Позаказный метод учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции работ, у

–PAGE_BREAK–2 Бухгалтерские записи в системе позаказной калькуляции затрат

Учетные записи при позаказном методе показывают материальные, трудовые и накладные расходы, а также распределение накладных расходов, производимое на требуемом уровне детализации, но этот процесс всегда ограничивается конкретным заказом.

Технологический процесс и учетные процедуры в позаказной системе калькулирования отличаются по отраслям и типам производств, однако большинство предприятий в той или иной степени применяют:

–    планирование производства в целом и в разрезе потоков затрат;

–    карточку регистрации затрат по заказу;

–    производственный график;

–    сбор и распределение затрат;

–    подготовку отчетов о себестоимости заказа;

–    ведение калькуляционных счетов, журналов, книг и других учетных регистров, формирующих структуру учета и его связь с системой калькулирования.

Все учетные процедуры и записи в позаказной системе должны быть скоординированы со структурной основой для осуществления надлежащей организации учета и контроля.

2.1 Документирование учетных операций в системе позаказной калькуляции

Для документирования операций по учету затрат применяются первичные учетные документы. Для учета материальных затрат – лимитно-заборные карты, требования, требования-накладные. Для учета затрат на оплату труда – расчетно-платежные ведомости, разработочные таблицы распределения заработной платы. Учет расходов по обслуживанию производств и управлению – ведомости учета затрат цехов. Учет потерь от простоев и прочих производственных расходов – простойные листки. Учет и инвентаризация незавершенного производства – инвентаризационные описи, сличительные ведомости. Учет нормируемых расходов: командировочные расходы – авансовые отчеты, представительские расходы – сметы расходов.

Заказы открывают на одно изделие в индивидуальном и на несколько изделий в мелкосерийном производстве. Основанием для открытия заказов служат договоры с заказчиками на изготовление того или иного вида продукции. Заказы открывают в планово-производственном отделе предприятия на специальных бланках, которые затем поступают в цехи-исполнители заказов и бухгалтерию. Каждому заказу присваивают код, который проставляют в карточке учета затрат на производство и на всех документах по расходу материалов, начислению заработной платы рабочим и др. Следовательно, аналитический учет ведут в карточках, открываемых на каждый заказ, в которые записывают затраты по статьям калькуляции.

Таким образом, основным учетным регистром при позаказном методе калькулирования является карточка учета заказов. Эта же карточка может выполнять контрольную функцию. По ней сравнивают предполагаемые и фактические затраты на заказ, выявляются отклонения и вызвавшие их причины.

Охарактеризуем карточку регистрации затрат по заказу. В карточке регистрации затрат по заказу содержатся номер заказа, разрешение на проведение работ и их описание, определяется временной промежуток, необходимый для выполнения заказа, а также указывается количество единиц, которое нужно произвести. Затраты регистрируются по мере прохождения изделия по стадиям производства, обычно соотносимым с определенными структурными подразделениями. Таким образом, карточка предоставляет средство контроля отдельных стадий заказа и разграничивает персональную ответственность руководителей подразделений за выполнение заказа (Приложение 2).

Во многих случаях в карточку производственного заказа могут включаться дополнительные сведения, например продажные цены, наименование покупателя, инструкции по транспортировке и т.п., а также итоговые данные по затратам, что дополняет отчет о себестоимости. Очевидно, что степень детализации информации, необходимой для обеспечения заказа, варьируется в зависимости от условий конкретного контракта или требований предприятия. Однако в любом случае общая сумма затрат, зарегистрированная в карточках заказов на конец отчетного периода, будет равна остатку по счету «Незавершенное производство» на указанную дату.

Перечень операций, которые должны быть произведены для исполнения заказа, составляет производственный график. В этой части данная форма повторяет одну из функций рассмотренной ранее карточки заказа, также обеспечивающей регистрацию операций. Однако производственный график, как правило, не требует отнесения операций к конкретному заказу, поэтому он также может быть использован для нескольких заказов одновременно, причем как уже находящихся в производстве, так и тех, которые еще только должны начаться.

