Базы данных в системах управления и экономических системах

Содержание
Введение 3
1. Базы данных в экономических системах 4
2. Организация системы управления базами данных 6
3. Вопросы разработки и внедрения баз данных 7
Заключение 9
Список используемой литературы 10
Введение

Управление современным предприятием в условиях рыночной экономики представляет собой сложный процесс, включающий выбор и реализацию определенного набора управленческих воздействий на текущих временных отрезках с целью решения стратегической задачи обеспечения его устойчивого финансового и социально-экономического развития. Информационные технологии, достигшие в последнее десятилетие нового качественного уровня, в значительной мере расширяют возможности эффективного управления, поскольку представляют в распоряжение менеджеров, финансистов, маркетологов, руководителей производства всех рангов новейшие методы обработки и анализа экономической информации, необходимой для принятия решений. Информационные технологии в управлении – это комплекс методов переработки разрозненных исходных данных в надежную и оперативную информацию механизма принятия решений с помощью аппаратных и программных средств с целью достижения оптимальных рыночных параметров объекта управления.
Информационные технологии в экономике и управлении базируются на основе аппаратных средств и программных продуктов. Аппаратные средства относятся к числу опорных технологий. Опорные технологии – это такие информационные технологии, которые могут применяться в любой сфере человеческой деятельности.
Все виды информационных систем и сетей, технологий и средств их обеспечения составляют специальную отрасль экономической деятельности, развитие которой определяется государственной научно – технической и промышленной политикой информатизации. Жизненный цикл автоматизированной информационной системы можно сформулировать из четырех этапов: разработки, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, списания.
Информационные технологии являются функциональными компонентами других видов технологий (к примеру, производственные, организационные, социальные) и выполняют роль их интеллектуального ядра. Использование информационных технологий позволяет значительно повысить эффективность этих технологий, сокращая затраты других видов ресурсов общества.
Повышая качество интеллектуальных ресурсов общества, информационные технологии повышают качество жизни.
Базы данных в экономических системах

На ранних этапах развития компьютерной техники любая прикладная программа сопровождалась набором специфических данных, что увеличивало ее размер и замедляло работу. В период системного развития ЭВМ, с середины 70-х гг. положение стало существенно улучшаться.
Согласно системному подходу, задачи, задачи, решаемые на ЭВМ, имеют какую-либо общую цель. Для достижения этой цели необходим определенный набор первичных данных. Образуясь по мере функционирования или развития предметной области, эти данные представляют собой бесполезную информационную совокупность, формируемую из обрывочных сведений, в которых не установлена внутренняя структура и характер взаимосвязей. Однако, в случае применения методологии объединения первичных данных на общих правилах описания, хранения и обработки, они превращаются в систематизированные и структурированные информационные массивы описания предметной области – базы данных (БД).
Базы данных представляют собой качественно новый этап в организации данных. До возникновения технологии баз данных преобладал позадачный подход. При нем приходилось, как говорилось выше, каждый раз повторять операции ввода и вывода информации, потому что каждая программа использовала свои данные, изолированные от других задач.
Действительно, при решении вопросов экономики и управления предприятием значительно меньше времени будет затрачено на ввод требуемой информации единожды. Любая информация, к примеру о сотрудниках предприятия, может быть сформулирована один раз и быть доступной для всех информационных подсистем (кадровый учет, планирование, финансовое управление и многие другие).
Наряду со снижением трудоемкости возникает другое преимущество использования баз данных – возможность независимости сбора и актуализации данных. Актуализация данных – обновление собранных данных на определенную дату. Данное преимущество обосновывается тремя подходами. Во-первых, появляется возможность разновременной актуализации без опасения по поводу возникновения глобальных ошибок. Во-вторых, появляется возможность модернизировать пакеты прикладных программ, работающие с базой данных, не нарушая функционирование самой базы программ других подразделений. В – третьих, возможность отделения базы данных от прикладных программ позволяет ускорить внедрение или модернизацию средств информационных технологий при разделении работы между группами внедрения или поддержки.
Процедуры актуализации занимают важное место в программном обеспечении баз данных. Если система является совокупностью баз данных отдельных пользователей, то актуализация возлагается на них, и соответствующие программные механизмы применять нет необходимости. В случае, когда база данных используется для системных применений, используется система актуализации. Административное и программное обеспечение последней возлагается на администратора.
Административное обеспечение представляет собой должностные инструкции о порядке ввода информации, сроках, формах актуализации, ответственных за это лицах.
При больших размерах базы данных администрируются ее отдельные составные части.
Впервые базы данных появились в справочных системах. Различают фактографические и документальные автоматизированные информационные системы на основе баз данных.
Фактографические системы используют форматированные записи. Форматированной записью может быть даже листок по учету кадров. Определенную трудность здесь представляет полная формализация раздела «прежняя работа». Для этого потребовался бы полный классификатор предприятий и организаций.
Организация системы управления базами данных

