Национально-этническое и межконфессиональное развитие Беларуси: традиции и современность

Реферат
 
Национально-этническоеи межконфессиональное развитие Беларуси: традиции и современность

Введение
Этнос-общность, члены которой имеют специфическое самосознание общей культурнойидентичности, отделяющей их от членов других групп. Практически во всехобществах этнические отличия связаны с различиями в материальном благополучии ивласти, и это проявляется особенно ярко, если этнические особенности являются такжеи расовыми. Внешней формой выражения этноса является этноним — его самоназвание
Конфессия(лат. confessio — исповедание) — особенность вероисповедания в пределахопределённого религиозного учения, а также объединение верующих,придерживающихся этого вероисповедания. Например, в христианстве церкви, висповедании употребляющие разные Символы веры, образуют разные конфессии. Хотяконфессиональное деление присуще всякой религии, сам термин «конфессия»,используется религиоведами практически только для различения исповеданий вхристианстве.

1.        Национально-этническое развитие Беларуси
РеспубликаБеларусь — это государство, в котором, по данным переписи населения 1989 года,22,1 % населения, т. е. каждый пятый гражданин, являлся представителем«нетитульных» национальностей. Всего в 1989 году (включая белорусов)в республике проживали представители 123 национальностей.
Наиболеемногочисленными (с численностью свыше 10 тыс. чел.) являлись 6 национальныхменьшинств: русские (1342,1 тыс. чел., 13,3 % от общей численности населения),поляки (417,7 тыс. чел., 4,1 %), украинцы (291 тыс. чел., 2,9 %), евреи (112тыс. чел., 1,1 %), татары (12,5 тыс. чел., 0,13 %), цыгане (10,8 тыс. чел.,0,11 %). 11 национальных меньшинств (азербайджанцы, армяне, грузины, казахи,латыши, литовцы, молдаване, мордва, немцы, узбеки, чуваши) насчитывали от 1 до10 тыс. человек. Остальные 105 национальных меньшинств составляли менее 1 тыс.человек, но большинство из них крайне немногочисленны — до нескольких десятковчеловек.
Представителинациональных меньшинств проживают по всей территории республики, в основном вгородских поселениях. Компактное проживание имеет место у поляков, литовцев,татар в западных и северо-западных регионах республики, в т. ч. в сельскойместности.
Большинствопредставителей национальных меньшинств переселилось на территорию Беларуси в ХХвеке, в основном после 1944 года. В то же время, поляки, евреи, литовцы,русские, цыгане уже многие столетия проживают на землях Беларуси и наравне сбелорусами являются «коренными» этносами.
Описываядемографические характеристики национальных меньшинств, следует отметить, чтоистория и характер их расселения в значительной степени влияет на положение,статус их представителей в белорусском обществе. Подавляющее большинствопредставителей национальных меньшинств переселилось на территорию республики всоветское время в результате миграции послевоенного временивысококвалифицированных специалистов «городских» профессий, чтопозволило им практически сразу занять высокие статусные позиции в белорусскомобществе. У большинства национальных меньшинств доля лиц, занимающихсяинтеллектуальным и административно-управленческим трудом, значительно выше, чему «коренного населения», т.е. белорусов, поляков, цыган и других,значительная часть которого проживает к тому же в сельской местности. Например,свыше 9 % украинцев работали в 1989 году в органах управления, хотя их доля вобщей численности населения составляла 2,9 %.
Уровеньобразования представителей большинства национальных меньшинств, переселившихсяв Беларусь в советское время, также выше, чем у «коренных»национальных меньшинств, веками проживающих на белорусской земле, и у«титульной» нации. Таким образом, важно отметить, что представителинациональных меньшинств занимают высокие и престижные позиции в белорусскомобществе.
Донастоящего времени прослеживается четкая тенденция увеличения доли национальныхменьшинств в населении республики. В 1999 году была проведена очереднаяперепись населения, которая позволила уточнить его национальный состав,подвергшийся за последнее десятилетие значительным изменениям в результатеинтенсивных миграций. В частности, миграционными службами Республики Беларусьзарегистрировано свыше 35 тыс. лиц, претендующих на статус беженца.
