А. В. Истомин Проблемы возрождения и развития

А.В.ИстоминПроблемы возрождения и развития Северного морского путиСеверные регионы России обретают новое значение в связи с развитием мирохозяйственных связей, в результате которых уже в ближайшей перспективе возрастает роль и значение Северного морского пути. Глобализация мировой экономики стимулирует создание нового межконтинентального транспортного маршрута между Европой и Азией. Маршрут Северный морской путь – самый короткий и дешевый путь в Северном полушарии между Тихоокеанским и Атлантическим регионами планеты и единственный морской путь из Северо-Запада Канады и Аляски в Северную Европу. Реализация в Арктике такого коммерческого проекта будет способствовать укреплению национальной и экономической безопасности нашей страны в XXI веке [1]. Сегодня Северный морской путь – единственный и экономически реалистический путь к природным кладовым российского Севера, Сибири и Дальнего Востока, запасы которых по прогнозным оценкам уже в XXI веке могут стать основной сырьевой базой России. Северный морской путь как крупнейшая магистральная транспортная артерия, соединяющая континенты и страны, расположенные в зонах трех океанов – Северного Ледовитого, Атлантического и Тихого – это не только основа экономической стабильности Севера, а важнейший элемент российской и международной транспортной системы. В морях, составляющих Северный морской путь, расположены устья крупнейших российских рек – Северной Двины, Лены, Оби, Енисея, Ангары и др. Они пересекают богатейшие российские регионы Северо-Запада, Урала, Сибири, Дальнего Востока и с устьевыми портами Северного морского пути соединяют крупнейшие российские железнодорожные магистрали, образуя тем самым единую Арктическую транспортную систему. Основа этой системы – Северный морской путь. Он способен принять на себя значительную часть транзитных грузов, транспортируемых через Суэцкий канал, быть его надежным резервом и конкурентом. Северный морской путь является кратчайшим расстоянием между портами стран Западной Европы, России, Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии. Расстояние, проходимое судами из порта Мурманск в порт Иокогаму (Япония) через Суэцкий канал, например, составляет 12840 миль, а Северным морским путем 5770 миль; путь из порта Роттердама через Суэцкий канал – 11250 миль, а Северным морским путем 7350 миль. В рейсе из Мурманска в порт Ванкувер (Канада) через Панамский канал судно пройдет 9700 миль, а Северным морским путем 5400 миль. Рейс из Роттердама в Ванкувер через Панамский канал составит 8920 миль, а Северным морским путем 6980 [2]. Значение Северного морского пути, как самостоятельного евроазиатского транспортного коридора, очень велико. Это связано с активизацией освоения российского нефтегазоносного арктического шельфа, с ростом перевозок Норильского металлургического комбината – одного из крупнейших в мире производителей и экспортеров цветных металлов. Проблемы функционирования Северного морского пути темно связаны с общими проблемами Российской Арктики. Эффективное использование Северного морского пути в качестве международного транспортного коридора, решающего задачи транспортировки грузов для обеспечения экономических потребностей России и международным требованиям, возможно только при условии решения ряда неотложных проблем, связанных с необходимостью создания нормативно-правовой базой его функционирования; обеспечения круглогодичного навигационного цикла всех трасс Северного морского пути, независимо от сезонов и степени ледовиности; увеличения и обновления парка ледоколов; обеспечения навигационной безопасности по всей трассе; создания по всей трассе условий для сервисного обслуживания международного транспортного коридора (грузовых терминалов, центров связи, логических центров и т.д.) [3]. Международные аспекты развития Северного морского пути за пределами 2010 г. могут играть и стать решающими факторами его развития. К этому времени Россия должна иметь конкурентоспособную морскую арктическую транспортную систему, способную обеспечить круглогодичную и надежную провозку грузов по трассе, включая необходимое финансовое обеспечение (страховые сборы и т.п.). Превращение Северного морского пути в международную магистраль и эффективное использование новых экономических и правовых возможностей для роста грузопотоков по трассе должно быть обусловлено адаптированием существующей системы с включением рыночных элементов в структуру управления перевозками и совершенствованием тарифной политики. В 2000 году в Арктике перевезено не многим более 1.6 млн т грузов, что составило 25% к среднегодовому уровню второй половины 80-х годов. Завоз с востока за рассматриваемый период сократился в 40 раз. С середины 90-х годов прекращен вывоз круглого леса морем из Тикси в Японию (в 1987 г. 174.6 тыс.т), а поставки пилолеса через порт Игарка в Западную Европу “достигли” в 2000 г. 50 тыс.