"Социологический анализ неформальных молодежных движений в России (на примере "ролевиков") "

САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТИНСТИТУТ ИСТОРИИ, СОЦИОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЯКАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ Регистрационный №______ от “____” _____________ г.КУРСОВАЯ РАБОТАпо дисциплине «Общая социология» на тему:”Социологический анализ неформальных молодежных движений в России (на примере “ролевиков”) “Специальность 020300 (040201.65) – “Социология”Выполнил: студент 2 курса очного отделения Горбачев И.О.Научный руководитель: Ларькина О. А. Работа защищена “____” __________ г. с оценкой ____________________Южно-Сахалинск2009СОДЕРЖАНИЕ Стр. ВВЕДЕНИЕ 3^ 1. НЕФОРМАЛЬНОЕ МОЛОДЁЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ В СИСТЕМЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ 9 1.1. Субкультура в социологии 9 1.2. Типы молодежных субкультур в России. Этапы развития, причины возникновения. 12^ 2. АНАЛИЗ РОЛЕВОЙ СУБКУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ 16 2.1. Ролевая игра: сущность, функции 16 2.2. Истоки ролевого движения и его развитие. 21 2.3. Участники ролевого движения. Роль ролевого движения в воспитании и социализации личности. 26 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31ВВЕДЕНИЕ Каждое общество имеет некоторую совокупность культурных образцов, которые принимаются и разделяются всеми членами общества. В то же время культура любого общества неоднородна, поскольку в нем существуют разные нации и народности, различные социальные группы и подгруппы, у которых имеются свои ценностные традиции и свое понимание социальных норм. Такие культурные группы принято называть субкультуры. Выделяют различные субкультуры: этнические, религиозные, классовые, молодежные и др.^ Актуальность данной тематики обусловлена тем, что за период с 88 по 93-94 год количество неформальных объединений выросло с 8% до 38%, т.е. в три раза и сейчас неуклонно растёт. Все больше подростков каждый день во всех странах мира становятся неформалами. Поэтому необходимо выявить причины появления молодежных движений, понимать их и быть готовым столкнуться с ее представителями в реальной жизни. Одним из проявлений молодёжной субкультуры являются неформальные объединения молодёжи, своеобразная форма общения и жизни группы сверстников, объединенных интересами, ценностями, симпатиями. В известной мере они есть в формальных группах – классных коллективах, наряду с официальной структурой класса есть группы на базе межличностных отношений, по принципу «нравится – не нравится». Неформальные группы возникают обычно не в классе, не в деловых отношениях, а наряду с ними и вне школы. Они играют важную роль в жизни молодёжи, удовлетворяют информационные, эмоциональные и социальные потребности: дают возможность узнать то, о чем не так просто поговорить со взрослыми, обеспечивают психологический комфорт, учат выполнению социальных ролей. Замечено, что чем меньше школьник вовлечен в официальные структуры, тем больше он стремится в «свою компанию», что говорит о потребности в развивающих контактах, признании ценности своей личности. Каждому из нас случалось идти по улице, смотреть телевизор и видеть людей, которые чем-то не похожи на других. У кого-то на голове «ирокез», кто-то весь в металле, а кто-то в черной коже проносится мимо вас на мотоцикле. Чаще всего это и есть неформалы – представители современных субкультур. Само слово неформал, неформальный обозначает необычность, яркость и незаурядность. Человек–неформал – это попытка показать свою индивидуальность, сказать серой массе: «я – личность», бросить вызов миру с его бесконечными буднями и выстраиванием всех в один ряд. Английский социолог М.Брейк отмечал, что субкультуры как “системы значений, способов выражения или жизненных стилей” развивались социальными группами, находившимися в подчиненном положении, “в ответ на доминирующие системы значений: субкультуры отражают попытки таких групп решить структурные противоречия, возникшие в более широком социальном контексте”. Другое дело культура – массовое явление – присущая большей части общества система ценностей и образ жизни, диктуемый обществом.