Iii международная конференция оценщиков

III Международная конференция оценщиков«Оценка судов и плавсредств»28 – 30 сентября 2009 г., г. Нижний НовгородРябов А.А. «Отдельные вопросы оценочной деятельности в федеральном государственном учреждении «Российский Речной Регистр»Уважаемые коллеги!Российский Речной Регистр является членом Международной ассоциации органов технического надзора и классификации. Представители Российского Речного Регистра принимают участие в работе Комитета по внутреннему водному транспорту Европейской Экономической комиссии ООН, Международной морской организации (ИМО) и Дунайской Комиссии (ДК) по вопросам гармонизации и унификации требований в области судоходства. Оценочная деятельность в Речном Регистре является одним из видов деятельности, определённых его Уставом. Речной Регистр, согласно Уставу, проводит исследования и экспертизы технического состояния судов, иных плавучих объектов и их элементов, а также оценочную деятельность в отношении этих объектов по заявкам судовладельцев, фрахтователей, страховщиков или других заинтересованных лиц. Согласно Уставу организации, Речной Регистр выполняет свои функции в области классификации, в отношении: – самоходных судов внутреннего плавания с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт; – несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн; – всех пассажирских и наливных судов; – паромных переправ и наплавных мостов на внутренних водных путях; – судов смешанного (река-море) плавания. Вашему вниманию предлагается ряд документов Речного Регистра, в той или иной степени, перекликающимися с вопросами оценочной деятельности, в отношении объектов, находящихся на классификационном учёте в Речном Регистре. Для идентификации объекта оценки целесообразно ознакомиться и иметь представление об основных положениях 2-х, недавно вступивших в силу, руководств Речного Регистра: – Р.002-2002 «Обновление судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания»; – Р.003-2003 «Строительство судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания с использованием элементов эксплуатировавшихся судов». К оценке, в настоящее время, могут быть представлены речные суда: – соответствующие проекту постройки; – прошедшие обновление всех основных конструктивных элементов (как с сохранением, так и без сохранения своего назначения); – прошедшие обновление отдельных основных конструктивных элементов (как с сохранением, так и без сохранения своего назначения); – построенные с использованием элементов эксплуатировавшихся судов; – переведённые, по своему техническому состоянию, из вышестоящего класса в нижестоящий и наоборот. Все эти суда будут иметь различную полную стоимость восстановления, а потенциального покупателя, в первую очередь, будут интересовать техническое состояние этого судна и в какой мере оно, по своему фактическому техническому состоянию, соответствует требованиям своего класса. В руководстве Р.002-2002 под обновлением судна понимается комплекс согласованных с Речным Регистром и производимых судовладельцем мероприятий, после осуществления которых техническое состояние корпуса, механизмов и электрического оборудования позволит обеспечить надёжную эксплуатацию судна в спецификационных условиях в течение планируемого судовладельцем срока. Руководством установлены следующие уровни обновления (отдельно по корпусу, механизмам и электрическому оборудованию): – уровень 1 (У1), удостоверяющий техническое состояние судна, обеспечивающее надёжную эксплуатацию обновлённого судна не менее 15 лет; – уровень 2 (У2), удостоверяющий техническое состояние судна, обеспечивающее надёжную эксплуатацию обновлённого судна не менее 10 лет. Техническое состояние корпуса, механизмов и электрического оборудования судна, обновлённого на уровень У1 или уровень У2, тем самым признаётся аналогичным техническому состоянию соответствующих элементов спроектированного на срок службы 20 лет нового судна после 5-летней или 10-летней эксплуатации. При этом считается, что все параметры нового судна (главные размерения, грузоподъёмность, назначение, класс судна, район плавания и др.) практически не отличаются от таковых обновлённого судна. При обновлении на судно выдаются документы Речного Регистра, с соблюдением следующих положений: При обновлении судна с сохранением его назначения составляется акт внеочередного или первоначального освидетельствования, в Свидетельство о годности к плаванию вносятся необходимые изменения, выдаются Свидетельства об обновлении раздельно по корпусу, механизмам и электрическому оборудованию. Оформляется новое Классификационное свидетельство. При обновлении судна с изменением его назначения составляется акт первоначального освидетельствования, выдаётся