Содержание I. Актуальность вопроса о педагогической культуре учителя II. Главная часть 1. Изучение термина педагогическая культура 2. Определение понятия педагогическая культура 3. Составляющие педагогической культуры 4. Педагогическое мастерство III. Заключение IV. Библиография 3 4 – 5 6 – 8 9 – 13 14 – I. Введение Социальные и экономические изменения, сотрясающие общество,
не могли не сказаться на образовании. Смена приоритетов в общественно-государственном обустройстве влечт неизбежно смену приоритетов в подчиннных структурах, в том числе и в образовании. Сегодня, когда меняется образовательная парадигма – от технократической к гуманистической, когда идт сложная работа по смене ориентиров авторитаризма в школе на демократические установки, особое значение приобретает личность учителя, его педагогическая культура.
Человек, вставший за учительский стол, ответственен за вс, что знает и умеет. Именно ответственностью за судьбу каждого ученика, подрастающего поколения, общества и государства характеризуется учительская должность. Какими будут результаты труда педагога сегодня – таким будет наше общество завтра. Трудно представить себе другую деятельность, от которой так много зависит в судьбе каждого человека и всего народа. Особые профессиональные и общественные функции учителя, необходимость
быть всегда на виду самых беспристрастных судей – своих воспитанников, заинтересованных родителей, широкой общественности предъявляют повышенные требования к личности учителя, его моральному облику. Требования к учителю – это система профессиональных качеств, определяющих успешность педагогической деятельности. Меняющаяся концепция образования, новые типы школ, определяющие новое содержание образования, введение новых предметов, предполагают новые умения быстро перестраиваться, осваивать новое содержание, подходы, методики обучения, создавать свои варианты организации и методики обучения, учитывающие социально-психологические, культурно-экономические изменения, характерные для учащихся XXI века. Поэтому сегодня можно утверждать, что педагогическая культура сопряжена в меняющемся мире с педагогической мобильностью, которая проявляется в способности быстро реагировать на изменяющиеся обстоятельства, подчиняя их решению перспективных педагогических задач развития личности учащихся.
В связи с общественными изменениями вопрос о педагогической культуре каждого учителя, и учителя начальных классов в частности, звучит особенно актуально. 1. Изучение термина педагогическая культура Термин педагогическая культура пока еще не получил общепринятого, закрепившегося научного определения, следовательно, исследовать указанный феномен применительно к профессиональной деятельности учителя следует от общего к частному, логично идти от выявления культурных параметров личности
педагога к профессиональному своеобразию их проявления в педагогический деятельности. Такое решение объясняется тем, что феномены культура личности и педагогическая культура соотносятся между собой как род и вид, т.е. педагогическая культура отличается от культуры личности не принципиально, а только вариативно, в рамках единого целого, не набором компонентов, а профессионально-педагогический ориентированностью их содержания в учебно-воспитательном процессе.
В научной литературе можно встретить множество, порой различных между собой определений культура. Еще в 1964 году американские исследователи А. Кребер и К. Клакхон собрали 257 определений культуры и еще более 100 попыток определить это понятие описательно.С тех пор эти цифры только росли. Недостатка в определениях нет и в отечественной и в зарубежной философиях. Каждые из этих определений охватывает отдельные, иногда весьма существенные стороны культуры, иногда выпуская из виду другие, не менее существенные дела здесь не только в недостаточной глубине познания феномена культуры, проникновения в его сущность и природу, сколько в чрезвычайной сложности и многогранности самого этого явления. В последнее время возрос интерес к философии как фактору социального развития. Исследователи все чаще приходят к убеждению, что именно социально-культурные признаки отдельного общества накладывают отпечаток на социально-историческую динамику развития мира в целом.
Именно в последние годы и сформировалась философия культуры – наука, направленная на философское постижение культуры как универсального и всеобъемлющего феномена. Проблематика философии культуры впервые затрагивалась софистами, которые рассматривали, прежде всего, антиномию культуры и природы. В дальнейшем феноменологию культуры рассматривали неоплатоники Ж.Ж. Руссо, Дж. Вико, И.Г. Гердер, Ф. Шлегель, западных культурфилософов, как
Г. Зиммель, Л. Клагес, О. Шпенглер, и отечественных мыслителей К.М. Монтьева, Н.А. Бердяева, Ф.М. Достоевского, К.Д. Ушинского. К настоящему времени определилось несколько направлений, рассматривающих культуру как совокупность материальных и духовных ценностей, как специфический способ человеческой деятельности, как процесс творческой самореализации сущностных сил личности.
