Мысли о настоящем и будущем политической системы в России

Алексей Неживой
Когдачитаешь постоянно прокручиваемые в прессе мытарства и угрозы лидеровофициальной оппозиции связанные с несправедливостью по отношению к ним приучете голосов и желание вернуть назад украденные от нескольких до десятипроцентов, а также сообщения о том, как разбирается власть с неофициальнойоппозицией. Начинаешь вспоминать поездки по стране и наблюдаемый везде пустьнеорганизованный, но всё более радикальный и массовый протест. И в голову лезутпостоянно одни и те же мысли, о том какой реальный социально-политическийзапрос населения записан в самой сути происходящего сейчас вокруг насполитического процесса, ибо только он может указать путь к способам изменениясложившейся ситуации.
Особенноспособствуют этим мыслям информация о маханиях в воздухе кулаками в непонятномнаправлении лидеров КПРФ, типа КПРФ намерена оспорить победу Дмитрия Медведевав судебном порядке.
Еслипосмотреть подноготную последних выборов, то Геннадий Адреевич«героическими усилиями» выбил у администрации президента ярлык навеликое оппозиционирование, поборов на этом пути даже друга Путина — Миронова, вобмен за это ему было поставлено условие участвовать в выборах в качестветехнического кандидата, основной функцией которого было придание политическойлегитимности процессу передачи власти приемнику. Геннадий Андреевич попал внепростое положение, оппозиция и партийный актив от него требовала как разшагов по срыву кремлёвского шоу — «Приемник». Но что стоит вроссийской властной системе желание народа, пусть даже активной его части, атёплые места в Думах совсем другое дело. Вот и выбрал Геннадий Андреевич вочередной раз нечистого. Однако выборы прошли, приемник уже у руля и теперьвопрос первой важности удержаться на оппозиционном псевдоолимпе. Вот теперь дляпартийного актива найдено подходящее дело — скрепеть зубами и охать и стонать, чтопроклятый режим в очередной раз обидел бедного Геннадия Андреевича. Причёмзаметем митинги-то собирать не будем, программа протеста есть — да народ неверит(, да и Кремль добро не даёт). Будем просить о поблажках для оппозиции, аактив пусть гордится своей работой ведь реально то, Геннадий Андреевич набралвсе 30 %.
Давайтепопробуем выянить параметры происходящего политического процесса, а выяснив ихсформировать критерии для способов и методов оказания на этот процесс влиянияна основе оппонирования существующей политической власти:
Итаксвойства социально-политического протеста в России.
1.Официальный протест. Представлен на данный момент одной партией КПРФ, остальныеорганизации несущественны и малозначимы. Это свойство со всей наглядностьюпродемонстрировали минувшие выборы, электоральная поддержка остальныхоппозиционных партий по сравнению с КПРФ была мизерна. Партию Жириновского израссмотрения исключим, так как она хоть и отвечает запросу части населения, нореально никакой протестной деятельности не ведет и о своей оппозиции власти незаявляет. Почему официальный протест — потому, что его субъекты являютсясубъектами официальной политической системы в силу их нахождения вГосударственной Думе, наличия официальной регистрации — то есть обладают всемиатрибутами для полномасштабного участия в политической жизни страны в рамкахдействующего законодательства. Основой официальности КПРФ являются усилияЗюганова и его ЦКшного клана по властной легимитизации КПРФ — то есть потребностьвласти в существовании КПРФ. Основа нужности для власть предержащих в стране — превращениереального протеста в формальный и контроль над паровыпусканием у протестнойчасти населения на федеральном уровне. КПРФ пусть формально из-за политикируководства, но идеологически направлена против существующего в России строя ирежима. Что привлекает в эту нишу на первых порах активную часть протестногонаселения? Прежде всего федеральный масштаб и думские трибуны. С этой точкизрения приходя под крыло КПРФ протестный актив аккумулируется и получает рупордля оглашения перед власть предержащими своих требований. Вот только дальше неполучается, потому что верхушка КПРФ уже давно интегрировалась в во властнуюполитическую систему и вместо аккумулированного протестного действия на властьдавно занимается конвертацией угрозы этого действия в чёткие договоренности свластью, по которым она получает часть официального политического и властногопирога — и в политике остается и живёт сыто. Через некоторое время отчаявшийсяполучить поддержку своим протестным желаниям актив начинает бунтовать, наезжатьна руководство — и далее следуют от пароходных съездов до дел неотроцкистов.После чего актив уходить в самостоятельное плавание и начинает войну на двафронта, против режима и против КПРФ, а итоге против уже всей официальнойполитической системы в России и правящей и официально оппозиционной.