[7]^ Объектом исследования в данной курсовой работе выступает феномен субкультуры. Предметом исследования – является молодежная субкультура “Ролевики“ в России. ^ Цель данной работы состоит в том, чтобы проанализировать молодежную субкультуру «Ролевики». Основные задачи курсовой работы: Выявить методические подходы к анализу молодежных движений; Рассмотреть неформальные молодежные движения; Раскрыть что такое ролевая игра; Рассмотреть историю развития ролевого движения; Проанализировать роль неформальных молодёжных движений в воспитании и социализации личности; Рассмотреть разработанность проблемы молодежной субкультуры в РФ При написании данной курсовой работы были использованы монографии, следующих авторов , а также статей из научной периодики и справочная литература.^ Степень научной разработанности проблемы В современной науке изучение молодежи как социального феномена имеет междисциплинарный характер. В качестве предмета исследования молодежь привлекает внимание социологов, юристов, психологов, философов, культурологов, историков, педагогов, социальных работников и представителей других областей знания. В социологии рассматривается несколько теорий осмысления молодежи как социально-демографической группы. Сторонниками психоаналитического подхода являются такие исследователи, как Р. Бенедикт, А. Радклифф-Браун, Д. Рисмен, Л. Шелефф, Э. Эриксон, К.А. Абульханова-Славская, Г.М. Андреева, Л.М. Архангельский, Н.В. Борисов, В.Н. Боряз, В.И. Бочарова, С.И. Голод, И.С. Кон, Д.В. Ольшанский, А.В. Петровский, Д.И. Фельдштейн, Е.В. Шорохова, В.М. Щердаков; структурно-функциональный подход в исследовании молодежи применяли такие ученые, как Ш. Айзенштадт, Р. Мертон, Т. Парсонс, В.С. Боровик, С.Н. Быкова, В.Л. Васильев, С.С. Григорьев, С.Х. Гурьянов, В.И. Журавлев, А.С. Капто, Е.А. Леванов, В.Т. Лисовский, В.А. Мансуров, А.А. Поликанов, Л.Я. Рубина, Б.А. Ручкина, И.М. Слепенков, С.С. Фролов, В.Н. Шубкин. Культурологические теории в изучении молодежи использовали такие исследователи, как П. Бергер, Г. Гризе, Ф. Коэн, Т. Лукман, К. Мангейм, М. Мид, Ф. Тенбрук, Л. Фойер, Ю. Халасинский, Т. Шельски, Э. Шпрангер, А. Шюц, В.Я. Башкутов, В.С. Боровик, Л.С. Выготский, С.С. Григорьев, В.И. Добреньков, Г.Т. Журавлев, С.Н. Иконникова, И.М. Ильинский, Л.Н. Коган, С.А. Кугель, В.Ф. Левичева, В.А. Луков, А.Л. Маршак, В.Г. Немировский, В.В. Павловский, В.Г. Харчева, В.Б. Чурбанов, А.М. Шендерик и др. Во многих исследованиях, посвященных молодежи, в первую очередь рассматривались проблемы ее профессиональной ориентации (В.Т. Лисовский, В.Я. Чупров В.Н. Шубкин,); социализации (О.И. Карпухин, С.Н. Иконникова); образования (А.Г. Здравомыслова, В.А. Ядов); послевузовского профессионально-трудового самоопределения (М.Х. Сулейманова, В.А. Ядов); рационального использования труда молодых работников (Е.И. Титов, Ж.Т. Тощенко, Н.И. Шевченко). Вопросы формирования и развития неформальных молодежных объединений первоначально рассматривались зарубежными социологами. Большой вклад в изучение неформальных молодежных групп внесли такие зарубежные авторы, как Ш. Айзенштадт, Р. Браунгарт, М. Брейк, Г. Гризе, Т. Джеферсон, С. Кохен, К. Мангейм, Ж. Паис, Т. Роззак, К. Соарес, Ф. Тенбрук, С. Фриз, Д. Хэбдидж, Д. Янг. В частности, в концепции М. Брейка была предложена методика анализа молодежной субкультуры, которая также применима при рассмотрении неформальных молодежных объединений. В работах Г. Гризе, Ф. Тенбрука подробно проанализированы причины объединения молодых людей в неформальные группы и их особой роли в жизни молодого человека. В концепции Ш. Айзенштадта неформальные молодежные объединения впервые стали закономерным компонентом социальной структуры общества. За несколько десятилетий научного изучения специфики функционирования отечественных неформальных молодежных объединений в российской социологической науке был накоплен значительный теоретический и эмпирический материал, обозначились главные теоретические и прикладные проблемы, сформировалось несколько исследовательских подходов. В частности, И.П. Башкатовым, Т.Г. Исламшиной, А.А. Кутьиной, В.Т. Лисовским, В.А. Луковым, Г.А. Лукс, А.А. Матвеевой, А.Л. Салагаевым, С.А. Сергеевым, И.Ю. Сундиевым, В.Я. Суртаевым были разработаны типологии неформальных молодежных объединений. И.Н. Андреева, Н.Я. Голубкова, Л.Г. Новикова предложили варианты периодизации неформального молодежного движения в России. М.С. Комаров, И.