Рассмотрим вопросы структурной организации баз данных. По своей сущности система управления базами данных (СУБД) является инструментом расширения возможностей операционной системы при работе с базами данных. Организацию баз данных (БД) можно анализировать с двух сторон: под углом зрения внемашинной логики взаимосвязи объектов и сточки зрения ее последующей внутримашинной, физической реализации (121; 104-119).
Логические представления о свойствах и отношениях объектов предметной области определяют построением внешней, информационно-логической модели, которая не зависит от способов физического размещения данных. В такой модели объекты представлены типами записей, свойства – полями записей, а отношения – связями между типами и полями записей. Наглядное изображение логической модели возможно двумя способами: графическими, когда схема строится в виде ориентированного графа с вершинами типов записей и дугами связей, и табличными, когда каждому типу записи (объекту) соответствует таблица с множеством полей записи (свойств).
Известны три разновидности информационно – логической модели:
1. иерархическая модель данных (ИМД) основана на графическом способе и предусматривает поиск данных по одной из ветвей «дерева», в котором каждая вершина имеет только одну связь с вершиной более высокого уровня.
2. сетевая модель данных (СМД) также основана на графическом способе, но допускает усложнение «дерева» без ограничения количества связей, входящих в вершину.
3. в реляционной модели баз данных (РМД) реализуется табличный способ. В РМД таблица называется отношением, строка – кортежем, а столбцы – атрибутами.
Конкретные способы и средства размещения данных, описанные логической модели, в физической среде хранения, определяют построение внутренней, физической модели организации баз данных. Физическая модель должна отвечать следующими требованиями:
сохранению смыслового содержания логической модели;
· максимальной экономии внешней памяти;
· минимизации затрат по управлению данными;
· максимальному быстродействию при поиске и при обработке запросов.
Физическое моделирование осуществляется средствами СУБД: языком описания данных (ЯОД), языком манипулирования данных (ЯМД), структурами хранения и поиска. Создаваемые модели могут базироваться на структуре хранения данных или сочетать структуру хранения и поисковыми структурами. В последнем случае после завершения этапа физического моделирования в памяти ЭВМ появляются файл базы данных и файлы поисковых структур. К поисковым структурам относят:
· Линейный список
· Цепной список
· Инвертированный файл
· Индексный файл
Вопросы разработки и внедрения баз данных