Цель производственного графика – согласование стадий производства заказов и операций по заказу, производимых конкретной структурной единицей предприятия. График интегрируется с производственным планом и системой калькулирования. Данную форму можно использовать в целях контроля, поскольку она формирует многие необходимые для производственной программы показатели, как в суммарной форме, так и в детализированном виде в зависимости от требуемых организационных процедур и учетных записей.

Производственные графики являются частью фактической системы калькулирования, выступают как средство контроля, регистрации и сбора затрат.

Применение графика, содержащего движение физических единиц, будет зависеть в основном от его использования в общей системе предприятия. Он может заменять карточку производственного заказа в части контроля натуральных показателей для каждого заказа. Он может применяться для регистрации заказов или этапов работ, производимых в каждом производственном подразделении. Наконец, он может быть использован в качестве общей программы по планированию производства для предприятия в целом. В последних двух случаях производственные графики могут принимать форму планов.

После окончания выполнения заказа и его технической приемки представителями заказчика, производственным отделом обычно выписывается и рассылается цехам и бухгалтерии предприятия извещение о закрытии заказа, после чего прекращаются какие бы то ни было расходы по данному заказу. На некоторых предприятиях, например, в электротехнической промышленности, основанием для закрытия заказа служит сдаточная накладная.

От четкости и оперативности обработки и движения документов в конечном итоге зависит быстрота принятия решения. Поэтому рациональной организации документооборота всегда уделяется большое внимание в бухгалтерии, где несвоевременная обработка финансовых документов может привести к отрицательным экономическим последствиям.

    продолжение
–PAGE_BREAK–2.2 Методика калькуляции себестоимости и учет затрат при позаказном методе

Затраты собираются по каждой завершенной партии, а не за промежуток времени; ведется только один счет незавершенного производства, который расшифровывается ведением отдельных карточек учета затрат по каждому заказу, находящемуся в производстве.

Как уже было сказано выше, группируют затраты по заказам и исчисляют себестоимость каждого заказчика в карточках учета производства. На основании карточек составляют отчетную калькуляцию себестоимости единицы продукции (Приложение 3).

Все прямые затраты учитывают в разрезе установленной номенклатуры статей по отдельным заказам.

В отдельной карточке по заказу потребителя учитывается следующее:

1.    материалы, приобретенные специально для осуществления заказа (на основе приемных актов или счетов-фактур поставщиков);

2.    материалы, извлеченные из запасов (на основе заявок);

3.    заработная плата производственные рабочих (на основе карточки табельного учета времени, затраченного на выполнение заказа);

4.     прочие прямые затраты (амортизация производственного оборудования, работы, выполненные субподрядчиками).

По выполнении заказа, в калькуляционной карточке выводится общая сумма прямых затрат, после чего на основе одного из принятых методов подсчитываются и вносятся накладные расходы. Накладные расходы не всегда попадают на счет заказа. Если размер их незначителен в сравнении с суммой прямых затрат, то они отражаются в составе расходов периода.

Потери от брака, как правило, списываются на те заказы, при выполнении которых произошел брак. Отражение их в себестоимости незавершенного производства может быть только в случае, если они относятся к определенному незаконченному заказу.

Себестоимость заказа определяется суммой всех затрат производства со дня открытия его до дня выполнения и закрытия. Следовательно, составляют калькуляцию при позаказном методе после того, как закончено выполнение работы по заказу. Окончание работы по заказу фиксируют в документе (накладной, акте) на сдачу выполненных готовых изделий или работ. После этого заказ закрывают: выписку документов с обозначением номера закрытого заказа прекращают.

Если в конце учетного периода заказ не завершен, общий размер затрат на определенное число, записанный в калькуляционной карточке, дает цифру по незавершенному производству. Себестоимость заказа можно сравнить с предварительными подсчетами, что дает возможность проанализировать разницу между реальной (фактической) и ориентировочной (плановой) стоимостью.

Рассмотрим пример. ТОО «Омега» относится к средним предприятиям с серийным производствам. Характеризуется периодической повторяемостью изготовления и выпуска одинаковых изделий, которые образуют серию. Ему присущи следующие особенности: ограниченная номенклатура выпускаемой продукции; сравнительно широкая специализация рабочих мест. Отдельные рабочие участки функционируют в рамках одного производственного цеха. Выработка готовой продукции определяется нарядами на сдельные работы.

