–PAGE_BREAK–6. Приводит в соответствие экономические рычаги с индикаторами плана.
Программирование социально-экономического развития как метод государственного регулирования носит характер более узкий и конкретный, чем стратегическое и индикативное планирование. Оно используется для концентрации сил и средств на реализацию выбранных стратегических приоритетов. Целевое программирование выполняет такие функции, как:
§ выявление приоритетов социально-экономического развития, позволяющих решать крупные стратегические задачи;
§ концентрация сил и средств на решении ограниченного числа стратегических задач;
§ взаимная увязка программ между собой и остальной экономикой.
Метод целевого программирования используется на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, в деятельности объединений – холдингов, консорциумов, крупных предприятий.
Таким образом прогнозирование, стратегическое планирование и социально-экономическое программирование неразрывно связаны, выполняют важнейшие функции в рыночной экономике и играют ключевую роль в государственном регулировании ее развития. [1, с.257]
1.3 Формы государственного регулирования
1.3.1 Бюджетно-налоговая политика
Основой финансовой базы государственного регулирования рыночной экономики является бюджет, состоящий из бюджета центрального правительства и бюджетов местных органов власти всех уровней.
Государственный бюджет – это роспись государственных доходов на определенный срок, утвержденный в законодательном порядке. Государственный бюджет представляет собой крупнейший централизованный фонд, аккумулируемый с помощью перераспределения национального дохода и расходуемый государством для осуществления своих функций.
Построение бюджета основано на соблюдении определенных принципов, которые были выработаны развитыми странами в начале XX в.:
1. Принцип единства – сосредоточение в бюджете всех расходов и доходов государства. В государстве должны существовать единая бюджетная система, единообразие финансовых документов и бюджетной классификации;
2. Принципы полноты означает, что по каждой статье бюджета учитываются все затраты и все поступления;
3. Принцип реальности предполагает правдивое отражение доходов и расходов государства;
4. Принцип гласности – это обязательное информирование населения об основных расходах и источниках доходов.
Баланс бюджета означает равенство доходов и расходов. Если расходы превышают доходы, то налицо бюджетный дефицит. Доходная часть государственного бюджета образуется в основном сбором налогов. Расходная часть бюджета включает: расходы на содержание вооруженных сил и государственного аппарата, финансирование хозяйства и социальной инфраструктуры, выплату процентов по государственному долгу.
Бюджетная система выполняет три функции:
1. Фискальная функция – создание финансовой базы функционирования государства в условиях фактического отсутствия у него собственных доходов (исключая доход от государственной собственности);
2. Функция экономического регулирования – это использование государством налогов для проведения экономической политики;
3. Социальная функция предполагает использование государственного бюджета для перераспределения национального дохода.
Осуществляя эти функции государство не должно ослаблять рыночные стимулы предпринимательства. Поэтому бюджетная политика государства должна строиться на синтезе рыночного и государственного механизмов регулирования.
Важнейшую часть доходов государственного бюджета составляют налоги. Налоги – обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством.
Налоги выполняют две функции: фискальную и экономическую. Фискальная функция означает, что с их помощью образуются государственные денежные фонды, создающие условия для функционирования государства. Экономическая функция налогов означает их использование для воздействия на экономику прежде всего через перераспределение национального дохода.
Основными элементами налоговой системы являются виды налогов и принципы их начисления – налоговые ставки и налоговая база. Налоговая ставка – определенная доля дохода, подлежащая перечислению в бюджет в виде налога. Величина налоговых ставок может быть пересмотрена правительством в случае, если размеры налоговых изъятий не соответствуют целям и задачам экономической политики государства.
Главное требование к налоговой системе в современных условиях – ее устойчивость, нейтральность по отношению к рыночному механизму, обеспечение равных условий хозяйствования всем субъектам рыночной экономики.[3, с56 – 78]
1.3.2 Валютно-финансовое и денежно-кредитное регулирование
Система валютного регулирования и валютного контроля представляет собой комплекс законодательных, нормативных и административных ограничений на проведение валютных операций. Государственное регулирование в этой области призвано обеспечить экономическую безопасность страны, содействовать подъему ее экономики за счет расширения внешнеэкономических связей, создавать условия для внешнеторговой интеграции в мировое хозяйство.
Вхождение России в мировую экономику привело к развитию комплекса «валютных отношений», а значит и на формирование российского валютного рынка и его регулирования со стороны государства.
