Учреждение образования «Академия Министерства внутренних дел
Республики Беларусь»
Факультет повышения квалификации и переподготовки руководящихкадров
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по теме: «Президент Республики Беларусь и формированиеидеологии белорусского государства»
Дисциплина: «Основы идеологии белорусского государства»
Выполнил: слушатель группы
переподготовки сотрудниковподразделений
МОБиСМ, обучающихся поспециальности
«Охрана общественногопорядка и обеспечение безопасности»
старший инспектор УОП УВД
Гомельского облисполкома
майор милиции Киселёв К.И.
Минск 2008
Содержание
Введение
Политико-правовой статус Президента Республики Беларусь
Основные направления и механизм реализации идеологической политики Президентом РеспубликиБеларусь
Основные направления и механизм реализации идеологическойполитики Президентом Республики Беларусь
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Важнейшая составляющая часть идеологии государства — теориябелорусской модели социально-экономического развития. Она предполагаетформирование социально ориентированной, многоукладной рыночной экономики сравноправным функционированием государственной и частной собственности.
Белорусский экономический строй на деле доказал своюжизненность. Беларусь единственная среди стран СНГ превзошла уровеньпромышленного производства 1990 года, не разрушила, а нарастила свойнаучно-производственный потенциал. В республике создана основа для устойчивогои динамичного развития общества и государства.
Президент страны является главным инициатором проведениясоциально ориентированной политики белорусского государства, направленной назащиту малообеспеченных слоев населения, дальнейшее преодоление социальногонеравенства, создание необходимых условий для всестороннего развития личности инеобходимых предпосылок для их успешной реализации.
Политико-правовой статус Президента РеспубликиБеларусь
Термин «президент» с переводе с латинского языкаозначает «сидящий впереди». Видимо, в античные времена президентом называлипредседательствующих на различных собраниях. От этого первоначального значениявпоследствии возникла такая должность, как президент сената. В нынешнемпонимании термин «президент» начал потребляться только с конца XVIII века, когда был учрежден институт президентства в США.
Возникновение института президентства в мире было связано споиском США нового способа организации государственного управления,предусматривающего создание сильной исполнительной власти и в то же времяисключающего возможность ее превращения в тиранию.
Задуманный первоначально как глава исполнительной властипрезидент США заменил в сознании граждан монарха и стал осуществлять функцииглавы государства. Современное представление о президенте как раз иосновывается на отождествлении его с главой государства. Эффективностьфункционирования президентства в США способствовала распространению этогоинститута в мире. Сегодня президентство — неотъемлемый элемент мировойполитической практики.
143 страны, из них 140 — члены ООН, имеют в своемгосударственном устройстве институт президентства.
Институт президентства является одним из основных элементовгосударственной власти в странах с республиканской формой правления. Необходимостьсуществования данного института вытекает, прежде всего, из потребностиосуществления функций главы государства и подтверждается масштабностьюраспространения президентства в мире.
В Республике Беларусь институт президентства был введенодновременно с принятием новой Конституции, хотя сама идея введения этого новогодля Беларуси государственного института восходит к началу 90-х годов, когдабыла предпринята первая попытка «имплантации» поста президента вКонституцию БССР 1978 года. Но только после приобретения республикойсуверенитета возникла объективная необходимость в учреждении данного института.
Во-первых, произошли кардинальные изменения в политическойсистеме общества, связанные с ликвидацией командно-административной системы иотказом КПСС от руководящей роли. Начался процесс передачи власти Советамнародных депутатов. Советы же в силу ряда причин (фракционной борьбы,некомпетентности части депутатов) не сумели взять всю полноту власти в центре ина местах и, главное, не овладели функцией координации действий государственныхструктур. В результате образовался вакуум власти, возникла потребность воргане, координирующем деятельность всех ветвей государственного устройства.
Во-вторых, усиление и развитие законодательной деятельностиослабило исполнительную власть, что привело к серьезным недостаткам вреализации принимаемых решений. Президент был нужен для ускорения исполнениязаконов и других государственных решений.