На данном предприятии применяется позаказный метод учета затрат и калькулирования себестоимости изделия. Производство электротехнического оборудования — сложный и длительный процесс, характеризуется, как правило, разнородностью структуры технологического процесса в зависимости от вида изделия.

Предприятию ТОО «Омега» заказали произвести станок газорежущий универсальный СГШ-1-60 в количестве 10 штук. Заказ открывают на основании договора с заказчиком.

Таким образом, в данном случае объектом учета и калькулирования является отдельный производственный заказ на данную продукцию (станок газорежущий), создаваемый на заранее определенное количество продукции (10 штук).

В аналитическом учете ТОО «Омега» производственные затраты группируются по заказу в разрезе установленных статей калькуляции. Плановым отделом ТОО «Омега» установлены следующие статьи калькуляции для производства этого вида продукции:

1.   Сырье и материалы

2.   Топливо и энергия на технологические цели

3.   Заработная плата производственных рабочих

4.   Отчисления от оплаты труда

5.   Расходы на подготовку и освоение производства

6.   Накладные расходы

7.   Потери от брака

Заказу присвоен номер 727, который в дальнейшем проставляют на всех документах по прямым затратам производства (на лимитно-заборных картах, в требованиях, маршрутных листах и других документах на работы по выполнению заказа). В заказе на изготовление станка газорежущего указано, что изготовление будет осуществляться в трех цехах предприятия в течении 2 месяцев.

Группировку затрат по данному заказу осуществляют в таблице распределения расхода материалов, заработной платы в карточках учета производства. Себестоимость одного вида изделий определяют делением суммы затрат по заказу на количество изготовленных изделий. Разделив сумму по каждой статье на количество выпуска, получают постатейную сумму затрат на одно изделие.

При изготовлении и реализации единичного заказа на изготовление станка газорежущего имели место следующие прямые и косвенные расходы, тенге (таблица 1).
Таблица 1 – Затраты на изготовление заказа 727

Кроме того, первый сборочный цех вернул материалы на склад в сумме 1200 тенге в мае месяце и 1100 тенге в июне, поскольку они превышали потребность в материалах для выполнения заказа. Стоимость материалов определяется в конце каждого месяца на основе средневзвешенной стоимости (используется периодическая система).

Также в первом сборочном цехе были испорчены комплектующие на станок, которые классифицировались бухгалтерской службой предприятия как потери от брака. Данные комплектующие учитывались предприятием в качестве сырья и материалов, стоимость их составила 1300 тенге в мае 2007 года и 1100 тенге в июне. Рассчитаем себестоимость выпуска продукции:

1) Расчет прямых материальных затрат:

–       материальные затраты по цехам в мае 2007 года составили 51000 тенге;

–       материальные затраты по цехам в июне 2007 года составили 56000 тенге;

–       итого 107000 тенге

–       возвратные отходы (- 1200) + (-1100) = -2300 тенге.

–       затраты на топливо и энергию в сумме 4700 тенге (2500 в мае + 2200 в июне).

Итого прямые материальные затраты составили 109400 тенге.

2) Расчет прямых затрат на оплату труда производственных рабочих:

–       оплата труда производственных рабочих трех сборочных цехов в мае 2007 года составила – 31800 тенге;

–       отчисления от оплаты в мае составили – 6010 тенге;

–       оплата труда производственных рабочих трех сборочных цехов в июне 2007 года составила – 36040 тенге;

–       отчисления от оплаты в июне составили – 6811 тенге;

Итого прямые затраты на оплату труда составили 80661 тенге.

3) Накладные расходы за два месяца составили 69090 тенге.

4) Расходы вспомогательных производств на подготовку и освоение производства, которые были затем отнесены на затраты первого сборочного цеха в сумме 3700 тенге.

5) Потери от брака за два месяца составили 2400 тенге.