Валютный контроль активно использовался абсолютным большинством государств в критические для них периоды, применялся также в целях защиты финансовой самостоятельности, стабильности денежной системы, укрепления курса национальной валюты, мобилизации валютных ресурсов. В соответствии с особенностями экономического развития разных стран при определении форм и методов валютного контроля существовали достаточно серьезные различия. Значительные расхождения наблюдались и в сроках действия систем контроля, в тактике отказа от валютных ограничений. Тем не менее такие государства объединяло понимание того, что валютный контроль может служить одним из важных элементов экономической политики государства. Ведь он обеспечивает стабильность и постепенность рыночных реформ, сохраняет валютные ресурсы государства на стадии сложных процессов трансформации экономики.
Валютные ограничения – меры запретительного характера. Они направлены на лимитирование и регламентацию операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями. Валютные ограничения являются также составной частью валютного контроля, который включает и мероприятия государства по надзору, регистрации.
Валютное регулирование в России претерпело существенные изменения. В СССР оно основывалось на государственной монополии. Права на совершение операций в валюте принадлежали исключительно государству. Валюта как собственность государства продавалась и покупалась у советских организаций и граждан по фиксированному официальному курсу, установленному Госбанком СССР. С переходом России к рыночным отношениям изменился и характер валютного регулирования в стране – сделаны попытки отстраниться от административного регулирования.
Один из объектов валютного регулирования – валютные операции. Они представляют собой сделки и иные действия, предметом которых являются валютные ценности. Валюта Российской Федерации не относится к валютным ценностям и потому попадает под валютное регулирование только в части операций нерезидентов с валютой РФ. Регулирование режимов функционирования помогает государству в административном порядке воздействовать на спрос и предложение иностранной валюты на внутреннем валютном рынке.
Итак, цель валютного контроля – обеспечить соблюдение валютного законодательства при осуществлении валютных операций, усиление значимости национальной валюты и уменьшение инфляционного давления на валютный курс; стимулирование притока иностранной валюты и контроль за возвратом валютной выручки экспортерами; стимулирование активности субъектов внешнеэкономической деятельности, то есть поощрение промышленного экспорта и создание условий для импорта технологий, обеспечивающих развитие импортозамещающих производств.
Цели валютного регулирования в России в период трансформации экономики:
1. Усиление значимости национальной валюты и уменьшение инфляционного давления на валютный курс;
2. Стимулирование притока иностранной валюты и контроль за возвратом валютной выручки экспортерами;
3. Стимулирование активности субъектов внешнеэкономической деятельности.[1, с.301 – 320]
В 2001–2003 гг. в условиях благоприятной для России внешнеэкономической конъюнктуры, сильного платежного баланса в проводимых структурных реформах перед Банком России стояла задача по достижению компромисса между снижением инфляции, укреплением национальной валюты и поддержанием устойчивого экономического роста в краткосрочном и долгосрочном аспектах. Действия Банка России и Правительства РФ позволили добиться определенных успехов в снижении инфляции (уровень инфляции снизился в 1,6 раза и составил 12% в 2003 г. против 18,6% в 2001 г).
В 2004 г. Банком России и Правительством РФ были сформированы механизмы управления ликвидностью банковской системы, включая, механизм решения проблемы чрезмерного накопления средств на счетах коммерческих банков в ЦБ РФ вследствие покупок Банком России экспортной выручки на валютном рынке. До последнего времени ЦБ РФ удается сдерживать рост реального эффективного курса рубля на уровне 5 – 7 % в год, что позволяет в условиях роста производительности труда сохранить ценовую конкурентоспособность российских товаров по сравнению с иностранными аналогами. Быстрый рост курса единой европейской валюты по отношению к доллару США и российскому рублю также способствует сохранению благоприятной динамики реального эффективного курса рубля.
По мере роста и укрепления российской экономики Банк России будет сокращать свое участие на валютном рынке, что в перспективе позволит в полном объеме перейти к режиму свободноплавающего валютного курса, являющегося важным условием обеспечения конвертируемости рубля.
Продолжается работа по сближению систем регулирования и проведения антимонопольной политики Российской Федерации и зарубежных стран, являющихся стратегическими торговыми партнерами России, путем расширения договорной базы с зарубежными антимонопольными ведомствами, с целью недопущения дискриминации российских. [2, с200 – 202]
1.3.3 Антимонопольная политика государства
Разработка и проведение антимонопольной политики относится к числу важнейших экономических функций современного государства. Антимонопольная политика основывается на выводе, согласно которому общество несет экономические и иные потери от вытеснения рыночной конкуренции монополией.
В зависимости от степени монопольной власти, которой располагают хозяйствующие субъекты в своей отрасли, выделяют следующие рыночные структуры:
1. Совершенная конкуренция;
2. Монополистическая конкуренция;
3. Олигополия;
4. Чистая монополия.
