–PAGE_BREAK–
Учет расхода материалов и списания их в издержки производства.
Приобретенные материалы предприятия используют на производственные и непроизводственные нужды. Расход материалов на производство включает их затраты:
на производстве выпускаемой продукции основных цехов; на производство продукции вспомогательных цехов; на содержание и ремонт оборудования и других основных средств; на общецеховые и общехозяйственные цели; на исправление производственного брака.
Расход материалов учитывается отдельно по каждому цеху и общехозяйственному подразделению. Списание израсходованных материалов осуществляется проводкой Д 20, 23, 25, 26 — К 10 в зависимости от целей затрат. Израсходованные материалы внутри каждого счета распределяются по видам продукции или статьям расходов.
Расход материалов на непроизводственные цели включает отпуск непромышленным хозяйствам предприятия (Д 29 — К 10), безвозмездную передачу другим предприятиям или продажу на сторону (Д 91 — К 10 — учитывается как расход), выбытие вследствие уничтожения в результате стихийных бедствий и чрезвычайных обстоятельств (Д 99 — К 10 — за счет прибыли).
Инвентаризация материальных ценностей и учет ее результатов.
Для обеспечения достоверности бухгалтерского учета и отчетности предприятие обязано проводить инвентаризацию материальных ценностей. Количество инвентаризаций, их даты устанавливаются предприятием, кроме случаев, когда она обязательна (передача имущества в аренду, смена материально ответственных лиц, после стихийного бедствия или хищения).
Инвентаризация производится инвентаризационной комиссией, назначаемой приказом руководителя предприятия, в присутствии материально ответственного лица и всех членов комиссии. В процессе инвентаризации все материальные ценности пересчитываются и записываются в инвентаризационные описи. Затем бухгалтерия в ведомостях проставляет цены и подсчитывает остатки. На выявленные расхождения в остатках составляются сличительные ведомости. Инвентаризационная комиссия получает объяснения по расхождениям и формулирует свои рекомендации о порядке их регулирования. Принятые решения утверждаются руководителем предприятия и отражаются в бухгалтерском учете.
Порядок отражения в учете результатов инвентаризации установлен Законом о бухгалтерском учете, Положением о бухгалтерском учете и отчетности РФ, Инструкциями к плану счетов, методологическими указаниями. При наличии излишков и недостаточности материальных ценностей предприятие может произвести их взаимный зачет, если они возникли по одному и тому же наименованию материалов (например, краске), за один и тот же инвентаризационный период и у одного и того же материально-ответственного лица. В этом случае недостача краски одного цвета может быть списана за счет излишка краски другого цвета. В остальных случаях излишки приходуются (Д 10 — К 99 — рассматривается как дополнительная прибыль отчетного периода). На сумму недостач учитываются проводки Д 94 — К 10. По дебету счета 94 учитываются все суммы недостач, а по кредиту проводится их списание за счет источников возмещения материального ущерба. Выявленные недостачи, включая НДС, в пределах норм естественной убыли списываются распоряжением руководителя предприятия на издержки производства (Д 25, 26 — К 94). Недостачи сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц (Д 73.2 — К 94). Взыскание недостач с виновных лиц производится в оценке по рыночным ценам. Если рыночные цены на какой-либо материал отсутствуют, взыскание недостач производится по балансовой стоимости, увеличенной на установленный повышающий коэффициент.
Счет 10 «Материалы» корреспондирует со счетами:
по дебету по кредиту
10 «Материалы» 08 «Вложения во внеоборотные активы»
15 Заготовление и приобретение 10 Материалы
материальных ценностей 20 Основное производство
20 Основное производство 23 Вспомогательные производства
23 Вспомогательные производства 25 Общепроизводственные расходы
25 Общепроизводственные расходы 26 Общехозяйственные расходы
26 Общехозяйственные расходы 28 Брак в производстве
28 Брак в производстве 29 Обслуживающие производства и
29 Обслуживающие производства и хозяйства
хозяйства 44 Расходы на продажу
40 Выпуск продукции (работ, услуг) 45 Товары отгруженные
41 Товары 76 Расчеты с разными дебиторами
43 Готовая продукция и кредиторами
44 Расходы на продажу 79 Внутрихозяйственные расчеты
60 Расчеты с поставщиками 80 Уставный капитал
и подрядчиками 91 Прочие доходы и расходы
66 Расчеты по краткосрочным кредитам 94 Недостачи и потери от порчи
и займам ценностей
67 Расчеты по долгосрочным кредитам 97 Расходы будущих периодов
и займам 99 Прибыли и убытки
68 Расчеты по налогам и сборам
71 Расчеты с подотчетными лицами
75 Расчеты с учредителями
76 Расчеты с разными дебиторами и кредиторами
79 Внутрихозяйственные расчеты
80 Уставный капитал
86 Целевое финансирование
91 Прочие доходы и расходы
97 Расходы будущих периодов
99 Прибыли и убытки
1.3. Контрольная работа № 1
5 вариант
Задание:
1. Составить баланс на начало месяца.
2. По данным баланса открыть счета бухгалтерского учета.
3. Составить журнал регистрации хозяйственных операций.
4. Отразить операции на счетах.
5. Определить по счетам обороты за месяц и сальдо конечное.
6. Составить оборотную ведомость за месяц и баланс на конец месяца.
Исходные данные:
Остатки по счетам бухгалтерского учета на начало месяца, (тыс. руб.):
№ счета
Наименование счета
Сумма в тыс. руб.
01
Основные средства
133
02
Амортизация ОС
32
10
Материалы
42
в т. ч. ТЗР
5
51
Расчетный счет
41
60
Расчеты с поставщиками
30
75
Задолженность учредителей по вкладам в уставный капитал
28
99
Прибыль
17
80
Уставный капитал
150
66
Краткосрочные кредиты банка
15
продолжение
–PAGE_BREAK–
Журнал хозяйственных операций за месяц (руб.):
№ п/п
Документ и содержание хоз. операции
Данные по КР (сумма, руб.)
Счета операций
сумма операции (руб.)
Расчет
Д
К
1
Акт приема передачи.
Принят в качестве вклада в УК от учредителя и введен в эксплуатацию автопогрузчик
26000
08/4
75/1
26000
2
Счет поставщика.
Акцептован счет поставщика за подъемное оборудование: а) требующего монтажа
29500
07
60
25000
= 29500-4500
в т. ч. НДС
4500
19/1
60
4500
б) не треб. монтажа
17700
08/4
60
15000
= 17700-2700
в т. ч. НДС
2700
19/1
60
2700
3
Счет АТП. Акцептован счет автотранспортного пред-тия за доставку подъемного оборудования а) требующего монтажа
1770
07
60
1500
= 1770-270
в т. ч. НДС
270
19/1
60
270
б) не треб. Монтажа в т.ч. НДС
1180
08/4
60
1000
= 1180-180
в т. ч. НДС
180
19/1
60
180
4
Акт приема-передачи. Введено в эксплуатацию и принято на учет оборудование, не требующее монтажа
–
01
08/4
42000
= 26000+15000
+1000
5
Выписка из расчетного счета. Зачислен на р/сч краткосрочный кредит банка, полученный на срок 6 месяцев под 14% годовых для приобретения
а) подъемного оборудования
35000
51
66/1
35000
б) материалов
18000
51
66/1
18000
6
Платежное требование. Перечислено с р/сч за приобретенное оборудование:
а) поставщику
–
60
51
47200
= 29500+17700
б) АТП (автотранс. пред-тию)
–
60
51
2950
= 1770+1180
7
Справка бухгалтерии. Предъявлен бюджету НДС по введенному в эксплуатацию оборудованию
–
68/2
19/1
2880
= 2700+180
8
Требования. Отпущены со склада и израсходованы на текущий ремонт ОС а) основного пр-ва материалы по учетной цене
2100
25
10
2100
б) общехозяйственного назначения материалы по учетной цене
2000
26
10
2000
9
Расчет бухгалтерии. Начислена амортизация по ОС: а) основного пр-ва
700
25
02
700
б) общехозяйственного назначения
100
26
02
100
10
Расчет бухгалтерии. Начислена рабочим з/пл за текущий ремонт ОС а) основного пр-ва
1800
25
70
1800
б) общехозяйственного назначения
400
26
70
400
11
Расчет бухгалтерии. Начислен ЕСН.