Итого себестоимость заказа №727: 109400 + 80661 + 69090 + 3700 + 2400 = 265251 тенге.

Данная себестоимость заказа отражена как в карточке учета производства (Приложение 2). Себестоимость заказа можно сравнить с предварительными подсчетами, что дает возможность проанализировать разницу между реальной (фактической) и ориентировочной (плановой) стоимостью. Бухгалтерская служба ТОО «Омега» по каждому заказу составляется отчетная калькуляция себестоимости, в которой сравнивается фактическая и плановая себестоимость и выявляются отклонения.

    продолжение
–PAGE_BREAK–2.3 Синтетический учет затрат на производство при позаказном методе

Сводный синтетический учет затрат по заказам организуется по нескольким вариантам с помощью:

— контрольных счетов;

— раздельного учета;

— калькуляции себестоимости по контракту.

Раздельный учет — система учета, предусматривающая отдельное открытие счетов в управленческом и финансовом учете, при этом в счетах затрат не делают записей о финансовых операциях. Этот вариант предусматривает дублирование записей в двух видах учета.

Контрольные счета — система учета, предусматривающая открытие счетов затрат и корреспондирующих с ними счетов в традиционном порядке финансового учета. Контрольный счет — это итоговый счет, в котором записи сделаны по итоговым суммам операций периода. Например, остаток по контрольному счету складской книги будет подтверждаться данными объемистого тома счетов складской книги, которые в сумме должны равняться итоговой цифре контрольного счета складской книги. Система контрольных счетов позволяет проверить правильность различных учетных записей, так как сумма всех отдельных записей на различных счетах складской книги должна соответствовать контрольному счету, в который вносится итог всех операций. Все бухгалтерские записи производят в ведомостях, итоги переносят в счета главной книги.

Таким образом, сводный синтетический учет затрат по заказам в ТОО «Омега» организован по системе контрольных счетов в традиционном порядке финансового учета.

Для позаказного метода учета затрат и калькуляции себестоимости существует восемь типичных корреспонденций счетов:

1.    Поступление основных и вспомогательных материалов от поставщиков;

2.    Отпуск основных и вспомогательных материалов в производство;

3.    Начисление заработной платы;

4.    Выплата заработной платы за месяц;

5.    Запись прочих общепроизводственных расходов;

6.    Распределение общепроизводственных расходов по заказам;

7.    Окончание заказа или выпуск готовой продукции;

8.     Реализация и списание себестоимости реализованной продукции.

Таким образом, при позаказном методе калькуляцию заказа нельзя составить до тех пор, пока не будет выполнена вся работа по заказу, что является существенным недостатком позаказного метода учета, особенно если заказы выполняют в течение нескольких месяцев и в этот период времени из серии машин, станков и т.п. производят частичный выпуск. В этом случае необходимо определить себестоимость частично выполненного заказа. До окончания выполнения заказа себестоимость части его обычно определяют условно, на основании плановой калькуляции или фактической калькуляции изделия, изготовлявшегося раньше, с учетом изменения технических условий его изготовления.

Анализ системы учета затрат строится по данным 2007 года. В 2007 году бухгалтерия предприятия для учета затрат на производство применяла комплексную систему счетов, в которую входили счета подразделов 8110 «Основное производство», 8210 «Полуфабрикаты собственного производства», 8310 «Вспомогательные производства», 8410 «Накладные расходы» согласно Типовому плану счетов по МСФО.

Счета данного подраздела, предназначенные для учета затрат на основное производство, состоят из одного обобщающего счета и нескольких «транзитных», что позволяет группировать расходы по их содержанию, местам возникновения и другим признакам. Информация, отраженная на «транзитных» счетах, представляет собой часть определенной информации о фактически произведенных затратах, обобщив которую (с использованием установленных (выбранных) принципов и правил), можно получить данные о фактической производственной себестоимости всего выпуска продукции, единицы продукции и т.д.

По дебету счета 8410 и кредиту соответствующих счетов по учету накладных расходов. По дебету счета 8110 и кредиту соответствующих счетов по учету прямых затрат. По дебету счета 8310 и кредиту соответствующих счетов по учету затрат вспомогательных производств. По кредиту счета 8110 и дебету счета 1320 отражают выпуск готовой продукции, если продукция сдана на склад или дебету счета 1330 – если производство незавершенное.