Ю. Сундиев, используя обширный эмпирический материал, подробно рассмотрели историю развития российских неформальных молодежных объединений. М.В. Блохина, Л.Г. Григорьев, С.В. Косарецкая, Н.Н. Машина, А.И. Осипова, А.Л. Салагаев, Н.Ю. Синягина, И.М. Фадеева, А.В. Шашкин занимаются изучением современных неформальных молодежных объединений, в том числе и в отдельных российских регионах. В то же самое время в исследовании молодежного феномена до последнего времени наибольшее внимание уделялось неформальным молодежным объединениям Москвы и Санкт-Петербурга, криминальным группировкам в Татарстане. Малоизученными являются молодежные объединения в других российских регионах. Это можно объяснить тем, что неформальные объединения до последнего времени имели наибольшее распространение в столичных центрах.[6] Вместе с тем в условиях демократизации российского общества, формирования и укрепления общефедеральных и региональных институтов гражданского общества существенно расширяются и трансформируются сфера и формы деятельности неформальных молодежных объединений в регионах РФ.^ 1. НЕФОРМАЛЬНОЕ МОЛОДЁЖНОЕ ДВИЖЕНИЯ В СИСТЕМЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ . СУБКУЛЬТУРА В СОЦИОЛОГИИ Субкультура – это понятие, которое можно рассматривать как: совокупность некоторых негативно интерпретированных норм и ценностей традиционной культуры, функционирующей в качестве культуры определённого слоя общества; особую форму организации людей (чаще всего молодежи), автономное целостное образование внутри господствующей культуры, определяющее стиль жизни и мышления её носителей, отличающееся своими обычаями, нормами, комплексами ценностей и даже институтами; трансформированную профессиональным мышлением систему ценностей традиционной культуры, получившую своеобразную мировоззренческую окраску.[5, с. 29] В социологии под субкультурой принято понимать систему ценностей и норм, установок, способов поведения, стилей определенной социальной группы, отличающихся от господствующей в обществе культуры, хотя и связанных с ней.[4] Существует в научной и публицистической литературе еще одно понятие: контркультура, т.е. совокупность принятых в данной социальной группе культурных образцов, которые противоположны образцам доминирующей или всеобщей культуры. Если брать в качестве объекта исследования такую социальную группу, как молодежь, то более адекватным будет использование понятия молодежная субкультура. В социологии молодежи рассматривается несколько теорий осмысления молодежи как социального феномена. Авторы психоаналитической концепции определение молодежи строят преимущественно на возрастных психофизических особенностях личности молодого человека, на выводах З. Фрейда, которые были развиты его учениками (Д. Рисмен, Л. Шелефф, Э. Эриксон и др.).[6] Основные принципы психоаналитического подхода использовали в работах такие отечественные социологи, как К.А. Абульханова-Славская, Г.М. Андреева, Л.М. Архангельский, Н.В. Борисов, В.Н. Боряз, В.Г. Бочарова, С.И. Голод, И.С. Кон, Д.В. Ольшанский, А.В. Петровский, Д.И. Фельдштейн, Е.В. Шорохова, В.М. Щердаков и др. Можно сказать, что психоаналитическая концепция позволяет приоткрыть глубинные пласты молодежного сознания, понять особенности личности молодого человека, способствует самореализации молодого человека и преодолению социального отчуждения.[6] Структурно-функциональное направление основано на идеях Парсонса о том, что молодежная культура имеет социальную функцию снятия напряжения между молодежью и обществом и решает, таким образом, проблемы, возникающие в результате изменения структуры общества. Задача социологов, исследующих молодежные проблемы, – определить и показать, каким образом молодежная культура способствует поддержанию социального порядка. Данное направление имело большое значение в создании теории межпоколенного взаимодействия, «сексуальной революции» (В.Р. Райх, Г. Маркузе), «конфликта поколений» (Д. Белл, Р. Мертон). К числу последователей этого влиятельного направления относится израильский социолог Ш. Айзенштадт. Структурно-функциональное направление в исследовании молодежи применяли такие отечественные социологи, как В.С. Боровик, С.Н. Быкова, В.Л. Васильев, С.С. Григорьев, С.Х. Гурьянов, В.И. Журавлев, А.С. Капто, Е.А. Леванов, В.Т. Лисовский, В.А. Мансуров, Л.Я. Рубина, Б.