новый комплект судовых документов. Дополнительно на судно выдаются Свидетельства об обновлении по корпусу, механизмам и электрооборудованию. Отсчёт сроков последующих классификационных освидетельствований корпуса, механизмов и электрического оборудования производится с момента выдачи Свидетельства об обновлении этих элементов судна. В практике это будет означать, что 45-летнее судно постройки 1964 года, прошедшее в 2007 году полное обновление всех конструктивных элементов на уровень У1, на момент оценки (09.2009), будет иметь эффективный возраст 7 лет: Тэф = Тнорм – Тобн = 20 – (15-2) = 7 лет Ифиз = 100% х Тэф / Тнорм = 100% х 7 / 20 = 35%Руководство Р.003-2003 «Строительство судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания с использованием элементов эксплуатировавшихся судов» предусматривает для судовладельца возможность из невостребованного или аварийного судна (судно-донор) построить практически новое судно, требуемого ему предназначения с ограниченным расчётным сроком эксплуатации. Расчётный срок эксплуатации судна, постройка которого планируется с использованием элементов эксплуатировавшихся судов, устанавливается судовладельцем и зависит от результатов процедуры подтверждения соответствия эксплуатировавшихся конструкций, технических средств и оборудования требованиям Правил Российского Речного Регистра. Расчётный срок эксплуатации судна отражается в техническом задании на его проектирование. Руководство Р.003-2003 содержит требования, относящиеся к проектированию и постройке судов применительно к ограниченному расчётному сроку эксплуатации 15 лет (3КС) и 20 лет (4КС): 1. Срок эксплуатации 3КС равен трём периодам между классификационными освидетельствованиями, включая первоначальное, то есть 15 годам. 2. Срок эксплуатации 4КС равен четырём периодам между классификационными освидетельствованиями, включая первоначальное, то есть 20 годам. Эксплуатация судна по истечении его расчётного срока службы возможна в том случае, если техническое состояние судна признано Речным Регистром годным для тех или иных условий эксплуатации. Сегодня уже эксплуатируются речные суда, переоборудованные из невостребованных или списанных судов (построенные с использованием элементов эксплуатировавшихся судов на ограниченный расчётный срок эксплуатации 20 или 15 лет). На Енисее невостребованные сухогрузные баржи проекта Р29 переоборудуются в нефтеналивные суда проекта 1369, грузоподъёмностью 3 000 тонн. На настоящий момент только Красноярский судоремонтный завод спустил на воду 13 судов проекта 1369, построенных согласно Руководству Р.003-2003, а всего в Российской Федерации, за 2006-2009 годы по данной схеме уже построены и эксплуатируются порядка 50 единиц таких судов. Руководство Р.003-2003 показало свою актуальность и свою привлекательность для судовладельцев, в следствии чего количество переоборудованных речных судов в Российской Федерации начало иметь тенденцию роста.Правила Российского Речного Регистра (редакция 2008 года), в 4-х томах, утверждены Минтрансом России и зарегистрированы в Минюсте России. Вопросы, связанные с определением технического состояния и износа конструктивных элементов судов, регламентируются Правилами освидетельствования судов в эксплуатации 2002 года (ПОСЭ, Том 1 Правил Регистра) с изменениями, утверждёнными распоряжением Минтранса России от 31.12.2008 № ИЛ-88-р и вступившими в действие с 31.12.2008. ПОСЭ устанавливают порядок, сроки, методы и объёмы освидетельствований Речным Регистром судов, находящихся в эксплуатации, а так же содержат нормативы для определения технического состояния судов. Техническое состояние судов определяется в соответствии с приложениями № 1- 4 ПОСЭ, а именно: – приложение 1 ПОСЭ «Указания по определению технического состояния корпусов судов в эксплуатации расчётным методом», касаются так же судов с деревянными, пластмассовыми и железобетонными корпусами; – приложение 2 ПОСЭ «Методические указания по определению технического состояния металлических корпусов», включая корпуса судов, изготовленные из лёгких сплавов; – приложение 3 ПОСЭ «Методические указания по определению технического состояния механизмов», включая судовые системы; – приложение 4 ПОСЭ «Методические указания по определению технического состояния электрического оборудования», включая радиооборудование. Корпус речного судна является основным ценообразующим фактором в восстановительной стоимости этого судна. Весовые значение восстановительной стоимости корпусов в составе полной восстановительной стоимости судов могут находиться в диапазоне 50% – 75%, а в отдельных случаях (баржи металлические наливные, несамоходные, проект 248А) могут достигать 95%. В ПОСЭ заложены критерии и нормы, регламентирующие