По вышерассмотренному примеру, производство заказа №727 осуществлялось в двух месяцах, следовательно затраты по каждому месяцу отражались отдельно (таблица 2).
Таблица 2 – Корреспонденция счетов по учету затрат в мае 2007 года по ТОО «Омега»

Как уже было рассмотрено выше, затраты по производство конкретного заказа, например заказа №727 «Станок газорежущий универсальный» для целей аналитического учета собираются в разрезе цехов в карточке учета производства. В производстве оборудования осуществляется количественно-качественный учет, т.е. учитывают количество и качество израсходованного сырья, материалов, запасных частей и потери по заказу. На каждый заказ ведут производственные журналы для записи этих данных, которые получают с помощью измерительных приборов и точно измеренной вместимости аппаратов и тары. На основании данных журналов составляются производственные отчеты, по результатам которых в сравнении с плановыми нормами выхода и расхода сырья, оценивается как выполненный заказ, так и производство в целом за отчетный период.

    продолжение
–PAGE_BREAK–3 Калькуляция себестоимости специального заказа, партии товара и контракта

Калькуляция себестоимости специального заказа – это общий термин, обозначающий калькуляцию себестоимости заказа, партии товара и контракта. Отличительные черты включают в себя то, что:

1.   В отличие от непрерывного потока, имеет место разделение рабочего процесса;

2.   Работа может быть идентифицирована согласно определенному потребительскому заказу или контракту.

Данный метод калькуляции себестоимости применяется в том случае, когда компания выпускает распоряжение на производство одной единицы калькулируемой продукции по заказу потребителя. Фирмы, выполняющие заказы, занимаются производством специальных разовых товаров, таких как, инструменты, станки, запасные части и т.д. Фирма может удовлетворять спрос на продукцию, стандарт качества которой должен быть выше стандарта качества продукции массового производства, либо количество необходимой продукции настолько маленькое, что не имеет смысла привлекать к производству другие фирмы и специально заниматься планированием и установками.

Многие компании объединяют калькуляцию себестоимости заказа с калькуляцией себестоимости партии товара. Такие случаи имеют место в компаниях, осуществляющих сборку продукта согласно техническим требованиям клиента, причем сама конструкция (сборка) содержит ряд комплектующих деталей, которые могут использоваться в других конструкциях. Т.е. изготовляется партия комплектующих деталей и все затраты учитываются в калькуляционной ведомости определенной партии изделий. По завершении изготовления комплектующих деталей, наряд-заказ закрывается и изготовленная продукция передается на склад готовых деталей по средней себестоимости всей партии изделий. Когда клиент заказывает какую-либо определенную конструкцию, составляется новый наряд-заказ, требуемые детали забираются со склада и затраты начисляются в счет наряда-заказа по сборке.

Когда продукция производится партиями и затем передается на склад в ожидании дальнейшей продажи или использования в изготовлении определенной конструкции (сборки), основной и частой проблемой является определение количества необходимых деталей. Для решения этой проблемы необходимо рассмотреть следующие моменты:

1.   Норму потребления

2.   Затраты на хранение и эксплуатационная готовность

3.   Время, необходимое для установки и разборки производственных линий

4.   Производительность станков, рабочей силы и услуг в отношении требований к другой продукции

Предварительный подсчет партии оптимальной величины можно выполнить посредством:

1.   Проведения анализа табличных данных; расчет себестоимости единицы продукции по различному количеству партий в целях определения самой низкой себестоимости единицы продукции.

2.   Графического анализа: нанесение на график данных по затратам на хранение в сравнении с производственными затратами.

Калькуляция себестоимости партии товара обычно применяется там, где существует большое разнообразие продуктов на складе. Бухгалтеру по учету затрат необходимо представлять подробную информацию о себестоимости продукции в целях удовлетворения следующих потребностей:

–       планирование и контроль производства. Планирование поддержания уровня запасов и удовлетворение колебаний спроса может стать большой проблемой, требующей непрерывного поступления информации о затратах на установку, загрузки станков и движений запасов.