т, что составляет около 7% от объемов 1987 г. На прочих направлениях наблюдался более умеренный, но тоже достаточно существенный спад. В наибольшей степени влияние на сокращение объемов перевозок по СМП оказали снижение производства продукции на Норильском горно-металлургическом комбинате, снижение экспорта леса из арктических портов, прекращение транзитных перевозок грузов иностранных фрахтователей, падение объемов северного завоза в районы Крайнего Севера [1, 2]. К 2005 году объем перевозимых по СМП грузов составил около 1.9 млн тонн. Сохранились устойчивые экспортные поставки Горно-металлургического комбината “Норильский никель”: его грузы составляют 65% (1.25 млн т) перевозок по СМП. Падение объема перевозок по СМП негативно отразилось на всей инфраструктуре Арктики. При всей неопределенности основных грузообразующих факторов максимальный прогнозный объем морских перевозок в западном секторе Арктики, по оценке экспертов, может в 2015-2020 гг. составить 25-35 млн т, в том числе углеводородов – 20-30 млн т. В более отдаленной перспективе потенциал только международного коммерческого транзита по Северному морскому пути может составить несколько десятков миллионов тонн в год, в то время как техническое состояние и резервы существующей транспортной системы позволяют в настоящее время освоить дополнительно 2-3 млн т транзитных перевозок. Возрождение и эффективное функционирование Северного морского пути должно быть осуществлено прежде всего совершенствованием инфраструктуры арктической транспортной системы, коренной реорганизацией организационно-экономических основ ее функционирования, модернизацией флота и портовых сооружений и всего комплекса мероприятий, обеспечивающих безопасность и эффективность мореплавания по трассе. Необходимость возрождения, развития и эффективного функционирования Северного морского пути для экономики России определяется его геополитическим и экономическим значением, связанным как с обеспечением снабжения северных территорий страны и с необходимостью осуществления перевозок при освоении и эксплуатации углеводородных месторождений, так и его ролью в обозримой перспективе как важного транснационального морского транспортного пути между Европой, Азией и Америкой. В Арктической зоне России прогнозируются и разведаны крупнейшие запасы нефти и природного газа, освоение и вовлечение которых в российский и мировой оборот является актуальной задачей и привлекает внимание мирового сообщества. Реализация этого проекта соответствует геополитическим интересам России и обеспечивает значительную экономическую выгоду за счет осуществления международных и межконтинентальных морских транспортных перевозок по трассе Северного морского пути между Европой, Азией и Америкой. Глобализация мировой экономики, расширение внешнеэкономических связей и международного сотрудничества и обеспечения транспортной доступности, как важных факторов, способствующих будущему экономическому росту России, обуславливают необходимость изучения возможностей использования, перспективного развития и совершенствования управления Северным морским путем. Особо важную роль играют стратегические факторы, связанные с геополитическим и транснациональным значениями морского судоходства в арктической зоне. Это прежде всего контроль над морскими акваториями, потенциально богатыми природными ресурсами, транзитное значение Северного морского пути как внутреннего маршрута между северо-западными и дальневосточными регионами России, а также возможностями роста транснациональных транзитных перевозок по трассе Северного морского пути между европейскими портами и портами Тихоокеанского региона. Возрождение и эффективное функционирование Северного морского пути должно быть осуществлено, прежде всего, совершенствованием инфраструктуры арктической транспортной системы, коренной реорганизацией организационно-экономических основ ее функционирования, модернизацией флота и портовых сооружений и всего комплекса мероприятий, обеспечивающих безопасность и эффективность мореплавания по трассе. В целях модифицирования транспортной системы арктических районов страны в соответствии с новыми экономическими задачами и масштабами деятельности, новой системой экономических и производственных отношений, складывающихся в стране, необходима разработка и формирование новой структуры, формы управления и функционирования Северного морского пути как единой национальной транспортной магистрали в рамках промышленно-финансовой группы, в виде Российского акционерного общества, с контрольным пакетом акций в руках государства. В рамках этой группы, наряду с морскими пароходствами и портами, должны также участвовать судостроительные, судоремонтные и машиностроительные заводы, авиапредприятия, гидрогеологические и гидрометеорологические предприятия и другие, заинтересованные в формировании и эксплуатации этой морской трассы, организации и предприятия. Весь этот комплекс проблем, связанный с трансформацией национальной экономики, определяет необходимость и национальную целесообразность проведения научных исследований по разработкам проблем стратегии хозяйственного освоения Арктики и разработку организационно-экономических основ стабилизации и комплексного развития Северного морского пути во взаимосвязи с исследованиями проблем социально-экономического развития примыкающих к нему и находящихся в зоне его влияния территорий. Эти мероприятия призваны обеспечить определение стратегических направление