Характеризуяситуацию, связанную с положением национальных меньшинств в Беларуси, необходимоотметить ее стабильность и уникальность, что выражается в отсутствии каких-либостолкновений и конфликтов на этнической, расовой и конфессиональной основе, вединстве этнических и конфессиональных составляющих белорусского общества,равенстве религиозных и национальных групп. Республика Беларусь является однойиз немногих республик бывшего СССР, в которой не было зафиксировано ни одногомежнационального или межконфессионального конфликта.
Межнациональноесогласие в белорусском обществе объясняется менталитетом граждан страны,историческими традициями мирного межэтнического взаимодействия, давними ипрочными связями между этническими группами, проживающими на территорииБеларуси. Одним из самых важных факторов межнациональной стабильности являетсячеткая и последовательная политика государства в данной сфере общественнойжизни.
В Беларусисозданы довольно комфортные условия для сохранения и развития культуры и языканациональных меньшинств, деятельности их организаций и учреждений культуры иобразования, что подтверждается мнением большинства их лидеров, а такжеавторитетных зарубежных экспертов.
Кроме того,согласно материалам научных исследований, проведенных на протяжении десятилетия,подавляющее большинство граждан страны не учитывает в своей повседневнойжизнедеятельности национальных и религиозных факторов, значительная их частьвообще не интересуется такими вопросами, не придает им никакого значения. Дляподавляющего большинства граждан национальная принадлежность не имеет значенияпри выборе друзей и знакомых, при выборе супруга, на работе и в иных случаяхповседневного взаимодействия с другими людьми. Только 4,5 % опрошенных в 1997году отметили, что испытывают дискриминацию в некоторых ситуациях, из нихтолько 1,5 % отмечали дискриминацию по национальному признаку. Важно отметить итакой факт: для подавляющего большинства молодых белорусов лозунг«Беларусь — только для белорусов» неприемлем.
С моментаобретения Республикой Беларусь государственной независимости, демократизацииобщественной жизни наряду с возрождением культуры и национальной жизнибелорусского этноса начался и аналогичный процесс у большинства национальныхменьшинств, проживающих на территории республики. С конца 80-х годов в Беларусивозникло и активно функционирует значительное число организаций икультурно-образовательных учреждений 17 национальных меньшинств. Многие из нихпо своей численности и влиянию превосходят политические партии. Так, например,Белорусское объединение еврейских организаций и общин насчитывает 91организацию и 18 общин, Союз поляков на Беларуси — (по различным оценкам) от 20до 30 тыс. членов и имеет около 150 организаций и структур в 1/3административно-территориальных единиц Республики Беларусь. В республикефункционирует свыше 90 коллективов художественной самодеятельности, созданныхобъединениями национальных меньшинств.
Вреспублике функционируют школы и отдельные классы с обучением на польском,литовском языках и на иврите. Всего в 1997/98 учебном году польский языкизучало свыше 15 тыс. учеников государственных учреждений образования, в т.ч. вГродненской области в 300 школах около 10,5 тыс. учеников (в 1996/97 учебномгоду — 8,2 тыс. учеников). Кроме того, на базе государственных учреждений образованияи культуры функционирует значительное число воскресных школ, в основномеврейских и польских. Что же касается граждан русской национальности, то можноотметить, что русский язык является вторым государственным языком и обучение вшколах русскому языку организовано повсеместно.
Важнейшейсоставляющей национальной политики Республики Беларусь является законодательноеобеспечение соблюдения прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам.Белорусское государство провозгласило и реализует демократические принципысвоей национальной политики, которые нашли свое отражение в целом комплексенормативно-правовых актов, так или иначе затрагивающих данный вопрос.
В статьях5, 12, 14, 15, 22, 50, 52, 53 Конституции Республики Беларусь заложены основыполитики Беларуси в данной сфере: государство регулирует отношения междунациональными общностями на основе принципов равенства перед законом, уваженияих прав и интересов; оно ответственно за сохранение историко-культурного идуховного наследия, свободное развитие культур всех национальных общностей,проживающих на территории республики; все равны перед законом и имеют право безвсякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов; каждый имеетправо сохранять свою национальную принадлежность, равно как никто не может бытьпринужден к определению и указанию своей национальной принадлежности;оскорбление национального достоинства преследуется согласно закону; каждыйимеет право пользоваться родным языком, выбирать язык общения. Государствогарантирует в соответствии с законом свободу выбора языка воспитания иобучения; запрещается создание и деятельность политических партий, а равнодругих общественных объединений, ведущих пропаганду национальной, религиозной ирасовой вражды; каждый, кто находится на территории республики, обязан, кромезаконодательства, соблюдать и национальные традиции народов Беларуси.