нахождение судна внутреннего или смешанного (река-море) плавания в своём классе. Обращаясь приложению 2 ПОСЭ «Методические указания по определению технического состояния металлических корпусов» это будет означать, что судно класса «Ё О-ПР 2,0», с металлическим корпусом, длиной 50 метров, конструктивная толщина листов наружной обшивки корпуса которого равна 6,0 мм, будет находиться в своём классе до достижения им минимальных остаточных толщин листов наружной обшивки корпуса: – в районе скулового пояса – 3,25 мм; – в средней части судна и кормовой оконечности – 3,45 мм; – в районе балластных и топливных цистерн – 4,45 мм, после чего судно подлежит переводу в низший класс или списанию. Правилами Российского Речного Регистра так же предусматривается возможность перевода судна из низшего класса в высший, при усилении на судне корпусных конструкций и проведении иных, согласованных с Речным Регистром, дополнительных мероприятий. На оценку может быть выставлено судно, построенное на вышестоящий класс, но в силу своего технического состояния (в основном из-за состояния корпуса) переведённое в низший класс, как пример: Судно класса «М-СП», длиной 50 метров, с конструктивной толщиной борта 9,0 мм, в районе скулового пояса достигло износа листов наружной обшивки, равного 4,5 мм (замер произведён по 12 точкам, с использованием средств ультразвуковой толщинометрии, взято среднее аифметическое значение) и, согласно приложению 2 ПОСЭ, перестало быть судном класса «М-СП». Исполнять своё функциональное предназначение – перевозить грузы в районах, назначенных для плавания судов с классом «М-СП» это судно уже не может, но оно не списано, а переведено в класс «О». В классе «О», конструктивная толщина бортов судов, как правило, 6,0 мм, а минимальное допустимое значение толщины листов наружной обшивки в районе скулового пояса 3,25 мм. Износ наружной обшивки корпуса судна, в этом случае, составит 54,5%. Допустимый износ толщины листов наружной обшивки корпуса, в районе скулового пояса, для судов в классе «О» 6,0 мм – 3,25 мм = 2,75 мм Фактический износ толщины листов наружной обшивки корпуса, в районе скулового пояса, оцениваемого судна 6,0 мм – 4,5 мм = 1,5 мм 2,75 мм – 100%; 1,5 мм – х; Х=1,5 х 100 / 2,27 = 54,5% Это судно способно исполнять своё новое функциональное предназначение – перевозить грузы в районах, назначенных для плавания судов с классом «О». В данной ситуации напрашивается вывод, что при освидетельствовании и оценке речных судов, на эксплуатацию которых распространяются процедуры переводов судна из класса в класс, износ основных элементов конструкции судна, в пределах норм регламентирующих нахождение судна в своём классе, по сути, является износом функциональным. Он может быть, с достоверной точностью, рассчитан как среднее взвешенное значение допустимых, в своём классе, износов основных конструктивных элементов судна. На примере корпуса судна: 1. Техническое состояние корпуса признаётся годным, если остаточные толщины и параметры местных остаточных деформаций удовлетворяют требованиям 3.6.3 – 3.6.6 ПОСЭ. 1.1 Наружная обшивка корпуса 1.1.1 Процент допустимого, в своём классе, износа наружной обшивки: в районе скулового пояса – 20%; в средней части судна – 18%; в районе кормовой оконечности 22%; в районе балластных и топливных цистерн – 20%. Замеры допустимого износа произведены в 10 точках, для каждого района с использованием средств ультразвуковой толщинометрии и взято среднее арифметическое значение для каждого района корпуса. Среднее арифметическое значение допустимого износа наружной обшивки корпуса. (20+18+22+20) / 4 = 20% 1.2 Надстройка – по аналогии; Среднее арифметическое значение допустимого износа надстройки -14%. 1.3 Палубы – по аналогии; Среднее арифметическое значение допустимого износа палуб -19%. 1.4 Платформы – по аналогии. Среднее арифметическое значение допустимого износа платформ -14%. 1.5 Весовые значение элементов конструкции корпуса, по доле их веса в общем весе корпуса судна, для данного проекта: наружная обшивка с набором – 52%; надстройка – 21%; палубы – 22% платформы – 11% 1.6 Среднее (взвешенное) значение допустимого износа для корпуса судна, в своём классе: (20 х 0,52)+(14 х 0,21)+(19 х 0,22)+(14 х 0,11) = 10,4+2,9+4,2+1,5 = 20% Зная, что за период лет эксплуатации (10 лет), корпус судна износился на 20% допустимого износа, можно спрогнозировать срок нахождения судна в своём классе, по основному ценообразующему фактору, порядка 40 лет. В приложениях к ПОСЭ подобный алгоритм определения технического состояния основных конструктивных элементов судна заложен и для определение технического состояния механизмов, трубопроводов, систем, а также электрооборудования судов. 