации уровней безработицы. Необходимо остановиться и на таком важном вопросе, как функционирование региональных фондов занятости. Аналитики Института экономики РАН отмечают, что с осени 1995 г. возникли серьезные проблемы
в их организационной и функциональной деятельности, в первую очередь связанные с сокращением финансовых поступлений. Спад производства, уменьшение облагаемой налогом доли доходов предприятий и другие факторы привели к финансовому ослаблению фондов занятости практически во всех регионах. Уже к октябрю 1997 г. задолженность работодателей по перечислению страховых взносов в Фонд занятости составила в целом по России 3,5 трлн. руб.

Причем около 22 задолженности приходилось на 14 регионов-доноров. Однако абсолютное сокращение денежных поступлений в региональные фонды занятости способствовало росту доли расходов на выплату пособий по безработице. Серьезная причина, связанная с финансированием региональных фондов занятости – порядок формирования и перераспределения средств федеральной части Фонда занятости. По действующей в стране системе фонды занятости образуются в регионах, где они и расходуются,

за исключением 20 собранных средств, которые должны перечисляться в федеральную часть Фонда занятости и перераспределяться в регионы с высоким уровнем безработицы. В действительности наблюдается падение среднего уровня этих перечислений, что обусловлено неисполнением рядом субъектов Федерации закона о бюджете в полном объеме. Сегодня в повестку дня решения проблем занятости встал вопрос о формировании принципиально новой модели

занятости. По мнению директора Института проблем занятости РАН К. Микульского, новая модель занятости вытекает из новых требований к политике занятости. Она ориентируется на формирование развитого и социально корректируемого рынка труда и использование его закономерностей. Отсюда вытекают новые требования к политике занятости. Выделяются два основных 1. Регулирующее влияние государства не должно препятствовать реализации требований
экономической эффективности, которые предполагают мобильность рабочей силы, высвобождение лишних работников. Высокая степень занятости населения должна обеспечиваться не сохранением излишней численности работников, а созданием новых рабочих мест, снижением потребности населения в рабочих местах. 2. Должны создаваться условия для приближения оплаты труда к необходимым затратам на воспроизводство рабочей силы. При этом важно, чтобы это происходило на основе распределительных механизмов, обеспечивающих

стимулирование работников к повышению производительности труда. Важнейшим условием реализации новой модели занятости является финансовая стабилизация, возобновление экономического роста, увеличение ресурсов для инвестиционной активности и решения социальных проблем. О необходимости перехода на новую модель занятости говорится и в законодательных актах, принятых в последние годы. В 1996 г. были приняты 2 важных документа –

Федеральная целевая программа содействия занятости населения Российской Федерации на 1996-1997 гг. и Федеральный закон О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации О занятости населения в Российской Федерации принятый еще в 1991 г 24 июля 1998 г. Правительство РФ приняло постановление О федеральной целевой программе содействия занятости населения

Российской Федерации на 1998-2000 гг Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на развитие трудовых ресурсов обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека поддержку трудовой и
предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному творческому труду обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы инвалиды граждане, имеющие на содержании лиц, которым необходимы постоянный уход, помощь или надзор лица, освобожденные из мест лишения свободы молодежь в

возрасте до 18 лет, впервые ищущие работу лица предпенсионного возраста за два года до наступления возраста, дающего право выхода на пенсию по старости по возрасту беженцы и вынужденные переселенцы граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов семьи, в которых оба родителя признаны безработными граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф предупреждение массовой и

сокращение длительной более одного года безработицы поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы сочетание самостоятельности органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в обеспечении занятости населения с согласованностью их действий при реализации федеральной программы содействия занятости населения координацию деятельности в области

занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, социальное обеспечение, регулирование роста и распределение инфляции координацию деятельности государственных органов, профсоюзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля над ними обеспечение занятости в местах проживания коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств
Российской Федерации с учетом их национальных и культурных традиций, а также исторически сложившихся видов занятости международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм.

В уже отмеченном Постановлении Правительства РФ 1998 г. выделены и такие важные аспекты политики занятости, как перераспределение работающих по формам собственности расширение вторичной занятости снижение давления иностранной рабочей силы в 1997 г. количество приезжающих на работу трудящихся мигрантов составляло свыше 240 тыс. чел что составило 0,4 численности занятого населения . Наибольшее количество иностранной рабочей силы использовалось в строительстве 55 , в промышленности

и сельском хозяйстве. Органы государственной власти субъектов РФ в соответствии со своей компетенцией решают в полном объеме вопросы, связанные с разработкой и осуществлением государственной политики содействия занятости населения с учетом национальных, культурных традиций, а также исторически сложившихся видов занятости, обеспечением реализации прав граждан, предусмотренных нормативными правовыми актами, определяющими государственную политику в области содействия занятости

граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. Законодательством субъектов РФ, решениями органов местного самоуправления, а также коллективными договорами и соглашениями могут предусматриваться иные, не противоречащие Закону о занятости условия и порядок выплаты пособия по безработице, прохождения безработными перерегистрации, уточнения приведенного в статье 4 Закона о занятости определения подходящей работы, усиливающие социальную
защищенность граждан, включая продление сроков выплаты и увеличение размеров пособия по безработице, вознаграждения за труд на оплачиваемых общественных работах, а также стипендии в период обучения за счет средств субъектов Российской Федерации. Анализируя тенденции изменения рабочей силы в России, статистики-демографы высказывают различные прогнозы на перспективу. Так, по расчетам ученых НИИ статистики Госкомстата

России численность экономически активного населения увеличится в 2010 г до 75,9 млн. При этом численность занятых в 2010 г. составит 67,5 млн. чел. в 1997 г 64,7 млн а численность безработных – до 8,4 млн или на 200 тыс. больше, чем в 1997 г. Причем не предполагается сокращение количества безработных среди женщин. И еще одно положение. Как справедливо считают специалисты, политика занятости имеет существенное значение

для формирования цивилизованного рынка и предотвращения социальных взрывов. Эта политика должна быть тесно связана с другими программами, со структурной перестройкой, с преобразованием форм собственности и общей стратегией развития экономики, с мерами по развитию малого и среднего предпринимательства. 2.2 Регулирование рынка труда в Удмуртской республике На основе статистических данных по удмуртской республике, проведем анализ рынка труда 1999 2000 2001 2002

Численность безработных тыс. чел. 93,2 76,3 60,6 66,9 Числ-ть зарегистрированных безработных тыс.чел. 25,6 22,1 20,7 15,7 Уровень экономической активности населения 64,8 65,8 64,6 66,3 Числ-ть незанятых граждан, зарег. в органах занятости в расчете на 1 вакансию чел. 10,8 8,7 3,3 2,3 Кроме того, необходимо отметить еще ряд показателей.

Например, удельный вес безработных, ищущих работу 1 год и более в 2002 г. составил 37,1 , Удмуртия занимает 41 место в РФ по этому показателю. Среднее время поиска работы равно 8,7 месяца. Также необходимо принимать во внимание масштабы скрытой безработицы. На протяжении длительного времени Удмуртская Республика относилась к регионам с кризисной ситуацией на рынке труда из-за высокой доли оборонных предприятий.
Этот фактор во многом определяет значительные размеры скрытой безработицы, что, безусловно, оказывает депрессивное воздействие на рынок труда. Таким образом, ситуация на рынке труда в Удмуртии является напряженной, хотя по сравнению с общероссийскими показателями, наша республика не стоит в списке самых неблагополучных регионов. Для того чтобы грамотно управлять региональным рынком, нужна структура государственных органов, которые занимались бы решением этих вопросов.

Согласно рис.2, попытаемся определить, какие органы власти и как влияют на развитие рынков в Удмуртской республике в частности, на региональный рынок труда Функции областного совета исполняет Государственный совет Удмуртской республики. В его полномочия входит утверждение республиканских программ социально-экономического развития, утверждение отчетов об их исполнении утверждение бюджета

Удмуртской Республики, утверждение отчета о его исполнении осуществление наряду с другими уполномоченными на то органами контроля над соблюдением и исполнением законов УР, постановлений Госсовета Удмуртской Республики, исполнением республиканских программ социально-экономического развития, бюджета Удмуртской Республики и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Удмуртской Республики, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью

Удмуртской Республики образование органов контроля Конституция Удмуртской Республики. В состав Территориальных управлений федеральных министерств и ведомств входят Аппарат полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Удмуртской республике Управление федеральной налоговой службы
РФ по Удмуртской республике Отделение пенсионного фонда РФ по Удмуртской республике В состав Госсовета УР входят министерство экономики, в полномочия которого входит осуществление госзакупок начальником управления госзакупок и мобилизационных ресурсов Министерства экономики УР является Митрошин П.В оно проводится по результатам различных конкурсов. Например, это конкурс на поставку комплектов реактивов и расходных материалов для лабораторного оборудования

лечебно-профилактических учреждений УР дата проведения конкурса – 1 февраля 2005г сумма выделенных средств – 15 млн. руб победитель – ЗАО Аналитика . Такие конкурсы относятся к косвенному типу воздействия – они направлены на стимулирование рыночных процессов. Также в составе государственных органов власти действует Департамент федеральной государственной службы занятости населения в

Удмуртской Республике Министерства труда и социального развития РФ. В рамках этого осуществляется надзор за выполнением целевых программ, направленных на повышение занятости и улучшения положения рынка труда в УР в целом. В 2005 году на территории УР действовали такие специальные программы занятости Квотирование рабочих мест для неконкурентоспособных категорий граждан с предоставлением налоговых льгот.