А. Ручкина, А.А. Поликанов, И.М. Слепенков, С.С. Фролов, В.Н. Шубкин и др. На наш взгляд, структурно-функциональное направление как стратегия социологического исследования в рассмотрении и отечественной, и западной молодежи имеет свои положительные и отрицательные стороны. Делая акцент на важности возрастной дифференциации в общественном воспроизводстве, исследователи часто не видят в молодежи источника общественных изменений. Культурологические теории рассматривают молодежь через совокупность характерных для нее культурных свойств и функций. Представители данного направления (М. Мид, А. Радклифф-Браун, Э. Шпрангер), развивая идеи основоположников такого подхода (П. Бергера, Т. Лукмана, А. Шюца), стремятся осмыслить понятие «молодежь» с социальным опытом, то есть необходимость учитывать те социально-экономические и политические условия, в которых живут изучаемые поколения. Сторонниками культурологического подхода в изучении молодежи являются такие российские исследователи, как В.А. Башкутов, В.С. Боровик, Л.С. Выготский, С.С. Григорьев, В.И. Добреньков, Г.Т. Журавлев, С.Н. Иконникова, И.М. Ильинский, Л.Н. Коган, С.А. Кугель, В.Ф. Левичева, В.А. Луков, А.Л. Маршак, В.Г. Немировский, В.В. Павловский, В.Г. Харчева, В.Б. Чурбанов, А.И. Шендерик и др. Исходя из всего вышесказанного, можно предложить следующее определение молодежи. Молодежь – это социально-демографическая группа общества, которую составляют молодые люди от 14 до 30 лет, характеризующаяся свойственными для нее ролью и функциями в обществе, ценностными ориентациями, мировоззрением, образом жизни и определенными социально-психологическими качествами, обусловленными характером социально-экономической ситуации, а также процессом глобализации. Итак, молодежь не представляет собой гомогенную группу и отличается по своим культурным, национальным, образовательным, профессиональным, социально-политическим, ценностным характеристикам; исследование молодежных проблем детерминировано социальными отношениями, господствующими в обществе. Для определенной части молодежи характерно то, что, не находя взаимопонимания со старшим поколением и объединяясь на основе возрастного принципа и возрастных критериев, молодежь создает свои нормы, правила поведения, язык, ценности, моду, которые противоречат устоявшимся ценностям общества. Неформальные молодежные субкультуры могут играть роль своеобразного механизма прогресса общества.^ 1.2 .ТИПЫ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР В РОССИИ. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ, ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ. Молодёжная субкультура носит развлекательно-рекреативный и потребительский характер, а не познавательный, созидательный и творческий. В России, как и во всем мире, она ориентируется на западные ценности: американский образ жизни в его облегченном варианте, массовую культуру, а не на ценности национальной культуры. Культуру молодёжи отличает и наличие молодёжного языка (сленга), который тоже играет неоднозначную роль в воспитании молодёжи, создает барьер между ними и взрослыми. Субкультура молодёжи часто имеет много общего с контркультурой и культурой авангардизма. Обществом эти культуры оцениваются обычно отрицательно, хотя они несут в себе тенденции обновления, динамику развития. Неформальные объединения молодёжи – это социальные группы различной направленности. К ним обычно относят такие разнородные явления, как оппозиционные политические партии, экологические движения, любительские и творческие объединения, контркультурные группы, криминальные формирования. Неформальные объединения по характеру социальной направленности могут быть как просоциальными, так и асоциальными (стоящими в стороне от общественных проблем, часто объединяемые на основе общих любительских интересов, развлекательных предпочтений и пр.) и антисоциальными или дизсоциальными (противостоящими обществу и представляющими для него опасность – банды, криминальные группировки, хулиганские шайки и пр.) Изначально неформалы в России развивались так: 1) Волна неформалитета в послереволюционные годы. Контркультурные группировки молодёжи. 2) Волна 60-х годов. Это первые симптомы разложения административно-командной системы. (Художники, Барды, Стиляги). 