Фактэтот успешно используется руководством КПРФ внутри самой партии и оставшийсяактив уже борется не только на словах и в виде имитационных акций, а такжеучастия в выборных кампаниях с ненавистным ему режимом, но ещё и в видеконкретного саботажа с таким же активом, но оппонирующим руководству КПРФснаружи партии. Итог — разрозненность протестных действий именно на уровнеучастия актива, внутри партии усиленное культивирование культа любви ибережного отношения к бессменному вождю Геннадию Андреевичу. Кроме этоговозрастает капитализация, политическая естественно, руководства КПРФ в глазахкремлёвской администрации, что опять же Геннадий Андреевич успешно конвертируетв капитализацию реальную своего клана.
Итакполучается протест КПРФ — федеральный уровень, думские трибуны, имитационныйили договорной по отношению к власти характер. Место Геннадия Андреевича вполитической системе хорошо продемонстрировал недавно Тулеев.
Активв КПРФ — реальный протестный характер, однако энергия постоянно направляется всторону от реальных целей. Протест — не отвечает социально-политическимзапросам актива.
Сдругой стороны КПРФ официальная — федеральная ниша, позволяющая аккумулироватьпротестный актив и самое главное дающая защиту от политических преследований, атакже первичную организационную базу для организации протеста. Протест этот наместах зачастую носит на индивидуальном и групповом уровне весьма радикальныйхарактер, который руководство не может отследить, да и не хочет опять же сцелью поднятия своего политического веса у властных кланов. Борьба снеотроцкистами и кротами возникает в момент, когда протест начинает нарегиональном и тем более федеральном уровне угрожать существующей политическойсистеме.
Тоесть получается, что в рамках КПРФ может существовать организованный протестныйэлемент, и более того существовать до определенного предела пусть разобщённыйрадикальный протест.
Крометого в рамках КПРФ существует в общем и целом достаточно стабильная и чёткаяполитическая программа — добиться как можно большего электорального веса врамках существующего политического режима, которая является неплохим способомвыпускания политического пара с одной стороны, с другой неплохо объединяетактив, правда постоянно исторгая из партии наиболее интеллектуальную ирадикальную часть этого актива.
2.Несистемная оппозиция — раздробленна по политическим и социальным основаниям, жестокоподавляема властью — недавние марши несогласных и акции протестных групп вМоскве это со всей наглядностью продемонстрировали. У этого протеста преждевсего нет общепризнанных политических лидеров в силу того, что ни у кого изсуществующих лидеров нет возможности создать хотя бы начальную организационнуюбазу для федеральной структуры, либо такая база есть (если брать в рассмотрениеСПС), но нет поддержки реального политического актива. Кроме тогомногочисленные политические перипетии в которых побывала старая когорта несистемныхполитических деятелей привела к разочарованию в них в среде актива — дляпримера можно упомянуть того же Анпилова или Проханова. Сейчас появляется новоепоколение политических лидеров, но оно малочисленно и самое главное полностьюлишено возможности организации хоть какой-нибудь организационной базы, яркийпример Сергей Удальцов.