В этой связи возникает необходимость раскрыть структурно-функциональные характеристики технологической культуры учителя как одной из составляющих профессионально-педагогической культуры. С началом активной разработки культурологического направления в философии, социологии, педагогике и психологии выполнен ряд исследований, посвященных отдельным сторонам профессионально-педагогической культуры методологической В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, В.В. Краевский и другие, историко-педагогической А.К. Колесова, нравственно-эстетической Э.А. Гришин, Д.С. Яковлева, коммуникативной А.В. Мудрик, О.О. Киселева, Т.Н. Левашова, технологической М.М. Левина, Н.Е. Щуркова, духовной Е.Н. Шиянов, физической М.Я. Виленский и др. В этих исследованиях педагогическая культура рассматривается
как проекция общей культуры, проявляющейся в системе профессиональных качеств и специфике педагогической деятельности учителя. Профессионально-педагогическую культуру можно определить как сложное системное образование, представляющее собой упорядоченную совокупность общечеловеческих идей, профессионально-ценностных ориентаций и качеств личности, универсальных способов познания и гуманистической технологии педагогической деятельности. В исследованиях Е.В. Бондаревской с учетом тенденций гуманизации педагогической
деятельности подчеркивается, что педагогическая культура обусловлена духовным своеобразием личности, ее избирательным отношением к ценностям образования и воспитания, собственной педагогической позицией в решении общих задач, авторским педагогическим почерком, а также индивидуальными предпочтениями педагогических систем, технологий, методик. Теоретическая модель профессионально-педагогической культуры разработана и обоснована И.Ф. Исаевым. В современных социокультурных условиях все более заметно заявляет о себе
тенденция к объединению усилий исследователей в анализе педагогической культуры, к совпадению точек зрения разных авторов и авторских школ в объяснении ее сущности, содержания и критериев культурологии. Гуманистическая парадигма образования выводит процесс исследования профессионально-педагогической культуры на личностный уровень. 2. Определение понятия педагогическая культура В психолого-педагогической литературе, посвященной проблемам культуры педагогической деятельности, нет четкой и развернутой концепции понимания, что есть культура педагогической деятельности и самое главное – как ее формировать, взращивать. Это понятие ново. Его категориальная разработка началась лишь в наши дни. Тем не менее, мы имеем несколько определений этого понятия 1. Педагогическая культура представляет собой интегративную характеристику педагогического процесса в единстве
его объекта, субъекта, содержания, механизма, системы и целей. 2. Педагогическая культура представляет собой интегративную характеристику педагогического процесса, включающую единство как непосредственной деятельности людей по передаче накопленного социального опыта, так и результаты этой деятельности, закрепленные в виде знаний, умений, навыков и специфических институтов такой передачи от одного поколения к другому. 3. Интегральное качество личности учителя, проектирующее
его общую культуру в сферу профессии. Это синтез высокого профессионализма и внутренних свойств педагога, владение методикой преподавания и наличие культуротворческих способностей. Это мера творческого присвоения и преобразования накопленного человечеством опыта. Учитель, обладающий высокой педагогической культурой, имеет хорошо развитое педагогическое мышление и сознание, обладает творческим потенциалом и является средоточием всемирного культурно-исторического
опыта. Эти определения не раскрывают специфическим образом природу педагогической культуры. Так можно определить и культуру врача, и геолога, и любого другого профессионала. А следовательно, авторы и не могут в дальнейшем избежать общих абстрактных рассуждений о культуре вообще, о личности вообще и т.д. Сведение культуры педагогической деятельности только к духовным процессам заводит образование в тупик и заставляет говорить только о должном. Но даже малейшего соприкосновения педагогического должного с социальным сущим достаточно, чтобы разбить в прах благие намерения педагогов окультурить среду своими силами в пределах учебного заведения. Культура педагогической деятельности может быть определена как такой способ ее сознательной организации, в котором обеспечивается полнота овладения учащимися знаниями, умениями, ценностями и инструментарием для организации самовоспитания, самообразования и саморазвития, а также полнота развития личности самого
педагога. В культурной деятельности педагога ученик приобретает, наряду со знаниями и умениями, рефлексивную способность, позволяющую ему строить свое целеполагание, проектирование, программирование и коррекцию своих действий, оценивать результат деятельности, т.е. обеспечивать самовоспитание, самообразование, саморазвитие. Индикатором культуры педагогической деятельности является нравственное отношение к деятельности и ученику, в противном случае она деятельность подменяется неадекватными формами.