В-третьих, за многие годы Советской власти произошлоискажение принципа коллективного руководства, что привело к безответственности,ошибкам и злоупотреблениям. Появилась необходимость индивидуализироватьсоциальную и политическую ответственность за деятельность на высшем уровнеруководства.
Введение поста Президента в нашей стране было обусловлено итем обстоятельством, что главой государства может быть либо монарх, либопрезидент. В силу того, что Беларусь является именно республикой, главойгосударства стал, естественно, Президент.
К тому же опыт государств, переживших однопартийную системуи близких по территории и численности к Беларуси, показывает, что выход изэкономического кризиса наиболее оптимально обеспечивается через сильнуюпрезидентскую власть, преимуществом которой является быстрое реагирование,принятие и реализация наиболее рациональных решений.
Что же касается парламентарной республики, то в Беларуси онавыявила крайне низкую дееспособность. Партийная система находилась и продолжает«сходиться на начальной стадии формирования. Существуют фактически лишьпредпартии с 2-3 известными личностями.
На сильную личность ориентирован и менталитет белорусскогонарода. Если раньше первым лицом в государстве был Первый секретарь ЦК КПБ,Председатель Верховного Совета, то сейчас им может быть только Президент.
Согласно Конституции 1994 года Президент Беларуси являлсяГлавой государства и главой исполнительной власти, но в отличие от СШАдеятельностью правительства руководил Премьер-министр. Правительство неслодвойную ответственность — перед Президентом и перед парламентом. Президентнаделялся рядом существенных полномочий, однако, как и в России, наполитическом Олимпе к первенству стремился парламент.
При выборе модели президентства в Беларуси решающее значениеимело то обстоятельство, что пост Президента учреждался под конкретную личность- В.Ф. Кебича, который являлся главой правительства. Институт президентства былпризван только легитимизировать его политико-правовой статус, а не статьведущим государственным органом.
Конституцией не устанавливался действенный правовой механизмвзаимодействия Президента с другими властными структурами. В номенклатурнойсистеме сохранялись свои, во многом унаследованные от прошлого механизмы,позволявшие государственной машине работать на „старых оборотах“. ИзбраниеПрезидентом Беларуси А.Г. Лукашенко — человека из другой „среды“ — закономернопривело к выявлению заложенных в Конституции недоработок и противоречий. Учреждениепрезидентства в Беларуси открыло новый этап в развитии белорусскойгосударственности и свидетельствовало о восприятии государственно-политическихинститутов демократических стран. Однако использование опыта западныхдемократий не привело к осознанию назначения и функций президентстваполитической элитой и значительной частью общества. Институт президентства вкачестве легитимизации политико-правового статуса воспринимался правящейноменклатурой как ведущий государственный орган.
Концепция президентской власти на этом этапе была слаборазработана, а ее введение не привело к коренному изменению всего механизмагосударственного управления. Ведущая роль по-прежнему принадлежала ВерховномуСовету, что свидетельствовало о приверженности принципам „социалистической“демократии и приводило к смещению баланса сил в пользу законодательногособрания.
Положение усугубила сложная политическая обстановка,возникшая вследствие конкуренции, разгоревшейся между политическими лидерамитого времени. После поражения В. Кебича на президентских выборах началосьоткрытое противостояние законодательной и исполнительной властей, что нашлосвое выражение в игнорировании многих президентских инициатив.
К сожалению, Конституция в большей мере только декларировалапринцип разделения властей. Соотношение же полномочий властей было достаточнонесбалансированным, не был создан и механизм разрешения противоречий между ними.Президент не обладал правом роспуска Парламента, а Парламент не имелвозможности воздействовать на деятельность правительства, если не считать праваставить вопрос о досрочном отстранении от должности отдельных членов КабинетаМинистров. При таком положении делразделение властей стало перерастатьв их противостояние. С целью его разрешения А.Г. Лукашенко обратился к народукак высшему источнику государственной власти. Президент выступил инициаторомпроведения Республиканского референдума по вопросам внесения изменений идополнений в Конституцию Республики Беларусь, что позволило избежать развитиясобытий по печально известному российскому сценарию.