–       калькуляция прибыльности продукта. Управление, скорее всего, потребует проведения регулярных анализов себестоимости продукции и прибыли; поддержание или увеличение разницы между себестоимостью и размером прибыли может стать проблематичным. Информация, полученная в результате проведения анализа, помогает в процессе регулирования продаж и формирования политики продаж.

–       исследования. В специальных случаях данные о себестоимости могут потребоваться в процессе разработки новой продукции либо усовершенствования существующих производственных операций.

Многие организации (например, по производству мотоциклов) используют в производстве одну или несколько производственных линий, осуществляя индивидуальные задания на каждой производственной линии и получая в результате готовую продукцию. Такие организации не работают по специальным требованиям клиентов, однако, они могут использовать калькуляцию себестоимости партии товара в целях определения себестоимости.

Калькуляция себестоимости по контракту — система учета и калькулирования крупных изделий с длительным циклом производства. Контрактом предусматриваются промежуточные выплаты производителю по этапам за выполненные работы. Сумма платежей определяется стоимостью реализованных работ, подтвержденных актом заказчика. По мере поступления платежей определяют затраты, которые необходимо включить в себестоимость реализованной продукции для расчета прибыли за данный период. Здесь же определяется величина неистекших издержек, т. е. себестоимость незавершенных и не сданных заказчику работ.

В процессе калькуляции себестоимости контракта, каждый контракт представляет собой отдельную единицу калькулируемой продукции, поэтому по каждому контракту затраты собираются на отдельном счете в главной бухгалтерской книге. Различные элементы затрат связаны с:

–        основными материалами. Материалы, относимые на контракт, могут включать как специально приобретенные материалы, так и материалы со склада подрядчика. Соответствующие затраты при этом дебетуются на счет контракта. Контролю материалов на месте производства может помешать трудность организации эффективных процедур учета поступлений и возвратов излишков материала со строительного участка на склад согласно требованиям контракта.

–        заработной платой производственных работников. Труд, относимый на контракт, может включать офисную работу, связанную с составлением планов и документов (включая учет рабочего времени для работников с твердым окладом), производственные операции непосредственно на фабрике и работа на строительном участке. Вся работа на месте строительства по контракту рассматривается как прямой труд. Для раскрытия времени работы строителями на различных участках может оказаться не0бходимым готовить табели учета рабочего времени. Все затраты по такому труду дебетуются на счет контракта.

–       
прямые расходы. Помимо материала и труда, существуют прямые затраты по контракту, которые имеют большое значение. Под данную категорию подпадают две основные статьи, а именно производственные помещения и работа по суб-подряду.

Производственные установки и оборудование могут быть приобретены специально для контракта. В данном случае счет контракта дебетуется по себестоимости. Либо производственные установки могут быть переданы другим контрактом. В этом случае мы имеем чacтично списанную стоимость, которая дебетуется на счет нашего контракта и кредитуется на счет контракта, с которого она была списана. В конце каждого финансового периода стоимость амортизации производственных установок, находящихся в собственности, представляется как кредитовая проводка на счете контракта (т.е. сальдо переносится на начало следующего периода). Чистый результат бухгалтерских проводок заключается в том, что амортизация производственных установок автоматически дебетуется на счет контракта. Производственные установки могут быть арендованы для использования по определенному контракту. Так как компания не владеет данными производственными установками, единственной журнальной проводкой будут расходы по аренде, которые дебетуются на счет контракта. Также возможно дебетовать счет контракта условными затратами по аренде производственных установок, принадлежащих компании, тем самым, арендованные производственные установки будут учитываться как отдельная экономическая единица.

Стоимость каждого контракта согласуется между компанией и клиентом и известна под названием стоимость контракта. В случае, когда имеют место крупные контракты и где работа растягивается на многие месяцы или даже годы, подрядчик будет ожидать получения промежуточных платежей от своего клиента соответственно стоимости контракта. Такие платежи будут соотноситься с размером работ по контракту, выполненных на данный момент времени.