Именно нравственно-эстетические отношения в совместной деятельности выступают как основа культурной педагогической деятельности. Построение педагогической деятельности как культурного явления – это сознательно организуемый процесс, развертывающийся на основе жизненных целей, планов и жизненной программы учеников как системы магистральных смысложизненных целей личности. Целеполагающая деятельность обеспечивает избирательное освоение пространства человеческой культуры,
участвует в механизме формирования индивидуального стиля жизнеосуществления. Аморфное представление о цели своей деятельности неизбежно приводит учителя к консерватизму в методах работы и отборе содержания. Если в качестве продукта педагогического образования мы видим культуросообразно действующего воспитателя, а не просто учителя-предметника, который попутно решает воспитательные задачи, то от вопроса чему учить представляется необходимым перейти к проблемам, поставленным в другой плоскости и с иной расстановкой акцентов что должен знать, что должен уметь культуросообразно действующий субъект. Отправной точкой формирования культуры педагогической деятельности логично считать вопрос о совокупности знаний, раскрывающих ее сущность и необходимых для усвоения их субъектом деятельности. Продуктом деятельности учителя начальных классов являются люди как члены общества, т.е. индивиды, умеющие осуществлять необходимую социальную деятельность и устанавливать между собой отношения, соответствующие
нормам социального общения. Исходным материалом его деятельности служат необученные или недостаточно обученные индивиды, не умеющие делать все то, что они будут уметь делать после обучения и воспитания. Сама деятельность обучения и воспитания, во всяком случае в наши дни, заключается в том, что учителя все время целенаправленно воздействуют на учеников, преобразуют их, переводят из одного состояния в другое. При этом, подобно всем другим практикам, они пользуются средствами, различающимися в зависимости
от того, какие именно преобразования индивидов должны быть произведены и производятся. Итак, первым и основным элементов в знаниях, необходимых для организации обучения и воспитания, являются знания о тех способностях, которыми должны обладать полностью подготовленные индивиды, легко включающиеся в процесс деятельности. Можно сказать, что эти знания о целях обучения и воспитания в широком смысле. Вторым элементом их должны быть знания о той траектории формирования, по которой надо вести детей от
нулевого состояния полной неподготовленности к заданному уровню развития. В силу такого характера педагогические знания задают культуру деятельности. Смена одних видов деятельности другими в условиях обучения определяется не закономерностями изнутри идущего усложнения, а задачей продвигать деятельности или способности детей к определенным телеологически заданным состояниям. Эта идея поддерживается и педагогической общественностью. В частности, Бим-Бад замечает, что педагогическая антропология является фундаментом педагогической деятельности, ибо скорость распространения педагогической мысли, само влияние, практически-действенная сила стоят в зависимости от прочности ее антропологического влияния. Для выяснения причин успехов-неуспехов педагогической практики недостает объективных законов воспитания, образования, процессов становления и видоизменения личности, которые обеспечит педагогическая антропология.