Кромеспециального законодательного акта, посвященного национальным меньшинствам, вРеспублике Беларусь приняты и действуют свыше 20 законодательных актов, вотдельных положениях которых закрепляются права и свободы лиц, принадлежащих кнациональным меньшинствам.
Дискриминацияпо национальному, языковому, расовому, религиозному признакам, согласно Кодексузаконов о труде Республики Беларусь, не допускается и преследуется по закону.
В июле 1997года принята и действует «Инструкция о порядке определения национальнойпринадлежности граждан Республики Беларусь». В соответствии с Конституциейи законодательством республики определение национальной принадлежности гражданявляется их личным и свободным выбором. Национальная принадлежность гражданРеспублики Беларусь определяется, таким образом, по самоопределению гражданина,а также по его происхождению. Утверждение указанного документа было вызванообращениями некоторых представителей национальных меньшинств с просьбой найтиформу фиксации в новых паспортах национальной принадлежности гражданина по егожеланию.
В целяхсодействия межнациональному и межкультурному взаимопониманию, терпимости идружбе между нациями и народами Министерством культуры и искусства РеспубликиБеларусь в 1995—96 гг. были подписаны протоколы и соглашения о сотрудничестве вобласти культуры с Министерством культуры Польши (25.03.95 г.), России(24.04.95 г.), Украины (26.02.95 г.), Молдовы (11.09.95 г.), Китая (14.12.95г.), Азербайджана (06.03.96 г.), а также протокол сессии белорусско-германскойСмешанной комиссии по культурному сотрудничеству (10.11.95 г.).
Во всехзаключенных соглашениях имеются статьи, где стороны обязуются создавать благоприятныеусловия для культурного сотрудничества, объединять усилия с целью расширениявзаимного обмена достижениями культуры, проявлять заботу о культурнойсамобытности народов, наций и народностей, проживающих на их территориях.
Функцииконтроля за соблюдением национального законодательства и международныхдоговоров в области соблюдения прав лиц, принадлежащих к национальнымменьшинствам, возложены на Государственный комитет по делам религий инациональностей Республики Беларусь, созданный в январе 1997 года.
С 1994 годав Минске работает Центр национальных культур, имеющий статус республиканскогогосударственного учреждения культуры. Центр совместно с Госкомитетом по деламрелигий и национальностей, национальными обществами проводит научно-практическиеконференции по проблемам национальных культур, этнографические экспедиции поместам компактного проживания национальных меньшинств.
2.        Религиозные конфессии на территорииБеларуси
В Беларуситрадиционно существуют христианские (православие, католичество,старообрядчество, протестантизм) и нехристианские (ислам, иудаизм) конфессии.
Девяностыегоды ХХ столетия в Беларуси были отмечены бурными, сложными и противоречивымипроцессами. Среди них следует выделить процесс религиозного возрождения. Многиелюди начали искать для себя новые нравственные ценности.
В 2004-2005годах религиозная ситуация в республике оставалась стабильной, прогнозируемой иуправляемой. Усилиями власти не было допущено каких-либо конфликтов нарелигиозной основе, монополизации духовной жизни и раскола общества поконфессиональному признаку.
Подписанноев июне 2003 года Соглашение о сотрудничестве между Республикой Беларусь иБелорусской православной церковью послужило предпосылкой к дальнейшему развитиюи совершенствованию отношений государственных органов и религиозныхорганизаций, укреплению влияния религиозных институтов в обществе и авторитетагосударства как гаранта конституционных прав граждан на свободу совести ивероисповедания и его роли в сохранении исторического, культурного и духовногонаследия белорусского народа.