При использовании системы калькуляции по контракту рекомендуется придерживаться установленных для этой системы принципов:

1. Не рассчитывать прибыль на ранних этапах выполнения контракта — это низкая достоверность оценки доходов и затрат.

2. Проявлять осмотрительность — убытки, выявленные в отчетном периоде, должны быть отнесены к себестоимости реализованных работ этого же периода. Если ожидаются убытки, то их сумма включается в себестоимость реализованной продукции после того как установлена вероятность убытков. Например, создается резерв на оплату отпусков рабочих и начислений, связанных с оплатой отпускных сумм.

3. Быть осмотрительным при значительных затратах на контракт, выполненный в пределах 35—85%.

Принимая решение относительно того, какой размер прибыли может приписываться по незавершенным контрактам, должны приниматься во внимание следующие аспекты:

1.    Прежде, чем брать любой размер промежуточной прибыли, должно быть точно известно, что контракт будет успешным;

2.    Любая прибыль должна браться пропорционально степени работы по контракту, завершенной на данное число;

3.    Как можно скорее должны быть приняты меры в отношении любого размера ожидаемых общих потерь по контракту.

Таким образом, расчет прибыли по незавершенному проекту включает пять этапов:

Этап 1. Определить общую стоимость реализации контракта (для контракта с фиксированной ценой это будет стоимость контракта).

Этап 2. Рассчитать общий размер затрат, которые могут возникнуть в ходе выполнения контракта:

1.    Фактические затраты понесенные на данное число – плюс

2.    Ориентировочные будущие затраты, необходимые для завершения контракта.

Этап 3. Ориентировочная общая прибыль по контракту определяется посредством вычитания результатов по этапу 2 из результатов по этапу 1

Этап 4. Объяснимая прибыль на данное число должна отражать размер работы, выполненной к данному моменту времени. Она рассчитывается следующим образом:

Этап 5. Прибыль по незавершенному контракту на текущий год (т.е. дебетуемая на счет контракта в текущем году) представляет собой кумулятивную объяснимую прибыль, рассчитанную согласно шага 4 за вычетом прибыли по контракту за предыдущие годы.

Прибыль, которая будет получена в текущем году представляет собой прибыль на данное число (заниженную, если необходимо) минус прибыль по контракту за предыдущие годы.

    продолжение
–PAGE_BREAK–Заключение

Позаказный метод учета себестоимости используется при изготовлении уникального либо выполняемого по специальному заказу изделия. В промышленности он применяется, как правило, на предприятиях с единичным типом организации производства. Такие предприятия организуются для изготовления изделий ограниченного потребления.

В данной системе калькуляции себестоимости объектом калькуляции является производственный заказ (например, постройка корабля, строительство конкретного дома и др.), фактическая себестоимость которого определяется после его изготовления.

Сущность данного метода заключается в следующем: все прямые затраты (затраты основных материалов и заработная плата основных производственных рабочих с начислениями на нее) учитываются в разрезе установленных статей калькуляции по отдельным производственным заказам. Остальные затраты учитываются по местам их возникновения и включаются в себестоимость отдельных заказов в соответствии с выбранной базой распределения. Таким образом, система позаказного учета и калькуляции себестоимости характеризуется:

— концентрацией данных о расходах и отнесением затрат на отдельные виды работ или серии готовой продукции;

— изменением величины затрат по каждой завершенной партии, а не за промежуток времени;

— ведением в главной книге счета «Основное производство», по дебетовому остатку которого показывается величина незавершенного производства.

В позаказной калькуляции себестоимости и калькуляции себестоимости контракта роль бухгалтера по управленческому учету является очень ответственной. Бухгалтера принимают решения в отношении многих аспектов:

Информационные требования. Должны быть разработаны табеля учета рабочего времени, наряды и т.д., выпущены инструкции в отношении их заполнения. Если система компьютеризирована, должны быть созданы файлы и выпущены инструкции в отношении введения данных.