На ноябрьский референдум 1996 года были представленыПрезидентом и Парламентом (фракциями аграриев и коммунистов) два проекта новойредакции Конституции, которые носили взаимоисключающий характер. В первомварианте предусматривалось реформирование всей системы государственной власти сдоминирующим положением президента, в другом — упразднение поста Президента ифункционирование государственного механизма в условиях верховенствазаконодательного органа. Проект депутатов был практическим возвращением кустаревшей системе доминирования Верховного Совета и в случае принятия создавалугрозу для формирования дееспособной государственной власти.
Во-первых, формирование государственного устройства Беларусибез института президентства не представлялось возможным, поскольку этотинститут был воспринят положительно большинством граждан Беларуси, о чемсвидетельствует высокая степень участия избирателей в выборах первогоПрезидента страны: 78,97% в первом туре и 69,9% — во втором.
Во-вторых, упразднение институтапрезидентства, учрежденного этим же Парламентом всего два года назад,свидетельствовало о неуважительном отношении парламентариев к высшемунормативному акту государства — Конституции. Такие „революционные“ измененияОсновного Закона на протяжении мизерного отрезка времени не имели под собойлогических оснований, а были продиктованы желанием депутатов разрешить конфликтв свою пользу.
И, наконец, согласно депутатскому проекту Парламентстановился безраздельным монополистом всей государственной власти: назначал иувольнял судей высших судебных инстанций; принимал Конституцию и вносил в нееизменения; принимал законы и сам их регулировал; имел право выразить вотумнедоверия правительству на любом основании.
»Содержание депутатского проекта свидетельствовало оконцентрации полномочий у законодательного собрания, вопреки даже практикеполитической жизни республики до введения института президентства, когдаВерховный Совет вынужден был делегировать часть полномочий Совету Министров”.Принятие парламентского варианта привело бы к смещению баланса сил вгосударстве в пользу Парламента, к превращению его, по отчеству, в единый ибесконтрольный орган государственной власти. Президентский вариант Конституции,принятый на республиканском референдуме, создал совершенно новую модельгосударственного устройства Беларуси. В нем наиболее последовательно закрепленареализация принципа разделения властей, восстановлено равновесие ее трехветвей, баланс между обязанностями и правами Главы государства, повышен статусисполнительной власти в системе государственных органов и ее роль в управлениигосударством и обществом, что отражает мировую тенденцию второй половины XX века. Законодательная власть более не находится впривилегированном положении, она приобрела более цивилизованную формуфункционирования, что означает окончательный отказ от советской модели высшихорганов государственной власти.
Как считает белорусский автор А.Г. Тиковенко, «новаяредакция Конституции 1996 года существенно обогатила теорию и практикуразделения властей, значительно укрепила их самостоятельность и авторитет, атакже основы конституционного строя. В результате юридически оформилась ещеодна ветвь власти — президентская, охранительная, арбитражная по своей сути,лидирующая — по своей направленности».
Основные направления и механизм реализацииидеологической политики Президентом Республики Беларусь
Президент Беларуси более не является главой исполнительнойвласти, он — Глава государства. Наделение Президента титулом главы государствавытекает из необходимости обеспечения взаимодействия властей, устойчивостигосударственного механизма, преемственности и стабильности в работегосударственных органов. Президент представляет Беларусь внутри страны и вмеждународных отношениях, его акты не нуждаются в контрассигнации.
Президент занимает особое место в государственном механизмеи в системе разделения властей: в организационном отношении он самостоятелен (избираетсянародом), не включен ни в одну из ветвей власти и не несет перед нимиполитической ответственности. Президент выступает арбитром между различнымиполитическими силами (Президент — беспартийный), что способствует разрешениюспоров между ними.