В эту категорию входят подростки до 18 лет, выпускники учебных заведений, не имеющие опыта работы, сироты, инвалиды, длительное время не работающие граждане, лица, вернувшиеся из мест лишения свободы. Молодежная практика предназначена для молодежи от 16 до 26 лет. Позволяет выпускникам ПТУ, средних специальных учебных заведений, вузов, молодым людям, не имеющим каких-либо навыков и стажа работы по приобретенным специальностям, в течение 1-6 месяцев адаптироваться
в трудовом коллективе и убедить работодателя в собственной профессиональной ценности. Служба занятости в этот период компенсирует в этот период часть заработной платы участников программы. Временная занятость несовершеннолетних граждан. Программа предназначена для подростков в возрасте от 14 до 18 лет, позволяет ребятам занять себя в свободное от учебы время путем трудоустройства на не требующие специальной подготовки виды работ благоустройство, озеленение, помощь социальным службам и т. д.

Общественные работы – общедоступная трудовая деятельность, имеющая социальную направленность и организуемая в качестве дополнительной поддержки ищущих работу граждан. Общественные работы выгодны как для города и района, так и для безработного при их выполнении устраняются социальные проблемы, обеспечивается материальная поддержка граждан в период поиска ими постоянной работы. Создание рабочих мест – программа, предполагающая выделение на конкурсной основе работодателям юридическим

лицам , целевой финансовой помощи на организацию дополнительных рабочих мест для безработных из слабозащищенных категорий граждан. Профориентация населения. Основная цель этой программы – оказание содействия гражданам в выборе сферы профессиональной деятельности и получении в оптимальные сроки подходящего места работы в соответствии с личной предрасположенностью и потребностями рынка труда. Служба занятости оказывает следующие профориентационные услуги профессиональное информирование, профессиональную

диагностику, профконсультирование, психологическую поддержку. Программы психологической поддержки и социальной адаптации безработных. Основная цель – оказывать помощь различным категориям безработных граждан в преодолении негативных последствий незанятости, в восстановлении мотивации к трудоустройству, активизации самостоятельного поиска работы. Они направлены на повышение уверенности в себе, формирование жизненных планов, корректировку
ценностных ориентаций. В республиканской службе занятости организована работа по программам Клуб ищущих работу , Новый старт , Старт в профессию , Мини-бизнес практикум , Консультационно-информационная школа , Мастерская поиска работы . Заключение В целом система регулирования региональных рынков в России далека от совершенства. Необходимо создать четкую систему органов управления, определить их полномочия

и функции, а также контролировать их деятельность. 9-10 ноября состоялась рабочая поездка в УР заместителя руководителя Федеральной службы по труду и занятости Юрия Герция. В соответствии с намеченным планом прошла встреча московского гостя с Председателем Правительства УР Юрием Питкевичем. Юрий Герций принял участие в работе семинара директоров центров занятости населения

Приволжского федерального округа, состоявшегося в Республиканском учебно-методическом центре подготовки предпринимателей и незанятого населения провел встречи со специалистами центров занятости населения г. Ижевска, Увинского района, Управления Федеральной государственной службы занятости населения по Удмуртской Республике. По итогам поездки Юрий Викторович, положительно в целом отмечая проводимую работу республиканской службы занятости, высказал озабоченность ситуацией на рынке труда республики, вызванной

ростом безработного населения. Принято решение о выделении дополнительных средств из федерального бюджета, которые пойдут на пособия и профессиональное обучение промышленного персонала, высвобожденного в текущем году с ОАО ИжАвто . По рекомендациям зам. руководителя Роструда принимаются меры, направленные на улучшение ситуации на рынке труда нашего региона По материалам сайта http www.izvestiaur.ru . Таким образом, рынок труда в
УР имеет проблемы в основном из-за таких показателей, как скрытая безработица, демографическая проблема, недостаточная социальная защищенность граждан. Соответственно, для решения этих проблем необходимо проведение эффективной политики по рынку труда. Список литературы 1. Новоселов А.С. Теория региональных рынков Ростов-на-Дону, Феникс, 2002 2. Гутман Г.В. Управление региональной экономикой

М. Финансы и статистика, 2001 3. Игнатов В.Г. Регионоведение. Экономика и управление М. Тесса, 2000 4. Осипов А.К. Региональная экономика Ижевск Изд. дом Удмуртский университет , 2001 5. Уткин Э.А. Государственное и региональное управление М. Экмос, 2002 6. Бутов В.И. Основы региональной экономики

Ростов н Д МарТ, 2001