Реализацияпринятого в 2002 году Закона Республики Беларусь «О свободе совести ирелигиозных организациях» позволила укрепить государственные приоритеты вконфессиональной политике, не допустить распространение псевдорелигиозных,деструктивных организаций в республике.
На 1сентября 2006 года в республике действуют 3030 религиозных организаций, в томчисле 2886 религиозных общин и 144 религиозные организации республиканского иобщеконфессионального значения (епархии, монастыри, братства, миссии, духовныеучебные заведения) 25 конфессий и религиозных направлений.
Православиеявляется древнейшей христианской конфессией на белорусских землях.Оно пришло сюда в конце Х в. со становлением Полоцкой епископской кафедры (992г.). В начале второго тысячелетия определились основные сферы деятельностиправославной церкви, возникло церковное землевладение, сформироваласьепархиальная структура. Полоцкая, Туровская и другие епархии, в состав которыхв разные времена входили белорусские земли, были подчинены Киевской митрополии,которая до середины XV в. сохраняла относительное единство. В 1472 г. православнаяцерковь Великого Княжества Литовского и Польши получила каноническое признаниеКонстантинопольского патриарха. В конце XIII — середине XVI веков на территорииБеларуси основано около 40 православных монастырей, некоторые из них сталицентрами церковно-религиозной жизни, образования, иконописи. После заключенияБрестской церковной унии (1596 г.) православная церковь на белорусских земляхоказалась в трудном положении. Затем вальный сейм Речи Посполитой 1632 г. ипривилеи короля Владислава IV санкционировали официальное возобновление деятельностиправославной белорусско-украинской духовной иерархии. Были созданы православныеепархии с центрами в Луцке, Перемышле, Львове и Могилеве. Последняя с середины XVII в. часто называласьБелорусской и к началу XVIII в. осталась единственной православной епархией в Речи Посполитой.
Послеприсоединения белорусских земель к Российской империи в отношении православнойцеркви начинают действовать общероссийские законы. В начале ХХ в. в Беларусибыло 5 православных епархий: Гродненская, Минская, Могилевская, Литовская(охватывала Виленскую и Ковенскую губернии), Полоцкая. В 1914 г. имелось 3552церкви, 470 каплиц, 21 мужской и 14 женских монастырей.
УстановлениеСоветской власти значительно ослабило роль православной церкви в обществе.Декретом «Об отделении церкви от государства и школы от церкви»(23.01.1918) религиозные организации превращались в частные общины верующих,существующие исключительно на свои средства. В 1930-е годы православноедуховенство Беларуси, как и духовенство других конфессий, подверглосьрепрессиям. Закрывались храмы; священники, обвиненные в антисоветскойдеятельности, высылались в Сибирь, Казахстан, другие ссыльные места. Натерритории Западной Беларуси до 1939 г. действовала Польская автокефальнаяправославная церковь.
Активизацияцерковно-религиозной жизни, которая наблюдалась в годы Великой Отечественнойвойны, сменилась в 50-60-е годы новой волной наступления на церковь. И только сконца 80-х годов началось новое религиозное возрождение. В 1989 г. созданЭкзархат Белорусской православной церкви Московского патриархата. Образовано 10епархий.
Белорусскаяправославная церковь осуществляет огромную работу по духовно-нравственномувозрождению белорусского общества. Совместно с общественными объединениями игосударственными органами проводится ряд, ставших уже традиционными,мероприятий: Свято-Евфросиньевские педагогические чтения, МеждународныеКирилло-Мефодиевские чтения, церковь участвует в ежегодных Днях белорусскойписьменности и печати. Реализуются 14 программ взаимодействия среспубликанскими органами государственного управления.
Православнаяцерковь оказывает большую помощь детским домам, домам для престарелых иинвалидов, а также нуждающимся в помощи на дому. Этой деятельностью занимаютсярелигиозные братства сестричества. При Белорусском Экзархате созданоправославное братство врачей, оно оказывает бесплатную медицинскую помощьинвалидам и престарелым. Православное братство при Витебской епархии занимаетсядуховным окормлением и реабилитацией лиц, находящихся в местах заключения.
Православнаяцерковь, объединяющая более 80 процентов верующих в республике, составляетоснову религиозной жизни страны, конфессиональной стабильности, веротерпимостии бесконфликтности.