Вместе с тем он оказывает существенное влияние наформирование и деятельность всех государственных структур. При рассмотрениинаиболее важных вопросов государственной жизни Президент председательствует назаседаниях правительства и вправе отменить постановления и распоряженияправительства, противоречащие Конституции, закону или указу Президента.
Глава государства не только определяет структуруправительства, но и проводит преобразования всей системы исполнительной власти.Так, с целью повышения эффективности органов исполнительной власти ПрезидентомБеларуси создана «исполнительная вертикаль». Глава государстваопределяет — целесообразность принятия того или иного решения, а такжеустанавливает порядок взаимодействия правительства с республиканскими органамигосударственного управления.
Президент страны обладает широким кругом прерогатив высшейисполнительной власти, в первую очередь, определяет основные направлениявнутренней и внешней политики государства. В настоящее время ряд Министерств иведомств (Таможенный комитет. Министерство обороны) подведомственны какПремьер-министру, так и Президенту по вопросам, закрепленным за нимКонституцией. Практика показывает, что в указах Президента нередко встречаютсяположения, определяющие то или иное конкретное направление деятельностиправительства, причем в ряде случаев на длительный срок.
Президент Беларуси издает декреты, имеющие силу закона. Целесообразностьнаделения Главы государства таким правом основывается на том, что принятиезакона представляет собой процесс, достаточно растянутый во времени. А частовозникают ситуации, разрешение которых предполагает незамедлительное действие,в связи с чем, лицо, призванное управлять государством, должно иметьвозможность принятия решений, обладающих силой закона. Такой подход характерендля правовой системы многих западных стран.
Конституция Республики Беларусь предусматривает два видадекретов.
Первый — это временные декреты, издаваемые Президентом пособственной инициативе или по предложению правительства в силу особой необходимостии представленные в трехдневный срок для последующего рассмотрения палатамипарламента. Возможность действия временного декрета самостоятельно какнормативного акта высшей юридической силы без придания формы закона дорассмотрения его парламентом является своего рода гарантией осуществленияГлавой государства своей деятельности по оперативному управлению государством. Вто же время Закон «О Президенте Республики Беларусь» определяет кругвопросов, по которым временный декрет не может быть издан.
Второй вид составляют декреты, издаваемые на основаниизакона, принятого по предложению Президента Парламентом, который делегируетглаве государства законодательные полномочия на определенный срок и поопределенному предмету регулирования. При этом законодательный орган определяетсрок и границы полномочий, круг вопросов, по которым Президент наделяется этимправом.
Нормативные акты Главы белорусского государства (указы идекреты) направлены на формирование социально ориентированной экономики,повышение эффективности деятельности субъектов хозяйствования, укреплениеправовой базы и, в целом, на развитие белорусской государственности.
Наделение Президента Республики Беларусь рядом полномочий вовсех сферах государственного управления привело к формированию в республикеособого института президентской власти. Президент Республики Беларусь призван врамках своих задач объединять все власти, способствовать их согласованному иэффективному функционированию. В Беларуси посредничество Президента выведено засферу публичных властей, распространено на отношения органов государственнойвласти, государства и существа.
Конституция Республики Беларусь уходит от прямогозакрепления юридической природы президентских полномочий с точки зренияразделения властей. Они не вписываются в классическую триаду властей и невключены каким-либо образом в структуру одной из них, а выделены в отдельнуюглаву, с которой начинается изложение полномочий основных органовгосударственной власти. В этом заключается главная отличительная черта белорусскоймодели президентства, своеобразие белорусской концепции разделения властей.
Президентские полномочия достаточно широки и касаются, посуществу, всех направлений организации и осуществления государственной власти: реализацияисполнительной власти; участие в законодательном процессе; формированиесудебной системы; организация и формирование госаппарата. На этом основании внаучной литературе получило определенное признание представление опрезидентской власти в контексте полупрезидентской республики как о четвертойвласти.