Методы контроля за затратами. Это становится особенно важным в том случае, когда цена на заказ назначается заранее. Бухгалтер по управленческому учету должен обеспечить наличие соответствующей информации, которая позволит контролировать затраты на данное число и проводить предварительную оценку до момента завершения по сравнению с заранее определенными сметными уровнями. В случае, если разница между затратами выше согласованного размера заранее определенных сметных уровней, должны быть предприняты действия по корректировке.

Способы распределения накладных расходов по заказам; поcлeдующиe корректирующие проводки в случае возникновения ситуаций с не полностью или излишне распределенными накладными расходами.

Основным недостатком позаказного метода считается то, что при изготовлении сложных, неповторяющихся или редко повторяющихся заказов трудно организовать нормирование материальных и трудовых затрат, затруднено осуществление предварительного контроля, а также контроля за издержками в ходе производства.

Список использованной литературы

1.                 Вахрушина М.А. «Бухгалтерский управленческий учет» М.: ЗАО Финстатинформ.-2000.-365с.

2.                 Друри К. Введение в управленческий и производственный учет. Пер. с англ. (под ред. Мабалиной С.А.) – М.: Аудит, Юнити, 1994. – 146с.

3.                 Каверина О.Д. Управленческий учет: система, методы, процедуры-М.: Финансы и статистика.-2003.-350с.

4.                 Каменицер С.Е. Организация, планирование и управление деятельностью промышленных предприятий, — М.: Наука и просвещение, 1991.-195с.

5.                 Керимов В.Э.  Управленческий учет.-М.-2003.- 413с.

6.                 Международные стандарты финансовой отчетности. – М.: Аскери, 2005.

7.                 Мычкина О.В. МСФО: рекомендации по применению рабочего плана счетов. Практическое пособие. – Алматы: Центральный дом бухгалтера, 2006.– 104с.

8.                 Нидлз Б., Андерсон Х., Колдуэлл Д. Принципы бухгалтерского учета. Пер. с англ. Под ред.Я.В.Соколова – 2-е изд., стереотип. – М.: Финансы и статистика, 1997. – 496с.

9.                 Нурсеитов Э.О. Бухгалтерский учет в организациях: Учебное пособие. -Алматы, 2006.-472с.

10.            О бухгалтерском учете и финансовой отчетности. Закон Республики Казахстан от 28 февраля 2007г., №234-111.

11.            Пашигорева Г.И., О.С.Савченко, Цели и задачи управленческого учета// Бухгалтерский учет, 2000, N 19, С. 33.

12.            Попова Л.А. Бухгалтерский учет на предприятии. Учебное пособие – Караганда, 1999. – 174с.

13.            Радостовец В.К. и др. Бухгалтерский учет на предприятии. Издание 3 доп. и перераб. — Алматы: Центраудит, 2002. – 728с.

14.            Радостовец В.К. Финансовый и управленческий учет на предприятии – Алматы: НАН «Центраудит», 1997.-311с.

15.            Разливаева Л.В. Производственный учет: Учебное пособие – Караганда: КЭУ, 1998.-210с.

16.            Разливаева Л.В. Управленческий учет. Учебно-практическое пособие – Караганда, 2001. – 200с.

17.            Сейдахметова Ф.С. Современный бухгалтерский учет. Учебное пособие. — Алматы: Экономика, 2000.-468с.

18.            Сейдахметова Ф.С. Учет финансовый и управленческий// Қаржы-қаражат: Финансы Казахстана. – 1998. — №1.-С.85-88

19.            Терехова В.А. Международные и национальные стандарты учета и финансовой отчетности. СПб: Питер, 2005. – 311с.

20.            Торшаева Ш.М. Теория бухгалтерского учета – Караганда: 2000г. – 155с.

21.            Управленческий учет/Под ред. В.Палия и Р.Вандер Виля – М.: Инфра-М, 1997

22.            Хорнгрен Ч.Т., Фостер Дж. Бухгалтерский учет: управленческий аспект. М., 2002. С. 69.

23.            Шеремет А. Управленческий учет. Учебное пособие – М.: ФБК-Пресс

24.            Якимец О.В. Этапы развития и становления управленческого учета – М.: Инфра –М ,1998

Размещено на www.allbest.ru/

–PAGE_BREAK–