Римско-католическаяцерковь — является второй по количеству верующих конфессией. Католичествоофициально пришло на Беларусь в конце XIV в. В 1387 г. привилеем Ягайлы было основано Виленское бискупство,которое охватывало, наряду с другими, почти все белорусские земли. С конца XIV в. до середины XVI в. было создано 259 парафий(приходов). Возникают первые католические монашеские ордена: францисканцев(Лида, Старые Ошмяны, Пинск), августинцев (Брест, Быстрица), бернардинцев(Полоцк). В XVI-XVIII веках на Беларуси действовало 18 мужских и 7 женских католическихорденов, среди которых особо выделялся орден иезуитов.
Послеприсоединения белорусских земель к Российской империи была создана в 1773 г.Белорусская католическая епархия с центром в Могилеве. Католическое духовенствопринимало активное участие в национально-освободительном движении XIX в., за что подвергалосьрепрессиям со стороны правительства Российской империи: происходило закрытиекатолических костелов и монастырей, принудительный перевод верующих католиков вправославие, ссылка и смертная казнь ксендзов-участников восстаний и т.д.
ПриСоветской власти правовое положение католической церкви не отличалось от православной.Католическое духовенство, как и православное, сильно потерпело от репрессий.Что касается Западной Беларуси, находящейся под властью Польши, здесь положениекатолической церкви было иным до 1939 г. В годы Великой Отечественной войныкатолическое духовенство поддерживало Армию Краёву. После войны более 300ксендзов, спасаясь от преследований Советской власти, выехало в Польшу.
В конце1980-х годов началось каноническое оформление католической церкви в Беларуси. В1989 г. была образована Белорусская католическая епархия. В 1991 г. натерритории Беларуси созданы 3 римско-католические епархии: Гродненская,Пинская, Минско-Могилевская.
Католическаяцерковь активно занимается благотворительностью. Важную роль в этом играеторганизация «Каритас», отделения которой открыты во всех епархиях.Они действуют по специальным программам: проект «Дети», проект«Рождественские каникулы», проект «Неделя милосердия» ит.д.
Протестантизм со второй половины XVI в. играл своеобразную роль в политической, церковно-религиозной икультурной жизни Беларуси. Разнообразие социальных сил, втянутых в Реформацию,и их политических целей обусловили различные реформационные движения в ВеликомКняжестве Литовском — кальвинизм, лютеранство, антитринитаризм. На территорииБеларуси первые реформационные общины появились в Бресте, Несвиже, Клецке,Заславле, Минске, Полоцке. К середине XVII в. было создано около 85 кальвинистских, 7 арианских, нескольколютеранских общин. После присоединения Беларуси к Российской империи положениепротестантской церкви мало изменилось. Кальвинисты объединялись вокругВиленского евангелико-реформатского Синода (до 1840 г. — Литовский),лютеране-Курляндской евангелико-лютеранской консистории. С конца XIX в. в Беларусираспространяется протестантское сектантство: баптизм, штундизм, евангеличноехристианство, адвентизм 7-го дня и т.д.
Протестантизмв республике на сегодняшний день представлен 14 направлениями, которыеобъединяют 972 религиозных общин (33, 6 процента от общего числа общин вреспублике), число сторонников которых составляет около 2 процентов от числаверующих в стране. Среди них наиболее многочисленными являются христиане верыевангельской (488 общин).
Старообрядчество. Первые сведения о старообрядцах в Беларуси относятся ко второйполовине XVII в. Бежавшие из России старообрядцыосновали в 1685 г. старообрядческую слободку в Ветке, которая вскоре становитсяцентром старообрядчества поповского (беглопоповского) направления. В 1764 г.Ветка была разорена и эта ее роль перешла к Стародубью. Беспоповскоенаправление в Беларуси было представлено 3 толками: поморским, федосеевским ифилиппоновским. В советский период старообрядчество в Беларуси претерпеваетсущественные изменения: сокращается количество общин, наблюдается оттокверующих, происходит стирание различий между старообрядческими толками инаправлениями. Старообрядчество утрачивает свою традиционную оппозиционность. Впоследние годы наблюдается некоторая активность старообрядцев.