Следует отметить, что идея о необходимостиконституциирования четвертой ветви власти не нова. В 18 веке учёными былоразработано учение о четырех властях с целью пересмотра и развитияпредставлений о разделении властей в конституционной монархии. Суть концепциисводится к тому, что три классические ветви власти следует дополнить еще одной,которая бы заботилась о бесконфликтном, согласованном функционировании другихвластей.
Нынешнее представление об институте президентства как о новойветви власти, по сути, вариация учения о четырех властях, модифицированная креспубликанской форме правления. При этом происходит специфическаяинтерпретация разделения властей, т.е. вынесение института президентства зарамки привычной триады властей, придание ему «вневластного» статуса.
Наделение Президента таким статусом и объемом полномочийнеобходимо для осуществления им функций, возложенных Конституцией (реализацияосновных направлений внутренней и внешней политики; защита суверенитета,национальной безопасности и территориальной целостности; поддержка стабильностив государстве, гражданского мира). Это также обусловлено необходимостьюобеспечения единства государственной власти, устойчивого управлениягосударственными делами, согласованного функционирования ветвей власти.
Однако его деятельность не бесконтрольна. В КонституцииБеларуси закреплена система сдержек и противовесов. Так, назначения на ключевыегосударственные посты производятся с согласия Парламента, а нормотворческаядеятельность Главы государства может быть проверена на соответствие Конституции.Парламент обладает правом преодоления вето Президента, ратификации подписанныхим международных договоров. В случае совершения государственной измены илииного тяжкого преступления Президент может быть смещен с должности в порядкеимпичмента.
Институционализированная президентская власть имеет своеструктурно-функциональное назначение в государственном механизме РеспубликиБеларусь. Можно выделить следующие функции, которые президентская власть выполняетв политической системе общества.
Во-первых, гарантийная функция. Президент — гарантКонституции, суверенитета, независимости и территориальной целостностигосударства, прав и свобод человека и гражданина, экономической и политическойстабильности. Характерно, что данная формула не знает ни оговорок, ниограничений. Общество вправе ожидать, что в соответствии с порядком,установленным самой Конституцией, Президент предпринимает все меры для защитыкак Конституции в целом, так и каждой конституционной статьи в отдельности.
Во-вторых, арбитражно-интегративная функция, котораявытекает из «вневластного» характера президентской власти. Конституциястремится поставить Президента над ветвями власти, над другими государственнымиинститутами не в качестве лица, сосредоточившего в своих руках властныеполномочия других ветвей власти, а в качестве арбитра в отношениях между ними.
Наличие такой функции в системе государственной властиобъясняется логикой ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную,а также необходимостью их согласованного взаимодействия, стабильногосотрудничества и единства. Невозможно представить функционирование современнойгосударственности на основе принципа разделения властей без авторитетногоарбитра, обеспечивающего политическую и экономическую стабильность, безхранителя основ конституционного строя, существующих ценностей общества,который не только олицетворяет единство народа и государства внутри страны ивовне, но и обеспечивает необходимое взаимодействие всех ветвей власти.
Президент координирует действия государственных органов,использует согласительные процедуры для разрешения разногласий между ними. Вслучае недостижения согласованного решения он может передать рассмотрение делана разрешение соответствующего суда.
Конституция Беларуси наделяет Президента правом вмешиватьсяв рассмотрение законопроектов палатами Парламента в случае непринятия имисогласительного текста законопроекта. В данной ситуации президент вправепотребовать от Палаты представителей принятия окончательного решения.
Одной из форм реализации арбитражно-интегративной функцииявляется обращение Президента к избирательному корпусу посредством вынесениявопроса на референдум или досрочного роспуска Парламента, что позволяетцивилизованным путем разрешать конфликты между властями, возникающие на основедвойной демократической легитимности.