–
25
69
468
= 1800*26%
26
69
104
= 400*26%
12
Акт приема-передачи. Получен в текущую аренду на срок 6 месяцев строгальный станок
24000
001
24000
13
Расчет бухгалтерии.Начислена арендная плата за 6 месяцев вперед
5900
97
76
5000
= 5900-900
в т. ч. НДС
900
19/1
76
900
14
Платежное поручение. Перечислена арендная плата за 6 месяцев вперед
–
76
51
5900
15
Расчет бухгалтерии. Списывается приходящаяся на текущий месяц арендная плата
–
25
97
833
= 5000/6
16
Расчет бухгалтерии. Предъявлен бюджету НДС по арендной плате
–
68/2
19/1
150
= 833/100*18
или 900/6
17
Акт выбытия. В связи с износом ликвидируется вентиляционное оборудование: а) первоначальная стоимость
19600
91/2
01
1500
= 19600-18100
б) износ
18100
02
01
18100
18
Расчет бухгалтерии. Начислена з/пл рабочим за демонтаж вентиляционного оборудования
600
91/2
70
600
19
Расчет бухгалтерии. Начислен ЕСН от з/пл рабочих за демонтаж вентиляционного оборудования
–
91/2
69
156
= 600*26%
20
Приходный ордер.Оприходованы на склад запасные части, полученные от ликвидации вентиляционного оборудования
800
10
91/1
800
21
Лимитно-заборная карта. Отпущены со склада и израсходованы материалы в оценке по учетной цене:
а) для изготовления продукции
11000
20
10
11000
б) для обслуживания оборудования
2000
25
10
2000
в) для общехозяйственных нужд
1000
26
10
1000
22
Платежное поручение. Перечислено с р/сч поставщику в счет предстоящей поставки материалов
18000
60/2
51
18000
23
Расчет бухгалтерии. Начислены банку проценты за текущий месяц по кредиту, полученному для приобретения материалов
–
91/2
66/2
210
= 18000*14%
/12мес*1мес
24
Платежное поручение. Перечислены банку проценты за текущий месяц по кредиту, полученному для приобретения материалов полностью
–
66/2
51
210
25
Счет поставщика. Акцептован счет поставщика за поступившие и оприходованные на склад материалы
17700
10
60
15000
= 17700-2700
в т. ч. НДС
2700
19/1
60
2700
26
Счет транспортного пред-тия.Акцептован счет АТП за доставку материалов
826
10
60
700
= 826-126
в т. ч. НДС
126
19/1
60
126
27
Справка бухгалтерии. Произведен зачет предоплаты материалов
–
60
60/2
18000
28
Платежное поручение. Перечислено поставщику за материалы, приобретенные в предшествующие месяцы
5900
60
51
5900
29
Расчет бухгалтерии.Предъявлен бюджету НДС по приобретенным материалам.
–
68/2
19/1
2826
= 2700+126
30
Счет-фактура. Предъявлен покупателю счет за реализованные неиспользуемые материалы: а) цена реализации
2950
62
91/1
2950
в т. ч. НДС
450
–
–
–
б) учетная цена
2200
–
–
–
31
Расчет бухгалтерии. Начислен в бюджет НДС по реализованным материалам
–
91/2
68/2
450
32
Акт инвентаризации. В результате инвентаризации выявлена недостача материалов: а) учетная цена
900
94
10
900
б) рыночная цена
1000
–
–
–
33
Расчет бухгалтерии. Определяются и списываются ТЗР, приходящиеся на материалы, израсходованные на:
а) текущий ремонт ОС:
1. основного пр-ва (8)
–
25
10
227
= 2100*10,795%
2. хозяйственного назначения (8)
–
26
10
216
= 2000*10,795%
б) изготовление продукции (21)
–
20
10
1187
= 11000*10,795%
в) обслуживание оборудования (21)
–
25
10
216
= 2000*10,795%
г) на общехозяйственные нужды (21)
–
26
10
108
= 1000*10,795%
д) на недостающие материалы (32)
–
94
10
97
= 900*10,795%
е) на реализованные материалы (30)
–
91/2
10
237
= 2200*10,795%
34
Справка бухгалтерии. Списывается недостача материалов на виновное материально ответственное лицо
–
73/2
94
1097
= 1000+97
35
Справка бухгалтерии.Списываются общепроизводственные
–
20
25
8344
и общехозяйственные расходы
–
20
26
3928
36
Определяется и списывается сальдо прочих расходов за месяц
–
91/9
91/2
3153
Определяется и списывается сальдо прочих доходов за месяц
–
91/1
91/9
3750
37
Отражена прибыль по прочей деятельности организации
–
91/9
99
597
= 3750-3153
% ТЗР = ((5000+700)/(37000+15000+800))*100%= (5700/52800)*100%=10,795%
Обороты по Д сч. 25 2100+700+1800+468+833+227+2000+216=8344
Обороты по Д сч. 26 2000+100+400+104+1000+216+108=3928
Обороты по Д сч. 91.2 1500+600+156+210+450+237=3153
Обороты по К сч. 91.1 800+2950=3750
продолжение
–PAGE_BREAK–
Отражение операций на счетах, обороты по счетам.
01 «Основные средства»
Дт Кт
02 «Амортизация ОС»
Дт Кт
С-до нач. — 133000
18100
С-до нач. — 32000
42000
1500
700
100
18100
Об-т Дт 42000
Об-т Кт 19600
Об-т Дт 18100
Об-т Кт 800
С-до конечное-
155400
С-до конечное –
14700
07 «Оборудование к установке»
Дт Кт
08/04 «Приобретение объектов ОС»
Дт Кт
С-до нач. — 0
С-до нач. — 0
42000
25000
1500
26000
15000
1000
Об-т Дт — 26500
Об-т Кт — 0
С-до конечное –
26500
Об-т Дт — 42000
Об-т Кт — 42000
С-до конечное — 0
10 «Материалы»
Дт Кт
С-до нач. — 42000
2100
2000
11000
2000
1000
900
227
216
1187
216
108
97
237
19 «НДС по приобретенным ценностям»
Дт Кт
800
15000
700
С-до нач. 0
2880
150
2826
4500
2700
270
180
900
2700
126
Об-т Дт 11376
Об-т Кт 5856
С-до конечное-5520
25 «Общепроизводственные расходы»
Дт Кт
С-до на нач – 0
8344
Об-т Дт — 16500
Об-т Кт — 21288
2100
700
1800
468
833
2000
227
216
С-до конечное –
37212
20 «Основное производство»
Дт Кт
С-до на нач. — 0
11000
1187
8344
3928
Об-т Дт — 8344
Об-т Кт — 8344
Об-т Дт — 24459
Об-т Кт — 0
С-до конечное — 0
С-до конечное –
24459
26 «Общехозяйственные расходы»
Дт Кт
51 «Расчетный счет»
Дт Кт
С-до нач. – 0
3928
С-до нач. – 41000
47200
2950
5900
18000
210
5900
2000
100
400
104
1000
216
108
35000
18000
Об-т Дт – 53000
Об-т Кт – 80160
Об-т Дт — 3928
Об-т Кт – 3928
С-до конечное — 13840
С-до конечное — 0
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Дт Кт
60.02 «Расчеты по авансам выданным»
Дт Кт
47200
2950
17700
5900
С-до нач. – 30000
С-до нач. – 0
17700
25000
4500
15000
2700
1500
270
1000
180
15000
2700
700
126
18000
Об-т Дт — 18000
Об-т Кт 17700
С-до конечное — 300
62 «Расчеты с покупателями и заказчиками
Дт Кт
С-до нач. – 0
2950
Об-т Дт — 2950
Об-т Кт – 0
С-до конечное — 2950
80 «Уставный капитал»
Дт Кт
С-до нач. — 150000
Об-т Дт — 73750
Об-т Кт 68676
Об-т Дт — 0
Об-т Кт – 0
С-до конечное -24926
С-до конечное — 0
66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»
Дт Кт
68 «Расчеты по налогам и сборам»
Дт Кт
210
С-до нач. — 15000
С-до нач. — 0
450
35000
18000
210
2880
150
2826
Об-т Дт — 210
Об-т Кт – 53210
Об-т Дт 5856
Об-т Кт 450
С-до конечное – 68000
С-до конечное — 5406
69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»
Дт Кт
70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»
Дт Кт
С-до нач. – 0
С-до нач. — 0
468
104
156
1800
400
600
Об-т Кт – 0
Об-т Кт — 728
Об-т Дт — 0
Об-т К-т — 2800
С-до конечное — 728
С-до конечное — 2800
73.2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»
Дт Кт
75.01 «Расчеты по вкладам в уставный капитал»
Дт Кт
С-до нач. – 0
С-до нач. – 28000
26000
1097
Об-т Дт — 1097
Об-т Кт – 0
Об-т Дт — 0
Об-т Кт – 26000
С-до конечное — 1097
С-до конечное — 2000
76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
Дт Кт
91.01 «Прочие доходы»
Дт Кт
5900
С-до нач. – 0
3750
С-до нач. — 0
5000
900
2950
800
Об-т Дт — 5900
Об-т Кт – 5900
Об-т Дт — 3750
Об-т Кт 3750
С-до конечное — 0
С-до конечное — 0
97 «Расходы будущих периодов»
Дт Кт
91.02 «Прочие расходы»
Дт Кт
С-до нач. – 0
833
С-до нач – 0
3153
5000
1500
600
156
210
450
237
Об-т Дт — 5000
Об-т Кт – 833
С-до конечное — 4167
98.04 «Доходы будущих периодов»
Дт Кт
С-до нач. – 0
100
Об-т Кт – 0
Об-т Дт — 100
Об-т Дт — 3153
Об-т Кт — 3153
С-до конечное — 100
С-до конечное — 0
91.09 «Сальдо прочих доходов и расходов»
Дт Кт
99 «Прибыли и убытки»
Дт Кт
3153
3750
С-до на нач. – 17000
С-до — 597
597
С-до конечное — 17597
94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
Дт Кт
С-до нач. – 0
1097
900
97
100
Об-т Дт — 1097
Об-т Кт – 1097
С-до конечное — 0
продолжение
–PAGE_BREAK–
Забалансовый счет
счет
Сальдо на начало
Обороты за период
Сальдо на конец
Дт
Кт
Дт
Кт
Дт
Кт
001
24000
24000
Оборотно-сальдовая ведомость за месяц, (руб.)