3) Волна 1986 года. Существование неформальных групп было признано официально. Неформалов стали определять по различным характеристикам (одежда, сленг, значковая атрибутика, манеры, мораль и.т.д.) с помощью которых подростки отгораживались от взрослого сообщества, отстаивая свое право на внутреннюю жизнь. Причины возникновения таких групп различны: 1) Вызов обществу, протест. 2) Вызов семье, непонимание в семье. 3) Нежелание быть как все. 4) Желание утвердится в новой среде. 5) Привлечь к себе внимание. 6) Не развитая сфера организации досуга для молодёжи в стране. 7) Копирование западных структур, течений, культуры. 8) Религиозные идейные убеждения. 9) Дань моде. 10) Отсутствие цели в жизни. 11) Влияние криминальных структур, хулиганство. 12) Возрастные увлечения. Главным, определяющим фактором их возникновения и развития, несомненно, стали процессы демократизации и гласности, которые не только пробудили к активной деятельности миллионы людей, но и поставили перед ними новые задачи. Результатом этого закономерно явился бурный рост числа самодеятельных общественных формирований и повышение активности их участников. В начале 70-х годов против только что возродившегося движения неформалов был предпринят ряд шумных кампаний, преследовавших молодёжную рок-музыку и самодеятельную песню, выставки художников-авангардистов и клубы любителей фантастики, начинания неофициальной педагогики – молодёжные клубы. Сам термин «молодёжная субкультура» вошел в язык в качестве примера идеологических диверсий. Между тем вопреки такому массированному, организационному давлению своеобразие даже чисто внешних проявлений молодёжной среды не исчезало, а, наоборот, увеличивалось, принимая порой действительно искаженные формы. Возникли многочисленные «тусовки» молодых людей, фанатически приверженных тому или иному музыкальному кумиру или спортивной команде. Множились разнообразные семантические средства – одежда, сленг, вся значковая атрибутика, песни, музыка, манеры и т.п., – с помощью которых подростки отгораживались от взрослого сообщества, отстаивая свое право на внутреннюю жизнь. Существует множество классификаций неформальных самодеятельных групп. По социально-правовому признаку выделяют: 1) просоциальные, или социально-активные, с позитивной направленностью деятельности, например, группы экологической защиты, охраны памятников, окружающей среды; 2) асоциальные, или социально-пассивные, деятельность которых нейтральна по отношению к социальным процессам, например, музыкальные и спортивные фанаты; 3) антисоциальные – хиппи, панки, преступные группировки, наркоманы и т.п. По направленности интересов М.Топалов так классифицирует молодежные объединения и группы: 1) увлечение современной молодежной музыкой; 2) устремление к правопорядковой деятельности; 3) активно занимающиеся определенными видами спорта; 4) околоспортивные – различные фанаты; 5) философско-мистические; 6)защитники окружающей среды. З.В. Сикевич дает несколько иную характеристику неформального самодеятельного движения молодежи с учетом того, что причастность к той или иной группе может быть связана: 1) способом времяпрепровождения – музыкальные и спортивные фанаты, металлисты, люберы и даже нацисты; 2) с социальной позицией – экокультурные; 3) с образом жизни – “системники” и их многочисленные ответвления; 4) с альтернативным творчеством – официально не признанные живописцы, скульпторы, музыканты, актеры, писатели и др.[18] Таким образом, неформальные молодежные объединения – это движение в сторону социальной и духовной автономии человека. По его мнению, многообразие неформальных объединений дает возможность, как молодежи, так и всему нашему обществу соединить активность и плюрализм, позволяет людям активно выразить существующие модели свободного поведения. Итак, субкультура – это понятие, которое можно рассматривать как: совокупность некоторых негативно интерпретированных норм и ценностей традиционной культуры, функционирующей в качестве культуры определённого слоя общества; особую форму организации людей (чаще всего молодежи), автономное целостное образование внутри господствующей культуры, определяющее стиль жизни и мышления её носителей, отличающееся своими обычаями, нормами, комплексами ценностей и даже институтами; трансформированную профессиональным мышлением систему ценностей традиционной культуры, получившую своеобразную мировоззренческую