реорганизации существующей системы управления Северным морским путем и ее возрождение для эффективного функционирования в качестве крупнейшей в XXI веке Российской морской торговой коммерческой организации, осуществляющей промышленно-транспортную и организационно-экономическую деятельность на трассе Северного морского пути. Государство за счет средств федерального бюджета должно обеспечить эффективное функционирование и развитие элементов транспортной системы, находящихся в федеральной собственности – ледокольный флот, навигационно-гидрографическое и гидрометеорологическое обеспечение, аварийно-спасательные суда, дальняя и космическая связь, а также оказывать поддержку транспортному, танкерному и пассажирскому флотам, которые находятся в собственности ресурсных компаний (в частности гарантирование займов корпорациям, ведущим строительство новых судов и др.). Для достижения указанных целей необходима, на базе реально существующих материальных ресурсов и взвешенных конструктивных существующих предложений, разработанных и разрабатываемых документов, проектов и программ, разработка единой Программы комплексного развития СМП и его использования на коммерческой основе до 2015-2020 гг. Каждый раздел данной Программы должен включать в себя только экономически обоснованный перечень мероприятий, подкрепляемый реальными источниками финансирования и обеспечиваемый всеми необходимыми материальными и трудовыми ресурсами. В качестве приоритетных направлений исследований для развития транспортной системы предлагаются следующие направления развития транспортного комплекса зоны Севера: проведение транспортного районирования Севера России; оценка основных перспективных транспортных потоков в северных районах, включая зону Северного морского пути; анализ и оценка возможностей транспортных коммуникаций (морских, речных, железнодорожных, автодорожных, авиационных и пр.), обслуживающих эти грузопотоки; современная и перспективная оценка развития транспортной промышленности, производящей технику и оборудование, используемые в условиях Севера; организационно-техническое совершенствование управления транспортной системы северных регионов России. Поляризация мирового рынка в северном полушарии планеты, в частности в Северной Атлантике и в северной части Тихого океана, определяет необходимость осуществления эффективных транспортных грузопотоков по трассе Северного морского пути и разработку комплекса торгово-экономических и правовых норм, определяющих промышленную и транзитную инфраструктуру на территории северных районов и транзитный бизнес по трассе для российских и иностранных грузов через Северо-Запад России в зону Азиатско-Тихоокеанского региона. Эти нормы должны обеспечивать приоритетные права российских производителей и транспортных компаний в освоении природных богатств и обустройства северных территорий и не ущемлять их интересов, так как отсутствие в настоящее время соответствующих правовых актов часто ставит российскую сторону явно в невыгодные условия маркетинга и бизнеса, в частности при оформлении лицензий на эксплуатацию ряда нефтяных месторождений Тимано-Печорского бассейна, уже полученных консорциумом иностранных компаний (Тексако, Амоко, Эксо и Норск-Пуро). Необходимы законы, защищающие интересы российской промышленности и морского флота и протекционистская политика для российских судоходных компаний и промышленных предприятий, осуществляющих свою хозяйственную деятельность в северных регионах России. В таком подходе к решению экономических и социальных проблем северных территорий и осуществлению финансово-хозяйственной деятельности Северного морского пути заинтересованы администрации северных регионов – субъектов Российской Федерации, что определяет необходимость объединения усилий в поисках пути их разрешения. Но обязательным требованием к эффективному освоению и развитию северных территорий являются опережающие темпы строительства и развития транспортных коммуникаций, первоочередное место в которых принадлежит Северному морскому пути. Для эффективного использования потенциала Северного морского пути, создания условий для работы на нем российского бизнеса нужна четкая политика государства, обеспечивающая правовые нормы деятельности этой организации на мировом уровне. Все это создаст условия для успешного функционирования и развития Северного морского пути – главной национальной транспортной магистрали России на Севере и в Арктике. Литература Селин В.С., Истомин А.В. Экономика Северного морского пути: исторические тенденции, современное состояние, перспективы. – Апатиты: Изд-во Кольского научного центра РАН, 2003. – 201 с. Евдокимов Ю.А., Бацких Ю.М., Истомин А.В. Северный морской путь: проблемы, возможности, перспективы возрождения // Экономическая наука современной России. 2000. – № 2. – С.101-112. Селин В.С. Организация деятельности и экономическая оценка грузопотоков в западном секторе Северного морского пути. ИЭП КНЦ РАН, Апатиты, 2000. – 42 с. Проблемы Северного морского пути (Совет по изучению производительных сил РАН; Центр.научн.-исслед. и проектно-конструктор. ин-т морского флота (ЦНИИМФ) / Под ред. А.Г.Гранберга и В.И.Пересыпкина. – М.: Наука. 2006. – 581 с.