Разделяя позицию об изменении сути педагогического образования, теоретическая подготовка будущего учителя должна включать а антропологический блок системное знание о человеке, социо-гуманитарные, антропологические, методологические, философские психолого-педагогические, антропотехнические методы и способы мышления и деятельности 1-я ступень в подготовке педагога антрополог б педагогический блок философия, философская антропология, философия образования, педагогическая антропология, культурология, художественная антропология,
социология, история, психология, дидактика, педагогическая технология и др. в социально-ценностный блок этика, аксиология, эстетика, экология г социально-деятельностно-обеспечивающий блок политология, право д блок метазнаний т.е. знаний не только о научном знании, но и о самом учении, знаний не только о педагогической деятельности, но и самой деятельности. 2-я ступень в подготовке педагога учитель Критериями сформированности культуры педагогической деятельности
у выпускников педуниверситета могут служить – наличие общественно и личностно значимых мотивов выбора деятельности учителя и педагогического идеала ответственность за судьбу ребенка, понимание социальной роли и функций учителя, саморазвитие и самореализация в педагогической деятельности – цели, направленные на формирование целостной личности ребенка, ориентированной на культуросообразные нормы и образцы деятельности, руководствующейся в жизни гуманными ценностями – знание возрастных психологических особенностей ребенка – умение быть самому деятелем и носителем нравственных отношений – умение педагогического проектирования человека будущего – знание и владение социально значимыми ценностями. умение привести ребенка к принятию этих социально значимых ценностей воспитать положительное отношение к соблюдению общественных норм жизнедеятельности, активное отношение к решению социальных, политических проблем, ответственность за судьбу отечества, сохранение жизни, здоровья планеты и др способность к самопроектированию собственной жизнедеятельности
и передаче этих умений ребенку – умения оценивать самого себя, применять эти умения к оценке ребенка и научить его этим приемам – знания о построении и перестройке деятельности. Умения сформировать в ребенке способность к перестраиванию деятельности, способность соотносить последнюю с изменением в самом ребенке – знания о средствах и способах педагогического воздействия. Знание механизмов запуска социально мотивированной деятельности.
Умение запустить механизм социально мотивированной деятельности в ребенке чтобы ребенок захотел делать, проявил интерес, желание и пр прочувствовал на конкретном виде деятельности, что знание – механизм безошибочного действия и др 3. Составляющие педагогической культуры Учительская работа относится к очень сложным видам человеческой деятельности. Но что именно делает учитель, большинство людей совсем не понимают, ограничиваясь указанием на внешние,
видимые характеристики его деятельности. Педагогическая функция – предписанное педагогу направление применения профессиональных знаний и умений. Конечно же, главными направлениями приложения педагогических усилий являются воспитание, обучение, образование, развитие и формирование учащихся. В каждом из них учитель выполняет множество конкретных действий, так что функции его часто спрятаны и не всегда подразумеваются явно. Главная функция учителя – управление процессами обучения, воспитания, развития, формирования. Не учить, а направлять учение, не воспитывать, а руководить процессами воспитания призван учитель. И чем он отчтливее понимает эту свою главную функцию, тем больше самостоятельности, инициативы, свободы представляет своим ученикам. Настоящий мастер своего дела как бы остатся за кадром, за пределами свободно осуществляемого учениками, а на самом деле – управляемого педагогом выбора. Функции педагога. Первая функция педагога, возникающая уже на стадии замысла проекта целеполагание.
Цель, как известно, ключевой фактор педагогической деятельности, она идеально предвосхищает и направляет движение общего труда учителя и его учеников к их общему результату. Управлении процессом обучения основывается, прежде всего, на знании учащихся уровне их подготовленности, возможностей, воспитанности, развития. Это достигается диагностированием. Без знания особенностей физического и психического развития школьников, уровня их умственной и нравственной
воспитанности, условий классного и семейного воспитания и т.д. нельзя осуществить ни правильной постановки цели, ни выбрать средства для е достижения. В неразрывной связи с диагностированием осуществляется прогнозирование. Получив диагноз и опираясь на благоприятный прогноз, профессиональный педагог приступает к составлению проекта учебно-воспитательной деятельности. Диагноз, прогноз, проект становятся основанием для разработки плана учебно-воспитательной деятельности, составлением которого завершается подготовительный этап педагогического
процесса. Диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование – педагогические функции, выполняемые учителями на подготовительном этапе каждого проекта учебно-воспитательной деятельности. На следующем этапе реализации намерений учитель выполняет информационную, оценочную, контрольную и корректирующую функции. И, наконец, на завершающем этапе любого пендагогического проекта учитель выполняет аналитическую функцию, главным содержанием которой является анализ завершнного дела какова эффективность, почему она ниже намеченной, где и почему возникли, как избежать этого в дальнейшем и т.д. Кроме своих непосредственных профессиональных функций учитель выполняет функции общественные, гражданские, семейные. В истории педагогики на протяжении веков преобладала точка зрения, согласно которой умело готовит к жизни воспитатель, обладающий педагогическим талантом. Практическая педагогическая деятельность лишь наполовину построена на рациональной технологии.