окраску. Главным, определяющим фактором их возникновения и развития, несомненно, стали процессы демократизации и гласности, которые не только пробудили к активной деятельности миллионы людей, но и поставили перед ними новые задачи. Результатом этого закономерно явился бурный рост числа самодеятельных общественных формирований и повышение активности их участников Существует несколько классификаций молодежной субкультуры. Их выделяют по социально-правовому признаку, по направленности интересов, и с учетом времяпрепровождения, социальной позицией, образом жизни, альтернативным творчеством. ^ 2. АНАЛИЗ РОЛЕВОЙ СУБКУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ 2.1. РОЛЕВАЯ ИГРА: СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ. В большинстве научных источников ролевая игра рассматривается как одна из основных форм деятельности ребенка. Но, в нашем случае речь идет о ролевой игре для представителей любой возрастной группы. Необходимым отметить надо следующее: 1. Ролевая игра – «сложное социально-психологическое явление уже потому, что это не возрастное явление, а личностное. Потребность личности в игре и способность включаться в игру характеризуется особым видением мира и не связаны с возрастом человека. Взрослый в игре “пробует”, “переживает” неиспользованные возможности жизни, ребенок проигрывает, “примеривает” еще не использованные, не выбранные возможности. Именно это и делает игру могучим средством социализации, приобщения к нормам и ценностям общества» [1, c. 11]. 2. Ролевая игра в равной степени близка как взрослым, так и детям, поскольку «большую часть жизни каждый из нас проводит, играя в соответствии с ситуацией множество самых разных социальных ролей… порой… » [22, с. 148]. Эту мысль высказывает в своих работах А.С. Макаренко, говоря о том , что взрослые постоянно играют в ролевые игры, даже с сами собой, изображая «важность в своем кабинете,. Книжность, когда мы обставимся книжками и думаем – у нас есть библиотека» [12, с. 25]. 3. Взрослые, так же как дети, испытывают потребность в перевоплощении, изменении (хотя бы временном) окружающего мира, привнесении в него красоты, сказочности, романтики. Сюжетно-ролевая театрализованная игра – это выход за пределы реальности, а точнее обыденности, это возможность для человека ощутить, осознать себя через иное, т.е возможность быть чем-то иным по отношению к собственному «Я». Именно к ней как нельзя лучше подходит выведенная А.Н. Леонтьевым общая формула мотивации игры – «не выиграть, а играть»[12, с. 486]. В этом случае можно говорить о неком своеобразном виде ролевой игры, в котором равноправно сочетаются ролевые игры взрослых и детей, т.к. ее основными участниками являются представители «пограничной» возрастной группы между детством и взрослостью. Это новый тип игр, когда «взрослые и дети играют вместе, используя игры для решения очень важных как для детей, так и взрослых проблем их совместного существования»[10,с. 5]. Такая игра включает в себя элементы изученных в психологии поведенческих, обучающих и межличностных игр, предполагающих разучивание и отрабатывание нового для человека стиля поведения, обмен ролями между партнерами по игре, рассмотрение реальных конфликтных или проблемных ситуаций на игровой основе, и множество особенных, специфических черт. И. В Герлах, проанализировав множество определений ролевой игры в своем издании, дала свое понятие сюжетно-ролевой театрализованной игры. Сюжетно-ролевая театрализованная игра (СРТИ) является одним из видов игровой деятельности человека, целью которой является достижение максимального сходства между имитационными действиями участников, манипулирующих символическим материалом и реальными действиями людей в жизненном и деятельностном контекстах.[3,32] Спецификой СРТИ является то, что в качестве символов выступает одежда, орудия способы поведения, описанные в исторических, художественно-литературных источниках. В основе мотивации СРТИ лежат базовые потребности личности, которые выделяются такими известными социальными психологами, как А. Маслоу, Г. Олпорт и др. [16, с. 103; 11, с. 25]. Одним из конкретных проявлений этой мотивации среди многих стремлений является достичь сходства, т.е. цель игры и данный мотив совпадают, что соответствует характеристике игры как социально-психологического явления, данному крупными теоретиками игры. А.