Однаконесистемный протест всё же существует и несмотря на то, что носитиндивидуально-групповой разрозненный характер он становится все более и болеемассовым, как по количеству участников, так и по количеству проводимых акций. Аколичество, как известно переходит в качество, сейчас уже можно можно говоритьо системном неорганизованном радикальном протесте. У него нет пока лидеров, нетпока связи между отдельными протестными группами, нет соответственноконсолидирующих политических направлений — они невыработаны. К системнымсвойствам протеста можно прежде всего отнести его источник, который постоянно вразных частях страны и в разные периоды времени порождает этот самый протест.Источником этого протеста является полная антисоциальность установившегося встране политического и экономического режима. В итоге кто-то протестует противлишения его свободы выбора, кто-то против нарушения прав на безопасноепроживание, кто-то против нарушения экономических прав, кто-то противсоциального неравенства и т.д. и размах порождаемого протеста постоянно растёт.Сразу можно оговориться, что у такого протеста не может быть идеологическогоединства, однако поскольку у всех общий враг возможно единство политическое, болеетого на основе организации политических действий и умения прийти кполитическому компромиссу из этого протеста может вырасти в будущем новаяполитическая система страны.
Итогоможно констатировать системное массовое порождение правящим режимомрадикального протеста. Политическую неорганизованность этого протеста.Отсутствие у протестующего актива общих лидеров и общей политической программы,однако наличие скрытой неосознанной направленной на разрушение сложившейсясоциально-экономической системы, в которой нарушаются права всех и вся. Кромеэтого следует указать на структурные свойства радикального протеста. Онразделён по объекту протеста на своеобразные протестные подпространства, например,подпространство протестующее против точечных застроек, застроек лесопарковыхзон, застроек нарушающих экологическую безопасность проживающих вокруг, в этоподпространство входят ячейки жителей больших и малых городов, объединенныхпротестом против нарушениях их прав на безопасное для здоровья проживание. Естьдругое подпространство, профсоюзы, которые реально борются за права рабочих.Есть подпространство жителей общежитий, которые борются вообще за правовыживания. Есть различные политические группы, которые борются против процессаполитической маргинализации. Есть подпространство жителей села протестующихпротив незаконного банкротства сельхозпредприятий и незаконного захвата земли.И так далее. Основу таких подпространств составляются элементарные структурыпротеста — группы протеста, которые даже можно официально зарегистрировать вместных органах власти. Такую группу можно упрощенно именовать протестнойячейкой.
Чтобыещё конкретней описать механизм протеста нужно упомянуть, что в его основележит прежде всего протест против экспансивно-корыстных политических, социальныхи экономических устремлений правящей в стране коррумпированной бюрократии воглаве с группами влияния, а также то, что эта система не хочет и не умеетнаходить компромисса с социально-экономическими интересами населения и пытаетсярешить проблему исключительно с помощью репрессивных действий и пустых пиар шоу,типа национальных проектов, что приводит только к радикализации.
Нуа когда механизм протеста понятен, структурно этот протест также достаточнопросто описывается, отсюда легко описать существующий в стране политическийзапрос, на лучший сценарий объединения этого протеста и следовательно на сменусистемы политической власти.
— Итого, тот кто хочет получить власть в стране в будущем, должен отказаться отрастрачивания сил в борьбе за роль пахана официальной оппозиции в стране, использоватьофициальные оппозиционные партии (реально КПРФ), как аккумулятор и последующийисточник реального политического актива, предложить политический механизморганизационного объединения сначала протестующих подпространств, а затем ивсего пространства реального протеста. А для этого придется из лидеров этихсамых протестных ячеек, затем подпространств создать новую политическую элитуот местной до федеральной и встать на вершину политического интереса этой элиты- сокрушения существующего сейчас несправедливого положения дел.
Понятно,что в этих условиях после разрушения существующей политической системыпроизойдёт дальнейшее политическое размежевание протестующих, однако это ужебудет другая история и и совсем другие мысли.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта polit-labs.narod.ru/