№ счета
Сальдо на начало
Обороты за период
Сальдо на конец
Дт
Кт
Дт
Кт
Дт
Кт
01
133000
42000
19600
155400
02
32000
18100
800
14700
07
26500
26500
08/4
42000
42000
10
42000
16500
21288
37212
19/1
11376
5856
5520
20
24459
24459
25
8344
8344
26
3928
3928
51
41000
53000
80160
13840
60
30000
73750
68676
24926
60/2
18000
17700
300
62
2950
2950
66
15000
210
53210
68000
68/2
5856
450
5406
69
728
728
70
2800
2800
73/2
1097
1097
75/1
28000
26000
2000
76
5900
5900
80
150000
150000
91/1
3750
3750
91/2
3153
3153
91/9
3750
3750
94
1097
1097
97
5000
833
4167
98
100
100
99
17000
597
17597
Итого
244000
244000
370720
370720
278851
278851
2. Учет труда и заработной платы.
2.1. Учет заработной платы.
Затраты труда необходимо учитывать как издержки производства и как заработок каждого работника.
Для начисления заработка работникам, необходимо вести учёт их численности, проработанного и не проработанного времени, выполненной или невыполненной работы и выработки. Учёт численности работников ведется кадровой службой предприятия, рабочее время работников учитывается табельщиками или руководителями цехов (отделов) предприятия. Составляемые при этом учётные документы используются бухгалтерией для начисления заработной платы.
Формы и системы оплаты труда.
В настоящее время применяются повременная и сдельная формы оплаты труда. При повременной оплате производится оплата за проработанное время (независимо от выработки), а при сдельной — за выработку (независимо от проработанного времени).
Форма оплаты включает различные системы. Так, повременная форма, может быть, простой (оплачивается проработанное время по установленной расценке), повременно-премиальной (оплачивается отработанное время и выплачивается премия за количественные и качественные показатели). Сдельная форма также может быть: прямой сдельной (всё количество выработанной продукции оплачивается по единой расценке), сдельно-прогрессивной (когда оплата повышается за выработку сверх норм), сдельно-косвенной (оплата труда наладчиков, комплектовщиков, помощников мастеров и других рабочих осуществляется в процентах к заработку основных рабочих обслуживаемого участка).
Аккордная форма оплаты труда предусматривает определение совокупного заработка за выполнение определенных стадий работы или производство определенного объема продукции.[3]
При любой системе оплаты труда количество отработанного времени или выработка умножается на определенные расценки за единицу времени или продукции. Поэтому применение обоснованных расценок является важнейшим элементом любой системы оплаты труда. Уровень расценок должен учитывать качество труда, квалификацию работника. Основой для определения расценок служат тарифно-квалификационные справочники, тарифные сетки и тарифные ставки.
Тарифно-квалификационный справочник содержит описание конкретных работ, выполняемых работниками различных профессий, характеристику сложности и разряд работы. На основании выполнения рабочим работы определенной сложности ему присваивается квалификационный разряд. Аналогично для служащих.
Тарифная сетка — таблица применяемых разрядов квалификации рабочих, тарифных коэффициентов, почасовой и дневной тарифной ставки для каждого разряда. Для служащих устанавливаются месячные должностные оклады. Размер оклада зависит от особенностей предприятия и категории работника по результатам профессиональной аттестации и выполняемой работы.
Предприятиям в России предоставлено право самостоятельно определять порядок и уровень оплаты труда, но предприятие обязано исходить из установленного государством минимального размера оплаты труда.
Различают основную и дополнительную оплату труда. Основная заработная плата начисляется за явочное на предприятие время, когда работник присутствовал на предприятии. Поэтому к основной относится оплата проработанного времени по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам, доплаты за сверхурочные и ночные часы, простои не по вине рабочих, премии по постоянно действующим системам премирования и т.д. К дополнительной заработной плате относится оплата труда за время, не проработанное на предприятии, когда работник на предприятие не являлся, но в установленных законом случаях получит заработную плату за это время (отпуск, отсутствие по болезни и прочее).
Общая сумма средств, предназначенная на оплату труда за определенный период времени всем работникам предприятия, составляет плановый фонд оплаты труда, а фактические начисления — фактический фонд оплаты труда работников. Оплата труда, начисленная в иностранной валюте, перечисляется по курсу Центрального Банка РФ и включается в фонд оплаты труда в рублях. При натуральной оплате труда она определяется по рыночным ценам.
Расчёт заработка работников.
Порядок расчёта заработка за расчетный период зависит от формы оплаты труда.
При повременной форме оплата рассчитывается на основе табеля учета рабочего времени. При оплате по должностному окладу работнику, проработавшему все дни по графику, начисляется установленный оклад за месяц. Если он в течение месяца отработал не все рабочие дни, оплата труда начисляется пропорционально количеству отработанных дней:
Размер оплаты труда = оклад за месяц * количество проработанных дней/количество рабочих дней в месяце
При почасовой оплате часовая тарифная ставка умножается на количество рабочих часов.
Сдельная оплата труда подсчитывается умножением количества выработанной продукции на установленные расценки. Заработок определяется по документам на выработку каждого рабочего.
Начисленный заработок выдается на руки работникам не полностью, а за вычетом удержаний, установленных законом. Так удерживаются подоходный налог с физических лиц, авансы выданные работникам, суммы по исполнительным документам в пользу различных организаций и лиц, вычеты за допущенный работником брак, а так же в возмещение материального ущерба.
продолжение
–PAGE_BREAK–
Подоходный налог. По действующему закону объектом обложения подоходным налогом является совокупный доход, полученный работником в календарном году. Учитываются доходы, полученные в денежной и натуральной форме. Доходы в натуральной форме пересчитываются по рыночным ценам. В совокупный доход не включается пособие по социальному страхованию. Совокупный налогооблагаемый доход исчисляется ежемесячно нарастающим итогом с начала года. Из него исключается сумма необлагаемого минимума за тот же период времени. Такое исключение делается, если работник принадлежит одной из следующих категорий: Герои РФ, участники и инвалиды ВОВ; родители и супруги военнослужащих, погибших при исполнении воинских обязанностей; родители, имеющие детей до восемнадцати лет, студентов, учащихся на дневной форме обучения. Также существует стандартный вычет (400 рублей), который учитывается до достижения совокупным доходом суммы в 40000 рублей. Ставка подоходного налога составляет 13%.
Удержания по исполнительным документам судов (алименты на несовершеннолетних детей, за материальный ущерб, причиненный предприятиям и лицам) производится в установленном законодательством порядке. Например, алименты на несовершеннолетних детей удерживаются: на одного ребенка в размере 1/4, на двух-1/3, на трех и более детей-1/2 заработка ответчика. Удержания производятся со всех выплат, включая пособия по социальному страхованию, пенсии, стипендии, получаемые ответчиком.
За окончательный брак по вине рабочего с него удерживается стоимость испорченного материала (за вычетом лома по цене возможного использования) и заработная плата, выплаченная на предыдущих операциях.