А. Берелехис выделяет следующие функции ролевой игры: 1. Мотивационная: каждая игра создает мотив деятельности, который значим для игрока и не отодвинут во времени. 2. Образовательная: в период подготовки к игре и в ходе ее игрок получает ранее незнакомую ему информацию, знание. 3. Воспитательная: умение уважительно относиться к чужим ценностям и отстаивать свои, культура поведения и т.д. 4. Развивающая: в ходе ролевой игры развиваются быстрота реакции, гибкость ума и поведения, внимание и творческие способности, совершенствуются организаторские качества, актерские навыки. 5. Коммуникативная: навыки культуры общения, поведения в социуме. 6. Обучающая: обучение различным умениям и навыкам в ходе игры. 7. Компенсаторная: компенсирует у детей потребность в проявлении взрослости, включении в социально-значимые отношения. Взрослым игрокам СРТИ позволяет более точно выразить эмоциональную сферу личности, что в реальной жизни не всегда удается. 8. Терапевтическая: способствует развитию умения погашать конфликты, снимает агрессивность, стрессы, отрицательные эмоции, при правильном использовании позволяет бороться с различными комплексами. 9. Релаксационная: снимает эмоциональное напряжение, вызванное нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении или работе. 10. Психотехническая: формирование навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности; перестройка психики для усвоения больших объемов информации. 11. Рекреативная: игра – замечательный, запоминающий на всю жизнь, вид отдыха [24]. Этот подход к функциям СРТИ во многом соответствует определению особых функций игры как педагогического феномена культуры, сформулированному С.А. Шмаковым. Он выделяет следующие наиболее важные функции: социокультурное назначение игры; функция межнациональной коммуникации; функция самореализации… в игре как полигоне общечеловеческой практики; коммуникативная функция игры; диагностическая функция игры; игротерапевтическая функция игры; функция коррекции игре; развлекательная функция игры[8, c. 62]. Таким образом, следует отметить связь СРТИ и театра. Эстетическое воспитании молодежи формирование ее духовного облика и мировоззрения средствами искусства всегда было актуальной проблемой. Педагогическое значение его неизмеримо возросло в современных условиях развития общества, когда продолжается девальвация нравственных ценностей. О.А. Толченов, отмечает, что сегодня происходит широкое распространение «игрового театра и еще в большей степени – игровых театрализованных форм», которые имеют явные тенденции к развитию в новые педагогически ценные формы влияния на личность ребенка и молодого человека[21, c. 29]. В решении комплекса воспитательных проблем театр, во всех направления, в том числе и в виде театрализованных ролевых игр, занимает важное место. Он несет в себе «возможности обогащения социального и нравственного опыта личности, развивает общую культуру, потому что театр представляет своеобразный синтетический способ отражения жизни на сцене (в игре), а в восприятии театрального искусства развиваются чувства, мысли, воображение человека»[17, c. 33]. Играм, реализуемым в рамках ролевого движения, свойственны все основные признаки театрализованного представления: зрелищность, синтетичность, экспрессивность, идейно-художественная целостность.^ 2.2. ИСТОКИ РОЛЕВГО ДВИЖЕНИЯ И ЕГО РАЗВИТИЕ. В источниках, которые рассматривают живые ролевые игры как явление, вырванное из культурного контекста, феномен их возникновения объясняется феноменом популярности книг Дж. Р. Р. Толкиена (“Хоббит”, “Властелин Колец”, “Сильмариллион”). Считается, что из увлечения толкиенизмом в определенный момент спонтанно возникли ролевые игры на местности. Это понимание неверно, а подход однобок. Ролевые игры не могли возникнуть на пустом месте, а толкиенизм, появившийся гораздо раньше, сам по себе к формированию СРТИ не привел. Хотя, конечно, роль книг именно Толкиена сложно переоценить — просто помимо увлечения ими имелось множество видов культурной активности, которые стали прообразами СРТИ. Если смотреть широко, то в ближайшие пращуры современной живой ролевой игры можно записать четыре субкультуры. Каждая из них создала предпосылки для формирования СРТИ и в определенной степени повлияла на игры, какими мы их знаем. Во-первых, это литературные “суды над героями” — специфическая форма ролевой игры, бытовавшая на уроках литературы, начиная с 20-х годов XX века (в это время литературные “суды” были очень популярны) и, заканчивая настоящим временем, — хотя сейчас эти игры куда менее распространены. Суть литсуда заключается в обвинении и защите какого-либо книжного героя (Раскольникова, Онегина и так далее), в котором участвует весь класс, а героя по итогам урока оправдывают либо обвиняют.