В-третьих, контрольная функция. Президентская властьнаделена рядом контрольных полномочий, принадлежащих Президенту по Конституцииили установленных им фактически. В отношении исполнительной власти этодостигается посредством отчетности правительства перед Президентом, прямогоподчинения ряда министерств и ведомств непосредственно Главе государства,отмены нормативных актов правительства. В отношении Парламента и суда — этофактически складывающиеся отношения. Например, приостановление Президентомдействия решений Советов, постановка вопроса перед Конституционным Судом оналичии фактов систематического или грубого нарушения палатами КонституцииРеспублики Беларусь. Все это свидетельствует об определенном фактическомконтроле Главы государства в отношении законодательного органа. Мировой опытпоказывает, что сильная президентская власть — атрибут практически всех (замалым исключением) переходных обществ. Это признают западные ученые игосударствоведы.
Считается, что сильный президент — это единственный в своемроде руководитель, который может принести государству наибольшую пользу, иможно предположить, что для стран Восточной Европы и бывшего СССР наличиесильного президента является условием для проведения необходимых реформ.
Институт президентства в Беларуси является ведущим органомгосударственной власти, а Президент — не только юридическим, но и фактическимлидером белорусского государства, который пользуется огромной поддержкойнаселения страны. Подтверждением данного постулата является небывалаяактивность белорусских избирателей на президентских выборах 2001 года — вголосовании приняли участие 6169087 человек, или 83,86% от числа включенных всписки: за А. Лукашенко было подано 4666680 голосов, или 75,65% от принявшихучастие в голосовании; за В. Гончарика — 965261 голос, или 15,65%; за С. Гайдукевича- 153199 голосов, или 2,48%.
Сегодня белорусское общество в целом осознает необходимостьсильного института президентства, способного объединить все прогрессивные силыобщества для построения правового государства и демократического общества,создания необходимых условий для гармоничного и всестороннего развития личности.
В новом тысячелетии, когда обострились многие проблемыглобального характера, становится очевидным, что общий для современнойцивилизации кризис — экологический, экономический, демографический,общественно-политический — в своей основе имеет один корень, относящийся кчеловеку, его духовным ценностям, его нравственности.
Уже не секрет, что основным условием мощи и стабильностилюбого государства выступает сплоченное общество, опирающееся на свои духовныеценности и вековые традиции. Как отметил руководитель белорусского государстваА.Г. Лукашенко, «общество не может существовать без целостного свода идей,ценностей и норм, объединяющих всех граждан».
Достигнуть этого можно лишь при наличии единыхобщественно-политических идеалов, базирующихся на религии и морали,исторических и этических традициях, чувстве национальной гордости, уважительномотношении к государству и индивиду. Формирование этих черт национальногохарактера является основной задачей современной идеологии.
Любое государство, любая политическая система всегдаориентируются на достижение определенных целей, которые облекаются всоответствующие правовые, теоретические, идеологические формы. От них напрямуюзависит политический процесс. Государство, лишенное целей и не определившееслагаемых их обеспечения, беззащитно. Ему могут быть навязаны любые, дажегубительные для него перемены.
По мнению Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко,«государство без идеологии, как и человек без мысли, не может жить иразвиваться, тем более противостоять внутренним и внешним угрозам и вызовам. Идеологиядля государства — то же самое, что иммунная система для живого организма. Еслииммунитет ослабевает, любая, даже самая незначительная инфекция становитсясмертельной. Точно так же и с государством: когда разрушается идеологическаяоснова общества, его гибель становится только делом времени, каким бы внешнегосударство ни казалось сильным и грозным».
Попытки существования государства без идеологии неминуемоприводят к ослаблению механизма государственного управления, обострениюсоциально-экономических отношений и упадку духовно-нравственных ценностей вобществе.
А.Г. Лукашенко на постоянно действующем семинаре руководящихработников республиканских и местных государственных органов «О состоянииидеологической работы и мерах по ее совершенствованию» отметил: «Государственнаяидеология — это не изобретение коммунистов, а атрибут, присущий любомугосударству. Все государства опирались и опираются на идеологические принципы,в концентрированном виде выражающие основные ценности своего общества, цели егоразвития».