Наиболее частыми являются два подхода, используемые при проектировании баз данных: структурный и объективно ориентированный.
Популярность получил объективный подход, так как это обосновано его преимуществами: возможность разбить систему на совокупность независимых объектов и далее провести их независимую спецификацию, простой системы за счет использования принципов наследования и полиморфизма, возможностью объективного моделирования системы.
Объективная модель представления данных отлично подходит для применения при построении корпоративных информационных систем. В распоряжении разработчиков оказываются стандартизованные средства доступа к базам стандарта ODMG93.
С точки зрения особенностей моделей данных можно выделить две основные группы: чисто объективные СУБД (pureODBMS) и СУБД, основанные на модели сохраняемых объектов (persistentstoragemanagers).
Во всем мире множество компаний разрабатывают и применяют базы данных (БД) в маркетинговых и сбытовых целях, анализа степени использования основных фондов и оборотных средств, управления товарными запасами и т.д.
Отметим простоту администрирования и использования системы за счет новых решений: единая консоль управления серверами, наличие сценариев по администрированию и поддержке баз данных, интегрированные средства защиты, участие пользователя (назначение пользовательских задач) в реакции на события в системе и т. д.
Выбор СУБД – сложный процесс, который может состоять из нескольких этапов:
1) выбор языка программирования, составление перечня платформ, которые необходимо поддерживать, уточнение требований к сети, набор гетерогенных операций;
2) определение наивысших требований, которые предъявляются к системе в области поддержки версионности, рабочих групп, схемы развития;
3) оценка отработанных СУБД, основываясь на их технической документации;
4) проведение тестирования с максимальной имитацией особенностей функционирования; моделирование работы большого числа пользователей, требуемое распределение информации в сети, типичные механизмы доступа к данным;
5) проведение дополнительного тестирования для выявления возможностей архитектуры проектируемой системы;
6) оценка качества технической документации и определение наличия квалифицированной службы сопровождения и обучения.
Заключение

Информационные технологии – новая, формирующая наука. Но уже сейчас можно говорить о том, что применение информационных технологий может повысить в значительной степени эффективность систем управления.
В распоряжении экономистов и руководителей находится мощный арсенал аппаратных и программных средств, который за последние годы стал более доступным и совершенным. К аппаратным средствам относятся компьютеры, периферийные устройства, источники бесперебойного питания, технические средства презентаций, устройства коммуникаций. Программные – это операционные системы, пользовательские оболочки, вспомогательные программы, коммуникационные программы, антивирусные программы, текстовые и табличные редакторы, системы управления базами данных, офисные интегрированные пакеты, программы синтеза и распознавания речи программные продукты обеспечения распределенной обработки информации, бухгалтерские пакеты, финансовые пакеты, программные продукты планирования и прогнозирования деятельности предприятия и другие, корпоративные информационные системы.
Рациональное обоснование выбора необходимых информационных технологий и грамотное их использование на предприятии позволяет существенно повысить конкурентоспособность продукции и предприятия в целом, снизить трудоемкость рутинных работ, ускорить процессы получения информации, необходимой для принятия управленческого решения. Затраты на внедрение информационных технологий не только окупаются, но и дают прибыль. Крупные западные корпорации тратят на информационные системы от 1,5 до 4% своего годового оборота, то есть в пересчете на одного работающего от 3 до 12 тыс.USD. Прибыль от инвестиций в информационные технологии доходит до 81% на каждый вложенный доллар.
Информационные системы будут стремительно эволюционировать и дальше, давая толчок в развитии науки экономических и управленческих информационных технологий и приобретая все большую значимость как важнейший инструмент научно – технического и социально – экономического развития общества.
Оглавление

1. Первое задание: задача в MSExcel – График занятости персонала «Парка культуры» 4
2. Второе задание: проект (маркетинга изделия) в ППП TimeLine Диаграмма Гантта 5
3. Сетевая диаграмма 6
3. Третье задание: MicrosoftOutlook контакты 7
4. MicrosoftOutlook задачи 8
5. MicrosoftOutlook календарь 9
6. Список используемой литературы 10
Список использованной литературы

1. Гончарова А. Компьютер для менеджера. Самоучитель.- СПб: Питер, 2001.-464с.: ил.
2. Семенов М.И. Автоматизированные информационные технологии в экономике. – М.: Финансы и статистика, 2002.
3. Бизнес- планирование. Учебник / под ред. В.М. Попова.- М.: Финансы и статистика,2000.
4. Козырев А.А. Информационные технологии в экономике и управлении. – СПб.: Питер,2001.
5. Экономическая информатика: учебник. / Под ред. В.П. Косырева. – 2-ое изд., прераб. И доп. – М.: Финансы и статистика,2004. – 592.: ил.