Другая половина е – искусство. Поэтому первое требование к профессиональному педагогу – наличие педагогических способностей, составляющих основу педагогической культуры. Экспрессивные способности Экспрессивные способности – умение преподавателя образно и ярко выражать мысли с помощью слова и невербальных средств. Велика сила человеческого слова. Словесная или вербальная коммуникация – основной вид общения, под которым имеется в виду передача информации
от человека группе людей или от человека человеку. Речь – универсальное средство коммуникации. Она позволяет наиболее точно и образно передавать информацию. Тем не менее существует и другой способ передачи знаний – невербальный. Он включает кинесику, помогающую передавать информацию с помощью жестов, мимики и пантомимики проксемику, дающую рекомендации по учту при передаче информации места и времени словесного общения паралингвистику,
использующую вокальные возможности голоса, его диапазон, тональность экстралингвистику, рассматривающую громкость и темп речи, паузы, вкрапления в паузы – покашливания, смех, плаксивые нотки визуальное общение, берущее на вооружение контакт глазами и такесику – прикосновение. Я тврдо убеждн, писал В.А.Сухомлинский что множество школьных конфликтов, нередко оканчивающихся большой бедой, имеет своим источником неумение учителя говорить со своими учениками. Практика показывает, что эффективность ученой работы так же снижается из-за неумения учителя пользоваться богатейшим возможностями родного языка. К.С.Станиславский считал, что слово имеет смысл и звук. Если будешь воспринимать только смысл, не узнаешь человека, будешь слушать звук, узнаешь его. Умение использовать возможности паралингвистики и экстралингвистики непосредственно сказывается на плодотворности словесных контактов. Помимо словесного общения классом в практике работы учителя начальной
школы часты непосредственные контакты с отдельными воспитанниками. Аксиальная коммуникация жизненнее, проще ретиальной. Овладеть искусством речи должен и может всякий педагог. Начинается эта работа с изучения соответствующей литературы. В первую очередь педагогу можно порекомендовать книги
Г.З.Апресяна Ораторское искусство М 1972 и Е.А. Ножина Основы советского ораторского искусства М 1981. Продолжая изучать литературу, необходимо чаще выступать, разговаривать с коллегами и учениками, каждый раз анализируя собственное выступление и в дальнейшем исправляя допущенные ошибки. Дидактические способности Дидактические способности – умение преподнести материал так, чтобы он стал доступным и был прочно усвоен,
иными словами, умение эффективно строить учебно-воспитательный процесс. Авторитарные способности Авторитарные способности заключаются в умении быстро завоевать уважение, а в дальнейшем высокий авторитет, в волевом влиянии на воспитанников. Существует мнение, что должность учителя, а тем более учителя начальных классов, сама по себе обеспечивает ему авторитет в обществе и среди учеников. Но это не так.