Идеология государства, которую белорусский лидер считает«краеугольным камнем в государственном строительстве», — этонациональная объединительная и мобилизующая идея. Ее главной задачей являетсявоздействие посредством пропаганды национальной идеи на сознание людей, с тем,чтобы проживающее на территории государства население осознавало себя какединое общественное целое в государственно-политическом, территориальном,экономическом, культурно-историческом и духовно-нравственном планах. Идеологиягосударства позволяет людям различных убеждений прийти к осознанию общихценностей, способствует установлению в обществе атмосферы согласия и созидания.
От того, насколько народ, социальные и религиозные группыобщества, простые граждане будут отождествлять интересы своей индивидуальной иколлективной самореализации с интересами общественного развития, зависит ихпроявление в качестве членов единого общества, эффективное и динамичноеразвитие социума в целом.
Инициатором создания в Беларуси идеологии белорусского государства,которая призвана усилить социально-политическую консолидацию нашего общества,стать общенациональной силой, способной еще крепче сплотить граждан страны вединый белорусский народ, выступил Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко.
По мнению Главы государства, выстраивая свои идеологическиеприоритеты, следует учитывать как опыт прошлых веков, так и все то новое ипозитивное, что появилось у нас с момента провозглашения независимости. Приэтом необходимо четко осознать тот факт, что нельзя искусственноидеологизировать общество исходя из конъюнктурных соображений, подчинятьобщество корыстным потребностям отдельных личностей или социальных групп. Навязываниеобществу мертвых идеологических схем приводит к упадку государственности,застою и переходу к регрессивному развитию.
Идеология должна быть эффективной, выработанной всоответствии с потребностями общества и государства, глубоко проникать всознание людей, быть непосредственно завязанной на «национальной почве».
Идеология белорусского государства официально сформулированав Основном Законе, где изложен главный принцип проведения государственнойполитики в нашей стране: все должно делаться для человека и в интересахчеловека. Соблюдение норм Конституции, реализация заложенных в ней принциповявляется на сегодняшний день важнейшей задачей, которая стоит перед органамигосударственной власти.
Статья 1 Конституции определяет статус Республики Беларуськак «унитарного демократического социально-правового государства». Вэтой емкой формулировке заключены важнейшие идеологические приоритеты Беларуси:
национальная солидарность — единодушие, сплоченность иобщность интересов национальностей, проживающих совместно на территорииРеспублики Беларусь;
народовластие — наличие политического плюрализма, развитогогражданского общества (сильные профсоюзы и молодежное движение),функционирование системы местного самоуправления (сильные Советы. Проведениереферендумов и Всенародных собраний);
социальная справедливость — гарантированность каждомучеловеку достойного уровня жизни;
верховенство права — принятие и действие демократическойКонституции, реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина,утверждение принципа разделения властей, независимость судебной власти.
Белорусскими идеологами сформулированы такие понятия как
Национальная идея — доминирующее в национальном сознаниипредставление, которым данный народ, выражает смысл своего историческогосуществования, а также система взглядов, основанная на принципах общности нациии приоритета её интересов в различных сферах общества.
Национальная идеология — достижение согласия, целостногоконсенсуса нашего общества.
Национальная белорусская идея — воплощает историческоестремление белорусского народа к свободе, самостоятельности, благосостоянию,сохранению белорусской науки, языка и белорусского государства. Её суть — восмыслении бытия белорусского этноса, исторического наследия, его национальнойидентичности и самости, человеческих истоках исторического предназначения егосуществования, особенностях его национального характера.
Идеология белорусского государства выражает представление обелорусском государстве в системе государственных интересов, выступающих каквнешние цели общественного развития, как базовые ценности, которымируководствуются государственные органы при разработке внутренней и внешнейполитики.
Основная функция государственной идеологии — достижениеобщественного согласия по основным интересам граждан.
Базис идеологии — Конституция Республики Беларусь. Ядромидеологии является идея Отечества.
Фундаментальная цель идеологии — построение сильнойдемократической процветающей Беларуси.