Если в первой из названных структур фирмы не имеют никакой монопольной власти, то в последней – одна фирма осуществляет абсолютную монопольную власть на рынке. Но в реальной жизни эти структуры: монополистическая конкуренция как более конкурентная рыночная структура и олигополия как монополистическая структура.
Государственное антимонопольное регулирование экономики включает два связанных между собой направления (аспекта):
1. Разработку и принятие антимонопольного законодательства;
2. Формирование системы органов, осуществляющих антимонопольное регулирование и контролирующих соблюдение антимонопольного законодательства.[3, с.114 – 116]
Экономический результат ограничения конкуренции состоит в сокращении массы товаров на рынке. Происходит рост их цен, снижается заинтересованность в улучшении качества товаров. Следствием этого бывает замедление роста ВВП и поступлений в бюджет. Исходя из положений теории экономического роста, одной из важнейших функций государства как раз и является создание конкурентной среды на рынках.
Отношения монополии, олигополии и конкурентной монополии присутствует в экономике любой страны с рыночной экономикой. Поэтому нужна максимизация экономических результатов для потребителя. Она создает эффективное поле отношений конкуренции, что зависит от уровня концентрации производства товаров и услуг. В различных сферах реальной экономики присутствуют все типы хозяйственных структур. Эффективное поле их отношений на рынке заключено между свободной конкуренцией и чистой монополией. Оно определяется типом доминирующих хозяйственных структур от мелких и средних предприятий до чистой монополии, определяемой доминирующим положением на рынке очень ограниченного количества крупных хозяйственных структур.
Высокая степень монополизации экономики России как стартового состояния, предшествовавшего рыночной трансформации, обуславливает необходимость реструктуризации экономики и введения системы антимонопольного регулирования. В настоящее время, ввиду недостаточно эффективного опыта работы в этом направлении, система противодействия монополиям носит локальный характер и неэффективна.
Наибольшее значение при контроле монополизации рынков имеет контроль слияний хозяйствующих субъектов, работающих на одном рынке товаров и услуг. Под контроль чаще попадают крупные корпорации, занявшие достаточно большую долю рынка, близкую к контролируемому государством уровню концентрации.
В России разрешение на слияние дает Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства на основе представленных компаниями документов и проводимого собственными силами анализа возможных изменений на рынке. Антимонопольными органами осуществляется проверка географических и товарных границ рынка, уровня его концентрации до и после слияния. Товарные границы рынка взаимозаменяемых товаров для потребителей устанавливаются на основе социологического опроса, что дает объективные результаты. [1, с149 – 157]
Важный элемент системы антимонопольного регулирования совокупность антимонопольных органов, их задачи, функции и полномочия. В Росси главный антимонопольный орган – это Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП), создающий в регионах территориальные отделения. К его задачам относятся:
§ содействие формированию рыночных отношений на основе конкуренции и предпринимательства;
§ предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
§ контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.
МАП осуществляет государственный контроль за созданием, реорганизацией, ликвидацией коммерческих организаций и их объединений на предмет их соответствия требованиям антимонопольного законодательства. Этот орган обязан контролировать соблюдение антимонопольного законодательства при приобретении акций или долей в уставном капитале коммерческих организаций. Система антимонопольного регулирования включает также и меры административно-организационного воздействия. Государственное регулирование естественных монополий основывается на соблюдении баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий. В качестве субъектов выступают, как правило, государственные унитарные предприятия, имеющие лицензии на осуществление определенных видов деятельности. Виды государственной монополии: денежно-эмиссионная деятельность, осуществляемая Центральным банком страны, некоторые виды внешнеэкономической деятельности, производство и сбыт алкогольной продукции и др.
В России система антимонопольного регулирования формируется в условиях, когда устойчивые рыночные связи находятся в стадии становления, созданы только основы рыночной экономики. Неразвитость рыночных структур в России, отсутствие некоторых из них усиливает нагрузку на систему государственного регулирования. [3, с.114 – 120]
1.4 Пути повышения эффективности государственного регулирования
Государственное регулирование многообразно по формам и методам осуществления, их сочетанию в те или иные периоды развития национальной экономики. При определении эффективности государственного регулирования следует рассматривать соответствие полученного результата поставленной социально-экономической цели, достижение поставленной цели связано с определенными народнохозяйственными издержками, которые желательно минимизировать.
Государственное регулирование – это особая сфера деятельности людей, у каждого из которых имеются собственные интересы и предпочтения. Экономическая политика формируется на основе политических решений.
продолжение
–PAGE_BREAK–