В наше сложное время должностной авторитет полностью заменн авторитетом личностным. Если в школе с уважением относятся к любому преподавателю, даже не знакомому с учащимися, не работающему с ними, то можно говорить о высокой дисциплине в коллективе. Но в свом классе, с теми, кого он обучает и воспитывает, педагога будут уважать только за его глубокие знания, серьзное отношение к работе, требовательность и уважение к детям, искреннюю заботу о них. Научно-педагогические способности Научно-педагогические способности подразумевают участие в научно-исследовательской работе педагогического характера, постоянное стремление к новому, желание трудиться творчески, экспериментировать, систематически изучать литературу и опыт коллег. Необходимо приучать себя не только внимательно следить за новинками литературы, за текущей переодикой, за новыми педагогическими и психологическими исследованиями, но и непосредственно участвовать в научной
педагогической жизни. Педагогический труд приносит моральное удовлетворение только тогда, когда ежедневные занятия не становятся повинностью для учащихся, когда сам учитель анализирует учебные занятия и воспитательные мероприятия, строит всю свою работу, опираясь на научное предвидение. Перцептивные способности Перцептивные способности – это умение воспринять внутренний мир учащегося, почувствовать его психическое состояние в каждый отдельный момент, выявить его отношение к занятиям,
к учителю. Основа перцепции – в аналитическом подходе к поведению обучаемого, в готовности учителя фиксировать в сознании значимые детали этого поведения, раскрывающие их внутреннее содержание. Плохое настроение младшего школьника, пропуски им занятий, грубость, могут быть следствием ненормальной обстановки в семье или неблагополучных отношений с товарищами в коллективе, отклонений в состоянии здоровья. И понять это, помочь ему добиться успехов в учбе можно только хорошо зная, что ему конкретно мешает
серьзно учиться и правильно вести себя в коллективе. Одновременно следует попытаться устранить причины этих отрицательных влияний, используя оптимальные в данных условиях методы воспитания и обучения. Коммуникативные способности Коммуникативные способности – это умение легко вступать в контакты с другими людьми, прежде всего с учащимися, и в дальнейшем поддерживать с ними правильные отношения. Неверная тактика общения с учащимися затрудняет воспитание и обучение, разъединяет коллектив. Эффективный педагог своим демократичным отношением к учащимся создат состояние спокойного удовлетворения и радости в коллективе. В то же время учитель авторитарного типа вызывает состояние подавленности, растерянности, нежелания учиться. При этом учащиеся-отличники относительно спокойнее относятся к учителю-автократу, а отстающие школьники относятся к нему более дифференцированно.
Общаясь с людьми, не следует забывать, что ключевые объекты ситуации имеют неодинаковое значение для многих из них. Необходимо чувствовать настрой коллектива или человека, с которым общаешься. Личностные способности Личностные способности учителя проявляются прежде всего в педагогическом такте. Этот такт заключается в умении соблюдать чувство меры в отношениях с окружающими, особенно при проявлении требовательности, которая всегда сочетается с уважением к обучаемым, с заботой о них.
Основа такта – выдержка и уравновешенность педагога. Главная отличительная черта тактичного педагога – высокая требовательность и искреннее уважение к воспитуемым. Доброе отношение и уважение к учащимся необходимо сочетать с высокой требовательностью, принципиальностью. При объяснении особенно трудного материала, решении ложных задач желательно проявить чуткое, даже ласковое отношение к тому или иному молодому человеку, но оно не должно быть приторным, навязчивым.
Затрудняет контакты с учащимися малейшая неискренность педагога. Как видно, здесь личностные способности педагога совпадают с коммуникативными. Организаторские способности Организаторские способности предусматривают умение чтко, без потерь времени подготовить и провести любое занятие, классный час, вечер отдыха, родительское собрание, экскурсию в музей, туристический поход и т.д. Организаторские способности учителя начальных классов проявляются в умении найти каждому посильное и интересное для него дело, создать дружескую обстановку в коллективе. В структуру организаторских умений учителя начальных классов входят – умение заряжать всех своей энергией – умение найти каждому дело по способностям – творческая и исполнительская инициативность – склонность к организаторской деятельности – требовательность к себе и к другим людям – общительность, настойчивость и активность – высокая работоспособность и личная организованность.
Мажорные способности Мажорные способности – это оптимизм и юмор учителя, помогающие активизировать учебный процесс, любой вид работы и отдыха, предупредить или безболезненно ликвидировать сложный конфликт, снять напряжение. Подтянутость и бодрость, готовность к полезному действию, оптимистический тон и доброжелательность, добрая шутка – вс это не менее важно, чем профессиональная квалификация, вс это неотъемлемые составляющие педагогической культуры учителя. Психомоторные способности
Психомоторные способности обеспечивают двигательные навыки, способность в работе соединять голову с руками. Знания, опыт, рассуждения здесь необходимы. Рассматриваемые способности предусматривают умение преподавателя подбирать индивидуальную технику движений учащихся во время физической работы, гимнастических занятий, сборки и разборки прибора, проведения эксперимента, учитывая при этом их рост, вес, длину конечностей, быстроту реакции и др.