Общий размер удержаний из заработка ограничен законом. Он не должен превышать 50% сумм, причитающихся к выплате. Однако независимо от этого предприятие имеет право удержать аванс, выданный в счет заработной платы, выплаты вследствие счетных ошибок, не возвращенные в срок подотчетные суммы.
Учёт оплаты труда.
Начислением оплаты труда является запись на счетах бухгалтерского учета задолженности предприятия перед персоналом по оплате труда за месяц. Оплата труда является одним из элементов издержек производства и записывается проводкой Д 20,23,25,26,28-К 70. В связи с этим возникает необходимость распределения начисленной оплаты труда по счетам производственных затрат и определения принципов полного распределения. При распределении заработной платы по счетам бухгалтерского учета исходят из того, где работал работник и какую работу выполнял. В соответствии с этим оплата труда распределяется следующим образом:
Основная и дополнительная заработная плата производственных рабочих основных цехов за изготовление продукции — на 20 счет (прямые расходы в себестоимость конкретных изделий);
Основная заработная плата производственных рабочих основных цехов за простои — на 25 счет;
Основная заработная плата производственных рабочих основных цехов за брак не по их вине и за исправление брака — на счет 23;
Основная и дополнительная заработная плата рабочих по уходу за оборудованием (смазчики, наладчики), служащих цехов — на 25 счет;
Основная и дополнительная заработная плата служащих, рабочих общехозяйственных служб — на счет 26;
Оплата отпусков — на счета 20,23,25,26 (по местам использования работников) или за счет резерва, если он создается (счет 96) (Д 96-К 70);
Основная и дополнительная заработная плата всех работников непромышленных производств и хозяйств — на счет 29;
Оплата труда рабочих за погрузку, разгрузку и перевозку материальных ценностей на склад предприятия — на счет 10, 15; за работы по упаковке своей продукции на складе, отгрузку продукции покупателям — на счет 44 (расходы на продажу).
Премиальные выплаты распределяются аналогично основной и дополнительной заработной плате, если премии выплачиваются из фонда оплаты труда. Если премии выплачиваются за счет прибыли, то используется проводка Д 84-К 70.
Для распределения оплаты труда по счетам бухгалтерского учета производственный отдел бухгалтерии группирует документы по начислению заработной платы и составляет ведомость её распределения.
Учет оплаты отпусков и резерва на их оплату.
По трудовому законодательству работники предприятий РФ имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск. Время отпуска оплачивается по среднему заработку работника за установленный законодательством период. При исчислении среднего заработка за отпуск учитываются следующие выплаты работнику — основная и дополнительная заработная плата, оплата временного заместительства, коэффициент надбавки (территориальная, за выслугу лет), персональные надбавки, премии, выплачиваемые из фонда заработной платы, премии, выплачиваемые из прибыли, пособия по временной нетрудоспособности.
Во всех случаях сумма, начисленная работнику за время отпуска, не может быть меньше установленного законом минимального размера, месячной оплаты труда.
Суммы, выплачиваемые работникам за отпуск, относятся на издержки производства. Но порядок включения их в издержки может быть различным. Во-первых, суммы, начисленные за отпуска, могут включать в затраты на производство в том месяце, в котором они начислены. Эти суммы являются дополнительной заработной платой и включаются в затраты на производство по местам использования работников: Д 20,23,25,26-К 70. Это наиболее простой порядок учета отпусков. Однако экономически он не всегда оправдан, так как при массовом уходе рабочих в отпуск в летне-осенний период выпуск продукции обычно снижается, а удельный вес оплаты труда в себестоимости продукции неоправданно возрастает. Может оказаться также, что в этом случае у предприятия не будет необходимых средств на оплату отпусков. Чтобы предотвратить эти последствия, предприятие может создавать резерв средств на оплату отпусков работникам.
Резерв на оплату отпусков образуется путем ежемесячных отчислений в размере планового процента от суммы фактически начисленной за месяц оплаты труда, отчисленной на социальное страхование с этих сумм. Плановый процент отчислений в резерв на оплату отпусков определяется как отношение суммы, необходимой на оплату отпусков работникам в предстоящем году, и отчислений с этих сумм на социальное страхование к плановому фонду оплаты труда этих работников на предстоящий год и отчислений на социальное страхование с этой суммы. Создание (пополнение) резерва осуществляется проводкой Д 20, 23, 25, 26 — К 96. Начисление сумм в оплату отпуска осуществляется проводкой Д 96-К 70. При этом уходящим в отпуск работникам из кассы выплачивается сразу вся начисленная сумма. А проводка делается только на сумму оплаты отпуска, относящегося к дням отпуска в текущем месяце. Остальная сумма отражается в следующем месяце.
По окончании года производится проверка (инвентаризация) начисления резерва на оплату отпусков.
Учет отчислений на социальное страхование и обеспечение работников.
С начислением оплаты труда связаны отчисления на социальное страхование и обеспечение работников предприятия. Источником средств, для формирования социальных фондов являются отчисления предприятий на эти цели, включаемые в затраты производства. Размер отчислений в социальные фонды устанавливает правительство РФ. Единый социальный налог составляет 26%.
Средства на социальное страхование поступают в распоряжение органов социального страхования. По их поручению за счет этих средств, предприятия выплачивают своим рабочим пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, на санаторно-курортное обслуживание и другие цели. Средства на пенсионное обеспечение предприятия перечисляют пенсионному фонду РФ.
Все предприятия, являющиеся плательщиками отчислений на социальное страхование, проходят обязательную регистрацию в органах страхования по месту своего нахождения.
Для расчета составляются специальные ведомости, в которых указывается начисленная за месяц заработная плата и отчисления с нее. Начисление ЕСН производится проводкой Д 20,23,25,26 — К 69. Счет 69 содержит субсчета по видам отчислений. Суммы отчислений должны быть отображены в ведомостях затрат цехов. Выплата пособий осуществляется проводкой Д 69 — К 70.
Учет расчетов по оплате труда.
Оплата труда выдается по платежной ведомости в течении трех рабочих дней. Затем кассир подсчитывает сумму выданной и неполученной заработной платы. На месте подписи не получившего заработную плату ставится отметка «депонировано». Далее составляется реестр депонированной заработной платы. На сумму выданной заработной платы составляется расходный кассовый ордер и делается проводка Д 70 — К 50. Депонированные суммы вносятся на расчетный счет проводками Д 51 — К 50, Д 70 — К 76. Аналитический учет депонированных сумм ведется в книге депонентов или на депонентных карточках по каждой сумме отдельно. Депоненты можно получить в установленные бухгалтерией дни месяца. Если они не выплачены в течение трех лет, их списывают на счет предприятия проводкой Д 76 — К 99.
2.2. Контрольная работа № 2
5 вариант
Задание:
На основе исходных данных отразить хозяйственные операции за месяц в журнале
регистрации хозяйственных операций, выполнив необходимые расчеты.
Исходные данные:
1. ОАО «Рита» согласно утвержденной учетной политики образует резерв на оплату очередных отпусков работников.
2. Остатки по счетам бухгалтерского учета на начало месяца (тыс. руб.):
№ счета
Наименование счета
Сумма в тыс. руб.