2. Механизмы – по аналогии Среднее (взвешенное) значение допустимого износа механизмов судна, в своём классе – 32% 3. Трубопроводы и системы – по аналогии Среднее (взвешенное) значение допустимого износа трубопроводов и систем, в своём классе – 24% 4. Электрооборудование – по аналогии Среднее (взвешенное) значение допустимого износа электрооборудования судна, в своём классе – 15% 5. Функциональный износ судна, как среднее взвешенное значение допустимых, для данного класса, процентов износов основных конструктивных элементов судна. Ценник № 103 для переоценки речных судов, приложение 6 «Удельные веса конструктивных элементов судов в общей восстановительной стоимости», самоходный грузовой флот, позиция 149. Двухвинтовой «М», проект 791, грузоподъёмность 2 700 тонн, мощность – 1 200 л.с., удельные веса конструктивных элементов: корпуса – 0,65 механизмов – 0,21; систем и трубопроводов – 0,04; электро- радиооборудования – 0,1 Ифункц = (20 х 0,65)+(32 х 0,32)+(24 х 0,04)+(15 х 0,1)= = 13,0 + 10,2 + 0,9 + 1,5 = 26,6%Существует также ряд документов (акты филиалов Речного Регистра), отражающих фактическое техническое состояние судна и дающих оценщику полную информацию о его износе. Данные документы хранятся в филиалах Российского Речного Регистра и должны находиться на борту оцениваемого судна. 1. Акт о дефектации корпуса судна т\х № ___, составляется на суда внутреннего плавания 1 раз в 5 лет и на суда смешанного (река-море) плавания 1 раз в 2 года. В разделе «Заключение эксперта» отражены все аспекты износа корпуса судна, включая наружную обшивку, надстройку, палубы и платформы. Акты очередного освидетельствования корпуса судна: – форма РР-3.5 – стандартное освидетельствование корпуса; – форма РР-3.6 – освидетельствование корпуса с использованием средств неразрушаемого контроля (ультразвуковой толщинометрии); Данные акты, для судов, возрастом менее 30 лет составляются при очередном освидетельствовании – 1 раз в 5 лет, а для судов, возрастом старше 30 лет – 1 раз в 2 года. 3. Акт очередного освидетельствования механизмов, форма РР-3.7 даёт представление о техническом состоянии двигателя (двигателей) судна, его систем и трубопроводов, а также об их износе. Акт составляется при очередном освидетельствовании судна, 1 раз в 5 лет. 4. Акт очередного освидетельствования электрооборудования, форма РР-3.8 даёт представление о техническом состоянии электро- и радиооборудования судна (его износе). Акт составляется при очередном освидетельствовании судна, 1 раз в 5 лет. 5. Акт освидетельствования судна (в доке или на слипе), форма РР-3.9. Данный акт является комплексным и отражает техническое состояние и износ корпуса судна, включая его надстройку палубы и платформы, механизмов судна, его трубопроводов и систем, а также судового электро- и радиообородувания. Акт составляется во время докования (слипования) судна и может представлять наибольшие интерес и удобство пользования для оценщиков.В Речном Регистре имеются отдельные документы Министерства речного флота РСФСР, которые могут быть использованы при определении полной восстановительной стоимости судов, в частности Ценник № 103 для переоценки речных судов. В ценник включены все суда, находившиеся на балансе Минречфлота РСФСР по состоянию на 01.12.1972. К сожалению, большая часть этих судов и сейчас находится в эксплуатации. Приведена полная восстановительная стоимость судов (в ценах 1972 года) как для индивидуальной, так и групповой их оценки, также приведены удельные веса основных конструктивных элементов судов в общей их восстановительной стоимости и региональные коэффициенты.Российским Речным Регистром, в целях повышения объективности отчётов об оценке стоимости речных судов, производимых оценочными и страховыми компаниями, предлагается привлекать к процедуре оценки экспертов Речного Регистра и приобщать их акты освидетельствования судов (их основных конструктивных элементов) к своим отчётам о рыночной стоимости речных судов. Наличие в отчёте об оценке судна актов его освидетельствования Речным Регистром позволит: – внести дополнительный вклад в минимизацию риска наступления имущественной ответственности оценщика (оценщиков) при осуществлении оценочной деятельности, предусмотренной Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»; – освободить Речной Регистр от переписки с судами различных юрисдикций по вопросам оценки. В настоящее время, взаимодействие Речного Регистра с оценочными и страховыми компаниями, в какой то степени, налажено в Нижне-Волжском филиале Речного Регистра (г. Астрахань), в других филиалах взаимодействие не организовано и нам с вами есть над чем работать. Благодарю за внимание, выражаю надежду и уверенность в нашем дальнейшем и плодотворном сотрудничестве.