[28] Эта форма издевательства над классиками была придумана для повышения одновременно и социальной, и культурной воспитанности советских учащихся и, как водится в советское время, проводилась с чувством, но почти всегда — с заранее известным исходом, то есть, для галочки. С появлением “гласности” и “демократии” школьные литсуды стали чуть более демократичными, а исходы “заседаний” — несколько менее предсказуемыми. Например, ваш покорный слуга умудрился оправдать Раскольникова, приведя “суду” литературные “доказательства” его невменяемости. В теории этот вид массовой игровой деятельности является настоящей ролевой игрой павильонного типа, но на практике ролевая составляющая соответствовала уровню “уроков политвоспитания”. Во-вторых, еще одним истоком СРТИ были общеизвестные “Зарница” и “Орленок” — военизированные патриотические сборы на местности. Здесь отрабатывалась другая составляющая современных СРТИ — тактические перемещения отрядов и отдельных бойцов по игровому полигону, выполнение поставленных задач, достижение командных и личных целей. Обычно эти патриотические игры разыгрывали сценарии Второй Мировой войны и других противостояний “хороших” и “плохих”, хотя бывали и более сложные сценарии, и более нестандартные формулировки. Стоит отметить высокую культуру и хороший уровень организации этих мероприятий — но вместе с тем, иногда это были жестокие игры, принуждающие детей к не слишком гуманным выборам в спорных этических ситуациях. Это было неизбежно, так как патриотическая и военная составляющие “Зарниц” были для организаторов куда важнее свободной, личностной и ролевой составляющих.[28] Третьим предшественником СРТИ является специфическая культура внешкольных подростковых объединений, активно применяемая в советской педагогике. Это были уже практически настоящие ролевые игры — группа детей (обычно, отдыхающих в пионерском лагере) помещалась в сюжетные условия (естественно, не фантастические, а например — “Детская деревня” или опять-таки военизированный патриотический сюжет) и в этих условиях перед ними ставились разнообразные командные и личные задачи. Этот успешный педагогический метод основан на главном свойстве ролевой игры: оптимальном сочетании содержательного и увлекательного отдыха с одновременным решением обучающих, развивающих и воспитательных задач. В случае внешкольных объединений эти задачи создавались и прорабатывались специалистами по подростковой психологии, воспитанию и социализации подростков. К сожалению, с падением идеологической системы СССР финансирование подобных проектов медленно зачахло — ведь, повторюсь, главным для правительственных органов были не личностное и культурное развитие детей, играющих в ролевые игры, а их патриотическая подготовка. К огромному сожалению, процесс, который мог бы активно развиваться и принести реальную пользу нескольким поколениям школьников, был пущен на самотек и пришел в упадок. [28] Впрочем, у ролевых игр серьезное будущее, и нет сомнений, что в той или иной форме этот процесс будет возобновлен. Во многих детских лагерях и без единой правительственной программы регулярно проводятся современные аналоги подобных игр. Четвертым прообразом современной ролевой игры является движение творческих анахронистов и реконструкторов, которые, начиная с 80-х годов, ежегодно собирались и разыгрывали на бородинском поле известное сражение между русской и французской армиями. Этот вид театрализованной игры фестивального типа хорошо распространен за рубежом, но в последние десятилетия развивается и у нас. Он требует значительных финансовых вложений от участников (и/или организаторов) и не дает практически никакой ролевой свободы — но эта культура уже в 80-х годах моделировала и развивала материальную составляющую ролевой игры (наличие высококлассных костюмов, доспехов, обмундирования и оружия, построек и тому п