50
Касса
24
51
Расчетный счет
390
69/1
Расчеты с фондом социального страхования
8
69/2.пф
Расчеты с пенсионным фондом
36
69/2.фб
Расчеты с бюджетом по ЕСН (ПФР)
16
69/3
Расчеты с фондом медицинского страхования
7,3
68/1
Расчеты с бюджетом по НДФЛ
31
70
Расчеты по оплате труда
266
76/4
Депонированная заработная плата
9,4
96
Резерв на оплату труда
72
Журнал хозяйственных операций за месяц (руб):
№ п/п
Документ и содержание хоз. Операции
Данные по КР (сумма)
Счета операций
сумма операции
Д
К
1
Платежное поручение. Перечислено с р/сч в погашение задолженности полностью: ФСС
–
69/1
51
8000
ПФ
–
69/2.пф
51
36000
ФОМС
–
69/3
51
7300
НДФЛ
–
68/1
51
31000
ЕСН бюджет
–
69/2.фб
51
16000
2
Приходный кассовый ордер.Получено с р/сч в кассу для выплаты з/пл за предыдущий месяц
–
50
51
266000
3
Платежная ведомость. Выдана з/пл за предыдущий месяц
219600
70
50
219600
4
Реестр депонированной з/пл. Депонируется неполученная в срок з/пл
–
70
76/4
46400
= 266000-219600
5
Расходный кассовый ордер. Внесена на р/сч депонированная з/пл
–
51
50
46400
6
Расчетная ведомость. Начислена з/пл за текущий месяц рабочим основного производства за изготовление продукции
97300
20
70
97300
рабочим основного производства за обслуживание оборудования
7000
25
70
7000
рабочим вспомогательного производства
16100
23
70
16100
рабочим общехозяйственных служб
12200
26
70
12200
рабочим за установку и наладку приобретенных за плату ОС
2600
26
70
2600
рабочим склада за разгрузку и складирование материалов
2000
26
70
2000
рабочим за разборку ликвидируемого здания склада материалов
2900
91/2
70
2900
специалистам и служащим основного производства
11400
25
70
11400
специалистам и служащим вспомогательного производства
4200
26
70
4200
АУП предприятия
59500
26
70
59500
рабочим за время очередных отпусков
5600
96
70
5600
рабочим за упаковку гот. продукции
2100
44
70
2100
специалистам по договорам подряда за работу общехозяйственного назначения
4800
26
70
4800
7
Расчетная ведомость. Начислена ежемесячная премия в соответствии с положением о премировании: рабочим основного производства, занятым изготовлением продукции
9700
20
70
9700
рабочим основного производства, занятым обслуживанием оборудования
1000
25
70
1000
рабочим вспомогательного производства
1600
23
70
1600
рабочим общехозяйственных служб
1000
26
70
1000
специалистам и служащим основного производства
1500
25
70
1500
специалистам и служащим вспомогательного производства
700
26
70
700
АУП предприятия
6500
26
70
6500
8
Расчетная ведомость. Начислены: пособия по временной нетрудоспособности: а) за счет средств ФСС
3100
69/1
70
3100
б) за счет средств организации
1200
20
70
1200
материальная помощь
16800
91/2
70
16800
9
Расчетная ведомость. Произведены удержания: НДФЛ
26000
70
68/1
26000
за брак
1700
70
73/2
1700
алименты
3500
70
76
3500
10
Расчетная ведомость. Начислен ЕСН: в ФСС 2,9%
20
69/1
3103
23
69/1
513,3
–
25
69/1
606,1
26
69/1
2711,5
44
69/1
60,9
91/2
69/1
84,1
96
69/1
162,4
в Федеральный бюджет
20
69/2фб
6420
21400-14980
23
69/2фб
1062
3540-2478
25
69/2фб
1254
4180-2926
–
26
69/2фб
5610
18700-13090
44
69/2фб
126
420-294
91/2
69/2фб
174
580-406
96
69/2фб
336
1120-784
ФОМС
20
69/3
3317
23
69/3
548,7
25
69/3
647,9
26
69/3
2898,5
44
69/3
65,1
91/2
69/3
89,9
96
69/3
173,6
11
Начислены страховые взносы в ПФ на обязательное пенсионное страхование
20
69/2пф
14980
23
69/2пф
2478
25
69/2пф
2926
–
26
69/2пф
13090
44
69/2пф
294
91/2
69/2пф
406
96
69/2пф
784
12
Начислены в ФСС страховые платежи от несчастных случаев и проф. заболеваний 0,4%
20
69/11
428
23
69/11
70,8
25
69/11
83,6
–
26
69/11
374
44
69/11
8,4
91/2
69/11
11,6
96
69/11
22,4
13
Расчет бухгалтерии. Начислены отчисления в резерв на оплату очередных отпусков в размере 10% от основной з/пл и отчислений на социальные нужды
–
20
96
13524,8
23
96
2237,28
25
96
2641,76
–
26
96
11818,4
14
Справка бухгалтерии. Списывается депонированная з/пл, по которой истек срок исковой давности
1000
76/4
91/1
1000
Расчет начислений ЕСН и страховые взносы
Наименование
Счет
Ставка в %
счета БУ
ФОТ
Сумма налога
ЕСН в части, перечисляемой в ФСС
69/1
2,9
20
107000
3103
23
17700
513,3
25
20900
606,1
26
93500
2711,5
44
2100
60,9
91/2
2900
84,1
96
5600
162,4
ЕСН в части, перечисляемой в ФБ
69/4
20,0
20
107000
21400
23
17700
3540
25
20900
4180
26
93500
18700
44
2100
420
91/2
2900
580
96
5600
1120
Расчеты по ОМС
69/3
3,1
20
107000
3317
23
17700
548,7
25
20900
647,9
26
93500
2898,5
44
2100
65,1
91/2
2900
89,9
96
5600
173,6
Расчеты по ОПС
Страховая часть — 8%
Накопительная часть — 6 %
69/2
14,0
20
107000
14980
23
17700
2478
25
20900
2926
26
93500
13090
44
2100
294
91/2
2900
406
96
5600
784
ФСС от НС и ПЗ
69/11
0,4
20
107000
428
23
17700
70,8
25
20900
83,6
26
93500
374
44
2100
8,4
91/2
2900
11,6
96
5600
22,4
Расчет отчислений в резерв на оплату отпусков
№ счета
ФОТ
Налоги с ФОТа
ФОТ+
налоги
Сумма в резерв (ФОТ+Налоги)*10%
20
107000
28248
135248
13524,8
23
17700
4672,8
22372,8
2237,28
25
20900
5517,6
26417,6
2641,76
26
93500
24684
118184
11818,4
Итого:
239100
63122,4
302222,4
30222,24
продолжение
–PAGE_BREAK–
Ведомость распределения заработной платы и ЕСН.
Кт
Дт
Сч 70
Единый социальный налог
Счет
69/11
(ФСС нс и пз) 0,40%
Итого
ПФ 14%
69/2
69/1
(ФСС )
2,9%
69/3
(ОМС)
3,1%
69/4
(ФБ)
20%
20 «Основное производство»
Рабочим основного производства
з/пл
97300
2821,7
3016,3
21400
389,2
124927,2
13622
премия
9700
281,3
300,7
1940
38,8
12260,8
1358
Итого сч.20
107000
3103
3317
21400
428
135248
14980
23 «Вспомогательное производство»
Рабочим вспомогательного производства
з/пл
16100
466,9
499,1
3220
64,4
20350,4
2254
премия
1600
46,4
49,6
320
6,4
2022,4
224
Итого сч.23
17700
513,3
548,7
3540
70,8
22372,8
2478
25 «Общепроизводственные расходы»
Рабочим основного производства за обслуживание оборудования
з/пл
7000
203
217
1400
28
8848
980
премия
1000
29
31
200
4
1264
140
Специалистам и служащим основного производства
з/пл
11400
330,6
353,4
2280
45,6
14409,6
1596
премия
1500
43,5
46,5
300
6
1896
210
Итого сч.25
20900
606,1
647,9
4180
83,6
26417,6
2926
26 «Общехозяйственные расходы»
Рабочим общехозяйственных служб
з/пл
12200
353,8
378,2
2440
48,8
15420,8
1708
премия
1000
29
31
200
4
1264
140
Рабочим за установку и наладку приобретенных за плату ОС
з/пл
2600
75,4
80,6
520
10,4
3286,4
364
Рабочим склада за разгрузку и складирование материалов
з/пл
2000
58
62
400
8
2528
280
Специалистам и служащим вспомогательного производства
з/пл
4200
121,8
130,2
840
16,8
5308,8
588
премия
700
20,3
21,7
140
2,8
884,8
98
АПУ предприятия
з/пл
59500
1725,5
1844,5
11900
238
75208
8330
премия
6500
188,5
201,5
1300
26
8216
910
Специалистам по договорам подряда за работу общехозяйственного назначения
з/пл
4800
139,2
148,8
960
19,2
6067,2
672
Итого сч.26
93500
2711,5
2898,5
18700
374
118184
13090
44 «Расходы на продажу»
з/пл
2100
60,9
65,1
420
8,4
2654,4
294
Итого сч.44
2100
60,9
65,1
420
8,4
2654,4
294
91/2 «Прочие расходы»
з/пл
2900
84,1
89,9
580
11,6
3665,6
406
Итого сч.91/2
2900
84,1
89,9
580
11,6
3665,6
406
96 «Резервы предстоящих расходов»
отпускные
5600
162,4
173,6
1120
22,4
7078,4
784
Итого сч.96
5600
162,4
173,6
1120
22,4
7078,4
784
ИТОГО:
249700
7241,3
7740,7
49940
998,8
315620,8
34958
3. Учет затрат на производство.
Учет готовой продукции и ее реализации.
3.1. Учет затрат на производство.
Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции.
Государство регламентирует состав и уровень расходов, включаемых в себестоимость продукции предприятий, поскольку от величины издержек зависит прибыль предприятия, а следовательно — размер налога на прибыль.
Элементы и статьи затрат.
По действующим положениям при формировании расходов должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам:
материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация; прочие затраты.[4]
Этот перечень является основным для всех предприятий РФ.
