Электробур,
забойная буровая машина с погружным электродвигателем, предназначена для
бурения глубоких скважин, преимущественно на нефть и газ. Идея электробур для
ударного бурения принадлежит русскому инженеру В. И. Дедову (1899). В 1938-40 в
СССР А. П. Островским и Н. В. Александровым создан и применен первый в мире
электробур для вращательного бурения, спускаемый в скважину на бурильных
трубах.
Электробур
состоит из маслонаполненного электродвигателя и шпинделя. Мощность трёхфазного
электродвигателя зависит от диаметра электробур и составляет 75-240 квт. Для
увеличения вращающего момента электробур применяют редукторные вставки,
монтируемые между двигателем и шпинделем и снижающие частоту вращения до 350,
220, 150, 70 об/мин. Частота вращения безредукторного электробур 455-685
об/мин. Длина электробур 12-16 м, наружный диаметр 164-290 мм.
При
бурении электробур, присоединённый к низу бурильной колонны, передаёт вращение
буровому долоту. Электроэнергия подводится к электробур по кабелю,
смонтированному отрезками в бурильных трубах. При свинчивании труб отрезки
кабеля сращиваются специальными контактными соединениями. К кабелю
электроэнергия подводится через токоприёмник, скользящие контакты которого
позволяют проворачивать колонну бурильных труб. Для непрерывного контроля
пространственного положения ствола скважины и технологических параметров
бурения при проходке наклонно направленных и разветвлённо-горизонтальных
скважин используется специальная погружная аппаратура (в т. ч.
телеметрическая). При бурении электробур очистка забоя осуществляется буровым
раствором, воздухом или газом.
В
СССР с помощью электробур проходится свыше 300 тыс. м скважин (свыше 2% общего
объёма бурения). Использование электробур, благодаря наличию линии связи с
забоем, особенно ценно для исследования режимов бурения.
Список литературы
Соловьянов
Л. Н.. Макашов Л. Н., Кучер Я. А., Буровые машины для металлических рудников,
М., 1964
Техника
бурения при разработке месторождений полезных ископаемых, М., 1966.