Идеология белорусского государства представляетупорядоченную совокупность идеалов, ценностей и концепции которые служатобоснованию белорусского пути развития.
Идеологическая доктрина — мировоззренческая основа идеологиибелорусского государства. Формой существования нашей государственной доктриныявляется национальная идея.
Правовая основа — Конституция Республики Беларусь. Мировоззренческаяоснова белорусской государственной идеологии базируется на основныхсуществующих идеологиях (марксизм, консерватизм, либерализм исоциал-демократизм).
Практическое воплощение данных положений в Республике Беларусьосуществляется благодаря зонированию эффективной президентской власти, котораявыступает главной особенностью белорусской модели развития. ПрезидентРеспублики Беларусь, избираемый всенародным голосованием, олицетворяет собойнациональное руководство, символизирует единство нации, выступает наиболее виднымнациональным лидером. Президент не имеет политических пристрастий (не является членомполитической партии) и поэтому представляет интересы всей нации. Неоднократно А.Г.Лукашенко высказывался против идеи создания так называемой партии власти, темсамым, подчеркивая свою приверженность общенациональным интересам.
Президент является гарантом Конституции Республики Беларусь,прав и свобод человека и гражданина. Сильный институт президентства в нашейстране обеспечивает незыблемость Основного Закона, его неукоснительное исполнениевсеми субъектами политической системы общества, и, в первую очередь,государственными органами.
Президент Беларуси как гарант Конституции несет ответственностьза сохранение основ конституционного строя, в том числе и в экстремальныхслучаях, когда они находятся под угрозой. Президент обеспечивает соблюдениенорм Конституции в деятельности всех органов государственной власти и военногоруководства. Обращает на себя внимание и то, что роль Президента как гарантаправ и свобод человека и гражданина поднята на тот же уровень, что и его ролькак гаранта всего конституционного строя. Глава государства обеспечиваетполитическую и экономическую стабильность страны, цементирует белорусскоеобщество, одновременно способствуя становлению таких основных демократическихинститутов, как: многопартийность, свободомыслие, равные возможности каждогогражданина принимать активное участие в решении государственных дел.
Большое внимание со стороны руководства страны уделяетсяформированию системообразующей структуры общества в Беларуси, основу которого,составляют сильные Советы, профсоюзы и молодежные организации, которые призваныобеспечить связь народа с органами власти, вовлекая граждан в активноегосударственное и идеологическое строительство
Заключение
Таким образом, позиция Главы государства по решениюсоциальных проблем находится в русле современных мировых тенденций. Красноречивоетому свидетельство — социальная направленность республиканского бюджета. Многиепромышленно развитые страны гордятся тем, что их расходы на образованиесравнялись с затратами на оборону. При всех трудностях Беларусь сохранилабесплатное среднее и расширила доступность высшего образования, обеспеченсоциальный стандарт в здравоохранении.
В республике создается “… государство, в котором наделе реализуются принципы народовластия, воплощаются общечеловеческие идеалы инравственные ориентиры, обеспечивается преемственность национальных традиций,сохранены и приумножаются фундаментальные ценности духовной веры, семьи,коллектива”.
Выступления общенационального лидера всегда являютсяпрограммными, поскольку именно в них формулируются концепции, создаются идеалыбелорусского общества, осуществляется сложнейший процесс целеполагания в рамкахгосударственного управления.
Список использованной литературы
1. Василевич Г.А. Органы государственной власти Республики Беларусь. Конституционныйстатус / Серия «Юридический справочник». Приложение к журналу «Правои экономика». — Минск, 1998.
2. Вардомацкий А.П. Значение первого Президента Белоруссии // Социс. 1995. №9.
3. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями).- Минск, 2006.
4. Реут В.И. Взаимоотношения Президента и Парламента Республики Беларусь взаконодательном процессе // Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь.1999. №1.
5. Тиковенко А.Г. Принцип разделения властей: теория и практика // ВестникКонституционного Суда Республики Беларусь. 1997. №1.