К материальным затратам относятся стоимость сырья и материалов, приобретаемых на стороне, покупных комплектующих, полуфабрикатов, топлива, покупной энергии, природного сырья (плата за воду). При определении материальных затрат важное значение имеет оценка использованных материальных ресурсов. Из затрат на материальные ресурсы, включаемых в себестоимость, вычитается стоимость возвратных отходов.
Итоговая сумма по элементам затрат представляет собой производственную себестоимость продукции. Если к ней добавить коммерческие (непроизводственные расходы), получается полная себестоимость продукции.
На практике учет затрат по статьям себестоимости ведется по каждому цеху, по производству и по предприятию в целом. По статьям затрат составляется и расчет себестоимости единицы продукции. Получившаяся сумма затрат по каждой статье делится на количество выработанной продукции за соответствующий период и определяется себестоимость единицы продукции по статьям затрат.
Чаще предприятия вырабатывают несколько видов продукции. Для составления расчета себестоимости единицы продукции (калькуляции) некоторые расходы относятся в себестоимость продукции прямым путем (на основании первичных документов), а некоторые виды приходится распределять между изделиями косвенным путем. Способ распределения зависит от содержания расходов, которые подлежат распределению.
Включение материальных затрат.
Отпуск материальных ресурсов со склада оформляется лимитно-заборными картами, требованиями. По данным первичных документов определяется расход материалов на производство. Расходом материалов на производство считается количество материалов, отпущенных со склада за вычетом возврата материалов, не начатых обработкой на конец месяца в цехах. На материалы, оставшиеся в цехах на конец месяца не запущенными в обработку, составляется накладная на внутреннее перемещение (на возврат) последним днем месяца (Д 10 — К 20). Одновременно составляется требование на отпуск материалов со склада первым днем нового месяца, по которому материалы списываются (Д 20 — К 10).
На основании первичных документов о расходе материалов составляется ведомость распределения материалов по направлениям расхода. Если материалы учитываются по учетным ценам, то отдельной графой приводятся отклонения фактической себестоимости от учетных цен.
При списании материалов, израсходованных на производственные цели, они подлежат распределению по объектам калькуляции. Порядок распределения материалов по видам изделий зависит от роли, которую играют материалы в технологическом процессе.
Использованные основные материалы составляют прямые расходы и учитываются по видам продукции на основании первичных документов об отпуске их в производство. Однако в ряде случаев из одного и того же материала вырабатывают несколько видов продукции. В этих случаях возникает необходимость косвенного распределения основных материалов по видам продукции.
Учет отходов производства.
Отходами производства являются остатки материалов, возникшие в процессе их обработки и утратившие полностью или частично свои потребительские свойства. По возможности сбора различают отходы возвратные и безвозвратные.
В учете отражаются только возвратные отходы. Под возвратными отходами понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, теплоносителей и других видов материальных ресурсов, образовавшихся в процессе производства продукции, утративших полностью или частично потребительские качества исходного ресурса и в силу этого используемые с повышенными затратами (с понижением выхода продукции) или вовсе не используемые по прямому назначению. Не относятся к возвратным отходам остатки материальных ресурсов, которые в соответствии с установленной технологией передаются в другие цеха в качестве полноценного материала для производства других видов продукции, а также попутная продукция, перечень которых устанавливается в отраслевых инструкциях по учету затрат на производство.
Возвратные отходы могут быть используемыми (по прямому назначению или на другие цели) и неиспользуемыми вообще, хотя предприятие вынуждено их собирать, складировать или вывозить на свалку. Безвозвратные отходы в данное время являются неулавливаемыми и представляют собой распыляемые вещества (угары) и выбрасываемые в окружающую среду. Стоимость возвратных отходов вычитается из затрат на материалы. Безвозвратные отходы не оцениваются и в учете не отражаются.
продолжение
–PAGE_BREAK–
Возвратные отходы оцениваются в следующем порядке:
реализация на сторону для использования в качестве полноценного ресурса — оцениваются по полной цене исходного материала; используется в основном производстве, но с повышенными затратами — по цене возможного использования.
Передача возвратных отходов цехом-сдатчиком другим цехам или на склад материалов или отходов оформляется накладной (Д 10 — К 20,23). Передача отходов из одного цеха в другой учитывается как внутренняя переброска материалов.
Списанные суммы должны быть отражены по конкретным изделиям, от производства, которого получены соответствующие отходы. Чаще отходы собирают в целом по цеху за месяц. Поскольку цех изготавливает несколько видов продукции, стоимость отходов распределяется по видам изделий косвенным путем (пропорционально массе или стоимости материалов, израсходованных на производство конкретных изделий в данном цехе за месяц).
Включение расходов на оплату труда и начислениям на социальные нужды.
Оплата труда включается в себестоимость продукции одновременно с ее начислением (Д 20,23,25,26 — К 70). В себестоимости затраты труда отражаются двумя статьями: основная и дополнительная заработная плата. Порядок распределения по видам продукции зависит от вида заработной платы.
Основная заработная плата производственных рабочих, начисленная по сдельным расценкам, включается в себестоимость конкретных изделий на основании первичных документов (рапортов о выработке, нарядов, маршрутных листов, ведомостей). Различные выплаты, не связанные с изготовлением конкретных видов продукции, распределяются между изделиями пропорционально прямой оплате труда рабочих-сдельщиков, пропорционально нормативным ставкам этой заработной платы на единицу продукции.
Дополнительная заработная плата производственных рабочих распределяется между изделиями и заказами пропорционально сумме основной заработной платы производственных рабочих, отнесенных на соответствующие изделия.
Основная и дополнительная заработная плата рабочих, занятых обслуживанием и ремонтом основных средств, рабочих вспомогательных цехов, служащих относится на счета 25, 26 и распределяются в составе общепроизводственных и общехозяйственных расходов.
Включение общепроизводственных расходов.
Общепроизводственные (общецеховые) расходы связаны с обслуживанием и управлением производства цехов. Состав и уровень общепроизводственных расходов определяется сметами на содержание и эксплуатацию оборудования, управленческих и хозяйственных расходов цеха. Общепроизводственные расходы планируются отдельно по каждому цеху предприятия. Общепроизводственные расходы планируются и учитываются по типовой номенклатуре статей:
амортизация производственного оборудования и транспортных средств; отчисления в ремонтный фонд или затраты по ремонту производственного оборудования и транспортных средств; содержание аппарата управления цеха; содержание прочего цехового персонала; проведение испытаний, опытов, исследований; организация рационализации и изобретательства; охрана труда работников цеха (расходы по содержанию средств техники безопасности, вентиляции, расходы на спецодежду и др.)
Синтетический учет общепроизводственных расходов ведется на счете 25 (активный, собирательно-распределительный счет). Аналитический учет общепроизводственных расходов ведется в специальных ведомостях по статьям затрат отдельно по каждому цеху.
По окончании месяца сумма общепроизводственных расходов, учтенная по дебету счета 25, списывается проводками Д 20 — К 25, Д 28 — К 25 (сумма брака) и распределяется по видам продукции. Общепроизводственные расходы распределяются по каждому цеху отдельно и включаются в себестоимость той продукции, которая вырабатывается данным цехом, а также в стоимость брака в производстве. Для распределения общепроизводственных расходов по видам продукции в разных отраслях применяют разные способы:
пропорционально количеству часов работы оборудования; пропорционально затратам на обработку изделий (без стоимости материалов, доплат); пропорционально массе или объему выработанной продукции; пропорционально заработной плате производственных рабочих.
Достаточно часто применяется распределение общепроизводственных расходов пропорционально заработной плате основных рабочих.
Сумма общепроизводственных расходов, отнесенная на определенный вид продукции, подлежит распределению между выпущенной готовой продукцией и остатком незавершенного производства.
Синтетический учет общехозяйственных расходов ведется по счету 26 «Общехозяйственные расходы».
По окончании отчетного месяца общехозяйственные расходы списываются проводкой Д 20 — К 26, при этом происходит распределение по видам продукции, выработанной предприятием. Распределение общехозяйственных расходов по видам продукции между готовой продукцией и незавершенным производством производится аналогично общепроизводственным расходам. Чаще всего распределение производится пропорционально заработной плате производственных рабочих.
Учет потерь в производстве.
Браком в производстве считается продукция, которая вследствие нарушения технологии и некоторых других причин не может быть использована по прямому назначению, либо требуют дополнительных затрат на исправление. По характеру дефектов различают брак окончательный и исправимый. Окончательным считается брак, который технологически исправить невозможно или экономически нецелесообразно. Брак различают также по местам возникновения: выявленный до отгрузки продукции покупателю считается внутренним, а выявленный после отгрузки — внешним браком.