Психомоторные способности учителя – это и умение, говоря словами А.С.Макаренко, сидеть, ходить, стоять, разговаривать с учениками. Способности к концентрации и распределению внимания Способности к концентрации и распределению внимания – готовность на занятиях и во всех других случаях общения держать в поле зрения весь класс, видеть каждого в отдельности. В то же время, наблюдая за воспитанниками, нельзя терять контроль за собственной речью, жестами, выражением лица. Гностические способности Гностические способности – это умение быстро и точно распознавать предметы, явления, анализировать их и успешно оперировать отражнными образами. В структуру гностических способностей входят анализ своей собственной педагогической деятельности, анализ положения в коллективе, умение выявить неформальные группы, обнаружить и ликвидировать внутригрупповые
конфликты, сплотить, настроить их на серьзное отношение к учбе и активное участие в общественной жизни, выявить лидеров коллектива и степень воспитанности и подготовленности каждого подопечного, умение дать ему положительную характеристику. Конструктивные способности Конструктивные способности, или педагогическое воображение – это умение проектировать будущее воспитанников, тщательнее планировать предстоящую работу, предвидеть результаты своего труда, обнаруживать задатки
обучаемых и строить работу по их развитию, подводя каждого к его потенциальной вершине. Выработать у себя эти способности нелегко. Если у педагога конструктивные способности не развиты и он не может более или менее уверенно прогнозировать будущее своих подопечных, необходимо приучить себя не делать необоснованных прогнозов, могущих осложнить будущую жизнь воспитанника. 4. Педагогическое мастерство Педагогическая культура является одним из важных компонентов педагогического
мастерства, так как именно на основе ее составляющих педагогической этики, такта, высокого нравственного уровня, умений делового и межличностного общения, общие и частные технологии целостного учебно-воспитательного процесса могут быть эффективными. В структуре педагогического мастерства одинаково важны как профессиональные, так и индивидуально-личностные компоненты. Первым уделяется достаточное внимание в процессе профессионально-педагогической подготовки, вторые же – результат самовоспитания и самообразования будущего специалиста. Педагогическая техника, как совокупность умений и навыков, необходимых для эффективного применения системы методов педагогического воздействия на личность и коллектив, способствует правильному, то есть в соответствии с педагогической ситуацией, выбору стиля и тона в общении, управлению вниманием, чувству темпа, адекватному выражению своего отношения к поступкам, управлению собой. Одним из важнейших средств педагогической техники является речь.
Педагога-мастера отличает четкая дикция, поставленный голос, нужный тембр, правильное дыхание, разумное использование мимики и жестикуляции. Педагог должен уметь придать своему лицу необходимое выражение, уместно пошутить или рассердиться, сдерживать свои эмоции. Педагог-мастер в процессе общения может сравниться с дирижером каждый его жест и взгляд обоснован и влечет за собой адекватную реакцию. Профессиональное мастерство специалиста взаимосвязано с его творчеством.
Творчество начинается тогда, когда решение не может быть достигнуто путем логического вывода из имеющихся посылок, когда педагог-исследователь добывает информацию использованием гипотез и даже предположений, догадок, интуиции. Каждый специалист не может быть новатором. Но к овладению педагогическим мастерством должен стремиться каждый. Самостоятельность в оценке педагогических ситуаций, в особенности в обосновании идеи разрешения возникающих
проблем, в выборе, сочетании, конкретизации известных науке и практике форм, средств и методов воспитания, умение предвидеть и направлять ход событий – все это важнейшие компоненты профессионального мастерства, носящие творческий характер. Без творчества нет мастера-профессионала. Мастерство учителя начальных классов, будучи синтезом теоретических знаний и высокоразвитых практических умений, утверждается и проявляется через творчество и, в свою очередь, способствует действенной реализации творческих замыслов и находок. Особенностью педагогического творчества является и то, что это всегда сотворчество. Оно тесно связано, сопряжено с творчеством всего коллектива. Один из основных партнеров педагога – его воспитанник с его индивидуальными особенностями. Отличительной чертой педагогического творчества является и то, что значительная часть его осуществляется в публичной обстановке. Это требует от специалиста умения управлять своими психическими состояниями,
оперативно вызывать у себя и других творческое воодушевление. В обучении и воспитании проявляется самый возвышенный, самый гуманный тип творчества, пробуждающий личность, реализующий лучшие человеческие задатки и способности. Становлению педагогического мастерства способствуют определенные врожденные качества личности, но в большей степени качества, сформированные путем кропотливой работы над собой в процессе повседневной
деятельности. Не каждый и не сразу становится мастером. На это уходят годы творческого труда. Чтобы стать мастером своего дела, необходимо овладеть закономерностями и механизмами, основами технологии целостного учебно-воспитательного процесса, что позволит педагогически мыслить и действовать, анализировать педагогические явления, видеть педагогическую проблему, правильно диагностировать, находить способы оптимального ее решения.