В настоящеевремя в республике имеется старообрядческое Древлеправославное религиозноеобъединение, в которое входят 27 общин поморского толка и 10 старообрядческихобщин разных толков, действующих автономно.
Ислам в Беларуси исповедует татарское население. Проникновениетатар-мусульман на территорию Беларуси началось в конце XIV в., когда великий князьВеликого Княжества Литовского Витовт пригласил их на военную службу. Тогда жепоявляются и первые мечети. Татары в Беларуси придерживаются главным образомислама суннитского направления. В 1591 г. в Речи Посполитой проживало около 100тысяч татар, действовало около 400 мечетей. К началу XVIII в. количествотатар-мусульман в результате процесса ассимиляции сократилось до 30 тысяч.Согласно переписи 1897 г. в Беларуси проживало около 9,6 тысяч мусульман. После1917 г. и советско-польской войны большинство татар оказалось на территорииЗападной Беларуси. В 1925 г. в Вильне они образовали Муфтиат и объявилиавтокефалию. После Великой Отечественной войны советские власти начализакрывать мечети. Осталась действующей только одна мечеть — в Ивье. С конца1980-х годов наблюдается оживление религиозной и общественно-культурной жизнитатар-мусульман. В 1994 году создан самостоятельный Муфтиат РеспубликиБеларусь.
Сегодня вреспублике зарегистрировано 27 мусульманских общин и одно мусульманскоерелигиозное объединение.
Иудаизм — национальная религия евреев, которые обосновались в Беларуси в XIV в. Первые сведения опоселении евреев — это акты о привилеях 1388-1389 гг. великого князя Витовта,данные 5 еврейским общинам: в Троках, Бресте, Гродно, Луцке,Владимиро-Волынском. Культ и обрядность белорусских евреев мало чем отличаетсяот того культа, который присущ евреям других стран. Культовыми центрами иудеевявляются синагоги и молитвенные дома. По законам Российской империи молитвенныедома разрешалось открывать на каждые 30 еврейских домов, синагоги — на 80 засчет верующих. С XVI в. в Беларуси известны религиозные еврейские учебные учреждения — иешиботы (древнейшее в Бресте). В XVIII в. на территорию Беларуси проникает мистическое религиозноетечение — хасидизм, принявшее здесь самобытную форму — хабад. Примирение междухасидами и сторонниками ортодоксального раввинизма в XIX в. объясняетсявмешательством властей и необходимостью объединения сил против нового течения — госкалах (движение еврейской образованной части населения за светскостьобразования, против традиционной, «архаичной» религии и языка). После1917 года роль иудаизма в жизни белорусских евреев значительно уменьшилась.Иешиботы и хедеры (начальные религиозные школы) прекратили свою деятельность,синагоги и молитвенные дома закрывались. Возрождение религиозной жизни началосьс конца 1980-х годов.
В настоящеевремя в Беларуси действуют 24 иудейские общины и 2 религиозных объединения.

Заключение
Подведяитоги, можно сказать, что задачи государства касательно этнического развитияследующие:
перваязадача государства в отношении составляющих его этнических групп и общностей — это интеграция всех их в единое гражданское сообщество, формированиеобщегражданских ценностей и идеалов. Стратегии формирования такого сообществамогут быть различны, но в последнее время среди обществоведов утвердилась точказрения, что оптимальной является стратегия мультикультурализма, т.е. интеграциялокальных сообществ в единое целое при одновременном сохранении культурногоплюрализма внутри данного социального организма;
втораязадача государственных институтов и государственной национальной политикисостоит в поддержании баланса интересов между доминантным большинством иэтническими меньшинствами, исключение через специальные институты иполитические процедуры этнократических тенденций в политике большинства ичрезмерной политизации этничности со стороны меньшинства.
Чтокасается межконфессионального развития, то на современных этапах мировогообщества уровень социального изучения религии возрос, вследствие того, чтомногие деятели государств мира осознали роль религии в формирования поведениячеловека в обществе. Немаловажную роль имеет активизация религиознойпропаганды, а также стремление новых государственных структур повысить своюлегитимность за счет публичной поддержки ведущих религиозных конфессий.Религия-это одна из основных ценностей, ориентир, с помощью которого можнорегулировать поведение и сознание личности.