Различают брак также по причинам его возникновения и виновникам. На предприятиях разрабатывается специальный перечень возможных причин брака и по каждой определяется виновник (например, причина — отступление от технологии обработки детали, виновник — исполнитель). Как правило, брак не планируется, но в некоторых отраслях он может предусматриваться технологическими нормами (литейное, стекольное и т.д.).
Брак выявляется работниками отдела технического контроля (ОТК) и самими рабочими при переходе от одной операции к другой. Возможность исправления брака определяется работниками технических служб предприятия.
Выявленный брак фиксируется в первичных документах по учету выработки рабочих (отмечается количество годных изделий и брака). На каждый случай окончательного брака составляется акт о браке (указывается наименование изделия, операция, на которой обнаружен брак, причина, виновник, стоимость забракованного изделия по цене возможного использования, сумма, подлежащая взысканию с виновника брака).
Затраты, связанные с браком, требуют специального расчета. Себестоимость внутреннего окончательного брака включает фактические затраты с первой операции по забракованному изделию до операции, на которой был обнаружен брак (по всем статьям, кроме расходов на подготовку и освоение производства, общехозяйственных расходов). Так как рассчитать фактические затраты на забракованное изделие сложно, разрешается оценить расходы на брак по нормативным затратам.
Себестоимость внешнего окончательного брака складывается из фактической производственной себестоимости забракованного изделия и расходов на их замену и транспортировку к покупателю и обратно. На себестоимость внешнего брака уменьшают объем выпуска и реализации продукции за тот месяц, в котором получена и признана претензия на брак.
По данным ведомости о браке и документов о расходах на исправление брака производятся записи на счетах бухгалтерского учета. Окончательный брак изымается из производства, а относящиеся к нему затраты списываются проводкой Д 28 — К 20. Списанные расходы по окончательному браку уменьшаются на суммы компенсаций:
приходуется стоимость забракованных изделий по ценам возможного использования Д 10 — К 28; отражаются суммы, удержанные с виновников брака: Д 70 — К 28.
Затраты на исправимый брак из затрат на производство не списываются. Расходы на исправление брака отражаются проводкой Д 28 — К 10,70,69,25.
Путем сопоставления оборотов счета 28 выявляются чистые потери от брака в производстве, которые списываются в себестоимость готовой продукции проводкой Д 20 — К 28.
Чистые потери от брака включаются в себестоимость продукции отдельной статьей. Вся сумма потерь от брака включается в себестоимость готовой продукции. Лишь в индивидуальном и мелкосерийном производстве потери могут включаться и в себестоимость незавершенного производства. Потери от внешнего брака продукции, выпущенной в прошлом периоде, списывается в себестоимость аналогичной продукции в текущем отчетном периоде. Если такая продукция не производится, то потери от брака распределяются по всем видам продукции аналогично распределению общехозяйственных расходов.
Включение расходов вспомогательных производств.
Особенность вспомогательных производств, предприятия состоит в том, что свою продукцию и услуги они передают цехам основного производства. Например, в машиностроении вспомогательным производством занимаются инструментальный, модельный, ремонтный, транспортный цех. Так как продукция вспомогательных производств потребляется цехами основного производства, она включается в затраты основных цехов в оценке по фактической себестоимости.
Состав затрат вспомогательных цехов аналогичен затратам основных цехов. Прямые расходы учитываются по дебету 23 по видам продукции и статьям затрат. Косвенные расходы относятся на счет 25.
По характеру технологического процесса и однородности выпускаемой продукции различают простые и сложные вспомогательные производства. Простые производства вырабатывают в массовом порядке однородную продукцию, не имеют или имеют стабильные остатки незавершенного производства; все их затраты обычно являются прямыми (электроцех, водонасосные станции, транспортный цех). Выпуск их продукции учитывается по счетчикам, данные которых снимают и оформляют справкой. Так как эти цеха вырабатывают 1 вид однородной продукции, все их затраты являются прямыми, а себестоимость единицы продукции определяется путем деления общей суммы затрат на количество продукции, отпущенной потребителю.
Сложные вспомогательные производства (инструментальные, модельные, ремонтно-механические цеха) вырабатывают разнородную продукцию, имеют значительные и нестабильные остатки незавершенного производства. Их затраты учитываются как и расходы основных цехов: счет 23 — прямые по видам продукции, счет 25 — косвенные, которые распределяются по окончании месяца по видам продукции.
Учет и оценка незавершенного производства.
В предприятиях многих отраслей промышленности на конец месяца в цехах обычно остается продукция, незаконченная обработкой — незавершенное производство. При определении фактической себестоимости выпущенной продукции к затратам на производство за месяц прибавляется стоимость незавершенного производства на начало месяца и вычитается стоимость незавершенного производства на конец месяца.
Незавершенным производством является продукция, не прошедшая всех стадий обработки, предусмотренных технологией производства, установленных испытаний, технической приемки, не укомплектованные изделия, незаконченные или непринятые заказчиком работы. Оконченная забракованная продукция, полуфабрикаты и материалы, находящиеся в цехах, но не начатые обработкой, к незавершенному производству не относятся.
Для уточнения данных оперативного учета периодически проводится инвентаризация остатков незавершенного производства на конец месяца. Все незаконченные обработкой изделия в цехе записываются в инвентаризационную ведомость. В ней указывается количество незаконченных изделий, номер производственной операции, на которой они находятся, процент их готовности.
Остатки незавершенного производства оцениваются, как правило, по фактической себестоимости по всем статьям калькуляции. В массовом и серийном производстве разрешается оценивание незавершенного производства по нормативным и плановым расходам, а в цехах с кратким производственным циклом — только по себестоимости находящегося в переработке сырья, материалов, полуфабрикатов.
3.2. Учет готовой продукции и ее реализации.
Учет выпуска готовой продукции
Готовая продукция может учитываться по фактической и плановой себестоимости.
При учете готовой продукции по фактической себестоимости выпуск ее из производства осуществляться проводкой Д 43 — К 20 на сумму фактической себестоимости произведенной продукции.
При учете по плановой себестоимости определяется внутрипроизводственный результат работы предприятия — экономия или перерасход в затратах на производство. Эта разница определяется на счете 40 «Выпуск продукции». Этот счет является контрольно-результативным: по дебету счета указывается фактическая производственная себестоимость продукции, а по кредиту — нормативная (плановая) себестоимость. Путем сопоставления оборотов по дебету и кредиту выявляется отклонение фактической производственной себестоимости от плановой. Перерасход списывается дополнительной проверкой, а экономия сторнируется (Д 90 — К 40). Счет 40 ежемесячно закрывается и сальдо не имеет.
Предварительные калькуляции составляют до начала изготовления продукции. Они бывают сметные, плановые и нормативные. Сметная калькуляция- это расчет предполагаемой себестоимости единицы нового вида продукции. Она составляется на основе нормативов, разрабатываемых лабораторным путем. Плановая калькуляция представляет собой расчет себестоимости единицы продукции, исходя из установленных плановых норм с учетом заданий по снижению себестоимости на предстоящий период. Нормативная калькуляция- это расчет себестоимости единицы продукции исходя из действительных технологических норм затрат на определенную дату. Отчетная калькуляция определяет фактические затраты на единицу продукции.
В зависимости от объема затрат, включенных в калькуляцию, различают калькуляцию цеховой, производственной и полной себестоимости. Калькуляция цеховой себестоимости включает только затраты цеха. В них входят затраты материалов, заработная плата производственных рабочих цеха, начисления на заработную плату, общепроизводственные расходы, потери от брака. Эти калькуляции используются для определения себестоимости полуфабрикатов, доли цехов в затратах на изделие (при бесполуфабрикатном способе), для определения себестоимости окончательного брака. Калькуляция производственной себестоимости включает все затраты предприятия на производство продукции. На ее основе выявляются общий производственный результат работы предприятия (экономия или перерасход) по сравнению с принятыми нормами расходов. Калькуляция полной себестоимости охватывает все затраты на производство и реализацию продукции. Она используется для выявления финансового результата от реализации продукции (прибыль или убыток).
Калькуляции различаются также степенью детализации данных. Они могут составляться по укрупненным показателям, только по установленной номенклатуре статей в денежном измерении. Калькуляция может быть детализирована, когда применяются денежные и натуральные измерители.
Другим важным принципом калькулирования является обоснованный выбора метода учета производственных затрат и исчисление себестоимости (разрабатываются специальные рекомендации). Но есть общие моменты, которые необходимо определить: объекты калькулирования, объекты учета затрат, порядок распредедления затрат по объектам калькулирования, порядок организации аналитического учета затрат на производство, содержание калькуляций. Каждый из этих пяти элементов является составной частью метода калькулирования.