Педагогическое мастерство, как комплекс профессиональных знаний, умений и навыков, личностно-деловых качеств, позволяет организовать педагогический процесс на высоком уровне с максимальной эффективностью. Его компонентами являются овладение и разработка технологий организации коллективной и индивидуальной деятельности детей, передача знаний и формирование опыта деятельности, формирование комплекса необходимых для жизни качеств личности, владение педагогической техникой при условии высокого уровня педагогической культуры. III. Заключение Конечно, в идеальном случае педагогической деятельностью должны заниматься люди, имеющие к ней призвание, одарнные и способные. Но педагогическая профессия стала массовой. Где взять 2,5 млн. одарнных педагогов Приходится смягчать постановку вопроса. Многие специалисты склоняются к выводу, что отсутствие ярко выраженных способностей может быть компенсировано развитием других важных профессиональных качеств –
трудолюбия, честного и серьзного отношения к своим обязанностям, постоянной работой над собой. Педагогические способности мы должны принять важной предпосылкой успешного овладения педагогической профессией, но отнюдь не решающим качеством. Учитель начальных классов, как и любой педагог – это всегда великий труженик. Но неизменным остатся то, что каждый учитель должен овладеть высоким уровнем педагогической культуры. Ей обеспечивается полнота овладения учащимися знаниями, умениями, ценностями и инструментарием
для организации самовоспитания, самообразования и саморазвития, а также полнота развития личности самого педагога. Совершенствование подготовки учительских кадров требует не только систематического улучшения содержания и методики их обучения, но и становления и развития духовной культуры личности, что обеспечивает полноценную профессиональную деятельность педагога в условиях обновляющегося общества. Особенностью педагогического труда является то, что, учитель призван помочь ребенку состояться как
личности, и как профессионалу. Те коренные изменения, которые произошли в обществе в последние годы коренным образом изменили представления о школе, ее целях, возможностях и перспективах развития, остро поставили вопрос о приоритетах образования и воспитания в обновлении общества. Сущность этих перемен связана с созданием в стране целостной системы непрерывного образования, которая построена на принципах демократизации, гуманизации, развития, с профессионально компетентными кадрами, способными осуществить переход от валового подхода в образовании к индивидуально-творческому воспитанию каждый личности. Необходимой предпосылкой успешного решения этих проблем является существенное повышение культуры педагога в период его профессиональной подготовки. Совершенствование профессиональной педагогической культуры и компетентности становится одной из важных проблем, решение которой будет способствовать прогрессу в школьном обучении.
Библиография 1. Подласый И.П. Педагогика Новый курс Учеб. для студ. высш. учеб. заведений в 2 кн. -М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001 Кн. 1 – с.229-279 2. Лихачв Б.Т. Педагогика. Курс лекций Учеб. пособие для студентов пед. учебн.заведений и слушателей ИПК и ФПК М. Прометей, Юрайт, 1998. -с.203-209 3. Станкин
М.И. Профессинальные способности педагога Акмеология воспитания и обучения М. Московский психолого-социальный институт Флинта, 1998 368 с. 4. Бенин В.Л. Педагогическая культура философско-социологический анализ Уфа, 1997 131 с. 5. Воробьев Н.В В.К.Суханцева, Т.В. Иванова О педагогической культуре будущего учителя
Педагогика 1997 N 10. 6. Соколова Л.Б. Методологическая культура как фактор становления педагогической деятельности Оренбург 1995 120 с. 7. Соколова Л.Б. Философия образования как сущность мировоззренческих оснований образовательного процесса Credo 1997 N 4 С. 34 – 42. 8. Педагогическая компетентность преподавателя С-Пб 1995 с.8-17, 87-91, 94-97.