Объект калькулирования- тот вид продукции, себестоимость которой должна исчисляться в калькуляции (вид продукции, конструктивно и технически отличающейся от других видов, либо тип продукции, объединяющий группу однородных видов, сходных по конструкции и технологии, близких для их производства материалов, но различающихся по размерам, качеству исполнения). Обычно объект калькулирования требует измерения. Единица называется калькуляционной единицей. Себестоимость продукции определяется в расчете на одну калькуляционную единицу (1 шт., 1 т.).
Бухгалтерия открывает на каждый заказ отдельный учетный регистр. Таким образом, затраты по каждому заказу учитываются отдельно. Косвенные расходы в течение месяца учитываются на счетах 25, 26, а по окончании месяца распределяются по заказам пропорционально установленной базе (чаще всего пропорционально сумме основной заработной плате производственных рабочих, отнесенных на соответствующие заказы). Себестоимость каждого заказа определяется путем суммирования всех затрат, учтенных по данному заказу. Если в выполнении заказа участвовали несколько цехов, суммируются затраты всех таких цехов.
Документация по операциям с готовой продукцией.
Готовой продукцией считаются изделия, обработка которых полностью закончена на данном предприятии, которые точно соответствуют обязательным стандартам (ГОСТам) и техническим условиям (ТУ), приняты отделом технического контроля (ОТК предприятия), укомплектованы и сданы на склад предприятия или заказчику по установленным документам. Качество продукции подтверждается сертификатами.
Сдача готовой продукции из цеха на склад предприятия оформляется приёмно-сдаточными накладными. После составления накладной подсчитывается количество сданной продукции по каждому наименованию, указывается учётная цена. Накладная подписывается представителем цеха-сдатчика, склада-получателя и отдела технического контроля. Другими способами оформления являются ведомость сдачи продукции из цеха на склад или акт приёмки-сдачи при сдаче продукции заказчику непосредственно из цеха. Документальный учёт готовой продукции на складе осуществляется так же, как и документальный учёт материалов.
Бухгалтерия ведёт учёт готовой продукции в денежной форме, используя оценку по фактической или нормативной себестоимости. В балансе готовая продукция всегда присутствует по фактической себестоимости. Однако фактическая себестоимость определяется только в конце месяца, поэтому для удобства технического учёта используют учётные цены (нормативная себестоимость). В этом случае отдельно приходится учитывать отклонения.
При отгрузке продукции покупателю в соответствии с договором поставки отдел сбыта предприятия выписывает приказ-накладную, в которой объединяются два документа — приказ складу на отгрузку продукции и накладная на отпуск продукции со склада. Данные на отпуск заполняются отделом сбыта, а о фактическом отпуске — материально-ответственными лицами. Продукция передаётся экспедитору для заполнения транспортных документов. При вывозе продукции автотранспортом составляется товарно-транспортная накладная. К товарно-транспортным накладным и приказам-накладным прилагаются спецификации (упаковочные ведомости), в которых приводится подробный перечень отгруженной продукции и даётся её характеристика, паспорта, сертификаты качества и другие документы, обусловленные договором поставки.
После сдачи отгрузочных документов в бухгалтерию на имя покупателя выписывается счёт-фактура, платёжное требование-поручение и счёт-фактура для учёта НДС. Отдельными строками в документах учитываются стоимость продукции и стоимость тары. Устанавливается особый порядок возмещения расходов по отгрузке продукции. Обычно применяется метод, согласно которому все расходы по отгрузке до станции отправления и погрузке продукции в вагоны поставщик принимает за свой счёт и включает их в себестоимость реализуемой продукции, а все остальные расходы по отгрузке несёт покупатель.
Учет реализации готовой продукции
Реализация готовой продукции отражается на момент отгрузки ее покупателям. Зачастую поставщик производит определённые расходы по отгрузке и реализации продукции. Эти расходы называются коммерческими расходами или расходами на продажу. В эти затраты входят:
затраты на тару, упаковку продукции; расходы по доставке продукции покупателю; комиссионные сборы, выплачиваемые сбытовым организациям, вознаграждения торговым организациям; прочие расходы (специальные анализы качества продукции, печать паспортов, проектов, реклама).
Учёт коммерческих расходов ведётся по счёту 44 «Расходы на продажу». По мере осуществления затрат и в зависимости от их вида делается проводка Д 44 — К 10, 23, 71, 51 По окончании отчётного периода коммерческие расходы распределяются между суммой реализованной продукции и остатком товаров, отгруженных на конец месяца. Накопленные за месяц расходы распределяют следующим образом. Прямые расходы списываются по принадлежности на основании первичных документов, а косвенные расходы, относящиеся к нескольким видам продукции, распределяются пропорционально количеству, весу, объёму или стоимости по учётным ценам.
Реализация готовой продукции осуществляется через счёт 90 «Продажи». Этот счет является финансово-результатным. По дебету счета отражается совокупность затрат на производство и реализацию готовой продукции (себестоимость реализованной продукции и другие расходы). По кредиту счета указывается выручка от реализации готовой продукции (сумма полученных от покупателей средств). Разница между оборотами дебета и кредита счета 90 представляет собой финансовый результат от реализации продукции (прибыль или убыток). Этот результат ежемесячно списывается на счёт 99 «Прибыли и убытки» посредством закрытия счета 90.
Предприятие в момент предъявления покупателям расчётных документов на оплату делает проводку Д 62 — К 90 на сумму выручки от реализации. Одновременно списывается себестоимость реализованной продукции проводками:
Д 90 — К 43, если учет готовой продукции ведется по фактической себестоимости; если же учет готовой продукции ведется по нормативной себестоимости, то делаются две проводки Д 90 — К 43 на сумму нормативной себестоимости и Д 90 — К 40 на сумму отклонений. Если отклонения положительны (фактическая себестоимость превышает нормативную), то делается дополнительная проводка, в противном случае отклонения сторнируются.
Если предприятием при реализации продукции были произведены коммерческие расходы, то делается проводка Д 90 — К 44.
Также начисляется НДС по реализованной продукции. Эта сумма оплачивается покупателем, т.е. входит в сумму выручки. Эту сумму предприятие-поставщик должно перечислить в бюджет. Поэтому для предприятия-поставщика этот налог является прямым и начисляется проводкой Д 90 — К 68.
В конце отчетного периода счет 90 закрывается, т.е. делается одна из двух проводок:
Д 90 — К 99, если получена прибыль от реализации продукции; Д 99 — К 90, если сформирован убыток от реализации продукции.
3.3. Контрольная работа № 3
5 вариант
Задание:
На основе исходных данных о произведенных ООО «Рассвет» затратах
на производство продукции:
1. Составить корреспонденцию счетов по приведенным хозяйственным операциям.
2. Открыть счета учета затрат и отразить на них хозяйственные операции с указанием корреспондирующих счетов.
3. Составить ведомости распределения общепроизводственных и общехозяйствен-
ных расходов.
4. Составить отчетную калькуляцию по законченным заказам.
Исходные данные:
1. ООО «Рассвет» имеет основное производство, ремонтный цех и службу
управления; осуществляет мелкосерийное производство и ведет учет
затрат по заказам. В текущем месяце основным производством выполнялись работы
по трем заказам — № № 7,8,9. При этом работы по заказу № 7 были начаты в предыдущем
месяце и завершены в текущем месяце. Работы по заказу № 8 были начаты и завершены
в текущем месяце; работы по заказу № 9 были начаты в текущем месяце и не завершены.
Косвенные расходы согласно учетной политике распределяются по заказам пропор-
ционально основной з/пл рабочих.
Выручка в целях налогообложения учитывается по моменту отгрузки продукции
покупателю.
2. Остатки незавершенного производства на начало месяца по заказу № 7 составили (руб.):
№ п/п
Наименование статей затрат
Данные по КР
(сумма)
1
Основные материалы
5000
2
Вспомогательные материалы
450
3
Топливо на технологические цели
650
4
Энергия на технологические цели
540
5
Основная заработная плата производственных рабочих
12000
6
Дополнительная заработная плата производственных рабочих
–
7
Отчисления на социальные нужды
4620
8
Расходы по подготовке и освоению производства
1000
9
Общепроизводственные расходы
8100
10
Потери от брака
250
11
Общехозяйственные расходы
6100
Итого:
38710
продолжение
–PAGE_BREAK–
3. Хозяйственные операции за месяц, (руб.):
–PAGE_BREAK–